Фудтрак что это такое простыми словами
Фудтрак что это такое простыми словами
Фудтрак – это кафе-фургон с мобильной кухней для торговли едой и напитками быстрого приготовления.
Появились впервые фудтраки, не сложно догадаться, в США, и на сегодняшний день это уже целая индустрия. В России популярность они набрали в последние лет 5, в первую очередь, благодаря фестивалям еды, которые регулярно стали проходить в крупных городах. Кстати, в Америке фудтраки раскрутились таким же образом. Однако, если за границей это в полном понимании мобильный бизнес, т.е. можно, получив специальное разрешение, торговать едой на улице, возле метро, в парках и других общественных местах, то у нас «кафе на колёсах» работают чаще только как кейтеринг. Места массового скопления людей пока закрыты для фудтраков, в связи с отсутствием закона о мобильной торговле, что, безусловно, мешает развитию этого бизнеса. И несмотря на это количество кафе-фургонов в России с каждым годом только увеличивается.
Чем отличается фудтрак от классического стационарного заведения общепита?
Мобильность. В данном случае не гости приходят в кафе, а кафе приходит к гостям. Возможность передвигаться позволяет этому бизнесу самому прийти к клиенту вместо того, чтобы всеми правдами и неправдами привлекать его к себе. При этом можно неограниченно расширять географию аудитории и осваивать новые районы. В период проведения массовых мероприятий мобильную точку можно разместить в наиболее подходящем месте.
Визуализация. Начиная от внешнего вида и оформления фудтрака, заканчивая процессом приготовления еды. Передвижное кафе должно быть красивым, иногда даже смешным, привлекать внимание. Ваш сервис должен приносить эмоции. Часто можно встретить неординарный персонал – как правило, это общительные активные личности.
Контакт с поваром – одно из главных преимуществ фудтрака. Возможность увидеть процесс приготовления делает услугу открытой, и располагает посетителей. К этой истине давно пришли многие рестораны, оборудованные открытой кухней (в прямом поле зрения гостей), но на улице этот контакт проходит в более неформальной обстановке.
Если сравнивать ресторан и фуд-трак, то у обоих есть свои плюсы и минусы. Аренда помещения стоит денег, за аренду трака платить не надо. Ресторан привязан к определенному месту, а трак мобилен. Ресторан работает круглый год, трак — в основном летом. Летом, если ресторан не загородный, то он не очень хорошо качает, в отличие от трака.
Что нужно учесть при разработке проекта фудтрака?
Здесь нужно играть двумя параметрами — технологичность (быстрота исполнения блюда) и его продажная стоимость. Подбирайте и рассчитывайте необходимое вам оборудование и правильную компоновку внутри фудтрака. Уделите внимание вентиляции. Не допускайте, чтобы персонал в процессе работы мешал друг другу.
Есть у фудтрака несколько ограниченных ресурсов, помимо пространства: вода, электричество и газ. В зависимости от мест работы и ваших потребностей, необходимо продумать места установки емкостей под чистую и серую воду, сделать удобным ее слив. При необходимости не забыть про бойлер для нагрева воды. По электрике вам нужно сложить всю потребляемую мощность вашего оборудования. Как правило, для фудтраков, это 12-14 Квт. Если вы готовы обойтись мощностью до 5 Квт, то можете рассчитывать на автономный топливный генератор. Проблема в том, что он сильно шумит и загрязняет воздух, что не понравится не только вашим гостям, но и контролирующим органам. Поэтому, если вы решились его использовать, необходимо заранее продумать скрытое место его установки и качественную шумоизоляцию. Если же потребляемая мощность у вас достигает 10 Квт, тут не обойтись без внешнего подключения к сети питания. Что несколько ограничивает используемый круг площадок. Не нужно экономить на качестве проводки и системе защиты от перегрузок.
Фургоны
Фудтраки можно разделить на заводские и самодельные. В Европе и Америке существуют целые заводы, производящие мобильные кухни под разные нужды. В России же из-за малой распространенности и дороговизны, фудтраки по большей части представляют некий хенд-мэйд из бывших в употреблении автомобилей или прицепов к ним и такого же кухонного оборудования, собранных воедино. Самое сложное — укрепить кузов после того, как в фудтраке проделают окна, то есть, по сути, удалят важные элементы несущей конструкции. В Белоруссии, как и на Украине, торговля с фудтраков разрешена, они там их штампуют десятками, поэтому знают, как это все круто сделать.
