Фразеологизмы что это 4 класс

Фразеологизмы — это примеры крылатых фраз в русском языке

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря считают «великим и могучим».

В нем есть не только слова, с помощью которых можно описать реальность происходящего, но и целые словосочетания, смысл которых не соответствует используемым в них словах.

Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть фото Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть картинку Фразеологизмы что это 4 класс. Картинка про Фразеологизмы что это 4 класс. Фото Фразеологизмы что это 4 класс

Такие словосочетания (это и есть фразеологизмы) невозможно понять «в лоб» (буквально), ибо используемые в них слова иногда создают совершенно нелепую картину. Например, «делать из мухи слона», «сесть в лужу», «водить за нос», «как с гуся вода» и т.п. Они употребляются только в переносном смысле и этим похожи на метафоры.

Что это такое (на примерах)

Фразеологизмы — это устойчивые выражения (повседневно используемые именно в таком виде), одна из особенностей которых состоит в том, что их практически невозможно перевести на другие языки. А если делать это дословно, то получится настоящая абракадабра.

Например, как вы переведете иностранцу словосочетания:

С гулькин нос
Куда глаза глядят.
Стрелянный воробей.

А в то же время мы, как носители русского языка, сразу поймем, о чем идет речь.

«С гулькин нос» – мало, совсем чуть-чуть.
«Куда глаза глядят» – прямо, без конкретной цели.
«Стрелянный воробей» – опытный в каких-то делах.

Это и есть одни из примеров фразеологизмов. А вот какое определение дают этому понятию в учебниках:

«Фразеологизм – это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов».

Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть фото Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть картинку Фразеологизмы что это 4 класс. Картинка про Фразеологизмы что это 4 класс. Фото Фразеологизмы что это 4 класс

Признаки фразеологизмов

Фразеологизм достаточно легко распознать. Эти словосочетания имеют свои отличительные черты:

А теперь подробнее рассмотрим каждый из этих отличительных критериев фразеологизмов.

Это несколько слов, которые являются одним членом предложения

В одно слово фразеологизмов вообще не бывает. Чаще всего они состоят именно из двух слов, но есть немало примеров и более длинных словосочетаний.

Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть фото Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть картинку Фразеологизмы что это 4 класс. Картинка про Фразеологизмы что это 4 класс. Фото Фразеологизмы что это 4 класс

Вот примеры таких фраз с объяснением их значения:

«Собаку съел» — опытный, уже не раз что-то делает.
«Водой не разольешь» — очень дружные.
«Ждать у моря погоды» — ничего не делать и надеяться, что само собой все решится.
«Семь пятниц на неделе» — постоянно менять свои планы или решения.
«Биться как рыба об лед» — что-то делаешь, а результата это не дает.
«Ну ты и кашу заварил» — что-то сделал, что спровоцировало целую цепь событий.

При разборе предложения фразеологизмы не делятся на части. Например, словосочетание «работали до седьмого пота» — это единое сказуемое. Точно также, как «считать ворон» или «умыть руки».

Фразеологизмы — это устойчивые фразы в переносном смысле

Такие словосочетания нельзя искажать, добавляя или убирая из них отдельные слова. И нельзя заменять одни слова на другие. Этим они напоминают «карточный домик», который развалится, если из него вытащить одну карту.

Кстати, «карточный домик» тоже пример фразеологизма, его употребляют, когда хотят сказать, что «нечто очень легко сломалось или вот-вот сломается».

«Между небом и землей» — означает находиться в подвешенном состоянии, не знать, что делать.

И нельзя в этом словосочетании заменить «небо», например, на «облака», или «землю» на «поле». В результате получится совсем не красочное выражение, которое другие люди и не поймут.

Еще примеры устойчивых фразеологизмов с пояснением их значения:

«Мутить воду» — означает придумать что-то странное, нехорошо влиять на других.
«Спустя рукава» — делать что-то некачественно.
«Засучив рукава» — работать хорошо и быстро.
«Считать ворон» — отвлекаться, быть невнимательным.
«Остаться с носом» — значит быть обманутым.
«Взяться за ум» — изменить свое поведение или отношение к чему-либо.

Эти фразы всегда имеют переносное значение

Как вы уже могли заметить, все фразеологизмы имеют переносное значение. Именно поэтому их просто невозможно перевести на другой язык.

Например, попробуйте перевести на английский словосочетание «медвежья услуга». Это будет звучать как «bear service», и любой иностранец дословно поймет, что «какой-то конкретный медведь оказывает какие-то услуги», и скорее решит, что речь идет о дрессированном медведе.

Но мы-то прекрасно понимаем этот фразеологизм, который означает «помочь так, что стало еще хуже».

Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть фото Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть картинку Фразеологизмы что это 4 класс. Картинка про Фразеологизмы что это 4 класс. Фото Фразеологизмы что это 4 класс

То же самое можно сказать и о других выражениях:

«Тертый калач» — умудренный опытом человек, которого не обманешь.
«На злобу дня» — нечто актуальное, что в данный момент привлекает большое внимание.
«Сел в калошу» — сделал что-то несуразное, ошибся.
«Потерять голову» — делать неразумные вещи.
«Перемывать косточки» — обсуждать кого-то за его спиной.

История происхождения фразеологизмов

Некоторые филологи утверждают, что все фразеологизмы имеют какие-то исторические корни. Просто до нас не все сумело сохраниться. Но есть словосочетания, про которые точно известно, откуда они пошли.

Например, выражение «бить баклуши», которое означает «ничего не делать». Баклушами в старину называли небольшие деревянные бруски, из которых чаще всего делали ложки. Делать заготовки было очень легко, это доверяли самым неумелым подмастерьям. И все вокруг считали, что они и не работают толком.

Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть фото Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть картинку Фразеологизмы что это 4 класс. Картинка про Фразеологизмы что это 4 класс. Фото Фразеологизмы что это 4 класс

Или фразеологизм «как с гуся вода», означающий, что «человеку все прощается». Это словосочетание породила сама природа. Не только у гуся, но и любой птицы вода действительно быстро сбегает, так как их перья имеют тонкий жировой слой.

А вот выражение «тришкин кафтан» не так широко известно, хотя оно означает «неудачную попытку решить какую-то проблему, которая приводит только к новым проблемам». Словосочетание появилось благодаря басне Крылова:

У Тришки на локтях кафтан продрался.
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов —
И локти заплатил. Кафтан опять готов;
Лишь на четверть голее руки стали.
Да что до этого печали?

А вот фразеологизм «шапка Мономаха», который означает «слишком большую ответственность», подарил нам Пушкин в своей драме «Борис Годунов».

Примеры фразеологизмов и их значение

И это не единственный пример, когда расхожие выражения появляются в русском языке благодаря литературе. Например, очень много пришло к нам из древних мифов и эпосов, и даже из библии.

Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть фото Фразеологизмы что это 4 класс. Смотреть картинку Фразеологизмы что это 4 класс. Картинка про Фразеологизмы что это 4 класс. Фото Фразеологизмы что это 4 класс

Но Господь прогневался – разрушил башню и смешал языки, чтобы люди не смогли впредь друг друга понимать.

Краткое резюме

В заключение скажу, что фразеологизмы встречаются в любом языке мира. Но такого количества крылатых словосочетаний, как в русском языке, больше нигде нет.

Источник

Конспект урока по русскому языку «Фразеологизмы» в 4 классе

Тема: «Фразеологизмы»

Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма; узнать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи; уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.

Задачи урока:

предметные – формировать содержание понятия «фразеологизмы»; способ обозначения фразеологизмов в толковом словаре, знание о фразеологических словарях русского языка; употреблять фразеологизмы в речи.

личностные – осознавать лексическое богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; осознавать отражения материальной и духовной культуры русского народа; стремление к речевому самосовершенствованию;

метапредметные – совершенствовать информационно-коммуникативные умения (поиск информации в источнике, в словаре, развернутое обоснование своей позиции, приведение системы аргументов, анализ и редактирование текста).

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями для работы в парах, в группах, словарь фразеологизмов.

Ход урока

Ребята, от всего сердца дарю вам улыбку и отличное настроение. Улыбнитесь друг другу и настройтесь на урок, Ну, что готовы? Тогда вперёд!

— Начинаем наш урок. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. В конечном счёте, вас ждёт успех!

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(2 ученика вбегают после звонка в класс)

Учитель: Почему вы опоздали на урок?

Ученик 1: Валентина Ивановна, Максим бегал по школе сломя голову, путался под ногами у дежурного учителя, ему сделали замечание. А он и глазом не моргнул и снова понесся, куда глаза глядят. Я его поймал и повел его в класс, а он начал лить крокодиловы слёзы.

Ученик 2 (с места): Да, не сносить тебе, Максим, головы.

Учитель: Я ведь русским языком говорила, что нельзя по школе, а тебе, Максим, все как об стенку горох.

— Ребята, а вам не кажется, что мы в нашем диалоге употребили какие- то необычные выражения? Вам все слова показались понятными и обычными?

— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в прошлое, в историю языка. С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна. Попробуем разобраться.

— Итак, начинаем наш весёлый урок!

II. Минутка чистописания. Разбор предложения по членам и частям речи

— Откройте свои тетрадочки. Запишите число, классная работа.

Медведь на ухо наступил.

— Чем интересно это сочетание слов?

III. Актуализация знаний.

Ребята, послушайте загадку и скажите, о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

(Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы)

Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.

А сейчас я буду называть словосочетания, а вы попробуйте их заменить одним словом, подобрать синоним.

1. Бить баклуши, Сидеть, сложа руки (бездельничать)

2. Сломя голову. (Быстро)

3. Водить за нос (обманывать)

4. Строить глазки (привлекать внимание)

Что я сейчас назвала, что за интересные выражения? Как они называются? (Фразеологизмы)

Разгадывание загадок (работа в парах)

— Сейчас вы отгадаете загадки, выделите у отгадок первые буквы. У нас в кроссворде получится ключевое слово урока.

-Семицветное коромысло – радуга.

-Первый летний месяц- июнь

— Его дает корова-молоко

— Вторая буква в слове сыр –ы.

Итак, у нас получилось – фразеологизмы.

— Какая же тема нашего урока? Как вы думаете, а что мы узнаем на уроке, посвященному фразеологизмам?

— Какие цели мы поставим перед собой?На слайде слова:

Вспомнить, какие словосочетания называются фразеологизмами. Узнать, какую роль играют фразеологизмы в языке, научиться объяснять смысл фразеологизмов и употреблять их в речи

-А вам было все понятно в моем пожелании в начале урока? Значит, как мы будем работать?

Зарубить себе на носу – запоминать;

Работать засучив рукава- стараться;

Не падать духом- не унывать;

IV. Работа по теме урока

Работа с учебником. с. 49 упр. №74

Послушайте отрывок из повести С. Черного «Дневник Фокса Микки». Что вам показалось забавным?

«Меня мучает вопрос. Почему Зинин папа сказал, Что у него «глаза на лоб полезли»? Никуда они не полезли, я сам видел. Зачем же он говорит глупости? Я прокрался к шкафу, сел перед зеркалом и изо всех сил закатил кверху глаза. Чушь! Лоб вверху, и глаза на своём месте.»

— Какое сочетание слов так поразило героя? Чего же он не знал? (что есть фразеологизмы)

— Если о ком-то говорят, что у него «глаза полезли на лоб», значит, этот человек очень сильно удивлён, потрясён.

-Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы. Однажды в мастерской жили две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

— Подобное же мы видим в жизни слов. Живут – поживают слова – детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой- то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

Например,существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; как, провалить, земля, сквозь – как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

Как вы думаете, где можно найти информацию о значении фразеологизма?

-Конечно в словаре. И лучше всего нам о фразеологическом словаре расскажет наш гость – фразеологический словарь (в роли «словаря» заранее подготовленный ученик).

Вступительное слово «Фразеологического словаря»

— Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как «считать ворон», «заморить червячка», «обвести вокруг пальца». Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа.

Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами.

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, и предложил их выделить для них специальную группу, он предложил включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

— Спасибо, фразеологический словарь, за интересное сообщение.

Задание: найти значение фразеологизма «сломя голову» и записать в тетрадь.

Вывод: Значение фразеологизма можно найти в толковом словаре, фразеологическом словарях, не все, но некоторые фразеолгизмы в учебнике.

Источники происхождения фразеологизмов.

— А как же произошли фразеологизмы? Источники происхождения различны.

Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба);

другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл);

третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Ребята, вы хотели узнать, для чего нужны фразеологизмы. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание.

— Замените выделенные фразеологизмы одним словом. (Работа в группах)

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился.

Прочитайте текст, который у вас получился. Зачем же нужны фразеологизмы в речи?

Вывод: Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и художественных произведениях. Они предают образность, выразительность.

Игра «Покажи у себя»

-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.

— Его вешают в унынии,

— Его задирают, зазнаваясь,

— Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос)

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,

Не бельё, а их развешивают. (уши)

-Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,

Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,

Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)

Они могут разбегаться в разные стороны,

В них пускают пыль, если хотят обмануть,

Их можно сделать большими от удивления. (глаза)

— Я буду называть фразеологизмы, а вы назовите их значение и выполняйте движения.

“Качать головой” (сомневаться);

“Взлететь на воздух” (взорваться);

“Затаив дыхание” (замереть от восторга);

“Втянуть голову” (сжаться, согнуться);

“Задать стрекоча” (убежать, умчаться); (бег на месте)

“Выбиться из сил” (устать, обессилить);

“Всплеснуть руками” (изумиться, удивиться);

“Стоять как каменный” (неподвижно);

“Из угла в угол” (в разных направлениях).

VI. Закрепление узученного

Задание: Найдите фразеологизмы

— А сейчас ребята, мы попробуем с вами найти фразеологизм из текста.

За домом едва пожелтела трава.

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

— Какие фразеологизмы вы нашли? А как вы понимаете их значение?

-Запишите себе в тетрадь.

Знакомство, как появились выражения «спустя рукава» и «засучив рукава».

Выражение «спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами, у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были на 40 см длиннее. Попробуйте поработать с такими рукавами. Будет неудобно, получится плохо, чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава.

О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их засучивать не надо.

Засучив рукава – усердно, старательно, энергично делать что-либо.

Знакомство, как появилось выражение «во весь опор» в учебнике на с. 49

— Ну а сейчас попадем в фразеологический зверинец, где вы, несомненно, должны угадать несколько фразеологизмов и записать название этого зверя в свои тетради через запятую.

Грязный как. свинья

Болтлив как. сорока

-Проверим ваши ответы.

Многие фразеологизмы встречаются в русских народных сказках. Окунёмся в мир сказок и выполним следующее задание: отгадаем сказочные фразеологизмы, закончите фразеологизмы,взятые из сказок:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, сказка будет впереди.

-А теперь запишите один понравившийся фразеологизм в свои тетради.

Задание. Соедини фразеологизмы и значения.

-На руках носить- ценить, любить.

-Золотые руки- мастер.

-Разводить руками- удивляться.

-Руки опускаются- без сил.

-Рукой подать- близко.

-Как без рук- беспомощный.

-Руки чешутся- хочется подраться.

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать. востро (глаза, ухо)

Смотреть сквозь. очки (розовые, темные)

Делать из. слона (комара, мухи)

Не в своей. (кружке, тарелке)

Сейчас пришло время вспомнить о нашей загадке

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!

— Конечно же, фразеологизмы!

VII. Итог урока

— Чему учились на уроке?

— В чём заключалась цель нашего урока?

— Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.

— Что интересного узнали о фразеологизмах?

— Для чего нужны фразеологизмы?

— Чью работу на уроке хотите отметить?

Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой. Их употребление уместно в разных жизненных ситуациях, в споре, в житейском разговоре, в выступлениях, в написании сочинений. Но чтобы «не попасть впросак» необходимо точно знать, что означает тот или иной фразеологизм.

Спасибо за урок! Мы сегодня «не переливали из пустого порожнее», а «работали засучив рукава». И хотя к концу урока мы немного устали, но не «вышли из себя», а «взяли себя в руки» и продолжили урок.

— Кто доволен своей работой на уроке?

-Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы:

Работал засучив рукава-

Работал в поте лица –

Знаю как дважды два –

Я очень рада, что вы хорошо работали на уроке, «держали ушки на макушке», «смотрели в оба», «мотали на ус». Я желаю вам в дальнейшей работе «ни пуха, ни пера»!

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Части текста» по УМК «Школа России» Урок 7, Части текста Тема урока: «Части теста» Тип урока: «Изучение нового материала» Цель урока: научиться выделять в тексте начало, основную.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Дательный падеж имен существительных» Тема: «Дательный падеж имен существительных». Тип урока: Урок открытия нового знания. Вид : урок-игра. Цель: Деятельностная: научить детей.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление» Тема: «Единственное и множественное число глаголов. Закрепление». (2 класс, Школа России) Учитель: Волкова Вера Викторовна, МБОУ СОШ пгт.

Конспект урока по русскому языку «Сочетание жи-ши» в 1 классе по ФГОС (УМК «Школа России») Тема урока: Сочетание жи – ши. Цель: учить правописанию слов с сочетаниями жи, ши Задачи: • Обучающие: вырабатывать навыки и умения в правописании.

Конспект урока по русскому языку в 1 классе в специальной (коррекционной) школе «Строчная буква «Ц» Тема: «Строчная буква ц». Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель урока: формировать умение писать строчную букву ц. Задачи: образовательные:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Разработка урока по русскому языку «Пишу объявление» в 4 классе Урок русского языка в 4 классе по УМК «Школа России» Тема урока: «Пишем объявления» Тип урока: открытие новых знаний Оборудование: учебник.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Сочинение «Зимние развлечения детей» Тема: Сочинение по картине «Зимние развлечения детей» Цель: Учить свободно высказываться; развивать интерес к самостоятельному написанию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *