Фудшеринг что это такое простыми
Что такое фудшеринг?
Мы договариваемся с такими организациями о регулярном вывозе нереализованных продуктов, чтобы раздать их бесплатно вместо того чтобы выбросить. Для каждой организации мы собираем команду участников, которые живут поблизости, и в удобное для организации время наши волонтеры приходят, чтобы забрать остатки еды. Дальше эти продукты распределяются бесплатно. В Москве продукты направляются нуждающимся: участники относят их адресно малообеспеченным семьям, в фонды помощи и приюты, могут раздавать бездомным или поддерживать этими продуктами волонтерские социально направленные мероприятия, а также оставлять себе ту часть, которую они смогут употребить до того, как продукты станут непригодны.
Таким образом еда спасается от выбрасывания, а организации могут совершенно бесплатно для себя оказать помощь людям и всей планете.
История движения
Фудшеринг в России начал зарождаться летом 2015 года. Активисты в Москве и Санкт-Петербурге решили создать движение по образцу немецкого проекта foodsharing.de, адаптировав их опыт практической работы к российским реалиям. Мы внимательно изучили теоретическую базу немецкого фудшеринга – концепцию, правила участия и ограничения, ознакомились с исследованиями уровня перепроизводства и перепотребления в различных странах мира и борьбы с ним, а также пообщались с рестораторами и представителями розничного бизнеса в России. На основе этой информации мы приступили к воплощению в жизнь нашего проекта.
Мы полностью разделяем экологическую идею фудшеринга как проекта, призванного бороться с растратой пригодных в пищу продуктов, а также рады, что проект позволяет участникам и подопечным получать еду бесплатно в Москве и Санкт-Петербурге. Мы готовы помогать активистам в подключении к фудшерингу других городов и регионов России.
В данный момент в Москве и Питере активно работают десятки команд фудсейверов, спасена уже не одна сотня тонн продуктов, проект продолжает развиваться: подключаются новые заведения, готовые делиться едой, команды пополняются новыми участниками, более опытные участники подключаются к организационным вопросам и помогают доносить информацию до новичков.
В процессе развития в разных городах фудшеринг приобрел некоторые индивидуальные черты: в Санкт-Петербурге волонтеры спасают тонны фруктов и овощей с овощебаз, а в Москве активно развивается благотворительная составляющая – приоритет при распределении продуктов отдается нуждающимся. Тем не менее, главная и основная наша общая задача – спасти, вывезти и распределить максимальное количество еды, чтобы она не попала в мусорный бак. Мы постоянно оптимизируем наши рабочие процессы, пробуем различные подходы и всегда открыты к общению с единомышленниками.
В 2017 году мы получили премию GEO Eco Awards в номинации “Экологическая инициатива года”. В среднем раз в месяц мы выступаем на различных конференциях и фестивалях экологической направленности.
Анонсы мероприятий появляются на наших страницах в соцсетях, на них вы можете узнать о фудшеринге более подробно и пообщаться с организаторами. Также мы приглашаем желающих присоединиться и зарегистрироваться, чтобы спасать еду вместе с нами и участвовать в организации движения.
Фудшеринг: что это такое и почему надо спасать нашу еду
Мы уже давно привыкли сохранять еду и делиться ей, если она нам больше не нужна: например, отдаем салат гостям или уносим с собой остатки заказа в кафе. Однако фудшеринг возможен не только на локальном уровне: этой практикой также могут заниматься супермаркеты и рестораны. Может ли фудшеринг стать повсеместной практикой в России и что для этого стоит сделать нам?
Гости выпуска — Александра Легкая, основательница проекта по спасению еды в России и Рудольф Ан, основатель сервиса eatme app.
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.
Таймлайн беседы
2:49 — Что такое фудшеринг?
3:31 — Как ваши проекты помогают спасать еду?
5:18 — Почему люди вовлекаются в фудшеринг?
6:49 — Как вовлечь кафе и рестораны в фудшеринг и легко ли это сделать?
11:26 — Как фудшеринг связан с ретейлом?
14:11 — Законодательные ограничения
15:10 — Как решить проблему перепотребления на законодательном уровне?
21:14 — Как сократить пищевые отходы дома?
24:37 — Что делать, если в моем городе нет фудшеринга?
Кто в России занимается фудшерингом и чем отличаются эти проекты?
Александра: Когда я создавала фудшеринговый проект шесть лет назад, я опиралась на похожие организации, которые существовали в Европе, но в России аналогов я не нашла. Мой проект отличается тем, что ориентируется на обычных людей, а разные заведения, которые участвуют, делают это безвозмездно.
Рудольф: Приложение eatme app помогает заведениям и ресторанам выставлять еду со скидкой, а пользователи приложения покупают эту еду и забирают ее в заведениях. Проект существует почти два года и на данный момент у нас около 470 партнеров.
Каковы преимущества у фудшеринга?
Рудольф: Зарубежные компании, с которыми сотрудничает компания eatme app, соглашались почти сразу, так как для них экологическая осознанность часто является важным фактором. Что касается российских компаний, то их в первую очередь интересует прибыль, именно поэтому в наш проект мы включили коммерческую составляющую: компании не только спасают еду, но и зарабатывают деньги.
Многие заведения не понимают, как много еды они выбрасывают, потому что не ведут учет продуктов. С помощью фудшеринга кафе и рестораны не только учатся вести статистику используемых продуктов, но и возвращают себестоимость продуктов, которые без фудшеринга были бы просто выброшены.
Александра: Мой проект является некоммерческим. Здесь нет никакой выгоды для бизнеса, поэтому большинство людей, которые пользуются фудшерингом, делают это чтобы помочь другим или просто пытаются уменьшить свой экологический след. Для партнеров, с которыми сотрудничает проект, главной мотивацией является эко-социальная повестка.
Как к фудшерингу могут присоединиться сетевые ретейлеры?
Рудольф: В Европе около 15 млн людей пользуются фудшеринг-приложениями, а многие магазины отдают еду, у которой скоро закончится срок годности, совершенно бесплатно, но в России с этим есть несколько сложностей:
Сейчас большинство крупных мировых компаний готовы уменьшать количество отходов: например, делать специальные продукты из «уродливых» фруктов и овощей. В России работа с фудшерингом только развивается, но уже в скором будущем инвесторы будут вкладывать деньги в подобные эко-проекты.
Александра: Несмотря на то, что с ретейлом мы не сотрудничаем, многие люди заключают индивидуальные договоры с сетевыми продуктовыми: например, можно в определенный срок забирать продукты, у которых кончился или скоро кончится срок годности на складе магазина. Система везде разная: где-то нужно платить за количество килограмм, где-то — за количество вывозов. Обычно люди объединяются и делят сумму и количество продуктов поровну. Конечно же, стоит понимать, что качество зависит от бренда и типа магазина: некоторые отдают продукты хорошего качества, а некоторые отдают испорченные товары. Так как по закону магазины не имеют права продавать просроченные продукты, они заключают договор с утилизирующей компанией и эта компания уже продает покупателям.
Как сократить количество продуктов, которые мы выбрасываем?
Александра: многие покупки мы совершаем из-за голода, потому что так или иначе будем покупать больше, чем нам на самом деле нужно. Фудшеринг в идеале должен стать обычной практикой. Чтобы это сделать, можно начать с малого: например, организовать группу в своей районе, где люди могли бы отдавать еду, которая им не нужна.
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.
Что такое фудшеринг. Объясняем простыми словами
Фудшеринг (от англ. food share — «делиться едой») — движение по спасению еды, которое помогает организациям и людям перестать выбрасывать еду, а нуждающимся — получать её бесплатно.
Проще говоря, магазины и общепит регулярно выбрасывают продукты с истекающим сроком годности или сроком реализации, повреждённой упаковкой и т. п. То же самое делают люди, которые купили или приготовили слишком много и не успевают съесть. С помощью специальных сайтов или соцсетей можно отдать/забрать такую еду. Это и есть фудшеринг.
Цель фудшеринга — снизить количество продуктов питания, попадающих на свалку. Так активисты пытаются бороться с загрязнением окружающей среды и неэффективным использованием ресурсов, а заодно решать проблему питания малоимущих.
Примеры употребления на «Секрете»
«Фудшеринг — сравнительно недавно пришедшее в Россию движение «спасения еды». Речь идёт об онлайн-сервисах и группах в соцсетях, где пользователи могут бесплатно или за небольшую плату передавать нуждающимся продукты с истекающим сроком годности. Хотя рынок фудшеринга в России пока в зачаточном состоянии, в 2018 году, благодаря усилиям активистов, удалось спасти 7000 т еды. К 2024 году масса спасённых продуктов может достичь 1 млн т стоимостью 85 млрд рублей».
(Из новости о том, что россияне ежегодно выбрасывают сотни миллиардов рублей в виде еды.)
«Магазинам невыгодно перерабатывать продукты, потому что за это нужно платить. В свою очередь, фудшеринг требует от торговых сетей временных и денежных затрат на организацию».
(Из новости о «выбрасывании пищи на ветер».)
Нюансы
На раздачу записываются в комментариях или через личные сообщения на сайте местного фудшеринг-сообщества или в группе в соцсетях. Кто первый написал, тот и получает.
Но иногда раздающие ставят условия, например: «Для тех, кто не забирал еду в течение недели». Это делается для того, чтобы привлечь к участию в движении и накормить как можно большее число людей. Также это попытка ограничить тех, кто пытается перепродавать доставшиеся бесплатно продукты.
История
Фудшеринг возник в Германии в 2012 году по инициативе экоактивистов Валентина Турна — журналиста, режиссёра фильма «Отходы», и Рафаэля Фельмера — автора эксперимента «5 лет без денег». Они создали сайт foodsharing.de, на котором любой желающий может поделиться едой или забрать её.
В России фудшеринг появился в 2015 году, когда активисты в Москве и Санкт-Петербурге запустили свой проект по примеру немецкого сообщества. По данным сайта foodsharing.ru на ноябрь 2021 года, с начала существования проекта спасено почти 550 т продуктов. В сообществе проекта около 50 000 человек.
Проект работает по модели B2C: участники забирают еду в кафе, столовых и магазинах, сотрудничающих с сервисом. Кроме этого, существует модель C2C — разнообразные группы в соцсетях, где обычные пользователи просто делятся друг с другом оставшейся едой. Также в России действует так называемый банк продовольствия — благотворительная организация, которая занимается сбором пищевых продуктов от производителей и поставщиков и передачей их нуждающимся. Это Фонд продовольствия «Русь».
Помимо бесплатной раздачи неликвидных продуктов, стали появляться приложения-маркетплейсы, позволяющие кафе, ресторанам, пекарням, магазинам и т. п. продавать товары с истекающим сроком годности со скидками.
Проблема
Развитие фудшеринга в России ограничено действующими законами. В частности, ведётся обсуждение освобождения продуктовых пожертвований от НДС.
«Сейчас передача продукции связана с издержками для торговых сетей: компании должны уплачивать налоги, в итоге это обходится дороже, чем их утилизация», — пояснил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
При передаче на благотворительность продукции платить НДС необходимо, но стоимость переданного нельзя вычесть из налоговой базы по налогу на прибыль. В итоге налоги могут составлять до 40% стоимости товара.
Продукты с истекшим сроком годности продавцы вообще не могут ни продавать, ни отдавать — за это грозит штраф (ст. 14.4 КоАП РФ), возвращать производителю непроданные излишки со сроком годности менее 30 дней также запрещено. Выбросить в обычный мусорный бак просрочку нельзя — её необходимо уничтожить, причём делать это должны специальные лицензированные организации.
При этом утилизация просроченного всё равно обойдётся дешевле, чем отдавать продукты на благотворительность в последние дни срока годности или срока реализации.
В итоге, по данным исследований, в России каждый год по разным причинам выбрасывают 17 млн т пищевых отходов. Продукты питания составляют почти 30% от всех ТКО, которые образуются в стране.
Что такое фудшеринг и зачем людям делиться едой
Об авторе: Василий Радаев, волонтер движения Фудшеринг Отдам даром еду.
В Кембриджском словаре термин фудшеринг определяется как совместный прием пищи с другими людьми, использование общего пространства для выращивания, приготовления и приема пищи, общие кулинарные интересы и разговоры про еду. Помните, бабушка спрашивала про ваш последний обед? Так вот, вы занимались фудшерингом.
Фудшеринг-проекты делают продовольственные системы городов более устойчивыми: приятно иметь в своем районе городской огород и знать, что ближайший супермаркет не выкидывает десятки килограмм еды ежедневно.
Международный исследовательский центр Sharecity — это площадка для фудшеринг-организаций, где они могут обмениваться опытом и экспертизой. Кроме того, данные Sharecity позволяют исследователям анализировать развитость этого явления в разных странах. Лидер по количеству фудшеринг-проектов среди городов — Лондон, там около 200 таких инициатив. Москва находится на 88 месте из 100 городов, представленных в рейтинге.
Потенциал масштабирования фудшеринг-проектов огромен. Только 5% всех проектов работает более, чем в одном городе, и только 1% — на международном уровне. Возможно, следующий «uber» или «airbnb» будет развозить нераспроданные овощи, координировать сеть городских огородов или организует выезды для уборки фермерских угодий.
В мире существует множество различных форм фудшеринга. К сожалению, у большинства из них в России не существует аналогов.
Государственное регулирование vs. институт доверия
Фудшеринг-проекты сталкиваются с непониманием со стороны государства не только в России. Многие американские инициативы испытывают сложности с легализацией и масштабированием своей деятельности. Это связано с сильным регулированием в области продовольственной безопасности. С этой проблемой в частности столкнулись создатели небольшого фермерского рынка Underground Market в Сан-Франциско, который за 2 года разросся из небольшого рынка в частном доме до мероприятия на 40 тыс. человек. Из-за давления властей, которые обязали продавцов предоставить сертификаты на свою продукцию, инициативе пришлось сменить формат — сейчас они занимаются проведением онлайн-курсов.
Продовольственная безопасность — важный аспект. Но еще существует институт доверия. С этим противоречием столкнулись создатели Josephine Cooks, сервиса по продаже домашних заготовок, которые в итоге были вынуждены прекратить свою работу, так как признали невозможность борьбы с корпоративным контролем за продовольственной системой. В США существуют законы, регламентирующие какую еду, приготовленную дома, можно продавать, а какую нельзя (cottage food laws).
Небольшие проекты часто сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны крупных игроков, которые не хотят уступать свою долю на рынке. Например, это часто случается с проектами в области обмена семенами (seed swaps). В США существует около 400 независимых сообществ по обмену семенами, деятельность которых очень важна, так как утрата генетического разнообразия во многим связана с деятельностью корпораций, монополизирующих рынок семян.
Еще труднее приходится проектам, которые занимаются перераспределением продуктов. Активистов, раздающих еду, арестовывают по всему миру. Движение Food Not Bombs было основано в 1980 году в Калифорнии. К 1988 году полиция арестовала более сотни участников движения за бесплатную раздачу спасенных продуктов, так как они не могли предоставить лицензию на осуществление своей деятельности. Согласно официальной позиции Food Not Bombs, раздача еды не может быть объектом государственного регулирования.
С аналогичными проблемами сталкиваются и европейские инициативы. Согласно методическим рекомендациям Европейского союза 2017 года, перераспределяемая еда должна быть «достоверно съедобной», а ее источник — задокументирован, чтобы можно было определить ответственность в случае возникновения угрозы здоровью. Однако волонтерские организации зачастую не имеют достаточно ресурсов для выполнения этих требований. Создатели системы общественных холодильников в Германии foodsharing.de были вынуждены отстаивать свою позицию: такие холодильники являются пространством для частного обмена, и поэтому не могут и не должны регулироваться государством. В Германии, к счастью, никого за раздачу еды не сажали. Но факт остается фактом: законодательство в области обеспечения продовольственной безопасности мешает гражданским фудшеринг-инициативам развиваться.
Является ли государственное регулирование в области продовольственной безопасности эффективным и обеспечивает ли оно оптимальное распределение еды среди населения? Или же институты взаимной ответственности и доверия могут дополнить и изменить существующие нормы? Возможно, именно одна из таких инициатив сможет решить проблему выбрасывания еды в хорошем состоянии (в английском языке есть термин food wastage).
Для фудшеринг-проектов важен социальный аспект их деятельности и экологическая ответственность. Про заработок большинство из них думает в последнюю очередь. Поэтому им требуется больше поддержки, чем предприятиям из бизнес-среды.
Food sharing: что это такое и адреса раздачи бесплатной еды. Почему не стоит выбрасывать еду
С одной стороны – на свалку ежегодно попадает 275 миллионов тонн мусора, одна треть из которого – продукты питания, пригодные к употреблению. С другой – есть люди, которые голодают. Налицо и социальная проблема, и экологическая. Как их решить?
Фудшеринг – что это такое
Если когда-либо вы сами или ваши родственники делились с кем-то излишками урожая («а то испортится»), считайте, вы уже участвовали в foodsharing, но просто об этом не догадывались.
Фудшеринг (с английского «food share» – делиться едой) – система распределения еды через специальные организации или онлайн-платформы. Фудсейверы – люди, которые «спасают еду».
Food sharing играет не только социальную, но экологическую и климатическую роль:
Фриганизм и фудшеринг – абсолютно разные идеологии.
Первое движение борется против принципов потребительства и за их минимизацию. У фудшеринга же главная цель движения – не дать еде попасть на свалку и обеспечить нуждающихся едой.
В этом видео подробно рассказывается, «что такое фудшеринг и с чем его едят»:
Откуда растут ноги
Фудшеринг зародился совсем недавно, в 2012 году. Немецкий режиссер Валентин Терн снял короткометражный фильм «Вкус отходов».
В самом фильме он показал глобальность такой проблемы, как большое количество еды на свалках, пригодной к употреблению и выделяющей вредные газы.
Вторым идейным вдохновителем был Рафаэль Фельмер – фриган. В течение 5 лет он проводил эксперимент, в ходе которого питался из мусорных баков (как бы это странно ни звучало, но таковы идеи фриганства, не путать с нашей темой про фудшеринг), брал продукты на бесплатных раздачах и просто забирал излишки у людей.
Через некоторое время он договорился с магазинами – они отдавали ему продукты после списания. Еды из супермаркетов и желающих получить ее бесплатно стало больше – Рафаэль нанял волонтеров и вместе с ними развозил еду нуждающимся. За 5 лет он не потратил ни копейки на питание.
Вместе экоактивист и фриган придумали новую идею для спасения еды – foodsharing. Они создали сайт foodsharing.de – он работает для жителей Германии и прилегающих стран.
Ниже – проморолик этого сайта (на немецком):
Плюсы и минусы FoodSharing
За 8 лет фудшеринг сильно развился – появилось множество желающих вступить в это движение. В чем же преимущества foodsharing?
Преимущества фудшеринга
Несмотря на большое количество плюсов, в foodsharing есть свои риски.
Недостатки
Фудшеринг в России: реальность и подводные камни
Система раздачи еды пришла в Россию только спустя 3 года после ее создания. И у нас пока это в большей степени социальное движение.
Сейчас работает более 10 команд волонтеров. Они спасли от свалки более тонны продуктов и продолжают свою работу.
Часто в контейнерах оказывается еда, пригодная к употреблению: помидор с пятнышком или хлеб и крупы, которые вышли из срока реализации, но пока еще в рамках срока годности.
Как поучаствовать в фудшеринге – отдать еду даром
Если вы решились пополнить ряды спасателей продуктов, независимо от причин (экологическая проблема или помощь нуждающимся), вот что понадобится:
Как взять еду даром через фудшеринг
Есть 2 способа: онлайн (соцсети) и офлайн.
Через соцсети
В основном все организации фудшеринга создают группы в Вконтакте. Там они координируют своих участников и размещают объявления о вызовах или объявления о раздаче еды.
Если вы взяли слишком много еды, можете также опубликовать запись и раздать нуждающимся или отдать ее в фонды, приюты и т.д.
Офлайн-метод
Договориться можно с овощными и фруктовыми лавками, иногда – булочными и кафе.
Пункты раздачи еды – где их найти
Несмотря на то что фудшеринг все-таки существует в России, он развит только в Москве и Санкт-Петербурге. За их пределами систему и организации по раздачи еды крайне сложно найти.
Москва и область
Здесь есть пара крупных организаций фудшеринга:
Санкт-Петербург
В Спб – те же компании: