Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

О программе


Современная лингвистика
— это редкая возможность совместить в одной человеческой жизни любовь к гуманитарным наукам и математике. Если вам нравятся как научные исследования, так и решение прикладных задач, если вы увлечены математикой и программированием, в то же время любите языки — программа «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» для вас. Пройдя обучение по программе «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», вы станете специалистом, востребованным в области бурно развивающихся лингвистических технологий, или лингвистом-теоретиком, исследующим мир человеческого языка.

Преподаватели образовательной программы — ученые, имеющие имя в российской и международной науке. Они работали в западноевропейских университетах; многие имеют опыт сотрудничества с крупными IT-компаниями; многие работают в институтах РАН. Преподаватели составляют ядро команды, которая создала важнейший лингвистический ресурс — Национальный корпус русского языка.

Особенности программы

Что я буду изучать?

Большое внимание уделяется языковой подготовке – в рамках программы студенты изучают три иностранных языка:

В рамках практической деятельности студенты принимают участие в научно-практических конференциях, экспедициях по изучению диалектов и малых языков России, работе нейролингвистической лаборатории и Центра преподавания русского языка как иностранного, программах академического обмена с европейскими университетами-партнерами.

Помимо профильных дисциплин студенты изучают предметы других образовательных программ (например, экономику, менеджмент, психологию, социологию, медиакоммуникации и многие другие), что расширяет перспективы профессионального роста и дает возможность получения альтернативной профессии.

Партнеры образовательной программы

У кого я буду учиться?

Преподаватели программы – ведущие специалисты в сфере теоретической лингвистики, компьютерной лингвистики, языковых корпусов, типологии, славистики, принадлежащие в основном к Школе лингвистики факультета гуманитарных наук. В чтении курсов регулярно принимают участие приглашенные российские и иностранные лекторы.

Где я буду работать?

Выпускники программы становятся специалистами по автоматической обработке естественного языка, востребованными в области компьютерных технологий, или теоретиками, исследующими все разнообразие естественных и искусственных языков. Такие специалисты находят работу в прикладной и академической сфере:

Источник

Стоит ли учиться на компьютерного лингвиста? Личный опыт

Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть картинку Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Картинка про Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

В далеком 2012 году, я, только что сдав ЕГЭ (на то время баллы были хорошими), подала документы в университет на бакалаврскую программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Я не понимала, что это такое, чему нас будут учить, кем я потом буду. Меня привлекло сложное название программы и описание в буклете абитуриентов. Да, в общем, я отучилась 4 года и до сих пор не поняла, правильный ли выбор я сделала.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понять, что такое компьютерный лингвист. По современным определениям, компьютерная лингвистика – это

научное направление в области математического и компьютерного моделирования интеллектуальных процессов у человека и животных при создании систем искусственного интеллекта, которое ставит своей целью использование математических моделей для описания естественных языков.

Возьмем обычного выпускника, который сдавал ЕГЭ по математике, русскому и английскому. Вот он поступает на компьютерную лингвистику, не зная, кем он будет на выходе.

В процессе обучения он успевает побыть в трех амплуа: человек, который отлично знает
современный русский язык, тенденции его изменения, как развивался русский язык (от древнерусского до наших дней), его морфологический строй, диалекты и немного литературу. Человек, который каким-либо образом не забыл это все после сдачи зимней сессии – филолог.
Добавим немного еще компетенций:

Человек, допустим, шарит в морфологии, синтаксисе, семантике, социолингвистике и других аспектах языка. Его не пугают такие понятия, как синтагматика и парадигматика, онтологии и тезаурусы, пропозиция, когнитивизм, прагматика и так далее. Знает английский язык и в идеале еще плюсом 1-2 других иностранных языка (в моем случае это заброшенные напрочь немецкий и испанский). И вот мы получаем лингвиста. Прикладного. Который знает, как теорию можно применить на практике.

Теперь, чтобы получить компьютерного лингвиста, мы добавим этому бедному студенту навыки программирования, машинного обучения и в принципе навыки natural language processing. Он знает, как можно обработать звучащую речь, как можно собрать коллекции текстов, как можно определить тональность отзыва о недавно вышедшем фильме. Разбирается в NLTK, других полезных библиотеках. Понимает, что омонимия может стать проблемой выделения именованных сущностей.

А, к чему это все. В итоге-то программировать я не научилась, я могу знать всю теорию, а как применить ее на практике не позволяет склад ума. И получается, что после выпуска я не компьютерный, а прикладной лингвист. Ни два ни полтора, как говорится.

И много ли вообще таких, кто посередине? Получается, что человек должен в идеале знать две абсолютно противоположные предметные области. Как вы думаете, легче научить человека с аналитическим складом ума разобраться в лингвистике, или наоборот, гуманитария научить программированию?

П.С. Работу по специальности я нашла — лингвист, который составляет справочники, решает проблемы омонимии, тестирует (ну, как тестирует, смотрит тексты), в которых должны правильно выделяться именованные сущности и так далее.

Источник

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

Программа готовит специалистов по теоретическому и прикладному языкознанию, обладающих как гуманитарными, так и математическими знаниями, а также навыками программирования. Студенты принимают участие в научно-практических конференциях, экспедициях по изучению языков России и мира, работе различных научных лабораторий (в их числе Центр языка и мозга, Центр преподавания русского языка как иностранного и другие), программах академического обмена с зарубежными университетами-партнерами.

Выпускники становятся теоретиками, исследующими всё разнообразие естественных и искусственных языков и их устройство, или специалистами по автоматической обработке естественного языка, востребованными в области компьютерных технологий.

Телефоны: +7 (495) 772-95-90 *22728, *22727

Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть картинку Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Картинка про Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть картинку Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Картинка про Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

Образовательная программа обновлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2020-928).

Кого и зачем здесь учат

Мы выпускаем специалистов в области теоретической лингвистики, которые могут в дальнейшем выбрать для своего профессионального развития следующие специализации:

Профессионалы в этой сфере занимаются созданием программ, связанных с анализом языковых данных и моделированием той или иной лингвистической деятельности, а также автоматической обработкой естественного языка (поисковые системы, автоматический перевод и др.)

Такие специалисты сегодня пользуются большим спросом и востребованы как в научных учреждениях, так и в бизнес-секторе — в том числе в компаниях «Яндекс», Mail.Ru, ABBYY, «Авикомп» и др.

Занимается теоретической лингвистикой, экспериментальными исследованиями (например, в области психо- и нейролингвистики), описанием малоизученных языков, предполагающим работу в полевых условиях, прикладной лингвистикой. Научная лингвистическая работа ведется в многочисленных научных учреждениях (Институт языкознания РАН, Институт русского языка РАН, Институт востоковедения РАН, Институт лингвистических исследований РАН и др.) и университетах в России и за рубежом.

Лингвистическое образование дает возможность преподавать как собственно лингвистические дисциплины, так и русский язык и другие языки, обучение которым происходит в рамках программы. Особую популярность в последнее время приобрело преподавание русского языка как иностранного (РКИ).

Выпускники программы также могут быть востребованы в сфере работы с текстами, переводами или в любой другой области, где требуется хорошее знание русского и иностранных языков.

Кроме того, после окончания нашей программы бакалавры-лингвисты могут продолжить обучение и поступить в магистратуру (а потом и в аспирантуру) как российских, так и зарубежных университетов.

Преимущества образовательной программы

• Эта программа – уникальная возможность совместить любовь к гуманитарным наукам с тягой к математике. Студенты получают обширные знания в области устройства и развития языковой системы, навыки описания и обработки языка для компьютерных систем, активно участвуют в исследовательских проектах в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка.

• Сильная языковая подготовка. В рамках программы студенты углубленно изучают 2–3 иностранных языка: английский язык – профессионально; европейский или восточный язык по выбору – на коммуникативном уровне; на теоретическом профиле также – дополнительно восточный или славянский язык.

• Преподаватели программы – ведущие специалисты в сфере теоретической лингвистики, компьютерной лингвистики, языковых корпусов, типологии, славистики, в основном работающие в Школе лингвистики факультета гуманитарных наук. В чтении курсов регулярно принимают участие приглашенные российские и иностранные лекторы.

• Студенты принимают активное участие в научных конференциях, экспедициях по изучению малых языков и диалектов, вовлекаются в работу научных подразделений университета – Центра языка и мозга, Международной лаборатории языковой конвергенции, Центра преподавания русского языка как иностранного и других центров и лабораторий.

• Программы академического обмена с зарубежными университетами-партнерами (такими, как Университет Берна (Швейцария), Университет Тромсё (Норвегия), Университет Клагенфурта (Австрия), Университет Хельсинки (Финляндия), INALCO (Франция), Сорбонна (Франция) и др.) позволяют студентам получить дополнительные знания по специальности, отработать языковые навыки и получить важный опыт межкультурной коммуникации.

• Дисциплины по выбору и участие в исследовательских и прикладных проектах позволяют студентам реализовывать свои самые смелые идеи и следовать собственным лингвистическим интересам.

Во время обучения

Студенты программы изучают ряд дисциплин общего цикла:

• Введение в лингвистику

• Современный русский язык

• Линейная алгебра и математический анализ

• Теория вероятности и математическая статистика

• Программирование (языки Python и R)

• Компьютерные инструменты лингвистического исследования

С 3-го курса происходит специализация по направлениям:

«Теоретическая лингвистика и русистика» (славистика, история языка)

«Компьютерная лингвистика» (автоматическая обработка речи, статистические методы в лингвистике, современные технологии анализа текстов)

С 2020 года в порядке эксперимента будет предложена третья специализация — «Экспериментальные исследования» (психо- и нейролингвистика, клинические исследования; специализация осуществляется в сотрудничестве с Центром языка и мозга НИУ ВШЭ)

Большое внимание уделяется языковой подготовке – в рамках программы студенты изучают два или три иностранных языка:

• английский язык – профессионально;

• один из основных европейских или восточных языков (с нуля) – на коммуникативном уровне;

• на теоретическом треке также дополнительно восточный или славянский язык (с нуля).

В рамках практической деятельности студенты принимают участие в исследовательских и научно-практических конференциях, экспедициях по изучению малых языков и диалектов, работе различных научных центров и лабораторий НИУ ВШЭ.

Кроме того, у студентов программы есть возможность обучения и стажировки в крупных зарубежных университетах-партнерах программы:

• Университет Берна (Швейцария),

• Университет Тромсё (Норвегия),

• Университет Клагенфурта (Австрия),

• Университет Хельсинки (Финляндия),

• Сорбонна (Франция) и другие.

Студенты также имеют возможность выстраивать индивидуальную траекторию обучения, выбирая и изучая предметы других образовательных программ, общефакультетские и общеуниверситетские дисциплины (например, экономику, менеджмент, психологию, социологию, медиакоммуникации и многие другие). Это расширяет перспективы профессионального роста и дает возможность получения дополнительной специализации.

Перспективы после обучения

Выпускники становятся теоретиками, исследующими всё разнообразие естественных и искусственных языков и их устройство, или специалистами по автоматической обработке естественного языка, востребованными в области компьютерных технологий.

Такие специалисты находят работу в прикладной и академической сфере:

• в IT-компаниях в сфере обработки естественного языка («Яндекс», «Сбербанк», Abbyy и другие);

• в области теоретической лингвистики, лексикографии (составление современных словарей), типологии (сравнение языковых структур);

• в образовании и науке (выпускники могут преподавать и разрабатывать инновационные методики обучения в России или за рубежом);

• а также в любой другой области, где требуется хорошее знание русского и иностранных языков.

Что нужно знать для поступления

Бакалаврская программа «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» предлагает 45 бюджетных мест, 45 платных мест и 6 платных мест для иностранцев.

Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (по русскому языку и по математике) имеют право поступления на программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» без вступительных экзаменов.

Состав вступительных испытаний и минимальные баллы, подтверждающие успешное прохождение вступительных испытаний (порог удовлетворительной оценки), в 2022 году:

Источник

Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

Бакалаврская программа «Фундаментальная и компьютерная лингвистика»

Телефоны: +7 (495) 772-95-90 *22728, *22727

Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть картинку Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Картинка про Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть картинку Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Картинка про Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

Паспорт образовательной программы

45.03.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика

4 годаФундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Смотреть картинку Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Картинка про Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это. Фото Фундаментальная и компьютерная лингвистика что это

Очная форма обучения, 240 з.е.

Обучение ведётся на русском и английском языках

Выпускники ОП бакалавриата «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» должны:

Кроме того, в зависимости от выбранных курсов выпускник может владеть методиками преподавания языков (в том числе русского как иностранного), обладать навыками полевой работы и документации малых языков, работы с базами данных, специальными лингвистическими системами.

Выпускники программы становятся специалистами по автоматической обработке естественного языка, востребованными в области компьютерных технологий, или теоретиками, которые исследуют все разнообразие естественных и искусственных языков. Такие специалисты находят работу в прикладной и академической сфере:

Программа имеет следующую структуру учебного плана:
I. Теоретическая базовая часть.
Базовая часть программы начинается с курса «Введение в лингвистику», а затем строится вокруг двух крупных курсов, включающих в свою очередь несколько подкурсов:

Эти курсы призваны обучить студентов основным понятиям фонетики, морфологии, синтаксиса и семантики и продемонстрировать применение этих понятий как для русского языка, так и для многих других языков мира.
Наряду с указанными курсами программа включает и курсы на два или три модуля: «Языковое разнообразие», «Социолингвистика» и «Философия».

II. Языки.
Программа предполагает факультативное прохождение курса английского языка, а также обязательное прохождение курса одного из европейских или распространенных восточных языков. Обязательной частью учебного плана на первом курсе являются древние языки – латинский и старославянский.

III. Математика и программирование.
Программа включает курсы по дискретной математике и теории вероятностей и математической статистике, которые, в частности, включают ознакомление с математическим аппаратом, необходимым для проведения корпусных и экспериментальных исследований, а также для изучения формальных теорий языка.
Программирование и обучение компьютерным инструментам лингвистических исследований является неотъемлемой частью первых двух курсов программы. Основным языком программирования, преподаваемым на программе, является Python. Кроме него, также преподается язык R.

IV. Профили.
Программа предусматривает два профиля, на которые студенты делятся с третьего курса.
Профиль «Компьютерная лингвистика» развивает компетенции студентов, связанные с программированием, а также включает специализированные курсы, посвященные автоматическому анализу и обработке языковых данных.
Профиль «Теоретическая лингвистика и русистика» подразумевает обучение дополнительному языку (по возможности предоставляется выбор между славянским языком и восточным языком), а также содержит отдельный курс по истории и диалектологии русского языка. В 2020 году в рамках профиля в порядке эксперимента организован психолингвистический трек с заменой дополнительного языка на углубленный курс психо- и нейролингвистики.

V. Вариативная часть.
Студенты, обучающиеся на программе, имеют возможность выбирать некоторые курсы в соответствии со своими интересами и приоритетами.
На втором курсе представлены дисциплины по выбору, являющиеся по сути продолжением курсов древних языков, предлагаемых ранее: «Античная литература» и «Древнерусская литература». По возможности в качестве альтернативы допускается прохождение курса углубленной математики. Студенты третьего и четвертого курсов выбирают дисциплины из общего пула предметов, обязательно включающих дисциплины, связанные с методикой преподавания языков, методиками прикладных и экспериментальных исследований.
Со второго по четвертый курс студенты также обучаются дисциплинам, предлагаемым для выбора на уровне факультета. Среди этих дисциплин студенты могут найти и курсы, связанные непосредственно с лингвистическим образованием, а именно с моделями языка, нейролингвистикой, языковым разнообразием.

VI. Дисциплины общегуманитарного цикла. Майнор. Академическое письмо.
Как и другие программы НИУ ВШЭ, настоящая программа предполагает обязательное обучение студентов отдельным дисциплинам общегуманитарного цикла (история, экономика, социология или право), а также выбор ими майнора – ограниченного набора дисциплин, не связанного непосредственно со специализацией программы.
Программа включает также курс академического письма на русском языке и факультативный курс академического письма на английском языке.

VII. Проектная работа. Практика.
Зачетные единицы, связанные с проектной работой, частично выделяются на проведение научно-исследовательских семинаров (НИСов), в рамках которых проходит ознакомление студентов с узкими проблемными областями или с языками, по которым не проводятся долгосрочные курсы, но которые, тем не менее, могут влиять на лингвистическое мировоззрение студента (например, адыгские языки, языки Сибири; важное место среди НИСов отводится семинару по русскому жестовому языку).
Собственно проектная работа организуется на третьем и четвертом курсах в виде так называемых «мастерских» («Практикум по проектированию и разработке лингвистических систем и компонентов»). В ходе их работы группы студентов решают конкретные практические лингвистические задачи, направленные на получение видимого результата.
На программе предоставляется возможность учебной практики, производственной практики (с привлечением потенциальных работодателей) и педагогической практики. Особое место занимает экспедиционная практика, в ходе которой студенты получают опыт полевой работы.

VIII. Итоговая государственная аттестация.
Итоговая государственная аттестация проходит в формате государственного междисциплинарного экзамена по направлению и защиты выпускной квалификационной работы.

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине «Физическая культура» (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии с локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Источник

Фундаментальная и компьютерная лингвистика в НИУ ВШЭ, профиль бакалавриата 

Экзамены, минимальные баллы, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения на программе Фундаментальная и компьютерная лингвистика, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Параметры программы

Варианты программы

Статистика изменения проходного балла по годам

Проходные баллы на бюджет

Проходные баллы на платное

О программе

Современная лингвистика — это редкая возможность совместить в одной человеческой жизни любовь к гуманитарным наукам и математике. Если вам нравятся как научные исследования, так и решение прикладных задач, если вы увлечены математикой и программированием, в то же время любите языки — программа «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» для вас. Пройдя обучение по программе «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», вы станете специалистом, востребованным в области бурно развивающихся лингвистических технологий, или лингвистом-теоретиком, исследующим мир человеческого языка.

Дисциплины, изучаемые в рамках профиля:

Помимо профильных дисциплин студенты изучают предметы других образовательных программ (например, экономику, менеджмент, психологию, социологию, медиакоммуникации и многие другие), что расширяет перспективы профессионального роста и дает возможность получения альтернативной профессии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *