Фраза аграмматична что значит
Аграмматизм
Человек не с самого рождения умеет говорить, читать и писать. Этому его обучают родители, которые сами когда-то научились речи. Аграмматизм – это различные нарушения, которые сопровождаются неспособностью строить и воспринимать предложения окружающих. Статья детально рассмотрит причины, типы, симптомы и примеры аграмматизмов.
Что такое аграмматизм?
Каждый человек обучается речи благодаря тому окружению, в котором он находится. Обычно это занимает до 4 лет жизни человека. Здесь наблюдаются ошибки в понимании и построении предложений, что является нормальным. В последующие годы ребенок только корректирует свою речь, выбирает свой стиль общения. Однако существенных ошибок не наблюдается. Что такое аграмматизм? Это нарушение речи, которое проявляется в отсутствии правильной способности строить и воспринимать предложения.
Распознать аграмматизм можно по таким признакам:
В таком случае необходимо обратиться к врачу. Только он способен выявить причины нарушения речи. Это может не быть аграмматизм, в таком случае ставится точный диагноз и назначается лечение.
У людей с рассматриваемой патологией наблюдаются повреждения в сильвиевой части головного мозга. Применяется аграмматизм в отношении письма или чтения. У взрослых может наблюдаться при афазии – использование в речи слов, созвучных по произношению, но не подходящих по смыслу.
Типы аграмматизмов
Аграмматизм выражается в двух типах и формах:
Необходимо разделять недостаточность обучения и аграмматизм. Согласно Либману, выделяют три степени аграмматизма:
Симптомы аграмматизма
Распознать аграмматизм очень легко: человек неправильно фонематически, грамматически или лексически использует речь. Обычно дети, у которых он развивается, не составляют предложений до 3-х и даже 4-х лет. Неправильно используются грамматические формы. Какие существуют симптомы аграмматизма?
Наличие аграмматизма выявляется путем демонстрирования серии картинок, среди которых необходимо выбрать ту, которая соответствует предложению экспериментатора.
Многие родители не обращают внимания на то, что их ребенок отстает в речи. Им кажется, если он произносит звуки, значит, все нормально. Однако когда наступает время обучению письму, тогда отмечаются аграмматизмы. Например, «на окну», «длинный лента».
Приставки и суффиксы в словах усваиваются к 7-8 годам. Речь в основном формируется к 4-м годам. Далее идет корректировка и укрепление. Если родители игнорируют отклонения, тогда аграмматизм отмечается учителями, которые замечают, что ребенок неправильно составляет предложения. К 7-8 годам аграмматизм проявляется отчетливо.
Причины аграмматизма
Родители, которые наблюдают аграмматизм у своего ребенка, наверняка задаются вопросом: каковы его причины? Здесь можно выделить несколько факторов.
Способность воспринимать и воспроизводить речь зависит от:
Причинами аграмматизма могут стать:
Тотальный аграмматизм провоцируется недоразвитостью или неправильным функционированием слуховых рецепторов. Если они неправильно или недостаточно улавливают звуковые сигналы, тогда ребенку сложно понять речь окружающих и затем ее воспроизвести. Таким образом, полноценная речь может быть сформирована, когда человек хорошо слышит и воспринимает окружающие сигналы, погружен в них.
Если аграмматизм развился у взрослого человека, который уже обладает навыками общения, тогда расстройством звуковых рецепторов данную патологию не объяснить. Врачи связывают это с неврологическими расстройствами.
Аграмматизм присущ людям с:
Читателям медицинского словаря slovmed.com будет интересно ознакомиться с различными примерами аграмматизма.
Только после диагностики у врача можно назначить точное лечение. Здесь используются методы:
Приведем список приемов профилактики и коррекции аграмматизма:
Прогноз
Заниматься лечением и устранением аграмматизма необходимо. Только в таком случае возможно улучшение способности человека пользоваться человеческой речью и устанавливать контакты с окружающими. Прогноз лечения является положительным, поскольку позволяет восстановить речевые навыки. Итог отсутствия лечения – отстраненность от общества, которое не будет принимать человека.
С самого рождения родители должны проявлять интерес к здоровью своего ребенка. Не следует торопиться и беспокоиться из-за задержки речи, поскольку все дети развиваются в своем темпе. Однако если речь не восстановилась к 4-х летнему возрасту, следует обратиться к врачу.
Человек должен постоянно посещать врача и стоять у него на учете. Это позволит корректировать лечение, в зависимости от развития и хода болезни. С ребенком или взрослым человеком занимаются квалифицированные врачи. Однако здесь необходима помощь со стороны близких. Они должны проводить упражнения и следить за изменениями в речи больного.
Предотвратить аграмматизм практически невозможно. Однако иногда он бывает приобретенным по причине неблагоприятной обстановки, в которой человек находится. Если родители не занимаются с ребенком, не общаются с ним, не обучают речи, тогда вполне возможны приобретенные изменения, которые легко корректируются вместе с логопедом.
Аграмматизмы в нашей речи: примеры и коррекция
У детей речевые навыки формируются постепенно в возрасте, приблизительно, до 4 лет. Некоторые ошибки в речи присутствуют у малышей старшего дошкольного возраста. Со временем, при правильном общении окружающих людей оплошности в разговоре, восприятии текстов у детей исчезают.
Если сформировавшийся человек не понимает написанного текста, может назвать только несколько главных слов из прочитанной информации, плохо выражает свою мысль, в его речи отсутствуют глаголы, предлоги, союзы, следует обратиться к доктору.
Возможно, совокупность этих признаков является выражением болезни, имеющей название аграмматизм. Разновидностей отклонения несколько. Правильную диагностику может выполнить только квалифицированный доктор, после разностороннего обследования.
Что лежит в основе развития нарушения?
Способность осознавать и воспроизводить речь у человека зависит от большого количества факторов:
Спровоцировать появление заболевания могут анатомические особенности, органические изменения локальных участков головного мозга, например, сильвиевой борозды, коры лобной или височной долей доминирующего полушария.
Нормальное озвучивание слов, синтаксических конструкций возможно при безукоризненном функционировании всех нервных клеток мозга.
Тотальный аграмматизм у детей может также вызвать нарушенный, в период становления речи, слух. Если звуковые волны плохо воспринимаются слуховыми анализаторами, ребенок плохо слышит, ему трудно, даже невозможно правильно сформулировать предложения.
Речевые навыки могут быть сформированы только при многократном полноценном прослушивании словесных оборотов, погружении в аудио среду языка.
Появляющиеся речевые нарушения у взрослых людей, уже имеющих сформированные навыки произношения предложений, изменением работы слуховых анализаторов объяснить невозможно. В таких ситуациях велика вероятность расстройств неврологического характера.
Аграмматизм характерен для состояний алалии, афазии, речи людей без слуха или с плохим слухом, детей, имеющих отставание в развитии.
Проявления аграмматизма
Человеку с данным заболеванием легче понимать однозначные предложения. Например, фраза «Я купила хлеб» будет понята проще, чем предложение «Я слушаю тебя». Во втором случае в отличие от первого, возможен вариант обратного действия «Ты слушаешь меня».
Проще бывают поняты краткие фразы с классическим порядком слов «На улице идет дождь», в отличие от большего предложения с уточнениями «Дождь непрекращающийся идет опять на улице».
Больной человек общается не совсем грамотно с литературной точки зрения. Обиходные речевые конструкции значительно отличаются от правильно выстроенных предложений. Возможность восприятия обыденной речи у людей с проявлением аграмматизма значительно снижена.
Симптомы могут быть выявлены специалистом при внимательном общении, демонстрации наглядных материалов, сопровождающихся просьбой их описать, о них рассказать. Если человек болен, его речь состоит из самых простых предложений, с минимумом слов, часто произносимых медленно.
Формы нарушения
Специалисты выделяют две основных формы аграмматизма:
Сенсорные изменения обусловлены нарушением возможности чувствовать, воспринимать звуковой сигнал.
Моторные нарушения в центре Брока вызывают трудности управления мышцами гортани, языка, челюстей, которые не позволяют хорошо воспроизводить речь. Часто больной может произнести только основные слова.
Его речь напоминает текст телеграфного сообщения, в котором преобладают имена существительные или, наоборот, присутствуют только глаголы. Такие специфические особенности позволяют уточнить локализацию участка мозга с нарушенной деятельностью.
Постановка диагноза
Правильное установление диагноза – результат комплексного наблюдения, обследования. Очень важно определить:
При общении специалист оценивает:
При тестировании оценивают количество слов и слогов в произносимых предложениях, согласованность используемых окончаний.
Для выявления нарушений мозговой деятельности рекомендуют сделать энцефалограмму, ультразвуковое или томографическое исследования.
Суммируя, анализируя полученную информацию, специалист принимает решение об установлении диагноза.
Методы лечения
Аграмматизм – это неврологическое расстройство, требующее помощи квалифицированных специализированных докторов. Медицинское лечение в зависимости от возраста, тяжести состояния больного может включать медикаментозный курс, рефлексотерапию, физиотерапевтические процедуры, воздействие гипнозом.
Коррекция состояния лекарственными препаратами может значительно улучшить кровообращение клеток мозга, сделает более эффективной их функционирование.
Воздействие на активные точки при рефлексотерапии может осуществляться разными методами:
Авторские методики, апробированные многолетним опытом применения? различаются по выбору чувствительных точек на теле пациента и методов действия на них.
Положительные изменения наблюдаются при физиотерапии экспрессивного аграмматизма. При проблемах сенсорного характера правильный выбор физиотерапевтических методов помогает улучшить восприятие больным звуков.
Влияние аномалий моторного характера минимизируется восстановлением активности мышц гортани, челюсти, языка.
Аграмматизм, как и другие нейропсихологические расстройства, поддаются коррекции профессиональным гипнозом, с помощью которого улучшается качество произносимой речи.
Алгоритм лечения подбирают специалисты индивидуально. Помимо медицинской помощи больному в период восстановления понадобится помощь психологов, логопедов, педагогов.
Предвосхитить неприятность можно
Для предотвращения появления аграмматизма очень важен нормальный неонатальный период формирования ребенка. Неврологические расстройства будущего ребенка могут формироваться при тяжелой беременности, усугубленной инфекционными или другими заболеваниями.
Правильный образ жизни, регулярной наблюдение у внимательного доктора будущей мамы – залог рождения здорового малыша.
Аномалии в функционировании клеток головного мозга могут появляться у взрослых людей вследствие перенесенных заболеваний, нарушения кровообращения. Превентивная мера – внимательное отношение к собственному состоянию здоровью, применение в каждодневной практике общеукрепляющих процедур, формирование привычек здорового образа жизни.
Состояние больных при аграмматизме можно существенно улучшать, вплоть до полного выздоровления. Успешное лечение возможно при своевременном обращении к специалистам, неукоснительном соблюдении рекомендаций доктора.
Аграмматизм
Аграмматизм – это неспособность построения или восприятия грамматических конструкций. Аграмматизмы встречаются в устной речи и на письме. Характерны для раннего периода речевого развития, а также лиц с общим недоразвитием речи, билингвизмом, афазией, нарушениями слуха, дисграфией. Диагностируется при логопедическом обследовании устной и письменной речи, нейропсихологическом тестировании. Коррекционно-восстановительное обучение по преодолению аграмматизма направлено на совершенствование грамматических категорий языка.
Классификация
В зависимости от характера нарушения (внутренней или внешней речи) в логопедической практике выделяют два типа аграмматизма:
По уровню сформированности грамматических процессов различают три степени аграмматизма (от более тяжелого к легкому):
Причины аграмматизма
Дошкольный возраст
Усвоение основных грамматических форм родного языка происходит в первые 3-5 лет жизни. Дети накапливают значительный словарный запас, овладевают навыками словоизменения и словообразования, правильно понимают и употребляют предлоги, используют простые и сложные предложения.
В речи дошкольников и младших школьников могут встречаться отдельные аграмматизмы. Как правило, они связаны с употреблением низкочастотных слов, сложных грамматических оборотов, исключений из правил русского языка. Однако при нормальном речевом развитии грамматические ошибки постепенно исчезают из речевого обихода ребенка.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Аграмматизмы – характерное явление для детей с общим речевым недоразвитием различных уровней. ОНР – это собирательное понятие, за которым могут скрываться различные речевые нарушения: алалия, дизартрия, открытая ринолалия.
Билингвизм
В ситуации двуязычия аграмматизмы могут выявляться как при общении на родном, так и на русском языке. На основании критерия лексико-грамматической правильности речи выделяют 3 уровня речевого развития детей-билингвов:
Афазия
Аграмматизмы наблюдаются у пациентов с различными видами афатических нарушений. Грамматические трудности обычно свойственны средней и легкой степени речевых расстройств (при грубой афазии активная речь или ее понимание может отсутствовать полностью).
Тахилалия
Патологически ускоренный темп речи при тахилалии отрицательно влияет на грамматическое и синтаксическое оформление высказывания. В первую очередь страдает структура предложения: нарушается правильный порядок слов во фразе. Окончания слов «проглатываются» или заменяются неправильными. В спонтанной речи искажаются логические причинно-следственные связи, что влечет за собой нарушение смысла сказанного.
Нарушения письменной речи
Аграмматизмы на письме составляют сущность аграмматической дисграфии. В письменных работах обнаруживается неправильное построение предложений, нарушение изложения связного текста. В словах встречаются ошибки склонения и согласования в роде и числе, неверное написание приставок и суффиксов.
Грамматические ошибки при чтении характерны для аграмматической дислексии. В процессе чтения неправильно употребляются падежные окончания, форма и времена глаголов, согласуются существительные с прилагательными и местоимениями. Трудны для восприятия сравнения и метафоры. В результате теряется смысл прочитанного, страдает понимание текста.
При дизорфографии, наряду с ошибками правописания, учащиеся испытывают затруднения при морфологическом анализе слов, падежном склонении, согласовании слов в предложении, расстановке знаков препинания. Письменные аграмматизмы обычно встречаются у детей с ОНР.
Интеллектуальные нарушения
Лексико-грамматическое недоразвитие типично для детей, страдающих аутизмом, ЗПР, умственной отсталостью. В их речи аграмматизмы встречаются на уровне слова, фразы и связного текста. Выраженность грамматического недоразвития зависит от степени снижения интеллекта.
Наиболее нарушенными являются операции словоизменения. Предлоги опускаются или употребляются неправильно, падежные окончания искажаются. Допускаются ошибки при образовании прилагательных от существительных, уменьшительных форм. Дети пользуются примитивными предложными конструкциями. Если имеется развернутая фраза, в ней часто имеется смысловое несоответствие. Связная речь непоследовательна, фрагментарна.
Нарушения слуха
Речь слабослышащих детей развивается с существенными грамматическими нарушениями. Неточность слухового восприятия обусловливает ошибочное употребление предлогов, падежных окончаний, трудности построения сложных предложений. Перечисленные недочеты устной речи находят отражение на письме. Аграмматизмы при тугоухости стойкие, искореняются с трудом.
Диагностика
Выявление аграмматизмов на письме и при устном высказывании осуществляется логопедом-дефектологом в ходе педагогического обследования. Для оценки состояния ВПФ требуется консультация нейропсихолога. Общий диагностический план складывается из следующих этапов:
Коррекция
Логопедические занятия необходимо начинать параллельно с медицинскими мероприятиями или непосредственно после них. Так, помощь слабослышащим детям, прежде всего, должна включать рациональное слухопротезирование, занятия с сурдологом. При ОНМК, повлекшем за собой афазию, требуется комплексная медикаментозная, нейропсихологическая, физическая и речевая реабилитация. При тахилалии благоприятный фон для логопедической коррекции достигается с помощью физиотерапии, водолечения, курса массажа. Тактика речевой терапии определяется с учетом ведущего синдрома.
Совершенствование грамматического строя
Для формирования грамматического строя языка необходимо с раннего детства много общаться с ребенком, читать качественную детскую литературу, окружить его достойными речевыми примерами для подражания. Не следует повторять аграмматизмы ребенка, необходимо сразу исправить допущенные ошибки, произнеся правильный образец. Для речевого развития полезны грамматические игры, помогающие автоматизировать нормативные варианты словообразования («Один-много», «Большой-маленький», «Чего не стало» и др.).
Коррекция ОНР
Коррекционное обучение детей с ОНР проводится в специализированных логопедических группах ДОУ, начиная с 4 лет. Аграмматизмы должны быть преодолены к началу обучения в школе. На занятиях логопед уточняет и расширяет лексический запас у детей, развивает понимание речи, формирует навыки словоизменения, словообразования, использования простых распространенных и сложных предложений. По мере совершенствования лексико-грамматических средств развивается связная речь, формируется умение составлять рассказ, пересказывать услышанное.
Параллельно устраняют фонетические пробелы, фонематическое недоразвитие, нарушение слоговой структуры. В подготовительной группе работают над формированием элементарных навыков чтения, письма. В процессе занятий используют физкультминутки, артикуляционную гимнастику, фонетическую ритмику, упражнения для развития мелкой моторики, по показаниям – логопедический массаж.
Коррекция дисграфии
Поскольку письменные аграмматизмы являются следствием общего речевого недоразвития, их коррекция проводится по тем же основным направлениям. Дополнительное внимание на занятиях уделяется изучению морфологического состава слова и синтаксической структуры предложения. Закрепление грамматических норм и правил производится не только в устных, но и письменных упражнениях.
Восстановительная работа при афазии
Различные виды афатических расстройств требуют дифференцированного подхода к речевой реабилитации. Для устранения импрессивного аграмматизма при семантической афазии ведется работа по преодолению нарушений пространственного восприятия, восстановлению понимания логико-грамматических конструкций. При сенсорной афазии больного учат понимать ситуативную речь, дифференцировать фонемы, грамматически правильно формулировать фразу.
После растормаживания устной речи у больных с моторными афазиями переходят к выработке правильных артикуляционных поз и переключений, преодолению грамматических искажений (составление развернутых предложений, правильное использование предлогов и союзов и пр.), восстановлению чтения и письма.
Основная задача при динамической афазии ‒ стимулирование речевой активности, тренировки в словоизменении, конструировании фраз различных синтаксических моделей. В целях преодоления аграмматизма у пациентов с акустико-мнестической афазией проводится работа по расширению слухо-речевой памяти, составлению сложных предложений.
Кратко об аграмматизме
Аграмматизм относится к языковому процессу, которое отсутствует в грамматических структурах. Основными признаками аграмматизма являются короткая длина фразы, упрощенный синтаксис, ошибки и пропуски основных глаголов, а также опущение или замена грамматических морфем, таких как маркеры множественного числа или функторы.
Кратко об аграмматизме
Возможны также ошибки в определении времени, числа и рода, а также трудности в создании предложений с движением грамматических элементов, таких как пассивные предложения, вопросительные конструкции и сложные предложения.
Устная и письменная речь обычно показывает аналогичные шаблоны ошибок. Как правило, лица с аграмматической афазией также демонстрируют нарушение понимания грамматических структур, в частности неканонических семантически обратимых предложений.
Причины аграмматизма
Как и большинство других нарушений речи, аграмматизм вызывается или возникает на почте нарушения в деятельности головного мозга.
Причинами могут послужить различные заболевания, изменения в работе слухового анализатора.
Так как слух зачастую играет решающую роль, то люди со слабым слухом (слабослышащие) или умственно отсталые, чаще всего имеют симптоматику аграмматизма.
Типы аграмматизма
Неврология выделят два типа аграмматизма: импрессивный и экспрессивный.
Импрессивный аграмматизм проявляется в виде полного или частичного невосприятия речи, вернее смысла грамматических конструкций.
Экспрессивный аграмматизм — это когда нарушается употребление падежных форм, согласования с предлогами.
Симптомы аграмматизма
Симптомы данного явления начинают проявляться в раннем возрасте, когда у ребёнка формируется фразовая речь. Заметить это можно довольно легко — ребёнок не может строить предложения в правильной грамматической форме.
Что касается общего речевого дефекта, то дети с аграмматизмом очень поздно начинают говорить вообще. А так как малыши по своему определению ещё только учатся разговаривать, то родители поздно замечают, что с речью ребёнка что-то не ладное происходит.
При этом звуки произносятся верно, поэтому редко кто начинает беспокоиться о зарождающихся симптомах аграмматизма.
Ведь зачастую и взрослые иногда нарушают в речи грамматический строй предложения.
Только уже в школьном возрасте начинают появляться подозрения о речевом нарушении, когда учитель видит, что ребёнку не под силу усвоить падежные формы слов, он не может согласовывать слова в предложении. Аграмматичность при письме заметить ещё проще. Такие фразы как «длинный полоска», «перед окну» сразу бросаются в глаза.
Обычно в возрасте 7-8 лет ребёнок уже свободно согласовывает слова в речи. И такие отклонения вызывают тревогу.
Аграмматизм
Аграмматизм у детей возникает на самых ранних этапах развития речи и при нарушениях слуха. Это явление обнаруживает себя в устной и письменной речи.
Аграмматизм причины
Прежде всего, к причинам относят нарушения в деятельности головного мозга, спровоцированные различными болезнями, а также нарушениями и изменениями периферической части слухового анализатора. Зачастую заболеванию подвержены слабослышащие, умственно отсталые дети с недоразвитой речью.
Аграмматизм симптомы
Все симптомы напрямую зависят от степени проявления заболевания, которые проявляются в недостатках фонематического строя речи и лексики.
Симптомы аграмматизма проявляются в том, что дети начинают говорить гораздо позже положенного срока. Возникновение фразовой речи происходит после 2-3-х, или даже 4-х лет. Речь малышей зачастую наполнена аграмматизмами, характеризующимися неправильным применением грамматических форм.
Часто родители не обращают внимание на нарушения в речи малыша. Их успокаивает тот момент, что звукопроизношение в норме, и значит ребенок со временем, полагают они, научится правильно согласовывать словосочетания. Такой ребенок успешно может овладеть программой первого класса, включающую грамоту, а также усвоить звуковую структуру слов. Однако у ребенка возникают непреодолимые трудности в овладении морфологическими принципами письма. И только после этого, в состоянии недоумения, родители обращаются к специалистам (логопеду, неврологу). Учитель фактически сразу обнаруживает, что ребенку не под силу усвоить правила склонения слов по родам, падежам, числам. Это отмечается в неправильном согласовании слов, а также написании окончаний слов. Школьник пишет аграмматично (вопреки правилам грамматики). Например, «длинный лента», «на окну».
Согласно возрастным умениям, правильно согласовывать слова ребенок должен к 4-м годам. И к этому возрасту ошибки в речи не являются нормой. Если ваш ребенок допускает ошибки типа «около столу», «деревы», необходимо получить консультацию у специалистов.
Что касается правил словообразования с помощью приставок, а также суффиксов, то этими умениями ребенок овладевает гораздо позже, к 7-8-ми годам. В возрасте 7-8 лет школьник должен согласовать слова между собой, а также образовывать новые слова. В случае если этого не происходит, то диагностируют аграмматизмы у детей.
Аграмматизмы у детей-школьников обнаруживаются сразу при поступлении в учебное заведение. У детей отмечаются дефекты произношения, несформированный лексико-грамматический строй, фонематическое восприятие, а также связная речь.
Аграмматизмы у детей в 7-8 лет проявляются наиболее отчетливо. Именно в этот период дети уже овладевают грамотой, а также начинают изучать грамматические правила. Предпосылками к этому выступает бедность словарного запаса. И как показывают исследования, именно по причине бедности словарного запаса, а также неточностей в понимании лексического значения слов происходит это нарушение.
Типы аграмматизмов
Невропатологи, неврологи, рефлексотерапевты выделяют два основных типа аграмматизмов. Это импрессивный аграмматизм и экспрессивный аграмматизм нарушения речи.
Импрессивный аграмматизм отмечается полным, а также частичным нарушением понимания смысла грамматических конструкций воспринимаемой речи.
Экспрессивный аграмматизм является грамматическим нарушением оформления активной речи. Экспрессивный аграмматизм характеризуется неправильным использованием падежей, предлогов, склонений.
Аграмматизм примеры
Примеры наиболее выраженной формы аграмматизма включают серию номинаций: «вот… упал… и вот… хирургия… вот… наркоз… и вот… пустота… вот проснулся»… Менее выраженная форма характеризуется неадекватным построением предложений. При этом первым выступает имя одушевленное существительное, далее все существительные употребляются в случайных падежах или именительном падеже.
Примеры аграмматизма «Девочка пошел школа»; «Бабушка читают газету»; «Собака… курица… несла», «Я пошла гости. гости пошли». Последний пример отчетливо показывает порядок слов в различных семантических ролях. Это свидетельствует о построении высказывания правилами семантического синтаксиса.
Существуют следующие сложности при восприятии речи:
— затруднённое восприятие предложений. Например, «Кошка преследует собаку» воспринимается хуже, чем «Кошка пьёт молоко»;
— затруднённое восприятие предложений с базовым расположением слов, которые отклоняются от стандарта;
— затруднённое восприятие предложений, которые имеют сложную синтаксическую структуру в сравнении с более простыми предложениями.
Симптомы аграмматизма выявляются после проведения эксперимента, который связан с восприятием речи. В ходе эксперимента испытуемому демонстрируют рисунки, с соответствующими предложениями.
Аграмматизмы в речи отмечаются бедностью и простотой разнообразия синтаксических структур предложений, а также отсутствием полноценных предложений. Данное нарушение характеризуется опущением служебных слов, к которым относят предлоги, артикли, вспомогательные глаголы, а также местоимения.
Аграмматизмы в речи сопровождаются низким темпом речи. Психологи объясняют это явление с точки зрения адаптации: попытки приспособления больного к собственной нарушенной речи, заключающейся в медленном процессе её обработки, а также затруднённостью создания предложений с несвойственным порядком слов.
Аграмматизмы у детей в речи объясняются различными подходами. Существует гипотеза удаления следов, предполагающая, что нарушение речи при аграмматизме включает их исчезновение, связанное с обработкой предложения. Гипотеза отображения отмечает нарушения механизма интерпретации синтаксических структур в самих терминах семантических ролей. Полагают также, что нарушения возникают с уменьшением доступной памяти.
Лечение включает специальные разработанные методики, позволяющие детям и взрослым восстановить способность применять грамматическое строение речи. Прогноз на будущее зависит от степени основного патологического процесса, а также от глубины нарушения речи и своевременного диагностирования заболевания.
Как лечить аграмматизм? Хороший эффект дает комплексное лечение, включающее логопедические занятия, логопедический массаж, микротоковую рефлексотерапию. Все схемы лечения назначаются индивидуально, учитывая особенности задержки развития каждого пациента. Курсы лечения включают не менее 15 сеансов.
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии данного заболевания обязательно проконсультируйтесь с врачом!