Фразеологизмы что это 4 класс русский язык
Что такое фразеологизмы. Примеры с объяснением
Фразеологизмы — это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Фразеологизмы наравне с отдельными словами составляют лексику русского языка.
Фразеологизмы — единицы лексики
В лексике русского языка существуют не только отдельные слова, обозначающие реалии окружающей нас действительности, но и спаянные словосочетания, которые называют фразеологизмами. Они являются такими же самостоятельными языковыми единицами, как и слова. Фразеологизмы состоят не менее чем из двух слов, которые обозначают нечто единое по смыслу, например:
Как видим, значение фразеологизма часто не вытекает из семантики каждого отдельного слова, входящего в его состав. У фразеологизма нет общих признаков со свободным словосочетанием. Всякое словосочетание представляет собой сочетание лексем, в котором они сохраняют свои признаки, тогда как компоненты фразеологизма утрачивают все признаки самостоятельного слова, кроме звукового облика: лексическое значение, формы изменения, синтаксическую функцию. Связи и отношения между словами в составе фразеологизма тесные и спаянные.
Признаки фразеологизмов
Как самостоятельная лексическая единица языка, фразеологизмы имеют свои отличительные черты:
1. в их составе насчитываются два и более слов, например:
2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав.
Фиксированный лексический состав фразеологизма значит, что словосочетание нельзя искажать, произвольно дробить, вставлять в него новое слово или заменять одни слова другими, так как устойчивые словосочетания возникли в результате длительного народного творчеств. За много веков их использования, как ограненные отшлифованные кристаллы, фразеологизмы приобрели свой четко обозначенный состав.
В результате нашего языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как домик из кубиков, если вытащить один из них из этой детской постройки. Глагол «висеть», употребленный во вновь образованном словосочетании, потерял своё переносное значение, и фразеологизма больше не существует.
3. Воспроизводимость
Пожалуй, этот признак является одним из главных. Фразеологизмы вновь не создаются по воле говорящего, а употребляются в речевой ситуации как готовые «кирпичики» для построения образной и выразительной речи. Если говорящему или пишущему надо употребить устойчивое словосочетание, то он извлекает его из своей языковой памяти, а не строит каждый раз заново.
Брат украшал его сухое изложение деталями, настолько живописными, что председатель, начинавший уже успокаиваться, снова навострил уши (И. Ильф и Е. Петров).
4. Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически.
Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.
Например, устойчивое словосочетание «на козе не подъедешь» трудно понять многим, особенно иностранцам, изучающим русский язык. Что за коза и почему на ней нужно (не нужно) ездить?
Это устойчивое выражение связывают с речью шутов и скоморохов, которые в старину, веселя народ на ярмарках и праздниках, рядились в козу, медведя, чёрта и пр. В их репертуаре была езда на козе или свинье. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка шутов не действовала: они даже не улыбались, глядя на такую народную забаву. С тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о людях неприступных, гордых, важных или крутого нрава.
Нет, брат, к нему не всякий суйся. Порой бывает такой крутой, что на козе не подъедешь (А. Бестужев-Марлинский).
И я дразнил Антона, что он будет учиться среди сплошных гениев и сам вообразит себя гением и тогда к нему и на козе не подъедешь (Л. Уварова).
Приведем пример с объяснением происхождения фразеологизма «отставной козы барабанщик» :
Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки напухли.
— О чём, кисонька, ты плачешь?
— Как мне кисоньке не плакать:
Повар пеночку слизал,
А на кисоньку сказал!
Сразу возникает встречный вопрос: а может ли кот плакать? Нет! Эта ситуация с плачущим котом — плод народной фантазии, которой подвластно всё, даже плачущий кот и жук, который может чихнуть ( жук начхал ). Образность этого выражения можно рассматривать как литоту, экспрессивное преуменьшение, основанное на невозможности кошкиного «плача».
5. Фразеологизмы являются одним членом предложения
Часто фразеологизм синонимичен одному слову:
ФРАЗЕОЛОГИЗМ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
тьма-тьмущая | много |
ставить точку в споре | закончить |
слово в слово | точно |
во все лопатки | быстро |
втирать очки | обманывать |
В предложении фразеологизм не делится на части, а является целиком одним членом предложения.
Мы (что делали?) работали до седьмого пота.
Фразеологизм «работали до седьмого пота» используется в роли сказуемого.
Аналогично в этом предложении устойчивое словосочетание «из одного теста» является частью сказуемого.
Итак, фразеологизмы делают нашу речь образной и живой. Устойчивые словосочетания помогают нам передать большой смысловой объем и сделать это эмоционально и выразительно. Они позволяют образно оценивать различные явления нашей жизни, эмоционально передать к ним свое отношение — осуждение, восхищение, иронию, пренебрежение и пр.
Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе
Тема: «Фразеологизмы»
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма; узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
Задачи урока:
предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; употреблять фразеологизмы в речи.
личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;
метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах, в группах, словарь фразеологизмов.
Ход урока
Ребята, от всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!
— Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
(2 ученика вбегают после звонка в класс)
Учитель: Почему вы опоздали на урок?
Ученик 1: Валентина Ивановна, Максим бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймал и повел его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.
Ученик 2 (с места): Да, не сносить тебе, Максим, головы.
Учитель: Я ведь русским языком говорила, что нельзя по школе, а тебе, Максим, все как об стенку горох.
— Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?
— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.
— Итак, начинаем наш весёлый урок!
II. Минутка чистописания. Разбор предложения по членам и частям речи
— Откройте свои тетрадочки. Запишите число, классная работа.
Медведь на ухо наступил.
— Чем интересно это сочетание слов?
III. Актуализация знаний.
Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)
Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.
А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте их заменить одним словом, подобрать синоним.
1. Бить баклуши, Сидеть, сложа руки (бездельничать)
2. Сломя голову. (Быстро)
3. Водить за нос (обманывать)
4. Строить глазки (привлекать внимание)
Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Как они называются? (Фразеологизмы)
Разгадывание загадок (работа в парах)
— Сейчас вы отгадаете загадки, выделите у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.
-Семицветное коромысло – радуга.
-Первый летний месяц- июнь
— Его дает корова-молоко
— Вторая буква в слове сыр –ы.
Итак, у нас получилось – фразеологизмы.
— Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному фразеологизмам?
— Какие цели мы поставим перед собой?На слайде слова:
Вспомнить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи
-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать?
Зарубить себе на носу – запоминать;
Работать засучив рукава- стараться;
Не падать духом- не унывать;
IV. Работа по теме урока
Работа с учебником. с. 49 упр. №74
Послушайте отрывок из повести С. Черного «Дневник Фокса Микки». Что вам показалось забавным?
«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»
— Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал? (что есть фразеологизмы)
— Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.
-Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
— Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.
Например,существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.
Как вы думаете, где можно найти информацию о значении фразеологизма?
-Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – фразеологический словарь (в роли «словаря» заранее подготовленный ученик).
Вступительное слово «Фразеологического словаря»
— Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как «считать ворон», «заморить червячка», «обвести вокруг пальца». Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.
Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.
Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.
— Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.
Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову» и записать в тетрадь.
Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.
Источники происхождения фразеологизмов.
— А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.
Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);
другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);
третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).
Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.
— Замените выделенные фразеологизмы одним словом. (Работа в группах)
Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.
неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.
Прочитайте текст, который у вас получился. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?
Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.
Игра «Покажи у себя»
-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
— Его вешают в унынии,
— Его задирают, зазнаваясь,
— Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают. (уши)
-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
Они могут разбегаться в разные стороны,
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления. (глаза)
— Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.
“Качать головой” (сомневаться);
“Взлететь на воздух” (взорваться);
“Затаив дыхание” (замереть от восторга);
“Втянуть голову” (сжаться, согнуться);
“Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)
“Выбиться из сил” (устать, обессилить);
“Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);
“Стоять как каменный” (неподвижно);
“Из угла в угол” (в разных направлениях).
VI. Закрепление узученного
Задание: Найдите фразеологизмы
— А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.
За домом едва пожелтела трава.
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
— Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?
-Запишите себе в тетрадь.
Знакомство, как появились выражения «спустя рукава» и «засучив рукава».
Выражение «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.
О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.
Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.
Знакомство, как появилось выражение «во весь опор» в учебнике на с. 49
— Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую.
Грязный как. свинья
Болтлив как. сорока
-Проверим ваши ответы.
Многие фразеологизмы встречаются в русских народных сказках. Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы, закончите фразеологизмы,взятые из сказок:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Это всё присказка, сказка будет впереди.
-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.
Задание. Соедини фразеологизмы и значения.
-На руках носить- ценить, любить.
-Золотые руки- мастер.
-Разводить руками- удивляться.
-Руки опускаются- без сил.
-Рукой подать- близко.
-Как без рук- беспомощный.
-Руки чешутся- хочется подраться.
Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.
Держать. востро (глаза, ухо)
Смотреть сквозь. очки (розовые, темные)
Делать из. слона (комара, мухи)
Не в своей. (кружке, тарелке)
Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
— Конечно же, фразеологизмы!
VII. Итог урока
— Чему учились на уроке?
— В чём заключалась цель нашего урока?
— Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
— Что интересного узнали о фразеологизмах?
— Для чего нужны фразеологизмы?
— Чью работу на уроке хотите отметить?
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы «не попасть впросак» необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.
Спасибо за урок! Мы сегодня «не переливали из пустого порожнее», а «работали засучив рукава». И хотя к концу урока мы немного устали, но не «вышли из себя», а «взяли себя в руки» и продолжили урок.
— Кто доволен своей работой на уроке?
-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:
Работал засучив рукава-
Работал в поте лица –
Знаю как дважды два –
Я очень рада, что вы хорошо работали на уроке, «держали ушки на макушке», «смотрели в оба», «мотали на ус». Я желаю вам в дальнейшей работе «ни пуха, ни пера»!
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.
Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.
Конспект урока по русскому языку «Сочетание жи-ши» в 1 классе по ФГОС (УМК «Школа России») Тема урока: Сочетание жи – ши. Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши Задачи: • Обучающие: вырабатывать навыки и умения в правописании.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.
Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.
Разработка урока по русскому языку «Пишу объявление» в 4 классе Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» Тема урока: «Пишем объявления» Тип урока: открытие новых знаний Оборудование: учебник.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Зимние развлечения детей» Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей» Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию.