Фцо расшифровка что такое

Модель бюджетирования Бюджетодержатель (ФЦО) – Бюджетополучатель (ЦФО)

Достаточно часто среди наших клиентов встречается следующая модель бюджетирования: формирование функциональных бюджетов в разрезе Бюджетодержателей и Бюджетополучателей. Также это могут быть ФЦО (функциональные центры ответственности) и ЦФО (центры финансовой ответственности).
Терминология может отличаться в разных компаниях.

Простым примером такой модели является формирование Бюджета IT, в котором Бюджетодержателем выступает Департамент IT, а Бюджетополучателем – к примеру, магазины компании. Департамент IT в этом случае планирует закупку картриджей, компьютерной техники, оплату интернета и телефона для магазинов.

Для реализации такой модели бюджетирования в программном продукте БИТ.ФИНАНС мы рекомендуем следующую методику учета.

Для ведения перечня Бюджетодержатей (или ФЦО) и Бюджетополучателей (или ЦФО) предлагаем использовать единый справочник системы «Центры финансовой ответственности», в котором с нужной иерархией ввести данные как о Бюджетодержателе (к примеру, Департамент IT), так и о Бюджетополучателях (магазины и другие ЦФО компании).

Фцо расшифровка что такое. Смотреть фото Фцо расшифровка что такое. Смотреть картинку Фцо расшифровка что такое. Картинка про Фцо расшифровка что такое. Фото Фцо расшифровка что такое

После того, как справочник заполнен, необходимо добавить новую дополнительную аналитику «Бюджетополучатель» в ПВХ «Виды дополнительных аналитик» (раздел Настройки БИТ). При этом будем считать, что аналитика ЦФО в документах – это Бюджетодержатели.

Создаем новый вид аналитики, вводим наименование – «Бюджетополучатель», выбираем тип значения – справочник «ЦФО». Таким образом мы определяем, что как Бюджетодержателя, так и Бюджетополучателя мы будем выбирать в документах из одного справочника – «ЦФО».

Источник

Фцо расшифровка что такое

Фцо расшифровка что такое. Смотреть фото Фцо расшифровка что такое. Смотреть картинку Фцо расшифровка что такое. Картинка про Фцо расшифровка что такое. Фото Фцо расшифровка что такое

перевод: Семейные Советы Онтарио

Federal Coordinating Officer

перевод: Федеральный Координатор

перевод: Иностранных дел и по делам Содружества

Forum of Clinical Oncology

перевод: Форум клинической онкологии

Fully Customizable Outfits

перевод: Полностью Настраиваемый Наряды

Full Corporate Offer

перевод: Полное Корпоративное Предложение

Fractionated Carrier Oil

перевод: Фракционированный Перевозчик Нефти

Federal Cartel Office

перевод: Федеральное Ведомство По Делам Картелей

Financial Crisis Observatory

перевод: Финансовый Кризис Обсерватории

Fair Chance Ordinance

перевод: Fair Chance Ordinance

перевод: Функциональная Проверка

First Commonwealth Fund, Inc.

перевод: Первый Фонд Содружества, Инк.

Foreign Commonwealth Office

перевод: Офис Иностранных Дел Стран Содружества

перевод: Пол Очистить

Foreign Consular Offices

перевод: Иностранным Консульским Учреждениям

Leonardo Da Vinci Airport, Fiumicino, Italy

перевод: Леонардо Да Винчи, Фьюмичино, Италия

Fishing Camping Outdoors

перевод: Рыбалка Кемпинг На Открытом Воздухе

Follower Commentary Overhaul

перевод: Последователь Капитальный Ремонт Комментарии

Fair Collections and Outsourcing

перевод: Справедливая коллекции и аутсорсинг

Fulfill Customer Order

перевод: Выполнения Заказа Клиента

Full Cooperate Offer

перевод: Полное Сотрудничество Предложить

Forecast of Contracting Opportunities

перевод: Прогноз Договаривающихся возможности

Fellowship of Christian Optometrists

Источник

Фцо расшифровка что такое

перевод: Иностранных дел и по делам Содружества

Full Corporate Offer

перевод: Полное Корпоративное Предложение

First Commonwealth Fund, Inc.

перевод: Первый Фонд Содружества, Инк.

Flexible Call Offering

перевод: Гибкая Звонок Предлагая

Fellowship of Christian Optometrists

Leonardo Da Vinci Airport, Fiumicino, Italy

перевод: Леонардо Да Винчи, Фьюмичино, Италия

перевод: Пол Очистить

Fulfill Customer Order

перевод: Выполнения Заказа Клиента

Fractionated Carrier Oil

перевод: Фракционированный Перевозчик Нефти

перевод: Иностранных Дел

Federal Coordinating Officer

перевод: Федеральный Координатор

перевод: Функциональная Проверка

Full Cooperate Offer

перевод: Полное Сотрудничество Предложить

Fishing Camping Outdoors

перевод: Рыбалка Кемпинг На Открытом Воздухе

Fair Collections and Outsourcing

перевод: Справедливая коллекции и аутсорсинг

Financial Crisis Observatory

перевод: Финансовый Кризис Обсерватории

Foreign Commonwealth Office

перевод: Офис Иностранных Дел Стран Содружества

Fair Chance Ordinance

перевод: Fair Chance Ordinance

Forecast of Contracting Opportunities

перевод: Прогноз Договаривающихся возможности

Foreign Consular Offices

перевод: Иностранным Консульским Учреждениям

Forum of Clinical Oncology

перевод: Форум клинической онкологии

Fully Customizable Outfits

перевод: Полностью Настраиваемый Наряды

Family Councils Ontario

перевод: Семейные Советы Онтарио

Federal Cartel Office

перевод: Федеральное Ведомство По Делам Картелей

Follower Commentary Overhaul

перевод: Последователь Капитальный Ремонт Комментарии

Фцо-Сервис, Фцо-Дом, Фцо, Фцо-Новый, ФцоОнлайн, ФцоДом, Фцо-Строй, ФцоЦентр, ФцоСервис, Фцо24, ФцоСтрой, ФцоМаркет, Фцо-Онлайн, Фцо-Центр, Фцо-24, Новый-Фцо

Источник

Фцо расшифровка что такое

Филолог, литературный критик, журналист, писатель, академик Российской академии современной литературы. Родился в 1965 году в Новосибирске.

Воровское понятие «Фцо» происходит от древнего русского слова «все» и примерно то же самое означает.

Как в знаменитом анекдоте: «Хочу, чтобы у меня все было» — «У тебя уже все было».

Или ничего не было

Шувакиш-туча

В двадцать лет Марат, первый пилот в своем поколении, угнал федеральное судно и практически приговорил себя к пожизненной каторге, не говоря уж о том, каких ювелирных умений потребовало преступление.

И здесь я специально задам юмористический контраст. Когда автору этой статьи было (в середине восьмидесятых) двадцать лет, он редактировал в университете стенную газету и опубликовал там заметку, осуждающую студентов, покупающих импортные вещи на Шувакише. Так назывался и, возможно, еще и сейчас называется в Свердловске-Екатеринбурге вещевой рынок, барахолка, «туча»: сущность непротивозаконная, но идеологически невыдержанная, о чем и напоминала злополучная заметка. Написал я ее не своими руками, но сам заказал и, как уже было сказано, разместил. Несмотря на то, что уже побывал к тому времени на полуподпольном концерте Виктора Цоя и слушал по радио «вражьи голоса».

Сейчас, по прошествии лет, я даже и не знаю, какими словами можно оправдать свою тогдашнюю глупость, мало-мало не граничащую с подлостью. Не для оправдания, а для объяснения: слишком уж велико было притяжение советского «дискурса», типа общественной речи, который подразумевал в стенгазетах такие заметки. Помню, от меня никто из товарищей тогда особо и не отвернулся, просто покрутили пальцами у виска.

Именно тогда в нашу жизнь стало довольно активно вползать «другое». Каким именно оно будет другим, поначалу было не слишком понятно. Скажем, мельк нула фамилия Сталина в официальной статье (то ли в «Правде», то ли в «Известиях»), посвященной сорокалетию Победы, потом грянула антиалкогольная кампания. Потом, правда, последовала гласность, и со страниц «Огонька» еженедельно реабилитировался тот или иной ленинский гвардеец, а со страниц «Нашего современника» с естественной для ежемесячника задержкой столь же последовательно объяснялось, что другие-то — это другие, да такие другие, что еще хуже этих, привычных. А потом грянула новая экономика, кооперативы-рэкетиры, и жизнь постепенно перевалилась то ли с ног на голову, то ли наоборот… Один из выводов, звучащих ближе к концу книжки «Боги богов», состоит в том, что история учит прежде всего многообразию форм жизни.

Тем более этому учит фантастика. Андрей Рубанов, распираемый воображением, выдает последовательно то «реалистический», то «фантастический» роман, со скоростью почти неприличной, по две книжки в год, так что впору делать ставки, сколько долго ему удастся удерживать столь высоким качество.

После революции

Действие романа «Боги Богов» разворачивается через несколько тысяч лет. Человечество не сгинуло в ядерном огне, не перевзрывало себя в тотальном терроре, а, похоже, сплотилось и укрепилось. Расселилось на несколько десятков планет. Пережило биотехнологическую революцию. Это штука серьезная. Ее результат не только кресло, собранное из тел пресноводных медуз с планеты Медиан. Существует два более глобальных признака.

Первый — человеки получили возможность имплантировать себе все что угодно и активно этой возможностью пользуются. Отец Марата, тоже пилот, как раз водил «чайные клиперы» с материалом для дорогостоящих трансплантаций. С Олимпии на Патрию (это планеты, как вы поняли) вез змеиные гипофизы, обратно — личинки алмазной бабочки. С Гипербореи на Агасфер — кожу белого дельфина и мышечные ткани полярного сайгака, обратно — слуховые мембраны пресноводного плезиозавра и корневища летающего плотоядного гриба. С Атлантиды на Сиберию — прозрачные водоросли, обратно — сухожилия и глазную сетчатку снежного ястреба. С глазной сетчаткой снежного ястреба можно видеть на километры. В это феерическое меню я ткнул не совсем наугад, но фантазия Рубанова примерно столь же плотна в любой точке текста. Вот одна отвратительная, но эффектная деталь: в аквариумах у имплантаторов живут твари, собранные из глаз и губ и прочих отходов производства. Они запрещены законом, но каждый имплантатор непременно лепит себе такую самоделку.

Люди же, понятно, при этом получаются в высшей степени улучшенные. Кто красивее, кто сексуальнее, кто сильнее — в зависимости от потребностей и в соответствии с возможностями.

Второй признак революции — исчезновение механизмов в нашем нынешнем их понимании. Механизмы отныне наполовину сделаны из живых тканей (вторая половина — электроника), и метафора о любви механика к своей машине правит теперь бал в полный рост. Механизмы такие называются биомами, высший вид биома — космический корабль, и отношения между пилотами и кораблями описываются исключительно в терминах любви. Пилот ласкает кораблю серое вещество и надпочечники, массирует сердце, а уж корабль «протыкает космос», совершает гиперпрыжки на многие супермегатысячи километров.

Причем корабли, как это и полагается у живых существ, тоже могут оказываться глупыми. Когда монтаж очередного биома заканчивается, его тщательно тестируют специалисты. Самых сообразительных отдают военным, середняков — в транспортные компании, «глупые же так и остаются недоразвитыми, их судьба быть игрушками для богачей, яхтами, катерами». Угнать таких недоумков проще простого, именно с такого угона и начнется криминальная карьера главного героя романа.

Просто чтобы не быть вторым

В Пилотскую академию записывают с пяти лет, да еще и гены желательны подходящие. Профессия, короче, уважаемая и элитная. Марат и его старший брат Морт уже к тринадцати годам сделались знаменитостями. Водили учебные яхты в таких режимах, что бывалые капитаны отказывались верить своим глазам. Братьев ждало великое будущее, но было при этом понятно, что более великое будущее ждало Морта — он был умнее, быстрее и благоразумнее.

