Фцкм что это такое в детском
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности
Михайлова Юлия
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности
«Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности»
Подготовила Михайлова Юлия Васильевна воспитатель МБДОУ № 323 г. о. Самара
Кто расскажет обо всём:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг…
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Меняются не только подходы к отдельным процессам образования, но в целом, начиная с 1 сентября 2013 года меняется вся нормативно-правовая база, регулирующая систему образования в России. С 1 января 2014 года значительные изменения коснулись и дошкольного образования, как первой ступени непрерывного образования – введен новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования взамен прежнего ФГТ. Дошкольное образование, является первой ступенью системы непрерывного образования, от которой зависит, в дальнейшем, развитие человека, способного самостоятельно и осознанно строить свою жизнь с учетом общечеловеческих ценностей.
Жизнедеятельность человека в обществе, природе зависит от его умения ориентироваться в окружающем мире, устанавливать систему взаимоотношений.
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Задача «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в образовательной деятельности»имеет свои непосредственные цели и задачи:
• развивать у детей чувство сопричастности к окружающей действительности, которое позволяет приобщаться к миру и опыту взрослых;
• накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями нашего мира;
• формировать бережное и созидательное отношение к миру.
В своей работе педагогам-воспитателям важно использовать наиболее проявляющиеся потребности дошкольников,такие как: любознательность, готовность познать.
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
При этом, необходимо учитывать, что целостное восприятие окружающего мира и наглядно-образное мышление на данном (дошкольном) этапе развития ребенка являются основным фундаментом его дальнейшего развития.
Именно поэтому, важнейшей задачей психолого-педагогической работы в детском саду является задача формирования у ребенка целостной картины мира.
А продуктивность овладения знаниями, определёнными качествами личности зависит от того как организован процесс обучения и от позиции самого ребёнка, от его активности (изучить, потрогать (осязать, вылепить, сделать, нарисовать).
Исходя из этого, в своей работе педагоги и воспитатели всегда стремились сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира.
Таким образом, можно выделить следующие основные задачи в работе педагогов-воспитателей, работающих в дошкольном учреждении :
1. формировать элементарные представления об окружающем мире (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, предметах, их свойствах, о различных сферах и событиях жизни, ознакомление с социальной действительностью и т. д.);
2. развивать познавательную активность;
3. обучать различным способам познания.
Что касается первой задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора,то она включает в себя изучение:
— предметного окружения, в том числе, знакомство с признаками предметов, материалами, из которых сделаны предметы, с информацией об их свойствах и качествах, совершенствование умений определять их цвет, форму, величину, вес; сравнивать и группировать предметы по этим признакам, объяснение целесообразности изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п);
— а также социального окружения, в том числе формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., расширение знаний детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход); расширение представлений о правилах поведения в общественных местах; формирование первичных представлений о школе; знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, их атрибутами, людьми, работающими в них; расширение представлений о труде, профессиях; о природе, о растительном и животном мире, об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п., об охране растений и животных; формирование первичных представлений о понятии «Родина», представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Что касается первой задачи – изучение предметного окружения, следует отметить, что большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста внесли также ученые Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. И. Логинова, А. М. Леушина, Л. Г. Розенгарт-Пупко, О. В. Дыбина-Артамонова и многие другие.
Предмет вводит ребенка в мир взрослых, «информирует» его об этом мире, обогащает содержание социального опыта и влияет на всестороннее развитие.
Отечественные исследователи предметного мира С. А. Козлова, О. В. Дыбина-Артамонова утверждают,что через предмет раскрываются разные стороны жизни: труд, быт, искусство,а также их сущностная характеристика: характерные черты, жизненный опыт, особенно творческое начало взрослых.
В учебно-методическом пособии О. В. Дыбиной-Артамоновой «Предметный мир как источник познания социальной действительности» (Самара, 1997) подробно излагается содержание работы педагогов с детьми по процессам освоения ими предметного мира. Эта задача решается через игры-упражнения, логические задачи, дидактические игры, наблюдения. Например, в игре «На что похоже» дети придумывают, на что похожи тот или иной предмет, облака, чернильная клякса, ветка, шишка и др. Полезны игры типа «Продолжи линию, дорисуй, измени рисунок», «Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением — веник и пылесос, счеты-калькулятор и др.).
И необходимо активно использовать данные возможности в помощь образовательному процессу и дошкольным педагогам и воспитателям.
