Фундаментальная и прикладная лингвистика что сдавать
Теоретическая (фундаментальная) и прикладная лингвистика — профиль бакалавриата в вузах России
средняя цена обучения (год)
Теоретическая (фундаментальная) и прикладная лингвистика в России: проходные баллы, минимальные баллы, экзамены, в каких вузах учат, стоимость обучения, вступительные экзамены
Параметры программы
Где учат
Вариаций данной программы в вузах России — 15.
О программе *
* набор дисциплин может незначительно отличаться в зависимости от вуза. Смотрите подробности на странице программы в нужном вузе
Программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» нацелена на подготовку специалистов в области фундаментальной и прикладной лингвистики. Профессиональная деятельность выпускников связана, с одной стороны, с научными исследованиями в области теоретической лингвистики, с другой – с разнообразными приложениями лингвистики, куда входят как такие традиционные направления, как обучение родному и иностранным языкам или составление словарей различных типов, так и области, особенно бурно развивающиеся в последние два десятилетия: автоматическая обработка и передача текстовой информации, создание и развитие интеллектуальных систем, лингвистические технологии в социально-политической сфере и многое другое.
Обучение студентов по данному направлению включает несколько модулей дисциплин: прежде всего это блок теоретических лингвистических дисциплин (общая фонетика, морфология. синтаксис, семантика и т. д.); затем блок прикладных лингвистических дисциплин (общая и компьютерная лексикография, технологии обработки текста и звучащей речи и др.); блок математических дисциплин, которые изучаются в течение пяти семестров (понятийный аппарат современной математики, математическая логика, теория вероятностей и др.); в учебный план также входят теоретические курсы ряда древних языков (латынь, старославянский, древнегреческий) и большое число разнообразных курсов по выбору студента. Данное направление предусматривает практическое изучение двух иностранных языков, причем в качестве первого языка может предлагаться как европейский язык, так и один из наиболее распространенных восточных языков (китайский, японский, арабский и другие).
Теоретическая (фундаментальная) и прикладная лингвистика в МГУ, профиль бакалавриата
Экзамены, минимальные баллы, бюджетные места, проходные баллы, стоимость обучения на программе Теоретическая (фундаментальная) и прикладная лингвистика, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Параметры программы
Варианты программы
Статистика изменения проходного балла по годам
Проходные баллы на бюджет
Проходные баллы на платное
О программе
Программа «Фундаментальная и прикладная лингвистика» нацелена на подготовку специалистов в области фундаментальной и прикладной лингвистики. Профессиональная деятельность выпускников связана, с одной стороны, с научными исследованиями в области теоретической лингвистики, с другой – с разнообразными приложениями лингвистики, куда входят как такие традиционные направления, как обучение родному и иностранным языкам или составление словарей различных типов, так и области, особенно бурно развивающиеся в последние два десятилетия: автоматическая обработка и передача текстовой информации, создание и развитие интеллектуальных систем, лингвистические технологии в социально-политической сфере и многое другое.
Обучение студентов по данному направлению включает несколько модулей дисциплин: прежде всего это блок теоретических лингвистических дисциплин (общая фонетика, морфология. синтаксис, семантика и т. д.); затем блок прикладных лингвистических дисциплин (общая и компьютерная лексикография, технологии обработки текста и звучащей речи и др.); блок математических дисциплин, которые изучаются в течение пяти семестров (понятийный аппарат современной математики, математическая логика, теория вероятностей и др.); в учебный план также входят теоретические курсы ряда древних языков (латынь, старославянский, древнегреческий) и большое число разнообразных курсов по выбору студента. Данное направление предусматривает практическое изучение двух иностранных языков, причем в качестве первого языка может предлагаться как европейский язык, так и один из наиболее распространенных восточных языков (китайский, японский, арабский и другие).
Специальность «фундаментальная и прикладная лингвистика» – 45.04.03
Фундаментальная и прикладная лингвистика (магистратура)
45.04.03 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Чем занимаются выпускники
Направление заинтересует бакалавров, желающих заняться углубленным изучением языкознания. Выпускники могут работать в сфере образования и науки, коммуникационных технологий и связи, СМИ.