Он должен был вырасти в гения номер один, а Марату оставалась участь второго, и ему не нравилась эта участь. Нет, он не завидовал брату и не желал ему зла. Просто он себе не желал быть копией. И в шестнадцать лет он написал рапорт об уходе. Из полубогов так просто не отпускают; Марат бежал, запутал, как мог, следы и через несколько недель угнал свой первый корабль. Наивно думал, что вырученных денег хватит не только на новую внешность, но и на новые документы. Но новые файлы во всех двадцати двух федеральных базах данных — это очень и очень дорого. За первой лодкой последовала вторая, за второй — третья, пятая… Его взяли в баре дорогой гостиницы в свободной зоне понтовой планеты, как в таких случаях и бывает.

Из князей в грязи

Вообще тема падения с небес берет начало минимум в легенде об Икаре. Хорошо писал о чем-то схожем Вадим Шефнер: «Сегодня имеешь капризы и многого хочешь достичь, а завтра, быть может, с карниза, на голову жахнет кирпич», как-то так, это почти фольклор, цитату не сверяю. За живое берут траектории из золота в дерьмо в романах Кристиана Крахта. Тема понятная, и не знаю, насколько она актуальна именно для современного мира, но, кажется, состояние российского общества, где все подвешено на хлипчайших волосках, делает ее для нас с вами особо горячей.

Помнится, после посадки Ходорковского один бизнесмен и по совместительству литератор опубликовал письмо, поддерживающее решение мудрых судей, и Татьяна Толстая очень убедительно доставала автора эпистолы в «Школе злословия»: как насчет милости к падшим и неужели нельзя на секундочку представить, что и сам ты можешь оступиться, оказаться неожиданно небезгрешным…

Марат, впрочем, оступился не случайно, а концептуально, сам выбрал прогулку по узкой веревочке. Начинается роман — за годы их сочинения Рубанов овладел искусством композиции — со сцен на жуткой пересыльной планете Девятый Марс. Сто сорок пять тысяч заключенных роют себе норы в песке, чтобы днем спасаться от жары (плюс сорок), а ночью от холода (минус сорок). Ни заборов, ни систем слежения, ни зданий, бежать все равно некуда, ибо нечем дышать. Раз в три часа сбрасывают кислородную пайку, кормят белковым концентратом. Как я понял, кукуют здесь преступники разной тяжести, в том числе и не слишком опасные — негуманненько, однако, выходит. Пейзаж оживляется несколькими разнокалиберными лунами, но освещать им кроме песка нечего.

Даже, впрочем, в таких условиях Рубанов умеет выдать выразительную деталь: «зачерпнул из общественного корыта пустой, безвкусной воды, которая была и не вода вовсе, не замерзала, не кипела, какая-то местная субстанция, пригодная для поддержания жизнедеятельности…»

И вот на пересылке появляется человек — безобразный в крайней степени. Короткие толстые кривые ноги, мощнейшая грудная клетка, жилистая шея, круглая голова, длиннющие руки, нос, рот, уши и глаза как бы отдельно друг от друга, не склеиваясь в лицо.

Убил, говорят, двести человек на четырнадцати планетах. Еще говорят, что он «нашел Кабель». Что за Кабель, будет прояснено не сразу, но звучит увесисто, посорокински — нашел Кабель. Обладает несусветной физической силой, расшвыривая по воздуху уголовных богатырей. Это и есть Жилец. Вгляделся в толпу, нашел глазами Марата. И Марат, поддаваясь яростной воле, кивнул, сам не зная зачем. Как бы сразу на все согласился.

Через тернии к ванили

В частности, пусть и под угрозой смерти, угнать федеральный корабль на Золотую планету, которой нет ни в каких атласах и о которой некогда рассказал Жильцу еще более мощный уголовный авторитет Жидкий Джо как о месте, где можно обрести подлинное Фцо. Гиперпрыжок обошелся Жильцу в перелом позвоночника. В трех местах. Почти полный паралич. Оставалось лежать в биокапсуле, кое-как питающей соками жизни, и учить Марата управлять планетой.

Планета и впрямь оказалась золотой. Климат — лучше чем на Олимпии (это столица Федеральных территорий; Старая Земля как колыбель человечества несколько раз в романе упоминается, но что с ней сталось, неясно). Все сладкое. Мясо носорога отдавало ванилью, мясо земноводной собаки — шоколадом, а здешний деликатес — хвостатая лесная жаба, поедаемая гурманами целиком, включая потроха, глаза и перепонки между пальцев, — имела вкус карамели.

Но самое главное — тут были аборигены, контакт с которыми не допускался никакими Федеральными законами и автоматически делал беглецов преступниками категории Альфа. Но только от аборигенов можно было получить Фцо, начиная с абсолютной над ними власти, нет, начиная с того, что корабль нужно было для начала вытащить из болота, где бы он утонул, и не было бы никакого романа «Боги богов».

Механизмы власти, отношения внутри странного «тандема» (Марата прозвали Хозяином Огня, Жильца — Великим Отцом Хозяина Огня, Убивающим Взглядом), психология подавления и подчинения — вот о чем, собственно, роман. В этом и состоит его актуальность, если таковая непременно нужна от повествования о событиях, происходящих в тысячи парсеков через тысячи лет.

Два сознания: блатное-паханское, в идеале знающее только один способ разрешения конфликта — убийство (иначе дикарям — а местных Марат и Жилец застали на стадии позднего неолита — ничего не объяснить), и либерально-интеллигентское, полагающее, что всегда можно объяснить и договориться. Полностью антагонистическими эти сознания пребывали очень недолго: необходимость жестокого насилия либерал Марат уяснил после первых же непоняток с туземцами.

Хороша, однако, карьера, хорош гиперпрыжок от недоучившегося летчика к диктатору сладчайшего из миров. Начал с объединения четырех племен. Чудеса внедрялись с огромной осторожностью, одно в год, чтобы не обесценивались. «В прошлом году Хозяин подарил народу деревянную посуду, в этом году подарит лук. Много мужчин и мальчиков будет покалечено, зато технологии охоты кардинально изменятся, люди начнут жить сытнее».

Это сквозная тема: прогресс большинства, оплаченный гибелью меньшинства. Научно-фантастический извод парадокса о слезинке ребенка. С традиционным и неизбежным выводом: слезинка ничего не стоит, даже если ты просто хочешь сохранить власть, не говоря уж о каком-то движении.

Даже когда речь идет об элементарной гигиене. Аборигены привыкли справлять нужду у себя под ногами и нимало не тяготились соседством толп жуков-говноедов. Первым державным словом у общего костра Города четырех племен было слово о фекалиях: того, кто справит нужду на территории Города, ждет обездвиживание сроком на три дня и три ночи (благо, технологии позволяли). «Это был хороший закон, но он плохо выполнялся. За следующие пять дней Марат истратил полторы сотни парализующих зарядов». Но трудно убедить не оставлять того, что даже называется тааууло, то есть в приблизительном переводе «след, который нельзя не оставить». Чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, пришлось прибегнуть к посредничеству как раз смерти: выйти белым днем во всем блеске величия, в десантном комбинезоне с включенным активным камуфляжем, и заживо сжечь на месте преступления двух взрослых мужчин.

Всего двух — было либеральным решением, Жилец требовал более увесистых жертв. И только через год жуки-говноеды исчезли из дворца. «Наблюдая, как дикари бегают к приспособленной в качестве клозета промоине меж двумя отдаленными холмами, Марат думал, что сочинить закон мало. Изобрести наказание на его неисполнение тоже мало. Гнев, публичные казни, внезапные инспекции — всего этого недостаточно. Закон должен быть живым, его следует пестовать, выращивать, как щенка, и, когда однажды щенок вырастет в грозного пса, он сбережет тех, ради кого создан».

Последняя фраза прозвучала излишне пафосно, но Рубанов приучил читателя, что пафос его таланту если и не «идет», то органичен. Иногда тема, за которую берется писатель, уже сама по себе пропитана пафосом так, что выжать ее до сухости не удается. Марат, скажем, сам того не желая, насадил на своей планете рабство. Оно, вернее, само насадилось: первый же отдаленный намек на экономические отношения выявил группы лиц, которые сами захотели быть рабами, потому что рабами быть удобнее. Здесь как раз место для цепочки тривиальных аргументов: не надо думать, все за тебя решают, беспокоятся о скромном, но регулярном куске твоей пищи и т.д. и т.п. А когда по ходу развития сюжета (я на самом деле выдал вам только самые его начатки) пришлось дать задний ход и выжигать рабство каленым железом, хороши окажутся образы этих самостийных рабов, не желающих уходить от ворот бывших хозяев.

Рубанов — мастер фантазии, причем применительно и к социальным практикам, парадоксам человеческих отношений, и фантазии изобразительной, беспочвенной, так сказать, пригодной для лепки флоры и фауны несуществующих миров. В отчетной книжке обе эти грани его воображения сошлись: и психологию власти, проблемы встречи с Другим сознанием он виртуозно выворачивает наизнанку по всем возможным гипотенузам, и пчеловолков, и жаб иглозубых, и черные пальмы, и ложных носорогов описывает так, что видишь их въяве.

Тяжелая любовь

При этом — продолжая тему пафоса — в книжке очень много слов о любви. О любви к Крови Космоса, субстанции, пронизывающей межзвездные пространства (см. цитату). О любви к механизмам: презавиральные, в общем, идеи, что пилот наяривает руками в сером веществе своего биома, что способов ласкать плоть корабля много больше, нежели способов утешать женщину, проведены очень красиво… как если бы пианист не просто дергал за клавиши, а рылся в отверстом рояле, выхватывая оттуда одну за одной горячие пискучие ноты… Скорее, впрочем, это похоже на то, как писатель роется в своем тексте.

Есть еще в книжке слова о любви к несчастным народам Золотой планеты. Да, уродливые эманации власти, которая нагибает, жжет, гнобит и часто простонапросто убивает, — это тоже, по Рубанову, особая форма любви. «Может, и моя власть меня любит?» — неожиданно думает доверчивый читатель, все больше узнавая о том, как оно трудно на самом деле быть богом.

…эпохи застоя?

Роман «Трудно быть богом» Стругацких вышел пятьдесят лет назад, главного героя звали дон Румата (нет ли отголоска этого имени в нашем Марате?), и речь там шла о возможности-невозможности насильственного вмешательства высших цивилизаций в дела низших. Занятным образом одновременно с новым текстом Рубанова, даже в том же издательстве, появилась новая книга Сергея Кузнецова «Живые и взрослые», тоже весьма похожая тематически на сочинения любимых авторов советской интеллигенции.

Там идет речь о том, что мир мертвых существует параллельно миру живых. Между этими мирами возможны контакты, не так давно была большая война, мертвые делают лучше магнитофоны и джинсы, которые можно даже купить на местном Шувакише. Тоже как-то неожиданно резко пахнуло классическими Стругацкими.

Они дебютировали в «оттепель», но вообще стали символами свободолюбивой литературы эпохи застоя, пустого длинного времени. Говорили о вечном (чего же не поговорить, если время длинное), все время протягивая к настоящему когти политической злободневности.

У нас с вами, однако, если и застой, то сильно урезанный. Противоречия бурлят в толще времени, стабильность есть только на словах. И потом — если у брежневского застоя было «светлое будущее» в виде реформ, то теперь таких надежд не просматривается. Потому, даже будучи исполненной виртуозно в случае Рубанова и весьма мастеровито в случае Кузнецова, выглядит сейчас некоторым анахронизмом уверенная в себе легкая стругацкая летаргия.

Досье

Андрей Рубанов (г. Электросталь Московской области, 1969). Служил в войсках ПВО, учился на журфаке МГУ (не окончил). Работал корреспондентом многотиражки, рабочим, шофером, телохранителем и, как следует из автобиографического романа «Йод», рэкетиром. В 1996-м осужден, через три года оправдан. Год служил пресс-секретарем мэра Грозного Бислана Гантамирова, затем занялся предпринимательской деятельностью. Один из самых пишущих и публикуемых авторов: за пять лет напечатал сборник рассказов, романы «Сажайте и вырастет», «Великая мечта», «Жизнь удалась», «Готовься к войне», «Хлорофилия», «Йод», «Живая земля» (продолжение «Хлорофилии») и «Психодел».

Источник

Центры финансовой ответственности

Формирование финансовой структуры предприятия, а именно выделение центров финансовой ответственности (ЦФО), — первый шаг на пути к созданию системы бюджетирования. Каждое подразделение компании вносит свой вклад в конечный финансовый результат компании (в виде привлечения дохода или осуществления расходов) и должно нести ответственность за свои действия: осуществлять планировать, отчитываться по результатам. Именно на делегировании ответственности и построен процесс бюджетирования.

Преимущества перехода к управлению по ЦФО очевидны. Разделяя ответственность между подразделениями, мы определяем, кто и за что на предприятии реально отвечает, получаем возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач. Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач.

Центры бывают разные

Если исходить из понимания бюджетирования как технологии управления, а бюджетов — как инструмента управления, предприятие в таком случае будет являться объектом управления.

Коммерческое предприятие как объект управления в самом простом варианте можно рассматривать как совокупность текущей деятельности (создание и реализация продукции, работ или услуг) и инвестиционной. Текущей деятельности присущи расходы (закупка сырья либо готовой продукции, производство, затраты на реализацию) и доходы (выручка) от реализации продукции, работ или услуг. Разница между текущими доходами и расходами определяется как прибыль (или убыток) от текущей деятельности.

Ответственность за доходы в коммерческой компании, как правило, возлагается на сбытовое подразделение (отдел сбыла или торговый дом). Расходы несут все подразделения, но в большей мере отдел снабжения (закупок), производственные подразделения, склады. Прибыль же в большинстве случаев определяется для всего предприятия, а решения по ее использованию принимает руководство компании.

Таким образом, деятельность предприятия как объекта управления можно разложить на отдельные процессы: закупки, производство, сбыт, инвестиции. Соответственно, структурные подразделения, управляющие данными процессами, можно рассматривать как центры ответственности за их реализацию.

На практике выделяют гораздо больше типов центров ответственности (например, центры маржинального дохода, ответственные за маржинальную прибыль, или венчур-центры, ответственные за инновационную деятельность компании).

Рассмотрим основные типы ЦФО более подробно

Центр доходов — структурное подразделение, ответственное за сбытовую деятельность компании. Ее эффективность определяется максимизацией доходов компании в рамках выделенных для этих целей ресурсов. Может возникнуть вопрос, а не является ли подразделение, ответственное за сбыт, центром затрат на реализацию продукции (рекламные акции, заработная плата менеджеров по продажам и т. д.)? Безусловно, можно определить сбытовое подразделение и как центр затрат, но, учитывая незначительную их долю в сравнении с суммой доходов (являющихся доходами всего предприятия) будем именовать его все же как центр доходов. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет продаж и Смета сбытовых расходов (назначение, структура данных документов и порядок работы с ними будут рассмотрены в следующих публикациях).

Центр прибыли — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе компании могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО (не считая Бюджетов продаж, закупок, затрат) выступает Бюджет доходов и расходов (БДР).

Центр инвестиций — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за эффективность инвестиционной деятельности. Традиционным заблуждением является определение в качестве центра инвестиций подразделения, занимающегося планированием и контролем инвестиционной деятельности (например, инвестиционного управления). Дело в том, что окончательные решения инвестиционного характера принимает руководство компании и несет за них всю полноту ответственности. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает Бюджет инвестиций, а также Прогнозный баланс (или Бюджет по балансовому листу). В масштабах всего предприятия, как правило, центр инвестиций совпадает с центром прибыли и, в таком случае, центр ответственности определяют как центр прибыли и инвестиций.

Таким образом, тип ЦФО определяет права и ответственность структурного подразделения за назначенные для него финансовые показатели, являющиеся составной частью финансового результата компании в целом.

Совокупность взаимоувязанных и соподчиненных центров ответственности, представляет собой финансовую структуру компании, которая основана на организационно-функциональной структуре, но не всегда с ней совпадает. Несколько подразделений компании могут быть определены как один ЦФО (например, службы аппарата управления могут быть определены как центр затрат во главе с руководителем компании), в то же время, несколько ЦФО могут быть выделены в рамках одного структурного подразделения (например, в рамках торгового дома могут быть выделены отдельно центр доходов оптовой торговли и центр доходов внешнеэкономической деятельности). При выделении центра финансовой ответственности необходимо учитывать возможность четкого определения перечня продукции, работ или услуг, предоставляемых внешним клиентам либо внутренним структурным подразделениям. Для центра финансовой ответственности характерна финансовая самостоятельность, то есть его руководитель должен иметь возможность определять и управлять финансовым результатом ЦФО. Деятельность центра ответственности планируется и контролируется через систему ключевых показателей.

«Ключевое» отступление

Целью данной статьи не является полноценное описание системы ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, поэтому мы лишь кратко определим их.

Ключевыми показателями для центра доходов являются объемы продаж, денежных поступлений, состояние дебиторской задолженности, объемы затрат, связанных с реализацией продукции, на собственное содержание и др.

Ключевыми показателями центра затрат являются объемы выполняемой работы (производственные задания), качественные показатели по выпуску продукции, величина и структура затрат на выпуск продукции и ее себестоимость, показатели эффективности использования средств производства и трудовых ресурсов и др.

Деятельность центра прибыли оценивается по всем вышеперечисленным показателям, а также по показателям финансовой и экономической эффективности текущей деятельности: рентабельность, структура оборотного капитала, доходность активов и пр.

Показатели центра прибыли и инвестиций дополнительно к указанным включают показатели эффективности инвестиционной деятельности (период окупаемости, ROI) и финансового состояния предприятия в целом (такие, как коэффициенты финансовой независимости и устойчивости и др.).

Система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО служит основой для построения бюджетной модели. Часть из них могут прямо включаться в бюджетные формы (например, задание по выручке), часть не относится прямо к бюджетным показателям (например, рентабельность). При использовании бюджетирования сверху вниз показатели эффективности служат также основой для формирования бюджетных заданий. В любом случае при определении ключевых показателей эффективности нужно учитывать, что они должны иметь численное значение, носить однозначный характер и содержаться в системах учета.

Возвращаясь к теме центров финансовой ответственности, определим основные этапы формирования финансовой структуры.

Вначале необходимо определить центр инвестиций, то есть подразделение, ответственное за эффективность использования полученной в рамках текущей деятельности прибыли. На практике, в большинстве случаев, центром инвестиций назначается само предприятие в целом, так как только его руководство определяет инвестиционную политику, структуру и величину основных средств и контролирует финансовое состояние компании в целом. Ответственность за деятельность предприятия включает в себя и контроль текущей деятельности, поэтому чаще всего данный центр определяется как центр прибыли и инвестиций.

В состав центра прибыли и инвестиций входят выделенные центры доходов и центры затрат. При наличии структурных подразделений, ответственных за финансовый результат по отдельным видам бизнеса (например, производственные предприятия, входящие в холдинг, имеющие обособленные рынки сбыта, собственных поставщиков, самостоятельно определяющие политику ценообразования, но не принимающие решения по инвестированию полученной в результате текущей деятельности прибыли), в одном ряду с центрами доходов и центрами затрат формируют центры прибыли. Центры прибыли могут быть сформированы не только на базе обособленного структурного подразделения, но и в составе нескольких структурных единиц различных подразделений компании, находящихся в рамках одной технологической или продуктовой цепи. Далее в составе такого центра прибыли выделяются свои, подчиненные ему центры дохода и центры затрат. Последующее выделение центров зависит от сложности организационной структуры и необходимости делегирования полномочий (например, в составе центра затрат могут быть выделены нижестоящие по структуре центры затрат). Пример подобной структуры представлен на рис. 1.

Фцо расшифровка что такое. Смотреть фото Фцо расшифровка что такое. Смотреть картинку Фцо расшифровка что такое. Картинка про Фцо расшифровка что такое. Фото Фцо расшифровка что такое
Рис. 1 Сложноподчиненная структура ЦФО

Таким образом, выстраивается иерархия центров финансовой ответственности, определяющая финансовую структуру компании. Сформированный набор центров ответственности и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом — «Положением о финансовой структуре компании», который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей. Этот документ разрабатывается финансовым директором (либо подразделением, подотчетным ему) и утверждается генеральным директором (президентом) компании. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.

Подводя итоги, можно отметить, что мы рассмотрели только одну из нескольких составляющих технологии бюджетного управления — управление по центрам финансовой ответственности. Другими важными составляющими являются: система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, бюджетная модель (состав и взаимосвязь показателей бюджетных форм), бюджетный регламент, методика план-фактного и факторного анализа исполнения бюджетов и другие. О них мы детально расскажем в следующих номерах журнала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *