Фрейминг в фотографии что это
Фотографы
Композиция, как язык, на котором разговаривает фотограф со своими зрителями.
Как в любом другом языке, в композиции есть свои приёмы и хитрости, которые позволяют построить ваше изобразительное выражение. Есть приёмы более сложные и есть вполне доступные каждому фотографу. К доступным относится «обрамление», или фрейминг.
Приём довольно простой — помещаете объект съёмки в так называемую рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает наш сюжет, помогает выделить на фото основной объект, героя съёмки. Следите за тем, чтобы основной объект и рамка не противоречили друг другу в плане сюжета, иначе смысл этого приёма потеряется.
В простейшем случае такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев и тому подобные вещи.
Кстати, для создания обрамления совсем не обязательно, чтобы рамка была со всех четырёх сторон. Пускай главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса, это более важный момент.
В портретной фотографии фрейминг тоже применяется, здесь качестве рамок выступает листва и ветви деревьев, элементы архитектуры или интерьера.
Мы уверены, что многие из вас знакомы с этим приёмом на интуитивной уровне и наверняка вы уже успели применить его в своих работах. Делитесь с нами результатом в комментариях!
Фрейминг — искусство выделять аспекты №1
Приёмы композиции в художественной фотографии не заканчиваются на правилах третей. Иной способ акцентировать внимание или подчеркнуть красоту объекта съёмки — использовать фрейминг.
«Фрейминг» в переводе означает «обрамление», помещение объектов в рамку, искусственные или естественные границы.
Пример фрейминга: съёмка модели внутри зеркала, оконной рамы, в арке или в окружении солнечных лучей.
Данную технику съёмки можно использовать как напрямую, так и для косвенного акцентирования внимания на отдельных объектах
Пример 1: лицо модели находятся в центе и освещается контрастными солнечными лучами. Это пример простого, хотя и креативного фрейминга.
A post shared by Xenie Zasetskaya (@xenichez) on Jan 13, 2019 at 10:05am PST
Пример 2: модель находится спиной к фотографу, напротив оконной рамы. Рядом с моделью зеркало. В зеркале отражается её лицо. Таким образом, в кадре обрамление присутствует целых два раза — в виде фигуры девушки у центра окна и в виде отражения в зеркале.
A post shared by Nirav Patel (@niravphotography) on Oct 24, 2018 at 10:05am PDT
При этом, чтобы получить эффектные кадры, не обязательно чрезмерно усложнять снимок. Зачем терять в гонке за технической сложностью вдохновение и атмосферу?
Даже простые приёмы позволяют достичь не меньшей эффектности!
Да что говорить, давайте я лучше покажу, как фотографы используют рамки, зеркала и иные объекты для получения эффекта фрейминга в повседневной и художественной съёмке!
A post shared by Nirav Patel (@niravphotography) on Nov 20, 2018 at 10:01am PST
A post shared by Nirav Patel (@niravphotography) on Apr 2, 2018 at 10:14am PDT
A post shared by Nirav Patel (@niravphotography) on Apr 24, 2016 at 6:56pm PDT
A post shared by Xenie Zasetskaya (@xenichez) on Mar 28, 2019 at 11:00am PDT
A post shared by Xenie Zasetskaya (@xenichez) on Oct 9, 2017 at 11:40pm PDT
Немного примеров от меня.
Взлётно-посадочная полоса (ВПП), снятая сквозь центр кольца. На фотографии — кадр из типичного военного городка, сделанный в плохую погоду.
Пример того, что фрейминг можно использовать не только в портретной фотографии:
Рамки, кольца и обрамление можно использовать даже для концентрирования внимания зрителя. Например, на линии горизонта. Автор фото — Tengyart
Фрейминг пригодится и для создания сюрреалистических фотографий. Например, миниатюрной девушки, придерживающей кольцо руками. Автор фото — Tengyart
Этот же кадр, но поближе.
На фото ниже — пример использования фрейминга без помещения каких-либо объектов в цель. Кольцо в данном случае служит для придания кадру большей сбалансированности, усиления атмосферы Мордора.
Автор фото — Tengyart
Также фрейминг можно использовать для эстетических целей. Не обязательно помещать что-то внутрь кольца, если оно может идеально вписываться в атмосферу съёмки! Например, вот это кольцо словно находится у порога Мордора — вы только посмотрите на эти облака на фоне!
Хоть я и рекомендую не усложнять фотографию чрезмерно, это не значит, что нужно себя ограничивать! Подходя к съёмке с умом и фантазией, можно создавать невероятные шедевры!
Получать фото невероятной глубины, снимая сквозь отражения нескольких зеркал, расположенных стык-в-стык напротив друг друга, не менее эффектно, чем помещать всё в простые рамки.
Всё зависит только от вашей фантазии и желания экспериментировать. Помните, что никто лучше вас самих не скажет, как правильно и что нужно\не нужно фотографировать, лучший творец и мастер креатива — вы сами!
Приёмы, в том числе предложенные в этой статье, лишь способ, помогающий работать воображению лучше, поэтому дерзайте, у вас всё получится!
С наилучшими пожеланиями, искренне ваш Tengyart.
Приёмы композиции: фрейминг
Композиция — язык, на котором разговаривает фотограф со своими зрителями. И как в любом языке, в композиции есть свои приёмы, которые позволяют построить ваше изобразительное изречение — фотографию. Есть как сложные приёмы, так и вполне доступные каждому фотографу. Один из последних — «обрамление», или фрейминг.
Суть приёма проста — основной объект снимка мы помещаем в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает наш сюжет, помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не противоречили друг другу в сюжетном плане, иначе в приёме фрейминга не будет смысла.
Хорошо и то, что обрамление добавит в ваш кадр ощущение глубины, объёма. Как правило, фрейминг — это работа с многоплановой композицией, и наша рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.
Окно в качестве рамки для работы с фреймингом.
. очевидное, но эффективное решение
В простейшем случае такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев и тому подобные вещи. Кстати, для создания обрамления не обязательно, чтобы рамка была со всех четырёх сторон. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса.
В качестве рамки — огоньки люстры, висящей под потолком. Чтобы взять такой ракурс, пришлось задействовать стремянку и воспользоваться режимом Live View, держа Nikon D810 над головой, около самых огоньков.
Помните про расстановку приоритетов в кадре — рамка может перетянуть внимание с главного объекта на себя. Не обязательно это плохо, но важно заранее решить, что на вашем фото главное, а что — второстепенное.
Этот кадр называется «Царь Мидас» и основан на взаимодействии старого дерева, обрамляющего кадр и «касающегося» кончиком ветви гор на заднем плане, которые подсвечены вечерним солнцем. Старое дерево тут одновременно и рамка для заднего плана, и важный сюжетный элемент.
В портретной фотографии фрейминг тоже применяется. Часто с помощью рамки можно сделать кадр более интересным, динамичным, объёмным. В качестве рамок очень часто используют листву и ветви деревьев, элементы архитектуры или интерьера.
Если на местности не нашлось ничего для создания рамки, её можно принести с собой. На снимке выше в качестве обрамления использован стеклянный цилиндр. Такой приём вполне уместен в творческой портретной, репортажной, свадебной фотографии. А для создания размытой рамки может подойти всё что угодно, от пластиковых пакетов до новогодних игрушек — решает только ваша фантазия!
При работе с многоплановой композицией частая проблема начинающего фотографа — автоматика делает резким не то, что хотелось автору. Чтобы такого не происходило, достаточно научиться настраивать точки фокусировки на своём фотоаппарате.
Многие современные фотоаппараты Nikon, такие как D5600, D7500, D500, D850 и новейшие беззеркалки Z6 и Z7, позволяют не только фокусироваться в любом месте кадра, но и делать это в одно касание по сенсорному экрану — быстро и удобно.
Обрамление можно использовать при фотографировании на любом фокусном расстоянии. Например, в городской съёмке при работе с телеобъективом можно искать так называемые прострелы — необычные сочетания объектов на разных планах, которые за счёт сжатой телеобъективом перспективы приблизились друг к другу.
Nikon Z6 + Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR. Останкинская башня обрамлена с двух сторон жилыми многоэтажками.
Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR — резкий, лёгкий, сравнительно доступный телеобъектив с быстрым автофокусом.
Интересно, что виньетирование (затемнение по краям кадра), по сути, тоже фрейминг — оно также может добавить в кадр объёма. Часто светосильные объективы дают небольшое виньетирование на открытых значениях диафрагмы. Строго говоря, это оптический недостаток, который во многих современных камерах устраняется программно в самом фотоаппарате, если съёмка ведётся в формате JPEG. Но для творческих съёмок удаление виньетирование можно отключить.
Отключение коррекции виньетирования в Nikon D850
Добавление виньетирования при обработке в программе Nikon Capture NX-D: панель Camera and Lens Correction, регулятор Vignette Control.
Современные объективы проектируются так, чтобы затемнение по краям кадра было минимальным. Если же вы хотите усилить эффект виньетирования, это можно сделать при обработке на компьютере.
Обрамление, или фрейминг — простой, но эффективный способ, который поможет сделать ваши кадры более интересными, эффектными, позволит лучше раскрыть сюжет и настроение снимков. Немного внимания к окружающему миру — и вы без труда овладеете этим композиционным приёмом!
Учимся включать рамки и отражения в композицию фотоснимка
Текст статьи обновлён: 2.08.2020
«Если у меня нет врожденной способности фотографировать, разве можно меня этому научить?» — вопросы такой коннотации время от времени мне задают в комментариях к фотоурокам в блоге. Моя позиция такая: если у человека нет таланта, он не станет Анселом Адамсом или Себастьяном Сальгадо; но если фотолюбитель посвятит время и усилия на выполнение упражнений, то сможет в разы повысить уровень своих фотографических способностей. Главное, начать работу над собой. В сегодняшней статье хочу поделиться результатами короткой тренировки и продемонстрировать, что мои слова имеют под собой основания.
1. Моя тренировка видения композиции с рамкой или отражением
Сначала небольшая предыстория. В разделе «Фотодело» опубликованы несколько важнейших фотоуроков, в которых обсуждается, как получать интересные кадры. Залог успеха – постоянные, целенаправленные тренировки. Они нужны, чтобы у фотолюбителя выработался автоматический рефлекс по построению композиции, определению самой выгодной световой схемы, определению «решающего момента», когда нажимать кнопку спуска.
К сожалению, сам я лично не следую своим же советам, поэтому вы видите сами уровень моих фотографий. Из последних двух отпусков в Турции осенью 2019 и в Таиланде в феврале-марте 2020 году я привёз неплохие для «начинающего фотолюбителя» снимки. Но результатами недоволен, так как вижу, что они скучные, что можно было снять их гораздо интереснее. Просто у меня не выработан навык «искать кадр».
В общем, теперь я изредка всё же выполняю задания для саморазвития. Сегодня покажу результаты одного из моих тренингов.
1. Как бы я сфотографировал башню без тренировки видения кадра.
Если бы мне нужно было снять иллюстрацию для блога, конечно, я не стал бы фотографировать башню, как на изображении выше. Скорее всего, я бы воспользовался правилом третей в композиции и снял что-то типа такого:
2. Использование правила третей в фотографии.
Ну-у-у, то, о чем я говорил: всё вроде правильно, но скука смертная. На этот снимок взглянешь мельком и дальше пойдешь, в памяти он не останется.
Что же делать? Считаю, нужно применять и другие правила композиции, использовать шаблоны, о которых я говорил в фотоуроке «Рассуждение о том, как снимать интересные кадры». Вот перечень типовых схем построения кадра из той статьи:
3. Набор типовых шаблонов, используемых профессионалами при съемке репортажей.
Решаю сегодня потренироваться применять рамки и отражения. Все кадры я снимал на сотовый телефон. Вот что у меня получилось.
4. Пример использования рамки, образованной кронами деревьев, для создания композиции.
5. Рамка из колючей проволоки.
6. Рамка из ограды. Учимся фотографировать красиво.
На мой вкус, такие снимки получаются намного более живыми. Если говорить про изображение №6, то его можно улучшить, применив прием «подобия», когда главный объект чем-то похож на что-то на заднем плане.
7. Здесь — не только рамка из прутьев, но и подобие вышки и «пиковых» наконечников.
Далее я стал искать возможность снять отражение главного объекта (обязательное условие – не в настоящих зеркалах).
8. Построение композиции с использованием рамки и отражения.
9. Учимся фотографировать красиво. Объединение композиционных приемов «отражение» и «рамка» в одном кадре.
Вот эти два кадра — дождаться бы, пока кто-то выйдет на балкон (получились бы две истории в одном снимке – шаблон фотокомпозиции №2 из списка выше).
Следующее фото – отражение нашей башни в крыше припаркованного автомобиля.
10. Задействовано отражение при построении фотокомпозиции.
Обратите внимание, снимок выше – первый в серии, где не используется рамка; он явно выглядит слабее, вызывает меньше эмоций, чем предыдущие.
Как только башня «вставляется в оправу», ощущение мгновенно меняется.
11. Отражение башни в двери заброшенного здания. Уроки фотографии для новичков.
Когда мы строим композицию, следует искать нестандартные ракурсы. Вот, например, съемка не с уровня пояса/глаз, а с земли. Оправа получилась из сорняков на клумбе.
12. Выполняем упражнение «рамка» для саморазвития фотографа.
Следующий сюжет, признаюсь, подсмотрел у кого-то из московских фотографов, кто снимал Останкинскую башню в проёме между двумя жилыми домами. Вот такой же пример от фотографа Константина Воронова на сайте ProPhotos в статье «Приёмы композиции: фрейминг» (в ней, кстати. Фотографии сняты на беззеркалку Nikon Z6). Я поместил свой объект между колоннами крыльца банка.
13. Натуральная рамка в фотографии, образованная колоннами здания.
Отражения не обязательно должны создаваться с зеркалами или окнами. Это могут быть любые глянцевые поверхности. Чем они необычнее, тем лучше. Вот «стандартное отражение» в окне пивбара.
14. Отражение в окне двери и естественная рамка.
А вот отражение башни в мраморной облицовке дома.
15. Отражение и рамки при построении фотокомпозиции. Подойдет любая глянцевая поверхность.
Следующая композиция – отражение телемачты образуется на керамической облицовке бетонной лестницы.
16. Неожиданный источник отражения – мраморные и керамические лестницы.
Просматривая фотографии профессиональных фотографов, я встречал и более экзотические поверхности для отражения: хромированные детали автомобилей или бокалы с вином, например.
Некоторое время назад я выполнял подобное сегодняшнему задание для развития навыков фотографа: «съемка одного и того же объекта 10 разными способами». Тогда я открыл для себя неожиданный вариант рамок: очень небольшие отверстия в разных стенах, речь идет буквально о щелях 5х3 см. Приближаемся вплотную и получаем рамку. Вот пример.
17. Обратите внимание на вот этот небольшой проем в рекламной конструкции. Он поможет нам снять интересный кадр.
18. Как небольшое отверстие в неожиданном месте может помочь снять интересное фото.
2. Как усилить эффект от описанных приемов композиции
Наверное, вы согласитесь, что первые изображения в статье более скучные, чем последующие? Как же сделать их еще более захватывающими? Думаю, ответ должен включать:
Пункты №1 и №3 описаны в упомянутой выше статье о том, как учиться делать хорошие фотоснимки.
19. Тренируемся снимать интересные кадры.
Здесь меня привлекла текстура дорожного знака и лучи солнца (жаль, матрица смартфона их полностью засветила).
20. Люди на переднем плане создают динамику в кадре.
Кстати, обратили внимание, что снимок выше единственный в уроке имеет горизонтальную компоновку и он хуже воспринимается, чем остальные? В учебниках по фотокомпозиции авторы советуют изображения с высокими объектами компоновать вертикально.
21. Люди на переднем плане создают историю – это плюс. Но горизонтальное полотно зеркальной стены смотрится хуже, чем вертикальное – это минус.
Что касается работы со светом, то задачей данного упражнения тренировка этого параметра предусмотрена не была. Могу показать два кадра как почву для размышления.
22. Пример съемки со «скучным освещением».
Отражение башни оживляет изображение, но свет ровный. Вот другой кадр.
23. Луч света разу оживляет картинку.
Я снимал на телефон, у которого нет возможности серийной съемки, поэтому не успел запечатлеть девочку в луче света. Будь у меня в руках фотоаппарат, следовало оставаться здесь и устроить засаду: ждать, пока интересный персонаж появится в кадре. Так и делают свои потрясающие фотоснимки профессионалы стрит-фотографии: нашел подходящий фон – жди интересный объект, чтобы запечатлеть историю в кадре. И свет здесь — в помощь.
Да, вот еще примеры съемки истории с привлечением техники «рамка» в кадре. Я нашел побеги конского щавеля на клумбе у пешеходного перехода.
24. Поиски объекта, создающего рамку. Выполняем задание для самообучения фотолюбителей.
Приблизился, присел и получил более интересный ракурс, чем если бы снимал с уровня груди.
25. Нестандартный нижний ракурс и рамка из растений делают кадр интереснее. Тренировки для фотолюбителя.
Теперь остается дождаться, пока в кадре появится какой-нибудь необычный персонаж. Я выполнял упражнение во время обеда, поэтому времени не было – привожу лишь набросок подобного кадра.
26. Учимся создавать фотоистории в кадре.
3. Заключение к фотоуроку
Надеюсь, мне удалось продемонстрировать, что даже самая простая одиночная тренировка может помочь фотолюбителю снять более интересны кадр, который не оставит равнодушным зрителя. Теперь задача – выполнять такие же упражнения чаще, чтобы в конце концов выработалась привычка автоматически осматривать сцену и включать рамки и отражения в кадр.
27. Поиски нестандартных ракурсов для съемки.
Под конец хочу привести советы профессионалов, касающиеся включения рамок в композицию:
В подтверждение последнего утверждения посмотрите видео с демонстрацией 7-ми творческих идей для съемки портретов.
Как видим, в 4-х случаях автор образует рамки: из спирали с лепестками роз, из свёрнутого трубкой листа партитуры, из ног фигуристки и колеса велосипеда.
Вот такая слегка банальная статья у меня сегодня получилась. Надеюсь, она подтолкнет новичков к тому, чтобы стараться делать небанальные снимки. Если хотите, вот несколько моих примеров из реальной жизни.
В феврале этого года мы с семьей полетели в отпуск в Таиланд. Провели неделю в городе Паттайя и на ближайшем к нему острове Ко Лан. Затем взяли в аренду машину и поехали в соседнюю провинцию Районг, где провели семь райских дней в прибрежном поселке – там на 9 км пляжа присутствовало от силы лишь 10-20 человек отдыхающих. Отчет о том отдыхе еще не опубликован на сайте, но вот кадр, с помощью которого я хотел показать, как выглядит магазин, где мы покупали для ребенка молочные продукты, памперсы и прочие необходимые вещи.
28. Скучная фотография, снятая в моем, к несчастью, стандартном стиле. Снято на беззеркалку Fujifilm X-T10 с зум-объективом Fujinon 16-55mm f/2.8.
Хм-м-м, скукотища. Если добавить рамку, появится история, рассматривать изображение будет интереснее.
29. Парень и машина придают драйва этой фотографии. Снято на беззеркалку Fujifilm X-T10 с зум-объективом Fujinon 16-55mm f/2.8.
Когда я сфотографировал этот снимок №29, был просто счастлив, что смог придумать такую фотокомпозицию!
Другой пример. Недавно я опубликовал отчет о поездке выходного дня к скале Мантуров камень. По пути мы заехали в деревню Родники посмотреть заброшенную церковь.
30. Съемка пейзажа без рамки.
Сначала я снял кадр выше, затем увидел полуразрушенное здание и решил, что оно поможет мне привнести контекст разрухи на изображение.
31. Как натуральная рамка, образованная проёмом кирпичной стены на переднем плане, позволила снять боле интересное фото.
Недавно меня попросили отснять изображение для рекламы нового буклета химической лаборатории. Один из сюжетов, который я решил реализовать – рамка из пробирок, обрамляющая лицо инженера-химика.
32. Рамка при съемке портрета. Снято на полный кадр Nikon D610 с телеобъективом Nikon 70-200mm f/2.8G. Освещение — от вспышки Yongnuo YN-685 N, управляемой синхронизатором Yongnuo YN-622N-TX. Рамка на этой фотографии образована пробирками и другими стеклянными емкостями.
Благодарю за внимание. Желаю, друзья, отличных и интересных кадров. Почаще тренируйтесь.
Если моя статья показалась вам интересной, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на нее в социальных сетях – помогает продвигать сайт.
P.S. Что-то понравился мне автор видео выше с его идеями креативных фотографий. Вот еще один видеобзор от него с примерами нескучных кадров (в том числе, с обрамлением главного объекта).
P. P. S. Хочу вернуться к снимку №23 «Луч света освещает девочку». В описании я отмечал, какое важное значение имеет освещение: яркое пятно солнечного света создает другое настроение в кадре. Тут нужно сказать, что настрой создаёт вообще погода в тот момент, когда мы снимаем: туманным утром, в дождливый день, в облачную погоду восприятие изображения будет разным.
Вот мы посмотрели кадр №27 «Башня с высоты» в солнечный день с безоблачным небом. Угу… Если его снять в то время, когда на небе присутствуют кучевые облака, картинка станет веселее.
28. Как наличие облаков на небе меняет настроение фотографии.
А вот мой коллега Леонид Нечепуренко сфотографировал этот же вид в предверии грозы (без рамки).
Фото 29. Как природные явления воздействуют на восприятие снимка.