Фригийский колпак что это такое
Митра vs MAGA: как известный символ свободы превратился в свою противоположность
От культа Митры и символа свободы до риторики ненависти: преподаватель классики в университете Айовы Сара Эмили Бонд прослеживает историю так называемого красного фригийского колпака и разбирается, как головной убор, который на протяжении веков — от времен правления Нерона до Великой французской революции — считался знаком свободы и гражданской ответственности, превратился сегодня в самом лучшем случае в китч, в худшем — в знамя ксенофобии, крайнего национализма и политики изоляционизма.
В древнем мире головные уборы были основным признаком, по которому можно было судить о личности человека, его статусе, сфере деятельности, поле, этническом происхождении и религии. Ремесленника часто можно было увидеть в коническом войлочном колпаке, который назывался пилей (греч. πῖλος; лат. pileus или pilleus). Фермера можно было узнать по широкополому головному убору, который использовался для защиты от солнца во время сбора урожая.
Римские патриции часто ходили без шляп, а вот римлянкам и людям определенного социального статуса полагалось носить головные уборы, когда они находились на публике. В IV веке до нашей эры у греческих женщин стала модной круглая плетеная шляпа куполообразной формы, называемая долией. Римские матроны в трауре надевали головной платок рициний, который, скорее всего, был темного цвета. Во время траура этот платок заменял традиционное женское головное покрытие — паллу — и говорил о том, что его обладательница стала вдовой.
Головные уборы были также признаком, по которому можно было узнать иностранцев как в жизни, так и в искусстве. Пилей был шляпой, популярной в районе Фригии — анатолийского королевства, которое сейчас является частью современной Турции. Он был сделан из шерсти или войлока, а его верхняя часть свисала вперед. Этот фригийский колпак, как мы его называем сегодня, был убором, по которому можно было узнать человека с востока — жителя Дакии, например, (современная Румыния и Сербия) или фригийца. В таких головных уборах древние художники часто изображали мифологических персонажей из восточного Средиземноморья, таких как героя Троянской войны Энея, Ганимеда или Персея.
Колпак также был частью иконографической одежды Митры — индоиранского бога, который, по преданию, родился из скалы и которого впоследствии стали почитать в римском Средиземноморье во втором и третьем веках нашей эры. У древних иранцев Митра был центром таинственного культа, и посвященные держали в тайне многие обряды и верования. У римлян его почитали как бога солнца.
Митреум — храм, построенный в честь бога Митры, — был отражением вселенной этого бога. В центре часто изображали, как Митра убивает быка. Фрески и рельефы с изображением Митры до сих пор сохраняют потрясающий цвет, который украшал эти подземные храмы. Тот факт, что строили их под землей, возможно, и есть причина, по которой они дошли до нас. По некоторым подсчетам, 400 археологических раскопок свидетельствуют о поклонении этому богу.
Сначала культ Митры распространился среди рабов, вольноотпущенников (то есть рабов, которые получили свободу) и римских солдат. Женщинам участвовать в этом культе было запрещено. Со временем культ завоевал популярность и стал признаваться высшими должностными лицами — вплоть до всадников, сенаторов и даже самого императора. Тот факт, что изначально культ Митры был популярен среди простого народа, роднит его с христианством. К тому же днем рождения Митры считался 25 декабря.
Первым христианам, похоже, не так нравились фригийские колпаки, как последователям Митры — по крайней мере, на первых порах. Тем не менее христианское искусство продолжало использовать фригийский колпак для обозначения восточного происхождения определенных персонажей. На фресках, изображающих волхвов, приносящих свои дары новорожденному Христу, часто можно увидеть фригийские колпаки, ведь многие такие фрески были обнаружены в римских катакомбах. Мозаика VI века н.э. в базилике Святого Аполлинария в Равенне (Италия) также показывает персидское происхождение волхвов. На ней они изображены в традиционных штанах с узором, туниках и красных фригийских колпаках.
Использование красных головных уборов для обозначения происхождения персонажа не было новым в римском обществе. Фригийский колпак был похож на красную шляпу вольноотпущенника, которую носили мужчины, получившие свободу от своего хозяина. Во время церемонии дарования свободы, смена головного убора означала изменение статуса: из раба, считавшегося собственностью хозяина, человек становился свободным римским гражданином, наделенным свободой — libertas.
В разное время такой головной убор использовался в качестве символа свободы, причем не только свободы, которую раб получал от своего хозяина. Вскоре после убийства Юлия Цезаря на мартовские иды в 44 г. до н.э., один из убийц, Брут, отчеканил монету с фригийским колпаком, символом свободы, между двух кинжалов в знак свободы от тирании диктатора.
Народ мог радоваться своей независимости от императора и в знак этого ходить в колпаке свободных людей. А вот история, которая дошла до нас благодаря императорскому историку Гаю Светонию Транквиллу. Светоний отмечает, что после смерти императора Нерона в июне 68 г. н.э. «ликование в народе было таково, что чернь бегала по всему городу в фригийских колпаках» (цитата в переводе М. Л. Гаспарова). Так в Средиземноморье пришел фригийский колпак как символ сопротивления и свободы от угнетения.
Хотя фригийский колпак был наиболее популярен в римский период, он, вероятно, также оказал влияние и на средневековые головные уборы. История гласит, что, когда Папа Константин (ок. 708-715) входил в город Константинополь, на нем был головной убор под названием frigium (греческая буква φ часто транслитерировалась на латынь как «ph» или «f»). Фригийский колпак и другой тип головного убора, известный как «камелаукум» (camelaucum — колпак из верблюжьей кожи), похоже, были соединены в один головной убор, а затем несколько изменены для использования священнослужителями в раннем средневековье. Так в 11 веку появилась папская митра, но она была белой, а не красной. Со временем митра становилась все больше и больше, но изначально она была довольно скромной.
Лишь в XVIII веке красный колпак получил свое возрождение как символ революции. Это произошло в 1765 году, в преддверии Американской революции, на этот раз в контексте борьбы с англичанами. Красные колпаки служили символом сопротивления колониальному правлению над американскими территориями.
Вскоре после этого, во время Французской революции, фригийский красный колпак (bonnet phrygien или bonnet rouge) вошел в моду в 1789 и 1790 годах как символ свободы. Революционно настроенные санкюлоты (фр. sans-culottes — «без кюлотов») часто надевали такой колпак. Ходили слухи, что Людовик XVI был даже вынужден надеть его после свержения французской абсолютистской монархии. Свобода от монархии была целью множества народных переворотов в XVIII веке, но примечательно то, что другие движения за свободу также использовали колпак как символ. Аболиционисты, боровшиеся за освобождение рабов на французских территориях, использовали красный колпак, чтобы показать прорыв своего движения. В то время было создано несколько гравюр с бывшими рабами в колпаках свободы.
Если собрать все эти исторические события воедино, становится ясно, что фригийский колпак, выполнявший двойную функцию в качестве символа восточного происхождения человека и символа свободы, а затем и красный колпак свободы полностью не исчезли из общества. Говорят даже, что бельгийский карикатурист Пьер Куллифорд (известный как Пейо) намекал на эту символику при создании своего персонажа — Папы Смурфа в 1950-х годах. А всего несколько лет назад, зимой 2014 года, скульптор Мартин Пурьер представил свою дебютную выставку в галерее Мэттью Маркса, в которой попытался переосмыслить значение красного колпака.
Несмотря на то, что при нынешней расстановке политических сил в США красные кепки Трампа с логотипом MAGA (англ. Make America Great Again — «Сделаем Америку снова великой»), которые стали вездесущими еще на выборах 2016 года и превратились в символ изоляционизма и неприязни к иммигрантам, нам нужно только обратиться к истории древности, чтобы понять, что красный колпак был когда-то символом свободы и гражданской ответственности. В контексте культа Митры колпак также свидетельствовал о признании и принятии обычаев, привычек и религии людей из далеких земель, а не о строительстве стен, издании исполнительных приказов и распространении ненавистной риторики, настраивающей людей против них.
Источник: Before MAGA: Mithras, Phrygian Caps, and the Politics of Headwear / Hyperallergic
Обложка: Wikimedia Commomns
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Фригийский колпак (символ)
Фригийский колпак — Мягкий закругленный колпак красного цвета со свисающим набок верхом. Называется в честь Фригии — области в центре Малой Азии. Символ свободы и революции.
В Древнем Риме головной убор, символизировавший свободу назывался pileus. Он был круглым или островерхим, и изготовлялся из войлока, меха или шерсти. Такую шапку в Греции и Риме носили обыкновенно ремесленники и другие свободные простолюдины. На монете Брута после убийства Цезаря pileus изображен на реверсе между двух клинков. Это изображение повторено на медали Лоренцаччо после убийства Джулиано Медичи в 1537 году. Во время восстаний в Риме pileus, поднятый на посох, мог служить знаменем для рабов.
Во время Великой Французской революции pileus часто путали с так так называемым «фригийским колпаком», который был частью костюма героев из Азии: Париса или пришедших к младенцу Христу волхвов. Он мягкий и имеет свисающую верхушку.
Ни фригийский колпак, ни pileus не были обязательно красными. Почему колпак как символ революции (bonnet rouge) приобрел этот цвет, пока неизвестно. Очевидно, некоторое время он был головным убором каторжников на галерах (запрещен для ношения ими декретом 23 сентября 1793).
Общепринятым символом революции он стал не сразу: 19 марта 1792 в Якобинском клубе было прочтено письмо мэра Парижа, осуждавшего ношение красного колпака. 19 июня 1792 в клубе снова вспомнили запрет, но уже на следующий день во время захвата Тюильри санкюлотами, король был вынужден надеть красный колпак, поданный ему на пике.
На знаменитой картине Делакруа «Свобода на баррикадах» («Свобода, ведущая народ 28 июля 1830 года») (1831), он украшает голову Свободы.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Фригийский колпак (символ)» в других словарях:
Фригийский колпак — … Википедия
Марианна (символ) — У этого термина существуют и другие значения, см. Марианна. Мариан … Википедия
Марианна (национальный символ) — Марианна Марианна (фр. Marianne) национальный символ, а также прозвище Франции с 1792 года (времён Великой Французской революции). Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции… … Википедия
Папская тиара — Тиара (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV… … Википедия
Папская Тиара — Тиара (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор папы римского, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты. Содержание … Википедия
Папская тиара — Тиара (греч. τιάρα, древний персидский головной убор) тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор папы римского, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты. История тиары Первоначально… … Католическая энциклопедия
Монеты США — 20 долларов Сент Годенса самая красивая[1] и дорогая монета США Монеты США монеты, чеканящиеся на Монетном дворе США. Выпускаются с 1792 года … Википедия
Герб Колумбии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Доллар — (Dollar) Доллар – это денежная единица ряда различных стран Доллар: история, номинальное назначение, в каких странах имеет обращение Содержание >>>>>>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Фасции — У этого термина существуют и другие значения, см. Фасция (значения). Ликтор с фасциями Фасции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) … Википедия
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Друзья, сегодня мы познакомимся с VI частью нашего нового цикла «Шедевры русской живописи&r.
Мадам дю Барри, девушка из простой семьи, последняя любовь короля Людов.
Добро пожаловать на наш сайт о правильном питании «Еда+»! Обычные продукты – овощи, фр.
—Музыка
—Фотоальбом
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Фригийский колпак.
Марианна во фригийском колпаке.
Фото: Michel Castillo.
Мидас, царь Фригии, славился своим богатством. Он установил культ Диониса. Когда к Мидасу привели связанного слугу бога, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису. Вариант: Мидас сам поймал его, подмешав вино в воду источника, из которого тот пил. В награду за освобождение Силена (так звали слугу) Дионис предложил Мидасу исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило Мидасу голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал Мидасу искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас избавился от своего дара.
Суд Мидаса.
Когда фригийский колпак надевал раб, он получал свободу. Считается еще изображением бычьего рога и фаллическим символом.
«Национализация» фригийского колпака Францией приобрела с конца ХIХ века столь явный характер, что для символа универсальной Свободы пришлось искать другие головные уборы (самый знаменитый из них головной убор Статуи свободы скульптора Бартольди в Нью-Йорке).
Елена Прекрасная и Парис. Давид, Жак Луи, 1788, Лувр, Париж.
Ныне почием с тобой и взаимной любви насладимся.
А скорее потому, что он фригиец.
«Иисусу же родшуся в Вифлееме Иудейстем
во дни царя Ирода се волсви от востока
приидоша во Иерусалим.. и падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя,
принесоша Ему дары: злато, ливан и смурну.» Евангелист.
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен:
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен. «
А.С.Пушкин
Первохристианская церковь привлекала и языческие символы, и некоторые сюжеты греко-римской мифологии.
Вот не надо меня учить! Спрячьтесь и ждите, когда сама додумаюсь…
Фригийский колпак. Символика.
Сегодня столкнулся с гербом Сальвадора
Заинтересовала красная шапка на палке. Она присутствует так же на гербах нескольких Латинских стран.
Никарагуа Кубы
Печать (герб) Сената Конгресса США
Решил копнуть глубже, оказалось очень занятно.
Баал (что в переводе «хозяин», «владыка») в западносемерской мифологии было одно из самых часто употребляемых прозвищ различных богов. Наиболее часто культом Баал пользовались боги грома, бури, молний, дождя и связанного с дождем плодородия. Баал – сын Илу и Асират (владычицы сущего). Сестрой и возлюбленной Баал была Анат, богиня битвы и охоты. Владыка земли и плодородия, бог Баал предстает как погибающий и воскресающий бог, его главный врагом был бог смерти и подземелья Муту.
Баал погиб, когда признал над собой власть Муту. После Анат потребовала у бога смерти возвращения своего мужа, и получив отказ, уничтожила Муту, размолола, разрубила и сожгла его тело, а пепел рассеяла по полю.
Так, схватка богов постоянно повторялась, при гибели Баала вся природа увядала и начиналась засуха, а его воскрешение вело за собой расцвет всего живого.
В мифологии Египта Баал сопоставляется богу Сэту, а в эпоху эллинизма он отождествлялся с греческим Зевсом.
В христианстве Баал одно из имен сатаны.
ГАНИМ Е Д ( Γανυμήδης ), в греческой мифологии сын троянского царя Троса и нимфы Каллирои. Из-за своей необычайной красоты Ганимед, когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесён на Олимп; там он исполнял обязанности виночерпия, разливая на пирах богам нектар
БЕНДИДА — (Бендис) фригийская богиня луны. В Др евней Греции отождествлялась с Артемидой. В Афинах ежегодно справлялся праздник в ее честь бендидии, в Пирее находился храм богин
*
Но наибольшую популярность фригийский колпак приобрел во время Великой Французкой революции.
Под колпаком у Санты
Фригийский (или фракийский) колпак — символ свободы и революции. Многие исследователи связывают его с мухомором, похож немного. Есть и статья на Викигриб о грибочке «колпак свободы», по сути том же мухоморе. Во фригийском колпаке изображали Париса, Энея и других троянских героев, а также Орфея, Ганимеда и много кого ещё.
Шапка Санты примерно того же фасона.
Нормально так, да? Авторы увязали с употреблением мухомора и мифы древней Греции, и библейские события. Похоже не обошлась без мухомора и более поздняя история.
Так, Марианну — символ Французской республики, изображают во фригийском колпаке.
А это изображение Марианны просто праздник какой-то: и фригийский колпак, и колесница Кибелы со львами, и поза женщины на шаре — Фортуны. В левой руке что-то похожее на фасции. Короче, получилась не Марианна, а неоязыческая богиня.
Как неоязычество просочилось в католическую Францию?
«Вскоре после взятия Бастилии вошел в употребление фригийский колпак, или колпак свободы. Он был красного цвета и украшался национальной кокардой (триколором?). »
В августе 1792 года, «Национальный конвент» отменяет монархию и провозглашает Первую республику и, среди прочего, издаёт декрет о запрете последних христианских католических монастырей.
В сентябре 1792 года властями, которые всё более проявляют свою не просто антиклерикальную, но именно антихристианскую позицию, законом запрещается любое публичное ношение даже «присягнувшим» духовенством особых одежд. Больше того, не только священникам, но даже простым гражданам предписан запрет на ношение и «любую публичную демонстрацию крестов и иных религиозных символов». Подобного никогда не было в истории Французского христианского королевства.»
Одна из очень редких, сохранившихся до наших дней и не разрушенных в период Реставрации монархии во Франции статуй, созданных активными богоборцами в период революционного террора. Официально считается, что это изображение «Аполлона Либера, попирающего Невежество».
«Показанный как языческий бог, Аполлон Либер, имеющий эпитет Светоносец, о чём свидетельствует «факел пламени революции» в его руке, – не кто иной, как Люцифер. Образ «Невежества», переданный в виде попираемой ногами Люцифера монахини с крестом и чашей для Св. Причастия в руках, символизирует христианскую Церковь.» https://pravoslavie.ru/110318.html
На картине видим минимум два Верховных Существа. Подозреваю, что это Люцифер и Кибела.
На рисунке ниже видим фигуру на колонне, рядом дерево с красным колпаком (?) на верхушке. Это отсылка к райскому древу с мухомором? В роли змея выступает сам Люцифер?
Праздник Верховного Существа на Марсовом поле, 8 июня 1794 года
Пьер-Антуан Демаши
Вид национального сада и оформления дня праздника, отмеченного в честь Верховного существа. Декорации.
Неизвестный художник
* Жест у фигур на картинках — указательный палец в небо. Такой же жест видим у ангелов Александровской колонны и Петропавловки (там те же персонажи?). Читала что это «жест подчинения».
Фригийский колпак популярен не только во Франции, он шагает по планете.
Колумбия — олицетворение США, популярное в 1920-х годах.
Видим тот же фасон головного убора
Красная шапочка замечена на печати (гербе) Сената Конгресса США
У будённовки фасон другой, но напоминает немного
Начало этой шапочки у богини Кибела, Митры и еще раньше у Исиды Египетской.
Похоже, что древние боги опять появились на исторической сцене в образе Либера и Либеры. Их экстатический культ видимо предполагает употребление нашего героя мухомора.
** Пишут, что мухомор обладает свойством делать мужчин женственными, ну а женщин мужественными. Получается, что он отвечает за «сдвиг» гендерных ролей, появление транссексуалов и т.д. Понятно, что не многие его употребляют, не сам грибочек за это отвечает, а что тогда? Возможно у конспирологов есть версия.