Французский календарь что могут рассказать названия месяцев
Этот день в истории: 1793 год — во Франции введен революционный календарь
5 октября 1793 года во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента был введен республиканский (революционный) календарь. Старое летоисчисление отменялось и объявлялось начало новой эры.
Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.
Декретом Конвента эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отныне отсчёт лет во Франции начинался с 22 сентября 1792, даты уничтожения королевской власти и провозглашения республики, которая в тот год совпала с днём осеннего равноденствия.
Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 или 6 дней года назывались санкюлотидами. Они объявлялись праздничными и каждый получил специальное название.
«Христианские» недели были отменены. Вместо них были введены декады, которые четко делили месяцы на три части. Данный шаг символизировал общую тенденцию революционеров к переходу на десятичные единицы.
Общий выходной день не определялся. Все периоды времени получили простые порядковые наименования (первый месяц, второй месяц и т. д.; первый день декады, второй день декады и т. д.). Лишь позднее, по предложению поэта и депутата Конвента Фабра д’Эглантина, были введены новые названия месяцев и дней.
Этот революционный календарь с экзотическими названиями месяцев, отражавшими особенности времен года, действовал во Франции чуть больше 12 лет. Он был отменен императором Наполеоном 1 января 1806 года. Революция закончилась, и наполеоновская империя вернулась к григорианскому календарю.
Революционное летоисчисление еще однажды возвращалось во Францию. Республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871 года. После подавления восстания, правительство Тьера вновь вернуло григорианский календарь.
Календарь Французской Революции
Когда Французская буржуазная революция одержала в 1789 году победу над монархией, в стране все изменилось: органы власти, законы, образ жизни, праздники. Созванный на основе всеобщего избирательного права Национальный конвент решил изменить и календарь. Такая мера вызывалась не только стремлением создать новую единицу измерения времени, но и отметить начало новой эпохи в жизни Франции.
Чтобы дело быстрее шло вперед, была создана специальная комиссия. Создателем нового республиканского календаря стал Шарль Жильбер Ромм — один из активных деятелей французской революции. 20 сентября 1793 года он выступил перед Национальным конвентом с обстоятельным докладом, в котором изложил задачи и главнейшие особенности нового календаря.
Он говорил: «Христианская эра была эрой жестокости, лжи, вероломства и рабства; она окончилась вместе с королевской: властью, источником всех наших зол… Время открывает новую книгу истории, и в своем новом, величественном и простом, как равенство, шествии оно должно новым и мощным резцом начертать анналы возрожденной Франции».
По его докладу Национальный конвент, высшее законодательное учреждение, ввел новый, революционный календарь. Вот несколько статей из Декрета, фиксирующего начало французской эры 14 вандемьера II года. (5 октября 1793 г.):
• Французская эра отсчитывается с основания Республики, которое имело место 22 сентября 1792 года по обычному календарю в день полного осеннего равноденствия, когда солнце вошло в созвездие Весов в девять часов восемнадцать минут тридцать секунд утра по парижскому времени.
• Для гражданского пользования обычный календарь отменяется.
• В память о революции, которая за четыре года привела Францию к республиканскому правлению, четырехлетний високосный период именуется франсиадой.
• Комитету народного образования поручается проследить за публикацией нового календаря в изданиях различного формата с простой инструкцией, разъясняющей его принципы и применение в обиходе.
• Новый календарь вместе с инструкцией будет разослан административным властям, муниципалитетам, судам, мировым судьям и всем государственным чиновникам, а также учителям и профессорам, армиям и народным обществам. Временный исполнительный совет передаст календарь и инструкцию министрам, консулам и прочим представителям Франции в зарубежных странах.
• Все официальные бумаги должны датироваться в соответствии с новым летосчислением.
• Профессора, учителя и учительницы, отцы и матери семейств, а также все те, кто занят воспитанием детей Республики, должны разъяснять им новый календарь в соответствии с прилагаемой к нему инструкцией.
Шарль Жильбер Ромм был сыном парижского прокурора. Он отказался от карьеры на родине и отправился в Россию, где устроился гувернером к сыну богатейшего вельможи, Павлу Строганову. Воспитатель внушал юноше принципы «справедливости, разума, чувства», вместе с ним он предпринял большое путешествие по России, собирая сведения о жизни и истории страны. Потом Ромм вернулся на родину и весь погрузился в революционную деятельность, стал членом парламента. Даже враги отмечали «его чистое и бескорыстное поведение».
Ромм сам придумал названия месяцев для революционного календаря. Но, быть может, давняя поездка по России отразилась в этих названиях. Конечно, климатические условия во Франции не совсем такие, как в России, но до чего же похож принцип называния месяцев!
Наша эра считалась теперь не от рождества Христова, а от 22 сентября 1792 года — даты провозглашения республики.
День «1 января» был взят под особое подозрение: строго запрещалось праздновать его как начало нового года. В этот день на почтах даже вскрывали письма и просматривали их содержание. Письма, в которых были новогодние поздравления, уничтожались. Новый год начинался не 1 января, а в день осеннего равноденствия; определялся каждый раз не календарной датой, а точными астрономическими расчетами и приходился то на 22, то на 23, то на 24 сентября. Год, как и прежде, делился на 12 месяцев. Но все они были одинаковы по продолжительности — ровно по 30 дней в каждом. Всего в году оказалось 360 дней. Но конвент ввел 5 добавочных дней, специально предназначенных для народных празднований.
Первый — праздник Гения, когда восхвалялись выдающиеся открытия и изобретения, сделанные за год в области науки, искусства и ремесла.
Второй — праздник Труда: прославление наиболее выдающихся тружеников.
Третий — праздник Подвигов — на нем чествовали мужество и отвагу.
Четвертый — праздник Наград, на котором знаки отличия вручали тем, кого славили в предыдущие три дня.
Пятый — праздник Мнения; в этот день общественные деятели подвергались критике граждан, и никому ничего за это не было.
Получилось 365 дней в году. Но как же быть с високосными годами? Очень просто: раз в четыре года вводился еще один дополнительный день — праздник Олимпиад, посвященный спортивным играм и соревнованиям.
Месяца теперь делились не на недели, а на декады, по десять дней в каждой (по-гречески «dekados» — десяток) и каждый последний день ее посвящался отдыху. Хотели и время в сутках считать по десятичной системе: одни сутки — 10 часов, в часе — 100 минут, в минуте — 100 секунд. Но это как-то не прижилось.
Введение нового календаря сопровождалось торжественными церемониями. В городе Аррасе, расположенном севернее Парижа, состоялось грандиозное карнавальное шествие, в котором приняло участие около 20 тысяч человек. Все они были разделены на 12 групп, олицетворяющих месяцы. Впереди шли юноши и девушки, за ними — люди зрелые, замыкали процессию пожилые. Пять 80-летних старцев изображали собою добавочные дни. Последним под бархатным балдахином несли на носилках (так как самостоятельно передвигаться он не мог) столетнего старца с длинной седой бородой. Он должен был восприниматься как дополнительный день високосного года, праздник Олимпиад. А за стариком бежали дети — ведь за старым годом всегда следуют новые!
Описанное массовое зрелище происходило в день принятия конвентом республиканского календаря, 5 октября 1793 года… То есть нет, 14 вандемьера II года.
По случаю введения республиканского календаря была выпущена специальная медаль. На лицевой стороне медали в полукруге надпись: «Республика единая и неделимая», а внизу «Французская нация». На обратной стороне показано Солнце, вступающее в знак созвездия Весов, правее которого находятся знаки созвездий Скорпиона и Стрельца. Надпись гласит: «Начало французской эры с осеннего равноденствия 22 сентября 1792 г. 9 часов 18 минут 30 секунд утра по парижскому времени».
Жильбер Ромм пытался говорить. Он настаивал на том, чтобы удовлетворить по мере возможности требования народа. Но даже сами восставшие не слушали его.
А в это время правительство собирало войска. К вечеру, войдя в конвент, солдаты очистили зал заседаний от восставших. Ромма же и других парламентариев, поддержавших требования бунтовщиков, тут же арестовали.
Исход судебного разбирательства был предрешен, и 29 прериаля приговор огласили. Палачу приказали готовить гильотину.
Французская революция изобрела не только новый календарь. Она создала и новое орудие казни. Его придумал врач Жозеф Гильотен; его именем оно и было названо. По мнению Гильотена, его изобретение должно было облегчить и работу палача, и участь осужденного. Острое лезвие устанавливалось на двух высоких стойках, между которыми располагалась плаха; исполнитель казни дергал за веревочку, топор скользил вниз; раз — и голова слетает с плеч в специальную корзину. Чрезвычайно удобно!
Но Шарль Жильбер Ромм избежал знакомства с самым гуманным орудием казни. Он заколол себя кинжалом в арестантском помещении.
Так окончился прериаль. Мессидора, месяца жатвы, Жильбер Ромм не увидел.
Республиканский календарь со всеми его термидорами, брюмерами и жерминалями просуществовал 12 лет до конца 1805 года. Потом Наполеон его отменил.
Французский республиканский календарь
Содержание
Обзор и происхождение [ править ]
Предшественник [ править ]
История [ править ]
В дни Французской революции и Республики было много попыток избавиться от различных атрибутов Ancien Régime (старой феодальной монархии); некоторые из них были более успешными, чем другие. Новое республиканское правительство стремилось ввести, среди прочего, новую социальную и правовую систему, новую систему мер и весов (которая стала метрической системой ) и новый календарь. На фоне ностальгии по древней Римской республике теории Просвещения достигли своего апогея, и создатели новых систем черпали вдохновение в природе. Природные константы, кратные десяти, и латинские, а также древнегреческиепроизводные сформировали фундаментальные блоки, из которых были построены новые системы.
Французские монеты того периода, естественно, использовали этот календарь. Многие показывают год ( французский : an ) арабскими числами, хотя в некоторых случаях использовались римские цифры. Монеты 11 года обычно имеют дату XI, чтобы не путать с римской датой II.
Дизайн календаря [ править ]
Четырехлетний период, заканчивающийся високосным днем, должен был называться «франциадой». Название « Олимпик » было первоначально предложено [7], но изменено на Франсиад в ознаменование того факта, что революции потребовалось четыре года для создания республиканского правительства во Франции. [8]
Десятичное время [ править ]
Нумерация лет в республиканском календаре римскими цифрами противоречит этой общей тенденции к десятичной системе.
Месяцы [ править ]
Десять дней в неделю [ править ]
Месяц разделен на три декады или «недели» по десять дней в каждой, которые называются просто:
Décades были заброшены при переходе от Germinal к Floréal an X (20-21 апреля 1802 г.). [12]
Сельский календарь [ править ]
Нашей отправной точкой была идея отметить через календарь сельскохозяйственную систему и вернуть нацию к ней, отмечая время и доли года понятными или видимыми знаками, взятыми из сельского хозяйства и сельской экономики. (. )
Священники назначили поминовение так называемого святого на каждый день года: в этом каталоге не было ни полезности, ни метода; это было собрание лжи, обмана или шарлатанства.
Итак, мы расположили в колонке каждого месяца названия настоящих сокровищ сельского хозяйства. Зерна, пастбища, деревья, корни, цветы, плоды, растения расположены в календаре таким образом, что место и день месяца, который занимает каждый продукт, точно соответствуют сезону и дню. что Природа дарит нам это.
Осень [ править ]
Зима [ править ]
Весна [ править ]
Лето [ править ]
Дополнительные дни [ править ]
Преобразование из григорианского календаря [ править ]
An | Григорианский |
---|---|
Я (1) | 22 сентября 1792 г. |
II (2) | 22 сентября 1793 г. |
III (3) | 22 сентября 1794 г. |
IV (4) | 23 сентября 1795 г. * |
V (5) | 22 сентября 1796 г. |
VI (6) | 22 сентября 1797 г. |
VII (7) | 22 сентября 1798 г. |
VIII (8) | 23 сентября 1799 г. * |
IX (9) | 23 сентября 1800 г. |
Х (10) | 23 сентября 1801 г. |
XI (11) | 23 сентября 1802 г. |
XII (12) | 24 сентября 1803 г. * |
XIII (13) | 23 сентября 1804 г. |
XIV (14) | 23 сентября 1805 г. |
* Дополнительный (секстиль) день вставлен перед датой из-за предыдущего високосного года [16]
Календарь был упразднен в XIV году (1805 г.). Похоже, что после этой даты мнения расходятся относительно метода определения високосных лет, если бы календарь все еще оставался в силе. Для преобразования дат из григорианского календаря используются как минимум четыре гипотезы:
В следующей таблице показано, когда несколько лет республиканской эры начинаются по григорианскому календарю согласно каждому из четырех вышеуказанных методов:
Этот день в истории: 1806 год — во Франции отменен революционный календарь
1 января 1806 года император Наполеон I своим указом отменил на территории Франции действие республиканского (революционного) календаря. Революция ушла в прошлое, а Французская империя вернулась к Григорианскому календарю.
Республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года. Календарь знаменовал разрыв с традициями, и введение «естественной религии», ассоциируемую не с богом, а с природой.
Первый год революции, 1792, был объявлен началом эры. Эра «от рождества Христова» и начало года с 1 января упразднялись. Отсчёт лет начинался с 22 сентября1792 года, первого дня республики, бывшего в тот год также днём осеннего равноденствия.
Последующие годы начинались в полночь того дня, на который приходился момент осеннего равноденствия (по среднему парижскому времени). Год делился на 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 (6 в високосные годы) дней года назывались Санкюлотидами (в честь парижских революционеров — санкюлотов).
Санкюлотиды были праздничными с последнего дня фрюктидора до первого дня вандемьера. Вместо недели была введена10-дневная декада; этот шаг следовал общей тенденции революционеров к переходу на десятичные единицы. Тогда же была введена метрическая система мер и деление прямого угла на 100 град вместо 90 градусов.
Общий выходной день не определялся. Месяц состоял, таким образом, из трёх декад. Все периоды времени получили простые порядковые наименования (первый месяц, второй месяц и т. д.; первый день декады, второй день декады и т. д.; первый дополнительный день, второй дополнительный день и т. д.).
Позднее новые названия были введены не только для месяцев, но и для декад и даже для каждого дня. Месяцы стали называться так:
Осень: вандемьер, брюмер, фример
Зима: нивоз, плювиоз, вантоз
Весна: жерминаль, флореаль, прериаль
Лето: мессидор, термидор, фрюктидор
Названия месяцев были сконструированы из французских, латинских и греческих корней (например, «фрюктидор» — «дарящий плоды»). Дням декады были даны «номерные» названия, а названия 360 дней (кроме санкюлотид) носили имена явлений природы, растений, животных.
Довольно быстро выяснилось, что жить по новому календарю крайне неудобно. И тот факт, что республиканский календарь просуществовал больше 12 лет, можно отнести на счет инерции революционных романтических настроений во французском обществе.
Однако эти настроения иссякли, после того как Наполеон превратил Францию в империю. Стало совершенно незачем терпеть неудобства, связанные с необходимостью запоминать сотни названий для дней и декад, в которых население постоянно путалось. Поэтому, когда император 1 января 1806 года отменил революционный календарь, народ Франции не только не возражал, но скорее всего, даже был ему благодарен.
Стоит сказать, что республиканский календарь был восстановлен во время Парижской коммуны и действовал с 18 марта по 28 мая 1871 года. После этого вновь был введён григорианский календарь.
История возникновения названия дней недели и месяцев
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
по дисциплине: Иностранный язык (французский)
по теме: Изучение названий месяцев и дней недели на французском языке в форме игры
Выполнила:
студентка группы Б-116
специальности: Педагогика дополнительного образования. Область деятельности: хореография
Руководитель: Смирякова Александра Борисовна, преподаватель
Содержание
1. История возникновенияназваний дней недели и месяцев …..……….…4 2. Календарь (Коляды дар славян)……………………………………………8
3. Способы запоминания названий месяцев и дней недели на французском языке ……………………………………………………………………………..13
Пояснительная записка
С первого занятия по французскому языку обучающиеся знакомятся с названиями месяцев и дней недели, используя их в течение всего периода обучения.
Познакомившись с названиями месяцев и дней недели на французском языке, мне стало интересно, откуда появились эти названия, одинаковое ли у них происхождение с русским языком и как сделать их изучение более интересным. Как следствие, возникла идея написания данного проекта.
Вышесказанное обусловило выбор темы проекта: «Изучение названий месяцев и дней недели на французском языке в форме игры».
Актуальность работы заключается в том, что исследование происхождения названий дней недели и месяцев поможет нам углубить знания о культуре страны не только французского языка, но и родного языка.
Целью является разработка игры на запоминание дней недели и месяцев на французском языке.
Задачи:
1) Изучить историю возникновения названий месяцев и недель.
2) Сопоставить происхождение названий месяцев и недель в русском и французском языках.
3) Осуществить выбор электронной оболочки для создания игры.
Объект исследования – происхождение названий дней недели и месяцев во французском и русском языках.
Предмет исследования – процесс изучения названий месяцев и дней недели на французском языке в форме игры.
Методы исследования: анализ научно-популярной литературы, ресурсов сети Интернет, сопоставление, сравнение, обобщение.
История возникновения названия дней недели и месяцев
Для начала рассмотрим названия дней недели во французском языке.
Во французском языке дни недели почти все посвящены планетам. Поскольку планеты были названы в честь римских богов, то их имена распространились и на названия дней недели. Эта связь утеряна только для субботы и воскресенья (таблица 1). Как видно из таблицы, французские слова, определяющие дни недели, похожи по написанию латинским словам.
Дни недели во французском языке
Во французском Dimanche проявились христианские мотивы. В переводе с французского языка день этот носит название «День ГоспОдень».
Французское Samedi восходит к ивритскому Sabbath «Шаббаш», означающему «покой, отдых».
Предки британцев поклонялись многочисленным языческим богам. Поэтому дни недели были названы в их честь.
Так, воскресенье было названо в честь бога Солнца (Sun) Sunnandæg [ˈsunnɑndæj]. Это был идол, представлявший светило. Он изображался в виде мужчины, который держал на вытянутых руках горящий круг. В знак особого преклонения ему был посвящен первый день недели.
Следующей по старшинству шла богиня Луны (Moon). Луна – символ материнства, повелительница инстинктов и эмоций. Ее изображали одетой в короткое платье с капюшоном, у которого были длинные уши. И второй день недели был назван Monday Mōnandæg [ˈmoːnɑndæj].
Вторник – день Марса. В римской мифологии Марс – бог войны. В скандинавской мифологии ему соответствует бог Тьюско или Тиу (Tiw или Tiu), который считался сыном Земли. Его изображают почтенным мудрецом со скипетром в правой руке, одетым в шкуру какого-то животного. У саксонцев ему был посвящен третий день недели.
Среда (Wednesday) – четвертый день недели, получила название в честь бога Воудена (Woden) или Одина, чьи подвиги описаны в разных мифах. Среда же тесно связана с планетой Меркурием и одноимённым богом. Меркурий – вестник богов, покровитель торговли, путешественников и воров. А у северных народов этот день назван в честь бога Водена (также Вотана или Одина), который считался высшим божеством. Этот бог – воин и герой. В честь этого божества назывался четвертый день недели. На очереди четверг и очередная планета – Юпитер. Юпитер – верховный Бог, олицетворяет мудрость, закон, веру в высшую справедливость. Аналог Юпитера – Бог Тор (Thor). Он изображался в облике мужчины, сидящего на троне со скипетром в правой руке, с золотой короной на голове, украшенной кольцом из двенадцати блестящих звезд. Поэтому пятый день «гром», бог управляющий громом Тор. Бог Тор является старшим и самым храбрым сыном Одина и Фриги.
Пятница (Friday), Frīgedæg [ˈfriːjedæj], шестой день недели, получила название в честь богини Фриги или Фреи (Freya), жены Одина, которая почиталась более всех после своего мужа. Ее считали богиней Земли. Фрига изображалась с мечом в правой руке и луком в левой. Покровительница пятницы – Венера. Венера – богиня любви, гармонии, плодородия.
Седьмой день недели Saturday (суббота) получил свое название в честь бога урожая Сатурна. Бог Сатурн или Ситер – это бог охоты, плодородия и вод. Он изображался с непокрытой головой, стоящим на острой колючей спине окуня, как на пьедестале. В левой руке он держал колесо, а в правой ведро с водой, в котором находились цветы и фрукты. Одет он в длинные одежды, подпоясанные веревкой.
Времена года и месяцы во французском языке имеют свои особенности употребления. Так, во французском языке, как и в большинстве остальных языков мира, существует четыре времени года: l’été, l’automne, l’hiver, le printemps. Следует заметить, что все времена года мужского рода. Когда нам нужно сказать по-французски «летом», «осенью», «зимой» и «весной», появляются определенные особенности, которые нужно запомнить:
летом – en été
осенью – en automne
зимой – en hiver
Следует заметить, что времена года начинаются во Франции в другие даты! А именно — 21 числа следующих месяцев (21 марта – весна, 21 июня – лето, 21 сентября – осень, 21 декабря – зима). На первый взгляд, данный факт может показаться совсем нелогичным, как же так, все времена года начинаются не первого, а двадцать первого?! Но, у французской нации все логично. Давайте посмотрим, какие дни в году самые длинные? Правильно – 21 – 22 июня. А какие самые короткие? 21 – 22 декабря. Вот и ответ, то есть в понимании французов логичнее начинать времена года по астрономическому времени!
Месяцев в году во французском языке двенадцать. Если Вы хотите отметить, что какое – либо событие происходит в каком – либо месяце, то нужно употребить предлог « en » или добавить выражение « au mois de » :
декабрь – décembre – en décembre – au mois de décembre
март – mars – en mars – au mois de mars
апрель – avril – en avril – au mois d’avril
май – mai – en mai – au mois de mai
июнь – juin – en juin – au mois de juin
июль – juillet – en juillet – au mois de juillet
август – août – en août – au mois d’août
сентябрь – septembre – en septembre – au mois de septembre
октябрь – octobre – en octobre — au mois d’octobre
ноябрь – novembre – en novembre – au mois de novembre
декабрь – décembre – en décembre – au mois de décembre
Не забудьте, что все месяцы в году также мужского рода.