Фронтальная граница земельного участка что это
Раздел 7. Регулируемые параметры ОПР
Раздел 7
Регулируемые параметры ОПР
Объемно-пространственный регламент регулирует требования к объемно-пространственным характеристикам и функциональному использованию застройки и земельных участков, на которых она расположена. Регулируемые параметры включают предельные параметры застройки и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Предельные параметры застройки делятся на четыре группы:
Функциональное использование застройки регулируется с помощью видов разрешенного использования (ВРИ) земельных участков и объектов капитального строительства. Выделяют основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Илл. 3. Регулируемые параметры ОПР
Регулируемые параметры
Параметры земельных участков
К параметрам земельных участков относятся требования к размерам участков и расположению размещенных на них объектов.
Регулирование размеров земельных участков создает условия для эволюционного развития территорий, повышения функционального разнообразия и сохранения масштаба сложившейся застройки.
С целью формирования уличного фронта устанавливается максимальная ширина участка, линия застройки, отступы объектов вспомогательного использования и плоскостных автостоянок от красной линии.
С целью организации дворовых пространств регламентируется глубина застройки, площадь плоскостных автостоянок, доля озеленения и процент застроенности участка.
Выделяются три типа границ земельных участков, по отношению к которым устанавливаются некоторые параметры застройки:
1. Ширина участка (макс.), м
Регламент ограничивает максимальную ширину земельных участков. Участки небольшой ширины способствуют повышению разнообразия уличного фронта, увеличению концентрации предприятий торговли и услуг и, как следствие, росту интенсивности пешеходных потоков.
2. Глубина участка (макс.), м
Параметр может быть включен в регламент в случаях, когда необходимо стимулировать разукрупнение участков, в частности в процессе развития территорий индивидуальной жилой застройки. Участки, вытянутые в глубину квартала, должны быть разделены на несколько участков. Новые участки в глубине квартала могут иметь форму флага.
3. Площадь участка (мин./макс.), га
Требования по ограничению площади земельного участка создают условия для эволюционного развития территорий, способствуют сохранению характера и масштаба сложившейся застройки.
При снижении максимальной площади участков относительно существующей крупные участки дробятся на более мелкие. Возможен и обратный процесс, связанный с увеличением максимальной площади участка, например в целях стимулирования уплотнения территорий индивидуальной жилой застройки, расположенных в центральной или срединной зоне города.
4. Процент застроенности участка (макс.), %
Параметр позволяет контролировать размер незастроенной территории участка. Он особенно актуален для участков, не имеющих выхода на красную линию.
5. Процент озеленения на участке (мин.), %
Параметр регламентирует минимальное количество озеленения на участке. Возможно включение в расчет озеленения на кровлях зданий.
6. Процент незастроенной территории, занимаемой плоскостной автостоянкой (макс.), %
Параметр устанавливается, чтобы ограничить площадь парковки на территории дворов и придомовых участков. Он стимулирует размещение дополнительных машино-мест для жильцов вдоль примыкающих улиц, на подземных и полуподземных автостоянках в границах земельных участков и в многоуровневых паркингах в шаговой доступности от жилых домов.
Типы земельных участков
Регулируемые параметры
Параметры пространственного конверта
Конфигурация пространственного конверта определяет габариты здания по трем пространственным осям: максимальную высоту и глубину здания, его ширину относительно ширины участка. Здание внутри конверта может располагаться свободно и не заполняет его целиком.
В список элементов, выступающих за границы пространственного конверта застройки, могут входить:
— элементы, консольно выступающие из главной плоскости фасада: балконы, эркеры, карнизы и др.;
— элементы, пристроенные к главной плоскости фасада: крыльца, террасы, приямки и др.;
— элементы, расположенные на крыше здания: выходы на кровлю, элементы инженерного оборудования, декоративные архитектурные элементы фасада и др.;
— малогабаритные, отдельно стоящие вспомогательные сооружения: боксы для хранения мусора, тепловые пункты, гаражи и др.
1. Высота застройки (макс.), м/эт.
Ограничение максимальной высоты застройки позволяет обеспечить формирование сомасштабной человеку городской среды. Если нет необходимости в формировании ровного силуэта уличного фронта, высота может регулироваться через этажность. В остальных случаях параметр регламентируется метрическим показателем.
2. Высота застройки по красной линии (мин./макс.), м
Параметр вводится для формирования единого силуэта уличного фронта. В зависимости от требований к силуэту уличного фронта может устанавливаться точное значение или диапазон значений. Минимальное значение устанавливается для исключения резких перепадов высоты застройки, разрушающих целостность уличного фронта.
Параметр часто используется для уплотнения исторической застройки, когда корпуса или части новых зданий повышенной этажности размещаются в глубине участка, чтобы не нарушать сложившиеся пропорции и облик улицы.
3. Процент застроенности участка по красной линии (мин.), %
Минимальное ограничение параметра устанавливается для обеспечения желаемого уровня застроенности уличного фронта. Чем выше значение параметра, тем более непрерывным будет уличный фронт.
4. Глубина застройки (макс.), м
Параметр определяет максимальное расстояние, на которое тыльный фасад здания может отступать от красной линии. Регламентирование глубины застройки позволяет сохранить внутреннюю часть участка свободной.
5. Высота типового этажа (мин.), м
Регулируется для обеспечения комфортной высоты помещений. Это особенно актуально при регулировании общей высоты застройки в метрах.
6. Угол наклонной плоскости пространственного конверта (макс.), °
Наклонная плоскость пространственного конверта ограничивает высотные габариты зданий. Этот параметр устанавливается, когда необходимо сделать высотный объем менее заметным со стороны улицы. Плоскость выстраивается согласно углу видимости с улицы таким образом, чтобы части здания, превышающие высоту фасада по уличному фронту, были как можно менее заметны.
В некоторых ситуациях наклонная плоскость регламентируется с боковой и задней стороны участка. Такая необходимость может возникнуть при соседстве с объектами культурного наследия.
7. Отступ верхних этажей от линии застройки (мин.), м
Глубина такого отступа регламентируется с разными целями. Если задача заключается в композиционной поддержке линии карнизов сложившейся первой линии застройки, отступ может быть небольшим (до 1,5 м). Если же необходимо сделать высотный объем менее заметным или обеспечить естественную освещенность тротуаров, то глубина отступа рассчитывается в соответствии с шириной профиля улицы.
8. Элементы здания, для которых допускается выступ за границы пространственного конверта
Пространственный конверт регулирует габариты основного объема застройки, однако для отдельных элементов здания, таких как балконы, крыльца, приямки и пр., может быть сделано исключение. В таких случаях формируется перечень выступающих за пространственный конверт элементов. Параметры выступа могут быть прописаны в разделе регламента с требованиями к уличному фронту или в разделе с архитектурными параметрами фасадов.
Регулируемые параметры
Параметры уличного фронта
Объемно-пространственный регламент регулирует шаг и ориентацию входов в здание, процент остекления первого этажа, параметры выступающих на уровне земли частей здания и высоту ограждений.
1. Отступ застройки от красной линии (мин./макс.), м
Этот параметр позволяет поддерживать единообразие расположения фасадов зданий по уличному фронту.
Минимальное значение устанавливается для создания буферной зоны между тротуаром и фасадом здания, необходимой при размещении жилой функции на первом этаже.
Максимальное значение устанавливается для предотвращения слишком глубоких отступов, разрушающих единство уличного фронта.
При нулевом значении отступа линия застройки совпадает с красной линией. Такое значение устанавливается на активных улицах, где первые этажи зданий занимают коммерческие объекты.
Фиксированное значение отступа обеспечивает формирование ровной линии уличного фронта. В то же время возможно устанавливать параметр в небольшом диапазоне значений: это допускает определенную гибкость решений. Например, при диапазоне 0-1 м на улице возможно сочетание активного фронта с нулевым отступом и жилого фронта с буферной зоной метровой глубины.
В зависимости от глубины отступа и функционального использования первого этажа в буферной зоне могут размещаться крыльца, террасы, веранды, приямки и палисадники.
2. Отступ объектов вспомогательного использования от красной линии (мин.), м
Введение этого параметра позволяет разместить вспомогательные сооружения в глубине участка, уменьшая их влияние на уличный фронт. Параметр наиболее актуален для индивидуальной жилой застройки, в которой распространено размещение гаражей и других хозяйственных построек на красной линии.
3. Отступ плоскостных автостоянок от красной линии (мин.), м
Соблюдение минимального расстояния между плоскостной автостоянкой и красной линией повышает привлекательность уличного фронта. В таком отступе, как правило, организуется экранирующее озеленение.
4. Ориентация входов в жилые дома
Парадные входы в жилые дома должны быть ориентированы на улицу и могут иметь сквозной проход во двор. Исключение может быть сделано для жилых домов, выходящих на активные торговые улицы с высокой стоимостью аренды помещений в первых этажах.
5. Высота ограждений (макс.), м
Возможно регламентирование общей высоты ограждений и/или высоты их глухой части. В обоих случаях важно обеспечить просматриваемость ограждения в обе стороны.
6. Высота первого этажа (мин.), м
Регламентируется для обеспечения гибкости функционального использования первых этажей. Коммерческие функции требуют большей высоты потолков, чем жилые. Если на первом этаже располагаются жилые помещения, его высоту рекомендуется устанавливать с учетом возможной смены функции в будущем.
7. Процент остекления фасада первого этажа (мин.), %
Параметр применяется для улиц с коммерческими помещениями на первых этажах с целью формирования активного уличного фронта.
8. Отступ первого этажа от линии застройки (макс.), м
Параметр актуален на улицах с интенсивным пешеходным потоком. Значения устанавливаются с учетом планируемого использования зоны отступа: терраса сезонного кафе, входная площадка, дополнительная транзитная зона для пешеходов.
9. Отметка входов над уровнем тротуара (макс.), м
Для входов в коммерческие помещения и вестибюли жилых домов параметр устанавливается с нулевым значением. Исключения могут быть сделаны в северных регионах, для домов в зонах с высоким риском подтопления и домов на сваях.
10. Шаг входов в жилые и коммерческие помещения (мин.), м
В расчет включаются входные вестибюли жилых секций, офисов, предприятий сферы торговли и услуг, объектов социальной инфраструктуры. Не учитываются входы в хозяйственные помещения (подвалы, мусорокамеры, тепловые пункты) и аварийные выходы, не предназначенные для повседневного использования. Параметр регламентируется для повышения плотности и разнообразия нежилых функций на улицах с интенсивным пешеходным потоком.
Регулируемые параметры
Параметры фасадов
1. Длина фасада по линии застройки (макс.), м
Как правило, устанавливается для крупных участков. Позволяет повысить разнообразие уличного фронта и обеспечить характерный для сложившейся среды ритм разрывов в застройке или смены фасадных модулей.
2. Параметры пропорций фасадов
Параметры горизонтальных и вертикальных композиционных осей фасада устанавливаются на основе историко-архитектурного анализа застройки с целью соответствия облика зданий градостроительному контексту. В отсутствие вертикальных и горизонтальных композиционных элементов общую композицию фасада задают проемы. Регулирование их параметров позволяет в значительной степени определить архитектурный облик здания и может включать:
— 2а шаг горизонтальных делений фасада;
— 2б шаг вертикальных делений фасада;
— 2в высоту и ширину проемов;
— 2г соотношение высоты и ширины проемов.
3. Выступ консольных элементов фасада за линию застройки (макс.), м
К консольным элементам относят балконы, лоджии, эркеры, козырьки и пр. Параметр устанавливает максимальный размер выступа и перечень элементов фасада, для которых он разрешен. Выступы за линию застройки допускаются в целях повышения климатического комфорта пешеходов (аркады), у входов в жилые и коммерческие объекты (козырьки) и для сохранения характера выступов сложившейся застройки (балконы, эркеры). В прочих ситуациях рекомендуется избегать выступов элементов фасада за линию застройки.
4. Процент плоскости выступающих элементов фасада (макс.), %
5. Тип и цвет материалов
Эта группа параметров может быть применена ко всем ограждающим конструкциям здания (стенам, кровле, заполнениям проемов, светопрозрачным конструкциям, ограждениям) и декоративным элементам. Решение о регламентировании материалов и цветов основывается на анализе застройки и может включать следующие параметры: допустимое количество материалов / цветов фасада, материал заполнения проемов, запрещенные типы материалов.
6. Деталировка элементов фасада
Регулируемые параметры
Виды разрешенного использования
Виды разрешенного использования (ВРИ) описывают возможное функциональное назначение зданий и сооружений или виды деятельности, которые можно вести на участке. Виды разрешенного использования устанавливаются в тесной взаимосвязи с предельными параметрами застройки, в особенности с параметрами уличного фронта. Выделяют основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Основные виды разрешенного использования
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства могут выбирать вид разрешенного использования из перечня основных ВРИ самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласований, при условии выполнения ими требований технических регламентов.
Основные ВРИ рекомендуется назначать в зависимости от типов прилегающих улиц и других открытых общественных пространств. Чем выше интенсивность транспортно-пешеходных потоков, тем шире список основных ВРИ, сочетающий в себе жилые и общественно-деловые объекты. Это обеспечивает возможность для формирования функционально разнообразной городской застройки на главных городских, районных и второстепенных улицах. Чем ниже прогнозируемая интенсивность потоков, тем уже список ВРИ, содержащий преимущественно жилые объекты.
Условно разрешенные виды использования
Для выбора условно разрешенных видов использования участков и объектов капитального строительства необходимо получение разрешения, для которого требуется проведение публичных слушаний или общественных обсуждений. Порядок получения разрешения прописан в Градостроительном кодексе.
Условно разрешенные виды устанавливаются в случаях, когда размещение на территории объектов определенной функции может оказывать как положительный, так и негативный эффект на окружающую застройку. Например, условно разрешенными могут быть объекты религиозного назначения, легкой промышленности, крупные торговые объекты или рынки. При размещении таких объектов в жилой застройке возможны потенциальные неудобства для жителей, связанные с появлением потоков транзитных пользователей, в том числе грузового транспорта для доставки товаров и вывоза мусора, с нехваткой парковочных мест, шумом и пр. С другой стороны, наличие таких объектов повышает функциональное разнообразие территории, а при тщательном планировании их размещения может повысить престиж места и удобство места для проживания. Таким образом, необходимость получения разрешения с учетом мнения местных жителей позволит минимизировать негативные эффекты.
Вспомогательные виды разрешенного использования
Вспомогательные ВРИ назначаются в дополнение к основным или условно разрешенным видам, их выбор не требует дополнительных разрешений и согласований.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Фронтальная граница земельного участка что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и «Относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности»
Минэкономразвития России относительно подготовки межевых планов земельных участков и осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ, в том числе в случаях выявления несоответствия сведений Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ смежных земельных участков их фактическому положению на местности сообщает.
В связи с многочисленными обращениями, поступающими в Минэкономразвития России по вопросам, связанным с уточнением и согласованием местоположения границ земельных участков, в том числе с целью исправления реестровых ошибок, в рамках полномочий, установленных Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, полагаем возможным отметить следующее.
Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:
отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;
содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав в случае, если:
границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 части 1 статьи 26 и частями 1 и 2 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ (пункт 20);
границы лесного участка, о государственном кадастровом учете которого в связи с уточнением границ представлено заявление, пересекают границы других земельных участков, лесных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН, за исключением случаев пересечения границ других лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, или случая, если другой лесной участок является преобразуемым объектом недвижимости (пункт 20.1).
Согласно части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Таким образом, применение положений части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ дает возможность устранить не только причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета объекта кадастровых работ, но и исправить реестровые ошибки в записях ЕГРН, что ведет к повышению качества и достоверности данных ЕГРН.
либо отдельных частей границы смежного земельного участка, общих с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ, в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении таких частей границы;
либо границы (всей) смежного земельного участка (всех характерных точек его границы, включая общие с частями границ земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ), в том числе в связи с исправлением ошибки в местоположении общих частей границ, которое требует одновременного исправления ошибок в местоположении иных частей границ смежного земельного участка.
Таким образом, изменения могут касаться не только тех частей границ, которые являются общими с уточняемым земельным участком, но и иных частей границ смежного земельного участка, например, с целью сохранения его конфигурации и площади, указанных в правоустанавливающем документе или документе об образовании этого смежного земельного участка (за исключением случая, когда предполагаемые изменения не затрагивают общие с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ, части границ земельных участков).
Выполнение кадастровых работ по уточнению отдельных частей границы смежного земельного участка может повлечь необходимость определения его площади (например, если сведения ЕГРН о местоположении характерных точек его границы, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков). В случае если сведения о местоположении характерных точек границы смежного земельного участка, не уточнявшихся в ходе данных кадастровых работ, отсутствуют в ЕГРН или не соответствуют установленным на основании Закона N 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков, необходимость определения площади смежного земельного участка отсутствует.
Положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ применяются как в случае выявления при выполнении кадастровых работ реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении общей с уточняемым земельным участком границы, установленной с достаточной точностью, так и в случае, если координаты характерных точек границы смежного земельного участка определены с точностью, не соответствующей установленным требованиям к точности. В последнем случае внесение таких изменений не будет обусловлено исправлением реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка.
Таким образом, состав сведений, включаемых в соответствующие разделы межевого плана земельного участка, определяется в зависимости от указанных выше обстоятельств.
предметом согласования местоположения границ с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка;
заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Таким образом, согласование местоположения границ земельного участка является обязательным, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
Согласно части 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования.
В случае если у смежного земельного участка, местоположение границы которого установлено с точностью, не соответствующей установленным требованиям, уточняется местоположение только тех частей границ, которые являются общими с частями границ объекта кадастровых работ, акт согласования оформляется только в отношении объекта кадастровых работ.
В случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования. Разделы «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в отношении смежных земельных участков включаются в состав межевого плана с учетом положений пункта 82 Требований N 921.
разделы «Сведения об уточняемых земельных участках» включать в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ (или частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением раздела о смежном лесном участке в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ);
обеспечить согласование местоположения границ (в том числе с учетом положений части 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), оформление и включение в межевой план разделов «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения;
в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана привести обоснование положения уточненных границ объекта кадастровых работ, а также обоснование местоположения границ (частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 218 необходимо внести изменения (за исключением лесных участков в случае, предусмотренном частью 1 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ).
Если смежный земельный участок представляет собой многоконтурный земельный участок или единое землепользование (пункт 89 Требований N 921), в раздел «Сведения об уточняемых земельных участках» в отношении смежного земельного участка допустимо включать сведения об одном или нескольких контуре(ах) или одном (нескольких) обособленном(ых) участке(ах) в составе единого землепользования, в сведения о котором(ых) необходимо внести изменения при государственном кадастровом учете объекта кадастровых работ, с указанием номера контура или кадастрового номера обособленного участка, при условии наличия в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ таких многоконтурного земельного участка или обособленных участков, входящих в состав единого землепользования.
Законодательством установлены различные случаи, в которых границы земельных участков считаются согласованными как при наличии в акте согласования личных подписей заинтересованных лиц (часть 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ и часть 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ), так и при отсутствии таких подписей (часть 3 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).
Обращаем внимание на то, что в настоящее время положения части 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ не распространяются на случаи выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (земельных участков).
В случае уточнения или изменения местоположения границ земельного участка с целью устранения реестровой ошибки в содержащихся в ЕГРН соответствующих сведениях отклонение площади земельного участка, полученной в результате таких действий, определяется относительно площади земельного участка, содержавшейся в ЕГРН до уточнения границ земельного участка, при котором была допущена реестровая ошибка.
Также полагаем необходимым отметить, что, если значения координат характерных точек отдельных частей границ объекта кадастровых работ принимаются равными значениям координат характерных точек общих частей границ со смежным земельным участком, содержащимся в ЕГРН, основания применения части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ в части обязательности согласования таких частей границ отсутствуют, сведения о таких частях границ в акт согласования не включаются.
Как отмечено выше, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ, представление дополнительного (отдельного) заявления о внесении изменений в сведения ЕГРН о смежном земельном участке не требуется. Орган регистрации прав одновременно с осуществлением кадастрового учета земельного участка вносит соответствующие изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и (при необходимости) площади смежных земельных участков.
Если в ходе кадастровых работ уточнено (требуется изменение) местоположение границ несмежного к объекту кадастровых работ земельного участка и сведения о таком земельном участке включены в состав межевого плана, в отношении несмежного земельного участка необходимо представление собственником такого земельного участка отдельного заявления о его государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о нем.
Если при проведении правовой экспертизы документов, представленных для государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, выявлено несоответствие сведений о правообладателе смежного земельного участка, указанных в акте согласования, актуальным сведениям о правообладателе данного земельного участка, содержащимся в ЕГРН (например, в период между согласованием местоположения границ земельного участка и представлением в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете осуществлена государственная регистрация перехода права на смежный земельный участок), данное несоответствие не является нарушением требований законодательства Российской Федерации к содержанию документа, представленного для государственного кадастрового учета (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ), а также не означает нарушение установленного федеральным законом порядка согласования местоположения границ земельных участков (пункт 25 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) при соответствии данных о лице, с которым осуществлено согласование местоположения границ, сведениям о правообладателе смежного земельного участка, содержавшимся в ЕГРН или в документе, устанавливающем либо удостоверяющем ранее возникшее право на земельный участок, на дату согласования, и в силу положений пунктов 1 и 3 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 11 и 12 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, статьи 26 Закона N 218-ФЗ не является препятствием для государственного кадастрового учета (основанием приостановления такого учета).
Обзор документа
— как провести кадастровый учет в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, если сведения ЕГРН о местоположении границ смежных земельных участков не соответствуют их фактическому положению на местности;
— в каких случаях уполномоченный орган может приостановить кадастровый учет;
— какие действия выполняются, если при кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других участков, и (или) изменением площади участка требуется внесение изменений в сведения о смежных участках;
— как составить межевой план по итогам кадастровых работ.