Фудтрак что это такое
Готовый бизнес-план фургончика с едой
1 522 000 ₽
359 600 ₽
1-1,5 года
Фургончики с едой еще называются фудтраками — это прицепы на колесах с оборудованием для приготовления еды. Такой фургончик можно поставить на одном месте, например в парке или возле торгового центра, а можно перемещать — ездить на городские мероприятия, фестивали, ярмарки.
Какими будут инвестиции и расходы, зависит от концепции фургончика. Для фургона с шаурмой понадобится одно оборудование, для бургерной на колесах — другое. Еще расходы зависят от места: аренда в регионах будет дешевле, чем в Москве или Петербурге.
В статье мы рассказываем об инвестициях, расходах и окупаемости на примере фургона длиной четыре метра, в котором продают кофе, картофель и сэндвичи. В фургончике работают два сотрудника — иногда оба выходят на смену, иногда справляются в одиночку.
1 522 000 ₽ — инвестиции для фургончика с едой
Чтобы открыть фургончик с едой, нужно купить фургон, оборудование, зарегистрировать ИП и договориться об аренде. Дальше подробнее о каждом пункте.
Фургончик. Стоимость фургончика зависит от производителя и комплектации. В базовой комплектации фургон стоит около миллиона рублей — это цена за кузов с электроникой и шкафами внутри. За дополнительные опции — например подсветку, подогрев пола, кондиционеры — нужно доплачивать.
Для примера мы нашли производителя фургончиков с ценами на сайте:
Для расчета инвестиций возьмем цену фургончика в 1 млн рублей.
Оборудование. Список оборудования зависит от концепции фудтрака. Для заведения с кофе, сэндвичами и картофелем нужно будет купить:
С кофемашиной несколько вариантов: можно купить новую, взять в аренду или получить бесплатно у поставщиков кофе. Некоторые поставщики дают кофемашину при закупке зерен на определенную сумму. Они же ее бесплатно ремонтируют, если что-то ломается.
На оборудование может уйти от 200 000 до 2 млн рублей. Для расчета мы закладываем почти минимальную сумму — 300 000 рублей.
Фонд ремонта. Обычно производители дают гарантию на фургоны, но стоит отложить деньги в фонд ремонта на всякий случай. Например, 50 000 рублей.
Оклейка фургона и вывеска. Чтобы фургон привлекал внимание клиентов, его нужно обклеить, а на крыше разместить вывеску.
Оклейка фургона занимает 1-2 дня и стоит от 30 000 до 60 000 рублей. Цена зависит от сложности рисунка, размера фургона и количества выступающих деталей. Чем нестандартнее макет, тем дороже. На оклейку мы закладываем 45 000 рублей.
Вывеска может стоить от 30 000 до 50 000 рублей — тоже зависит от размера. Если брать что-то среднее, можно уложиться в 40 000 рублей.
С оклейкой и вывеской фургончик выглядит так:
Генератор электричества. Фургон можно подключить к электричеству через встроенные розетки от арендодателя, а можно через генератор. Генератор понадобится, если фургон будет стоять там, где нет стационарного подключения, например на фестивале.
Подойдет генератор любой фирмы, главное — чтобы его мощность совпадала с мощностью фургона. Обычно нужно 7-15 кВт.
В среднем генератор стоит 60 000 рублей.
Кассовое оборудование. Чтобы принимать оплату, нужны терминал и онлайн-касса. На эти расходы закладываем 23 000 рублей — за столько можно купить Модулькассу.
Постановка на учет в ГИБДД. Фургон — это транспортное средство, проще говоря, прицеп. Его нужно ставить на учет в ГИБДД, как обычный прицеп к автомобилю. В ГИБДД выдадут номера для фургона — они понадобятся, если будете передвигаться по городу или между городами.
Постановка фургона на учет в ГИБДД обойдется в 3300 рублей.
Регистрация ИП. Пошлина за регистрацию ИП — 800 рублей. ИП подойдет, если в фургончике не будет крепкого алкоголя, иначе нужно открывать ООО.
Лучший вариант — ИП на патенте. Если патент недоступен, выбирают упрощенку «доходы минус расходы».
Итого на фургон, оборудование, генератор, кассу и регистрацию ИП и прицепа уйдет 1 522 100 рублей.
