в день св михаила сапега и стадницкий подступили

Из Записок гетмана Жолкевского о Московской войне

Текст печатается по изд.: Записки гетмана Жолкевского о Московской войне // Время и судьбы. Вып. 1. М., 1991. С. 37—39.

В день Св. Михаила (1609 года 29 сентября н.с.) канцлер [Лев Сапега] и [кастелян] Перемышльский [Станислав Стадницкий] подступили под крепость [Смоленск], остерегаясь, чтобы им не подвергнуться какой-нибудь опасности lt;. gt; Е[го] в[еличество] король, дождавшись роты воеводы Брацлавского и некоторых других, на третий день потом прибыл в лагерь, через неделю, две или три пришло еще несколько других рот.

Многие описали и начертали положение крепости Смоленской, я кратко скажу об этом.

Сперва мы посылали письма, желая их склонить к сдаче замка; но это было напрасно, потому что Михаил Борисов Шеин,

в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть картинку в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Картинка про в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Фото в день св михаила сапега и стадницкий подступилиЗубцы крепостной стены, между которыми находились бойницы.

тамошний воевода, не хотел входить с нами в переговоры и совещания. lt;. gt;

После сего е.в. королю заблагорассудилось придвинуть к стене орудия, а после испытать действие мин или подкопов.

Так как у нас было достаточно войска lt;. gt; то гетман советовал лучше, окружив Смоленск укреплениями, идти к столице, как к главе государства. Там при внезапном нападении, посреди страха, мог бы представиться благоприятный случай, чтобы те бояре, которые пред сим предложили е.в. королю свои желания, с приближением короля отозвались в пользу е.в. Что же касается до тех бояр, которые были при обманщике[1383] [1384], а было их немало, и притом людей знатных; то мы имели достаточное извести о готовности их предаться к е.в. королю.lt;. gt;

Источник

В день св михаила сапега и стадницкий подступили

Всемирная волновая история от 1600 г. по 1799 г.

Монография в 10 частях. Том 1. Часть 2

© Владимир Кучин, 2015

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Глава 1.09 Волновая история. 1600—1699 гг.

«Действительны, или ложны эти сказания намъ нетъ до того дела. Въ этой Книге я привожу все: что изъ книгъ, что изъ устныхъ преданiй, дабы ты внялъ все и съ темъ вместе убедился въ искренности моихъ помышленiй въ отношенiи тебя.»

17 января 1600 г. н. с. возрождение: родился Кальдерон де ла Барка – драматург

17 января 1600 г. н. с. в Мадриде родился Кальдерон де ла Барка – дворянин, испанский драматург. С 19 лет стал писать пьесы, первоначально под влиянием пьес Лопе де Вега (см. 17 августа 1635 г. с. с.), например, пьеса «Игра любви и случая». Далее после 30 лет стал обращаться к темам чести и беззакония, например, пьеса «Саламейский алькальд». Писал Кальдерон до 40—45 лет, умер в 1681 году в возрасте 81 год. Пьесы Кальдерона присутствуют в классических репертуарах российских театров.

17 февраля 1600 г. н. с. террор: казнен Джордано Бруно, философ-монархист

17 февраля 1600 г. н. с. в Риме в возрасте 51 год казнен Джордано Бруно – философ и поэт. Это одна из позорнейших страниц в истории инквизиции. Бруно не был очень широко известен, за ним не шли народные массы, он не открыл ничего нового. Его выступления были и в поддержку Лютера, и в согласии с идеями Коперника. Как философ – это был продолжатель идей древнего Платона. Но как человек волновой герой Джордано Бруно оказался необычайно смел, обладал новаторским мышлением и твердым характером.

Ф. Розенбергер «История физики», Л., ГТТИ, 1934:

Бруно нельзя отнести к числу представителей новейшей физики, как того хотели некоторые. Несмотря на упорную борьбу против физических теорий Аристотеля он вообще был не физиком, а чистым философом. Его, всего скорее, можно назвать предшественником новейших натурфилософов. В декартовской теории миров, в учении Лейбница о монадах звучат там и сям отголоски мыслей Бруно, и даже Шеллинг признает, что он обязан ему многим. Для нас главная заслуга Бруно состоит в раннем признании системы Коперника и мужественной защите ее. Уже в сочинениях 1584 г. он объявляет себя сторонником этой системы и развивает ее на свой лад.

Семь лет он провел в тюрьме, где его уговаривали отречься от еретических взглядов и трудов – впрочем, почти никому не известных – и бесполезно. Что-то необходимо было делать – заступников у Джордано Бруно не нашлось – он идеально подходил как пример наказания за преступления против веры. Инквизиция казнила – сожгла на костре на римской площади Кампо деи Фьори – волнового героя Джордано Бруно как еретика и нарушителя монашеского обета – и сделала его мучеником и героем. Труды Бруно не канули в лету, они имеют для историков и специалистов большое значение.

А. Прокопьев «Германия в эпоху рел. раск. 1555—1648.» СПб, СПГУ, 2008:

«В лице Джордано Бруно (1548—1600), в свое время посетившего лютеранский Виттенберг, мы сталкиваемся, пожалуй, с автором самого развернутого проекта мистической реформы Универсума, цель которой – создание мировой монархии…»

Джордано Бруно был фигурой относительно неизвестной, но в это же время в неаполитанской тюрьме томился человек, труды которого были действительно революционными, но не опубликованными – это был Томмазо Кампанелло. На казни Бруно присутствовал немец Каспар Шоппе, который сумел войти в доверие к Томмазо и совершить величайшую аферу – получить от него все рукописи. (см.)

Альфред Штекли «Кампанелла»:

В тот предрассветный час, когда на Кампо ди Фиоре палачи сжигали Джордано Бруно, на почетном месте недалеко от костра среди группы высших церковных сановников стоял немец Каспар Шоппе (см. 17 апреля 1607 г. н. с.) и внимательно наблюдал за казнью. Дикая расправа над гениальным Бруно не вызвала в его душе возмущения. В одном из своих писем он даже позволил себе иронизировать: «…Я полагаю, что Джордано Бруно отправился в другие миры, которые выдумал, чтобы рассказать, как поступают римляне с богохульниками и грешниками…»

Огонь костра Джордано Бруно не остался в природе без ответа – через 2 дня в Перу проснулся вулкан Уайнапутина и произошло грандиозное – самое мощное в известной истории Америки – извержение. Связь двух явлений – казни Бруно и извержения в Перу в волновом смысле несомненна.

