Фразеологизмы как объяснить ребенку что это
Знакомим детей с фразеологизмами
Елена Щедрова
Знакомим детей с фразеологизмами
Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной, яркой, эмоциональной выразительной. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и окружающих людей, интересоваться родным языком. Кроме того, упражнения с фразеологизмами способствуют совершенствованию мышления ребёнка, поскольку понимание детьми переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.
В этом нам помогут весёлые стихи и иллюстрации:
Стихи из книги А. Усачёва «Крылатые слова», а также из журнала «Весёлые уроки» №1, 2007г.
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование.
Семейные альбомы Семейные альбомы Уважаемые педагоги! Хочу поделиться опытом работы по созданию семейных альбомов. Уже третье поколение наших детей и родителей.
Фразеологизмы: примеры с объяснением, 2 класс
Русский язык богат и разнообразен. В нем есть великое множество хороших слов и выражений, которые украшают нашу речь. Но иногда, чтобы добиться речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Ярче, эмоциональнее выразить отношение к происходящему помогут более сложные лингвистические конструкции – фразеологизмы.
Учащиеся начальной школы с удовольствием осваивают тему фразеологизмов, ни одна другая такая тема не вызывает бурю хохота на уроке, ведь слова учителя «не считай ворон» или «типун тебе на язык» очень веселят детей. В этой статье мы расскажем, как легче объяснить второклашкам, что же такое фразеологизмы, тем более, что в условиях пандемии это бремя ложится на родителей, которые порой далеки от педагогики.
Что такое фразеологизмы?
Раздел языка, который занимается изучением данной единицы речи, называется фразеологией. Научный термин состоит из двух частей: фразис — «выражение», логос — «слово, понятие».
В повседневной жизни часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда мама отчитывает нерадивого сына в бездействии:
И в первом, и во втором случае выделенные выражения, являются фразеологизмами. Это особые средства выразительности, которые более точно подчеркивают то, что хотели сказать мама и учительница.
Фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.
В данном правиле сформулированы основные признаки фразеологизмов, т.е. то, что отличает их от других словосочетаний. Рассмотрим каждый в отдельности.
Признаки фразеологизмов
Ребенок должен понимать, что не все слова можно считать фразеологизмами и должен научиться находить их в тексте и речи. Это можно сделать, поняв, по каким признакам они дифференцируются. Вспомним правило: фразеологизмы—это устойчивые (неделимые) сочетания слов, имеющие переносное значение.
Происхождение фразеологизмов
Данные единицы языка появились очень давно. И вот они «летают» между языками разных народов, культур, эпох от глубокой древности до наших дней, закрепляясь на письме и в речи.
Кроме того интересные цитаты из высказываний великих людей, фразы героев литературных произведений народ активно использует в языке. Они приживаются, становятся популярными и передаются из уст в уста, становясь «крылатыми».
Фразеологизмы часто называют крылатыми выражениями.
Откуда же они появились? Основная часть фразеологизмов исконно русского происхождения. Они связаны с историей, культурой русского народа; обычаями и традициями наших предков.
Интересные факты из истории происхождения некоторых фразеологизмов
Часто изучая фразеологизмы, можно отметить, что слова, входящие в его структуру, не совсем понятны. Например, в выражении «бить баклуши» что значит слово «баклуши»? И как оно возникло. Таких примеров можно привести немало. Попытаемся рассмотреть наиболее интересные.
Повесить нос
Глухая тетеря
Бить баклуши
Держи карман шире
Зачем нужны фразеологизмы?
В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но, к сожалению, в речи они используются редко. Почему так происходит? Дело в том, что многие люди просто не знают данных средств языка. Порой, не понимают их значения, затрудняются в правильном выборе в зависимости от смысла высказывания. Фразеологический словарь—надежный помощник в данной ситуации.
Фразеологизмы – важная часть словарного запаса любого человека. И для того, чтобы стать культурным, грамотным, успешным в общении, нужно изучать и правильно использовать эти интересные выразительные языковые средства. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в речи фразеологизмы. Они делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Разифа Губайдуллина
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с фразеологизмами»
Консультация на тему :
«Знакомство детей дошкольного
возраста с фразеологизмом»
Учитель-логопед Губайдуллина Р. Р.
Родное слово – основа всякого
умственного развития и
сокровищница всех знаний.
Фразеологизм-это устойчивое сочетание слов, используемое для называния
отдельных предметов, признаков, действий.
Русский язык очень богат фразеологизмами. «Если вы хотите, чтобы
окружающие слушали вас с интересом, то учитесь употреблять в своей речи
из самых ярких средств выразительности языка». У этих устойчивых речевых
выражений нет автора. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя
и не замечает. Иногда мы и сами не замечаем, как часто мы используем в
речевом взаимодействии с детьми фразеологизмы: в режимных моментах при
переодевании: «Надел шиворот навыворот»,во время прогулки: «Бежишь
сломя голову»,во время детской игровой деятельности: «Перевернул все
вверх дном», «Кричишь во все горло», когда ребенок видит много новых
игрушек: «Глаза разбежались»,во время принятия пищи говорим: «Когда я
ем, я глух и нем», во время наблюдения за медленно движущимся
транспортом: «Ползет как улитка» и т. д. и такое использование
фразеологических оборотов возможно, допустимо, правильно в речевом
взаимодействии с детьми. Наверное, нет таких родителей, которые не
говорили бы своим детям: «Смотри под ноги, а не считай ворон», «Ты совсем
уже сел мне на голову», «Ну что ты нос повесил?». При этом взрослые
уверены, что дети правильно поняли смысл. А так ли это?К сожалению,
сложно дается детям объяснение значения фразеологизмов. И как следствие,
всё меньше ребят употребляют их в своей речи. А ведь благодаря
фразеологизмам увеличивается словарный запас, речь становится образной,
яркой и эмоциональной. Речь, богатая народными присловьями, интересна и
самобытна. Без фразеологизмов наш язык был бы беден и невыразителен.
Вовремя сказанное меткое слово способно разрядить напряженную
обстановку, утешить народной мудростью или выразить суть сказанного. В
читаем, то в основном развлекательные журналы, приключенческие
рассказы. К сказкам, интерес угасает даже у детей после дошкольного
возраста. А ведь, сколько мудрости в них! Сколько фразеологических
оборотов, которые точно отражают состояние человека, ситуацию, в которую
он попал, его настроение и характер.
Недаром сказочники употребляли и до сих пор продолжают пользоваться
этим кладезем векового наследия. Из сказок пришли фразеологизмы в нашу
теперь твоя душенька довольна? – саркастически спрашивают жадного
Как возникли фразеологизмы? Как правило, история каждого фразеологизма
может быть довольно проста, а может, наоборот, иметь ряд гипотез.
Рассмотрим несколько выражений и историю их происхождения.
особенно более позднего периода, эти слова использовались как обычная и
привычная присказка. Но, вообще, это определение расстояния до того места,
где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени
понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что
иное, как число двадцать семь (три помножить на девять равняется двадцати
семи). Именно такое количество дней, по древнему календарю, длился
лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько дней. А
вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не
умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это
значит то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто
Выражение уйти не солоно хлебавши, уходит корнями во времена, когда соль
на Руси была очень дорогой. Желанному гостю давали за столом еду с солью,
а гость нежеланный мог вообще не получить соли и уходил «не солоно (без
по обогащению словарного запаса детей фразеологизмами возможно
начинать с 4-5 лет. Но необходимо проводить работу по объяснению,
уточнению выражения, переводу его в активный детский словарь, хотя
анализ источников по психологии и психолингвистике нам показывает, что
овладение данным феноменом начинается позднее, чем усвоение других
образных языковых единиц.
Ребенок 5 лет (период формирования наглядно-образного мышления) должен
все увидеть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус.
Отсюда примеры практической работы по обогащению словаря
фразеологизмами в «живом общении»:
1. «Перевернул все вверх дном» значит, «все разбросал, устроил
тарелки,кастрюльки в детском игровом уголке и спросите: «Разве так
правильно, красиво? Посуда в порядке?», дети наверняка ответят, что не в
порядке и повторят фразеологизм «всё верх дном» и он станет им понятен и
2. «Пахнет, как майская роза» (очень приятно) – дайте ребенку понюхать
майскую розу и ощутить ее аромат и он вечером своей приятно-пахнущей
маме скажет» «Ты пахнешь, как майская роза»
Большое раздолье для обогащения словарного запаса детей фразеологизмами
дает и работа с текстом: пословицами и поговорками, песенками и
потешками, стихами, фразеологическими словарями, снабженными
специально подобранными иллюстрациями и текстом, чаще всего
стихотворным, где в малой художественной форме заключено объяснение
столь сложного речевого материала, как фразеологизмы.
Как нам известно, работа с использованием фразеологической лексики
должна проводиться в определенной последовательности, поэтапно.
Формирование фразеологического словаря
у детей старшего дошкольного возраста
Использование детьми фразеологизмов способствуют совершенствованию
мышления, поскольку понимание переносного значения фразеологизмов
требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.
Основные направления в работе над формированием фразеологического
словаря у старших дошкольников,это: обогащение словаря и формирование
Условия для успешного формирования фразеологического словаря
наглядные методы и приемы;
Виды детских практик в формировании словаря фразеологизмов и образных
ознакомление с художественной литературой;
фольклорные праздники и развлечения;
занятия в творческой мастерской (рисование, лепка, аппликация и др.);
рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок;
Одним из средств ознакомления с фразеологизмами является игра, так как
она способствует росту творческой активности у детей, развитию
познавательного интереса к образным выражениям и делает процесс
познания увлекательным и запоминающимся.
Использование игры в целях ознакомления старших дошкольников с
фразеологизмамивозможно при следующих условиях:
-постепенного усложнения образных выражений;
-использование игровых представленных приемов работы с усложнением:
игры на основе наглядности, игры на основе литературных произведений,
словесные игры для построения синонимичных и антонимичных пар
фразеологизмов.
Цель такой работы – познакомить детей с особенностями фразеологической
фольклорной формы, в доступной форме объяснить цель ее использования в
произведениях художественной литературы, а также в повседневном
Для достижения данной цели целесообразным является использование таких
-беседа с детьми на тему: «Как рождаются фразеологизмы?»
— чтение художественных текстов с определением наличия в них
фразеологизмов
— употребление воспитателем данной фольклорной формы в повседневном
Учитывая наглядно-образный способ мышления детей, воспитателю
необходимо показывать им картинки, иллюстрирующие смысл отдельных
рассматриваемых образных словосочетаний.
Например: «мало каши ел», «как с неба свалился», «развесил уши»
Обязательным условием подбора игр для детей должна быть
занимательность. Занимательный характер заданий предполагает
рассказов и сказок;
небылиц и перевертышей
Огромное значение имеет занимательный наглядный материал:
«Веселые открытки» А. Векслера
«Шуточные рассказы в картинках»
Интересные книжные иллюстрации
Работа с фразеологизмами не предусматривает в ходе чтения и
самостоятельное выделение детьми фразеологизмов в тексте
умение объяснить значение образного выражения
запомнить и воспроизвести необычное словосочетание
Перед чтением необходимо дать детям соответствующую установку для
выполнения указанных выше задач.
Цель: знакомство детей с образными выражениями русского языка,
благодаря которым речь становится ярче, выразительней, содержательней.
В начале рассматриваются вместе с детьми картинки, проводится беседа по
их содержанию. Затем приступают к раскрашиванию. В процессе
раскрашивания и штриховки ребенок упражняет свою руку, что способствует
развитию мелкой мускулатуры пальцев.
«Фразеологический зверинец»
Цель:учить детей подбирать фразеологизм, который связан с определенным
Описание игры: дошкольникам предложили плакат с рассказом о мальчике
Пете, где он представлен в различных ситуациях. Воспитатель читает
предложение, а дети должны закончить его, используя изображение
животного, выделить фразеологизм и объяснить его значение.
«Найди нужную картинку»
Цель:обучение детей пониманию переносного значения фразеологизмов.
Описание игры: дошкольникам раздают листы с изображениями
фразеологизмов. Затем предлагают вспомнить, какие фразы мы употребляем,
когда говорим о человеке, который чувствует себя неловко, волнуется; когда
нужно что-то быстро сделать; когда кому-то очень страшно; когда все дела
сделаны успешно; когда у человека путаница в голове и просит детей найти
нужную для данного выражения картинку.
«Покажи фразеологизм»
Цель: обучение детей показыванию ситуации, соответствующей
фразеологическому обороту и самого фразеологизма с помощью мимики и
Описание игры: детям предлагают изобразить фразеологизмы водой не
разольешь, сидеть сложа руки, волосы встали дыбом и ситуации,
соответствующие им, с помощью мимики и жестов.
Дети с удовольствием изображают фразеологизмы с помощью мимики,
жестов и отгадывают их. Она вызывает у детей эмоциональный отклик,
заинтересованное отношение к заданиям, желание получить положительную
оценку и одобрение от сверстников. От детей требуется смекалка,
осознанный подход к выполняемым упражнениям.
Цель:обучение детей подбору фразеологизмов, подходящих по смыслу к
различным ситуациям – в устной форме, без наглядного материала.
«Я начну, а ты продолжи»
Цель: научить детей заканчивать фразеологизм, начатый воспитателем:
«крутится, как…белка в колесе», «одна нога здесь…другая там» и другие.
Цель: выявить наличие знаний детей о фразеологизмах.
Ход игры: Воспитатель читает предложение, в котором один из компонентов
фразеологизма употреблён неправильно. Задача детей найти ненужное слово
и вставить необходимое для данного фразеологизма.
«Намотай себе на нос (ус, что драться плохо».
«Ну что ты всё время делаешь из мухи жука (слона)».
«Что ты мне губы (зубы) заговариваешь?
«Дедушка обещал намылить мне уши (шею, если я буду водить его за руку
«Нельзя друзьям вставлять щепки (палки) в колёса».
«Фразеологический зоопарк».
Цель: Учить детей подбирать к названному фразеологизму картинку с
Ход игры: Воспитатель называет фразеологизм, но опускает название
животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с
Болтлив как (сорока)
Грязный как (свинья)
Работать как (лошадь)
Цель: Научить детей использовать фразеологизмы в различных ситуациях.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти картинки и вспомнить какие
фразеологизмы мы употребляем,когда говорим:
Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)
О полной тишине (слышно как муха пролетит)
Об удачливом, счастливом человеке (в рубашке родился)
О состоянии тоски, тревоги (на душе кошки скребутся)
Хорошо, свободно себя чувствовать (как рыба в воде)
Игра «Из какой это сказки?»
Цель: Угадать о каком сказочном герое идёт речь, и найти в тексте
фразеологизмы.
Ход игры: Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, просит угадать,
о каком сказочном герое идёт речь и в чём смысл этой сказки.
«Его долго водили за нос и хотели оставить с носом. Но он не вешал носа,
держал его по ветру, хотя иногда задирал нос и дальше своего носа не
«Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его
отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился не покладая
Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел сложа руки, и
хотя знал, что всё то, что он задумал, ему не сойдёт с рук. Он вместе со
своими друзьями рука об руку пошёл против тиранов» (Чиполлино).
Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень
важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма,
правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру
слов, меткость и образность нашего языка.
Выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей,
которому они с удовольствием подражают.
насколько фразеологизмы являются одним из лучших украшений речи.
Митькина И. Н. «Особенности овладения фразеологизмами детьми седьмого
Валасина А. В. «Не считай ворон» Изд. «Карапуз», 2007г.
«Веселые открытки» А. Векслера «Шуточные рассказы в картинках»
Розе Т. В. «Большой фразеологический словарь для детей»
Лаврентьева Е. «Веселый фразеологический словарь для детей»
Рогалева, Никитина «Сами с усами. Веселый фразеологический словарь»
Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.
Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: » Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» При развитии речевого слуха работа.
Консультация для родителей и воспитателей «Подготовка детей младшего дошкольного возраста к новогодним праздникам» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Скоро Новый год. Это конечно очень яркий и ожидаемый праздник. Конечно,дети его ждут больше всех. И мы,.
Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.
Консультация для воспитателей «Как познакомить детей младшего дошкольного возраста с праздником 1 Мая» Наступил весенний месяц май. Он принес нам еще один весенний праздник – 1 Мая. 1 Мая – один из общереспубликанских праздников в Республике.
Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.
Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.
Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.
Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.