Фудтраки: как они устроены и кто их выпускает в России
Еда «на колесах» — это всегда ощущение праздника, свободы и ожидание новых гастрономических впечатлений. О том, как работают футраки в России и кто занимается развитием мобильной торговли, рассказала автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова на вебинаре, который прошел на площадке образовательного проекта GAZ Campus.
Что такое фудтрак?
Фудтрак — это фургон с оборудованной кухней, из которого может осуществляться торговля. Выглядит фудтрак как обычный фургон, транспортное средство, которое должно соблюдать правила дорожного движения, — так его и воспринимают сотрудники ГИБДД. Но для представителей Роспотребнадзора, Налоговой и других контролирующих органов фудтрак – объект нестационарной торговли. Закона, который регулировал бы работу кафе на колесах в России, пока нет.
Закон о мобильной торговле в России рассматривают уже два года: его внесло Министерство промышленности РФ, затем одобрило правительство и два комитета Госдумы, а Совет Федерации представил доводы о доработке, которые были учтены. Сейчас закон вновь на рассмотрении в Совете Федерации и, возможно, в ближайшее время он будет принят на государственном уровне.
Екатерина Шаповалова
Что такое фестивали фудтраков?
В 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу, «еде на колесах» дали ход — для проведения мобильных фестивалей региональных кухонь в рамках Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России» были построены специальные фудтраки ГАЗель NEXT. Их было 11 — по количеству городов-участников Чемпионата мира, по которым путешествовали фудтраки и знакомили туристов с кухнями и блюдами различных регионов нашей страны, — от Сочи до Калининграда.
Начался гастро-пробег в 2018 году с Нижнего Новгорода — города, который является родиной автомобиля ГАЗ. Тогда впервые за историю было выдано разрешение на работу фудтраков в Нижегородской области — с 2014 года властями города рассматривалась инициатива предпринимателей об необходимости легализации фудтраков, но безрезультатно.
После, в рамках проекта «Гастрономическая карта России», мобильные фестивали с фудтраками стали проводиться регулярно. Было проведено 8 фестивалей. Многие собственники и шеф-повара вдохновились такой инициативой и продолжают развивать мобильную торговлю в своих городах и сегодня. Но чаще всего предприниматели хотят менять локации в течение сезона, т.к. постоянная точка, привязка к одному месту, разрешенному для торговли, не рентабельна. Сейчас в некоторых регионах обсуждается разрешение на торговлю в нескольких точках, минимум — трех.
11 фудтраков ГАЗель NEXT
На вебинаре в рамках образовательного проекта GAZ Campus Екатерина Шаповалова, автор-методист и руководитель Всероссийского проекта «Гастрономическая карта России», рассказала про участников фестиваля. Большинство из них – владельцы или шеф-повара действующих ресторанов. Они специально для работы фудтрака преобразовали свои ресторанные блюда в формат one-hand-food (помещающиеся в одну руку). Каждый фудтрак таким образом представлял национальные блюда своего региона.
«Наших шеф-поваров, которые никогда не готовили в фудтраке и в принципе никогда не готовили на улице, мы «вытаскивали» из их кухонь для того, чтобы с их региональной кухней, познакомилось как можно больше людей. Очень важна поддержка регионов. Потому что один из важных аспектов на наших фестивалях – это массовые дегустации», — рассказала Екатерина.Участники фестиваля «Гастрономическая карта России»
Отличия фудтрака от стационарного кафе
Кафе на колесах – отличная возможность для рестораторов быть мобильными и всегда оказываться в местах скопления людей. На городских праздниках, фестивалях, ярмарках, летних вечеринках на свежем воздухе.
Визуализация. В это понятие входит и внешний вид автомобиля, и сам процесс приготовления еды, скрытый от глаз гостей.
Еще одно отличие – прямой контакт с поваром. Так или иначе повару приходится или выходить из автомобиля, чтобы привлечь народ, или принять заказ у клиента, а затем еще и красиво приготовить блюдо.
Ежемесячные траты. Фудтрак не требует аренды, чего нельзя сказать о стационарном кафе или ресторане. Однако главный минус фудтрака – отсутствие коммуникаций – воды, света и газа. Об этом нужно позаботиться заранее.
Сезон. Фудтрак может работать и зимой, но вот спрос на него куда меньше, чем летом. Ведь многим хочется посидеть в теплом помещении, когда на улице холода. Поэтому основной сезон работы фудтрака – лето, а вот у стационарного кафе, ресторана – круглый год.
Посмотреть полную запись вебинара можно на сайте GAZ Campus.
GAZ Campus — это уникальный образовательный хаб, принадлежащий эксклюзивному дистрибьютору бренда ГАЗ Группе компаний Современные транспортные технологии.
Проектом предполагается не только регулярное проведение бесплатных обучающих вебинаров с привлечением экспертов различных направлений бизнеса, но и публикации в печатных и электронных СМИ экспертных статей и мнений, создание собственной интернет-платформы, и формирование профессионального сообщества.
В основе его лежат две фундаментальные составляющие:
• Обучение. Привлечение экспертов, ведущих спикеров для обмена лучшими практиками, кейсами, прогрессивным опытом и работающими аспектами бизнеса.
• Бизнес-решения. Разработка готовых бизнес-решений, которые включают пошаговую инструкцию по созданию собственного дела.
Участники проекта получат не только доступ к эксклюзивной информации о текущей ситуации на рынке, но и постоянную поддержку специалистов в области права, экономики и финансов.
Фудтрак что это такое
Поэтому, с одной стороны, идет смена формата выездной работы, с другой, мы понимаем, что рано или поздно лед тронется и мы сможем активно пользоваться фудтраками и в городской среде».
Руководитель партнерских проектов компании «Чайхона № 1» Наталья Авдеева отмечает, что ужесточение требований к уличной торговле стало поводом для того, чтобы эту нишу стали осваивать профессиональные операторы. «Мы помним, как выглядела уличная и мобильная торговля еще пять лет назад, – говорит Наталья Авдеева. – Стихийные застройки, низкое качество обслуживания и продаваемого продукта. Сейчас требования к уличной и мобильной торговле необычайно высоки. Поддержать такое качество, единый стандарт производства и обслуживания в любой точке города мелким игрокам непросто, высокие требования и новые возможности именно для крупных ресторанных сетей делают эту нишу привлекательной». Кроме того, увлеченность крупных ресторанных сетей фудтраками вполне укладывается в общий тренд демократизации. И более того, крупный бизнес давно смотрит в мобильную сторону. По словам Натальи, серьезным бизнесменам потребовалось время, чтобы придумать и сконструировать фудтраки, которые подходили бы для работы в российской действительности, для чего нужно было учесть тысячи факторов, включая климат, расстояния, требования законодательства. По мнению Натальи, то, что сейчас мы наблюдаем как тренд, есть результат титанической работы по выведению на рынок абсолютно нового направления торговли.
Есть и еще одно объяснение популярности ниши у крупных сетей – возможность и наличие ресурсов для того, чтобы занять всю нишу хотя бы в отдельно взятом городе Москве. «Город ставит четкие рамки: если вы хотите торговать с вагончика, докажите, что это будет безопасно. У ресторанных сетей есть сформированная политика пищевой безопасности, стандарты, опыт успешно пройденных проверок, наработанные связи с представителями Роспотребнадзора и прочими организациями, регулирующими деятельность предприятий общепита, – объясняет Наталья Авдеева. – При этом город не понимает, как строить отношения с новичками на рынке. Взять отдельную автокофейню, разливающую кофе стоящим в пробке автомобилистам. А если сотрудника, бегающего по проезжей части со стаканами, собьет машина? Есть риск, что тогда формат вообще запретят, не разбираясь в причинах. Серьезная мобильная торговля – это не фестиваль, когда определяется день и место. Это взаимодействие с городом, у которого много требований. Думаю, гастроэнтузиасты должны объединяться под какой-то эгидой, чтобы иметь своих представителей для решения вопросов с властями».
Впрочем, те, кого называют гастроэнтузиастами и кто, собственно, и приложил немало усилий для популяризации фудтраков, сегодня тоже подходят к вопросу организации своей работы с более профессиональной стороны. Одни по финансовым причинам, вторые из соображений комфорта. «За прошедшие годы выросло доверие людей к мобильной торговле, – рассказывает основатель сети мобильных кофеен Coffee2go Слава Донин. – Рынок развивается на наших глазах вместе с культурой потребления уличной еды. Раньше стритфуд ассоциировался только с шаурмой, затем появились кофейни, теперь все переходят на еще более цивилизованный формат – фудтраки. Я думаю, что крупные компании идут в эту индустрию потому, что они стараются быть везде, пробовать себя в разных бизнесах, и они имеют для этого ресурсы. Мы запускаем проект «Ща поем» с хот-догами и кофе. Простая арифметика: зарабатывать на обеденных перерывах можно больше, чем просто на продаже кофе. Человек не купит себе больше одного напитка. Чем больше предложение, тем выше средний чек. С другой стороны, в кризис все начинают экономить, поэтому спрос на недорогую и качественную еду растет». В данный момент у компании один фудтрак, еще два появятся к лету. В Москве и регионах работает более 70 мобильных кофеен, проданных компанией Coffee2go, большая часть работает под родным брендом.
