Функции языка что это
функции языка
Смотреть что такое «функции языка» в других словарях:
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА — ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. Использование потенциальных свойств языка для разных целей. Фундаментальными являются коммуникативная Ф. я. и функция способа выражения мысли. В коммуникативной Ф. я. различают: 1) функцию общения – как основную Ф. я., одну из… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Функции языка — Функции языка 1) роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного множества единицам другого множества; второе значение чаще применяется к единицам языка (например,… … Лингвистический энциклопедический словарь
Функции языка — 1. Базовые и вторичные функции, которые выполняет язык как специфический феномен человеческой цивилизации, среди которых основная функция быть средством общения. См. также: Когнитивная функция языка, Коммуникативная функция языка, Поэтическая … Словарь социолингвистических терминов
функции языка — Функции, выполняемые языком в обществе. Язык не просто отражение действительности в сознании человека, это прежде всего важнейшее средство общения людей. Отсюда все его функции: это язык человека и, следовательно, он органически связан с… … Учебный словарь стилистических терминов
функции языка — Использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Функция общения. Основная функция языка, одна из сторон коммуникативной функции, заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. функция… … Словарь лингвистических терминов
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА — определяются на основе его главного (коммуникативного) назначения быть орудием непосредственного общения и средством выражения накопленного культурного опыта народа. Общая коммуникативная функция проявляется в зависимости от установок… … Литературный энциклопедический словарь
функции языка — разные стороны речевого сообщения, понимаемые как реализация разных возможностей или свойств речевого акта, актуализирующего потенциальные качества соответствующих средств языка … Толковый переводоведческий словарь
Функции языка (в социолингвистике) — 1. Базовые и вторичные функции, которые выполняет язык как специфический феномен человеческой цивилизации, среди которых основной является базовая функция быть средством общения. 2. Этносоциальные (этнические, социальные функции,… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
социальные функции языка — Функции, приобретаемые языком на определенных этапах развития народа – носителя языка (этноса): 1) функция языка племени; 2) функции языка народности; 3) функции национального языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
этносоциальные функции языка (этнические функции языка) — Функции языка, взаимосвязанные с этноязыковыми процессами в обществе. Наиболее известны классификации Л.Б. Никольского и Р. Гарвина. По Никольскому, к Э.ф.я. относятся: 1) интегрирующая; 2) консолидирующая; 3) символическая; 4) разъединяющая … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Для чего нам язык? Важные функции, которые он выполняет
Язык почти полностью состоит из мышечных волокон, покрытых слизистой оболочкой. Двигаясь во рту, этот орган помогает нам говорить, есть и пить. Благодаря его вкусовым рецепторам мы ощущаем вкус пищи.
Как же устроен наш язык, в чем заключаются его основные функции, и какие патологические расстройства могут возникнуть в этом мышечном органе? На эти актуальные вопросы мы ответим в нашей статье.
Анатомия
Свободная часть языка находится в ротовой полости (тело и кончик). Корень языка – его глоточная часть связана с подъязычной костью и нижней челюстью. Корень отделяется от основного тела бороздой.
Верхняя часть языка называется спинкой. Она покрыта толстой слизистой оболочкой, усеянной крошечными выступами – сосочками.
Нижняя часть покрыта тонкой слизистой оболочкой, в складках которой расположены протоки слюнных желез. Нижняя поверхность соединяется с дном ротовой полости –уздечкой (складкой слизистой оболочки).
На спинке этого мышечного органа, находятся около 9000 рецепторов, которые помогают нам различать основные пищевые ароматы.
В строение вкусового рецептора входят основные клетки, отвечающие за распознание всех вкусовых ощущений, а также вспомогательные клетки. Над вкусовыми рецепторами располагаются специальные отверстия – вкусовые поры. Через них микрочастицы пищи проникают в рецепторы для дальнейшего взаимодействия с основными вкусовыми клетками.
Каждая такая клетка покрыта тонким волосяным выступом – микроворсинкой. Когда молекула пищи соприкасается с вкусовым волоском, основная рецепторная клетка, связанная с сеткой нервов, передает импульс в мозг. Эта информация о горьком, соленом, сладком или кислом вкусе сочетается в нашем мозге с обонятельным импульсом из носа.
Считается, что наше обоняние примерно в 10000 раз острее нашего вкуса, поэтому при заблокированных носовых пазухах человек не может ощутить большинство пищевых ароматов.
Функции
Основными задачами языка являются:
Кроме того, изменение внешнего вида этого мышечного органа может сигнализировать о скрытых заболеваниях человеческого организма.
Болезненные состояния
К патологическим расстройствам языка относятся:
Рассмотрим некоторые из этих нарушений.
Потеря вкуса
Вкус – это физиологическое чувство, которое активируется во время приема пищи и напитков. К причинам отсутствия вкусовых ощущений относятся:
Болезненность языка
Такое расстройство обычно связывается с травмами языка:
Кроме того, болезненность этого органа может быть одним из симптомов некоторых видов заболеваний таких, как диабет, кожные патологии, анемия и дефицит витаминов.
«Черный волосатый язык»
Это расстройство проявляется окрашиванием разросшихся ороговевших сосочков на спинке языка в темно-желтый, коричневый, зеленый или черный цвет. Нитевидные ороговевшие сосочки задерживают пищу и бактерии, создавая характерную темную «шерсть» на поверхности языка.
Возникновение этой редкой патологии связывают с:
Также разрастание, ороговение и окрашивание нитевидных сосочков может быть связано с плохой гигиеной ротовой полости.
Глоссодиния и глоссит
Основным симптомом глоссодинии является ощущение жжения на поверхности языка. Разные виды глоссита в основном характеризуется покраснением и отечностью этого органа. К причинам, вызывающим эти расстройства, относят инфекции, стрессы и механические повреждения.
Словари
1) роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе;
2) детерминированное соответствие (зависимость) единиц одного
множества единицам другого множества; второе значение чаще
Ф. я. представляют собой проявление его сущности, его назначения и
действия в обществе, его природы, т. е. они являются его
характеристиками, без которых язык не может быть самим собой. Двумя
человеческого общения» (В. И. Ленин), и
когнитивная (познавательная, гносеологическая, иногда
быть «непосредственной действительностью мысли» (К. Маркс). К ним тоже в качестве базовых добавляют
языка в терминах самого языка. Базовые Ф. я. взаимообусловливают
друг друга при использовании языка, но в отдельных актах речи и в
текстах выявляются в разной степени. С базовыми, как первичными,
соотносятся частные, как производные, Ф. я. К коммуникативной функции
относятся контактоустанавливающая (фатическая),
конативная (усвоения), волюнтативная (воздействия) и
функция хранения и передачи национального самосознания,
традиций культуры и истории народа и некоторые другие. С когнитивной
совмещаются функции: орудия познания и овладения
общественно-историческим опытом и знаниями, оценки (аксиологическая), а
функцией связана модальная функция и соотносимо
выражение творческих потенций, которое в разных научных областях
объединено с когнитивной функцией, но наиболее полно реализуется в
художественной литературе, особенно в поэзии (поэтическая
Реализация коммуникативной функции в разных сферах человеческой
деятельности определяет общественные Ф. я. Ю. Д. Дешериев различает
межнационального общения, далее идут группы языков, объём общественных
функций которых сужается: языки национальностей и народностей,
существующие в письменной (литературной) и
разговорной формах, включающие территориальные и социальные диалекты, затем племенные разговорные языки
(некоторые из них в развивающихся странах обретают статус официальных
так называемые одноаульные бесписьменные языки. Характер взаимосвязей
между языковыми и социальными структурами изучается социолингвистикой.
Интерес к установлению Ф. я. наметился в 20 в. До этого слово
«функция» применялось нетерминологически (например, у Г. Пауля,
А. А. Потебни) для обозначения роли единиц в синтаксисе (функция подлежащего, функция дополнения) и в морфологии
(функция формы, функции флексии). Позже функцию
стали понимать как значение формы, конструкции (О. Есперсен), как
позицию в конструкции (Л. Блумфилд). Все это обусловило возникновение
частнонаучного толкования функции как грамматического значения, роли (Л. Теньер),
(1929) было обосновано определение языка как функциональной системы и
описаны две функции речевой
деятельности: общения и поэтическая. Немецкий психолог К. Бюлер
выделил в свете семиологического принципа три Ф. я. как
проявляющиеся в любом акте речи: функцию выражения (экспрессивную),
соотносимую с говорящим, функцию обращения
(апеллятивную), соотносимую со слушающим, и функцию сообщения
(репрезентативную), соотносимую с предметом, о котором идёт речь.
Вопрос о количестве и характере Ф. я. многократно обсуждался, и были
отделены Ф. я. и функции единиц языка. А. Мартине постулирует наличие
эстетической, тесно связанной с первыми двумя. Р. О. Якобсон с учётом
постулатов теории коммуникации к трём участникам
код и сообщение, и соответственно выделил шесть Ф. я.: экспрессивную
(выражения, эмотивную), конативную (усвоения), референтивную
фатическую (контактоустанавливающую), метаязыковую и поэтическую
(понимая последнюю как вообще форму сообщения). Критики этой теории
отмечают, что все функции по существу являются разновидностями
коммуникативной и выступают как однопорядковые.
Рассматривая речевую деятельность как единство общения и обобщения,
А. А. Леонтьев отделил Ф. я., проявляющиеся в любой ситуации общения, от
функций речи как факультативных, возникающих в особых ситуациях. В сфере
орудия мышления, функция существования общественно-исторического опыта и
национально-культурная функция; все они могут дублироваться неязыковыми
средствами (мнемонические средства, орудия счёта, планы, карты, схемы и
т. п.). К функциям речи отнесены: магическая (табу, эвфемизмы),
диакритическая (компрессия речи, например в телеграммах), экспрессивная (выражение эмоций), эстетическая
(поэтическая) и некоторые другие. В. А. Аврорин в числе Ф. я. назвал
четыре: коммуникативную, экспрессивную (выражения мысли),
конструктивную (формирования мысли) и аккумулятивную (накопления
номинативную, эмотивно-волюнтативную, сигнальную, поэтическую,
магическую и этническую. Некоторые исследователи выделяют свыше 25
Ф. я. и функций единиц языка.
В 70-80‑х гг. 20 в. обозначилось стремление связать Ф. я. с аппаратом
их реализации в системе и структуре языка (М. А. К. Халлидей).
Ю. С. Степанов на основе семиотического принципа вывел три Ф. я.:
номинативную, синтаксическую и прагматическую, как универсальные
номинации выступают характеризующие знаки
(именные и глагольные классы слов),
вторичный аппарат образуется на основе транспозиции знаков. Эти Ф. я., согласно данной
теории, лежат в основе всех возможностей использования языка как
средства общения, познания и воздействия.
Проблема Ф. я. вызывает особый интерес в связи с расширением сферы
исследователями стоят задачи установления, как и какие средства
системы и структуры языка служат преимущественно для выявления той
Мартине А., Основы общей лингвистики, пер. с франц., в кн.:
Новое в лингвистике, в. 3, М., 1963;
Бюлер К., Теория языка (извлечения), в кн.: Звегинцев
В. А., История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях, ч. 2,
Леонтьев А. А., Язык, речь, речевая деятельность, М.,
Степанов Ю. С., Семиотическая структура языка (три функции
и три формальных аппарата языка), Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1973, т. 32,
Сыроваткин С. Н., Значение высказывания и функции языка в
семиотической трактовке, «Вопросы языкознания», 1973, № 5;
Аврорин В. А., Проблемы изучения функциональной стороны
Якобсон Р., Лингвистика и поэтика, в кн.: Структурализм:
«за» и «против», М., 1975;
Торсуева И. Г., Теория высказывания и интонация, «Вопросы
языкознания», 1976, № 2;
Дешериев Ю. Д., Социальная лингвистика, М., 1977;
Хэллидей М. А. К., Место «функциональной перспективы
предложения» (ФПП) в системе лингвистического описания, пер. с англ., в
кн.: Новое в зарубежной лингвистике, в. 8, М., 1978;
Слюсарева Н. А., Методологический аспект понятия функций
языка, Изв. АН СССР, сер. ЛиЯ, 1979, т. 38, в. 2;
Теньер Л., Основы структурного синтаксиса, пер. с франц.,
Назначение языка, связанное с выполнением его особой роли в жизни общества. В языкознании выделяются следующие основные функции языка как важнейшего средства общения:
1) коммуникативная [язык выступает как средство общения (люди в процессе общения передают друг лругу свои мысли, волеизъявления, чувства, душевные переживания воздействуют друг на друга в определенном направлении, добиваются взаимопонимания), выполняя при этом две социальные функции:
а) интегрирующую (используется как язык межнационального или мирового общения);
б) дифференцирующую (используется как родной язык той или иной народностью)];
3) аккумулятивная (лат. accumulatio накопление) функция [назначения языка сохранять и отражать знания]. Все остальные функции относятся к вариантам и стилям языка.
1. Базовые и вторичные функции, которые выполняет язык как специфический феномен человеческой цивилизации, среди которых основной является базовая функция быть средством общения.
2. Этносоциальные (этнические, социальные функции, выполняемые этническим языком или только его литературной формой в этнических сообществах разного типа.
3. Общественные (социальные) функции, нацеленные на использование языка как средства общения в разных коммуникативных сферах.
Использование потенциальных свойств средств языка в речи для разных целей. Функция общения. Основная функция языка, одна из сторон коммуникативной функции, заключающаяся во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. функция сообщения. Другая сторона коммуникативной функции, заключающаяся в передаче некоторого логического содержания. Функция воздействия. Реализацией ее являются:
Использование потенциальных свойств языка для разных целей. Фундаментальными являются коммуникативная Ф. я. и функция способа выражения мысли. В коммуникативной Ф. я. различают:
3) функцию воздействия, реализацией которой являются:
1. Базовые и вторичные функции, которые выполняет язык как специфический феномен человеческой цивилизации, среди которых основной является базовая функция быть средством общения.
2. Этносоциальные (этнические, социальные функции, выполняемые этническим языком или только его литературной формой в этнических сообществах разного типа.
3. Общественные (социальные) функции, нацеленные на использование языка как средства общения в разных коммуникативных сферах.
Функции языка
Функция языка как научное понятие есть практическое проявление сущности языка, реализации его назначения в системе общественных явлений, специфическое действие языка, обусловленное самой его природой, то, без чего язык не может существовать, как не существует материя без движения.
Коммуникативная и познавательные функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи.
Австрийский психолог, философ и лингвист Карл Бюлер, описывая в своей книге «Теория языка» различные направленности знаков языка, определяет 3 основные функции языка:
1) Функция выражения, или экспрессивная функция, когда выражается состояние говорящего.
2) Функция призыва, обращения к слушающему, или апеллятивная функция.
3) Функция представления, или репрезентативная, когда один другому что-то говорит или рассказывает.
Функции языка по Реформатскому. Есть и иные точки зрения на функции, выполняемые языком, например, как понимал их Реформатский А.А. 1) Номинативная, то есть слова языка могут называть вещи и явления действительности. 2) Коммуникативная; этой цели служат предложения. 3) Экспрессивная, благодаря ей выражается эмоциональное состояние говорящего. В рамках экспрессивной функции можно ещё выделить дейктическую (указательную) функцию, объединяющую некоторые элементы языка с жестами.
Коммуникативная функция языка осуществляется благодаря тому, что сам язык является системой знаков: по-другому просто нельзя общаться. А знаки, в свою очередь, и предназначены для того, чтобы передавать информацию от человека к человеку.
общение, то есть обмен сообщениями.
Конечно, эмоциональная функция человеческого языка куда более сложная, эмоции передаются не столько звуками, сколько смыслом слов и предложений. Тем не менее эта древнейшая функция языка, вероятно, восходит еще к досимволическому состоянию человеческого языка, когда звуки не символизировали, не замещали эмоции, а были их прямым проявлением.
Однако любое проявление чувств, прямое или символическое, также служит для сообщения, передачи его соплеменникам. В этом смысле эмоциональная функция языка также является одним из способов реализации более объемлющей коммуникативной функции языка. Итак, различными видами реализации коммуникативной функции языка являются сообщение, воздействие, общение, а также выражение чувств, эмоций, состояний.
Связь между языком и мышлением была установлена даже с помощью физиометрических свидетельств. Испытуемого человека просили обдумать какую-нибудь сложную задача, и пока он думал, специальные датчики снимали данные с речевого аппарата молчащего человека (с гортани, языка) и обнаруживали нервную активность речевого аппарата. То есть мыслительная работа испытуемых «по привычке» подкреплялась активностью речевого аппарата.
Когнитивная функция языка не только позволяет фиксировать результаты мыслительной деятельности и использовать их, к примеру, в коммуникации. Она также помогает познавать мир. Мышление человека развивается в категориях языка: осознавая новые для себя понятия, вещи и явления, человек называет их. И тем самым упорядочивает свой мир. Эту функцию языка называют номинативной (называние предметов, понятий, явлений).
И особые задачи решает язык, когда речь идет о принципиально новых технологиях, не имеющих прецедента, то есть не имеющих, соответственно, операционных, понятийных названий. В этом случае инноватор выступает как Демиург, мифический создатель Вселенной, которые устанавливает связи между объектами и придумывает совершенно новые названия как объектам, так и связям. В этой работе реализуется номинативная функция языка. И оттого, насколько грамотен и умел будет инноватор, зависит дальнейшая жизнь его инноваций. Поймут его последователи и внедренцы или нет? Если новые названия и описания новых технологий не приживутся, то велика вероятность, что не приживутся и сами технологии. Не менее важна и аккумулятивная функция языка, которая обеспечивает работу инноватора дважды: во-первых, она предоставляет ему знания и информацию, накопленные предшественниками, во-вторых, она аккумулирует его собственные результаты в виде знаний, опыта и информации. Собственно, в глобальном смысле аккумулятивная функция языка обеспечивает научно-технический и культурный прогресс человечества, так как именно благодаря ей каждое новое знание, каждый бит информации прочно устанавливается на широкий фундамент из знаний, добытых предшественниками. И этот грандиозный процесс ни на минуту не останавливается.
язык общение познавательный диалогический
Предмет фонетики. Аспекты изучения звуков речи и звуковых единиц языка. Фонология. Фонетика (от др. греч. phone звук, голос)- наука о звуковом материале языка, об использовании этого мат-ла в значащих ед-ах языка и речи, об истор. изменениях в этом мат-ле и в приемах его использ. Звуки и др. звуковые единицы (слоги) и явления (ударения, интонация) изучаются фонетикой с разных аспектов:1)с «.» их физич (акустич) признаков 2) с «.» работы, произв. человеком при их произнес. и слуховом восприятии, т.е. в биологическом аспекте 3) с «.» их использ. в языке, их роли в обеспечении функционирования языка как средства общения.
Последний аспект, кот. можно назвать функциональным, выделился в особую обл-ть-фонологию, кот. явл. неотделимой частью и организующим ядром фонетики.
10. Акустич. аспект изучения звуков речи.
Каждый произносимый в речи звук – колебательное движение, передаваемое через упруг. среду (воздух) и восприним. слухом. Это колеб. движение характеризуется опр. акустич. cв-вами, рассмотр. кот. и составляет акустич. аспект.
Если колебания равномерные, периодич.,то звук называют тоном, если неравном., непериод., то шумом. Гласные-тоны, глух. согл.-шумы, в сонанатах тон преобладает над шумом, в звонк. шумн.-шум над тоном.
Звуки характер. высотой, завис. от частоты колебаний(чем больше колеб, тем выше звук),и силой, зависящей от амплитуды колеб-ий. Наиб. важным для языка явл. различие тембра, т.е. их специфической окраски. Именно тембр отличает и от а и т.д.Специф. тембр каждого звука создается резонансными характеристиками. Спектр- разложение звука на тоны с выделением полос концентрации частот(форманты).
11. Биологический аспект изучения звуков речи. Устройство речевого аппарата и функции его частей.
Биологический аспект подразделяется на произносительный и перцептивный.
Функции произнос. органов (делятся на актив. и пассив.)
1) голос. связки, натягиваясь, при прохождении воздуха создают тон. Для произнесения глухих голос не нужен. При сужении голосовой щели и при ее смыкании с посл. разрывом смычки возникают гортанные согл.
2) надгортанные полости(полость глотки, рта, носа) выполняют функц. подвижного резанатора, создающего резанаторные тоны.При образов. согл возникает препятствие(щель,смычка).
3) язык-способен принимать разные положения. Меняет степень подъема, оттягивается назад, сжимается в комок в задн. части, подается всей массой вперед, сближается с разл. пассивными органами(небом,альвиолами),образуя либо смычку, либо щель.Язык создает явление палатализации.
4) губы(особенно нижняя)-выпячиваясь вперед и округляясь удлиняют общ. объем резанаторной полости, меняют ее форму,создавая лабиализованные звуки; при произнесении губных согласн. создают препятствие(губно-губные смычн. и щелевые, губно-зубные щелевые).
5) небная занавеска-принимает поднятое положение, закрывая проход в полость носа,либо,наоборот, опускается, подключая носовой резонатор.
6) язычок-при произнесении картавого согласного
7) задняя стенка глотки-при произн. глоточных согл.(англ h).
12. Артикуляроторная (анатомо-физиологическая) классификация звуков речи (гласных и согласных).
1. Гласные и согласные.при произн. гл. для воздуха нет препятствий,у них нет опр. места образования,типична общ. напряженность мускулов произн. аппарата и относ. слабая воздушная струя. согл.-возникает преграда, опр. место образ., мускульное напряжение в месте образ. преграды и более сильная воздушн. струя.
2. Гласные по работе языка-ряд (передний,задний,смеш.+ более дробные деления),степень подъема языка(открытые и закрытые гл.) Гласные по работе губ- огубл. и неогубл. По работе небной занавески-неносовые, носовые
По долготе- долгие и краткие.
3. Согл. по соотношению шума и голоса в обр. согл.-сонанты шумные (звонкие, глухие).
4. Согл. по способу обр. шума, по характеру преграды-смычные(взрывные(п, т), аффрикаты(с), имплозивные(нет ни взрыва, ни перехода в щель, произнесение заканчивается смычкой (м, н))), щелевые, дрожащие.
5. Согл. по активно артикулирующему орг.-губные(обе губы,только нижняя), переднеязычные(активн. отд. участков передн. части языка),среднеяз., заднеяз., увулярн., фарингальные, гортанные.
6. Др. признаки согл.- палатализация, веляризация, лабилизация.
1. конститутивная (строительная) функция;
2. дистинктивная (сигнификативная, различительная) функция;
3. перцептивная функция (опознавательная, т. е. функция восприятия);
4. делимитативная функция (отграничительная, т. е. способная отделять начала и концы морфем и слов).
Как уже было сказано, фонемы – единицы односторонние, имеющие план выражения (экспонент – по Маслову), в то время как смыслоносителями они не являются, хотя, по мнению Л. В. Бондарко, фонемы потенциально связаны со значением: они относятся к смыслоразличителям. При этом надо иметь в виду, что существуют однофонемные слова или морфемы, например, предлоги, окончания и т. п.
Впервые понятие фонемы в языкознание вел русский учёный И. А. Бодуэн де Куртенэ. Использовав термин, употребленный франц. лингвистом Л. Аве в значении «звук речи», он связывает понятие фонемы с её функцией в морфеме. Дальнейшее развитие учение о фонеме находит в работах Н. В. Крушевского, ученика И. А. Бодуэна де Куртенэ. Большой вклад в разработку этого вопроса внес Н. С. Трубецкой, петербургский учёный, в 20-е годы ХХ в. эмигрировавший за границу.