Фриланс профессия что за профессия
Фриланс: что это такое, что придётся делать и сколько вам будут платить
Рассказывает фрилансер с семилетним стажем.
Pressmaster / Zerbor / wavebreakmedia /
Я слышал что-то о фрилансе. Можно поподробнее, что это такое?
Фриланс — удалённая кратковременная работа с разными заказчиками. Вы выполняете какую-то задачу для одной компании, а потом делаете какую-то работу для другой, но не числитесь в их штате.
При этом работать на фрилансе — не значит постоянно искать новых заказчиков: можно вести одновременно несколько постоянных проектов. Это как обычная работа, просто официально у вас не будет постоянного трудоустройства, а значит — и оплачиваемых больничных.
Самозанятый автор. Создаёт статьи в блог и коммерческий контент. Пишет о маркетинге, финансах, бизнесе и YouTube.
И что именно можно делать на фрилансе?
Всё что угодно, если это можно делать удалённо. На фрилансе работают копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, SMM-специалисты, таргетологи и другие специалисты в сфере Digital. Например, я — копирайтер: пишу статьи в блог Skillbox и в блоги других компаний.
На фрилансе совсем не обязательно даже выбирать конкретную специализацию. Можно выполнять простейшие задачи типа обработки изображений или обзвона базы клиентов — для этого не нужны специальные знания, как в случае с работой таргетолога или маркетолога.
А как вообще строится работа на фрилансе?
Ищете клиентов, выясняете задачу, договариваетесь об оплате. И если вас всё устраивает, начинаете работать. У каждого заказа есть дедлайн — срок сдачи. Если не успеете вовремя закончить работу, клиент может не принять её и передать заказ другому фрилансеру: получается, что вы зря потратите время и не получите денег.
Сколько времени занимает работа на фрилансе? Можно, например, подрабатывать так?
Вы сами строите себе график и можете работать хоть 1–1,5 часа в день. Но учтите, что за пару часов в день и доход будет соответствующим, небольшим. Чтобы зарабатывать много, фрилансеры трудятся как в офисе или даже каждый день. Просто они могут работать когда удобно, хоть ночью, и в любой момент съездить в садик за ребёнком, не отпрашиваясь для этого у начальства.
Лично я работаю с 8:00 до 18:00, иногда приходится задерживаться за ноутбуком и до 20:00–21:00. Пишу пять дней в неделю, суббота и воскресенье — стабильные выходные.
Почти как офис. А я постоянно слышу, что можно легко получать до 200 тысяч рублей в месяц. Это правда?
Всё зависит от сферы, вашего опыта, качества услуг, времени и сил, которые вы уделяете фрилансу. Здесь оплата труда не как в офисе: отсидел положенное время и получил фиксированную ставку. Чем больше работаете, тем больше получаете.
Мой среднемесячный доход — 100 тысяч рублей. При этом я могу себе позволить иногда лениться и отказываться от проектов. Есть и те, кто зарабатывает 150–200 тысяч, и те, кто получает около 30 тысяч в месяц. Новички часто начинают с небольших сумм около 5–10 тысяч в месяц, а потом прокачивают скиллы и зарабатывают больше.
Круто! А где брать клиентов, чтобы столько получать?
Есть разные способы поиска клиентов на фрилансе. Можно начать с бирж и добиться там успеха. Биржи фриланса — места, где клиенты выставляют задачи, а фрилансеры подают заявки на их выполнение. Это как тендеры: если выбрали вас, выполняете работу и получаете деньги.
В свободном плавании лучше — клиенты обычно предлагают более высокую оплату. Но новые задачи придётся искать самостоятельно. Это несложно — клиенты есть везде:
Сначала придётся много работать над поиском клиентов. Потом, если будете качественно выполнять работу, они будут приходить к вам сами по сарафанному радио: лично я последний год не ищу работу — она сама меня находит, а из-за высокого спроса я даже не могу брать все проекты.
А клиенты могут обмануть?
На биржах можно работать через «безопасную сделку». В этом случае у вас будет гарант: администрация биржи или человек, которые контролируют процесс. И если клиент выставит необоснованные претензии к качеству работы, с него принудительно спишут деньги и перечислят их вам.
Если работать с клиентами напрямую, да, вас могут обмануть. В моей практике такое случалось пару раз: я высылала текст, а человек бросал меня в чёрный список и ничего не оплачивал. Чтобы защититься от обмана, можно просить предоплату. Или просто работать с людьми с хорошей репутацией либо с крупными компаниями, которые платят по договору.
А как вообще мне будут платить?
Размер оплаты зависит от ваших запросов и возможностей клиента и почти не ограничен. В том же копирайтинге есть авторы, которые пишут по 10 рублей за 1 000 символов, а есть те, кто берёт 15 тысяч рублей за одну статью.
Если речь о способах перевода, то они тоже могут быть разными. На биржах деньги сначала поступают к вам на счёт, а оттуда можно вывести их на электронный кошелёк или на карту. Клиенты, с которыми работаете напрямую, тоже могут платить на кошельки (например, PayPal) и на банковские карты.
Налоги придётся платить? И что будет с пенсией?
Многие фрилансеры работают неофициально и не платят налогов, поэтому не накапливают пенсионные. Но это незаконно и недальновидно. Если планируете серьёзно зарабатывать на фрилансе, а не брать подработки один-два раза в месяц, лучше оформить всё официально.
Можно стать самозанятым и платить 4–6% от дохода или индивидуальным предпринимателем, платить 0–15% в зависимости от формы налогообложения и получать потом пенсию. У ИП она будет, потому что предприниматели платят за себя страховые взносы. Самозанятые получат пенсию, только если сами делают отчисления в ПФР.
То есть если я хочу, я могу просто начать заниматься фрилансом?
Не совсем: вы должны понимать, что фриланс (как и офисная работа) подходит не всем. Тяжело придётся экстравертам и людям без самодисциплины, потому что в процессе работы вы общаетесь только в чатах, а чтобы сдавать задачи вовремя, нужно грамотно строить график и следовать ему. Сначала лучше попробовать свои силы на фрилансе, а потом принимать взвешенное решение.
А если я всё-таки хочу попробовать, с чего начать?
Можно взять пару лёгких заданий, не требующих каких-то специальных навыков. А если хотите выбрать конкретную специализацию, сначала лучше получить профессиональные навыки в ней: научиться настраивать рекламу, писать полезные статьи или же делать макеты сайтов. Например, можно пройти курс дизайнера-фрилансера от Skillbox: на нём вас научат не только основам дизайна, но и поиску клиентов и выстраиванию отношений с ними.
Фриланс
Фриланс – это один из вариантов взаимодействия работодателя и исполнителя – фрилансера (от английского слова freelancer – внештатный сотрудник). Сотрудничество не предполагает официального трудоустройства специалиста. Многие компании отдают на фриланс задачи, которые не могут или не успевают делать штатные сотрудники. Это отличная возможность и для работодателей (экономия ресурса штатного сотрудника), и для фрилансера (получение проекта и оплаты за его выполнение).
Как работает фрилансер
Примерная схема работы фрилансера включает в себя:
По такой схеме работает большая часть фрилансеров. Но профессии в IT отличаются друг от друга, поэтому процесс сотрудничества может выглядеть по-разному. Например, программисты долгое время разрабатывают продукт и регулярно вносят правки, продакт-менеджеры разрабатывают проекты, анализируя рынок спроса на свой продукт, а SEO-специалисты длительно (в среднем от 3 месяцев) и поэтапно занимаются одним заказом – продвижением сайта клиента.
Кто и почему уходит на фриланс
Фриланс — участь молодых. Исследование компании PwC показывает, что большинство российских фрилансеров (68%) — находятся в возрасте 18-34 лет, 18% — от 35 до 44 лет, 7% — от 45 до 54 и 5% — до 18 лет.
Опрошенные фрилансеры выделили три главные причины перехода на такой формат работы: гибкий график, удаленная работа и более высокий доход по сравнению с зарплатой на основном месте работы. Многие люди решают уйти на фриланс, чтобы не тратить время и силы на дорогу в офис, чтобы уйти от не устраивающего их коллектива, нелояльного руководства, работы в маленьком закрытом пространстве. Свободное планирование графика и количества задач дает массу возможностей для карьерного роста и заработка.
Кому нужны фрилансеры?
Больше всех в наемных работниках заинтересованы малый и средний бизнес, которые пытаются таким образом снизить издержки и повысить внутреннюю экспертизу.
Опрошенные PwC эксперты приходят к выводу о том, что самыми востребованными фрилансерскими услугами станут мультимедиа и дизайн, IT и программирование, контента и переводы, финансы, HR, управление.
Разница между фрилансерами и штатными сотрудниками
Формат трудоустройства
Фрилансер работает без трудовой книжки. Выполнение задач происходит чаще без официального трудоустройства и посещения офиса. Иногда с фрилансером заключается договор подряда (когда указан овеществленный результат: написание статьи, создание логотипа) или оказания услуг (овеществленного результата нет: консультация, совет и т. п.).
Независимо от формы сотрудничества, фрилансер не боится сокращений, увольнений и других неприятных моментов, связанных с официальным трудоустройством. Но вместе с этим у него нет оплачиваемого отпуска и больничного.
Формат работы и налогообложение
Штатные сотрудники платят НДФЛ 13 %, остальные взносы делает работодатель. Фрилансер может быть физическим лицом, самозанятым или индивидуальным предпринимателем (ИП). Если в планах стоит серьезный заработок на фрилансе, а не подработка один-два раза в месяц, лучше оформить все официально и платить налог. Самозанятые платят 4–6 % от дохода, ИП – от 0 до 15 % в зависимости от формы налогообложения.
Корпоративные нормы
В отличие от штатного сотрудника, фрилансер сам решает, как одеваться, когда и какие обучения проходить, в каком формате общаться с заказчиками.
Выполнение KPI (ключевых показателей эффективности)
У большинства штатных сотрудников есть показатели, которых они должны достигать, чтобы получать премии или получать прибавку к зарплате. Фрилансер сам определяет свои KPI и устанавливает цены на заказы.
Свобода выбора задач
У штатных сотрудников обычно есть набор должностных инструкций, которым они обязаны следовать. Фрилансер волен сам выбирать задания, предлагать корректировки для максимально качественного результата.
Портфолио
Опыт и навыки далеко не всегда могут играть в пользу соискателя. При собеседовании HR-специалисты в целом смотрят на соискателя — как и что он говорит, какие у него манеры, мотивация, опыт, семейное положение и пр. Решающим фактором может стать наличие маленького ребенка или факт проживания кандидата вдали от офиса. Если говорить о фрилансере, то заказчику не важно, где живет человек, как одевается, есть ли у него дети, как часто берет больничный. Клиент видит предыдущие работы и оценивает уровень человека без отвлекающих факторов.
График
Фрилансер может сам планировать свой график и работать когда ему удобно и в любом месте, где есть интернет. Ему не нужно ежедневно отчитываться перед заказчиком о своем прогрессе. Для клиента имеет значение только соблюдение дедлайна и качество работы.
Плюсы
Минусы
Сколько зарабатывает фрилансер
Согласно исследованию PwC, Россия недавно вошла в десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Средний заработок большинства фрилансеров (64%) — не превышает 30 тыс. рублей в месяц, 17% — получают до 60 тыс. рублей и 13% — до 100 тыс. рублей, а еще 6% — больше 100 тыс. рублей.
Как стать фрилансером
Для начала нужно понять, на чем вам хотелось бы зарабатывать и какие навыки вам в этом пригодятся. При желании освоить новую профессию несложно даже с нуля. Можно пройти онлайн-курсы и начать зарабатывать уже в процессе обучения, параллельно собирая портфолио и откликаясь на заказы.
Некоторые онлайн-курсы предоставляют карьерную помощь и консультируют своих студентов параллельно с учебой, помогая составить резюме и портфолио и готовя их к собеседованиям.
Карьерный центр SkillFactory ставит своей целью трудоустроить своих студентов после курсов. Эксперты центра разбирают в закрытых группах резюме и показывают, как строить карьеру на реальных примерах. HR-специалисты сопровождает учащихся во время и после обучения, организуют встречи с рекрутерами, рассылают резюме партнерской сети компаний.
Пройдите онлайн-квест, чтобы узнать, какая из цифровых профессий подходит именно вам, и получите бонус.
Фрилансер
Фрилансер – это свободный специалист, который работает на себя. Фрилансер сам ищет заказчика, а также принимает решение по своему желанию и возможностям о том, какую работу выполнять или какие услуги оказывать и устанавливает удобный для себя график работы. Работать фрилансеры могут как с одним, так и сразу с несколькими заказчиками.
Почему выгодно нанять фрилансера
Работодателям выгоднее нанимать фрилансеров, чем офисных работников по следующим причинам:
Дистанционным работникам не нужен офис. Значит – нет расходов: на аренду, мебель, оргтехнику, расходные материалы;
Оплата происходит исключительно за результаты от выполненной работы;
Все осуществленные расходы можно отнести на затраты, уменьшающие налоги. При условии, если оплата произведена по договору и фрилансер индивидуальный предприниматель (ИП);
Гибкость в выборе исполнителей. Можно в любое время отказаться от услуг одного специалиста и договориться с другим. То есть выбрать более профессионального специалиста и кто лучше подходит для проекта;
В целом работа фрилансера обходится дешевле.
1.Специалисты по работе с текстами.
К таким фрилансерам относятся:
копирайтеры, которые создают тексты;
контент-менеджеры, которые отвечают за наполнения сайта уникальным контентом;
редакторы и корректоры, которые проверяют и исправляют стилистику, правописание и пунктуацию текстов статей;
а также различные переводчики технической и художественной литературы, сайтов и т.п.
2. Программисты и администраторы.
К таким фрилансерам относятся:
программисты, которые занимаются версткой и созданием сайтов, а также и их продвижением.
программист 1С, который устанавливает, дорабатывает программы бухучёта серии 1С, а также решает вопросы эффективной настройки бухучета в компании, безаварийной службы сервера 1С. При этом специалист должен разбираться в бухучете и финансах на уровне бухгалтера. Основные функции программиста 1С:
— перестраивает, адаптирует программу под специфику ведения бухгалтерии на фирме;
— переделывает под запросы бухгалтеров;
— устанавливает обновления программы 1С;
— консультирует, проводит обучение по применению 1С-бухгалтерии;
— организует защиту и восстанавливает данные для бухучета.
— Принимает меры по созданию, развитию и усилению интереса аудитории к сообществу.
— взаимодействует с аудиторией;
— наблюдает за общением участников группы;
— следит за настроением группы;
— принимает меры по разрешению конфликтных ситуаций;
— оперативно отвечает на обращения;
— следит за тем, чтобы атмосфера в сообществе была доброжелательной и позитивной.
Администратор ВКонтакте осуществляет следующие действия:
— оперативно отвечает на комментарии;
— удаляет некорректные сообщения, спам;
— выносит предупреждения нарушителям, ограничивает им доступ в сеть;
— оказывает помощь участникам сети найти нужную информацию;
— публикует рекламную информацию, размещает ссылки, для того чтобы перенаправить подписчиков на сайт для раскрутки аккаунта или прямых продаж;
— организует опросы, проводит акции, тестирует аудиторию, для того чтобы определить интересы группы участников для планирования публикаций в перспективе;
— заказывает статьи или сам создаёт тексты, видео ролики для размещения на странице сообщества.
— увеличить целевую аудиторию, лояльную к бренду, услуге или продукту;
— укрепить положительный имидж компании, что, безусловно, косвенно влияет на продажи.
— Проводит расчёты и создает контент-план.
— Делает прогноз предстоящих расходов на рекламную компанию.
— Определяет пол, возраст аудитории проекта.
— Обозначает географию аудитории.
— Составляет ключевые фразы, которые часто используются в запросах.
— Просчитывает так называемые «минус-слова». Этот термин используется для определения таких слов или фраз, при которых рекламное объявление не будет отображаться в системе.
— Включает полезные фразы.
— Разрабатывает механизм показов рекламных объявлений.
К таким фрилансерам относятся:
дизайнеры интерьеров и ландшафтов;
графические дизайнеры, которые разрабатывают баннеры календари и т.п.;
веб-дизайнеры. Веб-дизайнер придумывает идею, стиль и создаёт уникальный сайт, где видна классная графика и удобная логичная навигация. Кроме красивого дизайна, безусловно создаётся веб-ресурс удобный пользователям, где прорабатывается интерфейс. Веб-дизайнер должен знать юзабилити и понимать как проектировать удобные интерфейсы, создавать интерактивные приложения;
4. Специалисты по продвижению сайтов. К таким фрилансерам относятся:
— гарантирует увеличение посещений веб-сайта;
— увеличивает глубину просмотра, время пребывания на ресурсе;
— делает ресурс удобным и интересным для пользователей;
— проводит аудит, устраняет недочёты по продвижению;
— выводит страницы ресурса в Топ.
— специалисты по привлечению посетителей на сайт с помощью различных видов рекламы (баннерной, контекстной, тизерной и т.п.);
— специалисты по продвижению сайтов в социальных сетях;
Чаще всего это проходит в онлайн-формате в виде проведения вебинара, общения по Скайпу или в чате.
Варианты удаленной работы не связанной с сетью Интернет
Кроме этого существует довольно много направлений фриланса, которые не связаны напрямую с интернетом, и их работу не всегда можно отнести к разряду удаленной (онлайн).
Такими фрилансерами являются:
Строители, которые выполняют ремонт в квартирах или других помещениях, электрики, сантехники и люди прочих специальностей, которые не имеют какого-то постоянного работодателя, а занимаются поиском работы самостоятельно;
Фотографы и видеооператоры, которые документируют свадьбы, юбилеи и прочие мероприятия;
Адвокаты, налоговые консультанты, риэлторы, эксперты из разных профессий, приходящие бухгалтеры и т.п.;
Преимущества и недостатки работы фрилансером
Плюсы работы фрилансером заключаются в следующем:
Свободный график работы.
Удаленная работа позволяет не тратить время на дорогу и деньги на проезд.
Потенциально высокие заработки.
Возможность совмещать работу и путешествия.
Минусы работы фрилансером заключаются в следующем:
Нет фиксированного оклада.
Отсутствует социальный пакет (оплата больничного листа, отпускных и т.д.);
Необходимость в поиске заказчиков.
Риск невыплаты за выполненный заказ.
Необходимость в покупке оборудования для работы за счет собственных средств.
Как стать фрилансером. Пошаговая инструкция
приобрести технику (персональный компьютер или ноутбук), которая позволит выполнять задания максимально быстро. В последнее время фрилансеры отдают предпочтение не компьютерам, а ноутбукам, так как он удобен и позволяет выполнять работу в любом удобном месте;
подключить скоростной интернет, так как прием заказов и сдача работы осуществляется в режиме реального времени.
Опытные сотрудники советуют для удаленной работы создать специальный электронный ящик. Благодаря этому можно быстро получать необходимую информацию и не отвлекаться на личные сообщения.
Рабочий адрес следует указывать в портфолио или использовать при регистрации на биржах.
3. Цена оказываемых услуг или выполняемых работ.
Вопрос цены за выполняемую работу или оказываемую услугу нужно решать еще до начала выполнения заказа.
Цена должна быть обоснованной с учетом трудозатрат и сложностью выполнения работы.
По уровню цен на работы или услуги можно ориентироваться на цены, приведенные на биржах фриланса и других тематических ресурсах.
4. Регистрация на бирже.
Чтобы найти заказчиков, которые предоставят работу, необходимо зарегистрироваться на бирже фрилансера.
При регистрации на бирже фрилансера необходимо указать как можно больше персональной информации.
Необходимо учитывать тот факт, что заказчик, прежде чем доверить работу, обязательно посмотрит персональную анкету и портфолио.
Чем грамотнее будет указана информация в персональной анкете, тем больше шансов, что заказчик предложит сотрудничество.
Фрилансеру нужно решать вопрос с уплатой налогов.
Одним из вариантом является регистрация фриналсера в качестве индивидуального предпринимателя.
Как правило, фриналсеры не несут никаких расходов кроме трудовременных затрат.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме «Зарплата и кадры».
Как стать фрилансером: руководство для начинающих
10 минут на чтение
Рынок фриланса растет. За 2020 год согласно исследованию PWC Россия вошла в первую десятку стран по объему рынка фриланса в денежном выражении. Рассказываем, как стать фрилансером с нуля без опыта, где искать заказчиков и куда идти учиться, чтобы зарабатывать в интернете.
Кто такой фрилансер
Фрилансер — внештатный специалист, который самостоятельно ищет клиентов и может совмещать работу сразу в нескольких проектах.
Часто понятия «фрилансер» и «удаленный сотрудник» используют как синонимы, но это не так. В отличие от фрилансера, удаленный сотрудник официально трудоустроен в одну компанию и работает по нормированному графику. Фрилансер же сотрудничает с разными клиентами и устанавливает график работы сам для себя.
Плюсы и минусы фриланса
Плюсы
Преимущества фриланса, из-за которых в него стремятся попасть люди из найма:
1. Работа из любой точки мира. Для работы потребуется только компьютер и выход в интернет. Можно не ждать отпуска, чтобы путешествовать. Вы свободно передвигаетесь по миру без привязки к конкретному городу.
2. Сами устанавливаете график работы. Если вы сова и любите начинать работу во второй половине дня, на фрилансе это возможно. Вы сами формируете свой график работы, главное — укладываться в дедлайны, поставленные клиентом.
3. Можно работать с заказчиками со всего мира. На фрилансе вы не ограничены географией работодателя. Вы можете сотрудничать с заказчиками из других городов и стран.
4. Много интересных проектов. Для тех, кто не любит рутину, разнообразие проектов и задач позволяет постоянно быть в динамике.
5. Нетворкинг. На фрилансе нужно постоянно общаться с новыми людьми на разных проектах. Вы приобретаете большой круг полезных знакомств.
Минусы
При переходе на фриланс многие забывают про его минусы. Их важно учитывать, чтобы не разочароваться и не опустить руки в первое время работы:
1. Высокая конкуренция среди фрилансеров. Без хорошего портфолио сложно получить заказы. Необходимо постоянно развиваться, проходить курсы, пополнять портфолио, чтобы конкурировать на рынке.
2. Заработок напрямую зависит от трудоспособности. Здесь нельзя отсидеть часы, как на обычной работе и потом получить зарплату. Сколько поработал, столько и заработал. Приходится работать больше и усерднее, чем в найме.
3. Нет оплачиваемых отпусков и больничных. Многие фрилансеры начинают гнаться за проектами и боятся уйти в отпуск, потому что тут же теряют в заработке. На этот случай придется запланировать отдельный бюджет и учиться договариваться с клиентами.
4. Нет гарантий. Вам может попасться нечестный заказчик. На фрилансе никто не гарантирует, что вы получите деньги за свою работу.
Как стать фрилансером с нуля
Накопите финансовую подушку
Первые несколько месяцев вам придется потратить на создание портфолио, поиск заказчиков и наработку навыков, поэтому зарабатывать вы начнете не сразу. Кроме того, на фрилансе всегда есть риски: отсутствие заказов, недовольство заказчиков работой и возврат денег, периоды болезни и другие. Чтобы на что-то жить это время, вам нужна финансовая подушка.
Лучше запасти денежные средства на ближайшие 3-4 месяца. Ниже пример таблицы, по которой вы можете посчитать, сколько денег вам потребуется для комфортной жизни в месяц.
Категория бюджета | Расходы в месяц |
Жилье | |
Питание | |
Транспорт | |
Здоровье | |
… | |
Итого: |
К полученной сумме прибавьте 20-30% на непредвиденные расходы. При подсчете у вас получится примерный размер финансовой подушки на месяц.
Составьте распорядок дня
Когда вас никто не контролирует, очень легко начать откладывать задачи на вечер, на завтра, на послезавтра. Таким образом, вы рискуете сорвать дедлайны и сделать работу некачественно. Кроме того, что вы не получите деньги за свою работу, еще и испортите репутацию, которая на фрилансе особенно важна.
Здесь вам придется взять себя в руки и заняться самоорганизацией. Как выстроить свой рабочий день и какие сервисы использовать для планирования, читайте в нашей статье «Тайм-менеджмент против переработок и стресса. Базовые принципы и инструменты управления временем».
Оцените стоимость своей работы
Самое сложное на фрилансе — установить адекватные цены за свою работу. На что следует опираться при создании прайса?
Учитесь общаться с клиентами
Чтобы комфортно работать на фрилансе, учитесь вести переговоры и продавать свои услуги. Вас могут попытаться опустить по цене, предложить невыгодные условия работы, если вы не сможете донести ценность того, что делаете.
Сократить разногласия по выполненной работе между вами и заказчиком поможет бриф. Что это такое и как его составить, читайте в нашей статье «Для чего нужен бриф и как он поможет в работе с заказчиком».
Книги, которые помогут вести переговоры и договариваться с клиентами:
А еще договориться о взаимовыгодном сотрудничестве с клиентом вам поможет наша статья «Как вести переговоры и добиться взаимовыгодных отношений».
Продвигайте свои услуги
Лучший способ продвижения своих услуг — качественно выполнять работу. Тогда у вас будет «сарафанное радио» и поток лояльных клиентов. Но чтобы создать такой поток, нужно время и заказчики.
Чтобы привлекать клиентов, заведите блог в соцсетях, начните рассказывать о своей работе, делитесь кейсами и отзывами. Используйте мультиссылки — мини-вариант лендинга, где собрано описание ваших услуг, ссылки на соцсети, отзывы клиентов или прайс.
Пример мультиссылки дизайнера
Мультиссылку можно разместить в шапке профиля Instagram, в описании вашей страницы на Facebook или Vkontakte. Создать мультиссылку вы можете бесплатно в конструкторе SendPulse.
Конструктор мультиссылок от SendPulse
Еще один вариант продвижения услуг — чат-боты. С помощью них вы можете рассказать клиентам о своей работе, делиться полезными материалами и собирать заявки. Пример того, как фрилансер может продвигаться с помощью чат-бота, бот ведущего мероприятий Ивана Сорокина в Telegram: @Sorokinved_bot.
Чат-бот ведущего мероприятий в Telegram
Создать чат-бота в Facebook Messenger, WhatsApp, Telegram и ВКонтакте вы можете самостоятельно без помощи программиста в конструкторе чат-ботов от SendPulse.
Откройте для себя чат-бота
Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.
Как перейти на фриланс: советы от опытных фрилансеров
Выберите направление
Определите, что вы умеете и в каком направлении хотите развиваться на фрилансе. Растите в одной конкретной специализации. Например, дизайн или программирование. Так вы быстрее станете экспертом и получите хорошие заказы. Берите проекты и учитесь в процессе.
Сформируйте портфолио
Если совсем нет никакой базы, я всегда рекомендую простой алгоритм: несколько бесплатных проектов для портфолио. Когда у вас появится небольшой опыт, можно взять несколько условно-бесплатных задач за символическую плату. И только после этого — первые платные заказы.
Работайте напрямую с заказчиками
К биржам у меня отношение двоякое. Если человеку спокойнее начинать работать без коммуникации, почему нет. Есть задача, есть отклик и особо ничего не теряешь. Завалил задачу — ушел на другую биржу.
Но если хочется сразу влиться в поток, стоит работать напрямую с заказчиками. Так ты учишься оставлять толковые отклики, общаться и договариваться с клиентами. Начинаешь понимать принципы работы.
Камила Велиева, графический и веб-дизайнер, фрилансер
Делайте как можно больше касаний с потенциальными клиентами
Откликайтесь на вакансии в Telegram чатах, пишите сообщения с коммерческими предложениями в соцсетях и на почту. Чем больше касаний, тем больше шансов на успех.
Я советую начинать с Telegram чатов, их множество. Есть тип чатов, где ты пишешь небольшую самопрезентацию и клиенты сами тебя находят. Еще есть чаты, где публикуются вакансии от заказчиков и тебе нужно откликнуться. Здесь важно грамотно себя подать. Не нужно писать в ответ на вакансию: «Здравствуйте, еще актуально?». Подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Как digital специалисту правильно откликаться на вакансии».
Ещё один вариант поиска клиентов — Instagram. Выбираете нишу, с которой вам будет интересно работать. Например, спорт, психология, косметология. Ищете экспертов в этой нише и пишете им в директ сообщение с предложением о сотрудничестве. Важно, чтобы на вашем аккаунте была хоть какая-то информация о том, чем вы занимаетесь.
Выстраивайте личные границы
На фрилансе можно столкнуться с людьми, которые не соблюдают личные границы.
Клиент может тебе написать/позвонить в 2 часа ночи и попросить что-то срочно сделать, внести правки. Это нормально, если ты работаешь в таком графике, но если твой рабочий день, например, с 12:00 до 20:00, лучше предупредить об этом клиента еще в начале сотрудничества. Я взяла в привычку включать «бесшумный режим» на телефоне, когда мой рабочий день окончен.
Почему важно выстраивать личные границы с клиентами? Потому что если этого не делать и бежать на помощь каждый раз, когда от тебя чего-то ждут, совсем скоро выгорание станет твоим лучшим другом.
Вообще советую задать себе вопросы: «С кем я хочу работать, а с кем точно не стану? Кто мой идеальный клиент?». Тогда вы и самоценность свою поднимете и сами для себя определите личные границы.
Где искать заказчиков: популярные фриланс-площадки
Биржи фриланса
Weblancer — биржа фриланса для специалистов разных направлений. Можно найти заказы в сфере веб-дизайна, программирования, SEO, копирайтинга, бухгалтерии и многих других. Чтобы подавать заявки на заказы, нужно зарегистрироваться. На платформе предлагается заполнить портфолио — оно повышает шансы найти работу. Заказчики смотрят на портфолио при выборе исполнителя.
Страница с активными заказами на бирже Weblancer
Не на все заказы стоят фиксированные цены. Вы сами устанавливаете цены за свою работу на некоторых проектах. Также есть возможность выводить заработанные деньги не только на онлайн-кошелек WebMoney, но и на банковскую карту Visa/Mastercard. Комиссия сервиса — 5% от суммы сделки.
Kwork — фриланс маркетплейс, где вы сами размещаете услуги на виртуальной витрине. Для получения заказов нужно зарегистрироваться на сервисе и для каждой своей услуги создать кворк — карточку с описанием услуги.
Так выглядит карточка с описанием услуги на платформе Kwork
У такого формата есть минус. Когда вы разместили карточку в каталоге заказов, вы уже не сможете отказаться от работы, после того, как клиент нажал «Заказать».
Комиссия сервиса при заработке до 30 000 рублей — 20%, от 30 000 до 300 000 рублей — 12%, выше 300 000 рублей — 7,5%. Вы устанавливаете комфортные для себя цены на услуги с учетом комиссии сервиса.
FL — сайт для начинающих фрилансеров. Здесь найдется работа для специалистов из разных областей. Есть проекты для маркетологов, дизайнеров, разработчиков, фотографов. Чтобы приступить к выполнению заказов, пройдите регистрацию и заполните портфолио.
Страница с задачами для фрилансеров на сайте FL
Очень удобно, что сразу после регистрации сервис делает подборку заказов по вашей специализации. Есть минус — чтобы заказчики увидели ваш отклик, нужно приобрести аккаунт PRO, который стоит 1000 рублей в месяц.
Upwork — международная биржа фриланса. Работа в сервисе разделена по категориям: «Разработка», «Дизайн», «Финансы», «Техподдержка», «Копирайтинг», «Юридические услуги», «Продажи и маркетинг». Есть проекты с почасовой и фиксированной оплатой. Комиссия сервиса — 20%. Если с одного клиента вы суммарно заработали 500 долларов, комиссия снижается до 10%. Чтобы комиссия была 5%, вам нужно суммарно заработать 10 000 долларов с одного клиента.
Категории с заказами на бирже Upwork
Механизм работы такой же как на всех биржах. Вы регистрируетесь на платформе и начинаете откликаться на проекты в интересной для вас категории. При выборе исполнителя заказчики изучают ваше предложение и профиль, поэтому нужно грамотно заполнить личную страницу.
Freelancer — еще одна известная международная биржа фриланса. Можно найти заказы в самых разных тематиках. От простых задач типа рассылки сообщений в мессенджере до создания приложений и чат-ботов. Для поиска работы необходимо зарегистрироваться, заполнить профиль и указать свои навыки. В соответствии с ними сервис подберет подходящие для вас проекты.
На бирже также можно размещать работы на «витрине», так заказчики могут сами найти подходящего исполнителя
Комиссия сервиса как для проектов с фиксированной стоимостью, так и с почасовой оплатой — 10%. Есть дополнительные платежи «по желанию». Например, если вы хотите, чтобы ваша заявка на проект была выделена цветом, придется заплатить 0,50 долларов.
Fiverr — площадка для фрилансеров со всего мира. Особенность этой биржи в том, что не заказчики размещают свои задачи, а фрилансеры размещают свои услуги. Категории, в которых можно разместиться: «Дизайн», «Маркетинг», «Копирайтинг и переводы», «Видео и анимация», «Музыка», «Разработка», «Работа с данными», «Бизнес», «Образ жизни».
Предложения фрилансеров в категории Social Media Management на бирже Fiverr
Размещение услуг бесплатное, но сервис забирает себе 20% от каждой сделки. После заполнения профиля вам предложат пройти бесплатный онлайн-курс о том, как продавать свои услуги на бирже.
Guru — международный фриланс-сервис. Чтобы подать заявку на проект, нужно зарегистрироваться. Бесплатно можно отправить 120 откликов в год. Если хотите откликаться чаще, придется приобрести платный тариф. Всего их четыре. Базовый тариф Basic+ стоит 8,95 долларов в месяц, а самый продвинутый Executive — 39,95 долларов в месяц.
Страница с поиском заказов на бирже Guru. Можно задать нужную категорию, выбрать минимальную границу оплаты и другие параметры
Чем выше тариф, тем больше откликов можно сделать и тем меньше комиссия сервиса. Например, на бесплатном тарифе вы будете отдавать бирже 8,95%, а на тарифе Executive — 4,95%. Кроме того, вам регулярно придется подтверждать свою квалификацию прохождением тестов, за которые тоже нужно платить. Продвинутые тарифы дают вам возможность делать это бесплатно.
Telegram каналы с вакансиями
WORK ON — канал с вакансиями для фрилансеров. Много вакансий, связанных с соцсетями. Например, менеджер блогера или сторисмейкер. Есть предложения для таргетологов, дизайнеров, копирайтеров. Помимо вакансий, на канале размещают резюме. Разместить свое резюме можно, написав администратору канала. Стоимость размещения — 450 рублей.
Freelance Choice — медиа с вакансиями для копирайтеров, SMM менеджеров, журналистов и редакторов. Здесь есть не только предложения от заказчиков, но и полезные материалы для пишущих, анонсы творческих конкурсов и новости по маркетингу и редактуре.
Фриланс Таверна — канал с проектами для фрилансеров из разных ниш. Есть вакансии для верстальщиков, дизайнеров, менеджеров по продажам, копирайтеров, контент-менеджеров, разработчиков и других специалистов. На канале можно разместить свое резюме. Стоимость публикации — 600 рублей.
После размещения резюме остается на канале навсегда. Если вы поставите тег с вашей специализацией, например, #копирайтер, заказчик сможет в любое время найти вас в поиске.
Текстодром — агрегатор вакансий для копирайтеров, редакторов, SMM, SEO, PR, переводчиков и журналистов. Ежедневно утром и вечером на канале публикуют новые проекты. Также у агрегатора есть свой блог с полезными статьями.
Норм работа — канал с вакансиями для фрилансеров и удаленщиков, много предложений на полную занятость. Задачи и проекты очень разнообразные, но больше всего вакансий на канале размещают для копирайтеров, маркетологов, SMM специалистов и менеджеров по продажам.
Резюме
Если вы решили стать фрилансером, вот несколько советов:
Пишу про маркетинг и IT. Помогаю читателям получать ответы на их вопросы, а компаниям достигать своих целей с помощью текста.