Французский композитор клод дебюсси в музыке является основоположником чего
Французский композитор клод дебюсси в музыке является основоположником чего
Клод Дебюсси
Краткую биографию Клода Дебюсси и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Дебюсси
Семья, в которой появился на свет Клод Ашиль Дебюсси, не имела никакого отношения к музыке, и, если бы не традиционные в то время занятия за фортепиано, вероятно, никто бы и не заметил в мальчике особенное рвение на этом поприще. Глава семейства Дебюсси владел магазинчиком посуды в небольшом городе Сен-Жермен. Будущий композитор появился на свет 22 августа 1862 года, а спустя пару лет отец продал свою лавку и перебрался в Париж, где стал трудиться бухгалтером.
Когда грянула война между Францией и Пруссией, мать Клода решила не оставаться в воюющем Париже и уехала с детьми в Канны, где жила сестра ее мужа. Согласно биографии Дебюсси именно в доме тети маленький Клод начал получать свои первые музыкальные уроки. После возвращения в Париж, занятия продолжились, и мальчику повезло с преподавателем: ею стала Антуанетта де Флервиль. Она утверждала, что ее учил играть сам Шопен, к тому же ее дочь была замужем за Верленом, и музыкальное чутье дамы вовремя подсказало, что Клод имеет выдающиеся перспективы. Мадам де Флервиль дала родителям мальчика судьбоносный совет, которым те не стали пренебрегать – отдать сына на обучение в консерваторию.
Годы учебы и первые эксперименты
Десятилетнему Клоду Дебюсси выпала честь обучаться у талантливых и выдающихся педагогов: А. Мармонтеля, А. Лавиньяка, С.Франка. Особо отмечались наставниками стиль исполнения молодого человека, наполненный глубокой выразительностью, и удивительная способность создавать зримые образы, словно «оживляющие» музыкальные произведения.
Но Дебюсси отнюдь не был скромным отличником, во всем угождающим учителям. С ранних классов у Клода возник конфликт с преподавателем гармонии, который не мог вытерпеть того, как дерзкий мальчишка реализует собственные амбиции. Клоду же, напротив, претил консервативный взгляд преподавателя, который раздражался при любом отступлении от классических канонов.
В 1880 году в программе обучения Клода Дебюсси появилась композиция, а главным его учителем стал Э. Гиро. Вскоре у учителя и ученика обнаруживается совпадение некоторых взглядов на искусство, и Гиро становится одним из немногих членов консерватории, кто поддерживал его устремления.
Дебюсси и Россия
Во время обучения в консерватории, Дебюсси получил бесценный опыт и набрался творческих замыслов, проведя некоторое время в русской семье. Надежда фон Мекк, богатая аристократка, пригласила его к себе по рекомендации Мармонтеля. Клод должен был обучать игре на фортепиано ее детей и аккомпанировать самой Надежде, которая являлась большой ценительницей хорошей музыки. В 1880 году Дебюсси встретился с Надеждой и ее семьей в Швейцарии, а затем отправился с ними в Италию.
Специально для фон Мекк Дебюсси создал переложения для фортепиано нескольких отрывков из « Лебединого озера », что окончательно убедило Надежду в правильности сделанного выбора. Именно в период работы в семье фон Мекк Клод осознал себя как композитора и принялся за сочинения всерьез.
Осенью 1881 года семейство отправилось в Италию, и молодой маэстро, естественно, последовал за ними. Оттуда композитор вернулся в консерваторию. Но летом 1882 года фон Мекк вновь сделала вызов, пригласив Клода в свое недавно купленное имение в Подольской области. В этот раз в доме фон Мекк появился изысканный молодой человек, «типичный парижанин» с творческими амбициями, мгновенно ставший душой компании и центром притяжения. Из России Клод вместе с семьей фон Мекк совершил еще одно путешествие по Европе. Однако красиво расстаться до следующего лета у них так и не получилось.
Импрессионист или… символист?
А вот в 1900-е годы Дебюсси полностью отказался от символистских идей и переключился на новое направление. Его все больше стали занимать картины природы, портреты, бытовые сцены. В фортепианных произведениях он смог добиться, казалось бы, невозможного – раскрыть новые тональности инструмента и добиться от него максимально выразительных, изящных оттенков. Дебюсси пришел к настолько реалистичному выражению образов, что они стали почти осязаемы. Близость к импрессионизму проявляется здесь в ярких красках, в звуках, играющих, словно блики и мазки, при этом произведение звучит вполне целостно и закончено.
Эти различные эстетические предпочтения Дебюсси вплоть до настоящего времени заставляют дискутировать историков на тему принадлежности композитора к какому-то определенному течению. Некоторые представители французского и польского музыковедения считают его подлинным символистом. В числе таковых – В. Янкелевич и С. Яроциньский.
Непринятые шедевры раннего периода
Дебюсси-критик
Последние годы
Интересные факты о Клоде Дебюсси
Личная жизнь Клода Дебюсси
Мрачный и вздорный характер, которым обладал гениальный музыкант, нисколько не мешал ему добиваться расположения представительниц слабого пола. Композитор вел разгульный образ жизни, и верность никогда не была его сильной чертой.
Первой любовью Клода Дебюсси стала дочь фон Мекк Софья. Когда пианист проводил свои вторые каникулы в их семье, девушка стала проявлять к нему интерес. Но тогда и сама Соня была еще молода, и Клод не спешил обзаводиться романом. А в 1882 году чувства между молодыми влюбленными вспыхнули с новой, небывалой силой. Дебюсси был окрылен и, не ожидая подвоха, обратился к Надежде фон Мекк с просьбой отдать дочь за него замуж. Но строгая мать-аристократка оскорбилась и выставила Клода из своего дома, несмотря на угрозы 15-летней Сони покончить жизнь самоубийством. Биография Дебюсси гласит, что в 1913 году, во время своего визита в Россию, композитор вновь встретил свою первую любовь, и воспоминания о юности наверняка подарили им несколько приятных минут.
Второй возлюбленной пылкого юноши стала Мари-Бланш Ванье (Васнье). Эта обаятельная и очень талантливая женщина настолько вскружила 18-летнему музыканту голову, что он не побоялся закрутить с ней роман даже несмотря на то, что она была замужем. Скрывать свою связь им удавалось очень хорошо – доверчивый супруг даже не подозревал, что творилось во время репетиций в зале, который он выделил в доме специально для музыкальных занятий любимой жены. Но эти отношения не имели никакой перспективы – Мари была значительно старше, к тому же вскоре Дебюсси был вынужден переехать в Рим. После получения Римской премии дороги Клода и Мари окончательно разошлись – мадам Ванье решила более не обманывать мужа.
Следующей «жертвой» легкомысленного музыканта стала очаровательная блондинка Габриэль Дюпон. Клод жил с ней на протяжении десяти лет, и все это время женщина усиленно трудилась, чтобы ее возлюбленный ни в чем не нуждался. Пока Габриэль работала не покладая рук, Дебюсси занимался сочинительством и соблазнением других представительниц прекрасного пола. Дюпон знала об изменах любимого, но предпочитала не замечать их. Она продолжала жить с ним под одной крышей даже тогда, когда он помолвился с известной певицей Терезой Роже. Но помолвка была расторгнута, а Дебюсси нашел утешение в объятиях подруги Габриэль Лили Тескье, которая в 1899 году стала его женой. Об этой женщине мало что известно, вероятно, она не оставила в судьбе Клода заметного следа, ведь брак продлился пять лет и распался. Второй супругой стала мадам Бардак, которая предварительно развелась со своим мужем-банкиром. Она родила Клоду дочь.