Магистры разрабатывают программное обеспечение и техническую документацию, осуществляют педагогическую деятельность, пишут и редактируют материалы для публикации, проводят лингвистические исследования. Наиболее перспективной сферой является IT. Специалисты сочетают навыки программирования с высоким уровнем знания языков.
Навыки
В результате освоения всех блоков программы у выпускников формируются необходимые для дальнейшей работы по специальности навыки. Они закреплены в паспорте компетенций. Что умеют магистры:
Дисциплины
Теоретический блок включает общие и узкопрофессиональные модули. Магистранты всех профилей обязательно изучают историю, методологию, проблематику, направления лингвистики, деловой иностранный язык. Набор специализированных дисциплин зависит от рабочей программы и будущей квалификации. К ним могут относиться:
Практика
По ФГОС студенты проходят учебную и производственную практики. Они могут включать переводческую, проектно-технологическую, библиографическую, научно-исследовательскую деятельность. Реализуется стажировка на базе университета и/или на предприятии. Студентов в зависимости от будущей квалификации направляют в школы, IT-компании, издательства, библиотеки, музеи, переводческие бюро. Одновременно с отработкой прикладных навыков магистранты готовятся к защите выпускной квалификационной работы.
Куда пойти учиться
Поступить в магистратуру по специальности «фундаментальная и прикладная лингвистика» можно во многие гуманитарные вузы и классические университеты страны. Примеры учебных заведений:
Стоит один год обучения от 100 до 370 тысяч рублей.
Программы
Образовательные программы могут быть связаны с компьютерными технологиями, теорией лингвистики, психологией. Примеры профилей описаны ниже.
Фундаментальная и компьютерная лингвистика (РГГУ)
По этому профилю вуз готовит специалистов в области компьютерной лингвистики, сочетающей языковые знания, математику, методы искусственного интеллекта и инженерию.
Магистры создают программы машинного перевода, автоматического анализа содержания документов, распознавания речи, многоязычного информационного поиска.
Социолингвистика (ЕУСПб)
Профиль касается области лингвистики, изучающей связь между социальными условиями и развитием языка. Программа подойдет абитуриентам, желающим посвятить карьеру науке. Выпускники занимаются научно-исследовательской, педагогической, аналитической и организационно-методической деятельностью.
Когнитивная лингвистика (ТГУ)
Это междисциплинарный профиль на стыке лингвистики и психологии. Программа посвящена исследованию особенностей соотношения сознания и языка. Студенты изучают связь когнитивных, умственных способностей человека с речью.
Какие экзамены нужны для поступления
Абитуриентов зачисляют на курс после успешной сдачи междисциплинарного вступительного экзамена. Будущие студенты должны продемонстрировать знания в области теории и практики, основ типологии и генеалогии языка. Испытание проводится в устной или письменной форме (узнавайте в выбранном вузе). Также возможен конкурс портфолио.
Формы обучения
Государственный стандарт допускает две формы обучения. С учетом каникул, сдачи экзаменов, практики очный курс длится два года, очно-заочный – два с половиной. Общий объем программы – 120 зачетных единиц.
Кем работать
Магистры устраиваются преподавателями, репетиторами, копирайтерами, администраторами сайтов, переводчиками, корректорами, компьютерными лингвистами. Могут работать в учебных заведениях, международных компаниях, в веб-разработке, НИИ в качестве научного сотрудника.
Профессия: лингвист
Что такое лингвистика, зачем поступают на лингвистов и кто сегодня изучает исчезающие языки
Нужно ли знать много языков, чтобы стать лингвистом? С чего начать знакомство с этой наукой? Кем вообще работают лингвисты? Мы поговорили с экспертом, чтобы разобраться, чем лингвистика отличается от других специальностей, на которых тоже изучают иностранные языки, и как выглядит научная работа исследователей языка.
старший преподаватель Школы лингвистики НИУ ВШЭ, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики
Лингвист: кто это и чем он занимается
Лингвистика — это наука о том, как устроен человеческий язык. Научный интерес для учёных-лингвистов составляют разные темы: разнообразие человеческих языков, закономерности в структуре языка, история развития диалектов и языков, связь речи с другими аспектами деятельности человека: социокультурными, биологическими, психологическими. Лингвисты не просто изучают конкретные языки, но исследуют их в рамках фундаментальной науки о языке в целом.
Сейчас распространено понимание термина «лингвистика» как «изучения иностранных языков». С таким определением категорически не согласны лингвисты-теоретики.
Не стоит путать лингвистику с другими профессиональными сферами, которые связаны с языком. Лингвисты — это не переводчики и не полиглоты.
Профессия лингвиста подразумевает серьёзную научную работу по структурированию и анализу имеющихся знаний о языке, чтобы обогатить лингвистическую теорию.
Как понять, стоит ли поступать на лингвистический факультет
Чаще всего на факультет теоретической лингвистики поступают те, кого в школе интересовало устройство своего родного языка, например уроки русского. Чтобы разобраться получше в этой области знания, стоит почитать научно-популярные книги о лингвистике: например, «Почему языки такие разные» Владимира Плунгяна или энциклопедию для детей «Языкознание. Русский язык» издательства «Аванта+», а также научно-популярные ресурсы в интернете. Узнав, как сами учёные объясняют функции и принципы лингвистики, вы сможете понять, привлекает ли вас подход к языку как к системе, — именно это ждёт студентов-лингвистов.
Есть и другой способ для старшеклассника разобраться, что же такое лингвистическая наука, — решение лингвистических задач и участие в специализированных олимпиадах. Лингвистическая задача — это особый жанр, где читателю предоставляется информация о неизвестном ему языке и, руководствуясь лишь этими данными и логическими размышлениями, нужно выполнить задание. Оно может заключаться в том, чтобы перевести предложение или распознать какие-то грамматические категории в незнакомом языке.
Школьникам, которых интересует, что такое профессия лингвиста, доступны Московская традиционная олимпиада по лингвистике и математике, олимпиада «Высшая проба» и Всероссийская олимпиада по русскому. Такие задачи — это модель деятельности учёного-лингвиста. Если задачи удаётся успешно решать, процесс работы вызывает интерес и азарт, значит, у вас есть основания полагать, что вам понравится заниматься лингвистикой.
Какие ЕГЭ сдавать, чтобы поступить на лингвистику
Для поступления на программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ, а также на программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» в НИУ ВШЭ:
Для поступления на программы «Лингвистика» в МГУ, МГЛУ и РГГУ:
Первая группа программ больше ориентирована на освоение теории языка и большее внимание уделяет точным научным методам, а на программе «Лингвистика» в российских университетах фокус будет скорее на теории и практики перевода, а также теории преподавания языков.
Востребованность лингвиста на рынке труда
По большей части выпускники-лингвисты продолжают свой карьерный путь в науке. Это необязательно будет непосредственно теория языка. Знание лингвистики полезно учёным многих гуманитарных сфер: культурологии, филологии, антропологии. Компетенции, которые формируются у студента за время обучения, — ясность мышления, понимание точных методов, умение рассматривать явления структурно — интеллектуально обогащают исследования культуры, которыми занимаются учёные-гуманитарии.
Помимо науки, человек с лингвистическим образованием может профессионально реализовать себя в прикладных сферах.
Уровень зарплат зависит от сферы, в которой работает выпускник лингвистического факультета, а также от конкретного проекта. Согласно данным с сайта HeadHunter, средние зарплаты специалистов-лингвистов в IT-компаниях составляют от 80 000 до 120 000 рублей в месяц, преподавателей иностранных языков — от 40 000 до 100 000, переводчиков — от 40 000 до 90 000, разработчиков образовательных программ — в районе от 60 000 до 80 000 рублей.