С целью сопровождения образовательного процесса наиболее часто используются ИКТ технологии,такие как: обучающие презентации, видеоролики, обучающие игры и занятия. Подобные компьютерные продукты вызывают большой интерес у детей.
И именно поэтому, думаю, их необходимо, с учетом определенной дозированности их интеграции в образовательный процесс, включать в современный процесс обучения.
2. РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И РАСШИРЕНИЯ КРУГОЗОРА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наиболее важным в процессе реализации задачи формирования целостной картины мира представляется развивать в процессе взаимодействия и обучения у дошкольников:
— связную речь, поощряя полные, развернутые ответы;
— ориентировку в пространстве; внимание;
— стремление к обогащению и пополнению словаря и объема полученных знаний у детей.
Реализация задачи формирования целостной картины мира, расширения кругозора дошкольников должна опираться на возрастные особенности психического развития детей дошкольного возраста, на поиск эффективных и адекватных дошкольному возрасту форм, приемов и методов обучения.
Но при этом, учитывая последние изменения в образовательных стандартах, основной акцент должен ставиться не на разделении образовательного процесса по “предметному принципу”, а на интеграцию и взаимодействие образовательных областей.
Работа воспитателя в сфере познания, т. е. формирования целостной картины мира и расширения кругозора ребенка должна учитывать его возрастные особенности.
Игры и занятия для малышей 3-4 лет должны представлять многообразный мир явлений и фактов. Основной деятельностью становиться предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками. Ребенок постигает их непосредственно через наблюдение и ощущение, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., а также через общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Расширение и обогащение чувственного опыта ребенка 5-6 летнего возраста позволит сформировать целостное представление о мире. Пространство его познания может включать все, что связано с природой (лес, луг, река, лужа, озеро) и все, что связано с созидательной деятельностью человека (сад, огород, комнатные растения аквариум, пруд, а также несложные исследования, позволяющие более конкретно познакомиться с устройством окружающего мира (переход воды в лед и обратно, рост растений и их некоторые органы, первичные понятия «живое», «неживое», условия для жизни). Это уровень эмпирического, чувственно-эмоционального познания мира, к пониманию ограниченности которого ребенок скоро приходит самостоятельно.
Следующий возрастной этап (6-7 лет) является периодом включения в исследовательское познание, которое сопровождается замечательным чувством поиска истины и предполагает расширение и обогащение чувственного опыта ребенка представлениями о мире, человеке, самом себе. овладение ребенком научными методами познания (анализ, синтез, сравнение, наблюдение, понимание, интерпретация). Параллельно идет восхождение ребенка к миру культурных, человеческих ценностей,освоение общечеловеческих понятий: совесть, любовь, трудолюбие, свобода воли, долг, ответственность, ценность человеческой жизни, духовность. В воспитательный процесс вплетаются люди (персонажи, их мысли, переживания, поступки, традиции, и ребенок ставится перед необходимостью общения, чтобы в них разобраться. Такими текстами являются фольклорные произведения (пословицы, поговорки, народные прибаутки, песни, а также высокохудожественные произведения поэзии и прозы.
Работа с двумя последними возрастными категориями дошкольников подразумевает ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация) и ряд других.
Сформированная целостная картина мира поможет ребенку легче адаптироваться в том мире, в котором ему предстоит жить.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению задачи «формирование целостной картины мира, расширение кругозора образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя целый ряд форм, методов и приемов, разработанных специалистами в области дошкольного образования в течение многих лет.
Формы (способы) организации образовательного процесса и взаимодействия в процессе обучения у дошкольников:
Исследовательская деятельность
Чтение литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок.
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста»
Юлия Анискова
Консультация для воспитателей «Формирование целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста»
Какими представлениями может овладеть ребенок 5-6 лет:
Ознакомление с окружающим
• уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.
• Уметь свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада
• Уметь соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).
• Знать название города, деревни, где живут, улицу.
• Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес
Экологическое воспитание
• узнавать и называть 6-7 растений и их части
• уметь описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности
• выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями
• определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя)
• знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)
• уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т. д.)
•знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т. д.
• уметь устанавливать связи между средой обитания и строением тела
•конкретизировать представления о проявлении чувств : голод, боль, радость, привязанность
• продолжать знакомить с дикими животными
• называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду,
рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.
• знать полные фамилию, имя, отчество; сколько лет и полную дату рождения; как полностью зовут родителей и где, кем они работают; полный адрес проживания (включая страну, республику, район и др.);
• знать все времена года, месяцы, дни недели и называть их по порядку (зима…; январь…; понедельник, уметь различать времена года по существенным признакам;
• знать (не менее 4) диких, домашних животных и их потомство, уметь их различать по существенным признакам;
• знать основные цвета и их оттенки;
• уметь ориентироваться в пространстве и времени;
• иметь хороший словарный запас, уметь читать (хотя бы по слогам) и пересказывать прочитанное, составлять рассказ по картинкам;
• иметь представление о школе как социальном институте;
• уметь адекватно оценивать и объяснять собственную точку зрения относительно своих / чужих поступков;
• уметь запоминать небольшие рассказы и воспроизводить их;
• уметь анализировать и обобщать предметы в группы (фрукты / овощи, посуда / мебель и др.);
Для реализации этих целей в работе над темами занятий по ФЦКМ необходимо решать такие задачи,как:
формирование представления о целостном понимании предмета в старших группах— отношение человека и его деятельности к существованию этого объекта.
получение и закрепление информации о флоре и фауне в старших группах — мерами, направленными на сохранение растительного и животного мира на планете);
воспитание бережного отношения к окружающему миру через получение знаний об опасном для природы поведении человека, а также о мерах, направленных на сохранение и преумножение природных богатств.
Приёмы на занятиях по ФЦКМ
Существует четыре группы приёмов, с помощью которых педагог осуществляет реализацию целей и задач организации занятий по ФКЦМ.
1. Словесные приёмы
Для дошкольников речь взрослых имеет ключевое значение в процессе освоения навыка говорения. В младших группах воспитанники, слушая педагогов, родителей, обогащают пассивный словарный запас, а также начинают формирование активного словаря. В средней группе благодаря словесным способам взаимодействия дети усваивают базу грамматического строя языка (согласование в роде и числе, строение предложений и пр.). В старшем дошкольном возрасте ребята посредством восприятия речи и активного участия в диалоге друг с другом и педагогом, учатся составлять связные высказывания, осваивают основы составления логичных и эмоционально-выразительных монологов.
С помощью этого вида словесных приёмов воспитатель доносит до детей суть того или иного факта, связанного с формированием у малышей представлений о мире вокруг. Объяснение сопровождает не только этап представления нового материала, но и иллюстрирует каждый уровень освоения и закрепления темы. Например, при рассмотрении вопроса «Домашние животные» в первой младшей группе педагог не только описывает обитателей фермы, то есть проводит этап знакомства с материалом,но и объясняет порядок выполнения задания на закрепление темы: как из кубиков построить дом для животных, живущих на ферме.
Это один из самых эффективных способов мотивировать детей на работу. Кроме того, что поиск ответов на загадки требует от малышей активизации мыслительного процесса, он ещёи пробуждает своего рода азарт: каждый старается отгадать и ответить быстрее других. Таким образом, педагогу удаётся настроить ребят на дальнейшее взаимодействие.
Этот приём также чаще всего используется для мотивации детей, так как позволяет не только дать представление о теме занятия, но и помогает ребятам вспомнить уже изученный материал. Методика отработки этого приёма заключается в том, что педагог зачитывает детям рифмовку, потом в ходе беседы идёт обсуждение темы. Однако при подготовке занятия на ФКЦМ стихотворения могут использоваться в качестве закрепления материала.
Особую роль в группе словесных приёмов стоит отвести коротким сказкам.
Речь идёт о зачитывании небольших по объёму текстов по теме. Например, краткая информация об особенностях жизни и обитания животных определённых природных зон в старшей группе. При этом в группах, где есть умеющие читать, такие отрывки дети могут читать сами. Кроме того, что возможность продемонстрировать свои умения имеет важное значение для повышения самооценки ребёнка, работа носит ещё и мотивационную миссию, подталкивая ребят, которые читать ещё не умеют к освоению этого важного навыка.
2. Группа наглядных приёмов
Малыши воспринимают мир, прежде всего, через зрительный канал, поэтому обеспечение образовательного процесса наглядностью в достаточном объёме — принципиальная задача для педагога.
Картинки, иллюстрации
Эти элементы наглядности сопровождают любой вид деятельности дошкольников. Тем более если речь идёт о таком информационном потоке, с которым сталкиваются малыши на занятиях по ФЦКМ. При этом очень важно,чтобы иллюстрации были:
• понятными (не стоит нагромождать иллюстрации большим количеством изображаемых деталей — это отвлечёт детей от сути того, на чём надо сосредоточиться, например, если на занятии в младшей группе работа идёт над темой «Дикие животные», то группировка на иллюстрации млекопитающих, живородящих, травоядных, конечно, будет очень информативной, но вряд ли полностью запоминающейся для малышей);
• завершёнными по смыслу (например, если картинки иллюстрируют процесс выращивания фасоли, то двух картинок с семенами и молодым побегом будет мало для понимания этапов роста, нужны «промежуточные» стадии).
На вариантах этого наглядного приёма стоит остановиться отдельно.
Показ презентаций с информацией о том или ином изучаемом объекте, явлении. Это очень удобный способ, когда тема очень обширна, информации много, и одними картинками не ограничиться. К подобным можно причислить «Космос. Первый космонавт» в старшей и подготовительной группе.
Просмотр видео. Это могут быть как обучающие ролики, например, о том, как провести опыт с водой. Или, например, мультипликационные отрывки по актуальной теме.
Собственный пример. В этом случае педагог сам показывает те или иные действия, которые необходимо освоить детям. Например, порядок выполнения движений под песенку «У жирафа пятна» при изучении темы «Части тела» в подготовительной группе.
Наглядное пособие, объединяющее в себе материалы разного характера по конкретной теме, называется лэпбуком.В таких папках-проектах могут содержаться:
• иллюстрации и краткая информация по теме;
• подходящие игры (настольные, словесные и пр.);
• работы детей (рисунки, аппликации и пр., которые выполнялись в процессе рассмотрения вопроса.
3. Практические приёмы
В эту группу, кроме рисунков, аппликаций, поделок, обычно выполняющих функцию закрепления полученных знаний, стоит отнести опытную деятельность, без которой постичь суть некоторых явлений природы очень непросто.
Игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста. Поэтому это самый продуктивный способ организовать познавательный процесс, который к тому же создаёт положительный микроклимат в группе и настраивает ребят на рабочий лад.
Как составить картотеку тем по ФЦКМ
Поскольку ФЦКМ происходит в ходе работы на занятиях разной образовательной направленности («Ознакомление с окружающей средой», «Музыка» и пр., то и картотека тем носит интегрированный характер. Обычно воспитатель составляет календарно-тематический план занятий по всем направлениям, указывая аспекты темы, относящиеся к образовательной области ФЦКМ. Однако в некоторых методических источниках рекомендуется составлять план исходя из образовательной области работы с конкретной возрастной группой. В этом случае педагог вычленяет те или иные элементы содержательных частей (блоков, необходимые ему для подготовки занятия.
Временной план занятия
Схема разработки занятий по ФЦКМ представляет собой чёткую структуру изложения содержания за определённые отрезки времени. И если характер содержания зависит от конкретной темы, то хронометраж занятия определяется санитарными нормами по проведению занятий с дошкольниками:
• в старшей — 25 минут;
• в подготовительной — 30 минут.
Проработка сути темы идёт в три этапа:
• вводная часть (актуализация базовых знаний по теме, мотивация на продолжение работы по ней);
• основная часть (работа, раскрывающая содержание каждого из рассматриваемых тематических блоков, а также физкультминутка, дыхательная или пальчиковая гимнастика);
• завершающая часть (оценка педагогом деятельности ребят в процессе занятия, а также со средней группы рефлексия ребят относительно качества своей работы).
Таблица: примеры конспектов занятий ФЦКМ для разных возрастных групп:
Тема Вводный этап Основной этап Заключительный этап
Старшая группа
«Мама» — Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит? Не смыкая ночью глаз, всё заботится о вас? Всё она, розная … (мама дорогая…>
В заключении занятия спрашиваю, о чём дети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали.
Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящие слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным (мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край…> — Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? Чем оно вам понравилось? Молодцы? ребята, вы все были сегодня активны, все старались.
Таблица: пример картотек опытов для занятий по ФЦКМ
Возрастная группа Изучаемое явление Цели эксперимента Ход опыта
Старшая группа Воздух и вода Показать, что воздух легче воды Дети пытаются «утопить» в ёмкости с водой игрушки, наполненные воздухом.
Подготовительная группа Откуда берётся радуга Показать, что радуга на стене или потолке является результатом отражения в воде преломлённого луча света. Ёмкость с водой ставим у окна, располагаем в неё на подставке зеркало и «ловим» солнечного зайчика. Наблюдаем на потолке или стене радугу.
Таблица: пример составления календарно-тематического планирования по ФЦКМ в старшей группе (фрагменты)
месяц блок Организованная образовательная деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей
Тема «Кто работает в детском саду?»
сентябрь «Детский сад»Цели:
• уточнить знания детей о детском саде;
• расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду;
• развивать наблюдательность, внимание;
• воспитывать уважительное отношение к работникам детского сада.
1. Беседа о сотрудниках детского сада.
2. Рассказывание по сюжетной картине.
3. Игра «Найди ошибку»
4. Отгадывание загадок.
5. Итог занятия. Дидактическая игра «Назови материал?»Цели:
• выявить умение детей определить, из каких материалов сделаны предметы;
• учить определять причинно-следственные связи между материалом и способом использования;
• учить называть предметы, которые окружают ребёнка в помещении.
Дидактическая игра «Наряды матушки-земли»Цель: уточнять и расширять представления детей о смене сезонов, об основных признаках каждого времени года, природных явлениях, характерных для него.
Экспериментальная деятельность «Летающие семена».Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые они разносят.
• познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду;
• рассказать о трудовых процессах, выполняемых каждым из них;
• уточнить знание адреса детского сада
и маршрута в детский сад и домой;
• совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада;
• приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада.
Словарь: кухонный работник, медицинский работник, музыкальный и физкультурный залы, здание
1. Экскурсия по детскому саду.
2. Игра «Чьи предметы?»
3. Чтение стихотворения.
4. Танцевальные движения под музыку.
5. Итог занятия. Дидактическая игра «Куда залетела пчела».Цели:
• развивать память и мышление;
• закрепить знания о предметах мебели;
• учить называть признаки и количество предметов.
Дидактическая игра «Времена года»Цели:
• закреплять знания детей о последовательности сезонов;
• выявить характерные признаки каждого времени года;
• познакомить с изменениями видов осадков;
• рассказать о влиянии изменений в неживой природе на образ жизни животных.
Экспериментальная деятельность «Как увидеть воздух».Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Дидактическая игра «Давайте поселим зверей».Цель: знакомить детей со средой обитания различных животных. Рассматривание комнатных растений.Цель: учить узнавать, различать и правильно называть комнатные растения.
Золотая осень Цели:
• учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (по сравнению с летом);
• устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий — постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлёт птиц связан с исчезновением насекомых);
• организовать целевое наблюдение за цветом листьев;
• учить работать с календарём природы;
• развивать знания об осенних работах на огороде;
• воспитывать интерес к природе.
1. Беседа о приметах осени.
2. Игра «Закончи предложение.
3. Описание картинки.
4. Подвижная игра «Дождик».
5. Итог занятия. Дидактическая игра «Времена года».Цели:
• закреплять знания детей о последовательности сезонов;
• выявить характерные признаки каждого времени года;
• познакомить с изменениями видов осадков, влиянием изменений в неживой природе на образ жизни животных.
Экспериментальная деятельность «Ветер, ветер, ты могуч…».Цель: познакомить с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни живых организмов.
Дидактическая игра «Найди такой же листок, как на дереве».Цели:
• развивать умение сравнивать, выделять общие признаки;
•учить сравнивать листья по признакам: окраске,
В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора дошкольников в процессе образовательной деятельности».
Консультация для родителей «Игрушки — средство формирования целостной картины мира и расширения кругозора» Игрушки, целостная картина мира и расширение кругозора. Игрушки крайне важны для развития личности ребенка. Многочисленные исследования.
Конспект НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет «Космическое путешествие» Конспект НОД по ФКЦМ для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет. Тема: «Космическое путешествие» Задачи: 1. Расширять знания детей.
Конспект ООД по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста «Осенняя прогулка» Конспект ООД — познавательное развитие (формирование целостной картины мира) с детьми младшего возраста. Тема: «Осенняя пргулка» Программное.
Консультация для воспитателей «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста» Формирование сенсорных эталонов – это развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, целостности. Сенсорное воспитание является.
Игры по формированию целостной картины мира и расширению кругозора детей дошкольного возраста Методическая разработка по инновационной технологии «Ситуация» для формирования целостной картины мира детей дошкольного возраста. «Играем,.
Перспективно-тематический план реализации раздела «Формирование целостной картины мира» (подготовительная группа) Перспективно-тематический план реализации раздела «Формирование целостной картины мира». Тема Программные задачи Источник литературы 1. Предметы.
«Деревья». Познавательно-исследовательская деятельность. Формирование целостной картины мира Познавательно-исследовательская деятельность. Формирование целостной картины мира. Беседа: «Деревья». Задачи: Закрепить названия деревьев,.