Фильмы о Дебюсси и его творчестве
Биография Дебюсси вдохновила многих режиссеров на создание фильмов о жизни композитора и его творчестве. Вот некоторые из них:
Музыка Дебюсси звучит в фильмах
Произведение | Фильм |
Арабеска №1 | «Вечность» (2016) |
«Серенада кукле» | «368» (2011) |
«Девушка с волосами цвета льна» | «Дамы в лиловом» (2004) |
«Лидер» (1996) | |
Сарабанда | «Золотая чаша» (2000) |
« Лунный свет » | «Кадр» (2014) |
«Судная ночь» (2013) | |
«Византия» (2012) | |
«Восстание планеты обезьян» (2011) | |
«Сумерки» (2008, 2010) | |
«Тринадцать друзей Оушена» (2007) | |
«Сестры» (2006) | |
«Псы-воины» (2002) |
Судьба отмерила Дебюсси всего лишь 55 лет жизни. Однако столь малого времени хватило, что коренным образом изменить европейскую музыкальную историю. Творчество этого французского гения стало не только венцом большой утонченной эпохи музыкальной истории, но и тем самым флагманом, который открыл дорогу новым парадигмам в искусстве XX и XXI столетий.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Дебюсси
Клод Дебюсси
Achille-Claude Debussy
Французский композитор. Дирижер. Пианист. Ведущий представитель музыкального импрессионизма. Создал множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений.
Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в городе Сен-Жермен-ан-Ле, Франция. В юности на будущего композитора оказало воздействие русская музыка, а также французская символистская поэзия и импрессионистская живопись. Дебюсси воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы.
Первые уроки фортепиано начал брать еще в 1870 году, а в десятилетнем возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где помимо игры на инструменте также обучался в классе гармонии и аккомпанемента и композиции. Тогда же Дебюсси начал сочинять свои первые произведения.
Манифестом музыкального импрессионизма считали современники оркестровую прелюдию к «Послеполуденному отдыху фавна», в которой проявились характерные для музыки Дебюсси зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных созданий композитора: опера «Пеллеас и Мелизанда», по драме Мориса Метерлинка, в которой достигнуто полное слияние музыки с действием. Этому произведению наряду с общей импрессионистической окраской, символистской недосказанностью присущи тонкий психологизм, яркая эмоциональность в выражении чувств героев. Отзвуки данного произведения обнаруживаются в операх Джакомо Пуччини, Бела Бартока, Франсиса Пуленка, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева.
Блеском и в то же время прозрачностью оркестровой палитры отмечены три симфонических эскиза «Море», самого крупного симфонического сочинения музыканта. Автор обогатил средства музыкальной выразительности, оркестровую палитру, создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.
Всего за свою жизнь композитор создал множество оркестровых, фортепианных и камерных произведений. Дебюсси является признанным главой и ярчайшим представителем музыкального импрессионизма. В своем творчестве опирался на французские музыкальные традиции: музыка французских клавесинистов, лирическая опера и романс. Творчество Дебюсси, одного из крупнейших мастеров XX века, оказало существенное влияние на композиторов многих стран.
В 1908 году Дебюсси поставили диагноз: колоректальный рак, ставший причиной смерти композитора, который десять лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915 году врачи прооперировали Клода, но результатом явилось лишь временное улучшение. В последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года. В начале 1918 года Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало.
Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года в Париже, в собственном доме на авеню Фош. События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перезахоронили на кладбище Пасси.
Оперы
Пеллеас и Мелизанда (1893-1895, 1898, 1900-1902)
Балеты
Камма (1910-1912)
Игры (1912-1913)
Ящик с игрушками (1913)
Сочинения для оркестра
Камерная музыка
Фортепианное трио (1880)
Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882)
Струнный квартет (1893)
Рапсодия для кларнета и фортепиано (1909-1910)
«Сиринга» для флейты соло (1913)
Шесть сонат для разных инструментов, неоконченный цикл в который входят:
Соната для виолончели и фортепиано (1915)
Соната для флейты, арфы и альта (1915)
Соната для скрипки и фортепиано (1916-1917)
Сочинения для фортепиано
А) для фортепиано в 2 руки
Б) для фортепиано в 4 руки
Andante (1881; не опубл.)
Дивертисмент (1884)
Маленькая сюита (1886-1889)
Шесть античных эпиграфов (1914). Имеется авторская обработка последней из шести пьес для фортепиано в 2 руки, сделанная в 1914 г.
В) для 2 фортепиано
Черное и белое, три пьесы (1915)
Сочинения для голоса и фортепиано
Chansons de Bilitis / Песни Билитис
La flûte de Pan / Флейта Пана
La chevelure / Волосы
Le tombeau des naïades / Гробница наяд
Fêtes galantes I / Галантные празднества
En sourdine / Под сурдину
Fantoches / Марионетки
Clair de lune / Лунный свет
Chansons de France / Песни Франции
Le temps a laissié son manteau (рондель 1)
La grotte / Грот
Pour ce que plaisance est morte (рондель 2)
3 poèmes de Mallarmé / 3 стихотворения Малларме
Soupir / Вздох
Placet futile / Ничтожная просьба
Éventail / Веер
Proses lyriques / Лирические прозы
De rêve
De grève
De fleurs
De soir
Ariettes oubliées / Забытые ариетты
C’est l’extase / Это экстаз…
Il pleure dans mon coeur / Плачет сердце мое
L’ombre des arbres / Деревьев тень
Chevaux de bois / Деревянные лошадки
Green / Зелень
Spleen / Сплин
Прочие сочинения
Блудный сын (L′enfant prodigue). Кантата для сопрано, баритона, тенора и оркестра (1884)
Блаженная дева (La damoiselle élue). Кантата для солистов, хора и оркестра (1889)
Мученичество св. Себастьяна (Le martyre de saint Sébastien), музыка к драме («мистерии») Г. д’Аннунцио (1911)
Обработки чужих произведений
Две гимнопедии (1-я и 3-я) Э. Сати для оркестра (1896)
Три танца из балета П. Чайковского «Лебединое озеро» для фортепиано в 4 руки (1880)
«Интродукция и рондо каприччиозо» К. Сен-Санса для 2 фортепиано (1889)
Вторая симфония К. Сен-Санса для 2 фортепиано (1890)
Увертюра к опере Р. Вагнера «Летучий голландец» для 2 фортепиано (1890)
«Шесть этюдов в форме канона» Р. Шумана для 2 фортепиано (1891)
Наброски, утерянные работы, замыслы
Клод Дебюсси
Фото Все
Видео Все
«Блудный сын». Дебюсси / Библейский сюжет / Телеканал Культура
Абсолютный слух. Дебюсси.
Клод Дебюсси. Биография
Клод Дебюсси — биография
Клод Дебюсси – французский композитор, автор новаторских оперных и симфонических произведений. Стал одним из основоположников импрессионизма в музыке.
Композитора Клода Дебюсси часто называют новатором, привнесшим в музыку 20-го века новые краски. Он показал, что у каждого звука и аккорда может быть своя, многокрасочная жизнь, и что мелодия может как бы наслаждаться сама собой, постепенно растворяясь в тишине.
Творчество Дебюсси многим напоминает импрессионизм в живописи: его музыка полна воздушной трепетности пространства, любви к пейзажу, красочности неуловимых подвижных моментов. Сам мастер считал, что музыка похожа на природу своей естественностью, многоликостью форм и бесконечной переменчивостью.
Детство и юность
Композитор родился 22 августа 1862 года в городке Сен-Жермен-ан-Ле, что в окрестностях Парижа. Его отец занимался торговлей – владел небольшим магазином фаянсовой посуды и прочей кухонной утвари. Клод был совсем маленьким, когда Дебюсси-старший продал свою лавку и все семейство переехало жить в Париж.
Почти все детские годы музыканта прошли во французской столице. Был период, когда ему вместе с матерью пришлось на некоторое время перебраться в Канн: шла Франко-прусская война, и в этом городе было более-менее безопасно. В Канне мальчик впервые познакомился с фортепиано, а вернувшись в Париж, продолжил занятия с ученицей польского композитора Ф. Шопена Антуанеттой Моте де Флервиль.
Клод Дебюсси в детстве
В десятилетнем возрасте Дебюсси стал учеником младшего отделения Парижской консерватории. С первых же дней занятий юноша проявил нестандартное мышление, что вызывало недовольство у преподавателя гармонии Эмиля Дюрана. Педагог был верен традиционному учебнику по гармонии, а любое отклонение от правил и эксперименты считал чуть ли не бунтом. Зато в классах Антуана Мармонтеля (фортепиано) и Сезара Франка (орган) он получал истинное удовольствие от учебы.
Успеваемость Клода была хорошей, но ничего выдающегося педагоги в нем не видели. Лишь в 1877 году юному музыканту удалось отличиться: за отлично исполненную сонату Шумана его удостоили второй премии.
В 1881 году Дебюсси устроился домашним пианистом к русской меценатке и хорошей знакомой Петра Чайковского Надежде фон Мекк. Юноша сопровождал даму в поездках по Европе, в ходе которых дважды побывал в России. Клод увлекся музыкой Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского, чье творчество серьезно повлияло на формирование собственного стиля начинающего композитора.
Музыка
Творческая биография Клода Дебюсси началась с участия в композиторских конкурсах за Большую Римскую премию, и уже через год благодаря кантате «Блудный сын» он ее получил. Произведение, созданное молодым автором во многом под влиянием французской лирической оперы, наполнено потрясающим драматизмом некоторых эпизодов. С 1885 по 1887 год музыкант жил в Италии, где впервые познакомился с Палестриной – старинными итальянскими хоровыми пениями 16-го века. Здесь же Клод увлекся творчеством немецкого композитора Рихарда Вагнера.
Клод Дебюсси играет в молодости
Пока Дебюсси находился в Италии, официальное художественное общество Парижа жестко критиковало его творчество. Представители старой школы музыки обвиняли молодого автора в стремлении сделать нечто непонятное и странное, в излишнем музыкальном колорите, которые заставили его забыть о первостепенности точных рисунков и форм. Одним из наиболее нелепых обвинений стало то, что в своих произведениях Клод использует «закрытые» человеческие голоса и фа-диез мажор, что считалось неприемлемым для симфонических сочинений.
Разумеется, присланные им во Францию произведения были еще очень далеки от зрелости и совершенства, но уже обладали новаторскими чертами. Его музыка была написана красочным гармоничным языком и дополнялась уникальной оркестровкой. О своем стремлении ко всему новому Дебюсси писал в письмах друзьям, где сообщал о своем желании делать интересную музыку, а не загнанные в рамки штампованные произведения. Вернувшись в Париж, композитор разорвал все отношения с академией.
После Рима Клод побывал в баварском Байройте, где вновь попал под воздействие вагнеровской музыки. Параллельно композитор искал свой уникальный стиль, изучая работы авторов со всего мира, в том числе представителей русской классики.
В 1889 году Дебюсси посетил Всемирную выставку в Париже, после которой заинтересовался экзотическими оркестрами – аннамитским и яванским. На тот момент стиль композитора еще окончательно не сформировался: это произошло только через три года.
Музыкант мечтал создать нечто такое, что в мире искусства стало бы крупным событием. В 1890 году он начал трудиться над оперным произведением «Родриг и Химена», либретто к которому написал Катюль Мендес. Со временем эта работа перестала вдохновлять Клода, и через два года он ее забросил, так и не окончив.
Под конец 1880-х композитор завел знакомство с богатым почитателем музыки Эрнестом Шоссоном, который тогда занимал пост секретаря Национального совета музыки. Шоссон организовал роскошный салон, где собирался цвет творческого общества: композиторы Исаак Альбенис и Анри Дюларк, скрипач-виртуоз Эжен Изаи, пианист Альфред Корто-Дени, оперная дива Полина Виардо, художник-импрессионист Клод Моне и русский писатель Иван Тургенев. Среди этих знаменитостей Дебюсси встретил поэта Стефана Малларме, который стал его близким другом и познакомил со многими творческими личностями. В этот же период композитор увлекся новеллами Эдгара По, произведения которого он полюбил больше всех остальных.
В те же годы произошло еще одно важное для Клода знакомство: он с Эриком Сати, который работал аккомпаниатором в «Трактире Клу» на Монмартре. Кафешантанный тапер привлек композитора не скованным стереотипами мышлением, независимостью, остроумием и тягой к импровизациям. Как оказалось, Сати тоже склонен к новаторству, и даже написал ряд собственных непрофессиональных произведений в этом духе. Дружба двух композиторов отнюдь не была простой: Клод часто ссорился с Эриком, который обладал грубоватым характером и едким чувством юмора. Однако, именно это товарищество определило ход развития французской музыки начала 20-го века.
Клод Дебюсси с Игорем Стравинским
Независимый, свободный и не признающий официальной академической музыки Сати оказал колоссальное влияние на окончательное формирование уникального стиля Дебюсси. Поначалу Клоду было нелегко проститься с давлением вагнеровской философии, перед которой преклонялся долгие годы. После 1891 года от безмерной любви к Вагнеру Дебюсси перешел к полному отрицанию роли кумира в искусстве. Такие перемены в суждениях музыканта приняли далеко не все: на этой почве Клод разошелся со многими друзьями.
Забросив «Родрига и Химену», в 1893 году композитор начал работать над оперой «Пеллеас и Мелесанда» по драме Мориса Метерлинка. Через год он вдохновился пасторалью Малларме, и стал сочинять симфоническое произведение «Послеполуденный отдых фавна». Последнее произведение положило начало новому направлению – музыкальному импрессионизму.
Последние годы жизни Дебюсси провел в борьбе с бедностью и болезнями, но творить не бросал даже в самые тяжелые моменты. В начале 20-го века композитор создал ряд своих самых известных произведений для фортепиано, а параллельно публиковал в прессе остроумные рецензии на события мира искусства.
В 1905-1907 году автор работал над произведением «Образы», а вскоре сочинил сюиту «Детский уголок», которую посвятил своей дочке Шушу.
Чтобы прокормить семью, Клод много гастролировал с оркестрами, дирижируя собственные сочинения на сценах Англии, России, и Италии.
Дебюсси давно задумывался о музыке для балета, и в 1913 году сделал первые шаги в этом направлении. Балет «Игры», музыкальное сопровождение к которому написал композитор, показала труппа «Русских сезонов» под управлением Сергея Дягилева. Спектакли с успехом прошли во французских и британских театрах.
От природы музыкант был довольно скромен, он не жаждал славы и народного обожания. Дебюсси редко бывал на премьерах собственных опер, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. А о своем гениальном таланте он говорил, как о даре, преподнесенном Всевышним.
Личная жизнь
С первой супругой Розали композитор обручился в 1899 году. Девушка была манекенщицей в знаменитом тогда доме мод сестер Калло. Через четыре года Клод завел роман с французской певицей Эммой Бардак, которая являлась матерью его ученика Рауля. В 1904 году влюбленные решили сбежать от своих супругов, уехав из Парижа и поселившись в северной части Франции. В эти годы мастер сочинял фортепианную пьесу «Остров радости» и свое крупнейшее симфоническое произведение «Море».
Клод Дебюсси с Эммой Бардак
Вскоре до Дебюсси дошло известие, что его брошенная жена попыталась покончить с собой, застрелившись прямо на площади. К счастью, женщину спасли. В газетах стали публиковать нелицеприятные статьи о композиторе, после выхода которых многие друзья разорвали с ним всякие отношения, встав на сторону Розали. Официальный развод супругов состоялся в августе 1905 года.
Клод Дебюсси с дочкой
В 1905 году у Эммы и Клода родилась дочь Клод-Эмма Дебюсси, она же любимая отцом «Шушу». Девочка, которой знаменитый папа посвятил ряд музыкальных произведений, скончалась через год после его смерти.
Болезнь и смерть
Необходимость решать финансовые проблемы заставляла Дебюсси много гастролировать и браться за нелюбимую работу дирижера. Последние несколько лет музыкант боролся с онкологией и проходил реабилитацию после сложной операции. Смертельно больной творец пытался писать музыку, но сил на это уже не хватало.
Памятник Клоду Дебюсси
Клод Дебюсси скончался 25 марта 1918 года на руках своей супруги. Местом временного захоронения стало парижское кладбище Пер-Лашез, откуда через год его перевезли на кладбище Пасси. Любимая дочь музыканта пережила своего отца всего на год, умерев в 1919 году от дифтерии. Девушку похоронили рядом с отцом, как и Эмму Бардак, скончавшуюся в 1934 году.