Какие конкретные явления нашей речи попадают в область наблюдения лингвистов
Спектр тем, которыми интересуются учёные-лингвисты, можно рассмотреть на примере одного конкретного раздела этой науки. На пересечении наук о языке и наук об обществе существует социолингвистика — область исследований взаимного влияния языковых и социальных факторов, то есть наука о том, как язык определяет отношения между людьми и как язык формируется и меняется под воздействием общественной жизни. Язык — продукт нашей социальной жизни, поэтому социолингвистика изучает, как социальные факторы влияют на языковые изменения и языковое многообразие.
В рамках этой науки можно рассмотреть, например, социолингвистическое варьирование. Принадлежность к разным социальным группам находит выражение в речевых особенностях: по-разному говорят мужчины и женщины, люди разных поколений, жители разных регионов.
Социолингвисты также изучают такое явление культуры, как многоязычие. Учёные, которые интересуются этим вопросом, пытаются выяснить и описать, как люди пользуются речью в тех странах и обществах, где в ходу больше одного языка. В многоязычных культурах люди переключаются между языками в разных ситуациях. Задача исследователя — систематизировать такие ситуации, чтобы увидеть большую картину. Социолингвисты узнают, каким образом одни языки умирают, а другие восстанавливаются, каковы отношения между языками в многоязычных государствах и как на это влияет культурная политика.
Другая интересная тема — взаимодействие между людьми на микроуровне. Изучая межличностную коммуникацию, лингвисты задаются вопросами: чем обусловлено то, как мы разговариваем в разных контекстах с разными людьми? Как отношения между людьми выражаются в речи? Что такое языковая вежливость? Как устроен диалог?
Какими могут быть научные интересы исследователя-лингвиста
Есть близкая к социолингвистике дисциплина — лингвистическая антропология. Лингвистические антропологи изучают, как варьируются языки в зависимости от культуры, к которой они относятся. Как люди понимают мир и как это отражается в их языках? И правда ли, что у инуитов есть сто названий для снега? (Нет, это неправда).
Меня занимают социокультурные вопросы в лингвистике, но я скорее определяю себя как антрополога, а не как лингвиста. Больше всего меня интересует, как протекает жизнь в сообществах на Севере. Я специалист по населению Севера и Арктики, причём меня равно интересуют культура и коренного населения этих мест, и тех людей, которые перебрались туда из других регионов. Я также интересуюсь миноритарными (малыми) языками и культурами — в особенности Севера, но не исключительно. Меня волнует такой процесс — языковый культурный сдвиг, то есть утрата культуры и языка этнической группой. Свои исследования я провожу в рамках Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики НИУ ВШЭ.
Сотрудники лаборатории ездят в экспедиции и там общаются с людьми. Лингвисты разговаривают с носителями языков, записывают тексты. Часто речь идёт о языке под угрозой исчезновения, учёные стараются документировать такие языки. Подобные записи бесценны, ведь сегодня малые языки и культуры исчезают довольно быстро. Глобализация стирает многообразие языков во многих регионах, поэтому учёные стараются зафиксировать как можно больше сведений в ходе общения с живыми носителями языков, чтобы сохранить память о них для науки и для будущего.
Занимаются ли лингвисты сохранением языков
Сохранить язык лингвистам едва ли под силу. Языки исчезают, когда стремительно меняется жизнь людей, когда они сталкиваются с другой культурой, которая вытесняет их собственную. Если язык какой-то этнической группы стигматизируется, начинает казаться людям стыдным или как минимум не престижным, они перестают учить ему своих детей.
Поэтому восстановить или уберечь от исчезновения язык могут только его носители при благоприятных социальных и политических обстоятельствах.
Усилия со стороны учёных по возрождению языка бессмысленны без запроса живых людей. Роль лингвистов в этом вопросе ограниченна — они могут выступать лишь экспертами, ведь систематизированное лингвистическое описание помогает потомкам носителей вспоминать свой родной язык. В целом язык сохраняется, если сообщество видит в нём ценность, его можно поддерживать путём преподавания и поднятия социального престижа.
Сегодня, в том числе в России, у молодых людей в больших городах всё чаще просыпается интерес к языкам своих предков, что сигнализирует об интересных культурных изменениях и обещает позитивные перспективы для сохранения языкового многообразия.
Изображение на обложке: Thierry Fousse / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter