Фудмаркет что это такое

Все московские фудмаркеты от худшего к лучшему

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

В Москве становится все больше гастрокластеров: только в этом году открылось сразу три масштабных фудкорта с десятками новых концепций, и еще три на подходе. Похоже, рестораторам, осваивающим недра рынков и заводских цехов, приходится всерьез конкурировать за внимание заинтересованной публики. А публике выбирать фаворитов. Time Out составил свой рейтинг самых значимых фудкортов 2.0 – от новичков до заслуженных ветеранов.
Previous
Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

12. The 21 Food Market

Время работы: пн-чт, вс 12.00–0.00, пт-сб 12.00–1.00

В 2014 году в недрах бывшего казино «Метелица» открылся The 21 Food Market, где профессиональные повара готовили уличную кухню разных стран. Все, что было тогда актуально, — от хумуса и бургеров до суши и лаксы — сошлось в одном месте. Гастротусовка желала там отметиться, а энтузиасты уличной еды, мерзнущие на городских фудмаркетах, мечтали получить на Арбате постоянную прописку. Казалось, в перспективе The 21 способен вырасти как минимум в мадридский Mercado de San Miguel. Но что-то пошло не так. Фудкорт покинули самые сильные игроки, а новые рекруты — Bruschett Bread c брускеттами, китайский Wok Up, пивная Big Beer Bro, кофейня «КоКоФе» и Magic Shawarma — просто старательно копируют моду вчерашнего дня. Ситуацию не спасает ни Ryba International, где все еще режут роскошные сашими из мальдивского тунца, ни «Хочу хычин», который исправно кормит публику балкарскими лепешками, — все это тонет в море случайных концепций. Возможно, виновато и само помещение, изначально не приспособленное для работы сразу нескольких кухонь, — в The 21 пахнет, как в столовой. Ощущение имперского упадка только усиливает старомодная мягкая мебель, собранная по сусекам из закрывшихся ресторанов «Гинзы». Да и публика сильно поменялась: основной костяк сегодня составляют приезжие, которые гуляют по Арбату.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

11. «Гастроферма»

Нижняя Красносельская, 35, стр. 59

Время работы: пн-вс 10.00–21.00

Мощное начинание — построить гастрокластер в пустующем здании бывшего завода в километре от метро Бауманская — заглохло по самым прозаическим причинам. «Гастроферма» окружена офисными центрами, которые в будни еще худо-бедно поставляют ей гостей, но по выходным посещаемость фудкорта равна нулю. Не сложилось и с рыночными рядами — привлеченные к торговле фермеры быстро покинули проект из-за нерентабельности бизнеса: это вам не «Золотая миля», и желающих переплачивать за фермерские продукты нашлось немного. Накладывает отпечаток и местная специфика: владельцы так и не раскошелились на оборудование для субарендаторов и удобные столы для гостей, поэтому на фудкорте пустынно и неуютно. Из серьезных ресторанных проектов первой волны самыми стойкими оказались «Дагестанская лавка», «Кухня Кипра» и два проекта отличного шефа Тимура Абузярова — Bao + Noodles, торгующий азиатским стритфудом в авторской версии, и Fishshop, заточенный под рыбу. Остальные названия никому ничего не скажут: эти стартаперы и мелкие продуктовые лавки точно не способны вызвать к «Гастроферме» интерес.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

10. Food Store

Рождественка, 6/9/20, стр.1

Время работы: пн-вс круглосуточно

У нового проекта от создателей не слишком успешной «Гастрофермы» есть все перспективы вырасти в сеть. Сделав работу над ошибками, они стали внимательнее выбирать локацию: первый Food Store еще в прошлом году заработал в саду имени Баумана, уже облюбованном уличными маркетами, второй — не так давно открылся на пересечении Рождественки и Кузнецкого моста. В обоих случаях одна концепция — фудкорт, совмещенный с магазином здоровой еды. Но если в саду имени Баумана главную роль играет магазин (и хлебную лавку от Shasha Bread вместе с нью-йоркской пиццей от Chipp можно рассматривать скорее как довесок к розничной торговле), то в центре — на первом месте фудкорт. Площадку на Рождественке разделили между собой Double B, «Дагестанская лавка», «Рамен клаб», Burger Heroes, — сплошь крепкие сетевики. Из оригинальных концепций замечены только посвященный морепродуктам «Привет, Crevette!» от австралийского шефа Джонатана Кертиса и «Золотой баран» — с неплохими стейками из баранины за 790 рублей. Обстановка — граффити на стенах, большие деревянные столы, приглушенный свет и шумные компании студенческого вида. Но если судить по отсутствию на столах тарелок и тоскливым взглядам скучающих без дела поваров, приходят сюда пить, а не закусывать. В винном баре «Пробка & Штопор» в круглосуточном режиме разливают каву и приличный чилийский совиньон, и то и другое — всего по 190 рублей за бокал.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

9. «Ветошный гастрономический ряд»

Время работы: пн-вс 9.00–0.00

«Ветошный гастрономический ряд» недавно заработал под боком у ГУМа, в старых торговых рядах, переоборудованных под офисные центры. Им управляет Вячеслав Шалимов — создатель легендарной бутербродной «У Славика», съехавшей с Маяковской. Поменять адрес «Славик» должен был как раз на Ветошный переулок, но, получив в распоряжение пространство в 400 квадратных метров, Шалимов решил разделить его с единомышленниками. В результате соседями стали 5 киосков: корейский «Пян се», израильский «Шалом, баклажан!», кофейня Les, Easy Soup с супами в стаканах и новейшая реинкарнация «Славика» — бургерная «Бутер Борд». Летом должно открыться еще несколько корнеров. На фоне соседнего «Вокруг Света» «Ветошный» выглядит крошечным, зато здесь по-семейному уютно. Симпатичные девчонки из «Шалом, баклажан!» по субботам и большим еврейским праздникам угощают всех желающих халой и печеньем. Бариста из Les заваривают кофе «так, как вам понравится». Шпинатными и рыбными супами по 200 рублей, приготовленными, как положено, в кастрюле, а не из пакетиков, кормятся сотрудники всех соседних офисов. Да и бургеры «от Славика» с новой пропиской ничуть не растеряли в качестве. Хочется надеяться, что когда-нибудь рестораторы перестанут мыслить только масштабами рынков и цехов, и в городе начнет открываться больше локальных микромаркетов. Пока же народ в «Ветошном» не толпится, но, может, оно и к лучшему: самим не хватает. Его надо не рекламировать, а оставить для себя — на тот случай, если в «Вокруг Света» не найдется свободного стола.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

8. Усачевский рынок

Время работы: пн-вс 8.00–21.00

+7 (999) 003 00 30, +7 (499) 246 20 81

Усачевский рынок принадлежит Gremm Group, которая занималась и реконструкцией «Центрального». Не слишком центровая локация компенсируется тем, что Комсомольский проспект и прилегающий к нему район Хамовники сегодня — часть элитной застройки, поэтому рыночные цены рассчитаны на благополучных местных жителей, а не на бабушек с тележками. Арендные ставки, по словам инсайдеров, тоже высоки — поэтому восточные мужчины с бакинскими помидорами за 500 рублей и мандаринами за 400 рублей стоят за прилавком больше для колорита, чем для реальной торговли. Неплохо идут дела у магазина от компании «Мираторг» с его колбасками и стейками или в лавке Кo& Co с российскими сырами, приготовленными по французской технологии: из живого городского рынка Усачевский постепенно превращается в магазин деликатесов районного значения. Среди участников фудкорта в целом мало оригинальных концепций: все эти «Оджахури», United Kitchen или «Щепка» давно вышли в тираж на других фудкортах города. Ехать, конечно, сюда специально смысла нет, но если вдруг окажетесь поблизости — зайдите в ресторан «Фо Фа» от команды «Кофемании», который кормит отличной вьетнамской уличной едой в рафинированной московской версии.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

7. Черемушкинский рынок

Время работы: пн-вс 8.00-21.00

+ 7 (499) 134 50 51, +7 (499) 132 87 43

Удачный пример того, как на новый лад можно обустроить старый рынок в спальном районе. Черемушкинский рынок, существующий с начала 60-х, неоднократно собирались сносить. Но меньше года назад у ветерана началась вторая жизнь: после тотальной реконструкции в здании поменяли все, кроме причисленного к памятникам архитектуры купола. Консультировали переустройство специалисты из Великобритании, продавцов одели в униформу, обязали принимать оплату карточками и четко указывать на ценниках регион происхождения продуктов, а не ограничиваться общими словами вроде «фермерский» или «абхазский». Это, конечно, не лондонский Chelsea Farmer’s Market, с которого британцы брали пример, но глаз радует. Что касается фудкорта, то он берет не числом, а умением: концепций немного, но — ни одной откровенно слабой или случайной. Феноменальный чаудер за 350 рублей в «Песне моряка», бургеры c воронежской говядиной в Meet Meat и камчатским крабом в Crab & Caviar, вьетнамцы из Ngon и грузины из вездесущего «Оджахури», наконец, салат-бар Parnik, где любой салат можно собрать самостоятельно по принципу конструктора. Но главный соблазн — прилавок с ремесленным хлебом «Хлеб и калач», к которому весь день стоит очередь: горячие буханки поступают прямиком из подовой печи. И цены на сибирский с клюквой или ситный на закваске — вполне божеские: от 13 рублей за 100 г. Весной перед рынком появится открытая веранда на 200 мест с алкогольной лицензией — и всем будет счастье.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

6. «Экомаркет»

Профсоюзная, 126, ТК «Коньково-Пассаж»

Время работы: пн-вс 10.00–22.00

Владельцам «Экомаркета» удалось почти невозможное – превратить бывший вещевой базар на московской периферии в центр притяжения молодых и модных. Фермерский рынок в торговом центре «Коньково-Пассаж» заработал еще в начале нулевых, но в полной мере заявил о себе в 2015 году, когда здесь началась глобальная реконструкция, и вдобавок появился фудкорт, постепенно ставший обрастать свежими концепциями. На «Экомаркете», например, открылась первая точка Сezve Сoffee, где варят кофе на песке по рецептам бариста-чемпионки Марины Хюппенен. Отлично проявил себя PLOVBOX.ru от бывшего управляющего ресторанами Аркадия Новикова Максима Агашкова. Tacodor, недавно обосновавшийся на Центральном рынке, тоже работает на «Экомаркете», и в Коньково тако и бурито делают и щедрее, и вкуснее. Заслуга фудкорта в том, что он привлекает интересные авторские проекты на окраину и создает альтернативу «Макдональдсам» и «Бургер Кингам». Здесь можно съесть веганские суши и падтай в «Чао Бао». Пройтись по национальным магазинчикам, прихватив по дороге бастурму и самодельный наполеон из «Армянской лавочки», которую держит степенная армянская пара. Купить аджику и луканку в «Мире Болгарии». Или съесть пиццу в душевном ресторанчике Da Lorenzo, где хозяин – молодой красавец из Римини Лоренцо Джетти – в лучших итальянских традициях все время торчит за прилавком и трепется с гостями обо всем на свете.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

5. Даниловский рынок

Время работы: пн-вс 8.00–21.00

+7 (495) 120 18 01, +7 968 632 38 27

Год назад Даниловский рынок пережил серьезную реконструкцию: зрительно отделил фудкорт от рыночных рядов и обновил систему отопления, в результате чего под шатром можно обедать без пальто даже в двадцатиградусные морозы. Но главное — сумел не потерять актуальности на фоне открывшихся за это время конкурентов. Состав участников обновился примерно на треть. Старожилы — вроде булочной «Батон» или кофейни «Человек и пароход» — стойко вынесли все издержки ремонта, не отходя от прилавка. Вновь прибывшие представляют самые свежие московские ресторанные веяния: «Мох» с мини-фабрикой по производству комбучи, «Ребро Адама» с кубанскими стейками, «Тажинерия» с правдивыми марокканскими тажинами, Dos Tacos, стилизованный под вагончик с уличной едой, как на улицах Мехико. Похоже, что Даниловский рынок, с которого четыре года назад и началась эпоха фудкортов 2.0, стал для Москвы чем-то вроде культурной институции: сюда специально водят на экскурсию иностранцев. Да и на каком еще из наших рынков вся столичная тусовка отплясывает на концерте «Грибов»? Разумеется, у ветерана гастрореволюции есть и свои недостатки, ставшие в последнее время только очевиднее. Здесь не продают алкоголь, а свежие устрицы и стейки без бокала вина, как известно, теряют часть своего обаяния. Вдобавок любая попытка перекусить в выходные на Даниловском неминуемо превращается в утомительный забег с препятствиями: когда в руках у тебя поднос с дымящимся супом, а вокруг все только и делают, что толкаются в борьбе за свободное место, нервы потихоньку начинают сдавать.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

4. StrEat

Ленинская Слобода, 26, МЦ Roomer

Время работы: пн-вс 10.00–22.00

Экс-директор Даниловского рынка Максим Попов открыл StrEat в цехах бывшего завода «Динамо», в двух шагах от метро Автозаводская. Здесь он отказался от идеи скрестить фудкорт с рыночными рядами, отдав все 2500 квадратных метров под разнокалиберные съестные форматы. Масштабный проект способен вместить около четырех десятков резидентов, и сегодня это — абсолютный московский рекорд. Дизайн с уличными фонарями и дорожными знаками поддерживают идею мини-города, в котором есть и газ, и вентиляция, и открытый огонь, и профессиональная мойка посуды. Хочешь — готовь на теппане, хочешь — на угольном гриле, а хочешь — в дровяной печи. Пока в полную силу работает около 25 корнеров, многих арендаторов Попов привел за собой с Даниловского рынка: «Человек и пароход», «Кухня Кипра», «Дагестанская лавка», Thе Hummus. Можно наконец без очередей съесть вожделенный фо от вьетнамцев из Bò. Несколько резидентов Даниловского пришли на StrЕat со своими новыми идеями: владельцы «Щепки» зазывают в Cola Burger c олдскульными бургерами, бывший шеф-повар #FishBazaar Сергей Лигай открыл Seafood Factory, а армяне из «Долмастера» теперь кормят грузинской едой в «Уахтанге». Из громких имен — Сейджи Кусано, приложивший руку к созданию Yo! Curry & Sushi с японским карри. Из удачных стартапов — семейное предприятие «Паста и место», где раскатывают свежую пасту и лепят тортелини по рецептам шефа Симоне из Вероны. К некоторым корнерам, конечно, есть вопросы: например, ребятам из Mexiсana натурально хочется оторвать руки за то, что они кладут в тако за 170 рублей крабовые палочки с майонезом (что? да!). Главный завлекательный маневр (и в этом смысле StrEat кладет на лопатки Даниловский) — наличие алкогольной лицензии, которую владельцы стараются отыграть по полной: у Blacksmith Irish Pub полки с бутылками уходят под потолок, имеется 20 сортов крафта на кранах, недорогие вина по бокалам и достойная коктейльная карта. А совсем скоро здесь появится еще и «Винный базар» Жени Качаловой.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

3. Гастрономический центр «Зарядье»

Варварка, 6, парк «Зарядье»

Время работы: пн-вс 12.00–00.00

Если парк «Зарядье» — это тематический аттракцион чудес России, то его гастрономический центр, отданный на откуп Александру Раппопорту, задуман как парадная витрина русской кухни. То, что ресторатор умеет извлечь из канонического набора щей-борщей-вареников максимум смысла, мы имели возможность убедиться еще на примере «Dr. Живаго». На сей раз затея куда грандиознее: «Зарядье» — это город в городе, находящийся в руках одного ресторатора, оформленный в едином стиле стараниями студии Sundukovy Sisters, а за кухню в целом отвечает опытный шеф Павел Петухов. Восемь кафе-островов, каждый со своей специализацией, слитно функционируют как один организм. Мясной с ребрами и стейками не дороже 1000 рублей, рыбный — с выбором российской рыбы, которую тут же приготовят любым способом, «Лепильная», где лепят все, что должно лепиться (от пельменей до вареников), «Супстанция» с двухметровым казаном для плова. Десерты выставлены на витрине с самоваром, в «Шампань-баре» потчуют крабами под отечественное игристое. Еда недорогая и обильная: за тарелку вареников с вишней просят 280 рублей, а могли бы больше — ведь это лучшие вареники в окрестностях Кремля. Утки и гуси соблазнительно крутятся на гриле за стеклом. Морские ежи по 280 рублей за штуку расходятся как горячие пирожки. Каждому по потребностям: командировочные в пиджаках поглощают большие куски мяса, мамы угощают ребятню ностальгическим медовиком, а иностранца не стыдно зазвать на полбу с раковыми шейками. У каждого прилавка снуют официанты, что превращает гастроцентр в конгломерат отдельных ресторанов, поэтому если вдруг захочется к стейку взять еще и пельменей, придется договариваться. Из минусов — льющиеся из динамиков Шуфутинский и «Любэ», но провинциалы искренне радуются, услышав знакомое имя: в каждой песне здесь — название одного из российский городов. В выходные, когда «Зарядье» напоминает переполненный туристами вокзал, отсюда хочется немедленно сбежать. Лучшее время для визита — вечером в будни: до полуночи в опустевшем павильоне можно спокойно выпивать и закусывать.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

2. Центральный рынок

Рождественский б-р, 1

Время работы: пн-вс 8.00–23.00

Центральный рынок строили три года, и результат поражает масштабами: фудкорт с витыми решетками балконов и декоративными джунглями на потолке здесь размером с футбольное поле. Собственно, рынок спрятан на минус первый этаж, но те, кто пришел за продуктами, при входе все равно натыкаются на прилавки с готовой едой. Из совсем не случайного набора игроков вырастает общая стройная концепция. На вывесках — много знакомых имен. Здесь открыли свои экспресс-кафе сразу несколько заметных московских заведений, и такую сильную команду еще не удалось собрать ни одному городскому фудкорту: «Джимми Ли» из одноименного ресторана на Проспекте мира кормит говядиной по-сычуански (550 рублей) и удоном с черными бобами (370 рублей), в Tokyo Sushi режут сырую рыбу, крутят суши и варят японский буйабес (390 рублей), Cush& Curry от «Китайских новостей» выступает с карри со всего света, вечно странствующий Sito — с греческими пенерли. На Центральном открыли первую точку Meatloaf Максим Ливси и Федор Тардатьян из Brisket BBQ с подсмотренной у американских амишей версией мясного хлеба. Его можно съесть и на завтрак — с яичницей за 400 рублей, и это уютная и сытная еда. Хотя лучше шикануть и позавтракать японскими устрицами из Umi Oysters от шеф-повара Евгения Мещерякова, известного по работе с Раппопортом, — их на прилавке 29 разных видов. Перспективных стартаперов тоже привечают: рекомендуем сыроедческое кафе Flora No Fauna и Flower Flowers с японским мороженым. Вообще, вряд ли найдется хоть сколько-нибудь востребованное блюдо, которого здесь не готовят: от веганских смузи-боул и утки по-пекински до десертов по ГОСТу в «Советском кафетерии» и грузинских хлебов из пекарни Георгиевского подворья. Похоже, Центральный готов и самом деле стать центровым среди московских рынков. По выходных тут столпотворение: то бесплатно разливают вино при входе, то согревают чаем из самовара, то публично разделывают тушу тунца. Коммунальные столы оккупирует стильная и шумная молодежь вперемешку с семейными кланами, но никто не работает локтями. Много иностранцев — недалеко квартал французского посольства. И атмосфера по-хорошему рыночная, оживленно-доброжелательная. Будто прийти на рынок, чтобы съесть дюжину устриц с шампанским, продолжить буйабесом и захватить домой коробку с эклерами, — дело для Москвы уже привычное.

Фудмаркет что это такое. Смотреть фото Фудмаркет что это такое. Смотреть картинку Фудмаркет что это такое. Картинка про Фудмаркет что это такое. Фото Фудмаркет что это такое

1. Гастромаркет «Вокруг Света»

Никольская, 10, ТЦ Nikol’skaya Plaza

Время работы: пн-вс 11.00–23.00

Открытие образцового (чего уж скромничать) гастромаркета Борис Зарьков, Владимир Мухин и Аркадий Новиков — готовили больше двух лет. И вот свершилось: 24 абсолютно новые концепции, собранные с миру по нитке, синхронно активировались в двух шагах от Кремля. То, что управление сосредоточено в одних руках, позволяет избежать повторов и пересечений с другими фудпространствами, каждый корнер — лыко в строку. Исполнителей рекрутировали с кухонь собственных ресторанов White Rabbit Family. Алексей Когай, например, отвечает за суши, поке и прочие вагаси моти, как и в Zodiac (а стоит все это здесь в полтора-два раза дешевле). Все, что связано с мясом, курирует Максим Кузнецов, мясник с французской выучкой, в его епархии — авторитетная подборка бургеров в Burger Factory и колбаски всех мастей в «Расколбасе». Готовить тако ребят из Tacos №1 учил лично латиноамериканская звезда Хорхе Вайехо. А к рецепту шаурмы приложил руку сам Владимир Мухин. Кстати, «Вокруг света» — первый проект, где он не только бренд-шеф, но и совладелец. Чтобы шеф такого уровня взял под крыло гигантский фудкорт — такого в Москве еще не было. Доработки, конечно, будут — брискет, несмотря на навороченный смокер, приехавший из Техаса, получается сочным через раз, а отчаянно жирный канадский картофель Poutine — определенно не наш выбор. Но уже ясно, что «Вокруг света», как и задумывалось, сумел снять сливки с гастротрендов всех континентов — от гавайских поке до гонконгских вафель. Хотя здесь замечательно получаются и куда менее модные вещи — вроде огромного куска наполеона за 150 рублей. Что особенно ценно — на гастромаркете можно разнообразно и со смыслом выпить: за барной стойкой, вынесенной в центр зала, разливают двадцать видов пива, отличный рислинг, итальянское мерло, просекко и всякое крепкое.

Источник

Почему фуд-холлы так популярны? Отвечает основатель архитектурного бюро Archpoint

Фуд-холлы — развивающийся тренд: в Европе и США их уже больше двухсот. Что такое фуд-холлы, как мода на них пришла в Россию, какие у формата есть архитектурные особенности — рассказывает Валерий Лизунов, основатель архитектурного бюро Archpoint и совладелец московских баров Parka, Prscco Bar, Aprol Bar и «Проходное место».

Для справки: в 2020 году специалисты архитектурного бюро Archpoint (Валерий Лизунов, Екатерина Агеева, Максим Винокуров) реконструировали Черемушкинский рынок, переосмыслив его внешний вид.

Фуд-холлы, или гастромаркеты, — современный гастрономический и культурный феномен. Это пространства, в которых на одной территории представлены несколько заведений с разными концепциями и кухнями разных народов, а часто еще и рынок со свежей фермерской продукцией. До пандемии я успел побывать во многих гастромаркетах в Европе, США и Азии, и везде меня привлекала бурлящая там жизнь — это настоящий тренд среди людей всех возрастов и национальностей.

В России такие места начали развиваться не так давно: пилотный пример этой концепции — Даниловский рынок в Москве, который оформился как гастромаркет в 2017 году. После его успеха игроки ресторанного бизнеса подхватили и стали развивать эту идею. Сейчас в столице уже несколько десятков фуд-холлов, к этой цифре стремится Санкт-Петербург, а тенденция идет и в регионы.

Истоки

В нашу страну концепция, как водится, пришла с Запада: в Европе и США количество фуд-холлов превышает пару сотен, и популярны они дольше, чем у нас, — уже больше десяти-двадцати лет. Западные страны, в свою очередь, переняли концепцию у азиатов, у которых распространены рынки, на которых можно не только купить продукты, но и попросить их сразу же приготовить. Наиболее известные фуд-холлы за границей — это Time Out Market в Лиссабоне, Revival Food Hall в Чикаго, Markthal Rotterdam в Роттердаме, Borough Market в Лондоне. И это мегапопулярные места — тот же Time Out Market привлекает ежегодно более 3 млн посетителей.

Если задумываться о том, почему такая концепция появилась и стала успешной, наверное, мы придем к тому, что еда перестала быть простым удовлетворением физической потребности. Еда стала культурным феноменом: людей интересует, как появилось то или иное блюдо, как оно приготовлено, как оно связано с местной культурой. И вместе с интересом к иностранным незнакомым блюдам у людей пробуждается желание узнавать больше и о том, что готовят на родине. Все это накладывается на стремление добавить к приему пищи новые ощущения: сидя за барной стойкой, можно увидеть процесс приготовления стейка или на мастер-классе известного шеф-повара создать собственный тартар из тунца с фреголой и малиной.

Открываются фуд-холлы в разных местах — под них могут построить новое здание, могут открыть в торговом центре, а могут переосмыслить старый городской рынок, трамвайное депо, промышленное здание, вокзал или порт. Например, фуд-холл Ponce City Market в Атланте раньше был складом крупной американской компании, а в здании Chelsea Market в Нью-Йорке производили печенье Oreo. Иногда концепция фуд-холла сочетает совсем несочетаемое: в Лондоне гастромаркет Mercato Metropolitano открылся в отреставрированной церкви начала XIX века, и, откусывая горячую «Маргариту» или наслаждаясь пинтой крафтового пива, можно встретиться взглядом с ликом святого со старинного витража.

При этом история здания при трансформации не ретушируется полностью, сохраняется дух места. Это хорошо видно на примере московского фуд-молла «Депо»: на его территории остались исторические корпуса Миусского трамвайного депо, в зданиях восстановили кирпичные арки, колонны и чугунные оконные рамы.

Трансформируем рынки

«Депо» в России — это скорее исключение из правил, у нас фуд-холлы чаще всего открываются на месте городских рынков, которые потеряли свою актуальность и должны были из мононаправленных мест превратиться в многофункциональные. Это тот же Даниловский рынок, Черемушкинский, Центральный, Усачевский.

Черемушкинский рынок нам, например, удалось полностью изменить и превратить из устаревшего рынка советского образца в современное гастропространство. Я и члены моей команды побывали на разных маркетах и фуд-холлах за границей и запомнили какие‑то планировочные решения, но общую концепцию Черемушкинского мы сформировали сами.

Наверное, то, что мы взяли «взаймы» у иностранных гастромаркетов, — это четкость и простота планировки. Мы изначально разделили пространство по осям симметрии и отдельно выделили центр, в котором расположили винный бар с винотекой. Вокруг бара оборудовали достаточно большое рыночное пространство, а дальше — корнеры кафе и ресторанов.

Зона рынка разделена на четыре части по типу продукции: рыба и морепродукты, мясо, молочная продукция, фрукты и овощи. Пространство зонировано с помощью подсвеченных вывесок и еще одного, как нам кажется, интересного стилевого решения. Чтобы не перечеркивать историю популярного в Москве еще с 1960-х годов места, мы решили сделать отсылки к советской эстетике в интерьере. И в соответствии с этими направлениями в каждом блоке мы поставили скульптуру женщины в советском стиле: например, около точек продажи овощей и фруктов стоит женщина с корзиной фруктов и ягод, а в зоне продажи мяса — женщина с овечкой на руках. Все статуи уникальны — мы их специально разрабатывали вместе со скульптором Денисом Стритовичем, напечатали на 3D-принтере и вручную расписали.

Не фуд-корт, но и не ресторан

Не стоит путать фуд-холлы с фуд-кортами. Фуд-корты обычно встречаются в торговых центрах. Они типовым образом оформлены: по периметру расположены рестораны, в центре — зона посадки с пластиковыми столами и стульями, а ассортимент часто ограничен фастфудом. В таких местах посетитель не засидится и пойдет дальше за покупками.

Явление фуд-холлов уходит от подобной неискушенности: сюда приходят провести время и совершить гастрономическое путешествие по кухням мира, и ждут соответствующего оформления. Поэтому здесь свежие качественные продукты, красивый интерьер, мебель, более высокий уровень сервиса, чем в фуд-кортах, и интересные кулинарные решения. Здесь можно взять стейк средней прожарки, приправить его фалафелем и хумусом, а на десерт побаловаться японской выпечкой такояки с церемониальным чаем маття.

С другой стороны, это и не полноценные рестораны — здесь еду нужно заказывать у стойки, нет официантов и сервировки столов. Гастромаркеты стирают границу между ресторанной подачей и фастфудом: еду здесь можно получить быстро, но при этом с комфортом ею наслаждаться.

Статус феномена на стыке фуд-кортов и ресторанов отражается и на аудитории. Фуд-холлы привлекают разных людей, и найти что‑то для себя здесь могут и студенты, и бизнесмены — уровень корнеров варьируется от среднего до премиального.

Некоторые компании развивают концепцию и меняют соотношение ресторанного и фастфудного. Например, Eat Market от компании Zemskiy Group превратился в фуд-холл-ресторан, где еду можно заказать не только за стойкой, но и через официанта, в меню представлены все блюда, а заплатить можно по общему чеку. Иногда в здании гастромаркета открывают и полноценные рестораны с отдельным входом.

Архитектура

Так как для фуд-холлов часто используются бывшие промышленные здания или старые рынки, у них в разных странах появилась более-менее общая черта — это большое пространство, куда входит от десяти и более корнеров. Для оформления часто используется стилистика лофта: кирпичная кладка, открытые коммуникации и металлические балки на потолке, металлические колонны и большие плафоны ламп. Цвета отделки чаще всего черные, коричневые, серые и бежевые с теплыми древесными акцентами.

Главным вызовом для архитектора, начинающего планировать интерьер фуд-холла, становится необходимость объединить общую идею места с десятками разных нишевых концепций. Для этого обычно создаются общие зоны, выполненные в едином стилевом решении: объединяющий все корнеры фриз, общая структура (например, металлические колонны по бокам), единый стиль освещения (везде одни и те же лампы). А дальше каждый арендатор развивает идею как хочет, добавляя свои стилевые акценты. Но на стадии проекта, конечно, все проходят через процесс согласования с владельцем помещения, чтобы для него не было «сюрпризов» и все между собой сочеталось.

Второй вызов для архитектора — создание уютной атмосферы, в которой приятно находиться. Продумывание деталей, подбор цветов и материалов. Часто в интерьер добавляют акценты в виде растений или небольших деревьев.

Планировочные решения в гастромаркетах простые: большие пространства для столов и стульев, ряды корнеров, в проходах между которыми можно гулять как по небольшим проспектам, рыночное пространство с продуктами со всего света. Зонирование осуществляют разными способами: с помощью больших вывесок или декоративных конструкций под потолком, указывающих направление и отделяющих зоны с разным назначением, перегородками и ширмами, отделяющими группы столов, или с помощью освещения, которым подсвечивают смысловые зоны.

К оформлению корнеров владельцы относятся ответственно и выбирают материалы в зависимости от концепции и желаемой аудитории. Чаще всего стараются использовать более-менее бюджетные варианты, потому что аренда в фуд-холлах дорогая, а стопроцентной гарантии, что твоя концепция будет востребована в этом месте, нет. Но все равно это достойный уровень: вместо пластика в таких местах чаще всего отдают предпочтение тактильно и зрительно приятному дереву разных оттенков и хорошему металлу.

Еще одна из важных деталей при оформлении фуд-холла — грамотный подбор участников, каждый из которых отвечает за качество своей продукции. Важно, чтобы место получилось максимально разнонаправленным, кухни между собой не пересекались и не было лишней конкуренции.

Перспективы

Мой личный прогноз — концепция фуд-холлов будет развиваться и дальше. Пример Европы и США показывает, что это успешный и обкатанный формат, который в нашей стране со временем обрастет своими особенностями. Возможно, к текущему функционалу фуд-холлов будут добавляться новые формы досуга, и они будут становиться все интереснее для посетителей.

О потенциале развития говорит и спрос на такой формат в регионах страны: бизнесмены открывают или готовятся к открытию фуд-холлов в Краснодаре, Казани, Воронеже, Екатеринбурге, и понятно, что этим все не ограничится. Сейчас в Москве мы нарабатываем опыт, накапливаем подходящие актуальные дизайнерские решения, которые в будущем легко можно будет использовать в других городах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *