Фрязино фрязево фряново что общего
Фрязино фрязево фряново что общего
Типичная Ярославка запись закреплена
Что между ними общего
Немногие знают, что эти топонимы связаны с итальянцами. Вот, что пишут в Википедии: фрязин, фряг (искаженное «франк») — старорусское название выходцев из Южной Европы романского происхождения, обычно итальянцев. Бытует мнение, что названия подмосковных Фряново, Фрязино, Фрязево произошли от строителей Московского Кремля «итальянцев-фрязинов», которые «поселяясь в Москве в качестве мастеров или служилых людей, приобретали, как тогда полагалось, небольшие подмосковные владения, чтобы завести хозяйство», или «за службу были жалованы селами и поместьями. Изумительные храмы Московского Кремля возведены Аристотелем Фиораванти (Успенский собор, 1475-1479) и Алевизом Фрязином Новым (Архангельский собор, 1505-1508). Грановитую палату Кремля в 1489-1491 гг. построили Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари.
А теперь разберемся в различиях
Фря́ново — поселок городского типа в Щелковском районе Московской области. Расположен на реке Ширенке при впадении в нее реки Киленки, в конце трассы Р110 (Щелково — Фряново), в 39 км от райцентра. Крупнейший населенный пункт муниципального образования. Население — 11 254 чел. (2016).
Первые письменные упоминания о Фрянове в писцовых книгах относятся к 16 веку (1584—1586 гг.). Селение получило известность после основания в 1736 году Фряновской шелкопрядильной фабрики армянином Игнатием Шериманом. Фабрика существовала до начала XXI века, являясь градообразующим предприятием поселка.
В селе находится памятник усадебной архитектуры имение Лазаревых, владельцев фабрики с 1869 по 1917 годы. В округе прекрасный сосновый лес, много мест для пикника, река Ширенка.
Фрязино — город (с 1951) в Московской области. Население — 53,2 тыс. чел. (2010). Расположен в пределах Мещерской низменности, на реке Любосеевке, впадающей в реку Воря (бассейн Клязьмы), в 20 км к северо-востоку от Москвы на Фряновском шоссе.
На месте нынешнего города были деревни Фрязиновка и Чижово и село Гребнево. В последнем при князе Трубецком зародилось предпринимательство: были основаны шелкоткацкие фабрики. Именно это повлияло на стремительное развитие города. Их ликвидировали в 1929 г. В 1933 г. появился завод «Радиолампа», благодаря которому Фрязино стало центром радиоэлектронной промышленности. В 1943 г. здесь открылся НИИ с опытным заводом. Позже построен филиал института радиоэлектроники АН СССР.
Ключевая достопримечательность города Фрязино – усадьба Гребнево. Комплекс занимает большую территорию. Раньше в его составе были главный дворец, 2 флигеля, 2 церкви, каменный храм – единственный, у которого на куполе архангел держит крест, шикарные парадные ворота, хозяйственные постройки, декоративные элементы, парк и яблоневые сады. Окна дворца выходят на живописный водоем.
Фрязево — поселок в Ногинском районе Московской области. Расположен на юго-востоке Ногинского района. Рядом с поселком протекает река Вохонка.
В середине XIX века эти земли принадлежали статскому советнику Анне Ивановне Шевич. Во Фрязево (первоначальное название деревни Фрязино) располагались фарфоровый и фаянсовый заводы купцов Бармина и Гусина. В 1879 году на железнодорожной магистрали Москва — Нижний Новгород близ деревни построили станцию Степаново (53 км от Курского вокзала Москвы), позже переименованную в Богородск. С 1904 по 1911 год станция носила название «Гжель», а затем получила имя ближайшего села — Фрязево.
Во Фрязево находятся завод ООО «Стройполимерпрогресс», завод по ремонту военно-технического имущества Министерства обороны Российской Федерации, железнодорожная станция Фрязево,
племенной завод ПСХ «Фрязево». Рядом с поселком расположено Садовое товарищество «Фрязево».
Примерно в километре от станции Фрязево в селе Иванисово стоит церковь иконы Казанской Божьей Матери с приделами Пророка Илии и Михаила Архангела. Храм построен в 1825 – 1838 годах в стиле ампир по заказу генерала Синягина и окончен на средства генерала Иловайского. Росписи 1857 года неоднократно подновлялись. Церковь отреставрирована, и является действующей.
Будьте, пожалуйста, внимательны!
Из-за схожести произношения и смысловой составляющей при отправке из Москвы важно не перепутать названия населенных пунктов: при
посадке в электричку «Москва—Фрязево» не перепутайте Фрязево с Фрязино (это совершенно другое направление) — иначе рискуете потерять на возвращение в Щелково минимум 1 час.
«Кто они были, «фрязи»?»: шаги к разрешению топонимической загадки
Многие из читателей слышали про подмосковные г. Фрязино, посёлки Фряново и Фрязево. Путешественники путают их постоянно. Немногие «особо любопытные» знают, что эти топонимы «как-то связаны с итальянцами», как ответили и знатоки программы «Что? Где? Когда?» в 1993 году [см.]. «Заинтересованные лица» дадут ссылку на Вики, а «въедливые краеведы» не преминут указать, что эти топонимы восходят к архитекторам-строителям Московского Кремля конца XV – I половины XVI веков. Однако, при более пристальном внимании к проблеме, всё оказывается сначала «не совсем так», а затем почти «совсем не так», как мы привыкли думать.
Названия большинства населённых пунктов Подмосковья восходят к фамилиям-прозвищам их былых поместных и/или вотчинных владельцев. Не составляют исключения и город-наукоград Фрязино, упоминавшийся в 1584–1586 годах как деревня «Фрязинова, а Самсоново тоже на речке Любосевке» Бохова стана Замосковной волости [1], и посёлок Фряново, впервые упоминавшийся как пустошь «Фрязиново» около 1573/74 года [2] ставшая деревней «Фрязиново, а Фрянево тож» Шеренского стана той же волости к 1585/86 году [3]. В былые времена в Подмосковье упоминалось сельцо Фрянево стана Радонеж, ближе к Троицкому монастырю и утраченное ныне сельцо Фряново, Старково тож (Старые Старки) в XVIII веке упоминавшееся у д. Ботово (Ногинского р-на). И поныне существуют посёлок Фрязево (Ногинского р-на), деревни Фрязино (Раменского р-на) у истока р. Дорка и деревни Фрязино на Клязьме (Судогодского р-на Владимирской обл.).
Нередко можно встретить мнение, что названия подмосковных Фряново, Фрязино, Фрязево произошли от строителей Московского Кремля «итальянцев-фрязинов», которые «поселяясь в Москве в качестве мастеров или служилых людей, приобретали, как тогда полагалось, небольшие подмосковные владения, чтобы завести хозяйство» [4], или «за службу были жалованы сёлами и поместьями» [5].
Действительно, в произведениях древнерусской литературы, Новгородской первой летописи и Хождении игумена Даниила «фрязями» назывались выходцы из Южной Европы романского происхождения в отличие от «немцев» — выходцев из Западной Европы [6]. Однако отождествлять «фрязей» с «итальянцами» не вполне корректно. На протяжении своей долгой истории Италия была раздробленной феодальной страной, объединившейся лишь в конце XIX века. До наших дней сохраняется деление на исторические провинции, а сами жители Италии на вопрос о своей национальности, скорее укажут на принадлежность той или иной этнической группе или на определённую местность, где жили их предки. Если говорить об упоминаниях «фрязей» в русских источниках XIV–XV веков, то к ним относились и жители генуэзских колоний в Крыму – Каффе (Феодосии) и Суроже (Солдайя, Судак) и др.
Оборонительные стены Каффы. Фото автора, 2012 г.
Оборонительные стены Солдайи. Фото автора, 2012 г.
Известно, что давние политические связи Москвы со странами Южной Европы воплотились в бракосочетании великого князя московского Ивана III Васильевича (1440-1505) с Софией Палеолог из династии императоров Византии, которое состоялось в 1472 году. Этот брак состоялся при посредничестве служившего московскому государю монетного мастера Ивана Фрязина (Gian-Battista della Volpe).
Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог. Худ.: В.В. Муйжель. До. 1924 г.
В составе свиты невесты в Россию прибыл племянник Ивана Фрязина, архитектор Антон Фрязин (Antonio Gislardi), в 1485 г. строивший Тайницкую, а в 1488 г. – Водовзводную (Свиблову) башни Московского Кремля. В 1485-1495 годах в Москве работал архитектор Марк Фрязин (Marco Ruffo), который вместе с Петром Фрязином (Pietro Antonio Solari ), прибывшим в Москву в 1490 году, возводил в Кремле Грановитую палату. В 1494–1511 годах Нижегородский Кремль строил архитектор Пётр Френчужко Фрязин. В 1494–1519 годах в Московском Кремле работал Алевиз Фрязин Старый (Aloisio da Milano), в 1505–1516 гг. – Алевиз Фрязин Новый, а в 1508 году Бон Фрязин трудился над возведением колокольни Ивана Великого. Стоит упомянуть и Петра Малого Фрязина, строившего в 1532-1536 годах. Однако, из истории русского права XV-XVII веков известно, что иностранные подданные не имели права на владение землёй в Московском государстве.
Приезд Софьи Палеолог в Москву. Лицевой летописный свод (Шумиловский том). Миниатюра XVI в.
Как во времена Ивана III так и Алексея Михайловича иностранные мастера-ремесленники, архитекторы и «люди свободных профессий» получали право на въезд лишь в том случае, если они приезжали на службу государю, и также были обязаны вернуться восвояси после окончания контракта. Вольных мастеров-иностранцев, имевших бы частную практику в России XV-XVI веков, не могло существовать по действовавшим тогда законам. Состоя на государевой службе, иностранцы именовались «кормовыми иноземцами», поскольку в отличие от сословия русских «служилых людей» получали за службу государево денежное жалованье – «корм», а не земельные наделы с крестьянами («поместья») [7].
В Москве иностранцы имели право проживать лишь на территории специальных мест – «иноземных слобод» [8] или «гостиных дворов», находясь под контролем городского начальства. Их общение с местными жителями было строго ограничено. Естественно не могло идти и речи и о покупке иностранцем земли как таковой в личную собственность («вотчину»), а тем более за пределами Москвы [19]. Впрочем, и сами иностранные мастера не горели особым желанием обзаводиться здесь собственным хозяйством. Приехавший в 1475 году архитектор Аристотель Фиораванти в 1483 году пытался раньше срока покинуть Московию, после чего, по распоряжению великого князя, был пойман, «ограблен» и посажен под караул [9], а приглашённый на 3–4 года и прослуживший 11 лет Пётр Фрязин в 1539 году бежал и был пойман [10].
В Судакской крепости. Фото 2012.
Широкое фряжское влияние на архитектуру, культуру и быт Московского государства II пол. XV – I пол. XVI веков, отразившееся, в частности, во «фряжском письме» – «натуралистичных» приёмах в иконописи, «фряжских листах» – гравированных картинах, «фряжском серебре» [30] и распространении «фряжских вин», хранившихся во «фряжских погребах», нельзя недооценивать. Однако, происхождение названия деревень Фрязиново, Фряново и пр. к строителям Кремля отношения, по всей видимости, не имеет.
В Судакской крепости. Фото 2012.
Первые торговые контакты Руси с «фрязями», проживавшими на территориях возникших в XII веке генуэзских и венецианских колоний Северного Причерноморья относятся ещё к домонгольскому времени. Путь в Константинополь лежал через крупный фряжский город Солдайя, на русский лад называвшийся Сурожем (ныне г. Судак). По археологическим данным русский квартал города сформировался уже в XI веке [11].
В Судакской крепости. Фото 2012.
В Судакской крепости. Фото 2012.
К 1288 году относится первое летописное упоминание купцов – «гостей-сурожан» [12]. Впервые в Москве сурожане упоминаются под 1356 годом [13]. Известный русский историк Иван Егорович Забелин (1820–1909) (в 1902-1905 гг.) считал, что сурожане были представителями «итальянских торговцев» [14]. Доктор исторических наук и академик Михаил Николаевич Тихомиров (1893–1965) предполагал (в 1957 г.), что «гостями-сурожанами» назывались русские купцы, торговавшие с фряжскими факториями черноморского побережья, добавляя, впрочем: «Связи Москвы с итальянскими колониями в Крыму были постоянными и само собою разумеющимися. Поэтому фряги, или фрязины, не являлись в Москве новыми людьми. Историки, впрочем, до сих пор не отметили ту любопытную черту, что московские торговые круги в основном были связаны не вообще с итальянскими купцами, а именно с генуэзцами» [15]. Современный исследователь торгового мира средневековой Руси кандидат исторических наук Валерий Борисович Перхавко, соглашаясь с генуэзским происхождением гостей-сурожан, связывает переход отдельных представителей генуэзских купеческих династий на русскую службу в XIV–XV веках (Саларёвых, Ховриных, Шиховых и др.) с формированием в конце XIV века в Москве известной торговой корпорации «гостей», ведавшей торгово-политическими связями Руси с фряжскими поселениями черноморского побережья [16].
Гости. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». Худ.: И.Я. Билибин, 1905 г.
Действительно, иностранцы, перешедшие в русское подданство, принявшие православную веру, поступившие на службу великому князю [20] и вступившие в привилегированное торговое сословие гостей», получали ряд льгот, среди которых, как подчёркивал известный русский историк Николай Иванович Костомаров (1817–1885), выделялось исключительное право покупать вотчины, владеть землёй и людьми, которым не обладали прочие, немногочисленные торговые сословия (гости имели отличие от «гостиной сотни», от «товарищей из торговых людей гостиной сотни» и, конечно, представителей «суконной сотни») [17].
О богатстве и знатности обрусевших выходцев из генуэзских колоний напоминает название Сурожского стана Замосковной половины Московского уезда, располагавшегося к северо-западу от Москвы, впервые упоминавшегося в Духовной грамоте Ивана Калиты и существовавшего вплоть до областной реформы начала XVIII века [18].
Об именитых родах выходцев из фряжских колоний в Подмосковье напоминают и названия известных с XV века сёл Солослово, Саларьево (Саларёво) и Тропарево, (все к западу и юго-западу от Столицы) принадлежавших гостям-сурожанам Салёревым и Тропарёвым, названия посёлка Софрино (Пушкинский р-н) и сёл Ховрино и Головино (на севере Москвы), которыми владели сурожане Сафарины-Ховрины [21]. Именно к этому списку стоит отнести и название посёлка Фряново [22].
Сурожский стан. Из: Веселовский С.Б., Перцов В.Н. Исторические карты Подмосковья. История сел и деревень Подмосковья XIV-XX в. Вып. 4. М., 1993.
Переход фрязей-сурожан на службу великим князьям историки относят ко второй половине и концу XIV века. К примеру, к тому времени относится упоминание о выезде основателя рода Ховриных-Головиных Стефана Васильевича [23]. Однако древние пергаменты сохранили указание на переход выходцев из фряжских земель на службу Москве ещё во времена Ивана Калиты (1288–1340) в I половине XIV века.
Правом сбора государственных пошлин с определённых областей государства могли располагать лишь наиболее высокопоставленные представители «гостей-сурожан», в число которых, по всей видимости, и входили Матфей и Андрей Фрязины, пользовавшиеся этим правом, согласно документу, на протяжении целых трёх десятилетий.
Этнографическое или географическое происхождение, обычно указывавшееся в древнерусских текстах после имени (напр. Феофан Гречин, Пахомий Серб, Лука Смолянин и др.) [26], в данном случае выступало в качестве родового прозвища – фамилии. Возможно, именно это родовое прозвище дошло до нашего времени в названии посёлка Фряново на речке Ширенке, Фрязина на Любосеевке, Фрязина на Клязьме, Фрязева на Вохонке.
Знатные гости-сурожане сохранили своё высокое положение и после падения Константинополя в 1453 г. и захвата войском султана Мехмеда II генуэзских колоний в 1475 году. В конце XV века, в ходе борьбы с оппозицией, Иван III переселил семьи наиболее влиятельных торговых людей из Подмосковья в окрестности покорённого в 1478 г. Великого Новгорода, Пскова и Вологды [27], а крупные части освободившегося земельного фонда в пределах Замосковной волости передал сведенцам из Новгорода, среди которых числился и новгородский воевода Василий Васильевич Гребенка Шуйский (ум. ок. 1480), перешедший на московскую службу и давший своё имя славному своими руинами подмосковному селу Гребнево (Бохов стан).
В число вынужденных переселенцев вошли и представители рода Фрязинов. Так под Вологдой появились деревни с названием Фрязиново-Фрязино [28]. После разгрома Новгорода Иваном IV Грозным привилегии «гостей» были отменены, а в 1666 году последовал и запрет на приобретение ими вотчин без особых подписных челобитных [29].
Вологда. Вид район Фрязинова и на ц. Апостола Андрея Первозванного во Фрязинове на берегу реки Вологды. Фото автора, давний 2009 год.
Так закончилась земная слава былых волостителей земного мира, сурожан и фрязей и забытых всеми Фрязинов. Ни мало не скопив, удалились они далёко, туда, откуда и просвету не видать, наравне с простыми душами, которыми владели, и от которых отличались лишь своим удачным происхождением.
Автор: А.Ю. Послыхалин, 2013. trojza.blogspot.com.
P/S. Работа над этим постом длилась с 2009 года, то есть, если посчитать, четыре года, и была сопряжена с экспедициями в Вологду, Судак и Феодосию, а также Керчь и Стамбул. Статья написалась за два дня. Собранный материал об экспедициях москвитян на Печору в 1327/28, 1333 и 1337 годов будет выложен, как найду в себе смелость его довести до читаемого варианта.
Прим. и лит.
1. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 214-215.
2. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 12.
3. См.: Писцовые книги Московского государства XVI века. Отд. I. –СПб. 1872, с. 258..
4. Подмосковье. Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. –М., 1955, с. 387; см. также: Веселовский С.Б. Московское государство: XV-XVII вв. Из научного наследия. –М., 2008, с. 65.
5. Чехерева Г.А. Наукоград Фрязино. –Щёлково, 2006, с. 5..
6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. IV. М., 1987, с 208. См.:
3.1 Любосеевка, Фрязино, Гребнево
Уже упоминалось, что если прочитать и понять «ль» как притяжательный суффикс, как например от имени Ярослав получается Ярослав-ль, то исходным именем для названия нашей речки будет имя Любосив.
Следует заметить, что маленькие речки имели очень неустановившиеся названия. Местные жители часто изменяли их. Посмотрим, как менялось название Любосеевки.
Другие «прозвища» не так очевидны. Важль. Варвель. Вазаль. Весель. Вогль. Вожатель. Гарель. Дябель. Ерополь (Ярое Поле?). Жерль. Журавль. Избыль. Илемель. Кастыль. Кинель. Контель. Кремль.
Одно название близко к «Любосеевка», это «Радсеевка». Сеять любовь, сеять радость.
На Москву особенно часто стали приглашать фрязинов в начале XV века при Иване III. Архитекторы-фрязины (или фряги) строили Кремль. Поэтому Кремль смотрелся приезжими именно как итальянская крепость. Множество архитекторов, пушкарей, других специалистов имеют (посмотрите русскую историю) добавление к своему имени слова Фрязин.
Название это не одиноко: в Вологде один из кварталов носит название Фрязино или Фрязиново. Есть деревня Фрязино близ Гжели. Есть деревня Фрязино на речке Клязьме близ Владимира. Есть Фряново в нашем же районе. Есть Фрязево по железной дороге на Нижний Новгород. Поезда с Ярославского вокзала идут и на наше Фрязино, и на Фрязево. Многие путают.
Фряги генуезцы построили в Крыму крепость Сурож (Судак, Сугдайя) и крепость Кафу (Феодосию). Селились фрязины и в устье Дона, там был город фряжский Тана (Азов). Фрязины даже строили свои дворы в самом Московском Кремле. Они были очень авторитетны. Так, Дмитрий Донской пригласил купцов-сурожан быть свидетелями Куликовской битвы, так как их хорошо знали в Европе, и слово сурожанина было веским. Среди приглашенных был Васка Капца. Не он ли основатель купеческой династии Капцовых, выстроивших во Фрязине фабрику?
В Никоновской летописи перечислены десять купцов-сурожан, в том числе Васка Капца или Капица, «ведомые в Ордах и во Фрязех: Василей Капица, Сидор Елферев, Костянтин Волк, Кузма Коверя, Семион Онтонов, Михайло Саларев, Тимофей Весяков, Дмитрей Черной, Дементей Саларев, Иван Ших».
А зачем пригласил Дмитрий Донской сурожан смотреть на битву? «Видения ради: аще Бог случит, имут поведати в дальних странах, а другая вещь: аще что прилучится, да сии сотворяют по обычаю их». Звучат слова летописи немного загадочно.
Прозвание «Саларевы» явно итальянского происхождения, от «Салари». Это уж точно фряги-фрязины. «Многие из сурожских гостей навсегда остались на Руси, стали уважаемыми людьми, приобрели имения в Подмосковьи и оставили по себе память в названиях сел, ставших их собственностью: Саларево, Солослово, Софрино, Тропарево, Ховрино и др.» ([91],стр.140).
Уже существовавшее название «Гребнево» могло подвигнуть очередного владельца села Гребнево Бибикова, когда он собрался строить летний храм, посвятить его Гребневской иконе Богоматери и заказать для храма копию знаменитого образа.
Но ответа на вопрос, откуда произошло наше «Гребнево» мы так и не получим.
Древние, конечно, не только названия, но и камни на могилах. Так, краевед и архивист И.Ф.Токмаков [98] обнаружил на старом гребневском кладбище старинные каменные памятники. «На общем кладбище видны вросшие в землю надгробные плиты XVI и XVII столетий, на одной весьма ясно видна фамилия Плещеевых». Вряд ли эти камни сейчас сохранились.
Обидно
Во всех новостях сегодня пишут про одного китайского болельщика, который перепутал Волгоград с Вологдой.
А про тысячи россиян ежегодно путающих электрички до Фрязево и Фрязино, уходящие с Ярославского вокзала, никто и никогда так массово не писал.
Тоже путаю эти два направления)
По Фряновскому шоссе)
Фочему ты так решил?
Да, если Фряново с Фрязино перепутаешь – не беда, сожнее, ежели одно из них – с Фрязево
Надо назвать электричку «до Свидетеля».
Может не будут путать.
А есть еще СоФРино, с того же вокзала. Я в первый раз там от души накатался. Ехал в тарасовку, в голове только это ФР отложилось, сел на Фрязинскую. Проезжаю Мытищи, понимаю что свернули не туда. Попенял себя за тупость, вышел в Подлипках, вернулся на Ярик (первый раз в Москве один, че с меня взять?). Сел на Фрязевскую, проехал Мытищи, понял что не туда. Вышел в Подлипках, вернулся на Ярик. Стою, охреневаю, и тут вижу это чертово Софрино.
Почти))) Подруга там училась, я к ней приехал.
Софрино перепутать трудно;)Вместо Фрязево сам приезжал во Фрязино.И на Ярик возвращаться не много странно,достаточно в Мытищи вернуться.Не слабо ты катанул,ибо с Мытищ 30 минут ехать до Ярика 😉
Да ладно я знаю одного товарища который Бирюлево как Бюрелли называл, ну и уехал однажды в Бюрелли вместо Бирюлево, зато он думал что понтуется
Найден рюкзак электричка Фрязино Москва
Пост без рейтинга, поднимите плз.
Может кто заметит, описание рюкзака пишите в комментариях.
Картинка для привлечения внимания.