Фронтирные исследования что это такое

III Коммуникативная лаборатория: какие фронтиры будем развивать?

В ТюмГУ прошла III Коммуникативная лаборатория – открытая площадка для общения руководства университета с преподавателями и студентами. Тема диалога была обозначена как «Научные фронтиры университета: критерии определения, весомые заделы, приоритеты развития». В разговоре участвовали 30 человек – представители всех учебных институтов и структурных подразделений ТюмГУ.

Участники обсудили множество вопросов, связанных с научной деятельностью: критерии научных фронтиров, использование потенциала Программы 5-100, консолидацию различных научных направлений, встраивание современных специализированных технологий в реальные бизнес-процессы и другие значимые темы.

«Фронтир – это граница, фронт. В области науки – это граница между знанием и незнанием. Но, когда мы определяем фронтир, мы пытаемся найти более точное определение. И когда мы говорим о фронтире как о прорывном направлении исследования в университете мы используем определенные критерии», – отметил проректор по научной работе Андрей Толстиков.

«Фронтир» – это что-либо передовое, своеобразный приоритет, точка роста. «Кому не нравится слово «фронтиры», может использовать «приоритеты». Суть от этого не меняется», – пояснил Валерий Фальков.

Сегодня перед университетом стоит несколько важных вопросов, первый из которых звучит так: а нужны ли ТюмГУ вообще такие приоритеты? Определение фронтиров влечет за собой очень многое. Это означает, что ресурсы концентрируются на выбранных приоритетных направлениях.

Второй вопрос: почему одни направления стали приоритетами, а другие нет? Означает ли это, что некоторые фронтирные направления не являются для университета важными и никакого внимания им уделено не будет?

«Сразу хочу отметить, я бы разделил условно науку на ординарную и фронтирную. Это говорит о том, что мы с уважением относимся к уже наработанным научным проблематикам, достижениям, связям. Но, для того чтобы университет двигался вперед, мы провели большую работу и ставку все-таки будем делать на фронтир», – отметил Валерий Фальков.

Как стать фронтиром?

И, наконец, остается третий вопрос: а можно ли какому-нибудь направлению стать фронтирным? По мнению руководства университета, это достижимо. Какие показатели и критерии соответствуют фронтирам? Актуальность, релевантность, высокие наукометрические показатели и альтернативность.

Фронтирные исследования что это такое. Смотреть фото Фронтирные исследования что это такое. Смотреть картинку Фронтирные исследования что это такое. Картинка про Фронтирные исследования что это такое. Фото Фронтирные исследования что это такое

«Политика научных фронтиров говорит о том, что мы действительно становимся университетом, который развивает науку по мировым стандартам. Мы хотим быть лучшими не везде и сразу, но в ближайшее время занять лидирующие позиции в четко выбранных отраслях науки», – заключил Валерий Фальков.

Вхождение в Проект 5-100 обязывает равняться на мировые стандарты, как это делают исследователи в Сеуле, Пекине, Париже, Вашингтоне и других городах. Сегодня ученые ТюмГУ ориентируются на публикации в серьезных научных журналах. Ведется работа по приглашению иностранных исследователей, разрабатываются совместные образовательные программы с зарубежными университетами.

Фронтирные исследования что это такое. Смотреть фото Фронтирные исследования что это такое. Смотреть картинку Фронтирные исследования что это такое. Картинка про Фронтирные исследования что это такое. Фото Фронтирные исследования что это такое

О развитии научного направления, связанного с анализом процессов, предметно-ориентированных информационных систем с применением технологий Process Mining, рассказала доцент кафедры информационных систем, руководитель Центра сертифицированного IT-обучения Инна Григорьева.

«Process Mining – это технология следующего поколения, которая расширяет возможности анализа процессов, происходящих в различных информационных системах», – пояснила Инна Григорьева.

