Франция и священная римская империя что общего
Первым государством, решившим оспорить права Империи и отстаивать свою независимость от нее, была Франция, которая с не меньшим правом, чем Германия, могла считать себя преемником монархии Карла Великого (768-814). Одновременно, по мере образования своего национального государства, Франция начинает бороться с Германией за обладание рейнскими землями, на которые оба государства заявляли
одинаковые притязания. Эта борьба, по словам французского историка
B момент столкновения между римским папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом Красивым [118] (в его основе лежало стремление Франции быть независимой от папского престола) встал вопрос об отношениях Франции и Священной Римской империи.
Доказательства независимости Франции от империи приводились и в других трактатах. Так, в анонимном трактате «Disputatio inter clericiim et militem» говорится, что « как император имеет право создавать законы для всей своей империи, так король французов может занять его место в отношении своих подданных и создавать свои законы, будучи в своем государстве в отношении светских дел верховным и настоящим
Развивая далее мысль о главенстве Франции, после приобретения королем домена Арля, лежащего по ту сторону Рейна и Ломбардии, Дюбуа мечтает об имперской короне для Франции, которую Филипп Красивый
Претворение идей, высказывавшихся во Франции в первой половине XIV века, в действительность, было прервано продолжительным противостоянием между Францией и Англией, вошедшим в истории под названием Столетней войны (1337—1453 гг.). Несмотря на все бедствия, выпавшие на долю Франции в ходе этого длительного противостояния,
положительным итогом войны можно считать укрепление национального
империи Максимилиан. Империя создавалась фактически без крови, при
Особенно эти претензии на господство проявились во внешней политике императора Карла V, которая, по словам советского историка С.Д. Сказкина, поражает причудливым сочетанием реальности с
фантастичностью [136] [137] — это была политика, подчиненная идеальной цели
создания единой универсальной католической монархииѴ И эта идея, как ни странно, находила отклик у современников. Поэт Ариаст писал: «Господь Бог приготовил для императора славу более высокую, чем слава Алгуста, подчинив его законам (законам императораКарла V.
Идея реставрации Священной Римской империи нашла свое отражение в произведениях представителя немецкого Возрождения Ульриха фон
Оба претендента боролись за этот титул всеми доступными средствами. Co стороны Карла ставка делалась на антифранцузские настроения времен Максимилиана I [145] [146] [147] 5 связанные с идеей враждебного отношения Империи к
Франции и с надеждой на возвращение итальянских областей, отторгнутых от Империи предшествующими французскими королями ЦЛилан, Генуя,
Участие Франции в этом союзе германских государств позволило ей к началу 1552 года начать расширение своей территории за счет закрепления за собой городов Меца, Туля и Вердена, а также независимого Лотарингского герцогства, находившегося под французским влиянием: его
Ho французскому королю Генриху II не удалось закрепиться на этих границах из-за политики Морица Саксонского, который сначала был против императора, а затем сблизился с братом императора Фердинандом, римским
Като-Камбрезийский мир (3 апреля 1559 г.) [170] [171] положил конец борьбе Франции с Габсбургами за европейское лидерство. Франция отказалась от всех своих итальянских владений и теряла на долго роль доминирующей европейской державы. Эта потеря усугубилась религиозными войнами во
Эта теоретическая борьба во Франции, как и процесс образования централизованного государства, была прервана событиями Столетней войны.
Потерпев поражение в легитимной борьбе с представителями Габсбургов за титул императора Священной Римской империи в начале XVI века, французские короли перешли к новой тактике во взаимоотношениях с Империей, которая была сведена к следующему: ослабление влияния Габсбургов в Священной Римской империи путем поддержки сепаратизма немецких князей; достижение доминирования в германских землях и расширение территории за счет рейнских областей. Эта тактика осуществлялась Францией посредством интриг и военной силы.
He добившись намеченных целей в отношении Священной Римской империи, Франция со второй половины XVI века вступила в очередную полосу испытаний своей государственной целостности в ходе религиозных войн. Несмотря на неудачи, Франции удалось добиться одного важного результата: средневековая идея верховенства власти императора Священной Римской империи над странами окончательно ушла в прошлое, идея Священной Римской империи стала ассоциироваться только с германскими княжествами.
Вопрос
Заполните таблицу «Развитие Священной Римской империи, Франции и Англии в XI—XV вв.»
Ответ
Таблица «Развитие Священной Римской империи, Франции и Англии в XI—XV вв.»
Линии сравнения | Священная Римская империя | Франция | Англия |
---|---|---|---|
Размеры страны и королевских владений | Крупное государство. Размер королевский владений постоянно уменьшался. | крупная страна; В XI веке королевские владения были очень малы, в XV веке составляли более половины страны | средних размеров страна с постепенно увеличивающимися размерами королевских владений |
Власть короля | ограничивалась высшей аристократией империи, не была наследственной | наследственная, неограниченная | наследственная, частично ограниченная парламентом |
Отношения между королем и церковью | борьба за политическую власть | с XIV века короли стремились подчинить церковь своей власти | короли периодически предпринимали попытки подчинить себе церковь |
Участие в крестовых походах и их результаты для страны | участие в большей части походов, результат — ослабление королевской власти | участие во всех крестовых походах, результат — ослабление земельной аристократии, что способствовало усилению королевской власти | участие только в первых трех походах, результат — ослабление королевской власти |
Сословные собрания и их влияние на управление страной | с конца XV века — рейхстаг, представлявший интересы основных сословий империи | с XIV века — Генеральные штаты, которые собирались только для утверждения королевских законов | с 1265 года — парламент, без согласия которого не мог быть принят ни один закон |
Развитие в сторону большей централизации или в сторону большего дробления | развитие шло в сторону децентрализации (дробления) | развитие шло в сторону централизации | развитие шло больше в сторону централизации |
ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ
задайте свой вопрос и получите ответ
Священная Римская Империя в X-XIII веках
Удерживать такие территории тогда еще не умели.
Основание Священной Римской империи произошло в 962 году. Осуществлено оно было королем Оттоном I.
Священная Римская Империя
Площадь государства примерно в начале 17 века
Идея Св. Августина Св. Августин в свое время предпринял критическую разработку в своем трактате под названием «О граде Божием» языческих представлений о вечной и универсальной монархии.
Учение это средневековые мыслители истолковали в политическом аспекте, более позитивно, чем сам его автор.
Побуждали их к этому комментарии на Книгу Даниила Отцов церкви.
Согласно им, Римская империя будет являться последней из великих держав, которая погибнет только с пришествием на землю Антихриста.
Таким образом, образование Священной Римской империи стало символизировать единство христиан.
История возникновения титула
Сам термин, обозначающий это государство, довольно поздно появился. Сразу после того, как был коронован Карл, он воспользовался неуклюжим и длинным титулом, отброшенным вскоре. В нем присутствовали слова «император, правитель Римской империи».
Все его преемники именовали себя Император Август (без территориальной конкретизации).
Со временем, как предполагалось, бывшая Римская империя войдет в державу, а затем и весь мир. Поэтому иногда именуют Оттона II Император Август римлян. А затем, со времен Оттона III, данный титул является уже непременным.
История названия государства
Само словосочетание «Римская империя» использоваться стало как название государства с середины 10 века, закрепилось окончательно в 1034 году. Не нужно забывать, что византийские императоры также считали себя преемниками Римской империи, поэтому присвоение германскими королями данного названия вело к некоторым дипломатическим осложнением.
Встречается определение «Священная» в документах Фридриха I Барбароссы с 1157 года. В источниках с 1254 укореняется обозначение полное («Священная Римская империя»).
То же название по-немецки мы находим в документах Карла IV, к нему добавляются с 1442 года слова «Немецкой нации», сначала для того, чтобы отличить от Римской империи немецкие земли.
Каролингские императоры
От каролингского, более раннего, периода брала начало средневековая теория так называемого Божественного государства. Во второй половине 8 века в состав Франкского королевства, созданного Пипином и сыном его Карлом Великим, входила большая часть территории Западной Европы. Это делало данное государство подходящим на роль выразителя интересов Святого престола. В этой роли была заменена им Византийская империя (Восточная Римская). Увенчав в 800 году, 25 декабря, императорской короной Карла Великого, папа Лев III решил порвать связи с Константинополем. Он создал Западную империю.
Политическая трактовка власти Церкви как продолжения Империи (древней) этим самым получила свою форму выражения.
Основывалась она на представлении о том, что возвышаться над миром должен один политический властитель, который действует в согласии с Церковью, также общей для всех. Причем обе стороны обладали своими сферами влияния, установил которые Бог.
Такое целостное представление о так называемом Божественном государстве осуществил в своем правлении практически в полном объеме Карл Великий. Хотя оно распалось при его внуках, в умах продолжала сохраняться традиция праотца, что привело к учреждению в 962 году Оттоном I особого образования. Оно получило впоследствии название «Священная Римская империя». Именно об этом государстве идет речь в этой статье.
Германские императоры
Оттон, император Священной Римской империи, располагал властью над самым могущественным в Европе государством.
Оттон, император Священной Римской империи
Он смог возродить империю, сделав то, что совершил в свое время Карл Великий. Но владения этого императора были, однако, существенно меньше, чем принадлежавшие Карлу. Входили в них в основном германские земли, а также территория центральной и северной Италии. Распространялся ограниченный суверенитет на некоторые пограничные нецивилизованные области. Не давал тем не менее королям Германии императорский титул больших полномочий, хотя они теоретически стояли выше королевских домов на территории Европы.
Правили императоры в Германии, используя для этого административные механизмы, уже существующие. Очень незначительным было их вмешательство в дела вассалов в Италии. Здесь основной опорой феодальных вассалов являлись епископы различных ломбардских городов. Император Генрих III, начиная с 1046 года, получил право по своему выбору назначать пап, так же, как он это делал в отношении епископов, принадлежащих к германской церкви.
Принципы эти разрабатывались на территории, расположенной на границе между Германией и Францией. Папство после смерти Генриха обратило против императорской власти идею свободы Божественного государства. Григорий VII, римский папа, утверждал, что духовная власть является выше по отношению к светской. Он начал наступление на императорское право, стал назначать самостоятельно епископов. Эта борьба вошла в историю под названием «борьба за инвеституру». Она продолжалась с 1075 года по 1122.
Династия Гогенштауфенов
Достигнутый в 1122 году компромисс не привел, однако, к окончательной ясности в насущном вопросе о верховенстве, а при Фридрихе I Барбароссе, который был первым императором, принадлежавшим к династии Гогенштауфенов (занявшим спустя 30 лет трон) борьба между империей и папским престолом разгорелась вновь.
К словосочетанию «Римская империя» при Фредерике добавилось впервые определение «Священная». То есть государство стало называться Священная Римская империя. Данная концепция дальнейшее обоснование получила тогда, когда стало возрождаться римское право, а также налаживаться контакты с влиятельным византийским государством. Период этот являлся временем наивысшего могущества и престижа империи.
Распространение власти Гогенштауфенов
Фридрих, а также его преемники на троне (другие императоры Священной Римской империи) централизовали систему управления на территориях, принадлежавших государству. Они покорили, кроме того, итальянские города, а также установили сюзеренитет над находящимися вне империи странами.
Гогенштауфены по мере продвижения Германии на восток распространили и в этом направлении свое влияние. К ним в 1194 году отошло Сицилийское королевство. Произошло это через Констанцию, которая являлась дочерью сицилийского короля Рожера II и супругой Генриха VI. Это привело к тому, что папские владения оказались полностью окружены землями, являющимися собственностью государства Священной Римской империи.
Империя приходит в упадок
Гражданская война ослабила ее мощь. Разгорелась она между Гогенштауфенами и Вельфами после того, как Генрих в 1197 году преждевременно умер. Папский престол при Иннокентии III доминировал вплоть до 1216 года. Этот папа настоял даже на праве решать спорные вопросы, возникающие между претендентами на трон императора.
Фридрих II после смерти Иннокентия вернул былое величие императорской короне, но вынужден был предоставить право германским князьям осуществлять в своих уделах все, что им вздумается. Он, отказавшись таким образом от главенства в Германии, решил сосредоточить все свои силы на Италии, укрепить здесь позиции в непрекращающейся борьбе с папским престолом, а также с находившимися под управлением гвельфов городами.
Власть императоров после 1250 года
Закат империи
Но слава государства уже осталась в прошлом. Несмотря на предпринимаемые Петраркой и Данте усилия, отвернулись от идеалов, изживших себя, представители зрелого Возрождения. А слава империи являлась их воплощением.
Теперь лишь Германией ограничивался ее суверенитет. Отпали от нее Бургундия и Италия. Государство получило новое название.
Оно стало именоваться «Священной Римской империей немецкой нации».
К концу 15 века прервались последние связи с престолом папы. К этому времени короли Священной Римской империи стали принимать титул, не отправляясь для получения короны в Рим. Власть князей в самой Германии усилилась. Принципы избрания на трон с 1263 года были определены в достаточной степени, а в 1356 году закреплены Карлом IV. Семь выборщиков (их называли курфюрстами) использовали влияние для того, чтобы выдвигать различные требования к императорам. Это сильно ослабляло их власть.
Ниже представлен флаг римской империи, существовавший с 14 века.
Флаг Священной Римской империи
Габсбургские императоры
Корона с 1438 года находилась в руках Габсбургов (австрийских). Следуя тенденции, существовавшей в Германии, они жертвовали интересами нации ради величия своей династии. Карл I, король Испании, в 1519 году был избран под именем Карла V римским императором.
Он объединил под властью своей Нидерланды, Испанию, Германию, Сардинию и Сицилийское королевство. Карл, император Священной Римской империи, в 1556 году от престола отрекся. Испанская корона после этого отошла к Филиппу II, его сыну. Преемником Карла в качестве императора Священной Римской империи был назначен Фердинанд I, его брат.
Распад империи
Князья на протяжении всего 15 века пытались безуспешно усилить роль рейхстага (представлены на котором были курфюрсты, а также менее влиятельные князья и города империи) за счет императора. Реформация, произошедшая в 16 веке, разрушила существовавшие надежды на то, что старую империю можно перестроить. В результате явились на свет различные секуляризованные государства, а также начались раздоры на почве религии.
Власть императора теперь являлась декоративной. В съезды дипломатов, занятые пустяками, превратились заседания рейхстага. Империя выродилась в непрочный союз между множеством мелких независимых государств и княжеств. В 1806 году, 6 августа, Франц II отказался от короны. Так распалась Священно Римская империя германской нации.
А после разрушения империи Наполеоном 1806м году, целыми из имперских осколков, остались только Англия и Россия.
Священная Римская империя — основа западного проекта
Империя превратилась в фикцию. Как подчёркивал Наполеон в письме к Талейрану после Пресбургского договора: «Больше не будет рейхстага. больше не будет и Германской империи». Ряд германских государств образовали Рейнский союз под покровительством Парижа. Наполеон I провозгласил себя истинным преемником Карла Великого и претендовал на господство в Германии и в Европе.
22 июля 1806 года австрийский посланник в Париже получил ультиматум Наполеона, согласно которому в случае, если Франц II не отречётся от престола империи до 10 августа, французская армия атакует Австрию. Австрия не была готова к новой войне с империей Наполеона. Отказ от короны стал неизбежен. К началу августа 1806 года, получив гарантии французского посланника, что Наполеон не наденет корону римского императора, Франц II решился пойти на отречение. 6 августа 1806 года Франц II объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это возникшей невозможностью исполнения обязанностей императора после учреждения Рейнского союза. Священная Римская империя перестала существовать.
Герб императора Священной Римской империи из династии Габсбургов, 1605 год
Основные вехи из истории империи
2 февраля 962 года в соборе Святого Петра в Риме германский король Оттон I был торжественно увенчан императорской короной. Церемония коронации возвещала о возрождении Римской империи, к названию которой позднее добавили эпитет Священная. Столицу некогда существовавшей Римской империи не зря прозвали Вечным городом: на протяжении веков людям казалось, что Рим был всегда и будет существовать вечно. Так же относились и к Римской империи. Хотя древняя Римская держава рухнула под натиском варваров, традиция продолжала жить. Кроме того, погибло не все государство, а лишь его западная часть — Западная Римская империя. Восточная же часть выстояла и под названием Византии просуществовала ещё около тысячи лет. Авторитет византийского императора первое время признавали и на Западе, где германцами были созданы так называемые «варварские королевства». Признавали до тех пор, пока не появилась Священная Римская империя.
По сути, первая попытка возродить империю была сделала Карлом Великим в 800 году. Империя Карла Великого была своего рода «Евросоюзом-1», который объединял основные территории главных государств Европы — Франции, Германии и Италии. Священная Римская империя — феодально-теократическое государственное образование, должна была продолжить эту традицию.
Карл Великий ощущал себя наследником императоров Августа и Константина. Однако в глазах василевсов-правителей Византийской (Ромейской) империи, подлинных и законных наследников древних римских императоров, он был лишь варваром-узурпатором. Так возникла «проблема двух империй» — соперничество между западными и византийскими императорами. Была лишь одна Римская империя, но два императора, каждый из которых претендовал на универсальный характер своей власти. Карл Великий сразу после коронации в 800 г. пользовался длинным и неуклюжим титулом (вскоре забытым) «Карл, светлейший Август, боговенчанный, великий и миролюбивый император, правитель Римской империи». В дальнейшем императоры, начиная с Карла Великого и до Оттона I, называли себя просто «Император Август», без какой-либо территориальной конкретизации. Считалось, что со временем в державу войдет вся бывшая Римская империя, в конечном итоге — весь мир.
Оттона II иногда именуют «Император Август римлян», а начиная с Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание «Римская империя» как название государства стало использоваться с середины X в., а окончательно закрепилось в 1034 году. «Священная империя» встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы. С 1254 г. в источниках укореняется полное обозначение «Священная Римская империя», а с 1442 г. к нему добавляются слова «Немецкой нации» (Deutscher Nation, лат. Nationis Germanicae) — вначале чтобы отличить собственно немецкие земли от «Римской империи» в целом. В указе императора Фридриха III от 1486 г. о «всеобщем мире» говорится о «Римской империи немецкой нации», а в постановлении Кёльнского рейхстага 1512 г. использована окончательная форма «Священная Римская империя немецкой нации», просуществовавшая до 1806 года.
Каролингская империя оказалась недолговечной: уже в 843 году три внука Карла Великого поделили ее между собой. Старший из братьев сохранил за собой императорский титул, передававшийся по наследству, но после распада Каролингской империи престиж западного императора стал неудержимо угасать, пока и вовсе не погас. Однако проект объединения Запада никто не отменял. После нескольких десятилетий, наполненных бурными событиями, войнами и потрясениями, восточная часть бывшей империи Карла Великого, Восточно-Франкское королевство, будущая Германия, стало наиболее сильной в военном и политическом отношении державой Центральной и Западной Европы. Германский король Оттон I Великий (936-973), решив продолжать традицию Карла Великого, завладел Итальянским (бывшим Лангобардским) королевством со столицей в Павии, а спустя десятилетие добился, чтобы папа короновал его в Риме императорской короной. Таким образом, воссоздание Западной империи, просуществовавшей, непрерывно видоизменяясь, вплоть до 1806 года, явилось одним из важнейших событий в истории Европы и мира, и имело далеко идущие и глубокие последствия.
Римская империя стала фундаментом Священной Римской империи — христианско-теократической державы. Благодаря своему включению в священную историю христианства Римская империя обрела особое освящение и достоинство. Её недостатки постарались забыть. Унаследованная от римской античности идея всемирного господства империи тесно переплелась с притязаниями римского престола на верховенство в христианском мире. Считалось, что император и папа, два высших, призванных на служение самим Богом, представителя Империи и Церкви, должны в согласии править христианским миром. В свою очередь, весь мир должен был рано или поздно попасть под господство «библейского проекта» во главе с Римом. Так или иначе этот же проект определил всю историю Запада и значительную часть мировой истории. Отсюда крестовые походы против славян, балтов и мусульман, создание огромных колониальных империй и тысячелетнее противостояние западной и русской цивилизаций.
Власть императора по самой своей идее была универсальной властью, ориентированной на всемирное господство. Однако в реальности императоры Священной Римской империи повелевали только Германией, большей частью Италии и Бургундией. Но по своей внутренней сути Священная Римская империя являлась синтезом римских и германских элементов, породившим новую цивилизацию, которая пыталась стать во главе всего человечества. От античного Рима папский престол, который стал первым «командным пунктом» (концептуальным центром) западной цивилизации, унаследовал великую идею мироустройства, охватывающего множество народов в едином духовном и культурном пространстве.
Римской имперской идее были присущи цивилизаторские притязания. Расширение империи по римским представлениям означало не просто приращение сферы господства римлян, но и распространение римской культуры (позднее — христианской, европейской, американской, постхристианской-популярной). В римских понятиях мира, безопасности и свободы находило свое отражение представление о более высоком порядке, которое несет культурному человечеству господство римлян (европейцев, американцев). С этой имевшей культурное обоснование идеей империи слилась христианская идея, полностью возобладавшая после падения Западной Римской империи. Из идеи сплочения всех народов в Римскую империю родилась идея объединения всего человечества в христианскую империю. Речь шла о максимальном расширении христианского мира и в защите его от язычников, еретиков и иноверцев, заступивших на место варваров.
Две идеи придавали западной империи особую стойкость и силу. Во-первых, вера в то, что господство Рима, будучи всемирным, должно быть и вечным. Центры могут меняться (Рим, Лондон, Вашингтон…), но империя сохранятся. Во-вторых, связь Римского государства с единоличным правителем — императором и святость императорского имени. Со времен Юлия Цезаря и Августа, когда император принял сан верховного жреца, его личность сделалась священной. Эти две идеи — всемирной державы и мировой религии — благодаря римскому престолу, стали основой западного проекта.
Императорский титул не давал королям Германии больших дополнительных полномочий, хотя формально они стояли выше всех королевских домов Европы. Императоры правили в Германии, используя уже существующие административные механизмы, и очень мало вмешивались в дела своих вассалов в Италии, где их главной опорой являлись епископы ломбардских городов. Начиная с 1046 г. император Генрих III получил право назначать пап подобно тому, как он держал в своих руках назначения епископов в германской церкви. После смерти Генриха борьба с папским престолом была продолжена. Папа Григорий VII утверждал принцип превосходства духовной власти над светской и в рамках того, что вошло в историю как «борьба за инвеституру», продолжавшуюся с 1075 г. по 1122 г., начал наступление на право императора назначать епископов.
Компромисс, достигнутый в 1122 г., не привел к окончательной ясности в вопросе о верховенстве в государстве и церкви, и при Фридрихе I Барбароссе, первом императоре из династии Гогенштауфенов, борьба между папским престолом и империей продолжилась. Хотя теперь главным поводом для противостояния был вопрос принадлежности итальянских земель. При Фридрихе к словам «Римская империя» впервые добавилось определение «Священная». Это был период наивысшего престижа и могущества империи. Фридрих и его преемники централизовали на принадлежавших им территориях систему управления, покорили итальянские города, установили феодальный сюзеренитет над государствами вне империи и по мере германского продвижения на восток распространили свое влияние также и в этом направлении. В 1194 г. к Гогенштауфенам перешло Сицилийское королевство, что привело к полному окружению папских владений землями Священной Римской империи.
Мощь Священной Римской империи была ослаблена гражданской войной, разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной смерти Генриха в 1197 году. При папе Иннокентии III Рим доминировал в Европе вплоть до 1216 г. Получив даже право разрешать споры между претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им заблагорассудится. Оказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов. Вскоре после смерти Фридриха в 1250 г. папский престол с помощью французов наконец-то одолел Гогенштауфенов. В период с 1250 г. по 1312 г. коронаций императоров не происходило.
Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более пяти столетий. Имперская традиция сохранялась, несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки французских королей перехватить корону императоров в свои руки и попытки папы Бонифация VIII принизить статус императорской власти. Но прежняя мощь империи осталась в прошлом. Власть империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия и Бургундия. Она получила новое название — «Священная Римская империя немецкой нации». Последние связи с папским престолом прервались к концу XV в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора, не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии сильно укрепилась власть князей-курфюрстов, а права императора были ослаблены. Принципы избрания на германский трон были в 1356 г. закреплены Золотой буллой императора Карла IV. Семь курфюрстов выбирали императора и использовали свое влияние, чтобы усилить свою и ослабить центральную власть. На протяжении XV столетия князья безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага, в котором были представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города, за счет власти императора.
С 1438 года императорская корона находилась в руках династии австрийских Габсбургов и постепенно Священная Римская империя стала ассоциироваться с Австрийской империей. В 1519 году король Испании Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V, объединив под своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и Сардинию. В 1556 г. Карл отрекся от престола, после чего испанская корона перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной Римской империи стал его брат Фердинанд I. Карл пытался создать «всеевропейскую империю», что вылилось в серию жестоких войн с Францией, Османской империей, в самой Германии против протестантов (лютеран). Однако Реформация разрушила все надежды на переустройство и возрождение старой империи. Появились секуляризованные государства и начались религиозные войны. Германия распалась на католические и протестантские княжества. Аугсбургский религиозный мир 1555 года между лютеранскими и католическими субъектами Священной Римской империи и римским королём Фердинандом I, действовавшим от имени императора Карла V, признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания. Власть императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества мелких княжеств и независимых государств. Хотя ядро Священной Римской империи — Австрия, ещё долго сохраняла статус великой европейской державы.
Империя Карла V в 1555 году
6 августа 1806 г. последний император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804 г. императором Австрии Францем I, после военного поражения от Франции, отказался от короны и тем самым положил конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, и его поддержали многие германские государства. Однако тем или иным образом идея единой западной империи, которая должна господствовать в мире, была сохранена (империя Наполеона, Британская империя, Второй и Третий рейх). В настоящее время идею «вечного Рима» воплощают Соединенные Штаты.