Функции слова что в предложении
функция слова
Смотреть что такое «функция слова» в других словарях:
функция слова — цель и назначение воспроизведения в речи лексической единицы, ее актуализация (коммуникативная, номинативная, эстетическая) … Толковый переводоведческий словарь
коммуникативная функция слова — назначение слова служить средством общения и сообщения, ее актуализация … Толковый переводоведческий словарь
номинативная функция слова — назначение слова служить наименованием предмета … Толковый переводоведческий словарь
эстетическая функция слова — назначение слова служить средством художественной выразительности … Толковый переводоведческий словарь
функция — (от лат. functio деятельность, исполнение). 1) Роль, выполняемая языковой единицей (грамматической категорией, грамматической формой) при воспроизведении в речи. Функция сказуемого, выполняемая глаголом. Функция обстоятельства, выполняемая… … Словарь лингвистических терминов
ФУНКЦИЯ ДЕМОМЕТРИЧЕСКАЯ — ФУНКЦИЯ ДЕМОМЕТРИЧЕСКАЯ, количественная характеристика демографич. процесса в когорте, выраженная как функция интервала времени с момента формирования когорты. В качестве аргумента Ф. д. может выступать длительность любого демографич. состояния:… … Демографический энциклопедический словарь
Функция масс — многозначный термин. Может означать: Функция масс в астрономии характеристика двойной системы. Начальная функция масс в астрономии распределение звёзд по массам … Википедия
Функция Вебера (значения) — Функция Вебера: Функции параболического цилиндра Функция Вебера Модулярная функция Вебера … Википедия
«Слова-паразиты» — СЛОВА ПАРАЗИТЫ асемантические единицы речи, к рые не несут информационной нагрузки и не выполняют дополнительных функций, имеющих отношение к информационному содержанию речи. Для них характерны: избыточность, немотивированность, несовпадение со… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Функция (математика) — У этого термина существуют и другие значения, см. функция. Запрос «Отображение» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия
Функции слова и функциональные типы слов
Номинативная функция слова. Характерологическая функция слова. Дейктическая функция. Служебные функции. Модальная функция. Эмотивная функция. Функциональные типы слов.
Как уже говорилось в связи с трудностью определения слова, в русском языке существуют разные категории слов, выполняющие различные функции, различающиеся по характеру семантики и грамматическим свойствам. В связи с этим выделяются различные функционально-семантические типы слов.
Основная функция слова, о которой говорится в его определении, — номинативная, т.е. слово — это, по определению Д.Н. Шмелева, — «единица наименования». Это означает, что с помощью слов даются названия предметам и явлениям окружающего мира. Иначе эту функцию именуют еще назывной. Называются предметы (дом, дерево, дрова), абстрактные понятия (дружба, долг, дикость), вещества (дым, мел, золото), явления и свойства природы (дождь, день), признаки предметов (долгий, дорогой, дикий), действия и состояния (держать, дрожь, думать) и т.п. При этом слова — наименования предметов являются названиями обобщенными (любое дерево — дерево, любая дорога — дорога, любая деревня — деревня). Такие слова называют именами нарицательными. Но есть и названия индивидуальные — имена собственные: Дерево Бедных — дуб в усадьбе Ясная Поляна Л.Н. Толстого, Владимирка — дорога, идущая от Москвы в сторону Владимира и далее на восток, в Сибирь, Бородино — деревня, знаменитая решающим сражением в период Отечественной войны 1912 года (о собственных именах будем говорить подробнее позднее, в специальной теме — ономастика).
Функция номинативных слов называется также гносеологической (познавательной), т.к. названия — результат познания человеком окружающего мира, и даже самого миропонимания. С ней тесно связана и другая функция слова, кумулятивная (накопительная) — функция накопления и хранения знаний об окружающем мире. Такие слова можно рассматривать как фрагменты (кусочки) общей языковой картины мира (о языковой картине мира тоже поговорим отдельно, в специальной теме).
У некоторых слов номинативная функция совмещается с характерологической.Такие слова не просто называют реалии, но и дают им при этом какую-либо оценку, характеристику. Поэтому данную функцию называют еще характеризующей, оценочной или экспрессивной. Сравните слова дом и домик, домище, домишко, хибара, халупа — последние явно содержат позитивную (положительную) или, напротив, негативную (отрицательную) оценку, характеристику. То же самое наблюдается и у имен собственных, в основном у личных имен: Ср. Дима и Димуля, Димочка, Димка.
Некоторые слова, не называя прямо предметов и явлений, а также их признаков, только указывают на них (он, этот, такой, некий). Функция таких слов называется дейксисом, дейктической (указательной) функцией, а сами слова — дейктическими. В традиционной грамматике это — местоимения. Само название данной части речи говорит о том, что такие слова обычно замещают слова номинативные, т.е. употребляются вместо имен. Ср. выделенные слова в отрывках из произведений А.С. Пушкина: «Выходит Петр. Его глаза сияют. Лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен, он весь как божия гроза. » Или: «Итак, она звалась Татьяной. Впервые именем таким страницы нежные романа мы своевольно освятим. И что ж: оно приятно, звучно, но с ним, я знаю, неразлучно воспоминанье старины иль девичьей».
Несмотря на различие выполняемых функций, все указанные слова считаются знаменательными, или самостоятельными, т.к. реализуют свою основную, номинативную функцию слова в том или ином виде, что отражается в их семантике, лексическом значении (о котором тоже будет особый разговор в следующей теме). Они противопоставляются обычно словам служебным, которые выполняют служебную функцию. Служебные слова не называют реалий, а выражают различные отношения между словами (дом у дороги, дом и сад, дом ведь), потому и употребляются только со словами знаменательными. Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) традиционно изучаются не в лексикологии, а в грамматике. Некоторые служебные слова (частицы) служат для выражения различных смысловых и эмоциональных оттенков знаменательных слов (давай же, едва ли).
Иногда выделяют особую функциональную группу слов, выполняющих модальную функцию (модальность). Модальность — это выражение отношения говорящего к сообщаемому (вероятности, предположительности, сомнения и т.п.), например: наверное, вероятно, может быть. Вграмматикетакие слованазывают модальными и выделяют в самостоятельную часть речи.
Особняком среди слов стоят междометия (эмотивная лексика). Они выполняют эмотивную, или эмоционально-волевую функцию. Эмотивные слова не называют эмоций, как знаменательные слова, а лишь сигнализируют о них: ах, ой, увы.
Таким образом, в результате того, что слова в языке функционально разные, они включаются в разные функционально-семантические типы слов.
Академик В.В. Виноградов в книге «Русский язык: Грамматическое учение о слове» (1949) (см.* Приложение 1: Хрестоматия, текст №1) выделяет следующие «структурно-семантические» типы слов:
1) слова-названия — обозначают предметы, процессы, качества, признаки, числа, обладают номинативной функцией, являются основными членами предложения; к ним примыкают и местоимения как их заместители и эквиваленты; такие слова обычно называют знаменательными;
2) связочные, служебные слова (далее он назовет их «частицы речи») — они лишены номинативной функции, отражают наиболее общие абстрактные категории бытийных отношений: причинных, временных, пространственных, целевых и т.п., их лексические значения тождественны с грамматическими;
3) модальные слова (и частицы) — также лишены номинативной функции и выражают модальность сообщения о действительности;
междометия — выражают (но не называют, не обозначают) эмоции, настроения и волеизъявления.
Как мы видим, данное выделение структурно-семантических и функциональных типов слов связано с традиционной грамматической классификацией частей речи (с чем вы будете подробно знакомиться в курсе морфологии).
Близка к этой трактовке современная классификация лексики, предложенная Н.Ю. Шведовой (Русский семантический словарь: Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. 1998):
1. слова указующие (местоимения);
2. слова именующие (существительные, прилагательные, числительные, наречия, глаголы);
3. слова собственно связующие (союзы, предлоги, связки и их аналоги);
4. слова собственно квалифицирующие (модальные слова, частицы, междометия).
Таким образом, слова в русском языке выполняют разнообразные функции, главная из которых — номинативная (назывная). Например, в предложении Мама сказала: «Через три дня мы переедем в новый дом. Ах, как он хорош!», а Петька добавил: «Наверное, в нем все будет по-новому» представлены все функциональные типы слов (по терминологии Н.Ю.Шведовой): слова указующие: мы, он, все; слова именующие: мама, день, дом, Петька — называют предметы и лица; сказать, переехать, добавить, быть — называют действия; новый, по-новому, хороший — называют признаки; три — называет количество; слова связующие: в, через, а;слова квалифицирующие: ах, как, наверное.
Вы, наверное, заметили, что при распределении слов данного примера по функциональным типам слова приводились не всегда в той форме, которую они имеют в этом предложении, а в так называемой исходной форме (в нем — он, дня — день, добавил — добавить, сказала — сказать, будет — быть, переедем — переехать, хорош — хороший). В предложении же каждое слово употребляется в определенной, необходимой для данного случая, какой-то одной словоформе.
В этом случае и возникает вопрос о тождестве слова, который мы и рассмотрим в следующей части.
Презентация по теме «Стилистические функции и роль порядка слов в предложении»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ПОРЯДКА СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ Порядок слов в предложении — это расположение членов предложения в зависимости от передаваемого смысла.
Порядок слов тесно связан с актуальным членением предложения, с уже известной информацией, передающейся предложением, и новой, неизвестной, т.е. с темой и ремой. Порядок слои зависит от грамматической природы слов в предложении и от смысла всего высказывания, от места, занимаемого этим высказыванием в целом тексте или его части (абзаце, прозаической строфе, сложном синтаксическом целом), от логики развития мысли в сложном синтаксическом целом.
Порядок слов в предложении выполняет три основные функции: 1) Служит для передачи, прояснения смысла предложения «Москвич» обогнал «Ниву».«Ниву» обогнал «Москвич». Эти два предложения различаются только порядком слов, причём одинаковых слов. В обоих предложениях «Москвич» — подлежащее, «Ниву» — дополнение. Но при изменении порядка слов смысл предложения несколько меняется. 2) Может выполнять стилистическую функцию, придавая предложению эмоциональную окраску. Под небом голубым есть город золотой. Под голубым небом есть золотой город. 3) Может выполнять синтаксическую функцию — различать члены предложения. Тополь перерос клён. (Тополь — подлежащее, клён — дополнение.) Клён перерос тополь. (Клён — подлежащее, тополь — дополнение.)
Задания на проверку знаний: Уровень А. 1.Что такое инверсия? Инверсия-обратный порядок слов Уровень Б. 1.Для чего характерен прямой порядок слов? Прямой порядок слов характерен для научной и официально-деловой речи
Задания на проверку знаний: Уровень А. 2. В каком предложении нарушен порядок слов? Облака надвигались друг на друга. 2) Он очень выразительно читает стихи. 3) Наставник не всегда беседует с учеником, хотя это важно в процессе обучения. 4) В последнее время появилось много новых аббревиатур. Уровень Б. 2. Найдите предложения с инверсией сказуемого. 1) Все последние дни мама волновалась. 2) Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля. 3) Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев. 4) Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьев.
Задания на проверку знаний: Уровень А. 3. В каком предложении грамматическая ошибка, вызванная нарушением порядка слов, привела к искажению смысла? 1)По дороге в школу я часто встречаю людей, спешащих на работу. 2) На стендах расклеены афиши и плакаты о выступлениях И. Эренбурга на немецком, французском, польском и других языках. 3) Многие сотрудники этого рекламного агентства приехали из России. 4) В августе в конференц-зале пройдет встреча писателя с почитателями его таланта. Уровень Б. 3. Найдите предложения с инверсией сказуемого и определения. 1) Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих. 2) Оделся же Митраша в отцовскую старую куртку. 3) Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом. 4) Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах.
Разгадай ребусы: Предложение Порядок слов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-614830
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей
Время чтения: 2 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
свойства и функции слова
Смотреть что такое «свойства и функции слова» в других словарях:
Нелинейные функции — Примеры линейных функций. Линейная функция функция вида f(x) = kx + b. Основное свойство линейных функций: приращение функции пропорционально приращению аргумента. То есть функция является обобщением прямой пропорциональности. График линейной… … Википедия
Служебные слова — О служебных словах в информатике см. Зарезервированное слово. Служебные слова лексически несамостоятельные слова[1], не имеющие в языке номинативной функции[2] (не называют предметов, свойств или отношений) и выражающие различные семантико… … Википедия
Служебные слова — Служебные слова лексически несамостоятельные слова, служащие для выражения различных семантико синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложений, а также для выражения разных оттенков субъективной модальности. С. с.… … Лингвистический энциклопедический словарь
Служебные слова — слова, используемые для выражения грамматич. отношений и выполняющие служеб. вспомогат. функции. К С. С. относятся прежде всего служеб. части речи предлоги, частицы и союзы. Они характеризуются неизменяемостью, отсутствием морфологич. категорий,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ, СВОЙСТВА И СОСТАВ ПРИПРАВ — Приправы образуют как бы центральный, главный ароматическо вкусовой вектор в кулинарии, так как любые сложные приправы фактически всегда являются слагаемыми из специй, ароматизаторов и пряностей на той или иной базовой вкусовой основе.… … Большая энциклопедия кулинарного искусства
ECMAScript — Класс языка: мультипарадигменный: объектно ориентированное, обобщённое, функциональное, императивное, аспектно ориентированное, событийно ориентированное, прототипное программирование Появился в: 1995 Автор(ы) … Википедия
Фоника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более четким является ограничение понятия Ф. изучением сочетаний гласных и… … Литературная энциклопедия
Класс (Java) — Класс, наряду с понятием «объект», является важным понятием объектно ориентированного подхода в программировании (хотя существуют и бесклассовые объектно ориентированные языки, например, Прототипное программирование). Под классом подразумевается… … Википедия
Класс (ООП) — Класс, наряду с понятием «объект», является важным понятием объектно ориентированного подхода в программировании (хотя существуют и бесклассовые объектно ориентированные языки, например, Прототипное программирование). Под классом подразумевается… … Википедия
Функции слова.
Слово обладает двумя функциями. Первая функция, основная – номинативная. Слово называет объекты окружающего мира.
Вторая функция – обобщающая. Слово заключает в себе не только называние конкретного предмета, но и обобщение, которое позволяет применить данное слово к целому ряду однородных предметов.
Например, в слове «платье» представлена функция обобщения, т.к. каждый человек, услышав это слово, платье представит себе по-своему: разного цвета, фасона, размера. В сочетании «модное бардовое платье» предмет видится более ясно и конкретно. Таким образом, в изолированном слове в большей мере представлено обобщение, а номинативной функцией слова наделяет контекст. Однако в местоимениях доминирует обобщение над номинацией, а в именах собственных – номинация над обобщением.
Исходя из перечисленных признаков, слово можно определить как значимую самостоятельную единицу языка, основной функцией которой является номинация. В отличие от морфем, минимальных значимых единиц, слово самостоятельно, грамматически оформлено по законам данного языка и обладает лексическим значение.
Вопрос о природе лексического значения является одним из основных в лексикологии. Сущность лексического значения слова наиболее точно сформулировал академик Виктор Владимирович Виноградов: «Лексическое значение – это предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного языка и являющееся элементом общей семантической системы данного языка».
Большинством исследователей ядром лексического значения признаётся понятие. Понятие – это мысль о предмете, выделяющая его существенные признаки. Понятие о предмете, явлении, состоянии или действии – это своего рода обобщённое отражение в сознании людей основных представлений о свойствах реального мира. В понятии отражаются не все качества и признаки, присущие тому или иному предмету, а лишь основные, наиболее существенные, позволяющие отличить один предмет от другого. Лексическое значение слова и понятие не тождественны друг другу. В лексическом значении понятие находит отражение в виде сигнификативного компонента. Например, солнце – дневное светило.
В речи реализуется денотативная сторона лексического значения слова.Она отражает связь лексического значения с представлением о конкретном внеязыковом объекте. Например, «белое солнце пустыни» – палящее, раскалённое до бела.
Сигнификативный компонент (сигнификат) – это возможное значение слова, которое может и должно проявиться.
Денотативный компонент (денотат) – это актуализированное значение слова, которое важно в настоящий момент.
Помимо сигнификата и денотата, в слове может присутствовать коннотативный компонент (коннотация). Через коннотацию говорящий выражает своё отношение к обозначаемому. Например, солнышко. Коннотация может проявляться в слове через оценку, эмоциональность, интенсивность, образность и стилистическую окраску. Коннотативный элемент – это элемент факультативный, который может в слове отсутствовать.
В языкознании по отношению к лексическому значению слова употребляется термин семантика. В ходе исторического развития языка семантика слова может претерпевать различные изменения:
· Расширение значения. С течением времени слово может охватывать больший круг понятий. Например, слово «старсть2в XVIII в. имело значение «ужас», после XVIII в. значение слова расширилось до сильного чувства.
· Сужение значения. Это процесс обратный расширению. Он сводится к сокращению круга понятий, которые могут быть названы данным словом. Например, в Древней Руси словом «пиво» назывался любой напиток, поскольку происходило данное слово от глагола «пить»; в современном языке слово «пиво» обозначает особую разновидность слабоалкогольного напитка. Также в Древней Руси слово «племянник» обозначало любого родственника (человека одного племени); в современном языке значение сузилось до сына брата или сестры.
· Энантиосемия. В ходе истории языка слово может развить свое значение до полной противоположности первоначальному. Например, первое значение слова «пресловутый» – прославленный; современное значение – имеющий широко известную дурную репутацию. Многие слова, подвергшиеся энантиосемии, как правило, утрачивают первичные значения. Некоторые слова сохраняют в своей смысловой структуре два противоположных значения. Например, глагол «одолжить» сохраняет в современном языке два значения: 1) дать в долг; 2) взять в долг.
В языке слова с их лексическими значениями представляют особым образом организованную систему. Эта система характеризуется определённой целостностью и упорядочивается на основе двух видов отношений: синтагматических и парадигматических.
Синтагматические отношения наиболее ярко выражаются в линейной соотнесённости элементов. Они проявляются в смысловой и грамматической сочетаемости лексических единиц в предложениях. Например, существительное «дорога» может сочетаться с глаголами («строят», «переходят». «асфальтируют»), с прилагательными («широкая», «просёлочная», «отремонтированная»), с существительными («в посёлке», «к дому», «к лесу»). Столкновение в одном ряду несочетаемых по смыслу слов может приводить к нарушению синтагматических отношений. В речи это происходит по причине небрежности говорящего, невнимательности к форме выражения. Например, «играть большое значение» вместо «играть большую роль», «поднять тост» вместо «поднять бокал», «оказать внимание» вместо «уделить внимание»). Однако к оценке сочетаемости лексических единиц в литературных произведениях нельзя подходить с обычными критериями. Многие авторы намеренно сталкивают семантически несочетаемые слова. Так рождаются переносные (метафорические) словоупотребления – «глаза горят», «чёрные думы»; оксюморон (соединение в одном ряду логически несовместимых понятий) – «обыкновенное чудо», «живой труп», «оптимистическая трагедия».
С течением время синтагматические возможности слова могут меняться, расширяться. Например, длительное время слово «государственный» по значению было связано лишь со словом «государство», то есть «политическая организация общества во главе с правительством и его органами». Будучи относительным прилагательным, оно сочеталось с определённым кругом слов типа: строй, граница, учреждение, служащий. Затем его синтагматические отношения расширились: оно стало употребляться в сочетании со словами – мышление, ум, человек, действие, поступок. При этом оно приобрело качественно-оценочное значение – «проникнутый идеями и интересами государства, способныймыслить и действовать широко, мудро». Это, в свою очередь создало условия для образования новых грамматических значений и форм: от уже качественного прилагательного стали возможны образования отвлечённых существительных (государственность), качественных наречий (государственно), антонимов (негосударственный, антигосударственный).
В основе парадигматических отношений языковых единиц лежит сходство единиц, относящихся к одному уровню языковой системы и в этом смысле однотипных. По мнению одного из основоположников системного изучения лексики Н.М.Покровского, «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, а соединяются в различные группы, причём основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению».
Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях разных слов присутствуют одни и те же компоненты (семы). Наличие общих сем, их повторяемость в семантике разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесёнными. Парадигмы слов образуются на основе общих (интегральных) семантических признаков и различаются дифференциальными признаками, которые противопоставляют друг другу члены парадигмы. Ярким примером парадигматических отношений в лексике признаются такие явления, как синонимия, омонимия, антонимия.
Дата добавления: 2015-08-11 ; просмотров: 2764 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