Фрикции что это в механике
Детали машин
Фрикционные передачи
Общие понятия и определения
Возможность передавать заданную нагрузку для фрикционных передач описывается условием:
где:
Ft – передаваемая окружная сила;
Rf = fFr – сила трения в зоне контакта катков фрикционной передачи; Fr – прижимная сила; f – коэффициент трения.
Если указанное выше условие не соблюдается, катки фрикционной передачи будут проскальзывать друг относительно друга, не передавая мощность.
Фрикционные передачи работают с небольшим упругим скольжением, которое обусловлено упругими деформациями поверхностных слоев катков.
Классификация фрикционных передач
В зависимости от назначения различают фрикционные передачи с нерегулируемым передаточным числом и с бесступенчатым (плавным) регулированием передаточного числа – вариаторы.
Достоинства фрикционных передач
К достоинствам фрикционных передач можно отнести следующие их качества:
Недостатки фрикционных передач
Недостатки фрикционных передач обусловлены особенностями их конструкции:
Скольжение в фрикционной передаче
При работе фрикционной передачи неизбежно упругое скольжение, которое вызывается разностью скоростей поверхностных слоев ведущего и ведомого катков. Элементы поверхности ведущего катка подходят к зоне контакта сжатыми, а уходят от нее растянутыми.
У ведомого катка, наоборот – к зоне контакта элементы поверхности подходят растянутыми, а уходят от нее сжатыми.
Следовательно, в зоне контакта удлинение рабочей поверхности обода ведущего катка, соприкасающейся с укорачивающейся поверхностью обода ведомого катка приводит к упругому скольжению, которое всегда имеет место при работе фрикционной передачи.
В результате окружная скорость v2 точек обода ведомого катка несколько меньше окружной скорости точек обода v1 ведущего катка.
Для передач, работающих в масле скольжение связано, также, с наличием масляной пленки.
Скольжение в фрикционной передаче зависит от нагрузки. При перегрузке может наступить буксование, при этом ведущий каток скользит по ведомому, ведомый каток останавливается. Буксование приводит к интенсивному износу рабочих поверхностей.
Материалы катков фрикционных передач
К материалам катков предъявляются следующие основные требования:
Для фрикционных катков чаще всего применяют следующие сочетания материалов:
1. Закаленная сталь по закаленной стали. Для быстроходных закрытых силовых передач применяют стали марок 18Х2Н4МА, 18ХГТ, ШХ15 и другие. Такие передачи имеют высокую износостойкость и КПД, малые габариты, но они требуют точного изготовления.
2. Фрикционные пластмассы (марок 16Л, 24А, КФ-3), текстолит, ретинакс по стали. Эти материалы применяют в малонагруженных открытых передачах. Катки из таких материалов имеют пониженную износостойкость, не требуют высокой точности изготовления.
3. Металлокерамика марки ФАБ-II по закаленной стали применяется в открытых силовых передачах.
4. Сочетание материалов чугун-чугун и чугун-сталь используется в передачах, работающих без смазки (всухую) или с недостаточной смазкой.
5. Применяются также катки, покрытые кожей или резиной. Эти материалы обеспечивают высокий коэффициент трения, но обладают малой контактной прочностью. Кроме того, коэффициент трения в таких материалах сильно зависит от влажности воздуха.
6. В малонагруженных и малоответственных фрикционных передачах иногда применяют катки с деревянным покрытием или изготовленные из дерева. Такой материал дешев и имеет достаточно высокий коэффициент трения.
Ниже представлена таблица значений коэффициента трения f для некоторых сочетаний материалов, используемых в фрикционных передачах.
ФРИКЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ
Фрикционный механизм — устройство, в котором передачу движения, разгон или торможение осуществляют благодаря силам трения между прижимаемыми друг к другу элементами. Благодаря специфическому принципу действия, нашел применение во многих областях машиностроения, автомобилестроения, производстве.
Наиболее широко в различных машинах, установках, станочных автоматических линиях применяется такой вид фрикционного механизма, как фрикционная муфта (от лат. frictionis — «трение») — устройство, предназначенное для соединения двух валов с передачей вращающего момента благодаря силам трения между пластинами или дисками, связанными с этими валами.
Пример муфты мувп. Муфта МУВП применяется для того, чтобы соединять соосные валы. Это передает крутящий момент. Применение муфты способно значительно уменьшить динамическую нагрузку на механизм. МУВП используется при создании станков, насосного и генерирующего оборудования химической, нефтяной, автомобильной отраслей, а также для конвейеров с различной степенью нагрузки.
Фрикционная муфта позволяет осуществлять плавное сцепление вращающихся валов, уменьшает динамические нагрузки при пуске, предохраняет привод от перегрузок. Другим примером фрикционного механизма является синхронизатор (от греч. synchronos — «одновременный») — устройство для безударного и бесшумного переключения с одного режима на другой коробки передач.
Действие такого фрикционного механизма основано на предварительном уравнивании угловых скоростей соединяемых деталей. На валу синхронизатора устанавливается колесо таким образом, что оно может вращаться. Это колесо соединяют с валом посредством муфты, содержащей два звена. При осевом перемещении второго звена оно движется совместно с первым звеном благодаря фиксации шариком.
Сначала в контакт вступает специальный фрикционный элемент, не рассчитанный на передачу рабочей нагрузки, но способный уравнять скорости звеньев — первого и третьего (в виде колеса, установленного на валу). При дальнейшем перемещении второго звена шарик отжимается и это звено (т. е. второе) входит своими зубьями во взаимодействие с зубьями указанного колеса.
В результате полученное соединение обеспечивает передачу вращения от вала зубчатому колесу.
Фрикции что это в механике
Для расчёта геометрических, кинематических и силовых соотношений во фрикционных передачах удобно воспользоваться онлайн калькулятором
Ременные передачи
В общем виде, ременная передача, состоит из ведущего и ведомого шкивов, расположенных на некотором расстоянии друг от друга и соединенных ремнём, надетым на шкивы с натяжением. Вращение ведущего шкива преобразуется во вращение ведомого благодаря трению, развиваемому между ремнем и шкивами.
Простые ременные передачи
Изображение | Обозначение / Комментарий |
Ремни в таких передачах часто называют пассики. Пассики обычно изготавливаются из резины. | |
| |
|
Для натяжения ремней (чаще плоских) используют подвижную станину, в которой закреплено одно из колёс передачи:
Широкое распространение получили механизмы натяжения ремня подпружиненным роликом:
Достоинством ременных передач является построение сложных кинематических схем с числом шкивов больше двух, например, в газораспределительных механизмах (ГРМ) двигателей внутреннего сгорания, приводах различных механизмов от одной силовой установки и тому подобное. | Передаточное число в ременных передачах рассчитывается как отношение диаметра ведущего шкива к ведомому i = D1/D2. Если в передаче участвует большее число колёс, например три, то расчёт передаточных отношений, а соответственно и числа оборотов, ведется относительно ведущего шкива. Примем число оборотов ведущего шкива равным 1200 об/мин. Тогда число оборотов второго шкива n2 = 1200 * 4 = 4800 об/мин, третьего шкива n3 = 1200 * 0,75 = 900 об/мин. Муфты фрикционныеФрикции что это в механикеЛекция 9. Фрикционные передачи. Основные понятия. Классификация, достоинства и недостатки Фрикционная передача — механическая передача, служащая для пере дачи вращательного движения (или для преобразования вращательного движе ния в поступательное ) между валами с помощью сил трения, возникающих между катками, цилиндрами или конусами, насаженными на валы и прижимаемыми один к другому. Фрикционные передачи состоят из двух катков (рис.9.1): ведущего 1 и ведомого 2, которые прижимаются один к другому силой Рис.9.1. Цилиндрическая фрикционная передача: 1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток Условие работоспособности передачи: Нарушение условия (1) приводит к буксованию и быстрому износу катков. Для того чтобы передать заданное окружное усилие Значения коэффициента трения между катками в среднем: — сталь или чугун по коже или ферродо насухо f = 0,3; — то же в масле f = 0,1; — сталь или чугун по стали или чугуну насухо f = 0,15; — то же в масле f = 0,07. Подставив эти значения в уравнение, можно убедиться в том, что усилие прижатия фрикционных катков во много раз превышает передаваемое окружное усилие. Фрикционные передачи классифицируют по следующим признакам: — с нерегулируемым передаточным числом (рис.9.1-9.3); — с бесступенчатым (плавным) регулированием передаточного числа (вариаторы). Рис.9.2. Цилиндрическая фрикци онная передача с катками клинча той формы Рис.9.3. Коническая фрикционная передача 2. По взаимному расположению осей валов: — цилиндрические или конусные с параллельными осями (рис.9.1, 9. 