Чаще всего для переделки берут автомобили необычных, запоминающихся форм 1970–1980-х годов выпуска. Например, культовые мини-автобусы Volkswagen Т1, американские пожарные, почтовые машины (Hell’s Pizza) или автомобили «скорой помощи» («Блестящие бургеры»), «дома на колесах» для путешествий (Kitchen Fuckers, «Пончик-вагончик»), на одном из выездных мероприятий даже был замечен английский двухэтажный автобус. Необычная форма и претензия на культовость призваны выделять фудтрак среди себе подобных.
Самые доступные и подходящие для модификации под фудтрак автомобили на вторичном рынке, по версии паблика Food Truck Russia, это Peugeot Boxer. Самый бюджетный вариант – купить прицеп «дом на колесах» за 300–400 тыс. руб., а то и вовсе раму (шасси) для фургона (от 200 тыс. руб.). И переделать их своими силами под мобильное кафе.
Некоторые подходят к вопросу организации рабочего места в прямом смысле по-домашнему. Ставят деревянную мебель, столешницы из ДСП и недорогое оборудование. Вариант уютный и так бьет по карману, но для работы на потоке не подходит: дерево быстро испачкается и деформируется, а оборудование выйдет из строя, если поток гостей будет хорошим. К тому же это не соответствует никаким нормам организации общепита.
Другие, наоборот, стараются оснастить фудтрак профессиональным оборудованием, рассчитывая серьезно развивать бизнес. В итоге оборудование кухни обходится в 200 тыс. руб., всего фудтрака – в 1,5 млн.
Кстати, на рынке имеются уже полностью готовые мобильные концепции. Например, у чувашской компании Wagonfood, которая выросла из производства печей «Веста», когда инженерам пришла в голову идея сделать мобильное кафе на базе печи. Со временем идея превратилась в отдельное производственное направление, и сейчас есть три мобильных предложения: автогриль, автопиццерия и автозакусочная на базе цельнометаллических фургонов Fiat, хотя в компании готовы переоборудовать и грузовик, предоставленный клиентом. А, например, компания «Мир Купавы» предлагает автолавки на базе «ГАЗ», Ford, Fiat и автофургон для торговли хот-догами на базе Renault.
Фабрика и кухня
По идее, фудтрак сам по себе кухня. Однако, когда их больше двух, профессиональные рестораторы начинают задумываться об издержках и стандартах. У крупных игроков стоит задача создания структуры, куда будут входить профессиональные бухгалтеры, отдел кадров, заготовочный цех, система логистики, менеджеры по закупкам продуктов, менеджер по поиску мероприятий и точек стационарного размещения, техническая служба и т.д. По сути, такая же система, как и при создании ресторанной сети.
Свои фабрики-кухни есть у Ajika, мобильных концепций «Чайхоны № 1» – Plovberry, «Первая пироговая мануфактура», «Бургерброд».
Работать абсолютно автономно – не очень правильное решение при большом количестве точек. «20 машин – это 20 поваров. Как уследить за стандартами качества? Наши машины укомплектованы всем необходимым оборудованием для автономной работы, – говорит Дмитрий. – Но у нас нет необходимости делать все внутри фудтрака. Мы получаем полуфабрикаты – кебабы, шашлык, тесто для хачапури, доготавливаем все на месте».
Так как тема весьма обширна, мы решили рассказать подробнее о подводных камнях в следующем материале…Совсем скоро ждите
Фудтраки: как они устроены и кто их выпускает в России
Еда «на колесах» — это всегда ощущение праздника, свободы и ожидание новых гастрономических впечатлений. О том, как работают футраки в России и кто занимается развитием мобильной торговли, рассказала автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова на вебинаре, который прошел на площадке образовательного проекта GAZ Campus.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это фургон с оборудованной кухней, из которого может осуществляться торговля. Выглядит фудтрак как обычный фургон, транспортное средство, которое должно соблюдать правила дорожного движения, — так его и воспринимают сотрудники ГИБДД. Но для представителей Роспотребнадзора, Налоговой и других контролирующих органов фудтрак – объект нестационарной торговли. Закона, который регулировал бы работу кафе на колесах в России, пока нет.
Закон о мобильной торговле в России рассматривают уже два года: его внесло Министерство промышленности РФ, затем одобрило правительство и два комитета Госдумы, а Совет Федерации представил доводы о доработке, которые были учтены. Сейчас закон вновь на рассмотрении в Совете Федерации и, возможно, в ближайшее время он будет принят на государственном уровне.
Екатерина Шаповалова
Что такое фестивали фудтраков?
В 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу, «еде на колесах» дали ход — для проведения мобильных фестивалей региональных кухонь в рамках Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» были построены специальные фудтраки ГАЗель NEXT. Их было 11 — по количеству городов-участников Чемпионата мира, по которым путешествовали фудтраки и знакомили туристов с кухнями и блюдами различных регионов нашей страны, — от Сочи до Калининграда.
Начался гастро-пробег в 2018 году с Нижнего Новгорода — города, который является родиной автомобиля ГАЗ. Тогда впервые за историю было выдано разрешение на работу фудтраков в Нижегородской области — с 2014 года властями города рассматривалась инициатива предпринимателей об необходимости легализации фудтраков, но безрезультатно.
После, в рамках проекта «Гастрономическая карта России», мобильные фестивали с фудтраками стали проводиться регулярно. Было проведено 8 фестивалей. Многие собственники и шеф-повара вдохновились такой инициативой и продолжают развивать мобильную торговлю в своих городах и сегодня. Но чаще всего предприниматели хотят менять локации в течение сезона, т.к. постоянная точка, привязка к одному месту, разрешенному для торговли, не рентабельна. Сейчас в некоторых регионах обсуждается разрешение на торговлю в нескольких точках, минимум — трех.
11 фудтраков ГАЗель NEXT
На вебинаре в рамках образовательного проекта GAZ Campus Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России», рассказала про участников фестиваля. Большинство из них – владельцы или шеф-повара действующих ресторанов. Они специально для работы фудтрака преобразовали свои ресторанные блюда в формат one-hand-food (помещающиеся в одну руку). Каждый фудтрак таким образом представлял национальные блюда своего региона.
«Наших шеф-поваров, которые никогда не готовили в фудтраке и в принципе никогда не готовили на улице, мы «вытаскивали» из их кухонь для того, чтобы с их региональной кухней, познакомилось как можно больше людей. Очень важна поддержка регионов. Потому что один из важных аспектов на наших фестивалях – это массовые дегустации», — рассказала Екатерина.Участники фестиваля «Гастрономическая карта России»
Отличия фудтрака от стационарного кафе
Кафе на колесах – отличная возможность для рестораторов быть мобильными и всегда оказываться в местах скопления людей. На городских праздниках, фестивалях, ярмарках, летних вечеринках на свежем воздухе.
Визуализация. В это понятие входит и внешний вид автомобиля, и сам процесс приготовления еды, скрытый от глаз гостей.
Еще одно отличие – прямой контакт с поваром. Так или иначе повару приходится или выходить из автомобиля, чтобы привлечь народ, или принять заказ у клиента, а затем еще и красиво приготовить блюдо.
Ежемесячные траты. Фудтрак не требует аренды, чего нельзя сказать о стационарном кафе или ресторане. Однако главный минус фудтрака – отсутствие коммуникаций – воды, света и газа. Об этом нужно позаботиться заранее.
Сезон. Фудтрак может работать и зимой, но вот спрос на него куда меньше, чем летом. Ведь многим хочется посидеть в теплом помещении, когда на улице холода. Поэтому основной сезон работы фудтрака – лето, а вот у стационарного кафе, ресторана – круглый год.
Посмотреть полную запись вебинара можно на сайте GAZ Campus.
GAZ Campus — это уникальный образовательный хаб, принадлежащий эксклюзивному дистрибьютору бренда ГАЗ Группе компаний Современные транспортные технологии.
