Фрибег у парашюта что
Выпуск #70
о трубных соревнованиях, летчиках и изобретателях, оторванных ранцах, спасенных студентах и прыжках с воздушного шара
Ловите очередной выпуск очень нерегулярной рассылки авиадайджеста.
С 30 ноября по 5 декабря в Москве пройдут Чемпионат и Первенство России по аэротрубным дисциплинам. Впервые Федерация проводит их в двух местах одновременно.
В этой аэротрубе 30 ноября и 1 декабря пройдут соревнования у всех вертикальных двоек (и у взрослых, и у юниоров). Кроме того, в Вакууме будут летать самые юные участники — до 12 лет — в групповых двойках и фристайле.
А ещё комплекс включает в себя не только трубу, но и профессиональную сёрф-волну. Поэтому в качестве тренировки и чтобы разгрузиться можно погонять на доске, как настоящий сёрфер.
Здесь, в этой аэротрубе со 2 по 5 декабря пройдут соревнования по всем остальным дисциплинам и возрастным и классификационным категориям. Посоревнуются горизонтальные двойки и четверки, вертикальные четверки, двойки и четверки в динамике, фристайлисты юниоры и взрослые.
Сертифицированный Авиационно-Учебный Центр «Аэромаг» набирает студентов на обучение на уровень частного пилота самолета CESSNA-172⠀
И вдогонку предыдущему объявлению небольшой ролик с авиационными самоделками давности.
Статья об Эдварде Стронге — изобретателе парашютной системы «тандем».
Во время стоянки в Риме Тэд познакомился с Эдом Дори — спортивным парашютистом. Это была «дружба с первого взгляда». Как и полагается настоящим друзьям, Эд подсадил товарища «на иглу», устроив ему первый прыжок с парашютом. С тех пор началась новая жизнь — всю неделю Тед пахал как проклятый, чтобы скопить денег, а в выходные пропрыгать их в аэроклубе. Знакомая история, не правда ли?
В 1959 Стронг загремел в армию. Родина распределила его в Техас, но когда выяснилось, что за плечами парня сотня целая сотня прыжков с парашютом — солидная цифра по тем временам, приказ изменился. Его направили в Нью-йорк, в Американскую военную академию, где он стал учить начинающих парашютистов.
Откровенно говоря, учеба шла туго — какой бы серьезной не была наземная подготовка, в воздухе новобранец оставался предоставлен самому себе и помочь ему справиться со страхом и беспорядочным падением никто не мог. Поэтому днем Тед занимался своим делом, а по вечерам ломал голову, как усовершенствовать систему. Выход виделся только один: по аналогии с военными летчиками, которые летают парой «инструктор — новичок», прыгать с парашютом тоже вдвоем.
Закончив учебу, в возрасте 25 лет он создает собственную фирму по производству парашютного снаряжения StrongEnterprises. Пройдет еще долгих десять лет, прежде чем он придумает, наконец-то, как усовершенствовать изобретенный французом Жильбера парашют типа «крыло», чтобы тот выдержал двоих.
Стронг официально патентует систему «тандем». Испытывать его, разумеется, отправляется лично сам, в качестве подопытного берет своего подчиненного Рики Медоуса. Все проходит настолько успешно, что в том же году Федеральное управление авиации США легализует тандем-прыжки в качестве метода обучения новобранцев. При всех недостатках, пилотный метод Стронга имел одно неоспоримое преимущество — всего час времени на подготовку, которая раньше занимала несколько месяцев.
Трюк которого ждали все фанаты акро, и даже больше.
Давно уже в рассылке не было роликов-страшилок. Исправляюсь.
А это видео я очень рекомендую посмотреть всем.
Хроника событий от перформера:
Прыжок: 506, HU флок
Ранец: Spirit Micro (2003)
Основной: Ultimate 150
Вытяжной парашют не оборудован фрифлайной подушкой с клапаном.
Перед резким открытием медуза мелькнула перед глазами, поэтому у меня было примерное понимание того, что произошло.
На открытии над головой висел явно поврежденный купол, который начинало раскручивать влево, а из перекошенного слайдера топорщились стропы.
Вдобавок что-то начало биться мне об затылок. Первая мысль — это фрибег с запаской, вырванный ударом из ранца и в чем-то запутавшийся.
Сразу после отцепки то, что стучалось мне об затылок, сместилось выше и начало биться об голову еще интенсивнее.
Так как основной купол уже отошел и транзит ничего мне не вытащил, я решил, что за головой стопроцентно фрибег с запасным куполом, который был довыдернут транзитом, запутался и окончательно застрял.
Тут я решил, что это последние секунды моей жизни.
С запутавшейся запаской ни кольцо, ни прибор мне уже не помогут. Я на всех скоростях летел в землю.
Хоть какой-то шанс уменьшить скорость вхождения в землю — попытаться достать максимальное количество тряпок из мотка с запаской. Поэтому я начал тянуть и выдирать во все стороны все, что находил руками за своей головой.
Согласно высотомеру N3, медузу выдуло на скорости 273 км/ч.
Подобные скоростные открытия обычно заканчиваются компрессионными переломами позвоночника.
У меня было крайне неприятное ощущение в спине между лопаток и в шее. Поэтому меня быстро обездвижили и отправили в больницу.
Этим же вечером меня выпустили из больницы.
Кости были целы, сотрясения не диагностировали. Весь рывок на себя приняли мягкие ткани.
Мне повезло отделаться синяками да растяжениями.
По итогу по голове мне бил сорванный ранец. Фрибег с запаской на открытии, вероятнее всего, оаставался внутри ранца.
Ремешок транзита сорвало на открытии, поэтому после отцепки транзит не сработал и не вытянул запаску.
Похоже, сам запасной купол я вытянул за свободные концы запаски тросиком транзита.
Это заняло 1 км высоты. Отцепка — 1850м, запаска — 850м.
Скороее всего, кольцом было бы быстрее =)
И еще одно видео — спасение афф-студента инструктором.
На разных ресурсах идут горячие споры о том, почему стреньга намоталась на руку. Так вот, она намоталась в результате неверной траектории броска медузы. Бросать медузу нужно вбок, а не вперед. Просто запомните это навсегда.
Падая на спине и глядя на то, как наполняется купол студента, я даже смог улыбнуться. Но раскрыв свой купол, и посмотрев на высотник, пришлось опять загрустить. На нем было 500 метров.
И напоследок: лучший способ встретить утро 🙂
Устройство парашютной системы
Парашютная система состоит из основных частей:
Подвесная система — предназначена для:
Материал подвесной системы — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 2700 кг.
Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов — на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.
Ранец — предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:
Материал ранца — кордура.
Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек — запасной парашют. Внутри каждого отсека находится Петля зачековки. Снизу к ранцу пришит Карман для вытяжного парашюта.
Кольцевое замковое устройство (КЗУ) — предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.
«Подушка» отцепки (РЕЛИЗ) — предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа — спереди на подвесной системе, на уровне груди.
Вытяжное кольцо запасного парашюта (кольцо) — предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева — спереди на уровне груди.
Транзит («RSL») — предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой стренгу с быстроотстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.
Парашютное снаряжение
В комплект снаряжения парашютиста также входят:
Вся остальная одежда используется собственная. Основное — обувь должна быть спортивной, без каблуков и высоких платформ, подходящей по размеру, по сезону и без крючков. Одежда не должна сковывать движения парашютиста и соответствовать температуре наружного воздуха. При этом надо учитывать, что с высотой температура падает на градусов на каждый километр.
Конструкция парашюта
Основной парашют (основной). Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста.
Состоит из следующих частей:
Купол— состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции и имеет в плане форму прямоугольника. Купол имеет 9 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера основных парашютов: 200, 235 и 265 кв.фт.
Слайдер— замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола.
Стропы — предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал — шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой — 270 кг.
Стропы управления — предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается Петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы.
Свободные концы левый и правый — служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.
Камера — предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.
Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой — предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. Материал медузы — капрон и капроновая сетка. Материал стренги — капроновая лента. К стренге пришита зачековочная шпилька, удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.
Технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):
Взаимодействие частей основного парашюта.
После вытаскивания медузы из кармана и выбрасывания её в поток, медуза наполняется воздухом, и за стренгу вытягивает шпильку из петли. Клапана ранца открываются, стренга вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом из ранца. Стропы вытягиваются из резиновых петель камеры, камера расчековывается, и из нее выходит купол. Купол, под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, наполняется. Слайдер, под действием натяжения строп, скользит по стропам вниз, к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение купола происходит за время порядка 3х секунд.
Парашют начинает планирующий спуск в режиме средней горизонтальной скорости вперед — 3 5 м/сек. (пока не расчекованы стропы управления), при этом вертикальная скорость снижения — 4 5 м/сек.
При наполнении купола скорость падения парашютиста замедляется с 50 м/сек. до 4 м/сек. Это замедление скорости падения парашютист ощущает как динамический рывок. Усилие от купола передается по стропам и свободным концам на ленты подвесной системы.
Запасной парашют (ПЗ, «запаска»).
Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста в случае отказа основного купола. Купол имеет в плане форму прямоугольника и состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции. Купол имеет 7 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера запасных парашютов: 193, 215 и 220 кв.фт. Цвета куполов: белый.
Устройство частей запасного парашюта аналогично устройству основного парашюта.
Взаимодействие частей запасного парашюта.
Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.
Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает ее. При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.
Сразу после отцепки необходимо обеими руками выдернуть кольцо запасного парашюта, расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.
Примечание: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, необходимо обязательно найти их взглядом!
Стоит отметить, что хотя при отцепке основного парашюта, транзит принудительно выдернет шпильку запасного парашюта, но надеяться на это не следует и в любом случае необходимо самостоятельно выдернуть кольцо запасного парашюта!
Вытяжной парашют под действием пружины «выпрыгивает» в поток, наполняется и за стренгу вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом, из ранца. Дальнейшее открытие происходит аналогично куполу основного парашюта. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за время, не более секунд.
Камера запасного парашюта, в отличие от основного, не прикреплена к верхней оболочке купола и при открытии вместе с вытяжным парашютом полностью «улетают», что повышает безопасность при открытии ПЗ.
Для чего парашютисты перед прыжком цепляются верёвкой к самолёту?
Любители хороших французских комедий наверняка помнят тот эпизод в фильме «Такси-3», где комиссар Жибер всё никак не мог десантироваться вслед за остальными бойцами из-за неисправности работы парашютной системы.
— Это всё трос, слишком короткий! — замечает Ален. Комиссар отрезает его ножом и всё таки покидает самолёт, однако прыжок его заканчивается неудачным приземлением (а вернее приводнением).
Тут у обывателя может возникнуть вопрос, а зачем вообще парашютистов цепляют тросом к самолёту перед прыжком?
Примечания:
1. Вообще, как дело обстоит с французскими парашютами — мне неизвестно. Говорить будем о прыжках с отечественными парашютами (на примере широко распространённого парашюта Д-6).
2. Чтобы не запутаться, также отмечу, что далее под словом трос будет пониматься металлический трос, который натянут внутри фюзеляжа самолёта. Тот же «трос», которым парашютист цепляется к металлическому тросу мы будем называть лентой (т.к. для этих целей используется капроновая лента).
Итак, перефразируем вопрос с учётом примечаний: для чего отечественных парашютистов с помощью ленты (на конце которой имеется карабин) прикрепляют к тросу внутри самолёта перед прыжком?
Итак, начать следует с того, что прыжок с парашютом — дело очень непростое и даже экстремальное. Для того, чтобы парашют раскрылся правильно и парашютист благополучно приземлился, в комплектацию первого входит так называемый стабилизирующий парашют, который представлен на фотографии ниже:
Он намного меньше основного и запасного парашютов, и предназначен для правильной ориентации в пространстве парашютиста перед раскрытием основного парашюта.
Важно, чтобы стабилизирующий парашют раскрылся сразу после покидания парашютистом самолёта, т.к. уже через 3-4 секунды после прыжка должен быть раскрыт основной купол. Именно поэтому инициирует раскрытие стабилизатора не человек, а та самая лента, соединённая с тросом карабином, которая в момент натяжения вытягивает из камеры маленький парашют, а затем — отсоединяется и повисает на фюзеляже самолёта.
Когда парашютист покидает пределы самолёта, раскрывается стабилизирующий парашют и задаёт парашютисту правильную вертикальную ориентацию.
«501, 502, 503» — ведёт отсчёт смельчак, после чего дёргает кольцо основного парашюта, который вытягивается вверх тем же стабилизирующим парашютом:
Вверху представлен схематический рисунок, в трёх этапах отражающий процесс раскрытия основного парашюта.
Более наглядно это представлено на замечательной составной фотографии, демонстрирующий все этапы прыжка с парашютом от покидания самолёта, до раскрытия основного купола:
Что ж, надеюсь мне удалось сегодня сделать ваш кругозор чуточку шире!
DRD/RSL+Collins Lanyard
В ранцах Fire существуют две системы, которые ускоряют раскрытие ПЗ после отцепки основного парашюта: RSL и DRD.
Система RSL при отцепке ОП с помощью привода, присоединенного к правому СК, выдергивает шпильку ПЗ. После этого медуза ПЗ выходит из контейнера, наполняется и происходит процесс раскрытия.
Система DRD (Direct Reserve Deployment) является разновидностью MARD (Main Assisted Reserve Deployment) – систем, использующих отцепленный основной купол в качестве «гигантского» вытяжного парашюта для значительного ускорения раскрытия ЗП.
В основу системы DRD положена конструкция RAX Jerry Baumchen, USA.
Привод DRD имеет 2 свободных конца. Один используется для раскрытия контейнера запасного парашюта. Второй – для присоединения привода к стреньге запасного парашюта с помощью специального триггера.
Триггер вставляется в карман на внутреннем верхнем клапане (клапане DRD). Кольцо на конце триггера не дает ему сместиться/выпасть из кармана при укладке/эксплуатации, так как через него проходит петля зачековки ПЗ.
При отцепке, улетающий ОП с помощью привода DRD, свободным концом, присоединенным к правому СК, выдергивает шпильку ЗП. Вторым свободным концом, присоединенным к стреньге ЗП триггером, вытаскивается камера ЗП из контейнера. Из камеры выходят стропы, затем купол запасного парашюта и происходит его наполнение.
В случае полного отказа и ручном раскрытии контейнера ЗП или активации прибором, выходит медуза запасного парашюта. При этом триггер расцепляется, привод DRD остается на ранце, а медуза поднимает камеру ЗП из контейнера, и происходит раскрытие запасного парашюта.
Привод RSL\DRD установлен на правый свободный конец, так как абсолютное большинство обрывов СК, зафиксированное с начала 90-х годов, случалось с левыми СК. Это происходит потому что парашютисты продолжают смотреть на медузу в момент раскрытия. В свою очередь, это приводит к перекосу тела и несимметричному нагружению СК подвесной системы.
Collins Lanyard
Решением этой проблемы был привод, соединяющий правый СК, на который крепился транзит, и желтый трос, чекующий левый СК. Таким образом, в случае обрыва правого СК, на который зацеплен транзит, он в любом случае отцепляет левый свободный конец, гарантируя раскрытие запасного парашюта в «чистое небо».
В ранце Fire это решено с помощью петли, надетой на желтый трос, чекующий левый свободный конец. Петля надевается на желтый трос под воротником, где в гибком шланге привода отцепки ОП сделан разрыв.
Отзывы о работе системы DRD
Опытный перформер, ОП Одиссей 130, загрузка 1,7
Камеру ЗП отдельно искать не надо, все компактненько.
Финский перформер (200+ прыжков) на Vector Fest в Чехии. ОП Одиссей 120, загрузка 1,6.
«Жемчужины России» 2013
Опытный парашютист, Сафир 129, загрузка хорошая.
Закрутка, положило на спину. Выдернул подушку от цепки и повис под наполненной запаской. Подушку ЗП взять не успел.
Вчера 14.07.13, крайний подъем. Ддвойка на подход с пост AFF, 1400 — разбежка, 1100 – бросаю. ОП магеллан 140, очень жесткий удар — голову кое как продрал вверх. Закрутка 4 оборота, вращение оборот, второй, и горизонт. Высота примерно 850, нащупал подушку на мотыляющемся теле, выдернул, дотянуться до кольца не успел, повис в районе 800 метров зп- PD Optimum, фрибег лежит вместе с куполом-красотень))
Воскресенье, первый подъем, основной — шкипер 170. Открытие-штатно, потом вследствие,вероятно, кривой укладки (учусь только)- прогрессирующая закрутка. Пытался бороться — после пары оборотов отцепка на 650 метрах (ранец с ДРД). На 610-620 уже висел под запаской (PD-Reserve 160). Под запаской висел раньше чем успел дернуть кольцо. Опять же, все тряпки (парашют, фрибег и медуза) улетели на край аэродрома перед посадкой и аккуратно приземлились на кустик — пришел и собрал все вместе.
Как собрать парашютную систему?
Для начала, почему заказывать именно у нас: У кого заказать систему?
Основные парашюты
1) ОП в основном делятся на 7-секционные и 9-секционные. Бывают исключения в виде 11 секций и эксперименты с бОльшим количеством секций, но эти системы предназначены для военных, их касаться не будем. Чем больше у парашюта секций, тем лучше аэродинамический профиль крыла, выше качество полета. Такие крылья, как правило, летят дальше. Однако, чем больше секций, тем больше строп, которые достаточно сильно увеличивают лобовое сопротивление. Обычно семисекционники обладают лучшими раскрытиями, что особенно важно вингсьют-пилотам, но худшей подушкой и качеством полета. Девятисекционники больше склонны к закруткам. Парашюты с 7 секциями имеют меньший укладочный объем в виду меньшего количества ткани в конструкции парашюта.
2) Важной характеристикой ОП является укладочный объем. Помимо количества секций играет роль материал, из которого изготовлен парашют. Например, парашют Icarus Kraken имеет меньший укладочный объем из-за того, что часть купола выполнена из ткани уменьшенного укладочного объема, гибридная конструкция. И наоборот, Эво-парашюты от Skylark имеют увеличенный укладочный объем из-за дополнительных V-образных нервюр. Косонервюрные парашюты, да ещё и выполненные из Sail (специальной плотной ткани) имеют огромный укладочный объем. Все эти особенности нужно знать при пошиве ранца. Парашют не должен болтаться в камере или укладываться с трудом, это может привести к отказу и отцепке.
3) Помимо количества секций и укладочного объема при покупке крайне важен класс парашюта. Мы разделяем основные парашюты на следующие классы:
Выбор парашюта неподходящего по уровню подготовки класса зачастую приводит к травмам и иногда к смерти. Если ты не знаешь, какой парашют тебе нужен, спроси у нас или у своего инструктора.
Каждый парашют имеет рекомендуемые и предельно допустимые загрузки, при превышении которых резко снижаются летные качества и пилотирование становится небезопасным.
4) Возвращаясь к выбранной дисциплине, важно понимать, под какие задачи мы покупаем ОП?
Запасные парашюты
С запасками все проще. важно 2 момента:
1) Укладочный объем. Каждый запасной парашют имеет индивидуальный укладочный объем, который должен точно соответствовать пошитому ранцу.
Мы не рекомендуем прыгать с запасными парашютами на загрузках более,чем 1.4. Представь, что ты приземляешься без сознания на мальнькой запаске.
Мы настоятельно рекомендуем транзит. Транзит спас немало жизней, не жалей на него денег. Кроме того, если у тебя меньше 200 прыжков, транзит обязателен.
Для получения подробной консультации, свяжитесь с нашими специалистами в разделе: Контакты