Фулфилмент фабрика что такое
Фулфилмент
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Фулфилмент (fulfillment, англ. «воплощение заказа») — это комплекс логистических услуг, которые выполняются на аутсорсе. Например, интернет-магазин не арендует собственный склад, а делегирует это фулфилмент-оператору. Он берёт на себя сопровождение товара от оформления заказа до доставки конечному покупателю.
Зачем нужен фулфилмент
Фулфилмент позволяет доставлять товары без вложений в организацию логистики. Не надо искать и арендовать склад, нанимать сотрудников, оплачивать их работу. Все процессы можно сразу передать опытному фулфилмент-оператору, который знает как:
Фулфилмент освобождает время, которое можно вложить в развитие бизнеса: наращивание продаж, маркетинг и т. д.
Кому подойдет
Фулфилмент подойдёт тем, кто только открывает интернет-магазин или производство товаров, а потому пока не хочет вкладываться в организацию логистики и аренду склада. Также фулфилмент пригодится при масштабировании и оптимизации бизнеса: расширении географии продаж на другие регионы или страны, выходе на маркетплейсы, сокращении расходов на найм и обучение штатного персонала.
Услуги фулфилмента доступны по цене. Приём товара на склад, хранение в сутки и комплектация заказов за каждую товарную единицу обойдется дешевле поездки в метро Москвы или Киева. Это даёт возможность платить по факту: за то количество товара, которое реально надо отгрузить. Если же компания хочет открыть собственный склад, то она должна ежемесячно оплачивать фиксированную аренду помещения и платить заработную плату штатным сотрудникам. Это может оказаться накладно, если пока нет понимания об объемах заказов и поставок. В таком случае лучше выбрать фулфилмент.
Согласно исследованию DataInsight о рынке фулфилмента в России, число компаний, использующих фулфилмент, растет — с 2016 по 2018 год их стало больше на 52%. В основном такими услугами пользуются:
Дополнительные услуги, которые предлагают фулфилмент-операторы клиентам. Источник: DataInsight
Модели фулфилмента
Функции фулфилмента могут выполнять маркетплейсы, транспортные, почтовые и логистические компании. Также какая-либо компания может арендовать склад для своих нужд, а затем оказывать услуги фулфилмента уже для других поставщиков.
Например, компания Яндекс.Маркет работает как фулфилмент-оператор и предлагает следующие модели фулфилмента:
Если компания планирует отгружать свои товары на маркетплейсы, логистические операции распределяются между партнёрами по основным моделям FBS и FBY:
Услуги фулфилмента
Услуги фулфилмента в России предлагают более 70 компаний. DataInsight в упомянутом выше исследовании отмечает, что к крупнейшим фулфилмент-операторам по состоянию на конец 2018 года можно было отнести Arvato, Бета ПРО, Маршрут и СДТ. Однако затем на этот рынок стали приходить другие крупные игроки — маркетплейсы Беру!, Lamoda, Ozon, Wildberries, Почта России.
Преимущества фулфилмента от Почты России
Чтобы начать работу со складом на аутсорсинге, необходимо заключить договор, а затем связать между собой IT-системы продавца и фулфилмент-оператора. Если используются распространённые CRM-системы, может быть достаточно связки по API. В таком случае операции, которые будут проводиться с товаром, будут отображаться в CRM-системе фулфилмент-оператора и в CRM-системе продавца. Также можно следить за сборкой заказов через видеоконтроль или получать видеозаписи со склада, если фулфилмент-оператор предоставит такую возможность. Это поможет в спорных ситуациях и позволит отследить, что заказ передают по назначению.
Затем продавец передаёт логистические операции в фулфилмент-компанию. Однако стоит учитывать, что фулфилмент-операторы работают не со всеми товарами. Они не будут работать с тем, что закон запрещает продавать дистанционно: например, не примут алкоголь или сигареты. Также не получится передать на аутсорс хранение скоропортящихся товаров: цветов, пищевых продуктов. Однако в последнем случае можно передать в фулфилмент-компанию консервы и бакалею — то есть то, что может храниться долго. Некоторые фулфилмент-операторы не работают с мебелью и крупногабаритной бытовой техникой, так как они занимают много места на складах.
Необязательно отдавать в фулфилмент-компанию полный логистический цикл, можно заключить договор только на отдельные услуги и оплачивать их отдельно. Набор услуг зависит от каждой конкретной фулфилмент-компании. Он может включать в себя как непосредственно логистические операции, так и другие сопутствующие услуги:
Приемка
Фулфилмент-оператор принимает пришедшие позиции. Каждую паллету распаковывают, пересчитывают количество коробок и поэкземплярно проверяют количество товара. Затем он сортируется по артиклю, на него ставятся метки и клеятся уникальные штрих-коды, чтобы автоматизировать остальной процесс. При необходимости товар взвешивают. Операции выполняются перед камерами, что помогает решать споры из-за нарушенной упаковки или нехватки позиций. Все детали в виде отчета передаются заказчику. Затем позиции размещают на складах.
Хранение
После приёмки товар отправляют на хранение. Для каждого вида товаров фулфилмент-оператор подберёт своё место для хранения. Например, особо ценные товары и бумаги располагают в специальных зонах, которые контролируют более строго, чем остальные стеллажи. Время хранения — платное. Поэтому товары стоит отправлять на склад в таком количестве, в котором их быстро раскупят.
Комплектация
Когда покупатель делает заказ, товар переходит на этап комплектации. На склад поступает информация о том, какие позиции необходимо укомплектовать. Специалисты склада сверяются со списком и с помощью систем автоматизации находят нужные позиции. Затем они собирают заказ в зависимости от типа товара: посуда, одежда и т. п. Заказ может состоять как из одной, так и из нескольких единиц товара. По желанию заказчика фулфилмент-оператор может дополнить заказ пробниками, буклетами и другими бонусами. После этого заказы поступают на упаковку.
Упаковка
Специалисты фулфилмент-оператора подбирают для упаковки легкие, но надежные материалы в зависимости от типа товара. Они оценивают, какие товары нужно разместить в пупырчатой плёнке, какие положить в коробку, а какие — просто в бумажный пакет. Обычно упаковка включена в тариф. Некоторые фулфилмент-операторы также предлагают услугу брендирования упаковки. Упакованный товар передают в доставку.
Доставка
Фулфилмент-операторы выполняют доставку в пункты выдачи заказов или на адрес покупателя как самостоятельно, так и через службы доставки. Доставку можно дополнить услугами колл-центра (приём заказов, согласование доставок), трекингом товаров с полной информацией о посылке, информированием покупателей через SMS, email, соцсети.
Возвраты
Фулфилмент-операторы готовы взять на себя обработку возвратов и работу с негативной обратной связью от клиентов. Это особенно актуально при торговле одеждой и обувью, ведь если покупатель получил вещь не того размера, фасона или цвета — это ответственность того, кто занимается доставкой этого товара.
Преимущества фулфилмента
Фулфилмент позволяет легко настроить процесс от покупки до передачи товара в руки покупателя. Начинающий продавец может избежать издержек и ошибок, которые возникают при создании собственной логистической системы, а также негативных отзывов от покупателей из-за задержки заказов или проблем с упаковкой. Когда процессы транзита и содержания отправлений не налажены, конечная цена товара будет высокой, то есть менее привлекательной для покупателей. Фулфилмент позволяет избежать этого и сразу приступить к продажам. Расходы на организацию логистики превращаются из капитальных в операционные, что уменьшает бюджет запуска.
Фулфилмент-операторы имеют опыт работы с различными грузами, а потому подбирают правильную упаковку и снижают риски повреждения товаров, организуют автоматизированную сортировку товаров и контроль качества, имеют отлаженные алгоритмы работы с возвратами товаров из-за брака.
Недостатки фулфилмента
Логистические процессы оказываются завязаны на фулфилмент-операторе, поэтому важно сразу выбрать надёжного партнёра и регулярно вносить платежи за услуги. Фулфилмент-оператор должен иметь хорошую репутацию на рынке и допускать минимальное количество ошибок на всех этапах отправки заказа.
Важен и налаженный документооборот, ведь накладные и другие документы будут выдаваться заказчику с определённой периодичностью. Стоит также учитывать, что у владельца бизнеса не будет свободного доступа на склад фулфилмент-оператора. А значит, не будет возможности проконтролировать количество товара или качество упаковки в любой момент времени. Однако системы видеоконтроля, которые фулфилмент-операторы устанавливают на складах, позволяют оценить это удаленно.
Большинству интернет-магазинов было бы проще встать на ноги, если они использовали фулфилмент, но они не знают, что это такое. Выполнять все процессы самостоятельно бывает непросто, однако часть действий можно передать на аутсорс. Давайте разберемся, как выполняется эта услуга, какие у нее преимущества и недостатки, а также как это работает на отечественном рынке.
Что это такое
Это английское слово, одно из значений которого дословно — «воплощение заказа». Русского аналога, который бы точно отражал значение, нет, поэтому его используют без перевода.
Процесс подразумевает комплекс мероприятий по передаче логистики от предприятий к специальным компаниям, которые выполняют за них часть действий по доставке покупателю оплаченных товаров. Это посредник, который принимает на себя движение товарных и информационных потоков от поставщика к потребителю. Он может заниматься поддержкой только одного сервиса, например, таможню или перевозку, или берет на себя полный цикл от оформления покупки до вручения приобретенной продукции клиенту.
Чаще всего этой услугой пользуются интернет-магазины, особенно небольшие и недавно открывшиеся. Нанимать дополнительный персонал для них пока невыгодно, как и арендовать склад и офис. Поэтому им проще обратиться в фирму, которая отведет под них часть складских помещений, а также будет выполнять доставку. Владельцам бизнеса остается заниматься раскруткой, увеличением количества и качества заказов. Оператор возьмет на себя всю остальную работу с организацией и перемещением грузов.
Услуги фулфилмента: что это такое, разбираем простыми словами
Продавец стремится выстроить простую и действенную схему работы своего предприятия. Часто ему сложно на старте понять, как функционирует готовый бизнес. Как результат – появляются негативные отзывы из-за задержек и ошибок персонала на комплектации. Важно наладить путь от покупки до передачи в руки потребителя.
Но при этом следует избежать сложностей и плохого опыта, клиент должен остаться доволен настолько, чтобы написать только положительный отзыв. В начале пути (а для интернет-магазинов это часто остается на все время их работы) владелец фирмы обращается к оператору.
Чтобы было проще разобраться, что это такое — фулфилмент, рассмотрим его основные функции:
Кроме того, в комплекс могут входить и дополнительные услуги, которые предоставляются по желанию и договоренности с заказчиком:
На аутсорс не всегда отдают все задачи сразу, иногда это только отдельные операции. Давайте разберем их подробнее.
Как принимает товары
В этом случае партнер играет роль посредника, который получает и размещает на своем складе пришедшие позиции. Он же готовит его к дальнейшей отправке в пункты назначения.
Занимает достаточно много времени, потому что все наименования принимаются поэкземплярно вне зависимости от объема пришедших мест и упаковок. На каждый продукт клеится уникальный ШК, затем может происходить доукомплектация.
Каждую паллету распаковывают и проверяют количество штук. Затем все это сортируется по артиклю, ставятся метки, чтобы автоматизировать остальной процесс. Если необходимо – взвешивают, чтобы потом использовать информацию при отправке через «Почту России».
В соответствии с договором фулфилмента все выполняется под камерами. Это помогает оперативно решать любые споры по поводу нарушенной упаковки, недостатком или излишком наименований.
Как хранится товар
Это довольно просто осуществляется, но тоже имеет свои особенности. Не все разновидности продукции могут содержаться на складах оператора. Например, точно под запретом окажется все, что реализовывать удаленно запрещено на законодательном уровне – табак, алкоголь, лекарственные препараты, часть ювелирных изделий.
Не получится реализовать через fulfillment-center содержание любых скоропортящихся позиций (как цветы и фрукты), а также всего, что придется развешивать под точные граммы и расфасовывать.
Но можно хранить продукты питания, которые имеют собственную упаковку и сертификаты качества.
Где будут размещать товары – зависит от их вида. Партнер будет искать подходящие места для хранения. Особо ценные или мелкие изделия могут быть расположены в специальных зонах.
Не стоит забывать, что содержание продукции на складах оператора не бесплатное. Поэтому, если есть вероятность, что быстро продать не получится, то стоит подумать об пересылке груза частями.
Как происходит комплектация
Еще один тип операций, который можно передать на аутсорсинг. Специалисты партнера могут собрать заказы в соответствии со списком. Автоматизация процессов позволяет ускорить обработку и сделать ее безошибочной. Если необходимо, то в каждую посылку работники могут добавлять пробники, небольшие бонусы, буклеты или другие плюсы, которые предпишет наниматель.
Как будет выполняться упаковка
Корректно сложить и оформить посылку, чтобы она выглядела красиво и привлекательно – целое искусство. Для этого часто используют специальное оборудование, а сотрудники проходят обучение, чтобы оформление осуществлялось быстро и без задержек.
Оператор может предложить удобные, прочные и недорогие материалы, использование которых не будет утяжелять груз.
Кроме того, такие организации всегда знают, как необходимо готовить все к пересылке любым способом.
Как происходит взаимодействие со службами доставки
Основная проблема, которая возникает у большинства маленьких фирм – отправка. Надо сказать, что фулфилмент для интернет-магазина — это в первую очередь возможность доставлять до покупателя его заказы без лишних затруднений и задержек.
Компании важно, чтобы его продукция из Москвы попала в Екатеринбург или любой другой город максимально быстро и при этом экономно. Ведь чем больше будет стоимость транзита и содержания отправлений, тем выше будет ценник у продукта.
Как обрабатываются возвраты
Большинство центров фулфилмента готовы взять на себя этот момент – прием обратно некачественных и испорченных продуктов, брак, посылки, которые не были доставлены до адресата и вернулись отправителю.
Они работают с негативными отзывами, с рейтингом заказчика, исправляют недочеты служб и делают все, чтобы не допустить этого в дальнейшем или оптимизировать процесс.
Особенно это актуально для сфер, которые занимаются торговлей обувью и одеждой. Там часто может оказаться неподходящим размер или фасон.
Фулфилмент для интернет-магазина: что такое, как работает, выбор компании, мини-обзор операторов
Что такое фулфилмент
Схемы работы операторов фулфилмента
Их великое множество. Не сильно ошибемся если скажем, что такие компании могут предложить любую модель сотрудничества в зависимости от исходных данных. Перечислим основные схемы:
Короче, любой каприз за ваши деньги, перечислять все схемы работы не имеет смысла. Откуда надо заберут, куда надо привезут. Схемы можно использовать по отдельности или в любых сочетаниях, кому как удобно.
Фулфилмент: классическая схема
Что еще умеют операторы фулфилмента
Такие компании берут на себя еще ряд сопутствующих вопросов, например:
Достоинства работы с операторами фулфилмента
Другие плюсы:
Недостатки фулфилмента
К сожалению они есть и это ограничивает широкое распространение модели. Практика показывает, что услугами фулфилмента пользуются относительно мелкие магазины с небольшим оборотом. Для крупных предпринимателей такое сотрудничество может оказаться невыгодным, дешевле создать собственную службу доставки. Итак, перечислим основные минусы:
Критерии выбора оператора
Рынок представлен несколькими десятками компаний, выбрать есть из чего. Вот на какие показатели стоит ориентироваться при заключении договора:
ТОП-4 фулфилмент-оператора
ООО “Маршрут”
Один из ключевых игроков рынка. С компанией сотрудничают многие маркетплейсы, например, Joom. Кстати, как продавать товары на площадке Joom, мы написали в этой статье.
Услуги, которые предоставляет ООО “Маршрут”:
USEND
Еще один старейший оператор с более чем 10-летним стажем работы. Его услугами пользуются и небольшие интернет-магазины, и крупные компании, а также оптовики и дропшипперы.
Услуги USEND:
Личный кабинет на сайте USEND легко интегрируется с популярными CRM-системами, что облегчает управление услугой, отчетность и аналитику.
Ознакомиться с услугами и тарифами можно здесь.
Accord Post
Услуги:
Есть стандартные модели работы и индивидуальные схемы логистики. Если шаблонные решения не устраивают, можно обратиться в службу техподдержки и заказать собственное.
Стоит сказать, что компания предметно специализируется на сегменте электронной коммерции и не понаслышке знает про особенности логистики интернет-магазинов. Тут помогут с SEO-продвижением сайта, настройками контекстной рекламы и другими диджитал-инструментами.
С тарифами можно ознакомиться на официальном сайте Accord Post.
Услуги:
В работе компании есть своя изюминка: агрегация служб доставки. На практике это означает то, что ваш заказ будет доставлен наиболее экономным способом. Система анализирует параметры логистики и подбирает наиболее дешевые варианты доставки среди возможных. Это позволяет существенно экономить бюджет и не тратить лишнего.
Ознакомиться с тарифами или рассчитать доставку при помощи калькулятора можно здесь.
Кстати, кто сказал, что нужно непременно выбрать одного оператора и связать себя с ним неразрывными узами? Никто не мешает воспользоваться услугами нескольких компаний и выбирать оптимальный вариант для каждого случая. Да, документооборот будет побольше, но оно стоит того. Выбор остается за вами. Успехов в продвижении!
Что такое фулфилмент. Объясняем простыми словами
Фулфилмент — это комплекс операций с товаром от момента заказа покупателем до момента получения покупки. Как правило, речь идёт об услуге, которую сторонние компании предоставляют интернет-магазинам, в центре которой складские операции.
Обычно услугу фулфилмента предоставляют маркетплейсы или логистические компании. В неё, как правило, входят:
Набор конкретных операций фулфилмент-центра может варьироваться. Интернет-магазин может передать все бизнес-процессы, а может лишь часть из них. Например, возложить на фулфилмент только хранение товара, а обработку заказов — на собственных сотрудников.
Интернет-магазины и производители товаров (особенно небольшие) пользуются такой услугой, ведь нанимать дополнительный персонал и арендовать склад и офис иногда нецелесообразно или не представляется возможным. Поэтому им проще отдать эти процессы на аутсорс.
Пример употребления на «Секрете»
«Калмис назвал назначение в Lamoda «честью и привилегией». Кроме руководителя, онлайн-ретейлер поменял руководителей направлений фулфилмента, доставки и финансов».
(Из новости о кадровых перестановках в топ-менеджменте Lamoda.)
Фулфилмент происходит от английского fulfillment, что означает «выполнение, исполнение», но термин используется без перевода. Фулфилмент получил свою популярность благодаря компании Amazon — это первый сервис, который вывел на фулфилмент более 2000 партнёров.
Критика
Фулфилмент имеет и свои недостатки. Самый основной заключается в том, что продавец не может полностью отследить возможные ошибки при комплектации заказов. Если компания перепутает заказ, пострадает репутация магазина, а не службы доставки.
Фулфилмент-центры – фабрики по производству посылок
Интернет-магазины, как правило, отличает широкий ассортимент товаров. У онлайн-торговли перед традиционной есть преимущество «бесконечной полки». Действительно, интернет-магазин, в отличие от традиционного магазина, не имеет физического ограничения в виде стен и может предложить своим клиентам тысячи и сотни тысяч различных товаров.
Интернет-торговля уже прочно вошла в повседневную жизнь современного человека. Конечно, российскому рынку пока далеко до таких фанатов заказов через интернет, как корейские или английские потребители – там на душу населения приходится больше 50 заказов в год. Для сравнения: у нас в целом по стране по этому показателю выходит около 4 заказов в год, но в столицах, где наиболее развита культура заказа онлайн по заказам на душу населения мы вплотную приблизились к европейским показателям – более 25 заказов в год.
В прошлом году 90 миллионов российские онлайн-покупателей сделали почти 590 миллионов заказов из них больше 225 миллионов в российских интернет-магазинах. Это колоссальная цифра, за которой стоит титаническая работа, которая, если всё идёт хорошо остаётся невидимой для конечного потребителя. Ведь после того, как пользователь кликнет мышкой на кнопку «Заказать» в корзине интернет-магазина в движение приходит целая фабрика по производству посылок из заказанных товаров.
Для обывателя эта фабрика скрывается за термином «склад». В профессиональной среде такие склады называются фулфилмент-центрами. Фулфилмент – от английского order fulfillment, дословно «исполнение заказов» – это термин для обозначения комплекса процессов, проходящих на складе, направленных на исполнение заказа интернет-магазина. Укрупнено можно выделить шесть основных: приём товара на складе, хранение товаров, комплектация заказа, упаковка заказа, отправка заказа и обработка возврата. Давайте, чуть подробнее рассмотрим, что происходит в фулфилмент-центре.
Если Интернет-магазин (сайт) ограничений не имеет, то склад вполне себе со стенами. И чем больше ассортимент, предлагаемый на онлайн-витрине, тем сложнее процессы на складе. Даже у небольшого Интернет-магазина товар поступает от десятков и сотен поставщиков. Необходимо вовремя и оперативно разгрузить транспорт, распознать Интернет-магазины, произвести массу манипуляций с товаром на складе и доставить его к месту назначения.
В начале нулевых модно было говорить, что у онлайн-торговли перед традиционной есть преимущество «бесконечной полки». Действительно, Интернет-магазин, в отличие от традиционного магазина, не имеет физического ограничения в виде стен и может предложить своим клиентам тысячи и сотни тысяч различных товаров. Хорошо, если товар маркирован и имеет штрих-код, но так бывает далеко не всегда. Приёмка один из самых важных процессов фулфилмент-центров, – чем качественнее будет принят товар, тем легче и без ошибочнее пройдёт он следующие этапы исполнения заказа.
Обратная сторона широкого ассортимента – маленькая глубина хранения, то есть небольшое количество единиц каждого товара, которое хранится на складе. Товар размещается на специальных полочных стеллажах, разделённых на ячейки, и чтобы не «хранить» на складе воздух, ячейки должны быть оптимального размера. Для автоматизации работы каждая ячейка имеет свой адрес, который прописан в специализированной складской учетной системе (Warehouse Management System – WMS). Это позволяет через терминалы сбора данных давать работникам склада задания на размещение и на подбор заказа. С помощью этой системы прокладывается оптимальный маршрут по складу, чтобы максимально эффективно использовать труд.
Подбор товара в заказ или комплектация может осуществляться двумя разными способами: срочный (on demand) – когда работником склада подбираются товары в один заказ и волновой – когда поступающие заказы консолидируются в партию (волну) и все товары волны собираются вместе. Волновой подбор помогает оптимизировать трудозатраты, сокращая пустой «пробег» между стеллажами – работник склада подбирает с полок больше товаров без возвращений к одним и тем же ячейкам. Однако после сбора товаров волны требуется дополнительная операция – сортировка товаров по заказам. Наиболее распространённая технология – сортировочная стена, которая представляет собой сквозной полочный стеллаж, где каждой ячейке динамически присваивается заказ и в неё подбираются все товары заказа. Как только последний товар будет положен в ячейку в учётной системе ячейка «закрывается» и товары уходят на упаковку.
Хорошо зафиксированный больной в анестезии не нуждается, а хорошо зафиксированный в упаковке товар доедет до покупателя в неизменном состоянии даже, если в ходе транспортировки с ним, скажем так, будут обращаться не очень бережно. Правильная упаковка – залог того, что покупатель не откажется от заказа из-за побитых углов и трещин на товаре, а если товар по какой-то причине будет возвращён, то правильная упаковка ещё и гарант того, что товар не выпадет из оборота и вернётся на полку. В фулфилмент-центрах применяют различные виды упаковки и доупаковочных материалов. И чем больше вариантов упаковки, тем надёжнее доставка и меньше издержек, в том числе и по «перевозке воздуха».
Хорошие фулфилмент-центры работают с большим количеством служб доставки и, конечно же, почтой РФ. Работая в режиме единого окна, они дают возможность подключения любой службы без дополнительной интеграции.
Доставка покупателю – это не односторонняя дорога. Не все заказы, доехавшие до клиента будут приняты, часть из них «уйдёт» в возврат. Возврат может быть трёх типов: возврат недоставки, частичный возврат, рекламационный возврат. Самый простой – возврат недоставки: заказ до клиента дошёл, но клиент передумал, клиент уехал в командировку, клиент купил в другом интернет-магазине, который оказался проворней и ещё сто одна причина по которой качественный товар оказался невостребованным. Такой возврат важно быстро распознать, распаковать и вернуть товар на полку, чтобы другой более мотивированный клиент стал его счастливым обладателем. Частичный возврат уже практически стал отраслевой нормой для некоторых категорий товаров. Например, одежда и обувь: клиенту высылается товар его размера и два дополнительных – на размер больше и меньше, чтобы точно что-то из этого подошло. Такой возврат также содержит качественный товар, который как можно быстрее нужно вернуть на полку. Однако, есть нюансы. Необходимо проверить возврат на фрод (подмену товара в заказе), зачастую, требуется переупаковка. Самый сложный тип возвратов – рекламационный. От клиента может вернуться и качественный товар, и товар повреждённый в ходе транспортировки, и фрод, и брак. По таким возвратам, как правило прописывается отдельный регламент работ.
Собственные фулфилмент-центры есть у многих крупных игроков российской интернет-торговли. Значительные капиталовложения в эти фабрики оправданы теми объёмами заказов, которые собирают их онлайн-витрины. Но это не означает, что средние и небольшие интернет-магазины не могут добиться того же качества и сроков исполнения своих заказов. В России уже несколько лет активно развиваются аутсорсинговые фулфилмент-центры. Это центры исполнения заказов, которые дают возможность использования своих мощностей всем, кто испытывает потребность в качественном исполнении заказов. Свободный доступ к капиталоёмкой инфраструктуре вполне в духе шеринг-экономики. При чём, аутсорсинговыми фулфилмент-центрами пользуются не только небольшие игроки, но и крупные российские маркетплейсы – компания reWorker – это один из них.