Проект «Счастье есть» стартовал как поп-ап-кафе, заявил о себе на нескольких маркетах еды. Затем создатели кафе решили, что им нужен более цивилизованный формат работы и остановили свой выбор на фудтраке. «Есть разница – работать на открытом воздухе или в помещении, оборудованном с максимальным соблюдением норм СЭС», – говорит управляющий партнер «Счастье есть» Павел Туманов. Помимо обеспечения комфорта, фудтрак может сыграть роль переходного этапа от энтузиазма к серьезному бизнесу. «Мы бы открыли стационарное кафе, – рассказывает Павел Туманов. – Но
Как я открыл фудтрак
Почему фудтрак в России не может стать полноценным бизнесом — рассказывает Денис Пугач, совладелец двух стильных трейлеров с вывеской Durum-Durum, торгующих шаурмой в московских парках
Неуловимый фудтрак
Фудтрак в любую погоду
Концепция
Durum-Durum — это шаурма. Решили делать, потому что в Москве не было такой шаурмы, какую мы любим. Для начала решили попробовать отработать мобильную версию — сделать ресторан на колесах. Хотели привезти английский двухэтажный автобус double-decker, но из-за многих ограничений (высота 4,4 м, в Россию можно ввозить не выше четырех, проблема с таможней — он оказался старше двадцати лет) и запрета на ввоз в страну праворульного транспорта от этой идеи пришлось отказаться.
Привезли Airstream: купили в Штатах за 10 000 долларов, доставили в порт, дальше переправляли кораблями в Германию и оттуда в Санкт-Петербург, в Петролеспорт, где и растаможили.
Планировали открыться к 1 мая 2013 года, но, понимая, что не успеваем забрать трейлер из ремонта, купили оборудование и поставили дома на кухне: печку, тестораскатку и газовый гриль. Начали придумывать рецепты и читать, как замариновать курицу, как печь лепешки, до этого никогда не готовили (яичница не в счет).
18 мая 2013 года мы первый раз вышли на Городской маркет еды в Парке Горького. В нашем меню были дюрюмы — лепешки с курицей, капустой, огурцами и два самодельных соуса. Потом начались фестивали: работали в саду им. Баумана, в парке на Красной Пресне. Начиная с 2013 года каждый день зимой и летом, в любую погоду.
Документы
Перечень документов для открытия фудтрака, НТО (нестационарного торгового объекта), такой же, как для стационарной точки общепита, кроме тех, что касаются непосредственно помещения. Это договор аренды с собственником земли. Для муниципальной земли (парки) может проводиться тендер, если собственность коммерческая, договор подписывается непосредственно с владельцем здания.
На основании договора аренды открывается обособленное подразделение и регистрируется касса. Если планируется передвижение точки по городу, то надо регистрировать мобильную кассу (есть ряд ограничений) плюс в каждой точке города, где будет стоять фудтрак, должен быть заключен договор на аренду земли.
Также понадобится письмо в Роспотребнадзор об уведомлении о начале деятельности, который проверяет в первый год, а потом раз в три года. Со стороны СЭС: наличие меню в печатном виде, уголок потребителя, медкнижки у всех сотрудников и документы на компанию должны быть внутри трейлера — свидетельство о госрегистрации и свидетельство о постановке в налоговую инспекцию (ОГРН, ЕГРН, ИНН). Разрешительные документы оформить несложно, не помню точную продолжительность, но в течение пяти рабочих дней.
DURUM-DURUM
Команда: Карен Исаджанян, Александр Грабко, Денис Пугач.
В меню: дюрюм с курицей, дюрюм с уткой, дюрюм-бургер из баранины, дюрюм с фалафелем.
Старт: в мае 2013 года на «Местной еде» в Парке Горького.
Маршруты: в 2014 году фургон работал в двух столичных парках — Красная Пресня и Сад им. Баумана.
Постоянная точка: Outlet Village «Белая Дача».
Участвуют в фестивалях, торгуют в парках и рядом с бизнес-центрами.
Кухня
Все, кто обкатал свою модель и понял, что тот продукт, который он делает, востребован, дальше открываются в помещении. В помещении больше возможностей, чтобы сделать качественную кухню: в трейлере тесно и минимум возможностей, чтобы соответствовать нормам. По законодательству, в точках нестационарной торговли продукт может только доводиться до готовности, то есть поступать туда уже практически готовым, а значит, нужна заготовительная фабрика-кухня. Помещение под нее должно быть арендовано, спроектировано, отремонтировано, сертифицировано, и это серьезная работа.
У нас есть заготовительный цех, где мы делаем заготовки. Каждый день руководитель ресторана дает поручение заготовщику — какой объем заготовок ему нужен. Въезд на «Белую дачу», где стоит наш трейлер, ограничен: привезти надо до десяти утра. Бывают сложности, и нас не пускают, когда опаздываем.
Заготовительный цех оборудован продуманно, по последнему слову техники: холодильная камера, морозильные лари, печи, ванны для мытья гастроемкостей. На заготовке работает разное количество людей: в обычном режиме — один или двое, когда предстоит большое мероприятие — трое-четверо. Понятно, что какие-то вещи в любом случае можно сделать заранее, в зависимости от особенностей продукта, объема и сроков хранения. Например, вакуумировать соус, замариновать мясо. Иногда человек просто выходит на одну смену, если нужно 80 кг баранины зачистить, обрезать и порезать — это 2–3 часа или фарш прокрутить для котлет.
В итоге на точку приезжают завакуумированные пакеты, гастроемкости, это все распределяется по холодильникам, мясо насаживается на вертикальный гриль.
Особенности продукта
Мы можем моментально собрать команду на необходимое количество людей. Но именно в этом и состоит сложность мобильной торговли: в ней нет определенности. Хотя задача любого бизнеса — сделать так, чтобы какие-то переменные в нем стали постоянными, чтобы принять их за константу. Когда ты — ресторан на колесах, то это очень сложно сделать.
Бизнес на колесах не воспринимают всерьез. Арендодатель может в любой момент прийти и сказать: «Ребята, такая ситуация, вы должны были съехать позавчера». А у нас в трейлере человек работает, зарплату получает. Мы ему говорим: ты пока дома посиди. Поэтому это очень сложная работа: в ней есть пики торговли, а есть спад, и моя задача их как-то сглаживать.
Плюс у нас еще специфическое блюдо, и для поддержания качества здесь постоянно нужен клиентский поток. Это бургер можно приготовить, когда появился клиент, а в нашем случае замаринованное мясо насаживается на бобину (вертикальный гриль) и, если потока нет, невозможно остановить процесс: мясо поджаривается и выкидывается, если продать его некому. Поэтому бургерных сетей в мире много, а сетей с шаурмой нет.
Надо правильно выбрать продукт. Идеально — кутаб, если продолжать нашу тематику, то гёзлеме. Энтузиасты на маркетах идут путем: «О, классно, давай лепешку на месте готовить, будет вкуснее!». Но, допустим, на лепешку, приготовленную на месте, привлечешь сто человек, а если будешь покупать готовый лаваш, сможешь увеличить скорость выдачи на 200 человек. Надо постоянно смотреть, что важнее — привлечь дополнительную аудиторию или повысить скорость выдачи. Поэтому логика проста: лучше пусть будет готово сто порций сразу, ко мне придут люди и поедят.
У нас пять позиций в меню, за счет возможных комбинаций начинок и добавок их количество увеличивается. Можно и саму основу дюрюма (лепешки) сделать разной. Есть отдача в ланч-боксе, есть завтрак. При этом меню простое. Дюрюм — это моноконцепт.
Сегодня задача любого массового общепита, по моему мнению, сводится к продаже углеводов по цене белков. Что продает «Макдоналдс»? Не бигмак, а картошку фри и кока-колу, то, что фактически стоит ноль. Это у нас лепешка 80 граммов, а мяса 140. Вес стандартного дюрюма (шаурмы) 350 граммов — хорошая порция. Можно ли на этом заработать и разбогатеть — не знаю, но надеюсь.
Оборудование
У фудтрака одно преимущество — визуальное; он цепляет внимание. И есть масса недостатков: чем красивее внешне, тем неудобнее внутри. Скругленные углы — это нестандартное оборудование. Нельзя просто купить стол, нужен уникальный, на заказ, в два-три раза дороже.
Или надо пол постелить, сделали гофрированный из металла. Когда на него мука и вода попадают, отмыть невозможно. Если наливной пол делать, к примеру; он тяжелый, несколько десятков килограммов добавляет. Таких нюансов рассказать никто не может: опыта еще ни у кого нет. Хотя сейчас вроде появляются конторы, которые хотят профессионально заниматься переоборудованием автобусов; их единицы.
В нашем случае оборудование выходило дороже, мы не всегда знали, каким оно должно быть. Надо было купить гриль, он может и десять тысяч рублей стоить, и сто. В итоге покупали за шесть тысяч; он ломался, и мы уже знали, что нам от этого оборудования нужно — как он жарит, как держит тепло. Тоже было с печью — она развалилась за сезон, но мы начали понимать, что нам нужна печь двухсекционная, раздельная, чтобы тепло держала.
Во многом это объясняется и тем, что мы непрофессионалы. Ну а кто профи по вертикальному грилю? У нас это в принципе не развито. Приходишь в магазин, а продавец говорит: «Давайте откроем инструкцию». Поэтому многие вещи приходится постигать методом проб и ошибок, вникать во все.
В нашем фургоне два вертикальных гриля и один горизонтальный, печь для пиццы, тестораскаточная машина, холодильное оборудование, в том числе сокоохладитель и льдогенератор, мармит, фритюр, кассовый аппарат, VDU (Video Display Unit) монитор для сборщика, подогреваемая поверхность, рожковая кофемашина и вытяжка (внутри трейлера температура может нагреваться до 50°С).
История появления Фуд Траков.
Первые закусочные на колесах появились еще в начале 20-го века.
Америка, славящаяся своими маленькими музеями почти на каждом шагу утверждает, что первые закусочные на колесах появились в штате Техас, штате ковбоев и перегонщиков скота.
История такова, что в начале ХХ века погонщикам скота необходимо было перегонять скот для продажи. Ну а в пути им необходимо было готовить как то пищу и принимать ее.
Вот тогда и появились первые (chuckwagon), особые тележки для приготовления, хранения и приема пищи. В музее Генри Форда стоит вагончик, который можно отнести к первым «Закусочным на колесах» с интересной историей его возникновения – это один из первых вагончиков, которые массово производились как «закусочные на колесах».
Первое подобие передвижной кухни появилось благодаря стараниям Чарльза Гуднайта, который купил у армии США старый фургон и приспособил его под свою столовую:
повесил полки, запасся едой, взял кухонные принадлежности, медикаменты, установил бочку с водой, прикрепил сзади дрова.
А вот некий американец Вальтер Скотт прорезал окна в фургоне и поставил его напротив редакции местной газеты. Он решил продавать с такого фургончика сэндвичи и пироги, а также разливать кофе во время обеденного перерыва.
Спустя 8 лет, в 1880 году, такие фургоны были поставлены на массовое производство. Кроме того, в них появились раковина, холодильник и несколько кухонных плит и предназначались для питания сезонных рабочих и перегонщиков скота..
Отсюда и пошло название передвижных закусочных в США – Food Truck (фудтрак).
На представленном фото из музея Генри Форда – вагончик для продажи сендвичей и кофе. Рассказывается, что в 1890-ом году Генри Форд работал в качестве инженера для компании Эдисона по продаже первых электрических фонарей. В вагончик провели электричество и это позволило продавать еду с вагончиков практически сутки напролет.
При этом все рестораны в то время закрывались к 8 часам вечера из-за наступавшей темноты.
Далее, краткая история такова:
Потом этот вид бизнеса то появляется вновь, то затухает вплоть до конца ХХ века.
Вернее бизнес то существовал, но ограничивался обслуживанием рабочих на удаленных объектах и доставкой мороженого семьям, живущим в одном районе.
Вторая жизнь у Фудтраков появилась началась с Лос-Анжелеса (США) в 1974 году, когда некто Рауль Мартинез переоборудует старый фургон с мороженым в первый в стране фуд-трак с «тако» (вид еды), который он поставил около баров Восточного Лос-Анджелеса. Этот вид бизнеса так понравился американцам, что уже к 1980 году фургоны с едой паркуются даже у университета Рутгерса, штат Нью-Джерси и продают студентам “Fat Sandwiches” (горячие сендвичи).
На сегодняшний день фудтраки распространены не только в США и Канаде, но и почти во всей Европе, Африке и Азии.