Франшиза без роялти что это
Что такое паушальный взнос
Как его рассчитывают и платят
Паушальный взнос — единоразовый платеж, который покупатель франшизы (франчайзи) платит ее владельцу (франчайзеру), чтобы работать под чужим товарным знаком. Обычно это фиксированная сумма, одинаковая для всех покупателей франшизы.
В российском законодательстве нет понятия «паушальный взнос», а отношения между компанией, которой принадлежат права на бренд, и ее партнерами регулируются договором коммерческой концессии. По такому договору одна компания разрешает другой работать под своим торговым знаком, регистрируя это в Роспатенте.
За что и когда платят паушальный взнос
Паушальный взнос — это плата не только за то, что франчайзер разрешает покупателю работать под раскрученным именем. Вместе с товарным знаком франчайзи может получить технологию производства, инструкции, по которым должны работать сотрудники, маркетинговые стратегии, оборудование и так далее.
Партнеру передают стандарты ведения бизнеса, чтобы уровень сервиса и качество товаров или услуг были одинаковыми во всех точках, работающих под одной вывеской. Причем эти стандарты необходимо соблюдать.
Паушальный взнос и роялти
Паушальный взнос не единственный платеж со стороны франчайзи. Помимо единоразового взноса в договоре может быть предусмотрено, что франчайзи должны вносить ежемесячные выплаты — роялти. Они могут быть фиксированными, а могут составлять какой-то процент от оборота или выручки франчайзи.
Например, герои рубрики «Как открыть франшизу» рассказывали, что паушальный взнос в сети кофеен «Кофе-лайк» составляет 150 тысяч рублей, роялти — 4,5% от оборота. У детского центра «Бэби-клуб» разовый платеж — 500 тысяч рублей, ежемесячный — 15 тысяч. А бывает и так, что по условиям договора роялти не предусмотрено, а продавец зарабатывает только на паушальных взносах. Так работает, например, сеть магазинов украшений «Зифа».
Что влияет на размер паушального взноса
Стоимость франшизы, как и цена любого товара, складывается из себестоимости и прибыли продавца. Себестоимость зависит от того, что именно предоставляет франчайзер по договору концессии. Паушальный взнос должен как минимум компенсировать затраты продавца на создание условий для бизнеса франчайзи.
Вот что может входить в пакет франшизы:
В чем подвох франшизы без паушального взноса
Часть своих затрат франчайзер может заложить в будущие роялти. Если паушальный взнос небольшой или его вообще нет, это может компенсироваться высокими ежемесячными платежами.
Бывает, что франчайзер получает основную прибыль не от паушальных взносов и роялти, а от продажи собственных товаров в магазины, которые работают по франшизе. Например, так работают сети магазинов одежды и обуви. Владельцы торговой марки помогают партнеру открыть бизнес, а после становятся единственным поставщиком товара.
Как можно оплачивать паушальный взнос
Франчайзер может брать паушальный взнос с франчайзи частями: за право использования товарного знака, поставку оборудования, обучение персонала, создание сайта и так далее. Но чаще всего паушальный взнос нужно платить целиком и сразу.
Можно ли вернуть паушальный взнос
Вернуть паушальный взнос можно, только если франчайзер не передал покупателю право на использование товарного знака и не зарегистрировал договор в Роспатенте. Проверить это можно на сайте Института промышленной собственности. Если договор не зарегистрирован, несостоявшийся франчайзи должен направить продавцу франшизы письменное уведомление с просьбой вернуть ошибочный платеж.
Если франчайзер откажется, то надо обращаться в суд с требованием признать договор ничтожным. Право на использование товарного знака является основным предметом договора коммерческой концессии.
Паушальный взнос и бухгалтерия
У франчайзера и у франчайзи паушальный взнос отражается как нематериальный актив.
Если продажа франшизы — это основной источник дохода для владельца товарного знака, то паушальные взносы пройдут в бухгалтерских отчетах как часть доходов от реализации. Если же большую часть прибыли компании приносит другая деятельность, то паушальные взносы относятся к операционным доходам.
Бухгалтерия франчайзи учитывает паушальный взнос в расходах будущих периодов. Для этого обычно всю сумму платежа делят на несколько равных частей и распределяют как расходы по обычным видам деятельности на срок договора франшизы.
Если франчайзер платит НДС, то передача права на использование товарного знака по договору концессии считается оказанием услуг. Исчисление налога начинается с момента вступления договора в силу.
Паушальный взнос простыми словами
Один из способов начать бизнес — купить франшизу крупной или малоизвестной сети. Франшиза — это право заниматься бизнесом под именем другой компании. Кофейня «Шоколадница», ресторан «Иль Патио», бургерная «Блэк стар бургер» — это всё заведения, которые принадлежат разным людям, но работают под одним именем.
Акула Степан решает приобрести франшизу «Шоколадницы» и сталкивается с паушальным взносом. оплату за франшизу — паушальный взнос. Это первый взнос, после которого можно смело говорить: «У меня своя Шоколадница».
За эти деньги покупатель франшизы получает франшизный пакет — так называют наработки, которые сеть передает своему новому члену. Эти пакеты у всех разные, и каких-то стандартов нет. Так, во франшизный пакет могут входить:
За всё это или что-то из этого списка и платят первый взнос. Но главное, конечно, — бренд. Чем крупнее сеть, тем выше паушальный взнос. Этого Степан не знал и очень расстроился, когда «Шоколадница» попросила 2,5 млн рублей только в качестве первого взноса и 10 млн рублей на дальнейшие вложения.
Чем крупнее сеть, тем выше паушальный взнос
Степан решил не унывать и поискать, а нет ли франшиз без паушального взноса. Оказалось, что паушальный взнос есть всегда, разница только в сумме. У малоизвестных сетей она меньше, зато у популярных сетей одно только название — уже гарант успеха.
Владелец франшизы примерно знает, сколько можно заработать за первые два-три года. И назначает процент от этой суммы в качестве паушального взноса. Поэтому чем прибыльнее бизнес, тем больше придется отдать на старте.
Размер паушального взноса всегда считают от доходов за первые годы, но точной формулы нет — сумму устанавливает владелец на свое усмотрение.
Степан решил поискать оптимальный вариант и познакомился с владелицей франшизной сети пончиковых.
Информация о бизнесе конфиденциальна
Чтобы Степан мог стать частью сети пончиковых, сначала он должен подписать концессионный договор — это договор, который разрешает одному предпринимателю работать под товарным знаком другого.
В этом договоре прописывают всё-всё: размер паушального взноса, что входит во франшизный пакет, всевозможные интеллектуальные разработки.
Сразу после подписания договора Степан перевел на расчетный счет франчайзера паушальный взнос. Его владелица попросила внести единым платежом, хотя иногда платят частями — как решит владелец франшизы.
После этого Степан получил франшизный пакет и замолчал навсегда. Потому что вся информация о бизнес-модели, технологиях и разработках и вообще всё-всё, что передают по договору, — конфиденциально. Поэтому в интернете невозможно найти документы крупных сетей — их охраняют чуть ли не под грифом «Совершенно секретно».
Еще платят роялти
Дальше Степан начал делать ремонт, завозить оборудование, вешать вывеску под руководством владелицы франшизы. По договору Степан еще должен платить владелице роялти — это ежемесячные взносы за использование франшизы.
Роялти может быть разным: кто-то устанавливает процент от прибыли, кто-то от оборота. Размер роялти — это всегда какой-то процент, он зависит от известности бизнеса: крупные сети делают его побольше, а маленькие могут не делать совсем.
Паушальный взнос и роялти — что это и как рассчитать
Что такое паушальный взнос и роялти во франшизе? Почему некоторые франшизы стоят 200 тысяч, а другие 1 миллион? Почему в некоторых франшизах вообще нет паушального взноса и/или роялти? На чем зарабатывают такие компании?
Чтобы ответить на эти вопросы, сначала следует понять очень важную вещь — существуют франшизы товарные и в сфере услуг. И платежи для двух этих категорий будут рассчитываться абсолютно по-разному! Далее мы подробно расскажем, в чем отличия и как правильно посчитать вашу потенциальную прибыль от франчайзинга.
Также в этой статье мы ответим на самые популярные вопросы о паушальном взносе и роялти, которые могут возникнуть у вас при упаковке франшизы. И поговорим о других платежах, которые вы можете установить в рамках сотрудничества с франчайзи.
Паушальный взнос и роялти — что это такое простыми словами
Паушальный взнос — это единоразовый платеж, который покупатель (франчайзи) платит вам как владельцу франшизы, чтобы получить право войти в вашу франчайзинговую сеть.
Если говорить простыми словами, то паушальный взнос — это цена за вашу франшизу, ваши знания. Сюда входит плата за пользование товарным знаком и проверенной бизнес-моделью.
Роялти — это регулярный платеж (ежемесячный или ежеквартальный), который франчайзи платит за поддержку в деятельности со стороны головного офиса франчайзинговой сети, то есть вас и вашего отдела поддержки (управляющей компании). По сути, это оплата за помощь в ведении бизнеса после покупки франшизы.
Если рассматривать франшизу как автомобиль, то паушальный взнос — это цена машины, а роялти — это стоимость сервисного обслуживания.
Франчайзи заботится о своем авто, поэтому регулярно проходит в вашем сервисном центре техосмотр, диагностику, обновляет навигационную систему и т.д. Соответственно, каждый месяц он тратит определенную сумму на содержание своей “ласточки”.
Что входит в паушальный взнос
Для начала давайте зафиксируем, что у паушального взноса есть основа, некий ценовой каркас, к которому дальше добавляются всевозможные “примочки”.
В эту основу, как правило, входят франчбук (инструкции, описание бизнес-процессов) и право использовать товарный знак.
К дополнениям может относиться все, что требует затрат:
Чтобы наиболее точно определить все дополнительные траты, вы можете провести анализ конкурентов и составить перечень мероприятий, которые они включают в поддержку франчайзи. Из этого перечня вы сможете собрать собственный список мероприятий в поддержку ваших партнеров.
Иногда этого бывает достаточно, но для полной уверенности и составления действительно эффективной программы поддержки мы рекомендуем пошагово пройтись по структуре франшизы и подумать, как вы можете помочь франчайзи на каждом этапе деятельности.
Составьте таблицу, где будут прописаны расходы на каждый пункт поддержки. Так вы определите себестоимость услуг по поддержке ваших партнеров.
Как рассчитать паушальный взнос
Конечно, величина паушального взноса зависит не только от дополнительных услуг. Например, стоит обратить внимание на пакеты франшизы. Размер паушального взноса разных пакетов может варьироваться, например, в зависимости от числа жителей в населенном пункте.
Кроме того, следует учитывать популярность бренда и количество уже открытых и действующих точек по франшизе.
Таким образом, вам нужно будет провести анализ конкурентов и собрать максимальное количество информации, чтобы у вас было полное понимание, почему у этого конкурента паушальный взнос больше, чем у другого, и наоборот.
После анализа конкурентов переходим к оценке ваших дополнительных услуг в качестве поддержки франчайзи. Следует примерно оценить, сколько стоит каждый пункт.
Далее вы проводите сравнительный анализ между вашими услугами и предложениями конкурентов. В результате вы придете к средней приемлемой величине паушального взноса.
Основные характеристики роялти
Исходя из этого, можно вывести два основных фактора, которые характеризуют роялти: это ценность и обоснованность.
Ценность роялти. Франчайзи должен понимать, что если убрать хотя бы один элемент поддержки, то это сильно скажется на продуктивности его компании и прибыли. Например, во всех качественных франшизах есть техническая поддержка. Франчайзи может по любому вопросу обратиться к менеджеру по сопровождению, и получить от него полный содержательный ответ — инструкцию к действию. Без этой поддержки франчайзи попытается найти информацию в интернете или будет искать решение ситуации своим умом по наитию — но все эти пути неизвестны, не проверены и могут привести в итоге к отрицательному результату. Соответственно, франчайзи захочет платить роялти, поскольку это выгодно для его бизнеса.
Таким образом, в роялти нужно включать оплату за поддержку, которая несет ценность для франчайзи, и ценность эту можно обосновать.
Как рассчитать роялти во франшизе
Роялти может быть фиксированной суммой или в виде определенного процента от выручки или маржи франчайзи. Также роялти может быть в виде процента, но не менее конкретной минимальной суммы.
Чтобы рассчитать роялти, нужно понимать, что вы будете включать в эту величину, то есть какую поддержку вы будете оказывать франчайзи в ходе операционной деятельности.
Также, как и с паушальным взносом, мы рекомендуем пройтись по структуре франшизы и прописать все виды сопровождения ваших партнеров в ежедневной работе. Сюда можно отнести:
1. Работу с маркетингом, то есть вы можете взять на себя:
2. Ведение бухгалтерского учета и отчетности (частично зарплата бухгалтера).
3. Горячая линия поддержки для франчайзи (зарплата менеджера пропорционально между франчайзи) и т.д.
Следует отметить, что некоторые франшизы вовсе отказываются от роялти и получают деньги на развитие бизнеса только в виде паушальных взносов. От чего это зависит, читайте дальше.
Как сфера деятельности влияет на паушальный взнос и роялти
Если взглянуть на каталоги франшиз, то мы увидим огромный разброс цен за франшизы. С первого взгляда может показаться, что владельцы компаний ставят суммы «от балды», но это не так. По крайней мере, не всегда.
Для того, чтобы определить размеры паушального взноса и роялти, нужно в целом задуматься, чего вы хотите от франшизы и на чем вы можете получать доход. Вот тут, как раз и сыграет свою роль направление вашей деятельности. Давайте разбираться детально.
Паушальный взнос по франшизе услуг
Связано это еще и с рисками франшизы в сфере услуг. Очень часто бывает такое, что франчайзи получает от вас бизнес-модель, обкатывает ее на протяжении полугода, а потом говорит “ну все, тут все понятно, больше ничего нового я не узнаю” и расторгает договор. Соответственно, вы теряете:
Роялти по франшизе услуг
Если уж мы заговорили о поддержке, то следует рассказать о расчете стоимости за эту поддержку. Вообще роялти бывает двух видов (основных):
Существуют различные модификации типа фикс + % и т.д., но базовые варианты выглядят именно так.
Итак, мы уже выяснили, что роялти = поддержка. В сфере услуг эта поддержка будет работать как якорь для удержания франчайзи. Поэтому роялти во франшизе услуг должен быть.
Паушальный взнос в товарной франшизе
Если у вас товарная франшиза, то ценностью вашего бизнеса является товар. Именно на нем можно получать дополнительный доход по франшизе. Здесь популярным и оправданным вариантом заработка является централизованная поставка товара. Что в этом случае делать с паушальным взносом и роялти?
Как правило, паушальный взнос в товарных франшизах устанавливают небольшой. Так, если чистая ежемесячная прибыль вашего бизнеса составляет 200 тыс.руб., то можно сделать паушальный взнос в размере 300-500 тыс.руб.
Связано это с тем, что вы будете зарабатывать не на продаже самой франшизы, а на последующих поставках (об этом поговорим ниже в статье).
Кстати, здесь можно использовать ступенчатую модель паушального взноса. Для первых 10 франчайзи вы можете сделать паушальный взнос 100 тыс. руб., для следующих 10 партнеров — 200 тыс.руб. и т.д.
Плюсы ступенчатой модели:
Минусы ступенчатой модели:
Роялти в товарной франшизе
Роялти устанавливают для того, чтобы:
Если вы планируете получать дополнительный доход на централизованных поставках товара и понимаете, что этот доход покроет расходы на содержание управляющей компании — то можно обойтись совсем без роялти. Это очень распространенная практика для товарных франшиз.
Если вы все-таки хотите разделить оплаты, вы можете установить роялти. Для товарных франшиз рекомендуется роялти в виде % от выручки/прибыли. Связано это с тем, что финансовые показатели товарных компаний очень сильно привязаны к программному обеспечению (учет поставок, остаток и т.д.). Соответственно, франчайзер всегда может отследить реальные показатели денежного потока своих партнеров (если он имеет полный доступ к ПО франчайзи).
Стоит отметить, если вы установили роялти, то франчайзи должен понимать, за что он его платит. Иначе, партнер может решить, что вы просто наживаетесь на нем (паушальный взнос, роялти да еще и наценка на товар). Поэтому будьте крайне осторожны в денежных моментах, чтобы ваши франчайзи не начали искать пути обхода оплат.
Таким образом, сфера деятельности сильно влияет на размер паушального взноса и роялти. Это обязательно нужно учитывать.
Другие платежи в франшизе — кому и зачем они нужны
Помимо паушального взноса и роялти есть платежи, которые напрямую связаны с поддержкой, которую ваша управляющая компания будет оказывать франчайзи.
К таким платежам можно отнести:
Пример : Компания “220 вольт” включила в товарную линейку личный бренд. Они через своих поставщиков в Китае создали продукцию под личным брендом и продают ее в своих магазинах. Кроме того, продукцию других популярных брендов франчайзи также закупают у Головной компании, потому что это дешевле. Итого, франчайзер “220 вольт” получает наценку примерно 30% с других брендов и до 3000% наценки со своего личного бренда.
Когда платят паушальный взнос и роялти
Кто-то может сказать, что без экскурсии по компании нельзя принять окончательное решение, это как покупать “кота в мешке”. Но на самом деле, информация, которая необходима для принятия решения о сотрудничестве, по большей части является открытой. Даже финансовый план является открытой информацией. Этого более чем достаточно. А вот навязчивая заинтересованность в тонкостях работы, которая еще не началась — это должно вас насторожить. В этом случае следует грамотно донести до потенциального партнера необязательность изучения всей этой информации на этапе предварительных переговоров.
Существует распространенная практика, вроде арендных каникул, только для роялти. Это значит, что вы можете:
ТОП-3 случаев, когда вам придется вернуть деньги франчайзи
Надеяться на то, что ваши отношения со всеми партнерами сложатся хорошо — это правильно. Но не стоит уповать на одну только надежду.
Ситуации могут быть абсолютно разные, поэтому крайне важно предусмотреть все возможные варианты развития событий и максимально обезопасить себя.
Рассмотрим ТОП-3 самых распространенных случаев, когда суд вероятнее всего примет сторону истца (франчайзи) и вам придется вернуть деньги полностью или частично:
Это наиболее распространенные ошибки франчайзеров, но далеко не единственные. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что самое важное для вас как владельца франшизы — это продуманный грамотно прописанный договор и вовремя совершенные с договором манипуляции, установленные законодательством.
В этой статье мы с вами подробно поговорили о том, что такое паушальный взнос и роялти. Если у вас возникнут какие-то дополнительные вопросы или понадобится помощь в расчетах паушального взноса и роялти, мы всегда готовы помочь.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ — 1500 РУБ. (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ДО 1,5 ЧАСА)
Задайте вопрос руководителю проектов компании Francher, и он свяжется с вами в ближайшее время, чтобы помочь!
Для этого заполните форму обратной связи или воспользуйтесь одним из следующих контактов:
Что такое роялти в бизнесе?
Происхождение слова «роялти» относят к латинскому «царский, королевский, государственный». Большой юридический словарь дает такое определение: «компенсация за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности, выплачиваемая в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др.»
Простыми словами, в переводе с юридического на русский, определение роялти звучит так: регулярные платежи за пользование чужим умом, идеями, талантом и/или средствами. Это возмещение за право использовать патенты, компьютерные программы, модели, дизайн, товарные знаки, планы, формулы, авторское право на любые научные разработки, произведения из области литературы, кино, музыки или другую информацию и/или оборудование.
Понятие роялти есть в земельном праве и экономике: это отчисления за право разрабатывать природные ресурсы. Авторам книг роялти выплачивают за каждую публикацию, композиторам и поэтам-песенникам – за использование их музыки или песен. А в бизнесе существует понятие «франшиза», где тоже предусмотрены регулярные отчисления за получение выгоды с помощью чужих достижений.
Что такое франшиза и паушальный взнос
Франшиза (коммерческая концессия, франчайзинг) – вид отношений между рыночными субъектами, при которых одна из сторон передает за плату другой стороне права на определенный вид деятельности с использованием разработанной первой стороной бизнес-модели. Т. е. покупатель (франчайзи) имеет право использовать технологию, сырье, товарные знаки или бренды продавца (франчайзера).
Рассмотрим гипотетическую ситуацию: есть возможность торговать пирожками вразнос, но нет желания, есть желание открыть ресторан, но нет возможности. Франшиза – как раз тот самый инструмент, которые поможет соединить желания и возможности.
Потенциальный ресторатор может обратиться к опыту своих преуспевающих коллег: позаимствовать их рецептуру, калькуляцию блюд, схему рассадки гостей, дизайн, технологии и даже оборудование. Разумеется, с согласия последних и за определенную сумму. Популярный ресторан может предоставить свой логотип, фирменные цвета, рекламные «фишки» и т. д. Это сделает новое заведение узнаваемым, привлечет в ресторан гостей и поможет франчайзи добиться успеха. Но франшиза — это не благотворительность, франчайзер тоже обязан получать определенную выгоду.
За согласие опытных рестораторов поделиться своими наработками начинающий бизнесмен заплатит так называемый паушальный взнос. Это разовая выплата компании за выход на рынок под ее маркой. Как правило, известные фирмы или торговые марки «стоят» больше, но их преимущества в популярности и отлаженных схемах ведения бизнеса. Мелкие или недавно созданные компании устанавливают скромные суммы, но франчайзи придется учитывать необходимость рекламных акций или других проектов по продвижению.
Нельзя путать паушальные выплаты и роялти. Паушальная выплата – это первоначальный платеж за право приобрести франшизу, а роялти – постоянная плата за ее использование.
Зачем нужна франшиза
Ошибочно утверждать, что франчайзинг нужен только новичкам. Для уже существующих предприятий это возможность:
Сотрудничество может быть выгодным для обеих сторон, если расценивать франчайзинг как стартовую площадку для новичка и стабильный доход для бизнесмена со стажем. Если же франчайзер намерен только быстро получить солидную сумму, а франчайзи не понимает, во что ввязывается, ни о каком успехе речи не идет. Верно и обратное: если франчайзер не в силах заставить своего партнера добросовестно выполнять работы и взятые на себя обязательства, убытки неизбежны.
Зачем платить роялти?
Простой пример: звучащая в кинофильме гениальная музыка привлекает зрителей, следовательно, приносит выгоду создателям картины и кинопрокату. Но справедливость (и закон) требует, чтобы композитор тоже не оставался в стороне от этого «денежного дождя».
Договор, заключенный с автором или его правопреемником, обязывает платить роялти за каждое использование произведения. Чем популярней мелодия, тем больше отчислений получает композитор. Примерно так же обстоит дело и в науке. Формула, компьютерная программа или технология оплачиваются взносом каждый раз, когда их используют.
В бизнесе все немного иначе. В договоре франшизы прописаны не только сумма роялти, но и сроки выплат. Изначально целью платежа для франчайзера было получение дохода, но сейчас эти деньги чаще всего идут на развитие и продвижение франчайзинга. Есть случаи, когда владельцы совсем отказываются от таких выплат, получая прибыль от «раскрутки» нового бренда или торговой наценки.
Виды роялти
Владелец франшизы устанавливает сумму выплат, отталкиваясь от собственной выгоды. Это может быть особый подход к каждому потенциальному партнеру или одинаковый платеж для всех. На уступки чаще всего идут небольшие предприятия. Крупные фирмы работают по установленным правилам и редко соглашаются их пересмотреть. Более того, кандидату иногда приходится доказывать, что он достоин стать партнером известной компании.
В бизнесе используются следующие виды роялти:
Роялти – не обязательный компонент франшизы. Новые, еще не получившие известности бренды или компании, предлагают товарные знаки или товар без оплаты, довольствуясь только паушальным взносом. Чаще всего так поступают торговые фирмы или магазины.
Оплата роялти: когда она происходит?
Если речь идет о роялти в бизнесе, то сроки выплат оговариваются договором франшизы. Обычно франчайзер устанавливает ежемесячные или ежеквартальные взносы. Но здесь возможны варианты. Иногда компании на начальном этапе предоставляют своим новым партнерам небольшой промежуток времени без оплаты. За этот срок франчайзи может уверенно «встать на ноги» и добиться стабильного дохода.
Как правило, такие послабления дают крупные компании, заинтересованные в развитии своих сетей. И это оправдано: чем больше успешных франчайзи, тем больше отчислений. Представители крупного бизнеса часто предлагают помощь новым партнерам консультациями или обучением персонала. В конечном итоге выигрывают от этого обе стороны.
Размер роялти
Не существует одинаковой для всех схемы расчета платежей. Крупные компании или бренды обычно устанавливают значительные суммы взноса, а выплаты роялти небольшим или неизвестным предприятиям будут гораздо скромнее.
Чтобы сформировать «вменяемый» размер роялти, нужен четкий план действий. Мало одного желания получать ежемесячную прибыль в определенном объеме. Так называемая «упаковка франшизы» предусматривает:
Кроме этого, «на берегу» стоит четко оговорить за что клиент платит паушальный взнос и роялти, перечислить конкретные действия, товары или услуги, расписать схему будущего взаимодействия. Порой провести эти мероприятия не под силу даже опытному бизнесмену. И здесь пригодятся консультационные фирмы, специализирующие в этой области.
К сожалению, на рынке хватает франчайзеров, желающих получить все и сразу. Они устанавливают непомерные размеры паушального взноса или роялти в надежде хорошо зарабатывать каждый месяц. Стоят ли их предложения запрошенных денег, сказать сложно. Нужен анализ предприятия и рынка. Будет не лишним обратиться к консультантам по финансам, юристам, уточнить сумму и сроки выплат, чтобы не заработать проблемы вместо денег.
Из чего формируется роялти?
Выплаты рассчитывают по разным схемам, и у каждой есть преимущества:
Фиксированный роялти может меняться в зависимости от расположения или района, в котором планирует работать франчайзи (арендатор). В тех местах, где бренд еще плохо известен, спрос на товары, как правило, низкий. Чтобы увеличить популярность товара, франчайзер может пойти на снижение роялти. Если же ситуация обратная (большой спрос, высокая покупательская способность), выплаты увеличиваются.
Иногда компании-франчайзеры стимулируют партнеров с помощью уменьшающегося роялти. Это означает, что при достижении компанией-франчайзи определенных успехов в бизнесе, первоначальный взнос может быть пересмотрен в сторону уменьшения.
Для защиты франчайзера от неудач партнеров устанавливается минимальный роялти. Если новую компанию преследуют неудачи, она все равно выплачивает за франшизу оговоренный минимум.
Франшиза без роялти
Существует и такое явление, как франшиза без роялти. Чаще всего от регулярных выплат отказываются торговые предприятия. И это им выгодно: получатель франшизы выступает в роли распространителя рекламы и оптового покупателя одновременно. Чем больше франчайзи закупит товаров, чем быстрее продаст их через свою торговую точку, тем лучше для всех. А доход владельцу обеспечивают увеличение продаж и торговые наценки.
Иногда франшизы услуг (салоны красоты, курьерские и клининговые компании, сервисные центры) заменяют регулярные отчисления на обязательства по закупке расходных материалов. Например, сеть салонов красоты предоставляет свой бренд взамен на обязательную покупку у фирмы-франчайзера средств по уходу за волосами или кожей. А чтобы все было «по-честному», в оговоренные сроки оба партнера сверяют графики закупок.
Две стороны роялти: плюсы и минусы
Абсолютного счастья для всех не бывает. Общественные взаимоотношения всегда строятся на компромиссах. Франчайзинг может оказаться решением всех вопросов или крупной неудачей. Для того, кто предоставляет лицензию или торговую марку, выплата роялти безусловно выгодна. Франчайзер получает регулярный доход просто за аренду торговой марки или авторского права.
Фиксированные взносы выгоднее для франчайзи (того, кто получает права на использование): компания получает простор для маневра. Можно заранее рассчитать выплаты, создать «подушку безопасности» в удачные периоды и использовать накопленные средства в тяжелые времена застоя в делах.
Франчайзеру удобнее пользоваться процентным роялти. Это позволяет «держать руку на пульсе», оценивать работу партнеров по прибыли от их деятельности. Франчайзи часто не горят желанием отдавать большие суммы, но их успехи в бизнесе увеличивают заинтересованность владельца. То есть, чем больше роялти, тем больше прибыть обоих партнеров, что позволяет надеяться на поддержку франчайзера. Возможно, хорошая репутация и регулярные платежи помогут в случае проблем по принципу: «сначала студент работает на зачетку, а потом зачетка на студента».
Одна из частых проблем сотрудничества – начинающему бизнесмену трудно определить, стоит ли франшиза своих денег. Иногда эта схема просто не оправдывает себя. Чтобы как-то подстраховаться от убытков, стоит изучить договор внимательнее, чем брачный контакт. Консультация с юристами в этом плане избавит от части проблем в будущем. Причем желательно привлечь к проработке документов не только своих, но и сторонних консультантов. Пристальное внимание нужно уделить пунктам о начислении штрафов и повышении ставки платежа по усмотрению франчайзера.
Средняя ставка роялти 5-10%. Показатели выше или ниже этого значения заставляют задуматься о добросовестности владельца. Стоит найти информацию о реальных владельцах конкретной франшизы, пообщаться с теми, кто работал с выбранной компанией или владельцем.
Отсутствие роялти – часто (но не обязательно) примета новых компаний. Это означает, что бренд еще не «раскручен» и работать придется фактически «с нуля».
«Подводные камни» роялти
Роялти – это взнос за аренду бренда, технологии или интеллектуальной собственности. Не покупку, а именно аренду. Это важно, так как при покупке можно делать со своим приобретением все что угодно, а при аренде ничего менять нельзя. Отсюда вытекает одна из возможных проблем – изначально «плохая» франшиза: нежизнеспособная идея или бизнес-план, провальная технология, бренд с «подмоченной» репутацией.
Для новых компаний это почти всегда означает полный провал. Простой в бизнесе, прибыли нет, вложения не окупаются, помощи от франчайзера не дождешься, а приходится еще и платить роялти. В такой ситуации у франчайзи почти нет выхода. Оговоренный в договоре процент все равно придется выплатить, так как франчайзер имеет право потребовать деньги через суд.
Избежать проблем поможет только адекватная оценка бренда, компании или условий еще до заключения договора. Необходимо грамотно оценить размеры платежей и их целесообразность. Если суммы завышены, нужно узнать почему так происходит, и какую выгоду способна получить новая компания от увеличенного роялти.
Франчайзерам тоже могут грозить неприятности: несвоевременные выплаты или отказ от платежей, недобросовестность нового партнера, нежелание «приложить руки» или «включить мозги». Нередко франчайзеры сталкиваются с неготовностью арендатора к продуктивной работе: «я не думал, что будет так сложно».
Успех в развитии бизнеса принесут обоснованная сумма роялти, четко прописанные в договоре права и обязанности сторон, перечисление абсолютно всех платежей, мер, схем, условий или услуг. Нельзя рассчитывать, что франчайзи по умолчанию выполнит все, на что надеется франчайзер. Обговорить придется каждую мелочь, даже очевидные вещи.
Франшиза без роялти тоже может стать «котом в мешке»: от ежемесячных платежей, как правило, отказываются новые бренды или недавно появившиеся фирмы. С одной стороны, они не требуют высокого паушального взноса и это выгодно франчайзи, с другой – нет гарантии в быстром продвижении бизнеса.
Роялти – плата за успех в бизнесе
Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Начиная свое дело, предприниматель мечтает о финансовом успехе, постоянном росте доходов, расширении единичного бизнеса в развернутую сеть вплоть до международного масштаба. И это вполне осуществимо. Но редко кто задумывается о том, сколько усилий, времени, денег и нервов потребует воплощение мечты в жизнь. Тех, кто хочет только «заработать по-быстрому», ждет разочарование, деньги с неба не падают.
Франшиза – хорошая возможность сделать первый шаг на пути к успеху. Если человек готов нести ответственность перед партнерами и сотрудниками, умеет решать возникающие проблемы, накопил достаточно знаний и собрал надежную команду, то роялти для него – плата за стабильное будущее.