19 февраля 1600 г. н. с. природа: в Перу проснулся вулкан Уайнапутина – самое мощное вулканическое извержение за всю известную историю Южной Америки

По сайту [битая ссылка] www.vokrugsveta.ru:

«19 февраля 1600 г. н. с. Произошло самое мощное вулканическое извержение за всю известную историю Южной Америки – «проснулся» вулкан Уайнапутина (на языке кечуа – «Новый вулкан») в Восточных Кордильерах южного Перу, подле берегов Титикаки. Потоки лавы, преодолев 120 километров, докатились до Тихого океана. Пепел выпал на расстоянии до 500 километров от кратера… Прежние условия сельского хозяйства полностью восстановились лишь полтора столетия спустя.

19 апреля 1600 г. н. с. открытия: голландский галеон De Liefde достиг Японии

19 апреля 1600 г. н. с. 1-й голландский корабль достиг Японии – залива на острове Кюсю. Это был 340-тонный голландский галеон De Liefde (т. е. Любовь), известный также как Erasmus. Командовал галеоном капитан Яков Квакернек, помощником был Уильям Адамс, – первый англичанин, достигший Японии. На борту был голландский негоциант Ян Йостен ван Лоденстейн – он поселился в Японии навсегда. Рейс De Liefde от Амстердама (1598 г.) до Японии был очень тяжелым – до японского берега доплыла половина экипажа – 24 человека, из которых только пятеро были в состоянии ходить, а шесть членов экипажа умерли вскоре после прибытия. Имущество и снасти De Liefde были захвачены японцами, а галеон уничтожен. Выжившие члены экипажа De Liefde были доставлены к будущему сегуну Японии Токугава Иэясу, который долго распрашивал их о событиях в Европе. Англичанин Уильям Адамс и голландец Ян Йостен после этого были назначены доверенными лицами сёгуна по европейским иностранным и военным делам.

История De Liefde продолжилась через 400 лет – см. 19 апреля 2000 г.

17 сентября 1600 г. н. с. природа: сильная гроза в районе Полоцка, затем мороз, неурожай, голод и мор

Баркулабовская летопись (около Быхова, Белорусь), 1660:

«Того ж року (1600) у самую у восень не по обычаю месяца септеврия 17 дня у волторок от западу силный великий гром был в нас и по всим сторонам велми силно гримел, также и блискане молони было; а в ночи мороз и вЪтер был, а тое было прознаменование – напредЪ будеш читати рок Христа 602, 603; великие болести, хоробы, также войны великие, голод, неврожай силный; было поветрие албо мор на людей перехожих, множество на Низ идучих; около тысещ 4 з голоду мужей и жон, детей пошло так, иж страшно было видети, иж на улицах, по дорогах, по гумнах, у ровех псы мертвых многих тела ели.»

18 сентября 1600 г. н. с. 15-летняя война: битва при Мирэслэу – Михай теряет Трансильванию

Т. Исламов и др. «Краткая история Венгрии», М., Наука, 1991:

28 октября 1599 г. 36-тысячное войско Михая (треть его составляли наемники-секеи) одержало победу над войском Андраша и вступило в столицу княжества. Его власть трансильванское Государственное собрание признало в конце ноября 1599 г. Правление Михая продолжалось до 18 сентября 1600 г., когда он потерпел поражение от войск Басты и восставших венгерских дворян Трансильвании.

«История Румынии», коорд. И. Поп, И. Болован, М., Весь Мир, 2005:

Михай, однако, имел множество врагов среди венгерской знати, сторонников семьи Могила, своих противников в Валахии, поляков и др. Недовольная его налоговой политикой, беспорядками, действиями наемников, не получивших вовремя жалованье, и влашским правлением в целом, трансильванская знать открыто выступила против. Она проигнорировала призыв господаря принять участие в работе сословного собрания в Себеше и собралась в Турде, где избрала своим руководителем Штефана Чаки и провозгласила начало восстания против «валашского тирана». К восставшим примкнули трансильванские города, саксы, М. Шекели, генерал Баста и в битве под Мирэслэу 18 сентября 1600 г. Михай потерпел поражение. Предоставление ему императором права губернатора Трансильвании оказалась запоздалой мерой. Михай перешел в области к югу от реки Муреш, а восставшие заняли Алба-Юлию, где учинили расправу над представителями господаря,

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории

НАСТРОЙКИ.

в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть картинку в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Картинка про в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили

в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть картинку в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Картинка про в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили

в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть картинку в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Картинка про в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили

в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть картинку в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Картинка про в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Смотреть картинку в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Картинка про в день св михаила сапега и стадницкий подступили. Фото в день св михаила сапега и стадницкий подступили

В пучине Русской Смуты. Невыученные уроки истории

Если история, изображая судьбу царств и народов, должна вселять в нас покорность Проведению, уважение к святыне и законам, любовь к истине, красоте, добродетели и семье. Уроки ее тем сильнее, красноречивее, чем разительнее примеры, ею проводимые: то едва ли найдем в летописях человечества эпоху столь достопамятную, какую представляет наша история в начале XVII века.

Академик Н. Г. Устрялов

Скачки над бездной

Чем хуже этот век предшествующих? Разве Тем, что в чаду печали и тревог Он к самой черной прикоснулся язве, Но исцелить ее не мог.

В 1917 году промышленник и финансист Павел Рябушинский писал в газете «Утро России»: «Мы вот теперь говорим, что страна стоит перед пропастью. Но переберите историю: нет такого дня, чтобы эта страна не стояла перед пропастью. И все стоит». Стоит ли сегодня с высоты нашего обманчивого всезнания снисходительно подтрунивать над благодушным оптимизмом Рябушинского на пороге катастрофы. В его словах есть правда. Слишком легко, сетуя на превратности судьбы, мы нарицаем населяемые нами времена «последними», слишком часто прибегаем к сильным эпитетам и драматическим сравнениям. И от того так трудно, подчас невозможно оценить истинное положение дел, действительно ли мы стоим над бездной или движемся, пусть и преодолевая серьезные препятствия, — на безопасном расстоянии от ее края.

Вот и слово «Смута», которым нарекли переплетение трагических событий, потрясших Россию в самом начале XVII века, их современники, растиражировано, прилеплено к самым разным отрезкам отечественной истории. Чуть ли не каждому новому поколению русских людей казалось, что оно живет в смутные времена. Но проходили годы, и оказывалось, что Смута — это все-таки нечто иное, нечто большее, чем «рядовое» нестроение. Но можно ли, не дожидаясь суда истории, отличить Смуту от ее подобия?

Сама природа гневалась на непотребные дела земные. «По ночам на небе появлялось грозное сверкание, как если бы одно войско билось с другим, и от него становилось так светло и ясно, как будто взошел месяц; временами на небе стояли две луны, а несколько раз три солнца, много раз поднимались невиданные бури, которые сносили башни городских ворот и кресты со многих церквей. У людей и скота рождалось много странных уродов. Не стало рыбы в воде, птицы в воздухе, дичи в лесу, а то, что варилось и подавалось на стол, не имело своего прежнего вкуса… По ночам раздавался такой вой волков, подобного которому еще не бывало на людской памяти» — писал современник.

Измученные люди жаждали избавления — избавления чудесного — как пробуждения от затянувшегося дурного сна, когда уже понимаешь, что кошмарное и тягостное только видится, но не хватает сил порвать обволакивающую тебя бесплотную, но непреодолимую завесу. Вся Земля уже поняла и согласилась, в чем причина несчастий, а вернее с тем, кто их виновник, — государь Борис Годунов, убийца, интриган, властолюбец. Ждали избавителя.

И вдруг из смутных чаяний, приглушенных разговоров, дивных слухов возник призрак, который стал стремительно обретать кровь и плоть, потому что его ждали, в него страстно поверили тысячи и тысячи. Люди всегда жаждут чуда, но в кои то веки оно становится очевидностью — воскрес коварно убиенный в мае 1591-го царевич Димитрий Иоаннович, сын Грозного царя; воскрес, чтобы отомстить подлому убийце; воскрес, чтобы вернуть у похитителя принадлежащий ему престол; воскрес, чтобы восстановить попранную справедливость и вернуть в страну довольствие и покой; воскрес, чтобы править своим народом по Божьим установлениям. Как тут не праздновать православным, как тут не радоваться.

Царствование многомудрого самодержца Бориса Годунова, вчера еще неколебимое, таяло, как ночная мгла от первых утренних лучей. Близился долгожданный рассвет. Москвичи, желая удачи приближающемуся к городу Димитрию, громко восклицали: «Дай Боже, чтобы истинное солнце снова взошло бы над Русью. До сих пор мы сидели во мраке, теперь снова забрезжил истинный свет». Француз Жак Маржарет с восхищением писал о том, что новый монарх давал подданным «понемногу распробовать, что такое свободная страна, управляемая милостивым государем». Лжедмитрий разослал по приказам строгий указ, повелев, чтобы приказные и судьи «без посулов решали дела, творили правосудие и каждому без промедления помогали найти справедливость». Разоблаченных взяточников били палками, водили по улицам с кошельком, привязанным к шее. «Мы — непобедимейший монарх Божьей милостью император, и великий князь всея России, и многих земель государь, и царь-самодержец…», — именовал себя Димитрий.

Но не прошло и года, как чудесно обретенный государь валялся растерзанный и бездыханный на Красной площади с маской на срамном месте и дудкой во рту, чем снабдили покойника торжествующие заговорщики. Очевидцы свидетельствуют о немалом числе охотников поглумиться над телом убиенного. Москвичи же в большинстве своем не злорадствовали, а недоумевали, предчувствуя новые, еще более страшные бедствия. Димитрий, казалось, уснул навеки, однако Смута не кончилась, а только разгоралась: призрак воскресшего оказался куда живучей, куда опаснее, чем его плотская оболочка. Русские люди решительно отказывались расставаться с чудом, с воплощением своих чаяний.

В Смуту русские люди впервые увидели, как власть валяется в грязи, как «праведное солнце» дробится на множество осколков. Их подбирают с земли и словно блестящие побрякушки примеряют на себя неведомые смельчаки, которые купаются в этом завораживающем блеске, теряя чувство реальности, захлебываясь чужой и собственной кровью. В 1608 году самозванцы Лавр, «сын» царя Федора Ивановича, и Август, «отпрыск» самого Грозного, встретили на Волге некоего Осиновика, выдававшего себя за сына

Источник

Всемирная волновая история от 1600 г. по 1799 г.

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

«Русское историческое повествование XVI—XVII веков», М., «Сов. Рос.» 1984:

И умысли сей окаянный гонитель со своими элосоветники маия в 18 день недельный боляр и гостей и всех православных християн побити, люте быша бы нам 114 году [1606 г.], месяца маия в 18 день, в день недельный, еже есть Христова вознесения

17 мая 1606 г. с. с. «спасся» Лжедмитрий II – Тушинский вор. Он разобьет войска царя Василия Шуйского и продолжит сценарий смутного времени. 17 мая 1606 г. с. с. привел в Москву верные войска и Фёдор Шереметев – будущий «семибоярин» (см. 17 августа 1610 г.), но в «убиении самозванца» он и его отряды не участвовали (возможно Шереметев знал, что это настоящий царевич?).

18 мая 1606 г. с. с. природа: необычайный мороз в Москве

В ночь после народного бунта в Москве неожиданно ударил сильный мороз, необычный для весны, и держался с 18 мая 1606 г. неделю.

18 мая 1606 г. с. с. Рим: волновой герой Караваджо в ссоре убивает человека

Вечером 18 мая 1606 г. с. с. в Риме во время ссоры при игре в мяч на Марсовом поле, 34-летний волновой герой художник Караваджо (см. 18 июля 1610 г. н. с.) был ранен и в свою очередь смертельно ранил своего соперника Рануччио Томаззони. Решение суда по делу о преступлении Караваджо на Марсовом поле было жестоким: Караваджо был приговорен к обезглавливанию, которое мог выполнить любой человек, который узнает его на улице. Началось бесконечное бегство художника.

19 мая 1606 г. с. с. Смутное время: на Красной площади москвичи выкрикнули царем землей русской Василия Шуйского

Итак, 17 мая 1606 г., в Кремле был убит «царь» Лжедмитрий. К власти рвались князья Голицын и Шуйский. На Красной площади «партия» Шуйского взяла в народном голосовании верх. Приверженцы Шуйского 19 мая на Красной площади в Москве отказались избирать патриарха (т. е. нарушили традицию), а выкрикнули сразу царя, они перекричали всех, и так Василий Иванович Шуйский был избран москвичами на престол. Такое избрание царя народом «земли русской» было воспринято негативно.

Сергей Платонов «Полный курс лекций по русской истории», 1917:

И 17 и 18 мая настроение в городе было необычное. Ранним утром 19 мая народ собрался на Красной площади; духовенство и бояре предложили ему избрать патриарха, который бы разослал грамоты для созвания «советных людей» на избрание царя, но в толпе закричали, что нужнее царь и царем должен быть В. И. Шуйский. Такому заявлению из толпы никто не спешил противоречить, и Шуйский был избран царем. Впрочем, трудно здесь сказать «избран»: Шуйский, по счастливому выражению современников, просто был «выкрикнут» своими «доброхотами», и это не прошло в народе незамеченным, хотя правительство Шуйского и хотело представить его избрание делом всей земли.

19 июня 1606 г. н. с. Англия: родился Джеймс Гамильтон – роялист, любимец Карла I

19 июня 1606 г. н. с. родился Джеймс Гамильтон – любимец волнового героя Карла I (см. 19 ноября 1600 г. н. с.), в 19 лет в 1625 г. он получил титул маркиза. С 1638 г. Гамильтон – представитель Карла в Шотландии. Гамильтон вел политику нейтралитета, с началом Гражданской войны он потерял доверие короля, в январе 1644 г. Гамильтон был арестован, и освобожден войсками парламента только в апреле 1646 г. В июле 1648 г. он привел шотландцев на помощь королю, но проиграл битву при Престоне (см. 17 – 19 августа 1648 г. н. с.), Гамильтон был взят в плен, пытался бежать, но неудачно. 9 марта 1649 г. волновой герой маркиз Джеймс Гамильтон был казнен в Престоне.

17 июня 1606 г. с. с. Смутное время: восстание в Астрахани

В. Буганов «Крестьянские войны в России XVII – XVIII вв.», М., Наука, 1976:

«Гибель Лжедмитрия I и воцарение В. И. Шуйского снова сопровождаются бурными событиями в Астрахани. Часть ее жителей присягнула Шуйскому, другие отказались это сделать. 17 мая 1890 г., не поверив известию о гибели «царя Дмитрия», восставшие разгромили многие дворы представителей царской администрации, местных дворян. Они не пустили в город Ф. И. Шереметева, назначенного Шуйским воеводой, и по-прежнему подчинялись «боярину и воеводе» царя Дмитрия князю И. Д. Хворостинину.

18 июля 1606 г. с. с. Смутное время: посольство Шуйского вступило в Польшу

М. Щербатов «История российская», Имп. АН, СПб, 1790:

«Однако, прежде нежели приступить к повествию приключений сего года известие о посольстве князя Григорья Констянтиновича Волконского в Польшу.»

«Понеже повелено было приставам, с поспешение Российскаго посла вести к Королю, то они на завтрее приезда своего в деревню Кутеину, то есть Июля 18 числа, поехали из Орши в Гродню. Во время продолжения его путешествия, по дороге на встрече по городам, по посадам и в господских деревнях, явным образом его и бывших при нем наиругательнейшим образом бранили и изменниками называли, а в Менске камнями и грязью в них бросали, стараясь зачать ссору.»

18 августа 1606 г. н. с. Испания: родилась Мария Габсбург – императрица, королева чешская и венгерская

18 августа 1606 г. н. с. в Эскориале у короля Испании Филиппа III родилась дочь – инфанта Мария Габсбург. Как жена Фердинанда III она была венгерской и чешской королевой, императрицей Священной Римской империи. Умерла в 1646 г.

17 сентября 1606 г. с. с. Соловки: царь Василий Шуйский предоставляет монастырю большие привилегии и земли

Г. Фруменков. «Соловецкий монастырь и оборона Беломорья», СЗКИ, 1975:

«Особой царской грамотой от 17 сентября 1606 года за монастырем закреплялось белое дворовое место в городе Архангельске, купленное монахами у стрелецкого сотника Богдана Неелова. Соловецкий монастырь добился от Шуйского права на владение четвертой частью всех земель Керетской волости, освоил угодья в Турчасовском уезде и восстановил право на ловлю рыбы на реке Онеге.»

17 октября 1606 г. н. с. Смутное время: отряды «Болотникова со товарищи» подошли к Москве и начинают ее осаду

Около Коломны отряд мятежника Пашкова разбил заградительный отряд войск царя Василия Шуйского и 17 октября 1606 г. н. с. подошел с юго-востока к Москве и начал ее осаду. Через 20 дней пришли основные отряды Ивана Болотникова, началось жесткое противостояние и бои сил Болотникова, Пашкова, Ляпунова, Сумбулова и отрядов верных Василию Шуйскому. Кончилось все уходом дворянских отрядов от Болотникова к Шуйскому и битвой 2 декабря 1606 г. с. с. под Москвой у деревни Котлы. Повстанец Иван Болотников был разбит и отступил к Калуге.

17 апреля 1607 г. н. с. литература: афера Каспара Шоппе – он приезжает в Неаполь и обманом получает от Кампанеллы все его рукописи, включая и «Город Солнца»

В тот же день, когда Арманд дю Плесси – будущий величайший французский кардинал Ришелье – рукоположен в священники – свою величайшую аферу против Кампанеллы с целью завладеть его рукописями начинает немец Каспар Шоппе (см. 17 февраля 1600 г. н. с.). И в этом далеком от нас событии явно слышны мнемонические совпадения:

Шоппе сгорал от нетерпения, желая как можно скорей завладеть рукописями. Ради этого он задумал поехать в Неаполь. Он присоединился к группе молодых немецких дворян, путешествовавших по Италии, и 17 апреля 1607 года прибыл в Неаполь. Он был очень осторожен и боялся скомпрометировать себя слухами о дружеских сношениях с осужденным еретиком. Связаться с Кампанеллой оказалось значительно трудней, чем он предполагал. Попутчики-немцы уже уехали, а Шоппе еще оставался в Неаполе. Он не стал просить у вице-короля разрешения на свидание с арестантом, а предпочел действовать через третьих лиц. Он познакомился с тайными друзьями Кампанеллы, которые изредка имели к нему доступ, с Серафино ди Ночера и Уго Берилларио. Они свели Шоппе с сержантом Мороном, служившим в Сант-Эльмо, и с надзирателем Джованни. С их помощью Шоппе быстро и надежно обменивался записками с Томмазо. Он нашел верный способ заполучить желанные рукописи. Он уверял Кампанеллу, что приехал с единственным намерением – получить его сочинения и немедленно начать их публиковать. Нет, речь шла не только о работах, которые имели своей целью угодить папе или испанскому королю. Шоппе хотел вообще получить все рукописи. Он клялся, что сумеет напечатать их за границей. Кампанелла поддался этим обещаниям. Он годами мечтал о том счастливом дне, когда где-нибудь за границей, во Франции или Германии, выйдет в свет «Город Солнца». Может быть, то, что он отдаст «Город Солнца» вместе с различными писаниями, в которых он доказывает свою крайнюю приверженность к папизму, только поможет маскировке и облегчит издание книги, где под прикрытием заголовка о пророчествах святых Екатерины и Бригитты проповедуются идеи, направленные на полное переустройство всех существующих порядков? Кампанелла решил отдать Шоппе свои сочинения. Сделать это было не легко. Рукописи хранились вне тюрьмы у разных лиц. Опасаясь несчастных случайностей, он не хотел лишаться подлинников. Копировка пространных трактатов требовала много времени. Шоппе торопил его. Однако Кампанелла не пожелал целиком положиться на писцов и заявил, что сам должен проверить копии.

Шоппе обязался передать папе, кардиналам, императору и германским князьям новые обращения Кампанеллы. Он спорил с Томмазо о характере, который должны носить эти письма. Шоппе настаивал, чтобы Кампанелла смиренно просил об облегчении режима и переводе в другую тюрьму. Томмазо не соглашался. Он упрямо повторял, что берется оказать христианству великие услуги и обладает способностью творить чудеса. Пусть его сожгут, если он врет! Он готов, чтобы его привели в цепях к папе или к императору, и он убедит их, что говорит правду. В доказательство он может пройти невредимым сквозь огонь! Забрав с собой письма Кампанеллы, Шоппе после месячного пребывания в Неаполе отправился обратно в Рим. Они условились, что, как только переписка будет закончена, Томмазо перешлет рукописи Шоппе. Дни были наполнены напряженной работой. Кто из ученых когда-нибудь готовил к печати свои сочинения в таких условиях? Кампанелла гордился тем, как хорошо все было организовано. Серафино привлек к работе нескольких земляков Кампанеллы, проживавших в Неаполе. Они помогали разыскивать людей, у которых годами хранились рукописи. Серафино сам нанимал переписчиков и следил, чтобы не было никаких задержек. Готовые копии сержант Морон или надзиратель Джованни, тщательно спрятав, проносили в тюрьму и вместе со свечами передавали в яму Кампанелле. Там он перечитывал рукописи и делал необходимые исправления. В следующее дежурство Морона или Джованни он возвращал им аккуратно завернутые в тряпку листки, и они относили их обратно в город к заботливому и преданному Серафино. Помимо проверки переписанных рукописей, Кампанелла успел в то же самое время, отвечая на просьбу Шоппе, написать несколько сочинений по медицине «О способе уберечься от холода», «О чуме в Кельне», «О способе уберечься от летней жары». Многие свои сочинения и письма Кампанелла заканчивал указанием, что они были написаны «на Кавказе». Так, вспоминая о прикованном Прометее, он называл яму, в которой его гноили. Иногда он подписывался: «Сквилла», а иногда просто рисовал в конце письма маленький колокол. 1 июня 1607 года Серафино отправил к Шоппе в Рим сочинения Кампанеллы. Здесь были различные работы по философии, медицине, политике, теологии и астрономии. Среди них находился и «Город Солнца».

19 мая 1607 г. с. с. наука: основан университет в городе Гиссен

19 мая 1607 г. с. с. основан протестантский государственный университет в городе Гиссен в земле Гессен. (В лютеранской Германии пока юлианский календарь).

19 июня 1607 г. с. с. Москва: умер Иов – патриарх Московский

19 июня 1607 г. с. с. в Старице умер Иов, первый патриарх Московский.

18 октября 1607 г. н. с. Смутное время: Лжедмитрий II захватил Козельск

17 мая 1606 г. н. с. «спасся» Лжедмитрий II – он объявился весной в Стародубе. Казаки, поляки, литовцы собрались под его знамена. Самозванец занял Брянск, в Карачеве к нему присоединились запорожцы. Первое сражение с войсками правителя Руси Шуйского произошло 18 октября 1607 г. н. с. у Козельска – московские полки Масальского позорно бежали, бросив обоз и артиллерию. Путь на Тулу и Москву был открыт. Легитимность первого самозванца – Дмитрия – была практически доказана – возможно это был действительно царевич Дмитрий (см. 19 октября 1582 г.). Второй самозванец был другого сорта – и казаки и поляки понимали его происхождение.

Вновь прибывшие прекрасно знали, что имеют дело с самозванцем. Весело принимая участие в комедии, они от самого царя не скрывали, что вовсе не обманываются на его счет; однако, они вели за собой в его стан всю боевую, доблестную, но неисправимо неспособную к дисциплине Польшу.

19 октября 1607 г. н. с. литература: умер Себастьян Грабовецкий – польский поэт

19 октября 1607 г. н. с. в Москве в возрасте 67 лет умер Себастьян Грабовецкий – польский дипломат, один из ведущих поэтов польского барокко.

18 ноября 1607 г. н. с. религия: родился Пьетро Паллавичино – апологет папства

ПАЛЛАВИЧИНО, Пьетро Сфорца (18.ХI.1607 – 5.VI.1667) – итал. церк. деятель, богослов, историк, поэт. Проф. философии (с 1639) и теологии (с 1643) в Рим. коллегии иезуитов. В орден иезуитов вступил в 1637. до этого был губернатором Ези, Орвието, Камеринно. С 1659 П. – кардинал. Гл. историч. произв. «История Тридентского собора», 1656—57,, написанное по заданию рим. курии в опровержение резко критич. по отношению к папству одноименного исследования П. Сарпи, основано на обширном документальном мат-ле, отличается обстоятельностью изложения; является апологией папства и контрреформации.

17 января 1608 г. н. с. польско-шведская война: в Риге заключено перемирие Швеции и Польши

«18 декабря 1607 года в Ригу прибыл со шведской стороны один трубач с сыном Мельхиора фон Гоффена, который был там со своим отцом в плену; он привез городу Риге грамоту от герцога Карла, в которой герцог грозил наступить серьезно на город или запрудить и преградить течение Двины, если Рига не захочет завести с ним переговоры; при этой грамоте было также письмо графа Иоахима Фридриха фон Мансфельда, в котором он предлагал перемирие и советовал начать переговоры о мире и писал между прочим: Ревельский наместник посылает в своем письме открытый пакет от шведских государственных советников под 6 печатями; отошлите пакет короне польской и великому княжеству литовскому и советуйте заключить мир при посредстве императорских и знатнейших княжеских комиссаров. 17 января 1608 года шведский парламентер уехал, с решением города и письменным обязательством соблюдать с обеих сторон мир впредь до дальнейшего решения короля. Затем советники в Швеции послали другие открытые патенты польским сословиям и писали, что они не хотят знать ни о каком перемирии, если оно не будет заключено на 12 лет. Это же самое объявил и герцог Карл, который в настоящее время уже титулован королем, так как он в Швеции заставил короновать себя.».

19 апреля 1608 г. н. с. литература: умер барон Бакхорст – госдеятель и поэт

19 апреля 1608 г. н. с. в Лондоне в возрасте 72 года умер Томас Сэквилл, барон Бакхорст. При королеве Елизавете I был членом частного совета и голосовал в 1586 г. за казнь Марии Стюарт. Бакхорст написал несколько пьес, в т. ч. трагедию «Gorboduc» (1561 г.) – первую английскую драму, написанную белым стихом.

19 июня 1608 г. н. с. наука: умер Альбертико Джентили – основоположник теории международного права

19 июня 1608 г. н. с. умер Альберико Джентили – юрист, дипломат, преподаватель в Оксфорде. Занимался военным правом, призовым правом и другими вопросами дипломатии 17 в.

«История дипломатии» под ред. Потемкина, М., ОГИЗ, (1941—1945):

Большое распространение получила работа итальянца Альберико Джентили «О посольствах» (1585 г.). Этот автор был одним из наиболее известных предшественников основателя международного права – голландца Гуго Гроция. Родом из Анконы, Альберико Джентили перешел в протестантизм, вынужден был уехать из Италии и стал профессором Оксфордского университета. Ему как юристу пришлось высказаться по поводу деятельности испанского посла Мендозы, который принял участие в заговоре против королевы Елизаветы в пользу Марии Стюарт. По этому поводу он написал целый трактат о правах и обязанностях посла. Джентили оказал глубокое влияние на развитие науки о международном праве в Англии.

19 июня 1608 г. н. с. Англия: родился Томас Фуллер – английский историк

19 июня 1608 г. н. с. в Нортхемптоншире родился Томас Фуллер – английский историк.

«Фуллер, Томас (Fuller, 1608—1661) – английский историк и богослов. Сочинение Ф. „The Worthies of England and Wales“ (1662) представляет собой собрание подробных биографий выдающихся людей Англии. Другие сочинения Ф. – „Church History of Britain“ (1655) и „Sermons“.»

18 июля 1608 г. с. с. природа: от молнии сгорел Киевский замок

«Року 1608 месеца Іюля 18 дня, при держа†великого короля Жикгимонта, а при воеводЂ Кіевскомъ, князи Острозскомъ Василіи Константиновичу, зъ допущеня Божого кгромъ запалилъ замокъ Кіевский подъ часъ вечерни и заразъ весь згорЂвъ и людей щось погорЂло на день святыхъ мученикъ: Емеліана.»

19 сентября 1608 г. н. с. Смутное время: царь Василий Шуйский отпустил царицу Марину на родину

«Дневник Марины Мнишек», М., Дмитрий Буланин, 1995:

«Дня 19 (сентября 1608 г. н. с.). Приехали к нам приставы и объявили, что „вас государь отпускает в землю вашу, жалованья вам на 130 воеводских людей дает 200 рублей. Которые у вас старшие, по вашему усмотрению, пусть каждый человек получит по 15 рублей (было же тех 6 человек). Лошади же, которые у вас были взяты в Ярославле, если не сдохли, будут вам назад возвращены“. Это известие очень нам было приятно и радостно, не столько из-за денег, сколько из-за приближающегося освобождения. Радовались от всего сердца, дай Бог счастья до конца. После этого нам обещали отъезд через неделю.»

Марина действительно направилась в Польшу, но вернулась с пол-дороги, и прибыла к Лжедмитрию.

19 декабря 1608 г. с. с. Смутное время: царь касимовский Ураз-Магомет присягает Лжедмитрию

«Дневник Марины Мнишек», М., Дмитрий Буланин, 1995:

«Дня 29. (19 декабря 1608 г. с. с.) Приехал царь касимовский (Ураз-Магомет), чтобы принять подданство царя и поступить к нему на службу, желая мужественно встать на защиту его имени. Когда он приближался к лагерю, выехали к нему навстречу гетман (Роман Рожинский) и рыцарство и, приветствовав его, проводили с почетом в Донской лагерь.»

17 – 19 января 1609 г. н. с. Нижний: подвиг воеводы Алябьева – у стен кремля разбиты отряды воевод Лжедмитрия князя Симеона Вяземского и боярина Лазарева

По Н. Храмцовский «Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода»:

В январе 1609 года воеводы Лжедмитрия князь Симеон Вяземский и боярин Лазарев с многочисленными отрядами подступили к Нижнему, желая захватить оплот царя Василия (Шуйские были потомками нижегородско-суздальских князей). Вяземский имел большой перевес в силе и потребовал от нижегородцев сдать город, а иначе угрожал в грамоте истребить всех поголовно, нижегородцы ему не ответили. Город длительной осады выдержать не мог, Кремль был крепок, но не хватало пороха и съестных припасов. Городской воевода Алябьев решил сделать дерзкую вылазку. Нижегородцы у стены Кремля на Слуде сначала разбили отряд Вяземского – бывшего вятского наместника, а затем и пришедшего ему на помощь Лазарева. Изменников Вяземского и Лазарева (7) 17 января 1609 г. н. с. пленили, а затем судили и, по решению горожан, повесили, а затем тела их бросили в прорубь на Волге.

19 января 1609 г. н. с. открытия: «неблагоприятные ветры» относят корабли англичан на северо-восток – открыты удивительные Сейшельские острова

И., В. Магидович «Очерки по ист. геогр. откр.», М., «Просв.», 1982:

Английская Ост-Индская торговая компания, основанная в 1600 г., стремясь завладеть концессиями в Аравии, в 1608 г. направила туда два судна. В Мозамбикском проливе неблагоприятные ветры отнесли их к северо-востоку, и 19 января 1609 г. англичане усмотрели землю, оказавшуюся островом (Силуэт) из группы Сейшельских. Посланный к нему за водой ялик вернулся с большим количеством крупных черепах. Моряки наблюдали также несколько других островов, в том числе Праслен. У самого крупного (Маэ) суда простояли до 30 января. Торговый агент компании Джон Джурдэн составил первое из дошедших до нас описаний Сейшел, отметив, в частности, «съедобные орехи» – плоды эндемичной сейшельской пальмы, масса которых колеблется от 9 до 16 кг, редко – до 25 кг. Джурдэн рекомендовал Сейшельские острова в качестве базы отдыха на пути в Индию.

18 февраля 1609 г. н. с. Англия: родился Эдуард Хайд, канцлер, тесть Якова II

18 февраля 1609 г. н. с. в Динтоне родился Эдуард Кларендон – писатель, автор книги «История мятежа и гражданских войн в Англии». Это один из лидеров роялистов периода Карла I (см. 19 ноября 1600 г.). В период реставрации – он лорд-канцлер Карла II Стюарта (см. 19 мая 1630 года г. с. с.). Был обвинен в измене, уехал во Францию, умер в Руане в 1674 г. Его дочь Анна Хайд в 1660 г. вышла замуж за герцога Йоркского – младшего брата Карла II, будущего короля Якова II (см. 17 сентября 1701 г.), поэтому Эдуард Хайд был тестем будущего короля и свояком короля Карла II.

17 февраля 1609 г. с. с. Смутное время: попытка свержения царя Василия Шуйского

По Е. Белов «Русская история до реформы Петра Великого», СПб, 1895:

«17 февраля 1609 г. в Москве была сделана попытка свергнуть Шуйского с престола. Говорят, до 300 заговорщиков под предводительством Сунбулова, Тимофея Грязного и князя Романа Гагарина, потребовали от бояр низложения Шуйского. Бояр для решения этого дела звали на площадь, но пришел только один князь Василий Голицын.»

18 февраля 1609 г. с. с. Смутное время: Василий Шуйский отдает Карелию шведам

Д. Бутурлин «Военная история походов россиян в XVIII столетии», СПб, 1819:

«По договору заключенному в Выборге 18 февраля 1609 года, Карл IX, Король Шведский, обязался дать Россиянам помощь в пять тысяч человек; за что и уступлен ему город Кексгольм с Карелиею. Постыдный договор сей предвещал падение Василия.»

18 марта 1609 г. н. с. Дания: родился король Фредерик III Ольденбург

18 марта 1609 г. н. с. в Хадерслёве родился Фредерик III Ольденбург – с 1648 г. король Дании. В 1660 г. он провел в Дании государственный переворот и заменил в королевстве выборную монархию наследственной. В международных делах был активен – но уступил Швеции Сконе (юг Швеции).

18 марта 1609 г. с. с. 80-летняя война: победа революции в Нидерландах

18 марта 1609 г. с. с. Нидерланды и Испания заключили перемирие на 12 лет, этот день считается в Нидерландах днем обретения свободы.

17 августа 1609 г. с. с. Смутное время: шведы за военную помощь требуют от царя Василия Шуйского обещанную Корелу

М. Щербатов «История российская», Имп. АН, СПб, 1790:

«Хотя подлинно принуждены были сии посланники великой округ учинить, но шествие их было толь поспешно, что они не более двух недель на путь сей употребили, ибо грамота данная им от Понтуса дела Гарди была писана из под Твери Августа 2 числа, а в Москве они были уже представлены Государю Августа 17 числа. Сии посланники подали Царю Василью Ивановичу грамоту от их главнаго начальника, в которой он не упоминя ничего о учинившемся между им и князем Шуйским несогласии объявляет;»

«Что касается об отдаче Корелы, то и князь Шуйский словесно с нарочно посланным приказывал от 21 числа, представить Царю Василью Ивановичу, что Шведское войско без отдания Корелы идти далее в поход не хочет.»

18 августа 1609 г. с. с. Смутное время: мятеж в Пскове, стрельцы выгнаны из города, казнены их единомышленники

Е. Болховитинов «Мятежи во Пскове во время самозванцев»:

«Во все сие время сами Псковские граждане, разделясь на разные мнения, были в сильном волнении, а приверженцы самозванцевы и Стрельцы беспрестанно мучили противников своих и многих заключали в темницы. Августа 18 (1609) повели они казнить одного гражданина Алексея Хозина. Увидев сие, народ, сам бывший прежде на их стороне, взволновался и выгнал Стрельцов из города в слободу их за Мирожу, а посаженных в темницах всех выпустил. Потом семь человек сообщников Стрелецких и многих из черни единомышленников их побили камнями, других пытали, иных били кнутьями по торгам, 10 человекам головы отсекли, и несколько засадили в темницу. От сего многие виновные и невиновные разбежалися по Пригородам и селам. Следующего Октября 1 числа 1610 года пришел еще из Новгорода с Русскими и Шведскими войсками Князь Иван Мещерский. Но они уже на Псков не нападали, а стоя в поле на Песках, вели только со Псковичами переговоры, в которых Духовенство и знатнейшие граждане сильно наклоняли всех к соединению с Новгородцами, но безуспешно.»

18 – 19 августа 1609 г. с. с. Смутное время: волновой герой князь Скопин—Шуйский разбил поляков у Калязинского монастыря

Из Новгорода с ополчением и большим (12—15 тысяч) шведским отрядом Якова Делагарди на помощь Василию Шуйскому пришел его племянник волновой герой князь Михаил Скопин-Шуйский (см. 19 апреля 1610 г. н. с.). 18 августа 1609 г. с. с. поляки Яна Сапеги подступили к стенам Калязинского монастыря на Волге. Отряды князя Скопина-Шуйского и Якова Делагарди дали бой на месте теперешнего города Калязина. Поляки были разбиты. Победа под Калязиным подняла на Руси авторитет князя Михаила Скопина-Шуйского.

19 сентября 1609 г. с. с. Смутное время: польские отряды Петра Сапеги наголову разбили стрелецкие полки Василия Шуйского у села Рахманово

По М. Щербатов «История российская», Имп. АН, СПб, 1790:

Предположительно 19 (или 20) сентября 1609 г. с. с крупный отряд поляков, ведомый к Троицину монастырю гетманом Петром Сапегой, встретился на дороге у села Разманово с верными Шуйскому войсками, ведомыми Федором Головиным и Григорием Ромадановским. Царские полки, невзирая на личное мужество своих начальников, были наголову разбиты, стрельцы потеряли многих своих товарищей убитыми, разбежались и не вернулись в Москву, а разошлись по своим деревням. Воеводы вернулись в Москву с малым числом соратников.

19 сентября 1609 г. с. с. Смутное время: литовцы начинают осаду Смоленска

19 сентября 1609 г. с. с. подданные Сигизмунда III – литовцы – начали осаду Смоленска, вскоре к ним подошли поляки и запорожцы.

«Рукопись Жолкевскаго» изд. П. Мухановым, тип. Универс., М., 1835:

«В день Св. Михаила (1609 года, 29 Сентября, нов. стил.) Канцлеръ и Перемышльскiй подступили подъ крепость, остерегаясь, чтобы имъ не подвергнуться какой нибудь опасности; Гетманъ с теми ротами, которыя находились при немъ, сталъ на другой день подъ Смоленскомъ.»

Смоленск длительное время был под польской короной, поэтому Сигизмунд ожидал, что жители его встретят радушно, но случилось все наоборот.

П. Никитин «Исторiя города Смоленска» М., тип. Селивановскаго, 1848:

«Вь половине Сентября Сигизмундъ явился подъ Смоленскомъ съ 12,000 отборныхъ всадниковь, пехотою немецкою, Литовскими Татарами и 10 т. Запорожскихъ казаковь и расположился станомь на берегу Днепра между монастырями Троицкимъ, Спасскимъ и Борисоглебскимъ.

Обманутый, какь мы сказали уже прежде, ложными слухами, что граждане Смоленска ждуть его, какь избавителя отечества и церкви, Сигизмундъ послаль кь нимь, 19 Сентября (1609), Универсаль, объяснял вь немъ, что Россiю наказываетъ Богъ за Годунова и другихь властолюбцевъ, беззаконно вь ней царствовавшихь и царствующихъ, – призывая иноплеменниковъ терзать ея недра; что Шведы хотятъ овладеть Московскимъ Государствомъ, истребить православную Веру и дать намь Веру ложную; что многiе Русскiе тайными письмами убеждали его, Сигизмунда, какъ истинно-христiанскаго Венценосца, брата и союзника ихь законныхъ царей, спасти отечество и церковь: что онъ, снисходя единственно къ такому убедительному желанiю, идеть съ войскомъ и съ помощiю Богоматери избавить Россiю отъ всехь ея непрiятелей, и что жители Смоленска должны встретить его съ хлебомь и солью. За мирное подданство Сигизмундъ обещалъ имъ новыя права и милости; за упрямство грозилъ огнемъ и мечемь. Но не такъ приняли Смоляне предложенiе это, какь ожидалъ Сигизмундъ.»

Город держался полтора года, но 3 июня 1611 г. поляки по указке предателя Андрея Дедишина сумели проникнуть в город, после уличных боев русские защитники и жители (до 3.000 человек!) взорвали себя в древнем соборе – храме Богоматери, на этом месте был позднее построен Успенский собор. Воевода Михаил Шеин был ранен и пленен поляками. Вернулся на родину только через 9 лет, но от судьбы не ушел – (см. 19 февраля 1634 года.).

19 октября 1609 г. н. с. религия: умер Яков Арминий – глава секты арминиан

19 октября 1609 г. н. с. в Лейдене в возрасте 49 лет умер профессор богословия, основатель движения арминиан Яков Арминий. Произошло это через некоторое время после его религиозного диспута с Гомарусом – его товарищем по профессорству – перед собраниями Генеральных штатов Западной Фрисландии и Голландии. Идеи Арминия через 10 лет были объявлены ересью, но позднее серьезно повлияли на развитие методизма в Англии и Соединенных Штатах.

19 октября 1609 г. с. с. Смутное время: Давыд Жеребцов прорвался через заслоны поляков в Троице—Сергиевскую лавру

Больше года поляки осаждают Троице-Сергиевскую лавру. Защитников было не более 2.400 человек. 19 октября 1609 г. с. с. в лавру первым прорвался на помощь осажденным отряд Давыда Жеребцова – воеводы из Калязина – 900 человек, эта была огромная поддержка. В начале января в лавру прорвался отряд в 500 человек легендарного Григория Валуева. После этого поляки в середине января 1610 г. сняли осаду лавры.

19 октября 1609 г. с. с. Смутное время: поляки штурмуют Александровскую Слободу

Волновой герой князь Скопин—Шуйский и шведы Якова Делагарди заняли в середине октября Александровскую слободу. 19 октября 1609 г. с. с. поляки Ружинского и Яна Сапеги подступили к слободе, и попытались разбить русско-шведское войско. Борьба с «летучими гусарами» на открытой местности была невозможна – кавалерия поляков имела превосходство по боевым качествам. Битва велась с использованием «городков» – временных укреплений из телег, заборов и т. д. Пять дней поляки пытались вести атаки, но 24 октября, потеряв 1.500 человек, отступили на юг к Москве. Рязанец Ляпунов прислал после этой победы послов к волновому герою князю Скопину-Шуйскому с предложением царской короны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *