Фромм искусство любить о чем
Искусство любить Эриха Фромма – краткое описание теории
Эрих Фромм – немецкий психолог, психоаналитик, социолог, философ. Известен гуманистической теорией развития личности и теорией любви. Хотя это не единственные вопросы, которым ученый посвящал исследования. Но теория любви заслуживает особого внимания, так как затрагивает все аспекты этого явления: любовь к родителям, человеку противоположного пола, себе, жизни.
Основные положения теории
В 1956 году Эрих Фромм издал книгу «Искусство любить», где подробно изложил свою теорию. Согласно автору, любовь – это такое же искусство, как музыка, живопись. Любви, как и любой другой деятельности, нужно учиться. Это должен быть осознаваемый процесс. Как и любое дело, любовь требует не только теоретического усвоения знаний, но и практики. Результат объединения теории и практики – интуиция, или мастерство. Любовь требует постоянной работы человека над собой, самоотдачи. Только полностью освободив мысли и чувства, можно по-настоящему любить.
Фромм дифференцировал способность любить на две категории: любить другого и быть любимым. Притом первую форму он называл здоровой любовь, а вторую – нездоровой. Хотеть любить – черта зрелой и здорово личности. Желать, чтобы тебя любили – черта незрелой и нездоровой личности.
Кроме этого психолог назвал еще два отличия зрелой любви от незрелой:
Незрелую любовь, или симбиотический союз, как назвал это Фромм, автор разделил еще на два вида:
Среди современных психоаналитиков тему здоровой и невротической любви развивает М. Е. Литвак. На основе теории Фромма он выдвинул свою теорию. Но разрабатывать собственное определение здоровой любви автор не стал. Литвак пользуется определением Фромма: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви».
Как научиться любить
В погоне за незрелой любовью люди делают ставку на внешнюю привлекательность, богатство и престиж. Мужчины чаще акцентируют внимание на удаче и богатстве, а женщины – на внешности (фигура, одежда).
Но мы с вами поговорим о том, как добиться здоровой любви. Для этого воспользуемся положениями теории Фромма. Итак, как развить способность любить:
Способность любить развивается в человеке. Ее развитие возможно без объекта любви. Наличие объекта без соответствующей внутренней способности, напротив, способно вызвать желание быть любимым или влюбить в себя. Любовь – это личное чувство, которое каждый человек переживает сам, внутри себя.
Качества, помогающие любить
Одной теории, соблюдения правил из предыдущего пункта недостаточно. Научиться искусству любви на практике помогут следующие качества:
Для успешного усвоения искусства любви важна и вера – определенность и стойкость в убеждениях. Но она бывает рациональной и иррациональной. Рациональная вера – это личный опыт, мысли, чувства человека, то есть вера в себя. В теории Фромма вера воспринимается как качество личности, а не как вера во что-то. Веру во что-то (идею, авторитет) Фромм назвал иррациональной верой.
Вера в себя – основа самоценности личности. Если нет веры в себя, то человек становится уязвимым к внешнему воздействию, манипуляциям. Он зависит от чужого мнения и одобрения. Нередко такие люди оказываются в невротических, зависимых отношениях. А когда человек верит в себя, то он точно не станет жертвой мошенника. Более того, человек, который верит в себя, верит и в других людей, их потенциал. А это неотъемлемый элемент способности любить.
Виды любви
Э. Фромм полагал, что любовь – это установка, ориентация личности. Объекты любви могут быть разными, на основе чего Фромм и предложил классификацию видов любви:
Кроме этих видов Фромм первым определил разницу между отцовской и материнской любовью. Материнскую любовь он назвал безусловной. Мать любит ребенка за одно его существование. А вот отцовскую любовь необходимо заслужить. Отцы любят детей за то, что те оправдали их ожидания, похожи на них, соответствуют требованиям, выполняют обязанности.
Задача каждого человека – развиться как личность и объединить внутри себя отцовскую и материнскую любовь в одну непротиворечивую способность любить. Зрелый человек безусловно любит сам себя и одновременно любит обусловлено за то, что соответствует своим ожиданиям. Но заметьте, своим! А они могут отличаться от первичных требований со стороны отца.
Что же такое любовь?
В заключение хочу дополнить определение Фромма и сказать, что любовь – это не только заинтересованность в жизни и развитии объекта любви, но и заинтересованность в собственном развитии, бесконечное познание себя и объекта любви.
Согласно Фромму, любовь – это не сентиментальное чувство, доступное каждому. Любовь – это результат сознательной работы над собой, показатель личностной зрелости. Человек, который умеет любить, может сойтись с любым человеком. Ведь он постоянно познает себя и других, умеет преодолевать внутренние барьеры. Желание и способность любить важнее и сильнее, чем наличие объекта любви.
Способность любить – черта зрелых и взрослых личностей. Речь идет о способности брать на себя ответственность, делать сознательный выбор и отвечать за его последствия, быть открытым новому, учиться, менять свою жизнь и меняться самому ради реализации личных способностей и возможностей.
А теперь вспомните, что обычно люди называют любовью, как ведут себя, как признаются в любви. Для яркости примера вспомните подростковую любовь или инфантильные пары, в которых преобладает ревность, тотальный контроль и подавление. Так любовь ли это?
Искусство любить. Исследование природы любви. Эрих Фромм.
Действительно ли любовь — искусство? Если да, то она требует труда и знаний. Или это только приятное ощущение. Для большинства проблема любви — это прежде всего проблема того, как быть любимым, а не того, как любить самому.
краткое описание теории.
Эрих Фромм – немецкий психолог, психоаналитик, социолог, философ.
Известен гуманистической теорией развития личности и теорией любви.
теория любви заслуживает особого внимания, так как затрагивает все аспекты этого явления: любовь к родителям, человеку противоположного пола, себе, жизни.
В 1956 году Эрих Фромм издал книгу «Искусство любить», где подробно изложил свою теорию.
любовь – это такое же искусство, как музыка, живопись.
Любви, как и любой другой деятельности, нужно учиться.
Это должен быть осознаваемый процесс.
Как и любое дело, любовь требует не только теоретического усвоения знаний, но и практики.
Результат объединения теории и практики – интуиция, или мастерство.
Любовь требует постоянной работы человека над собой, самоотдачи. Только полностью освободив мысли и чувства, можно по-настоящему любить.
Фромм дифференцировал способность любить на две категории: любить другого и быть любимым.
Притом первую форму он называл здоровой любовь, а вторую – нездоровой.
Хотеть любить – черта зрелой и здорово личности. Желать, чтобы тебя любили – черта незрелой и нездоровой личности.
Кроме этого психолог назвал еще два отличия зрелой любви от незрелой:
«Я люблю, потому что я любим» – незрелая, инфантильная любовь. «Я любим, потому что я люблю» – зрелая любовь.
«Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе» – девиз незрелой любви. Ее признание звучит как «ты нужна мне». «Я нуждаюсь в тебе, потому что люблю тебя» – признание здоровой любви.
Незрелую любовь, или симбиотический союз, автор разделил еще на два вида:
Мазохизм. Это пассивная форма нездоровой любви, при которой один из участников не выносит одиночества и изоляции, а потому позволяет другому участнику полностью контролировать его.
Контролер направляет, руководит, защищает.
Мазохист переоценивает силу другого человека и делает себя его неотъемлемой частью.
Мазохист никогда не бывает одиноким, но и независимым он не бывает. Он обесценивает себя.
Садизм. Садист тоже старается уйти от одиночества и уединения с самим собой, а потому делает другого неотъемлемой частью себя.
Он впитывает силы того человека, который перед ним преклоняется, подчиняется.
Среди современных психоаналитиков тему здоровой и невротической любви развивает М. Е. Литвак.
Литвак пользуется определением Фромма: «Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви».
Как научиться любить?
В погоне за незрелой любовью люди делают ставку на внешнюю привлекательность, богатство и престиж.
Мужчины чаще акцентируют внимание на удаче и богатстве, а женщины – на внешности (фигура, одежда).
Но как добиться здоровой любви.
как развить способность любить:
Признать и понять свою индивидуальность и уникальность, принять себя. Быть собой, что бы ни случилось. Не пытаться угодить другим.
Избавиться от зависимостей и проекций.
Принять индивидуальность другого человека, не проецировать на него свои мысли, чувства, желания. Слушать, понимать и принимать другого человека.
Уметь находиться в одиночестве, отдыхать или заниматься своими делами без опеки и присутствия другого человека.
Уметь отдавать. Но не путайте это с жертвенностью. В данном случае речь идет о том, чтобы делиться тем, чего у тебя много.
И тем самым приумножать то, что ты отдаешь. Счастье, вдохновение, тепло, интересы, знания, энергия – все это приумножается, когда мы искренне делимся этим с другими.
Творить. Объединять себя и внешний мир, преобразуемый материал.
Расти и развиваться. Развитие способности любить невозможно без общего развития личности.
Способность любить развивается в человеке.
Ее развитие возможно без объекта любви.
Наличие объекта без соответствующей внутренней способности, напротив, способно вызвать желание быть любимым или влюбить в себя.
Любовь – это личное чувство, которое каждый человек переживает сам, внутри себя.
(Качества, помогающие любить).
Одной теории, соблюдения правил из предыдущего пункта недостаточно.
Научиться искусству любви на практике помогут следующие качества:
дисциплина (обучение любви не зависит от настроения человека);
терпение (быстрых результатов не будет);
заинтересованность (она же мотивация);
сосредоточенность (умение выполнять одно дело за раз, жить по принципу «здесь и сейчас»);
смирение (сохранять объективность, уметь признавать ошибки, контролировать эмоции).
Для успешного усвоения искусства любви важна и вера – определенность и стойкость в убеждениях.
Но она бывает рациональной и иррациональной.
Рациональная вера – это личный опыт, мысли, чувства человека, то есть вера в себя.
В теории Фромма вера воспринимается как качество личности, а не как вера во что-то.
Веру во что-то (идею, авторитет) Фромм назвал иррациональной верой.
Вера в себя – основа самоценности личности.
Если нет веры в себя, то человек становится уязвимым к внешнему воздействию, манипуляциям.
Он зависит от чужого мнения и одобрения.
Нередко такие люди оказываются в невротических, зависимых отношениях.
А когда человек верит в себя, то он точно не станет жертвой мошенника.
Более того, человек, который верит в себя, верит и в других людей, их потенциал. А это неотъемлемый элемент способности любить.
Объекты любви могут быть разными, на основе чего Фромм и предложил классификацию видов любви:
Братская любовь. Основа любого другого вида любви.
Братская любовь состоит из заботы, ответственности, уважения, понимания и принятия другого живого существа, желания продлить его жизнь.
Это равная любовь. Может быть направлена сразу на несколько объектов.
Материнская любовь. Безусловная любовь к беспомощному существу. Может иметь сразу несколько объектов любви.
Эротическая любовь. Направлена только на один объект. Ее основа – единство и полное слияние с одним человеком. Это форма предпочтительной любви. И этим она отличается от братской или материнской.
Любовь к себе. Чтобы любить других людей и любить их одинаково, нужно любить себя. В данном случае речь не идет об эгоизме. Напротив, эгоист не любит никого, включая самого себя.
Любовь к богу. Ее основа – потребность в единстве и принадлежности.
Фромм понимал любовь к богу как саморазвитие личности, поиск себя, прохождение пути от безусловной любви к сознательному выбору.
Фромм первым определил разницу между отцовской и материнской любовью.
Материнскую любовь он назвал безусловной. Мать любит ребенка за одно его существование.
А вот отцовскую любовь необходимо заслужить. Отцы любят детей за то, что те оправдали их ожидания, похожи на них, соответствуют требованиям, выполняют обязанности.
Задача каждого человека – развиться как личность и объединить внутри себя отцовскую и материнскую любовь в одну непротиворечивую способность любить.
Зрелый человек безусловно любит сам себя и одновременно любит обусловлено за то, что соответствует своим ожиданиям.
Но заметьте, своим! А они могут отличаться от первичных требований со стороны отца.
Что же такое любовь?
любовь – это не только заинтересованность в жизни и развитии объекта любви, но и заинтересованность в собственном развитии, бесконечное познание себя и объекта любви.
Согласно Фромму, любовь – это не сентиментальное чувство, доступное каждому.
Любовь – это результат сознательной работы над собой, показатель личностной зрелости.
Человек, который умеет любить, постоянно познает себя и других, умеет преодолевать внутренние барьеры.
Желание и способность любить важнее и сильнее, чем наличие объекта любви.
Способность любить – черта зрелых и взрослых личностей.
Речь идет о способности брать на себя ответственность, делать сознательный выбор и отвечать за его последствия, быть открытым новому, учиться, менять свою жизнь и меняться самому ради реализации личных способностей и возможностей.
А теперь вспомните, что обычно люди называют любовью, как ведут себя, как признаются в любви.
Для яркости примера вспомните подростковую любовь или инфантильные пары, в которых преобладает ревность, тотальный контроль и подавление. Так любовь ли это?
Книга Э. Фромма Искусство любви. Эссе
Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» пишет, что «если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины.
Процесс обучения искусству можно последовательно разделить на два этапа: первый – овладение теорией; второй – овладение практикой. Стать мастером в любом искусстве – овладение искусством должно стать предметом наивысшего сосредоточения; не должно существовать в мире ничего более важного, чем это искусство».
Проблема собственного существования сосредоточена на собственном ребенке
«Другая форма проекции это проекция своих собственных проблем на детей. Прежде всего такая проекция часто проявляется в желании иметь ребенка. В таких случаях желание иметь ребенка задается главным образом проекцией проблем своего собственного существования на ребенка. Когда человек чувствует, что он не в состоянии придать смысл своей собственной жизни, он старается обрести этот смысл в ребенке. Но так можно ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Себя потому, что проблема существования может быть разрешена каждым человеком только внутри самого себя, а не при помощи посредника; ребенка потому, что в человеке могут отсутствовать качества, которые необходимы для воспитания ребенка. Дети служат проективным целям и тогда, когда встает вопрос о расторжении несчастливого брака. Главный аргумент родителей в такой ситуации тот, что они не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Всякое тщательное изучение показало бы, однако, что атмосфера напряженности и несчастливости внутри «единой семьи» более вредна для ребенка, чем открытый разрыв – который по крайней мере учит, что человек в состоянии посредством смелого решения изменить непереносимую ситуацию».
Вывод
«Любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком « центральном переживании» состоит человеческая реальность, только здесь жизненность, только здесь основа любви. Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, в единстве друг с другом каждый из них обретает себя, а не теряет. Есть только одно доказательство наличия любви: глубина отношений, жизненность и сила каждого из любящих: это плод, по которому узнается любовь».
Эрих Фромм. «Искусство любить» Краткое описание книги
О любви мечтают все. Каждый знает – с любовью жить хорошо, а без любви плохо!
Расхожие высказывания типа «Нет на свете никакой любви, все это обман и сказки» объясняются только горькой обидой на несправедливость жизни. Например, встретил человек любовь – ему стало хорошо. Но через некоторое время любовь прошла (или превратилась в ненависть) – стало еще хуже, чем было. И так раз за разом. Да пропади оно пропадом, такое счастье!
Некоторые люди учатся жить без любви. Утешаясь тем, что она, вроде, не особенно нужна в нормальной жизни – в резюме ее не впишешь, в банк не положишь, даже на каминную полку не поставишь. А некоторые не хотят жить без любви! Несмотря на все неудачи и мучения, они продолжают верить, что любовь есть, ее не может не быть.
Только как найти любовь и удержать?
Если вы относитесь ко второй категории, вам самое время прочитать «Искусство любить» Эриха Фромма.
По мнению Фромма, разницы между ними нет. Пропасть – и огромная – пролегает между плодотворной любовью (построенной по принципу бытия) и неплодотворной (основанной на принципе обладания). Обладать можно только вещью. А любовь – не вещь. Это непрерывный процесс, форма жизни. Считая любовь чем- то неизменным, что можно «найти» и оставить у себя раз и навсегда, человек неизбежно обрекает себя на страдания и разочарования.
Для любящего человека плодотворная любовь является источником силы, одухотворяет жизнь, раскрывает творческие потенции. Неплодотворная, напротив, лишает свободы и, превращает человека в идолопоклонника некоей абстрактной идеи. А попутно лишает свободы и радости объект любви, который буквально попадает в рабство к такому «любящему». Другими словами, неплодотворная «любовь», это не любовь, а иллюзия любви. Причем, иллюзия, которая подлинную любовь убивает.
Центральная идея «Искусства любить»
Центральная идея «Искусства любить» состоит в том, что любовь не является тем, чем считает ее массовое сознание. А именно – неким приятным воодушевляющим переживанием, доступным каждому. Романтическо-эротические переживания влюбленности действительно может пережить любой человек. Но это не любовь. Это только ее первая ступень. Она в равной степени может стать плодотворной и неплодотворной любовью, и в какую превратится, зависит только от самого человека.
Таким образом, для того, чтобы заслужить право на любовь, человек должен постоянно учиться, совершенствоваться, как личность, неустанно познавать самого себя и мир вокруг. Следовательно, любовь – это несомненное искусство, овладение которым требует веры, отваги и самодисциплины. Поскольку люди не часто готовы уделять любви столь пристальное внимание (несмотря на то, что любовь вроде бы для всех представляет большую ценность), по-настоящему любящие пары встречаются так редко.
Фромм называет три причины широкого распространения неплодотворной, ущербной любви в современном ему обществе. Надо сказать, что, несмотря на то, что нас с ним разделяет более полувека, положение не слишком изменилось. Причины, названные Фроммом, актуальны и теперь.
Три причины широкого распространения неплодотворной, ущербной любви
1.Первая из них, как ни странно, связана со свободой выбора партнера. Вплоть до 19 – начала 20 века не любовь являлась первопричиной брака, а наоборот. Фактически брак устраивался представителями старшего поколения из социальных и экономических соображений. Сейчас нам трудно себе даже представить такое! Тем не менее, многие пары и тогда были счастливы, поскольку начинали строить любовь после свадьбы, и им это удавалось. Видимо, наши современники постепенно забыли, как это делается.
Считается, что счастливая история страсти, предшествующая свадьбе, это уже любовь. Но часто свадьбой сказка и заканчивается. Лишенная ежедневной заботы, ежедневного обоюдного труда, любовь угасает, превращается в привычку, и, наконец, умирает совсем.
2.Вторая причина – формирование общества потребления. Объект любви часто выбирается подобно товару. Причем, привлекательность человеческого товара зависит от сиюминутной моды. Длинноногая ухоженная девушка и успешный молодой человек на престижной машине – это наиболее востребованные и популярные типажи. Выбирая себе партнера по рыночным критериям, человек ищет выгоды. Но искренне огорчается, когда выясняет, что приобретенный «товар» не оправдывает возложенных на него ожиданий – не приносит любви.
3.Третья причина – это ошибочное принятие первоначальной эротической тяги друг к другу за любовь. Страстное слияние двух людей становится чрезвычайно сильным переживанием, поскольку на какое-то время позволяет людям преодолеть одиночество. Им кажется, что так будет всегда. Но подобная связь недолговечна по природе, она угасает вместе с чувством новизны, по мере того, как люди лучше узнают друг друга.
Еще одна важнейшая идея Эриха Фромма, которую он стремится передать читателю, это то, что человеку для счастья важнее не столько быть любимым, сколько дарить любовь. Он трактует любовь, как активный акт, где продуктивная ориентация любящего очень важна: «не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает». Человек увеличивает собственную жизнеспособность, отдавая, а не потребляя любовь.
Фромм называет три составляющих, необходимых для овладения искусством настоящей любви – теория, практика и горячее стремление достичь мастерства.
Первые две он предоставляет в своей работе (главы «Теория любви» и «Практика любви»). Стремление овладеть мастерством, наивысшее сосредоточение, другими словами, подлинную мотивацию, вы должны найти сами внутри себя!
Фромм искусство любить о чем
Эрих Фромм (1900–1980) — немецкий философ, один из ярчайших представителей социальной психологии. Входил во Франкфуртскую школу социальных исследований, заложил основы неофрейдистского и фрейдомарксистского течений.
3 из 5. Рекомендуется психологам, философам, студентам гуманитарных специальностей.
Все, кто интересуется проблемами взаимоотношений между людьми, вопросами любви и пола.
Автор вместе с читателем последовательно задается вопросом, что такое любовь, является ли она чувством, доступным зрелой личности, и какие условия необходимы для того, чтобы научиться любить. В книге предложен развернутый анализ любви с точки зрения психологии, философии и истории.
Обычно мы думаем, что любовь — это чувство, спектр приятных ощущений, преходящее состояние, которое «накрывает» человека, если ему выпал такой счастливый случай. Основная же проблема большинства людей, желающих любви, — то, что для них это желание сводится в первую очередь к потребности быть любимыми, а не к вопросу о том, как любить самим. Человек стремится вызвать в другом любовь, прибегая к множеству различных ухищрений для этого: мужчина — через завоевание власти и богатства, женщина — через приумножение внешней привлекательности. Но привлечь интерес другого — еще не значит вызвать в нем любовь. Более того, это еще не значит полюбить самому.
Другая проблема, с которой сталкивается человек в вопросе любви, — отсутствие достойного ее объекта. Однако здесь мы смещаем фокус внимания с причины возникновения любви на ее следствие: не проблема объекта должна быть ключевой, а проблема способности. Способен ли я любить? — вот с какого вопроса нужно начинать путь постижения искусства любви.
Если в животном мире привязанность между особями предопределена инстинктами, то над человеком в этом вопросе власть биологических детерминант выражена гораздо слабее. Человек обладает самосознанием, то есть он способен выделить себя из окружающей среды, отделить себя от другого, осознать краткость своей жизни и свою беспомощность перед миром природы и социумом. Мы приходим в мир и уходим из него в одиночестве. И это переживание одиночества, обособленности, отделенности вызывает у человека тревогу. Чаще это беспричинное беспокойство, вспышки страха, которые необходимо как-то заглушить, нивелировать, чтобы жить дальше и не сойти с ума.
Снижению тревожности на ранних стадиях развития человечества способствовали оргиастические культы, в которых момент экстаза соединялся с переживанием групповой общности и ощущением исчезновения внешнего мира. Подобный эффект в современном обществе достигается путем принятия алкоголя и наркотиков, однако культура современного западного мира, в отличие от ранних, стигматизирует алкоголизм и наркоманию, что добавляет к базовому чувству тревоги у человека еще и переживание вины.
Другой способ избавиться от страха и беспокойства — подчинение группе, обществу, государству, что проявляется в расцвете диктатур или в стремлении к всеобщему равенству (то есть единению) в демократическом мире. На практике эффективность этого способа оказывается невысокой, что подтверждается распространением алкоголизма и других девиантных привычек в современном обществе.
Третий способ — творчество, в процессе которого человек сливается с предметом своей деятельности (художник — с картиной, скульптор — с мрамором и т.п.).
Однако все эти способы могут только временно избавить человека от чувства тревоги. Полное же освобождение возможно только в любви — при достижении безусловного единения с другим человеком.
От любви необходимо отличать как влюбленность — мимолетную заинтересованность, так и симбиотическую связь, которую можно трактовать как незрелую форму любви. Связь эта бывает двух видов: пассивная (мазохизм) и активная (садизм). В первом случае человек может избавиться от тревоги, только осознавая себя частью другой личности. Во втором — только признавая другую личность как часть себя.
В отличие от подобного симбиоза, зрелая любовь основана на признании и сохранении единства личности. Это единство подкрепляется способностью давать, дарить, умножать счастье любимого — и в то же время свое счастье.
Иными словами, любовь представляет собой активную действенную силу, проявляющуюся в четырех основных аспектах:
Любовь возможна не только между полами.
Фромм описывает пять типов любви:
1. Братская любовь, предполагающая любовь к людям, к любому человеку только на том основании, что он — человек. Это базовый тип любви, который является фундаментом для возникновения остальных.
2. Материнская любовь — безусловная любовь матери к ребенку. Мать принимает ребенка полностью, любым, она не может вдруг разлюбить его, если он что-то сделает; или же не принимает вовсе. Любовь отца, в отличие от материнской, не инстинктивна, ее необходимо завоевывать, поэтому нередки истории о проснувшихся отцовских чувствах ближе к отрочеству или совершеннолетию ребенка.
3. Эротическая любовь — любовь между полами. Самая обманчивая, поскольку основана на признании исключительности избранного объекта и легко может превратиться в союз двух самовлюбленных индивидов. Подлинная эротическая любовь предполагает не фиксацию на себе или другом, а единение двоих равных человеческих существ в одно.
4. Любовь к себе. Логика братской любви говорит, что каждый человек заслуживает право быть любимым. Следовательно, и я заслуживаю того, чтобы меня любили. И если моей любви достоин любой, то и я тоже достоин моей любви. Этот вид необходимо отличать от эгоизма, который является не любовью, а стремлением к потреблению.
5. Любовь к Богу. Этот тип проходит сложный путь развития. Сперва он подобен привязанности ребенка к матери — беспомощной и безусловной: человек любит Бога, потому что без Него он не выживет. Затем отношение начинает напоминать любовь ребенка к отцу, основанную на восхищении и послушании. Зрелая любовь к Богу предполагает слияние, единение с Ним, в итоге Бог начинает восприниматься в поэтико-символическом смысле.
Настоящая зрелая любовь — это активная действенная способность. На ее проявление и развитие у человека значительное и не всегда позитивное влияние оказывает культура. Капиталистический мир, нуждающийся в работниках и потребителях, предоставляет индивиду разнообразные возможности избавиться от чувства одиночества и тревоги: монотонная стабильная работа, стандартизированные развлечения, создающие ложное чувство общности. Общество потребления предлагает человеку тысячу способов получить удовольствие, делая вид, что именно в этом заключается счастье. Подмена истинно человеческих потребностей их эрзацами, подобиями приводит и к разложению любви: превращению семьи в рекламный образ «команды», потребительскому отношению к другому.
Для того чтобы развить способность любить, научиться этому искусству, необходимо проявить достаточно усилий. Практика искусства любить требует дисциплины, терпения, сосредоточенности и предельной заинтересованности в этом процессе. Нужно уметь слушать, чувствовать и другого, и самого себя. И, наконец, нужно верить в любовь — не как в индивидуальное чувство, а как в способность, присущую всему человечеству.
«Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому».
— Необходимо понимать, что любовь — это не преходящее чувство, а фундаментальная способность человека.
— Следует распознавать ложные и незрелые формы любви.
— Нужно развивать в себе способности любить (включая практические рекомендации).
— Необходимо ответственно относиться к любви, партнеру, ребенку и человечеству.