Идея заключается в том, чтобы из информационных систем извлекать данные о зафиксированных событиях, о фактах деятельности. Далее производится оценка происходящей реальности, на основе полученных данных выявляются узкие места в бизнес-процессах и даются соответствующие рекомендации по повышению эффективности автоматизированных процессов.

Для развития этого учебного направления, уже существующего в нашем университете, требуется не единовременное взаимодействие с индустриальными партнерами, а кропотливая и долгосрочная работа с большими объемами данных.

«На сегодняшний день нам хотелось бы, чтобы эту работу можно было встраивать в проекты с предприятиями, с которыми университет уже сотрудничает или планирует в будущем. Это благоприятно скажется на формировании имиджа нашего региона, поскольку такие работы в Тюмени не ведутся вообще. Все они сосредоточены в крупных городах», – предложила Инна Григорьева.

Наука закладывает будущее университета

«Почему мы сегодня так много говорим о науке? Потому что наука будет определять все остальное в университете. Ценность преподавателя будет зависеть от его вклада в научную деятельность. Задача университета – подвести студента к той передовой границе, где знания и незнания сходятся, помочь ему перешагнуть эту черту», – отметил Валерий Фальков.

По мнению участников диалога, университет не может быть представлен одинаково во всех направлениях. Существуют направления, которые, в силу разных причин, формируют лицо университета и его узнаваемость вовне. Поэтому научная деятельность становится приоритетной.

Исходя из пожеланий участников, темой IV Коммуникативной лаборатории станет «Инфраструктурная политика: как правильно организовать пространство для обучения студентов в соответствии с новыми требованиями времени». Участникам нужно зарегистрироваться.

Источник

Новости

Фронтирные исследования что это такое. Смотреть фото Фронтирные исследования что это такое. Смотреть картинку Фронтирные исследования что это такое. Картинка про Фронтирные исследования что это такое. Фото Фронтирные исследования что это такое

Фронтирные исследования в области научно-технической и инновационной политики

Высшая школа экономики в 2016 году выполнила по заказу Минобрнауки России комплекс исследований по оценке актуального состояния сферы науки и технологий, прогнозированию направлений ее развития. Также специалисты ВШЭ сформулировали предложения по созданию в России системы оценки научно-технической политики, совершенствованию системы статистического учета в области исследований и разработок, оценке потребностей в научных кадрах высшей квалификации и другим аспектам государственного регулирования в сфере науки и технологий.

Проект «Проведение исследований состояния сферы науки и технологий, направлений и инструментов ее государственного регулирования; разработка информационно-аналитических материалов по итогам проведенных исследований»

На первом этапе реализации проекта специалисты НИУ ВШЭ сконцентрировали внимание на анализе основных тенденций развития сферы науки и технологий в России и особенностей ее государственного регулирования. Было показано, что целесообразность и актуальность подготовки регулярных национальных докладов о развитии этой сферы подтверждается обширным и многолетним международным опытом, практиками большинства развитых стран мира. Внедрение в исследовательскую и управленческую практику формата национальных докладов позволяет проводить независимый и объективный анализ, оценивать «статус кво» сферы, обобщать и презентовать рекомендации, разработанные и аккумулированные командами национальных и международных экспертов.

В процессе проведения исследований была разработана Концепция аналитического доклада о развитии сферы науки и технологий, базирующаяся на результатах анализа и обобщения обширного международного опыта, оценки возможностей его адаптации в России; проведен подробный анализ ее состояния и динамики в разных разрезах и с привлечением последних по времени статистических и других эмпирических данных, результатов регулярных мониторинговых исследований, проводимых в НИУ ВШЭ. Был дан обзор ключевых (действующих) инструментов государственного регулирования (финансовых, институциональных, сетевых и др.) и оценена эффективность их использования.

Были подготовлены аналитические записки по результатам исследований («Международный опыт подготовки национальных докладов в сфере науки и технологий»; «Позиции России в глобальном научном пространстве (на основе анализа библиометрической информации)»; «Финансирование исследований и разработок в России: динамические и структурные показатели») и проект предварительного доклада «Российская наука в цифрах и фактах».