2); — конические с пересекающимися осями (рис.9.3). 3. В зависимости от условий работы: — открытые (работают всухую); — закрытые (работают в масляной ванне). В открытых фрикционных передачах коэффициент трения 4. По принципу действия: 5. Различают также передачи с постоянным или автоматическим регулируемым прижатием катков, с промежуточным (паразитным) фрикционным элементом или без него. Достоинства фрикционных передач: — простота конструкции и обслуживания; — плавность передачи движения и регулирования скорости и бесшумность работы; — большие кинематические возможности (преобразование вращательного движения в поступательное, бесступенчатое изменение скорости, возможность реверсирования на ходу, включение и выключение передачи на ходу без остановки); — отсутствие мёртвого хода при реверсе передачи; — равномерность вращения, что удобно для приборов; — возможность бесступенчатого регулирования передаточного числа, причем на ходу, без остановки передачи. Недостатки фрикционных передач: — непостоянство передаточного числа из-за проскальзывания; — для открытых передач сравнительно низкий КПД; — большое и неравномерное изнашивание катков при буксовании; — необходимость применения опор валов специальной конструкции с прижимными устройствами (это делает передачу громоздкой); — большие нагрузки на валы и подшипники от прижимной силы — большие потери на трение. Основные геометрические параметры фрикционной передачи: D 1 и D 2 — диаметры ведущего и ведомого катков; а — межосевое расстояние; Рис.9.4. Геометрические параметры фрикционных передач Если допустить, что во фрикционной передаче скольжение отсутствует, то окружные скорости катков будут равны, т. е. Приравнивая правые части равенств, получим где В действительности скольжение между катками есть, т. е. Передаточное отношение фрикционной передачи с учетом скольжения КПД фрикционных передач зависит от следующих потерь: — связанных с использованием катков, имеющих формы, не позволяющие им перекатываться один по другому без проскальзывания; это отчетливо видно, например, в передаче с клиновыми катками и лобовом вариаторе; — проскальзывания, обусловленного масляной пленкой на рабочих поверхностях и т. д.; — трения качения, вызванного деформацией поверхностей катков в зоне контакта; — в подшипниках. Потери в подшипниках зависят от величины нагрузки на валы, которая определяется прижимным усилием F КПД фрикционной передачи определяют по формуле где Для закрытых фрикционных передач Фрикционную передачу с параллельными осями валов и с рабочими поверхностями цилиндрической формы называют цилиндрической. Простейшая фрикционная передача с гладкими катками и постоянным передаточным числом показана на рис.9.1. В некоторых случаях применяется цилиндрическая фрикционная передача с катками клинчатой формы (см. рис.9.2). В передачах с клинчатыми катками при данной силе Fr прижатия одного катка к другому нормальные силы между рабочими поверхностями, a следовательно, и силы трения значительно больше, чем в передачах с гладкими катками (тем большие, чем меньше угол клина). Это позволяет снизить в передачах с клинчатыми катками силу Fr в 2—3 раза. Число клиновых выступов для катков принимают равным z = 3-5 (рис.9.5). При z > 5 условие равномерного прилегания всех рабочих поверхностей таких катков ухудшается. Рис.9.5. Катки клинчатой передачи б — выпуклые катки: в — выпукло-вогнутые катки Геометрические параметры передачи (см. рис. 9.4). Диаметр ведущего катка Диаметр ведомого катка Рабочая ширина обода катка Для компенсации неточности монтажа на практике ширину малого катка (см. рис.9.1) принимают, мм : Для обеспечения работоспособности фрикционных передач необходимо прижать катки (см. рис.9.4) силой нажатия где По схеме, показанной на рис.9.4, Подставив формулу (3) в формулу (2), определим силу нажатия В первом случае сила прижатия, осуществляемая обычно с помощью пружин, в процессе pa боты изменена быть не может; во втором случае сила прижатия изменяется с изменением нагрузки, что положительно, сказывается на качественных характеристиках передачи. Однако применение специальных нажимных устройств (например, шариковое самозатягивающее устройство) усложняет конструкцию. Один каток к другому может быть прижат: — предварительно затянутыми пружинами (в передачах, предназначенных для работы при небольших нагрузках); — гидроцилиндрами (при передаче больших нагрузок); — собственной массой машины или узла; — через систему рычагов с помощью перечисленных выше средств; — центробежной силой (в случае сложного движения катков в планетарных системах). Скольжение во фрикционных передачах Скольжение является причиной износа, уменьшения КПД и непостоянства передаточного отношения во фрикционных передачах. Различают три вида скольжения: буксование, упругое скольжение, геометрическое скольжение. Буксование наступает при перегрузках, когда не соблюдается условие (1). При буксовании ведомый каток останавливается, а ведущий скользит по нему, вызывая местный износ или задир поверхности. Нарушение геометрической формы и качества поверхности катков выводит передачу из строя. Поэтому при проектировании следует принимать достаточный запас сцепления К и не допускать использования фрикционной передачи в качестве предохранительного устройства от перегрузки. Упругое скольжение связано с упругими деформациями в зоне контакта. Величина этого скольжения невелика и обычно не превышает 0,2% для стальных катков и 1% для текстолита по стали. Это можно объяснить на примере цилиндрической передачи. Если бы катки были абсолютно жесткими, то первоначальный контакт по линии оставался бы таким и под нагрузкой. При этом окружные скорости по линии контакта равны и скольжения не происходит. При упругих телах первоначальный контакт по линии переходит под нагрузкой в контакт по некоторой площадке. Равенство окружных скоростей соблюдается только в точках, расположенных на одной из линий этой площадки. Во всех других точках происходит скольжение. Примером геометрического скольжения могут служить фрикционные передачи с клинчатыми катками. Явление, где на сопряжённых поверхностях векторы линейных скоростей в одних и тех же точках различны, что связано с геометрией формы, принято называть геометрическим скольжением. Его следует избегать, однако это не всегда удаётся. Широкое применение нашли фрикционные вариаторы, работающие в масле. Хотя при этом коэффициент трения ниже и сила прижатия больше, однако скольжение в этом случае менее опасно: наличие масла уменьшает износ, способствует лучшему охлаждению катков, приближая условия работы катков к работе зубьев зубчатой закрытой передачи. Фрикционную передачу с пересекающимися валами и катками, рабочие поверхности которых конические, называют фрикционной конической передачей. На рис. 9.8 показана фрикционная коническая передача с нерегулируемым передаточным числом. Ее устройство аналогично цилиндрической фрикционной передаче. Прижимной каток конической передачи обычно меньший, так как при этом необходима меньшая сила нажатия. Угол где Геометрические параметры конической фрикционной передачи (см. рис. 9.8). Передаточное отношение: Рис.9.8. Геометрические параметры конической фрикционной передачи 1. Внешнее конусное расстояние Среднее конусное расстояние 2. Внешний диаметр ведущего катка 3. Диаметр ведомого катка 4. Длина линии контакта 5. Ширина обода катка 6. Средний диаметр ведущего катка 7. Средний диаметр ведомого катка отсюда Подставив в формулу (4) значение Фрикционный механизм, предназначенный для бесступенчатого регулирования передаточного числа, называют фрикционным вариатором или просто вариатором. Вариаторы можно разделить на следующие группы: клиноременные, цепные и фрикционные. В данном разделе рассмотрим только фрикционные вариаторы. Фрикционные вариаторы нашли применение в приводах с малыми габаритами — в станках и транспортных машинах. При рациональном конструировании и тщательном изготовлении они имеют наиболее высокий КПД — до 0,95. Однако надлежащее качество исполнения их возможно только на специализированных заводах. Вариаторы разделяются на два основных типа: Вариаторы выполняют в виде отдельных одноступенчатых механизмов с непосредственным касанием катков без промежуточного диска (см. рис.9.9) или с промежуточным диском (см. рис.9.10 и 9.11). Предельные передаточные отношения вариатора, будут где D 1, d 1 и D 2, d 2 — наибольший и наименьший диаметры ведущего и ведомого колеса; Основной кинематической характеристикой вариатора является диапазон регулирования угловой скорости (передаточного числа) ведомого вала при постоянной угловой скорости ведущего вала: Скольжение снижает угловую скорость ведомого вала, но на диапазон регулирования не влияет. В простых вариаторах передаточное отношение: В сложных вариаторах передаточное отношение: В сложных вариаторах передаточное отношение может принимать значения, равные: Диапазон регулирования равен квадрату максимального передаточного отношения. Это значительно расширяет область применения сложных вариаторов. Лобовые вариаторы (см. рис.9.9). Н аиболее просты, но из-за значительной величины геометрического скольжения уступают вариаторам других конструкций по КПД и износостойкости. Диапазон регулирования Д= D 2/ d 2 малых d 2 значительно возрастают скольжение, износ и падает КПД. Лобовые вариаторы нашли применение в маломощных передачах приборов. здесь не учитывается проскальзывание катков, поэтому равенство приближенное. Рис.9.9. Лобовой вариатор: 1 — ведущий каток; 2 — ведомый каток Лобовой вариатор позволяет изменять направление и частоту вращения ведомого вата, останавливать его на ходу без выклю чения привода. При этом изменяются радиусы R 1 и R 2 чашек 1 и 2, т. е. Для торовых вариаторов диапазон регулирования Такая схема вариатора характеризуется малым геометрическим скольжением, что является основным преимуществом торового вариатора, позволяющим повысить КПД до 0,95. Для прижатия тел качения применяют обычно шариковое нажимное устройство, при котором чашка 1 связана с валом при помощи двух или трех шариков, помещенных в гнездах клиновидной формы. Если вал привести во вращение, то он сместится по отношению к чашке на некоторый угол, выжмет шарики, создаст необходимую силу нажатия. Такое устройство обеспечивает величину силы нажатия в соответствии с изменением нагрузки. В СНГ торовые вариаторы нормализованы для мощностей от 1,5 до 20 кВт при Д от 6,25 до 3. Материал тел качения — закаленная сталь по закаленной стали в масле или сталь по текстолиту без смазки. Рис.9.10. Торовый вариатор: 1 — ведущая торовая чашка; 2 — ведомая торовая чашка; 3 — диск; 4 — оси дисков; 5 — шарниры осей Вариатор с коническими катками (см. рис.9.11). На ведущем и ве домом валу установлены катки 1 и 2 с рабочими поверхностями кониче ской формы. Вращение от ведущего катка 7 к ведомому 2 передается про межуточным диском 3 цилиндрической формы, свободно вращающимся на оси 4. Пружина 5 обеспечивает необходимую силу нажатия для нормаль ной работы вариатора. При перемещении промежуточного диска 3 вдоль оси 4 радиусы R 1 и R 2 ведущего 7 и ведомого 2 катков изменяются. В дан ной конструкции вариатора Рис.9.11. Конусный вариатор: 1 — ведущий каток: 2 — ведомый каток: 3 — промежуточный диск: 4 — ось диска; 5 — пружина Диапазон регулирования для вариаторов с коническими катками Вопросы для самопроверки — Кратко опишите работу катков фрикционной передачи при буксовании. — Какие устройства называют вариаторами? Их назначение. — Как классифицируют фрикционные передачи? Перечислите основные виды передач. — Каковы достоинства и недостатки фрикционных передач? — Какие материалы применяют для изготовления рабочих поверхностей фрикционных катков? Какими свойствами должны обладать эти материалы? — Как обеспечивают прижатие катков фрикционных передач? — Почему во фрикционных передачах непостоянное передаточное число? — Как протекает процесс усталостного выкрашивания рабочих поверхностей катков закрытой передачи? — Что такое заедание рабочих поверхностей катков? Как можно предупредить его? — Что такое диапазон регулирования вариаторов и как его определяют? — По перечисленным признакам классификации дайте характеристику пере даче, изображенной на рисунке. — Укажите основные достоинства и недостатки фрикционной передачи, работающей в режиме пробуксовки катков. — Можно ли рекомендовать фрикционную передачу для точных делительных механизмов? Чем объяснить ухудшение качества звучания проигрывателя (звук «плывет») при нормальной работе всех его электронных блоков. — Почему ведомый каток рекомендуют изготовлять из более износостойко го материала? — Чем обусловлено скольжение в закрытой фрикционной передаче! Дайте определение передаточного числа — Чем объяснить, что КПД в закрытых передачах больше, чем в открытых? — Объясните процесс усталостного выкрашивания рабочих поверхностей катков закрытых передач. — Выведите формулу для определения диаметра ведомого катка. — Опишите кратко устройство конической фрикционной передачи. Какой каток делается прижимным в конической фрикционной передаче? — Зависит ли сила нажатия катков от коэффициента трения? Если да, то как? От каких геометрических параметров передачи зависит эта сила? — Что является основной кинематической характеристикой вариатора? Дайте определение. — Увеличится или уменьшится передаточное отношение вариатора (см. рисунок), если малый каток перемещать к центру большого? — В какое положение необходимо поставить промежуточный диск 3, чтобы передаточное число и было равно единице (см. рисунок)? Правильно ли показано направление вращения ведомого катка у торового вариатора. Как клас сифицировать рассматриваемый вариатор по взаимному расположению осей валов. — Дайте определение условию работоспособности фрикционной передачи. — Как классифици ровать вариатор с коническими катками по взаимному расположению осей валов? — Влияет ли размер диаметра промежуточного диска 3 на передаточное число (см. рисунок )? — Передаточное число больше или меньше единицы при установке промежуточного диска 3, показанной на рисунке? — Как классифицировать фрикционные передачи по принципу передачи движения и способу соединения ведущего и ведомого звеньев? 2. Трением с непосредственным контактом 3. Передача с промежуточным звеном 4. Трением с гибкой связью — Как называется деталь, обозначенная цифрой 2 на рисунке? 3. Промежуточный диск — Можно ли применить фрикционную передачу для изменения скорости приводных колес автомобиля, снегохода и т. д. — Из какого материала изготовляют катки тяжелонагруженных быстроходных закрытых фрикционных передач? 4. Из любого материала (сталь, чугун, бронза) 5. Текстолит, и другие неметаллические материалы — Как называется передача, показанная на рисунке? 1. Цилиндрическая фрикционная с гладкими катками 2. Клинчатая фрикционная 3. Коническая фрикционная — Какой из указанных недостатков фрикционной передачи не дает возможность применения для точных делительных механизмов 1. Непостоянство передаточного отношения 2. Большие нагрузки на валы 4. Ограниченная величина окружной скорости — Формула для определения диаметра ведомого катка цилиндрической фрикционной передачи 1) 2) 3) 4) 1. Для увеличения КПД передачи 2. Для снижения пробуксовки катков при перегрузках 3. Для снижения коэффициента трения — Как уменьшить межосевое расстояние а при проектировании фрикционной передачи (без увеличения размеров и нагруженности передачи) 1. Выбрать более прочный материал 2. Увеличить коэффициент Кс 3. Увеличить коэффициент f 4. Увеличить коэффициент — Как называется передача, показанная на рисунке? 1. Цилиндрическая фрикционная передача 2. Лобовой вариатор 3. Торовый вариатор 4. Вариатор с коническими катками — К каким передачам относятся вариаторы? 1. С нерегулируемым передаточным числом 2. С регулируемым передаточным числом — В какое положение необходимо поместить ведущий каток 1 (см. рисунок), чтобы увеличить угловую скорость ведомого катка 2? 1. Влево к оси вала катка 2 2. В правое крайнее положение — Какое направление вращения будет иметь ведомый каток 2 (см. рисунок), если ведущий каток 1 переместить влево (на рисунке показано штриховыми линиями) 1. По часовой стрелке 2. Против часовой стрелки — Как назвать деталь, обозначенную цифрой 3 на рисунке? 3. Промежуточный диск Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21
|