Проектом предполагается не только регулярное проведение бесплатных обучающих вебинаров с привлечением экспертов различных направлений бизнеса, но и публикации в печатных и электронных СМИ экспертных статей и мнений, создание собственной интернет-платформы, и формирование профессионального сообщества.
В основе его лежат две фундаментальные составляющие:
• Обучение. Привлечение экспертов, ведущих спикеров для обмена лучшими практиками, кейсами, прогрессивным опытом и работающими аспектами бизнеса.
• Бизнес-решения. Разработка готовых бизнес-решений, которые включают пошаговую инструкцию по созданию собственного дела.
Участники проекта получат не только доступ к эксклюзивной информации о текущей ситуации на рынке, но и постоянную поддержку специалистов в области права, экономики и финансов.
Фудтрак что это такое простыми словами
Поэтому, с одной стороны, идет смена формата выездной работы, с другой, мы понимаем, что рано или поздно лед тронется и мы сможем активно пользоваться фудтраками и в городской среде».
Руководитель партнерских проектов компании «Чайхона № 1» Наталья Авдеева отмечает, что ужесточение требований к уличной торговле стало поводом для того, чтобы эту нишу стали осваивать профессиональные операторы. «Мы помним, как выглядела уличная и мобильная торговля еще пять лет назад, – говорит Наталья Авдеева. – Стихийные застройки, низкое качество обслуживания и продаваемого продукта. Сейчас требования к уличной и мобильной торговле необычайно высоки. Поддержать такое качество, единый стандарт производства и обслуживания в любой точке города мелким игрокам непросто, высокие требования и новые возможности именно для крупных ресторанных сетей делают эту нишу привлекательной». Кроме того, увлеченность крупных ресторанных сетей фудтраками вполне укладывается в общий тренд демократизации. И более того, крупный бизнес давно смотрит в мобильную сторону. По словам Натальи, серьезным бизнесменам потребовалось время, чтобы придумать и сконструировать фудтраки, которые подходили бы для работы в российской действительности, для чего нужно было учесть тысячи факторов, включая климат, расстояния, требования законодательства. По мнению Натальи, то, что сейчас мы наблюдаем как тренд, есть результат титанической работы по выведению на рынок абсолютно нового направления торговли.
Есть и еще одно объяснение популярности ниши у крупных сетей – возможность и наличие ресурсов для того, чтобы занять всю нишу хотя бы в отдельно взятом городе Москве. «Город ставит четкие рамки: если вы хотите торговать с вагончика, докажите, что это будет безопасно. У ресторанных сетей есть сформированная политика пищевой безопасности, стандарты, опыт успешно пройденных проверок, наработанные связи с представителями Роспотребнадзора и прочими организациями, регулирующими деятельность предприятий общепита, – объясняет Наталья Авдеева. – При этом город не понимает, как строить отношения с новичками на рынке. Взять отдельную автокофейню, разливающую кофе стоящим в пробке автомобилистам. А если сотрудника, бегающего по проезжей части со стаканами, собьет машина? Есть риск, что тогда формат вообще запретят, не разбираясь в причинах. Серьезная мобильная торговля – это не фестиваль, когда определяется день и место. Это взаимодействие с городом, у которого много требований. Думаю, гастроэнтузиасты должны объединяться под какой-то эгидой, чтобы иметь своих представителей для решения вопросов с властями».
Впрочем, те, кого называют гастроэнтузиастами и кто, собственно, и приложил немало усилий для популяризации фудтраков, сегодня тоже подходят к вопросу организации своей работы с более профессиональной стороны. Одни по финансовым причинам, вторые из соображений комфорта. «За прошедшие годы выросло доверие людей к мобильной торговле, – рассказывает основатель сети мобильных кофеен Coffee2go Слава Донин. – Рынок развивается на наших глазах вместе с культурой потребления уличной еды. Раньше стритфуд ассоциировался только с шаурмой, затем появились кофейни, теперь все переходят на еще более цивилизованный формат – фудтраки. Я думаю, что крупные компании идут в эту индустрию потому, что они стараются быть везде, пробовать себя в разных бизнесах, и они имеют для этого ресурсы. Мы запускаем проект «Ща поем» с хот-догами и кофе. Простая арифметика: зарабатывать на обеденных перерывах можно больше, чем просто на продаже кофе. Человек не купит себе больше одного напитка. Чем больше предложение, тем выше средний чек. С другой стороны, в кризис все начинают экономить, поэтому спрос на недорогую и качественную еду растет». В данный момент у компании один фудтрак, еще два появятся к лету. В Москве и регионах работает более 70 мобильных кофеен, проданных компанией Coffee2go, большая часть работает под родным брендом.
Проект «Счастье есть» стартовал как поп-ап-кафе, заявил о себе на нескольких маркетах еды. Затем создатели кафе решили, что им нужен более цивилизованный формат работы и остановили свой выбор на фудтраке. «Есть разница – работать на открытом воздухе или в помещении, оборудованном с максимальным соблюдением норм СЭС», – говорит управляющий партнер «Счастье есть» Павел Туманов. Помимо обеспечения комфорта, фудтрак может сыграть роль переходного этапа от энтузиазма к серьезному бизнесу. «Мы бы открыли стационарное кафе, – рассказывает Павел Туманов. – Но
Готовый бизнес-план фургончика с едой
1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года
Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.
Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.
В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.
1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой
Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.
Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.
Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:
Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.
Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:
С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.
На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.
Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.
Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.
Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.
Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.
С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:
Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.
Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.
В среднем генератор стоит 60 000 рублей.
Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.
Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.
Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.
Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.
Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».
Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.
Вся правда о фудтраках
Последние 4 года тема фастфуда в крупных городах нашей страны начала приобретать совершенно иную форму. Появилась новая ветка развития этой индустрии — фудтраки. Сразу хочется отметить, что тема за рубежом не нова. В старом, равно как и в новом свете, такая практика получила ширикое распространение. Фудтраки можно увидеть в большом количестве как на фестивалях, так и в людных городских местах. Законодательная база торговли едой с колес там давно сформирована и проблем с законом никто не испытывает, был бы спрос. В России же дело обстоит иначе. Приготовление еды и продажа ее с колес на городских улицах запрещена. В законодательстве отсутствует такое понятие как фудтрак. Да что там, даже нормального русского слова этому виду техники и торговли еще никто не подобрал. Пока вот так просто, фудтрак. Но даже такие препоны со стороны государства не мешают этой тематике развиваться и превращаться из сомнительного хобби в полноценный вид бизнеса. Итак, обо всем по порядку.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это симбиоз автомобиля (или прицепа к нему) и полноценной кухни. Для сотрудников ГИБДД — это транспортное средство, для которого на дорогах общего пользования действуют все правила ПДД. Для роспотребнадзора, налоговой, пожарников и других контролирующих органов, фудтрак — объект нестационарной торговли.
Фудтраки можно так же разделить на заводские и самодельные. В Европе и Америке, где данная индустрия наиболее развита, существуют целые заводы, производящие такие мобильные кухни под разные нужны. В России же из-за малой распространенности и дороговизны, фудтраки по большей части представляют некий хенд-мэйд из бывших в употреблении автомобилей или прицепов к ним и такого же кухоного оборудования, собранных воедино на задворках города. Но из-за стремительного развития новомодного направления, так же появляются и отечественные производители.
Зачем нужен фудтрак?
Для вас фудтрак может быть как хобби так и видом бизнеса. Соответственно и причины не дешевой покупки мобильной кухни будут разными. В первом случае на вопрос можно ответить так: это стало модно у нас и давно практикуется за рубежом, это мечта, которую вы хотите осуществить, это интереснее, чем стационарное кафе. Если вы рассматриваете фудтрак с точки зрения прибильного бизнеса, то: это дает больше возможностей, чем стационарное кафе, это дает возможность работать в качестве кейтеринга на выездных фестивалях и частных мероприятиях, это может быть дополнительным пиаром и маркетингом вашей компании.
Вы решились. С чего начать?
Для начала вам нужно определить ваши цели, описанные выше. Здесь нужно отметить, что прежде всего вам должно это нравится. Работа в общепите — это постоянный контакт с большой массой людей, которых, как ни крути, нужно любить, несмотря на ваш не легкий труд. Так же важным моментом является безопасность, а именно ее отсутствие в общепите. Банальное отравление клиента вашей (а может и не вашей) едой может закончится для вас весомыми проблемами.
Далее необходимо определится с продуктом, которым вы готовы покорять желудки клиентов. Нужно понимать, что фудтрак не стационарное кафе и пространство у него весьма ограниченно. Так же ограничен и запас технической воды. Улица — это не стационарное помещение со стабильной температурой и влажностью. Стоя под палящим солнцем или в мороз клиент не захочет долго ждать. Поэтому ваш продукт должен быть: вкусным, сытным, быстрым, простым, доступным, удобным. Возможность вашего клиента быстро купить и с аппетитом съесть одно блюдо, по доступной цене, которым наешься, сразу унесешь с собой и не измажешься — это ваше большое преимущество над конкурентами.
Как уже было описано выше, фудтрак — это кухня с очень ограниченным пространством и ресурсами. Частым и не правильным решением является покупка автомобиля/прицепа (потому что понравилось), а потом игра в тетрист с компоновкой внутри красивого, но не функционального мобильного помещения. Правильным будет заранее продумать, какое меню вы хотите готовить и какое оборудование для этого необходимо. Меню не должно быть большим, одно-два главных блюда, гарнир и напитки. В противном случае вы рискуете «закопаться», а ваш клиент так и не дождавшись своей очереди, уйдет недовольный. Сама очередь не должна быть слишком большой (а сколько вы готовы ждать заветное лакомство?), но так же нельзя допускать простоев. Здесь нужно играть двумя параметрами — технологичность (быстрота исполнения блюда) и его продажная стоимость. Подбирайте и рассчитывайте необходимое вам оборудование и правильную компоновку внутри фудтрака. Просчитайте расположение всех ящиков и углы их открытия. Уделите значительное внимание вентиляции. Не допускайте, что бы персонал в процессе работы мешал друг другу. Помните, что от комфорта работника зависит его производительность. Представьте ваш будущий фудтрак на чертежах с указанием всех размеров. Только после этого можно заниматься поиском подходящего транспортного средства.
Есть у фудтрака несколько ограниченных ресурсов, помимо пространства. А именно вода, электричество и газ. В зависимости от мест работы и ваших потребностей, необходимо продумать места установки емкостей под чистую и серую воду, сделать удобным ее слив. При необходимости не забыть про бойлер для нагрева воды. По электрике вам нужно сложить всю потребляемую мощность вашего оборудования. Как правило, для фудтраков, это 12-14 Квт. Если вы готовы обойтись мощностью до 5 Квт, то вы можете рассчитывать на автономный топливный генератор. Проблема в том, что он сильно шумит и загрязняет окружающей воздух, что не понравится не только вашим клиентам, но и контролирующим органам. Поэтому, если вы решились его использовать, необходимо заранее продумать скрытое место его установки и качественную шумоизоляцию. Если же потребляемая мощность у вас достигает 10 Квт — тут не обойтись без внешнего подключения к сети питания. Что несколько ограничивает используемый круг площадок. Не нужно экономить на качестве проводки и системе защиты от перегрузок. От этого может зависеть жизнь и не только ваша. Нефтяной газ (пропан-бутан) — отличная, автономная и очень удобная альтернатива электричеству. Но, если рассматривать ее с точки зрения закона, это жесткий запрет. Не разрешено пользоваться газом в общественных местах с точки зрения пожарной безопасности и нет пока перспектив для снятия этого запрета. Но, если вы находитесь на частной территории, как правилось этот вопрос можно решить.
Необходимо понимать, что из-за малого объема полезного пространства, а так же требований санитарно-эпидемиологических норм, в фудтраке вы можете «разогревать» лишь заготовки, которые вам необходимо приготовить заранее. Для этого вам необходимо арендовать стационарное помещение, склад и персонал.
Автомобиль или прицеп. Что выбрать?
После того, как вы решили все вышеописанные задачи можно приступить к, может быть, самому интригующему вопросу в этой новомодной теме — внешней оболочки. Ведь именно оригинальный и узнаваемый внешний вид вашего фудтрака будет в первую очередь привлекать внимание ваших клиентов. Как было описано выше, здесь есть два варианта: купить автомобиль либо прицеп к автомобилю. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. По автомобилю вы можете отдать предпочтение легковому фургону, вроде Merсedes Sprinter или VW Crafter. Если размах вашей кухни велик, можно обратить внимание на грузовые фургоны или автобусы. Но в этом случае стоит сразу подумать о категории «С» в правах. Плюсам автомобилей является возможность их самостоятельного передвижения. Но минусом является слишком дорогая на выходе стоимость, необходимость регулярного обслуживания (ТО) или ремонта, что приведет к простоям фудтрака. Более выгодным здесь является приобретение прицепа. Во-первых, более привлекательная стоимость. Во-вторых — больший объем внутреннего пространства. В-третьих — отсутствие технически сложных механизмов (двигателя, трансмиссии), которые нуждаются в профилактике и ремонте. Минусом являются необходимость обладания навыком управления большим прицепом, обязательная категория «BE» или «CE» в водительских правах, а так же существенные габаритные размеры в сцепке с автомобилем-тягачом, что существенно утяжеляет маневрирования в тесных городских улицах.
Про Airstream
Так уж получилось, что при слове фудтрак в России представляется прежде всего бренд Airstream, хотя на самом деле к фудтракам он не имеет прямого отношения. В этом были виноваты авантюристы из LavkaLavka и Delicatessen, сделавшие проект «Дары природы вагон». В 2012 году они первыми привезли в Москву мобильную кухню на базе нового трейлера Airstream, стали готовить и продавать еду «с колес» в новом формате. Так и началась ассоциация Airstream с мобильной торговлей фаст фудом. В 2015 году проект «Дары природы вагон» был закрыт.
Сама компания Airstream — это американский бренд, производящий жилые прицепы (дома на колесах) в Америке и Европе на протяжении уже почти ста лет. В Европе же есть несколько отдельных компаний, которые специализируются на производстве кухни на колесах, взяв за основу новый европейский, или, привезенный из штатов, винтажный трейлер Airstream. Насмотревшись на подобные изделия и на их ценник, несколько российских компаний начали вполне успешно производить подобные трейлеры у нас, изначально спроектированные на продажу фаст фуда. Один из ярких представителей российских фудтраков — трейлеры Shuttleman.
Где работать?
Логично было бы предположить, что если вы обладаете фудтраком, вы можете перемещаться по городу в поиске проходных мест. В этом и кроется главный камень преткновения. На сегодняшний день просто не существует закона, определяющего, что такое фудтрак, где и как с ним можно работать. Сейчас фудтрак приравнивается к нестационарным торговым объектам и приготовление еды в нем запрещено. Иначе обстоит дело рядом с торговыми и бизнес центрами, прилегающая площадь к которым находится в их собственности. Здесь вы договариваетесь с собственниками земли на которой работаете и, как правило, это вариант является рабочим. В теплое время ваше основное место дислокации в качестве кейтеринга — выездные массовые фестивали и частные мероприятия. Так же не стоит забывать про городские парки, но встать там далеко не всегда просто.
Общая же схема работы выглядит так: вы арендуете занимаемую площадь, оформляете санитарные и пожарные разрешения, уведомляете Роспотребнадзор.
Не стоит забывать, что согласно санитарно-эпидемиологическим нормам туалет для сотрудников от фудтрака должен находится на расстоянии не более 100 м.
Нормативные документы
Данные санитарно-эпидемиологические правила прежде всего необходимы для изучения:
Что по цифрам
Итак, с чего вы можете получать доход, работая с фудтраком:
Но помимо дохода, есть и расходы:
Итог
Фудтрак в России — пока еще хобби, которое стремится перерасти в серьезный бизнес. У вас еще есть все шансы завоевать признание клиентов, сделать имя и добиться успеха. Главное — правильно осознать ваши желания и, проделав на их основе необходимую работу, вы можете рассчитывать на удачу в этом увлекательном и новомодном деле.