В следующем году проект будет продолжен.

Проект «Разработка предложений по совершенствованию системы статистического учета в области научных исследований и разработок»

Эксперты НИУ ВШЭ провели полное инвентаризационное обследование организаций сектора исследований и разработок. На заключительном этапе проекта сформированы итоги обследования, проведен анализ полученных результатов и подготовлен аналитический доклад о современном состоянии и тенденциях развития сферы российской науки.

В ходе проекта сформирован актуализированный Единый реестр организаций сектора исследований и разработок, содержащий наиболее полный перечень организаций, осуществляющих научную деятельность в Российской Федерации, а также идентификационные данные по каждой из них.

Специалисты НИУ ВШЭ провели пробное обследование малых и микропредприятий научно-технической сферы. По итогам обследования подготовлена аналитическая записка, содержащая оценку кадровых и финансовых ресурсов малых и микропредприятий научно-технической сферы, а также основные результаты их деятельности.

Проект «Формирование научно-методической, нормативно-правовой и информационно-аналитической базы прогнозирования научно-технологического развития в рамках системы стратегического планирования в Российской Федерации»

Эксперты НИУ ВШЭ осуществили в 2015—2016 годах комплекс работ по научно-технологическому прогнозированию, который включал формирование научно-методической и нормативной правовой базы для развития стратегического планирования, разработку прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, подготовку материалов для Межведомственной комиссии по технологическому прогнозированию, а также проведение экспертно-аналитических мероприятий в интересах развития системы технологического прогнозирования и стратегического планирования.

Были подготовлены и согласованы с 13 министерствами и ведомствами «Правила разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации», финальная версия утверждена постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 699. В их развитие созданы «Методические рекомендации по подготовке исходных данных для разработки и корректировки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, а также по формированию его сценарных условий», которые утверждены приказом Минобрнауки России от 13 ноября 2015 г. № 1335.

Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, одобренный в 3 января 2014 г. Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым, был актуализирован в соответствии с требованиями Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Для подготовки новой версии Прогноза были сформированы сценарные условия научно-технологического развития, учитывающие макроэкономические, структурные и институциональные факторы научно-технологического развития и взаимоувязанные с прогнозом социально-экономического развития и Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации.

С участием широкого экспертного сообщества были актуализированы перечни глобальных трендов, национальных вызовов и окон возможностей, а также перспективных рынков, продуктов и технологий.

Обновленная версия Прогноза включает дополнительные разделы по оценке достигнутого уровня и возможностей научно-технологического развития Российской Федерации и оценке первоочередных потребностей, а также рекомендации по научно-технологической политике.

Специалисты НИУ ВШЭ подготовили более 30 информационно-аналитических справок и документов по вопросам функционирования системы научно-технологического прогнозирования и стратегического планирования.

В целях валидации методологии разработки Прогноза и полученных результатов были проведены экспертные мероприятия с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, вузов, компаний с государственным участием, иностранных экспертов из форсайт-центров ведущих вузов и международных организаций.

По итогам исследования планируется публикация расширенного доклада по Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации и доклада по глобальным трендам.

Проект «Разработка методологии интегрированной системы оценки потребности в научных кадрах высшей квалификации»

Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали подходы к созданию системы, способной оперативно реагировать на потребности организаций в специалистах, отвечающих современным требованиям к профессиональным компетенциям, имеющих нужную специализацию. Российская система подготовки высококвалифицированных кадров нуждается в информации о том, на каких направлениях подготовки нужно активизировать деятельность и увеличить выпуск специалистов, а какие направления устарели и подлежат сокращению, поскольку специалисты данного профиля не будут в будущем востребованы экономикой.

Новизна проекта состоит в разработке подходов к решению ключевых задач, связанных с созданием современной системы сбора информации о текущих и перспективных потребностях организаций в научных кадрах высшей квалификации с учетом Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года. Такая система, в частности, позволит более гибко и в соответствии с потребностями экономики планировать деятельность аспирантуры. При этом будут решены задачи сбора не только количественных, но и качественных параметров спроса на специалистов, обладающих определенным набором компетенций, которые потребуются для ответа на вызовы, стоящие перед российской экономикой.

В ходе реализации первого этапа исследования была подготовлена информационно-статистическая база и разработан проект методологии и инструментария, сформирован алгоритм апробации интегрированной системы оценки потребности в научных кадрах высшей квалификации. Для апробации методологии было проведено выборочное обследование на двух пилотных секторах: 1 — биотехнологии; 2 — робототехника. Для получения оценки качественных параметров дефицита кадров и дефицита компетенций проведен опрос руководителей организаций из числа ведущих университетов и научных организаций, а также интервью с экспертами в области биотехнологий и робототехники; рассмотрены варианты возможных решений с учетом прогнозных оценок потребности в специалистах.

Проект «Разработка предложений по созданию в России системы оценки научно-технической политики и ее интеграции в практику государственного управления»

На первом этапе работ по проекту в 2016 году эксперты НИУ ВШЭ получили важные результаты, которые лягут в основу последующих работ:

Проведен анализ и систематизирован зарубежный опыт оценки научно-технической политики (в рамках деятельности международных организаций, включая ОЭСР и Европейскую Комиссию; национальных ведомств и агентств). По результатам анализа разработаны рекомендации по учету зарубежного опыта оценки научно-технической политики при создании национальной системы оценки научно-технической политики. В состав рекомендаций включены такие особенности оценки этой сферы в зарубежных странах, как: использование устоявшегося понятийного аппарата; проведение оценки на различных этапах реализации программ; фокусировка на разных направлениях оценки политики в зависимости от этапа; использование количественных и качественных методов и др.

Сформулированы цель, направления и другие параметры оценки научно-технической политики России в качестве механизма обратной связи. С учетом данных условий и рекомендаций, составленных по результатам анализа зарубежного опыта, разработан проект концепции оценки государственной научно-технической политики.

Одним из результатов исследования первого этапа стала систематизация мер государственной поддержки науки и технологий в разрезе федерального и регионального уровней, субъектов (операторов) научно-технической политики, а также круга потенциальных бенефициаров и иных характеристик мер поддержки. На этой основе составлена «карта» мер государственной поддержки науки и технологий, содержащая их цели, особенности реализации (направления, сроки, плановый объем финансирования, сведения об операторах и мониторах, основных нормативных правовых актах), а также такие параметры, как тип инструмента поддержки (прямое финансирование, налоговые льготы и др.) и направления воздействия. Всего в «карту» включено порядка шестидесяти ключевых федеральных мер, а также ряд важных механизмов содействия развитию науки и технологий на региональном уровне.

Наконец, в рамках первого этапа разработаны и апробированы программа и инструментарий пилотной оценки отдельных мер научно-технической политики России, базирующиеся на результатах анализа международного опыта оценки и учитывающие специфичные российские условия. Инструментарий пилотной оценки отдельных мер научно-технической политики предполагает возможность проведения оценки на различных этапах реализации мер (предварительная, промежуточная, итоговая) и учитывает такие направления, как: предпосылки и условия реализации мер; ресурсы (включая их доступность, достаточность и масштаб); результаты (спрос на меры политики, результативность, эффективность, др.); эффекты, включая долгосрочные.

Проект «Анализ эффективности расходования средств бюджетного и внебюджетного финансирования на научно-исследовательские и опытно-конструкторские/технологические работы (НИОКТР) гражданского назначения, предусмотренных в государственных и федеральных целевых программах Российской Федерации»

В рамках проекта проанализирован и систематизирован европейский, американский и азиатский опыт по измерению, учету и анализу эффективности бюджетных и внебюджетных расходов на НИОКТР гражданского назначения. Кроме того, отдельное внимание было уделено сравнительному анализу отечественных методов и практик оценки эффективности реализации федеральных целевых программ в частности. Было выявлено, что в отличие от зарубежного опыта в российской практике оценка эффективности средств на НИОКТР по специально разработанной методике не проводится. Она осуществляется в рамках оценки эффективности программ РФ на основе мониторинга динамики показателей результатов и финансирования за отчетный период к предыдущему, анализа достижения плановых значений и выполнения сроков реализации контрольных событий.

С учетом зарубежного опыта и российской практики была разработана Методика анализа эффективности расходования бюджетных ассигнований федерального бюджета и средств внебюджетных источников на НИОКТР гражданского назначения, предусмотренных в государственных программах РФ, которая прошла апробацию на примере крупнейших отраслевых программ. Данная Методика учитывает: долгосрочный период анализа; группы показателей, характеризующих результаты НИОКТР и эффекты от их реализации; принцип оценки результативности НИОКТР на базе сопоставления плановой и фактической скорости достижения целевых показателей; соблюдение принципа 50%-го внебюджетного софинансирования прикладных исследований; качество планирования показателей, характеризующих НИОКТР.

В соответствии с задачами проекта был проведен анализ эффективности расходования средств на НИОКТР на основе разработанной Методики. Для этого были отобраны крупные государственные программы научно-технической направленности, содержащие более 95% финансирования расходов на НИОКТР гражданского назначения.

По результатам анализа программ был подготовлен и направлен в Минобрнауки России доклад, содержащий рекомендации по повышению эффективности расходования средств на НИОКТР, увеличению их результативности, и оценки соотношения бюджетных и внебюджетных инвестиций на НИОКТР.

Еще одним важным результатом исследования является разработка методики определения уровней готовности технологий и соотношения вкладываемых бюджетных и внебюджетных средств.

Проект «Анализ передовых направлений исследований Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в области науки, технологий и инноваций и развитие системы информационно-аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной политики »

Информационно-координационный центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития реализовал рабочую программу сотрудничества Минобрнауки России с ОЭСР в области науки, технологий и инноваций за второе полугодие 2016 г.

Эксперты центра проанализировали лучший опыт стран-членов и стран-партнеров ОЭСР по передовым направлениям работы ОЭСР в области науки, технологий и инноваций за второе полугодие 2016 г. и подготовили информационно-аналитические материалы по результатам анализа. Также разработали рекомендации по включению России в новые проекты ОЭСР и собрали данные и показатели по Российской Федерации для включения в межстрановые исследования, базы данных и публикации ОЭСР.

Кроме того, Центр подготовил ряд проектов нормативных правовых актов с целью гармонизации национального законодательства в сфере науки, технологий и инноваций с подходами, «правовыми инструментами» и стратегическими документами ОЭСР (в частности, Инновационной стратегией ОЭСР и Стратегией «зеленого» роста ОЭСР).

В рамках обучающего семинара «Практические аспекты взаимодействия с ОЭСР» и круглого стола «Использование стандартов ОЭСР при заключении преференциальных торговых соглашений», организованных под эгидой Минэкономразвития России 2-3 июля 2016 года и 22 июля 2016 года соответственно, эксперты НИУ ВШЭ представили вниманию высших должностных лиц и руководителей федеральных органов исполнительной власти информацию о ходе диалога России с ОЭСР, продолжающегося несмотря на формальную приостановку переговорного процесса о присоединении России к данной организации, а также поделились опытом в укреплении позиции России на международных рынках с помощью преференциальных торговых соглашений.

Итоги выполненной работы по изучению направлений деятельности ОЭСР в области научно-технической и инновационной политики отражены в информационно-аналитических материалах, доступных на интернет-ресурсе центра.

Проект «Развитие исследовательской и аналитической инфраструктуры научно-технологического прогнозирования с привлечением сети отраслевых центров научно-технологического прогнозирования на базе ведущих организаций сектора исследований и разработок»

На третьем этапе проекта разработана концепция развития сети отраслевых центров прогнозирования (ОЦП) и даны рекомендации по развитию сети ОЦП на период до 2020 года; сформированы рекомендации по определению и корректировке научно-технологических приоритетов исследований и разработок в РФ.

На данном этапе был сформирован комплект материалов комплексной подготовки участников сети ОЦП, проведено обучение 43 представителей ОЦП (вузов, научных организаций, компаний) и осуществлена серия координационных мероприятий, нацеленная на вовлечение представителей ОЦП в процесс формирования экспертно-аналитической инфраструктуры поддержки системы технологического прогнозирования.

Проект «Выявление долгосрочных глобальных вызовов и трендов, определяющих перспективы развития науки и технологий в странах БРИКС»

Целью проекта является определение системы общих приоритетов научно-технологического развития стран БРИКС. Для ее достижения разрабатывается оригинальная методика определения приоритетов для группы стран, апробируемая на примере БРИКС. Ее новизна заключается в том, что при формировании общих научно-технологических приоритетов наряду с долгосрочными глобальными вызовами учитываются национальные стратегические документы стран БРИКС; их международные обязательства; а также научно-технологический потенциал стран, оцениваемый с помощью библиометрического и патентного анализа.

На первом этапе работы были проанализированы методические подходы к формированию приоритетов в странах БРИКС, дано описание национальных приоритетов и международного сотрудничества для этих стран, выделены научно-технологические приоритеты, общие для стран БРИКС.

Основные результаты проекта будут представлены в аналитическом докладе «Приоритеты научно-технического сотрудничества России со странами БРИКС».

Проект «Разработка и практическая апробация системы комплексного мониторинга направлений развития науки и технологий гражданского характера»

На третьем заключительном этапе реализации проекта по итогам апробации комплексной системы мониторинга были подготовлены подробные информационно-аналитические материалы, характеризующие развитие приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. На базе этих данных был подготовлен проект аналитического доклада за 2015 год, содержащий оценку тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом, сравнительный анализ реализации приоритетных направлений, в том числе по внутренним затратам на исследования и разработки, публикационной и патентной активности, описание всех критических технологий гражданского характера.

Также была доработана комплексная система мониторинга, которая включает в себя несколько блоков: сбор информационно-аналитических материалов от ФОИВ и других организаций, проведение статистических обследований, экспертные исследований, анализ различных баз данных.

Проект «Анализ существующих инструментов и механизмов поддержки прикладных исследований в Российской Федерации, выработка предложений по стимулированию частных инвестиций в разработку и внедрение отечественных технологий»

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по заказу Минобрнауки России выполнил в 2016 году комплекс работ в рамках проекта «Анализ существующих инструментов и механизмов поддержки прикладных исследований в Российской Федерации, выработка предложений по стимулированию частных инвестиций в разработку и внедрение отечественных технологий»

В ходе первого этапа работ проведены анализ, систематизация и оценка востребованности и эффективности инструментов и механизмов поддержки прикладных научных исследований в разрезе федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, фондов и иных операторов указанной поддержки в 2010-2015гг. Выявлены, проанализированы и систематизированы сведения о поддержке в статистике бюджета, налогов, науки и иных информационных ресурсах, включая государственные информационные системы. Произведен анализ предложений федеральных органов власти и Российской академии наук по стимулированию инвестиций российских организаций в разработку и внедрение отечественных технологий и оценка целесообразности их реализации. На основании полученных результатов подготовлен Перечень предложений по стимулированию инвестиций российских компаний и организаций в разработку и внедрение отечественных технологий и предложения по уточнению существующих льгот, инструментов и механизмов поддержки прикладных научных исследований в Российской Федерации.

В рамках данного проекта в 2017 году подготовленные предложения будут верифицированы и разработаны рекомендации по их реализации с учетом результатов выборочного обследования организаций, выполняющих прикладные научные исследования и внедряющих их результаты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *