Фрейминг что это такое
Что такое фрейминг в психологии с примерами и как он работает в повседневности
Давно интересуюсь практической психологией. Изучаю труды современных специа.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Социальное взаимодействие – это база, на которой выстраивается вся модель общества. Когда ты налаживаешь с кем-то контакт, то непременно ведешь диалог. И от того, насколько сильным будет отклик на слова со стороны оппонента, зависит ваше дальнейшее общение.
Разговорная речь чаще всего воспринимается где-то на уровне подсознания. Именно на этом и делает упор практическое нейролингвистическое программирование. Ты наверняка слышала о подобном методе воздействия на человеческое мышление.
Однако в этой практике есть очень важный раздел, который нельзя обойти стороной, если хочешь научиться грамотно влиять на своих собеседников и направлять их мысли в нужную сторону. Речь пойдет о фрейминге и его роли в повседневной жизни. Для начала немного теории, чтобы раскрыть суть определения.
Что такое фрейминг и его приемы
Не зря говорят, что важна не столько суть информации, сколько её подача. Одну и ту же новость можно рассказать несколькими способами, в зависимости от которых поменяется и её восприятие человеком. И это вполне можно использовать в личных целях.
Фрейминг – это особый метод структуризации социального смысла. Если ты постигнешь этот навык, то сможешь в по-настоящему управлять не только одним собеседником, но и целой аудиторией.
Чтобы понять, о чем идет речь, посмотри с разных сторон на одно и то же событие, которое тебе преподносит человек. Например, ты договорилась встретиться с другом, чтобы пообедать в кафе, а он сильно опоздал. Вот несколько наглядных приемов фрейминга, которые демонстрируют его суть:
Что такое фрейминг?
В этом случае фраза будет звучать следующим образом: «Мне так приятно, что ты заботишься о моем распорядке дня и переживаешь, чтобы я не остался голодным». По сути, внимание человека переключается с факта опоздания на само намерение, скрытое за причиной встречи. Вот ты уже и не сердишься на своего нерадивого друга.
Опаздывающий говорит: «Если бы я не задержался, мы, вероятно, так и не поняли, насколько сильно хочется сегодня увидеться». Именно так фокус твоего внимания переключается на последствие поступка. В результате убеждение изменяется или укрепляется. И снова гнев смягчается, переходя на милость.
Друг говорит: «На самом деле я не опоздал, это транспорт так и не приехал, пришлось идти к тебе пешком». Здесь имеет место простая переформулировка случившегося события, снимающая отрицательное восприятие. Такой подтекст смягчит твою реакцию. Конфликт исчерпан.
В этом случае фраза будет примерно такой: «Ты так говоришь, будто сомневаешься, что я действительно торопился». В результате в сознание начинают закрадываться сомнения, что поступок и вправду был некрасивым. Получается, что друг и не виноват вовсе, а это ты усомнилась в чистоте его намерений.
Опоздавший товарищ произносит следующее: «Очевидно, что проблема не в том, что я припозднился, а просто ты хочешь, чтобы все происходило четко в срок». Так человек убеждает своего собеседника, что если посмотреть на событие с другой стороны, то причина негативного восприятия намного глубже, чем кажется на первый взгляд.
Друг приходит на место встречи и произносит нечто подобное: «Обвинять меня, все равно что указывать на нежелание спасать людей врачу, который задержался из-за пробок на дорогах». Это уже разновидность пассивной агрессии. Фраза заменяется другой, меняющей весь смысл суждения.
Допустим, товарищ приходит и сообщает что-то похожее на это: «Видишь, несмотря на все трудности с транспортом, я все равно пришел, чтобы не расстроить тебя. Вчера, например, я вообще не смог попасть на встречу». То есть, идет демонстрация важности собеседника. Теперь значимость информации полностью перекрывает негативный оттенок самого факта опоздания.
В этом случае можно услышать следующее: «Раз ты так переживаешь из-за моего опоздания, значит, уверена, что я могу пропустить что-то важное. Такая забота очень приятна». Негативный смысл убеждения заменяется новой «рамкой», в которой человек уже не видит откровенного отрицательного посыла в поступке.
Это базовые приемы во фрейминге. В реальности их намного больше. Практически каждый опытный нейролингвист имеет целый набор собственных наработок, позволяющих менять восприятие его речи другим человеком.
Применение фрейминга в повседневной жизни
Это весьма полезная методика, если тебе приходится постоянно контактировать с людьми и высказывать свою точку зрения. Не уверена, что всегда правильно доносишь смысл информации? Значит, нужно освоить технику фрейминга. Вот только несколько сфер, в которых эта практика поможет наладить социальные контакты:
Иногда бывает, что ты подготовила потрясающий проект, продумала его до мелочей, но он в корне расходится с мировоззрением начальника. В таком случае очень важно его правильно презентовать.
Если человек не готов воспринимать информацию под одним углом, значит, нужно преподнести её же, но в другой «рамке». И в данном случае фрейминг окажется как нельзя кстати. Тебя непременно выслушают и отнесутся к внедрению любого даже самого инновационного проекта с должной серьезностью.
Со второй половинкой не всегда просто общаться. Иногда мужчина не может воспринимать информацию в нужном ключе. Чтобы добиться своего и ненавязчиво перенаправить сознание любимого, попробуй перефразировать сказанное, как это было предложено в примере с опозданием.
Тогда отношение к заложенному во фразе смыслу может в корне измениться. Главное не злоупотреблять нейролингвистикой. Иначе партнер сможет что-то заподозрить.
Влиять на коллективное сознание намного сложнее. Здесь каждый человек думает и воспринимает информацию по-своему. Чтобы люди поняли, к чему все идет, придется прибегнуть к методике фрейминга. Тогда каждое собрание или совместный проект будет проходить максимально гладко и сплоченно. В общем, так, как нужно именно тебе.
Когда речь заходит о дебатах или претворении в жизнь предвыборных обещаний, очень важно донести до людей правильный смысл происходящего. Используя приемы фрейминга, ты сможешь изменить негативное отношение людей практически к любому своему поступку.
Если необходимо заполучить лояльность того или иного преподавателя, достаточно дать понять, что его предмет воспринимается более чем серьезно. Даже самые злостные прогульщики иной раз выходят сухими из воды, когда используют приемы фрейминга.
Возьми эту методику на заметку и ты. Расставляй акценты в своей речи правильно, делая упор на нужный фокус восприятия. И тогда даже самый опытный преподаватель не сможет увидеть в тебе легкомысленную студентку.
Фрейминг – это универсальный способ расположить к себе человека, изменить его отношение, а также посеять в сознании зерно собственной истины. Даже если изначально какие-то аспекты идут вразрез с принципами твоего оппонента, грамотно построенная речь сместит фокус в нужную сторону. Результат превзойдет даже самые смелые ожидания.
Приемы: Фрейминг
Что такое фрейминг
Выделение важных с точки зрения сюжета объектов — одна из главных задач композиции. На помощь приходят линии третей, диагонали, перспектива, а также свет, цвет и формат кадра. Но иногда для привлечения внимания к отдельному событию, герою или детали основных границ оказывается недостаточно. В этом случае может использоваться фрейминг («внутрикадровое кадрирование» или «рамочное обрамление»).
Кадр из фильма «Бразилия» (1985)
Суть приема (от англ. frame — рамка) заключается в ограничении главных объектов композиции другими элементами. Речь может идти как о поиске естественных рамок, так и о постановке искусственных конструкций перед объектом в момент съемки. В качестве рамки используется что угодно — окно, дверной проем, фигуры людей, листья на деревьях или любые предметы, которые создают дополнительную границу внутри кадра.
Для чего используется
Фрейминг применяется не только в изобразительном искусстве, но и в медиа — как форма подачи информации. Естественно, это разные подходы, но главная цель одна — фокусировка внимания. При этом в живописи, в фотографии и в кинематографе фрейминг наряду с практической выполняет художественную функцию — создает иллюзию тайны, перемещая зрителя в кинореальность. Эти функции могут сменять друг друга, помогая добиваться нужного в конкретном отрезке повествования эффекта.
Рассмотрим, в каких фильмах прием фрейминга позволял правильно расставить акценты, где давал нам возможность посмотреть на ситуацию с необычной стороны, а в каком случае рамочное обрамление стало одним из ингредиентов рецепта красивой картинки.
Сцена из фильма «Сияние» (1980)
В «Бразилии» (1985) Терри Гиллиама фрейминг также привлекает внимание к отдельным событиям. Перемещаясь по небольшим комнаткам Министерства информации, камера постоянно натыкается на различные конструкции, которые как бы сжимают людей, превращая их в винтики рабочего механизма. Наиболее яркий фрейминг в сцене, где Сэм Лаури объявляет, что уничтожил данные о Джил Лейтон из компьютера Министерства. Здесь этот прием одновременно привлекает к персонажам, вовлекает в историю в качестве наблюдателей и придает всему эпизоду иллюзорное, фантазийное звучание. Верхний ракурс показывает влюбленных через воздушные ткани, а затем скрывает от глаз любопытных зрителей.
В «Интерьерах» (1978) Вуди Аллена часто можно наблюдать, как окна становятся фоном для портретов героев. Как правило, это силуэтный ракурс, либо профиль. Используя окна в качестве удачного светового решения, оператор Гордон Уиллис с их помощью строит дополнительные рамки внутри композиции, которые несут смысловую нагрузку. Окна становятся границами между внутренним и внешним миром, превращают героинь в пленниц собственной жизни, фокусируют внимание на отдельном персонаже. Интересно, что Аллен изначально хотел назвать фильм «Окна».
У Ричарда Айоади в «Двойнике» (2013) фрейминг разделяет двух персонажей, сыгранных Джесси Айзенбергом. В некоторых сценах рамки выделяют то скромного Саймона, подчеркивая его замкнутый характер, то его альтер-эго — Джеймса. Наряду с размытием переднего плана используются и четкие конструкции, например, двери лифта, рабочие кабинки, длинные коридоры, в которых герой кажется еще незначительнее, незаметнее.
В «Миллионере из трущоб» (2008) при активной ракурсной съемке с разных углов и расстояний в кадр постоянно попадает множество деталей. Благодаря интересному расположению одних объектов относительно других Дэнни Бойл и оператор Энтони Дод Мэнтл отражают общую атмосферу места и диктуют направление зрительского взгляда. Хорошо это видно в сцене погони полицейского за мальчишками в начале фильма (примерно на 8-й минуте): когда камера отдаляется от героев, нам видны только их фигурки, затерявшиеся в лабиринте бедных кварталов. К слову, Мэнтл снимал «Догвилль» фон Триера такими же верхними планами, а внутренние границы в кадре создавали схемы на сцене.
В «Подглядывающем» (1960) Майкла Пауэлла часть событий мы видим через видоискатель камеры. Она становится субъективным взглядом, совпадающим с глазами главного героя. При этом визуально все работает именно с помощью фрейминга, сетка видоискателя разделяет экран на фрагменты — получается буквально кадр в кадре.
Роман Полански в «Жильце» (1976) выбирает в качестве декораций темные коридоры, тусклый свет, путаные лестничные пролеты, разбитые стекла, грязные зеркала. Эти ломаные линии оказываются лучшим образным решением для раскрытия всех ужасов терзаний главного героя. Зловещая атмосфера особенно нарастает в моменты, когда бедный служащий смотрит из окна квартиры на самого себя, стоящего в окне напротив. Наблюдателем здесь становится и сам герой, и зритель — сцена снята из-за плеча, а в кадре видны границы сразу двух окон.
Классик поэтического языка киноповествования Вонг Кар-вай наряду с отражениями, субъективной камерой, различными ракурсами и крупными планами часто использует внутрикадровую фокусировку, помещая героев в естественные рамки — дверные проемы, оконные рамы, решетки, зеркала. В его трилогии «Дикие дни» (1990), «Любовное настроение» (2000) и «2046» (2004) фрейминг можно увидеть на протяжении всего хода повествования.
В «Диких днях» он служит для выделения героев в моменты особенно сильных переживаний — словно отгораживает фигуры, подсказывая, на что стоит обратить внимание. В «Любовном настроении» камера пролетает через открытые окна, подглядывая за героями, подслушивая их разговоры, делая зрителя незаметным участком процесса. В «2046» смешивается несколько подходов, в числе которых один из любимых у режиссера — дверной проем. Он позволяет строить многоуровневые планы, создает глубину пространства, а нам дает возможность перемещаться в реальность фильма и вместе с героями блуждать по местам действия.
Наконец, «Мои черничные ночи» (2007) почти полностью сняты через призму других предметов. Мы наблюдаем за героями через оконные витрины, причудливые надписи на стеклах, занавески, боке вечерних огней, различные цветовые блики или смотрим через плечи их собеседников, будто принимая непосредственное участие в разговоре. Кадры практически никогда не бывают «чистыми», минималистичными — в них всегда очень много деталей на переднем плане. Они скрывают героев, предоставляя зрительскому взгляду самому искать замочную скважину для подглядывания.
Многие моменты в фильме Томаса Штубера «Между рядами» (2017) показаны сквозь стеллажи продуктов, решетки, окна, кабинки — камера снимает все с разных углов, но всегда через что-то. Фрейминг в этом случае логично дополняет сюжет — тут не только зрители, но и сами герои подсматривают за коллегами и посетителями, да и на свои жизни глядят словно чужими глазами.
Есть и эстетическая польза от необычного обрамления объектов. Кинематографисты могут позволить себе ввести в сюжет несколько видов, которые не несут никакой смысловой нагрузки, при этом наполняют фильм выразительными образами и усиливают впечатление от отдельных сцен.
В коротком видео Джон де Борман, оператор «Воспитания чувств» (2008) объясняет, как решение снимать героиню Кэри Маллиган в машине, показывая другого персонажа через отражения в стекле, позволило наглядно выразить мысли и чувства девушки. А работа с фокусом избавила от необходимости менять планы и прибегать к монтажу, чтобы показать происходящее в двух местах одновременно.
Прямые линии сцены и темный силуэт Кейт Бланшетт в кадре «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008) не влияют на суть сюжета. Это в первую очередь красиво с визуальной точки зрения. Четкая граница сцены делает перспективу композиции более глубокой и выразительной.
Что важно учитывать
Использование фрейминга не всегда влияет на практическую или художественную значимость сцены. Скажем, фильм может быть снят в каком-то большом доме, и тогда персонажи неизбежно будут оказываться в дверных проемах, на фоне окон или смотреться в зеркала. Обрамление объектов становится дополнительным источником информации о героях в тех случаях, когда замкнутые пространства, либо «подглядывание» с помощью камеры логично дополняют сюжет. В любом случае при введении в композицию кадра дополнительных рамок особое внимание уделяют:
соотношению между границами и объектом;
построению глубинных мизансцен;
открытой или закрытой структуре кадра;
статике и динамике сюжета.
Если фрейминг используется в нелинейных композициях, на первый план выходят цвета, необычные световые схемы, неровные силуэты предметов, а при линейном подходе ценятся прямые структуры и четкие контуры. Иногда обрамление даже создает некоторое препятствие для взгляда.
Кадр из фильма «Дикие дни» (1990) / Фото: In-Gear Films
Таким образом, один статичный кадр, выстроенный с помощью различных техник и приемов способен незаметно расставить акценты в сюжете, привлечь внимание к неочевидному, сделать зрителя участником событий или создать яркий и запоминающийся визуальный образ. (..tvkinoradio)
Фрейминг это в психологии? Когнитивные искажения примеры.
Фрейминг это в психологии? Когнитивные искажения примеры. Как рамки влияют на наш выбор? Мы путаем карту и территорию. Мы делаем не рациональный выбор.
Доброго всем дня, уважаемые ветераны переговоров и молодые земляне, у которых славные переговорные баталии только впереди!
Блок 1. Фрейминг. Игровая модель реальности.
На носу нашего судна, идущего по бушующим волнам океана жизни, 1 сентября 2018 г. Что это значит – все знают! Мы сами, наши родные, друзья, наши дети или внуки снова пойдем учиться в школы, гимназии, лицеи, колледжи, университеты и пр.
Именно ВЫ оказались статусным человеком (генералом, мэром, губернатором, президентом), который должен принять ключевое решение. На момент захвата в школе оказалось 900 человек (дети, учителя, родители). Это означает, что жизни всех 900 заложников в любой момент оборвутся. Теперь у Вас два варианта действий и оба ПЛОХИЕ.
ВИДЕО “Переговоры с сетевым клиентом. Что говорить в жестких переговорах?!”
Блок 2. Фрейминг. Сценарий 1.
Какой вариант Вы выберете? Ваш ответ?
Блок 3. Фрейминг. Сценарий 2.
Теперь по-другому сформулируем два варианта действий.
Какой вариант Вы выберете сейчас? Ваш ответ?
Блок 4. Фрейминг. Выводы.
Рамки определяют выбор.
С одной стороны,
С другой стороны,
Статья «За что я не люблю здравый смысл»
Возможно, Вы сделаете предположение, что профессионалы, эксперты ведут себя иначе и не подвержены эффекту фрейминга. Но это не так. При отсутствии на постоянной основе системного мышления и привычки видеть «мир наизнанку», рамочная подача информации определяет наш выбор.
Поэтому большинство из нас предпочтет стабильный оклад на работе в 50 000 руб, а не зарплату, состоящую из двух переменных: 35 000 руб (оклад) + 35 000 руб (бонус).
Даже «продажники» при условии постановки им целевой задачи (сложной) со значительным бонусом будут «тормозить» и большинство не справится. Тогда как невыполнение той же самой сложной целевой задачи, если будет «караться» значительным штрафом, то лучше заставит «двигать поршнями». Страх потери «денег в кармане» ПЕРЕВЕШИВАЕТ удовольствие получить «деньги в карман» у большинства из нас. Примерно 20 – 5% людей (в зависимости от профессиональной принадлежности, личностных качеств, присутствия мотивов, предыдущего опыта работы) смогут преодолеть СТРАХ и масштабировать ВЫГОДУ. Но опять же ТОЛЬКО в определенное время и при конкретных обстоятельствах. А в других условиях выбор станет обычным, как у большинства.
Статья «Неравные возможности»
Блок 5. Фрейминг. Шаблон мышления предпринимателя.
В переговорах с предпринимателями я часто слышу вопросы: «Сколько я заработаю на этом?», «Что мне это даст?»
Можно ответить в позитивном ключе, что Вы получите увеличение продаж в 2 раза и это будет правда. Выручка компании действительно вырастет с 500 млн до 1 млрд. И не ответить в негативном ключе, что Вы получите долговую нагрузку на 5 будущих лет, которая обанкротит Вас, если спрос на рынке поменяется или конкуренты начнут вести агрессивно, или ваш финансовый директор ошибется с расчетами.
Предприниматели не всегда на переговорах задают вопросы: «Сколько я должен буду вложить денег, энергии, времени?» А если и задают, то при наличии симпатии к проекту бережно пестуют свой оптимистичный прогноз.
И никогда на переговорах я не слышал от предпринимателей вопрос: «Подскажи, Владислав, в чем я ошибаюсь, где допустил ошибку, что не учитываю, какие вопросы не задал, в чем моя проблема?»
Нужна ли предпринимателям ПРАВДА? Номинально, да! Фактически, мой опыт общения с ними часто говорит об обратном. Срабатывает эффект фрейминга. Потому что предприниматели тоже люди и периодами живут в своих иллюзиях.
Статья «Ответственность президента»
Заказывайте мою услугу “Переговоры – Коучинг”
Блок 6. Фрейминг. Правильные вопросы самому себе.
На этом сегодня все! Правильного Вам выбора! И спрашивайте хотя бы иногда человека в зеркале:
– Что ты делаешь неправильного?
– Что ты не делаешь правильного?
Мне такие вопросы помогают избавляться от иллюзий.
УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya
Друзья, поставьте свой лайк, поддержите автора своим позитивом, ведь Вы хороший человек и умеете это делать! И напишите свой комментарий, Ваше мнение услышат тысячи людей, это круто, правда ведь!
Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!
С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Держи нос по ветру, друг! Пока!