Фраза чур меня что значит
Почему мы говорим «чур меня»
Есть такая примета, что уши начинают «гореть», если человека кто-то вспоминает. И чтобы избавиться от этого ощущения, нужно трижды произнести «чур меня».
Слова «чур, моё» можно услышать и от детей, хотящих выбрать какую-то одну игрушку из нескольких. Но кто такой «чур» и почему к нему обращаются в самых разных ситуациях?
Кто такой бог Чур
В мифологии древних славян бог Чур был охранником границ. По легенде он являлся внуком бога Сварога, создавшего землю. После создания земли бог Чур явился людям, чтобы поделить её между ними. А те, завидев его, стали указывать на понравившиеся наделы и кричать: «Чур, мне!», «Чур, это моё!» А как земли были распределены, Чур повелел огородить границы деревянными столбами. Их нельзя было сдвинуть с места. В дальнейшем на границах своей земли славяне стали устанавливать идолы бога Чура. Он не только защищал землю от посягательств других людей, но и от нападок нечистой силы.
Грозный деревянный идол бога границы не давал преступить её злым духам. Иногда уменьшенную копию кумира устанавливали для защиты и в доме. Она не давала навести порчу или проклятие на обитателей дома. Оберег Чур располагался на самом видном месте в доме, чтобы обидчики не могли ничего сделать. А чтобы заслужить расположение бога, к его пограничному идолу приносили дары. Чаще всего это были каша и молоко, но некоторые оставляли и мёд, и свежий хлеб, и зерно.
Чур — дух предков
Некоторые славянские племена чурами или щурами называли духов предков. Отсюда, кстати, и произошло слово «пращур» — предок. Функция щуров была сродни работе бога границы Чура. Чурбаны или чурки — деревянные фигурки, олицетворявшие предка рода, также защищали от нечистой силы. Чтобы призвать такой дух на помощь, кричали: «Чур меня!»
Таким образом вокруг крикнувшего магические слова человека устанавливался обережный круг. Считалось, что его границы не может переступить нечисть, например, леший. Такой защитой предков часто пользовались путешественники и охотники. Заблудившись, они выворачивали кафтан наизнанку и говорили: «Чур того, полно!» Таким образом они разрушали чары лешего.
Часто чуров призывали и во время гаданий. Например, девицы гадали на суженого на перекрёстке дорог. Они очерчивали круг, а потом по очереди ложились на землю, прислоняя к ней ухо, и говорили: «Чур на меня». После этого гадающая слышала какой-нибудь звук. Если он сулил плохое будущее, то девица быстро выходила из круга и говорила: «Чур меня!» Так она призывала на защиту пращуров. Этот фразеологизм древних славян укрепился и в современной русской речи.
Оберег Чура
Как чур внедрился в различные слова и фразеологизмы
Сегодня часто можно услышать, как дети кричат: «Чур, это моё!» — если видят какую-то симпатичную вещицу. Раньше так обозначали право владения чем-то. Если человек произносил заветные слова, то вещь становилась неприкосновенной для других. А выражение «чур, не меня» ребятня использует, если не хочет, чтобы их поймали, например, во время игры в догонялки. Также и в прошлом наши предки использовали это выражение, чтобы их обошла стороной нечистая сила.
В этом же значении использовался раньше глагол «чураться», то есть ограждать себя словом «чур». Сегодня этот глагол немного изменил своё значение. Он употребляется, если человек не хочет или не любит что-то делать, то есть чурается работы. А ещё с богом границы Чуром связано наречие «чересчур». В древности оно означало непозволительное действие — переход через деревянного чура. А сегодня это слово обозначает излишек чего-либо.
Как видно, выражения древних славян, связанные с богом Чуром или чуром-предком, в наши дни несколько изменили своё значение. Но мы всё равно по старой памяти предков вскрикиваем: «Чур меня!» — если пугаемся чего-то. Или шутливо грозим кому-то: «Чур, давай не обманывай», — как бы призывая в свидетели высшие силы.
«Чур меня!»: что значит это выражение на самом деле
Несмотря на то, что язык неуклонно меняется под влиянием времени, он сохраняет древние смыслы и символы, и если в них вдуматься – откроется целый новый мир. И вроде бы обычное слово «чересчур» оказывается отражением языческих верований наших предков.
Нарушить границу
«Чересчур» упоминается в словарях русского языка, начиная с XVIII века. Это наречие, которое означает: «чрезмерно, слишком». В разговорной речи может употребляться в качестве сказуемого, выражая действие, выходящее за рамки допустимых в обществе норм и правил.
Очевидно, что это слово возникло в результате соединения двух частей. Предлог «через» является общеупотребительным для русского языка. Он широко используется в настоящее время в значении «сквозь или поверх чего-либо», когда какое-то действие преодолевает явную или мнимую преграду. Так, можно пройти вброд через ручей или построить мост через реку, а также передать хлеб через стол, провезти груз через таможню и т.п.
Вторая часть этого слова – «чур» более непонятно. Оно относится к устаревшей лексике и в настоящее время встречается только в отдельных устойчивых выражениях вроде: «Чур меня!» или «Чур мое!» Разговорное значение этого существительного выражается в назывании кого-то, либо способного уберечь от угрозы, либо устанавливающего какие-нибудь права и правила.
То есть, в самом общем смысле, слово «чересчур», которое в современном русском языке принято писать слитно и через букву «с», означает нарушение или преодоление каких-то очевидных границ, установленных Чуром. Так кто же это такой?
Черт, фаллос или дух предка?
Историки, этнографы и филологи сломали немало копий, споря о том, кем считать этого загадочного Чура, оставившего явный след в целом ряде устойчивых словосочетаний и выражений. Одни считают его языческим богом, которому поклонялись славяне до эпохи христианства, другие принимают его за доброго пращура или, вообще, фаллический символ.
Так, российский историк Василий Ключевский считал, что славяне-язычники обожествляли некого предка, которого называли Чуром (или Щуром – в зависимости от транскрипции). И отсюда, в частности, появилось слово «пращур». Если следовать этой версии, то славяне поклонялись Чуру как духу предков, защитнику семьи. И делать что-либо чересчур означает нарушать древние законы, установленные пращурами.
Кардинально противоположной версии придерживался филолог-фольклорист Никита Толстой. В своей научной работе «Русские чур и чушь» ученый отметил, что славяне часто поминали мужские гениталии в словесных формулировках, призванных защитить человека от всякой нечистой силы. И Чур – это никакой не языческий божок и не дух предков, а пенис, который почитался нашими предками как символ плодородия и, в то же время, мог оградить от беды, насланной мистическими существами.
Некоторые ученые считали, что Чур – это то же самое, что и Черт. Дескать, славяне боялись помянуть рогатого демонического монстра, и специально коверкали это слово.
Однако большинство специалистов уверены, что Чур – это языческий божок, и тому есть немало доказательств.
Полубог и защитник
Известный писатель-этнограф Сергей Максимов в своей книге «Крылатые слова», которая была впервые издана в 1890 году в Санкт-Петербурге, называет Чура языческим полубогом.
По версии ученого, это мифическое создание широко почиталось нашими предками.
Его уважали и боялись, потому что Чур устанавливал и охранял: границы миров (потустороннего и людского); границы земельных наделов; границы природных зон, озер и лесов; имущественные границы. Чур был покровителем и помощником, который мог наказать любого, кто нарушает установленные им правила.
Поскольку славяне были землепашцами, то их главным достоянием были земельные участки. По границам своих владений люди устанавливали чурбаны – небольшие деревянные столбики-кругляши, на которых были вырезаны обозначения хозяев данного надела. Считалось, что Чур сурово карает за самовольный захват чужой земли, так что изначально чурбаны представляли собой изображения этого языческого идола и служили своеобразным оберегом-предупреждением для возможных нарушителей.
Наши предки верили, что Чур сильнее Черта, поскольку является помощником самой Матери-земли. Это мифическое создание призывали знахари, рисуя магический круг, призванный защитить людей от происков приспешников зла.
Поэтому и сегодня, восклицая «Чур меня!» человек обращается к языческой силе, способной оградить его от обитателей потустороннего мира, а возгласом «Чур мое!» призывает полубога в свидетели, что данная находка отныне является его личным имуществом. И мифический помощник якобы утверждает провозглашенное право.
Вот так, выясняя происхождение только одного слова «чересчур», мы заглянули вглубь веков и узнали много интересного о наших далеких предках, живших до принятия на Руси христианства.
«Чур меня, чур»
«ЧУР МЕНЯ́, ЧУ́Р» — выражение, употребляемое в разлл. ситуациях с неск. значениями: 1) в дет. играх, когда участник заявляет, что его нельзя трогать, он в стороне; 2) формула заклинания, к-рая должна отогнать от произносящего «нечистую силу». По-видимому, в этих выражениях употребляется существит. «чур» в значениях: рубеж, предел, мера, уговор, запрет, закон. В. Даль приводит пословицы, связанные с заклинательной формулой: «Чурайся от вражьей силы»; «Черти круг да чурайся».
Смотреть что такое ««Чур меня, чур»» в других словарях:
ЧУР — муж., ·стар. грань, граница, рубеж, межа; и поныне | край, предел, мера. Не ступай за чур, за черту. Не лей через чур; это чересчур много, мало, против нужного, должного. По чур наше! | архан. хрящеватая отмель, коса, гряда; новг. чура, хрящ,… … Толковый словарь Даля
чур меня — не касайся меня, не касайся, не тронь Словарь русских синонимов. чур меня нареч, кол во синонимов: 8 • боже упаси (1) • … Словарь синонимов
чур — меня. Чураться (избегать) Черти круг, да чурайся (избегай) иноск. ограждайся По поверию, чертя круг, ограждают себя установлением границы, за которой нечистая сила теряет власть над людьми. Ср. Оба мы с тобой великие грешники. Чур, жене… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
ЧУР-ЧУРА — ЧУР ЧУРА, межд. В детской речи: то же, что чур (в 1 знач.). Чур чура меня! Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
чур-чур — нареч, кол во синонимов: 1 • чур меня (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ЧУР — ЧУР, межд. (разг.). 1. Возглас (обычно в детских играх), к рым запрещают касаться чего н., переходить за какой н. предел [первонач. в заклинаниях, где слово «чур» обозначает границу, межу]. Ч. меня! 2. Возглас, к рым требуют соблюдать какое н.… … Толковый словарь Ожегова
чур меня — чур меня … Орфографический словарь-справочник
чур меня — чур меня/ (нас) (восклицание, которым хотят себя охранить) … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Как произошло выражение «чур меня»? Что обозначает это выражение?
Нарушить границу
«Чересчур» упоминается в словарях русского языка, начиная с XVIII века. Это наречие, которое означает: «чрезмерно, слишком». В разговорной речи может употребляться в качестве сказуемого, выражая действие, выходящее за рамки допустимых в обществе норм и правил.
Очевидно, что это слово возникло в результате соединения двух частей. Предлог «через» является общеупотребительным для русского языка. Он широко используется в настоящее время в значении «сквозь или поверх чего-либо», когда какое-то действие преодолевает явную или мнимую преграду. Так, можно пройти вброд через ручей или построить мост через реку, а также передать хлеб через стол, провезти груз через таможню и т.п.
Вторая часть этого слова – «чур» более непонятно. Оно относится к устаревшей лексике и в настоящее время встречается только в отдельных устойчивых выражениях вроде: «Чур меня!» или «Чур мое!» Разговорное значение этого существительного выражается в назывании кого-то, либо способного уберечь от угрозы, либо устанавливающего какие-нибудь права и правила.
То есть, в самом общем смысле, слово «чересчур», которое в современном русском языке принято писать слитно и через букву «с», означает нарушение или преодоление каких-то очевидных границ, установленных Чуром. Так кто же это такой?
Видео
Защитник от зла
Исследователь-фольклорист А.Афанасьев отмечает и другую, не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Он считался олицетворением огня, что пылал в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семейства, по сути, очень могущественным домовым.
Чур помогал не только сохранить уют в жилище и принести лад в дом, но и оберегал своих подопечных от злых сил. Вот откуда взялось то самое «Чур меня!».
Если человек был напуган странным явлением, какими-то необъяснимыми, «чертовскими» событиями, он произносил заветные слова. Они воплощали в себе призыв к богу-хранителю. Чур охватывал того, кто просил помощи, невидимым и непроницаемым кольцом, преодолеть которое было не под силу чертям.
Чур на страже границ
Издавна славяне почитали Чура как бога-защитника земельного участка. У пограничного столба насыпался бугорок земли, что значило запрет тревожить межу. Тот же, кто рискнул бы перенести столб в иное место, руководствуясь собственными интересами, непременно поплатился бы – Чур не прощал несправедливости и обмана.
Сама же пограничная полоса между полями тоже считалась священным местом. Без разрешения хозяина участка переступать её было запрещено. В честь Чура в дни празднеств, посвящённых ему, люди исполняли гимны, обходя поле по периметру и гоня впереди скот. Нередко Чуру приносили и дары. Для этого достаточно было оставить молоко или мёд у любого их межевых столбов.
Гадание, обережные слова от сглаза и прочего лиха
Чуров приглашали молодые девушки для помощи в гадании на суженого. Как это происходило? Ночью девицы шли на какой-нибудь перекресток дорог. Затем они чертили круг осиновым прутом. Далее они входили в круг по одной. Приложив ухо к земле, слушали. Если слышен какой-то звук, значит девушке выйти замуж в этот год. Однако в процессе гадания, видимо, от нервного напряжения, девице иногда может почудиться страшный звук: шепот, вой или крик. Вот здесь самое время вызывать подмогу в виде армии духов предков. «Чур меня!» — кричала или шептала девушка. Считалось, что вокруг нее образовывался нерушимый круг, не дающий подкрасться злобной нечисти.
Проблема электризующихся волос: подбираем средство для ополаскивания и не только Разгадать другого: ученые доказали, что быстрая мимика помогает «читать» других 5 часов работы: супруги из Англии сделали тумбу из обрезков стройматериалов
Когда среднестатистический древний славянин мог вызвать своей внешностью или имеющимся добром зависть соседей, то он обязательно произносил обережные слова «Чур меня» и, чуть прикусив кончик языка, уверенно продолжал свой путь: пращур теперь с ним, и никакому лиху не дано воплотиться, его не сглазят лихие люди.
Психология Чура
Второй яркий образ для понимания чура, теперь уже с психологической стороны, является детское игровое выражение «Я в домике!». Ребенок при этом скрещивает руки на груди. Да, Крест частично относится к образу чура тоже, но в данном случае нам важен не сам крест, а то, что ребенок как бы обнимает себя, ЗАПИРАЕТ.
Это относится к наиважнейшему образу крестьянских заговоров и обрядности — КЛЮЧ И ЗАМОК, которыми запираются сказанные слова («словам моим — ключ и замок» или «замкну замки замками, заключу ключи ключами», или «заключаю замком крепким, а ключ — в воду», то есть речь идёт о Крепости слов), запираются (зашиваются) злые языки и глаза, запираются здоровье, природа, злые духи и многое-многое другое. Это частично касается темы Берегинь и Упырей, а также более эзотерических мыслей (как, например, создание обрядового чучела). Идея настолько важная, что осталась в символике Церкви в виде её навершия в виде Яблока (замка) и Креста (ключа), аккурат над «МАКовкой», да и в самом слове «ЦЕРКОВЬ» мы видим видоизмененный «ЧУР» («Цер, Cir») в первой части слова.
И, как говорилось в одном из заговоров, «моим словам ключ в замок, аки крест на церкви». То есть, в принципе, смысл царской державы более-менее тоже вырисовывается
Ключ и замок — еще один огромный образ, о котором можно говорить отдельно и в коем, как правило, Замок — это земля (или морские глубины), а Ключ — небо (сравните с главным сюжетом индоевропейской мифологии «Громовержец против Змея» и поймите уже, что там не идет речь о реальной битве). Притом, что сам заговор, я так понял, должен делиться на две части, из которой первая — ключ — читается вслух, вторая — замок — про себя (по указанию к заговору №189 Сборника Майкова); и тогда понятно, почему в некоторых заговорах ключ сопоставляется с языком (а замок с головой) — всё как в мифологии, в котором змей прячется и является чем-то скрытым. Но я увлёкся и отклонился от курса, просто столько тем связано в единую концепцию, что невольно перескакиваешь с одной на другую.
Итак, древнее общество — это совокупность закрытых групп населения как в пределах одной территории, так и внутри одной общины: деревня делится на семьи — каждая из которых представляет собой отдельную закрытую (сакральную) группу, также отдельные группы предусмотрены для молодежи, для различных профессий и т.д. — у каждой свои знаки, даже свой слэнг, который, по моему убеждению, и сыграл непоследнюю роль в формировании европейских языков. И проникнуть из одной группы в другую — та еще задачка. Никто не впускался внутрь группы просто так, а если такое и происходило, то для этого существовали специальные обряды перехода. А из статей про Магов мы уже знаем, что эти люди как раз и способствовали разному роду переходов. Также не забываем о привычке «опрыскать святой водой» предмет или человека, над которым будет твориться «магия», — для «смягчения».
Таким образом, любую такую закрытую группу можно условно представить в виде чура. И всё общество тогда становится совокупностью таких чуров.
Внутри чура действует принцип «один — за всех и все — за одного», то есть полное доверие друг к другу. Оно выражается символически в таких ритуальных по сути, но бытовых внешне, действиях, как различные обмены между людьми: рукопожатиями, едой, вещами, словами, знаниями, всем, чем угодно.
Потому-то в английском языке до сих пор и осталось слово «Sure», выражающее уверенность. Среди устаревших значений можно увидеть такие любопытные, как «быть обрученным» (внутри чура все связаны друг с другом) и «быть в безопасности». Думаю, эти слова наиярчайшим образом иллюстрируют психологию чура.
Еще один немаловажный аспект чура выражен однокоренным латинским словом «certus», означающем некую определенность, фиксированность, нечто устоявшееся, твердое, разрешенное. Ведь Чур — это ограниченная область, то есть вполне конкретная, определенная, выделенная. Каждый человек в отдельности является чуром, как и каждый предмет, имеющий своё твердое место в этом мире, свою оболочку (выраженную корнем «каз»), защищающую внутреннюю суть. Нельзя без позволения самовольно проникать внутрь, отчего у язычников и была куча всяких заклинаний и наговоров, молитв различным духам местности, предмета…
Для ограждения же себя, любимого, от внешнего пространства и прочих людей, надевались всевозможные наузы: от браслетов до нательного креста и пояса (всем хорошо известно выражение «распоясаться», то есть совсем потерять страх и стыд).
Чур— дух предков
Некоторые славянские племена чурами или щурами называли духов предков. Отсюда, кстати, и произошло слово «пращур» — предок. Функция щуров была сродни работе бога границы Чура. Чурбаны или чурки — деревянные фигурки, олицетворявшие предка рода, также защищали от нечистой силы. Чтобы призвать такой дух на помощь, кричали: «Чур меня!»
Таким образом вокруг крикнувшего магические слова человека устанавливался обережный круг. Считалось, что его границы не может переступить нечисть, например, леший. Такой защитой предков часто пользовались путешественники и охотники. Заблудившись, они выворачивали кафтан наизнанку и говорили: «Чур того, полно!» Таким образом они разрушали чары лешего.
Часто чуров призывали и во время гаданий. Например, девицы гадали на суженого на перекрёстке дорог. Они очерчивали круг, а потом по очереди ложились на землю, прислоняя к ней ухо, и говорили: «Чур на меня». После этого гадающая слышала какой-нибудь звук. Если он сулил плохое будущее, то девица быстро выходила из круга и говорила: «Чур меня!» Так она призывала на защиту пращуров. Этот фразеологизм древних славян укрепился и в современной русской речи.
Оберег Чура
Чур — это что такое? Значение слова «чур»
Мифология древних славян
Наши предки жили на земле и получали от нее практически все блага жизни. Поэтому не удивительно, что многие природные явления они обожествляли и приносили им жертвы в разные праздники. Особым почетом пользовались охранительные домашние духи. Самым известным является домовой. Он следил за порядком в избе, гнал за порог чужих людей и присматривал за маленькими детишками. Считалось, что в чистом и хлебосольном доме домовой всегда будет помогать хозяевам не только охраной, но и поступками. Может молоко от прокисания сберечь или вещь дорогую потерянную отыскать. А вот когда в доме все кувырком, это свидетельствовало о гневе домового на нерадивых хозяев. Тут все домочадцы старались духа задобрить, а иначе покоя и мира в семье не видать.
Помимо всем известного домового, были и другие охранительные духи, они жили в бане, на скотном дворе и в птичнике. К сожалению, их имена современным людям неизвестны. А вот чур и сейчас упоминается весьма часто. Что же это за божество, которое сохранило свое значение в веках?
Чур — это что за «зверь»?
Историки насчитывают более десяти охранных духов, не последнее место среди которых занимал чур. Данное божество почиталось всеми хлебопашцами без исключения, ведь именно земля находилась в ведении данного духа. В дословном переводе слово «чур» — это «граница», «межа» или «черта». Она четко отделяет хозяйские владения от всего остального враждебного мира. Поэтому в славянской мифологии чур — это божество, охраняющее границы двора. Этот дух постоянно обходит земельный надел по периметру и оберегает земли своего хозяина от соседских поползновений или случайных вмешательств со стороны приходящих чужих людей.
Культ чура в древнеславянской мифологии
Конечно, нельзя сказать, что чур — это божество высокого ранга, но его значение в жизни наших предков трудно переоценить. Ведь в силу этого духа верили абсолютно все славяне без исключения. Считалось, что тот, кто нарушит охраняемую чуром территорию, незамедлительно получит наказание. Оно могло выразиться во внезапной болезни, неурожае или большом количестве неприятностей, буквально сваливающихся на голову нарушителю.
Чтобы каждый видел, где проходит граница охраняемых земель, славяне рыли на меже несколько небольших земельных холмиков, которые огораживали тонкими кольями. С этого мгновения территория считалась охраняемой, и если кто-то из соседей случайно затрагивал такой холм, то старался сразу же вернуть все в первоначальное состояние.
В некоторые дни старейший мужчина в семье обходил территорию по периметру, прославляя чура и прогоняя впереди себя животных, которых приносили в жертву. Часто на земельной границе устанавливали большие камни и обтесанные бревна. Для их установки рыли глубокие ямы, их наполняли зерном, вином или медом. Данная жертва должна была понравиться чуру, и только в этом случае он выполнял свой долг по охране земель.
Защитник от зла
Исследователь-фольклорист А.Афанасьев отмечает и другую, не менее важную роль Чура в жизни наших предков. Он считался олицетворением огня, что пылал в очаге. Таким образом, Чура можно назвать защитником всего рода, покровителем семейства, по сути, очень могущественным домовым.
Чур помогал не только сохранить уют в жилище и принести лад в дом, но и оберегал своих подопечных от злых сил. Вот откуда взялось то самое «Чур меня!».
Если человек был напуган странным явлением, какими-то необъяснимыми, «чертовскими» событиями, он произносил заветные слова. Они воплощали в себе призыв к богу-хранителю. Чур охватывал того, кто просил помощи, невидимым и непроницаемым кольцом, преодолеть которое было не под силу чертям.
Чур: как изображалось божество
У славян не принято было наделять языческих духов человеческими чертами. Поэтому их внешний вид имеет весьма отдаленное сходство с людьми. Статую чура изготавливали из небольшого деревянного обрубка толщиной с руку взрослого человека. В верхней части вырезалось что-то похожее на мужские черты лица, потом идола ставили у ворот, чтобы он всегда находился в поле видимости соседей и прохожих.
Некоторые лингвисты утверждают, что именно от данного идола пошло слов «чурка» и словосочетание «чурбан бесчувственный», ведь, несмотря на свои небольшие размеры, дух был весьма злопамятным и грозным хранителем хозяйских границ.
Кому и как нужно носить оберег
Как уже говорилось ранее, рассматриваемый амулет довольно универсален. Он не имеет ограничений ни по полу, ни по возрасту, ни по роду занятий.
Амулет чур можно использовать и как персональный, и как семейный оберег. При этом в качестве личного талисмана его носят на теле, а в качестве обще семейного – размещают в жилье (над входом или на противоположной входу стене).
Вам будет интересно: Символ солнцеворот: Славянский праздник или солярный знак
Персональные амулеты носят в виде колец, подвесок, брелков, а семейные используют в виде вышивки, рисунка, панно.
«Чур меня!»: что значит это выражение?
В повседневной жизни мы часто зовем древнее божество, не отдавая себе отчета в поступках. Судите сами. Когда мы узнаем какие-то вести, которые могут нанести нам вред, то часто неосознанно произносим: «Чур меня!» Что значит эта фраза? Что мы хотим ею сказать и почему повторяем ее в разных жизненных ситуациях?
Дело в том, что славяне считали чура не только хранителем границ дворовой территории, но и духом, который может уберечь от многих неприятностей. Поэтому в случае опасности всегда призывали на охрану именно его. Заветной фразой, вызывающей духа, было всем известное восклицание «Чур меня!» Произнося его, вы просите духа оградить вас от грозящей опасности и не впустить ее в вашу жизнь.
Удивительно, что спустя века потомки древних славян подсознательно обращаются к вере предков в самых трудных ситуациях. Это доказывает версию лингвистов о коллективной памяти народа, которой наделены все мы. Именно в ней содержится самая важная информация, позволяющая сохранить нацию.
Чур меня! — очертить магический круг
В детских играх часто встречается «волшебное» слово чур: Чур, не я вожу!, Чур не пятнать!, Чур-чура!, Чурики! Оно пришло в детскую среду из народных суеверных обрядов и в прошлом широко использовалось не только детьми, но и взрослыми.
Междометие чур давно привлекло внимание лингвистов. В середине XIX века, да и позднее его сопоставляли со словом пращур и полагали, что щур, или чур,— одно из божеств языческих славян. Такое мнение высказывается в трудах фольклориста-мифолога А.Н. Афанасьева, историков С. М. Соловьева и В. О. Ключевского, в книге бытописателя С. В. Максимова «Крылатые слова».
Два новейших этимологических словаря объясняют его происхождение по-разному. Согласно «Этимологическому словарю славянских языков» под редакцией О. Н. Трубачева, междометие чур представляет собой «Достаточно стар, восклицание, выражающее запрет, первонач., по-видимому, в магическом контексте; поэтому может рассматриваться как нерегулярное (экспрессивное, эвфемистич.) преобразование слова *čьrta… Семантика черты, линии, рубежа хорошо ощутима в примерах… случаи субстантивного употребления формы чур (чересчур) вторичны — на базе междом. чур…» (ЭССЯ. М., 1977. Вып. 4.)
«Праславянский словарь» под редакцией Ф. Славского (т. II, 1976) возводит слово *curъ к индоевропейскому корню *keur — «резать, рубить» и приписывает чур первоначальное значение «магическая черта, очерченный круг, которого не может переступить никакая нечистая сила».
Мы не будем обосновывать какую-либо этимологию слова чур, а попытаемся очертить его культурный контекст. Междометие чур и его производные известны главным образом в восточно-славянских языках: русское и белорусское диалектное чур, украинское, белорусское и русское диалектное цур, диалектные формы: чуру (смоленское), чиру (могилевское), чура (тверское, калужское); польское диалектное cur (в выражении niech cie cur wezmie «черт бы тебя побрал») является заимствованием из украинского.
Для семантики междометия чур особенно важны те случаи, когда оно выступает в функции существительного. В словаре В. И. Даля чур толкуется как «край, предел, мера», старинное «грань, граница, рубеж, межа», например, не ступай за чур, за черту, по чур наше. В русских диалектах широко представлены фразеологизмы с субстантивированным чур: без чуры (чура) «слишком, без меры» (рязанское), без чура «то же» (псковское, тверское), без чуры (говоры Приамурья); не знать (понимать) чуры «не чувствовать меры, не знать границ» (рязанское), не знать чуру «не знать меры» (донское), «не придерживаться установленных правил» (говоры Приобья), не понимать чуру «то же» (омское). С фразеологией такого рода связано происхождение наречия чересчур: русское диалектное че́рес чуру (чур) «слишком, чересчур» (рязанское); не лей через чур (Толковый словарь В. И. Даля); Через чур и конь не ступит (Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу). В современном четырехтомном Словаре русского языка (3-е изд. М., 1988. Т. 4) приводятся два значения междометия чур: 1. (Обычно в сочетании со словами: «меня», «нас»). Устар. Возглас, означающий запрет касаться чего-л., совершать какое-л. действие (в заклинаниях против «нечистой силы», в играх и т. п.) и 2. Разг. Восклицание, означающее требование соблюсти какой-л. уговор, какое-л. условие.
Чур часто сочетается с личными местоимениями, например: русское диалектное чур меня от него «не желаю я его, не хочу быть за ним» (новгородское, смоленское), белорусское чур мене от цебе, украинское цур тоб1, (не) хай йому цур и т. п. Специфика украинского языка проявляется в том, что украинское цур сочетается только с местоимениями 2-го и З-го лица.
Междометие чур (цур) входит в состав довольно многочисленных формул-оберегов от нечистой силы. Некоторые из них широко распространены, другие имеют локальный характер, ср. русское и белорусское чур! наше место свято, украинское цур — наше мiсце свято, русское чур сего места!, чур, чур, чур! не тут слово сказано!, диалектные чур полно (новгородское), чур того, полно! (вологодское, сибирское), чур быть, чур господи быть, чур господи, чур будь (Пинежский район Архангельской области), чур этому слушанъю, аминь этому делу (Семово Чагодощенского района Вологодской области), чур, чужа дума, чур, чужи мысли (Заозерье Мезенского района Архангельской области), чур, мои думы, чур, мои мысли, чур, мертвы глаза (Шардонемь Пинежского района Архангельской области). В украинском языке с особой устойчивостью бытует двучленная формула-оберег цур тобi (йому и т. д.), пек тобi (йому и т. д.). Поскольку оберег часто направлен против дурного глаза, во многих украинских формулах упоминаются глаза: чур та пек лихим очам (Проскуровский уезд Подольской губернии), цур очей поганих (Пирятинский уезд Полтавской губернии). На юго-западной Украине известно производное слово цураха: цураха поганем очем; чтобы не сглазить, нужно, если хвалишь что-нибудь, смотреть на ногти или на потолок и говорить: «Hi вроку!» или «цураха» (Гринченко Б. Д. Словарь украинского языка. Киев, 1909).
Обычно междометие чур используют при гаданиях. Например, в Кадниковском уезде Вологодской губернии в рождественский сочельник «кое-где девушки готовят в нежилой избе чай для двух лиц, садятся за стол и говорят: „Суженой, ряженой, приходи ко мне чай пить». В том случае, если покажется призрак и сядет рядом с гадающею, последняя должна говорить: „Чур, тово, полно, чур не хочу», иначе задавит» (Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера, 1913. № I). Чур могло защитить от нечистой силы и в других случаях. В Южной Сибири, по описанию алтайского краеведа С. Н. Гуляева (1847 г.), считалось, что «если над заблудившимся человеком станет де́коватъея лешак и, откликаясь на зов голосом знакомого, заманивать в чащу и глушь, то, выворотив платье, как водится, наизнанку, должно зачураться, сказав: чур того, полно!» (Картотека Словаря русских народных говоров).
Во многих случаях защита от нечистой силы обеспечивалась очерчиванием магического круга. В Демянском уезде Новгородской губернии в начале XX века девушки гадали на святках таким образом: «Все девушки снимают тельные кресты с шеи и идут на перекресток. Здесь, став в самый все те, которым приходится иметь дело с нечистой силой, особенно с вампирами; так „чураются» в подобных же случаях герои народных скалок» (Богданович А. Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895).
Функциональная направленность очерчивания заключается в том, чтобы разделить пространство на две неравноценные части: внутреннее и внешнее, наделяемые соответственно признаками свое и чужое, безопасное и опасное, замкнутое и разомкнутое и т. д. Таким образом, проведение черты соответствует одновременно двум процедурам — присвоению внутреннего пространства и отчуждению внешнего.
Несмотря на значительное многообразие контекстов, в которых функционирует междометие чур, можно выделить два полюса, к которым тяготеет его семантическая структура: это, с одной стороны, присвоение, призыв о помощи, покровительстве и, с другой, отталкивание, отрицание, запрещение (ср. русское диалектное цур табе! «отойди прочь» (курское), белорусское чур мене!.
Для позитивного круга значений междометия чур особенно показательны случаи, когда оно выполняет функцию глагола в повелительном наклонении. Например, в одном русском заговоре чур синонимично глаголу спаси: «Чур мене (диалектная форма винительного падежа), Господи!» (тульское — Майков Л. Великорусские заклинания // Зап. Рус. геогр. о-ва по отд-нию этнографии. 1869. Т. 2), ср. смоленское «Чур Box всякаго хрященыга!» (Добровольский В. Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914).
Можно думать, что семантика междометия чур сохранила ту же двойственность, которая характерна для очерчивания магическим кругом — действия, с которым, возможно, связано само происхождение слова чур. Ясно, что один и тот же возглас Чур меня! (например, при внезапном испуге, при встрече с нечистой силой) в нерасчлененном виде содержит и призыв о помощи к добрым, божественным силам и заклятие от враждебных, дьявольских сил.
По мере того как сверхъестественное уходило из нашей жизни, «волшебное» слово чур все больше вытеснялось из языка взрослых и становилось достоянием детской среды.
А.Л. Топорков, кандидат исторических наук
Похожие:
Новые статьи
Последние статьи
Слово «чересчур»: значение и история возникновения
Часто, когда мы хотим сказать, что что-то становится для нас слишком тяжелым или невыполнимым, мы используем слово «чересчур». Каждому понятно, что оно означает крайнюю степень тяжести. Можно сказать, что это грань, которая уже перейдена. Лингвисты не могут определить, откуда пришло в наш язык данное слово. Само по себе оно не несет никакой смысловой нагрузки. Но только до той поры, пока вы не разделите его на две части. Тогда все мгновенно встает на свои места. Давайте проверим.
Если вместо привычного «чересчур» мы скажем «через чур», то смысл фразеологизма становится предельно ясным. Ведь чур, воспринимаемый в качестве сторожа определенной границы, не позволяет переходить через нее никому постороннему. Несанкционированное вторжение является чем-то невероятно страшным, это невообразимый поступок для древних славян. Поэтому и слово «чересчур» обозначает меру проступка или какого-либо действия с ярко негативной окраской.
Описание оберега Чур
Даже человек никогда не интересовавшийся славянской мифологией и стародавними традициями, хоть однажды слышал о боге Чуре и, возможно даже, обращался к нему лично.
Ведь такое привычное и часто встречающееся в простой речи слово «Чур» и есть прямое обращение к могущественному защитнику. Посему это божество до сих пор не забыто, а славянский оберег Чур по прежнему оказывает благотворное влияние на нашу жизнь.
Старинная легенда
Изображение бога Чура
Бог Чур не является представителем Высокого божественного пантеона, но это вовсе не умиляет его значение. Отчего так сложилось, подскажет стародавняя легенда. Бытует сказочная история, что в прадавние времена велесовы войска поделились на две части. Одни остались на небесах, а другие решили спуститься на бренную землю, дабы оберегать живущих на ней людей.
Бог Чур оказался среди последних, а когда пришло время делить территории, именно он помог четко разграничить их и защитить границы.
Так и повелось, что до наших дней Чур зорко следит за тем, чтобы никто из посторонних не вмешивался в частную жизнь, будь то другие люди или даже потусторонние силы.
А чтобы призвать его на защиту достаточно произнести заветные слова: Чур, меня, чур, мое и прочее.
Бог Чур и его влияние
Дабы понять основной смысл легенды, следует точно узнать, чем же заправляет Бог Чур во всех мирах и какие именно сферы деятельности входят в его юрисдикцию. Считается, что без участия этого божества невозможно ни одно дело довести до конца, будь то ритуал поклонения, магическое действо или бытовая забота.
Чур стоит на меже двух миров, во главе всех домовых, но надежно охраняет от потусторонней нечисти. Во времена наших предков, стоило человеку почуять опасность от присутствия темных сил, как он тут же проговаривал «чур меня». Уже сама короткая фраза становилась для него надежным оберегом от нечистого и всякого колдовства.
Издавна изображение Чура было принято устанавливать на границе земель. Любой деревянный истукан отождествлялся с истинным владельцем и охранником территорий. Ни злой дух, ни человек не смел переступить невидимую черту, дабы не навлечь на себя гнев божества. Посему оберег Чур считается охранителем не просто одного человека, а всей семьи и даже целого рода.
Ввиду особенно справедливого характера, бог Чур зорко следил и продолжает следить за соблюдением договоров, законов, обязательств. Оттого в старину слово чести было превыше любых подписей на бумаге. Ведь точное исполнение данного слова контролировал сам бог Чур и нарушить его было равносильно тому, чтобы по своей вине потерять все.
Тайны мира с Анной Чапман. Амулеты – душа вещей | талис
Безусловно в удачу можно верить и не верить, возможно
Правильно подобранный талисман является не просто у�
Как правильно носить талисманы и амулеты *********************
Многие спортсмены и даже ученые верят в силу амулето�
Обереги наших предков таят в себе глубокий сакральны
Как зарядить оберег, амулет (видеоурок) Оберег или ам�
Это видео доказывает необходимость энергетической ч
https://veles.site/ https://vk.com/veles.site https://veles.site/catalog/slavyanskie-oberegi – к
https://vk.cc/36yBkU Добро пожаловать в мир магии! Вас ждут аму�
Добро пожаловать в интернет магазин ФОРТУНА. Магичес
Изготовление талисманов для личного использования с
https://vk.cc/36yBkU Добро пожаловать в мир магии! Вас ждут аму�
Уходящая в глубину веков традиция создания амулетов,
Сегодня мы обсудим талисманы и обереги. Очень важно п
Друзья, готов беcплатный мини-курс “Обережное иску�
https://vk.cc/36yBkU Магические талисманы и амулеты. Как прави�
Камни талисманы по знакам Зодиака – это особенные ка
Талисманы фэн-шуй https://styldoma.ru/styl/vinil.html Китайские талис
https://vk.cc/36yBkU Добро пожаловать в мир магии! Вас ждут аму�
С 1996 года эзотерический телепроект “Для тех, чья Ду
Запись на КОНСУЛЬТАЦИЮ WhatsApp/viber +7 925 507 05 76 Wha
Как сделать рунический Амулет на быстрый приход дене
Амулеты, защитные обереги и магические талисманы соп
Денежные талисманы для кошелька.
Считается, что Чур ограждает не только территорию и личную жизнь человека от нежелательного вторжения, но и его собственную душу. Если в голове появилась дурная мысль, если некто невидимый начал шептать на непотребные речи, достаточно произнести «Чур, меня» и тут же помыслы очистятся. Именно так проявляется действие оберега Чура в нематериальном плане.
Изображение божества
Изображается бог Чур в виде старичка с прозорливым взглядом. Он по-хозяйски упирает руки в пояс и внимательно следит за окружающими людьми и событиями, но при этом, словно, защищает всех своей грозной фигурой от опасностей.
Это четко улавливается даже в схематическом изображении знака Чура, которой состоит из трех равносторонних треугольников (упертые в пояс руки и голова) и трех вертикальных линий, передающих нижнюю часть туловища.
Изначально символ Чура представлял собой деревянный чурбачок различного размера, на котором вырезалось лицо, фигура или просто знак, отождествляемый с божеством. Сегодня используется в основном схематический знак Чура, который наносят на различные изделия из дерева, бронзы, серебра. Это может быть подвеска, кольцо или простой сувенир для дома, машины.
Помощь Чура
Из всего вышесказанного наглядно видно, что бог Чур помогает как в обыденности, так и в исключительных случаях. Неудивительно, что его имя в той или иной форме встречается в разных по значению словах, до сих пор употребляющихся в русском языке. Славянский оберег Чур значение имеет по-настоящему универсальное, ведь он:
Приобрести или сделать самостоятельно оберег Чур стоит всем, кто заботится о собственной семье и ее благополучии. Маленького ребенка талисман защитит от случайностей, а мужчину от непотребных мыслей.
Бизнесмену он поможет успешно продвигать свое дело, а женщине всегда находиться в безопасности.
Особенно благоприятствует оберег Чур людям, которые умеют и желают трудиться, не боятся трудностей и всегда стоят на стороне добра и справедливости.
Использование слова в игре
Вы когда-нибудь наблюдали, как проходит детская игра? «Чур, не трогать!», «Чур, не ходить за мной!» — эти фразы довольно часто слышатся в процессе. Причем игра может быть абсолютно любой, а вот слова не меняются. Что они значат в данном случае?
Когда слов «чур» используется в таком контексте, то оно имеет запрещающий смысл. Ребенок будто ставит невидимую границу и обозначает ее с помощью сакрального слова, он заключает устный договор с другим участником игры, и свидетелем здесь незримо выступает древнее божество. После произнесенной фразы граница становится нерушимой, в случае несоблюдения условий игра мгновенно прекращается. Ее смысл полностью теряется.
Сегодня мы свято верим в то, что весьма отличаемся от наших предков. Мы кажемся себе умнее и просвещеннее, но в трудные моменты в нас почему-то просыпается нечто древнее, готовое призвать всех языческих духов, которые могут помочь абсолютно в любой ситуации. Так, может, не стоит терять связь с пращурами?