Футер сайта что это
Что такое футер и как его оформить: как называется нижняя часть сайта и что на ней разместить – примеры оформления подвалов страниц
В статье мы поговорим про интересный структурный элемент, без которого сейчас не обходится практически ни один виртуальный ресурс. Мы узнаем футер (footer), подвал сайта, что это такое, примеры использования в различных ролях на веб-ресурсах.
Это в некоторой роли противоположность хедера – то есть шапке, полю, расположенному в верхней части. Соответственно, герой нашего обзора, располагается внизу. Именно отсюда такое название, foot – нога. Это поле идеально выполняет функции перелинковки. Но на этом возможности не заканчиваются. Это и инструмент для сбора лидов, просто информационная часть для своего рода краткой консультации, способ повышения юзабилити и помощь в навигации для клиента. Такой вот ящик со ссылками на все случаи жизни, каждый раз, когда пользователь оказывается в тупике на любой странице, он может прокрутить ее до низа и уже оттуда совершить дальнейший переход.
Что разместить в футере сайта, и для чего он нужен
Этот элемент выполняет сразу несколько важных задач. И в зависимости от оформления может быть направлен на некоторые из них или сразу на все.
Итак, основные функции:
Как сделать подвал сайта
Самый простой и удобный способ получить сайт с корректной версткой всех элементов – это заказать услугу в «Студии 17». Это избавит вас сразу от массы проблем. И поможет раскрыть весь потенциал футера, превратив его в выгодный инструмент, который действительно выполняет львиную долю работы.
Напомним, что мы работаем исключительно через шаблоны WordPress, а значит, решаем любую задачу в максимально сжатые сроки. При заказе услуги по веб-разработке идеальный нижний элемент будет прилагаться по умолчанию. Но по желанию нашего клиента мы можем доработать его и в отдельном порядке.
Что должно быть в подвале сайта
Ответ на этот вопрос очень простой – все, что захотите. Разумеется, нагромоздить все возможные варианты будет ошибкой. Слишком перегруженный низ вызовет противоположную реакцию. Для пользователей это будет место, до куда лучше не листать. А вот если четко выбрать несколько целей, парочку небольших модулей и ссылок, поместить их вниз, они будут смотреться органично и хорошо исполнять свои функции. Ориентироваться стоит на дизайн, визуальную логику, фактическую необходимость. Так что для каждого проекта свои критерии, все зависит от особенностей.
Далее мы рассмотрим все варианты, что помещать в нижнюю часть. Это не означает, что все указанные ниже методики нужно обязательно использовать. Напротив, необходимо ограничиться лишь подходящими для вас. Хотя совмещать почти все – вполне возможно. Главное — эргономично и не отталкивающе все это разместить. А это уже зачастую задача для профессионалов.
Сведения об авторстве
Это традиционная часть. Располагается зачастую в самом низу, хотя есть и иные варианты. Краткая заметка об авторских правах, а также правилах копирования, распространения информации, содержащейся на сайте. Указывается разработчик, иногда условия сбора персональных данных, принципы работы cookies и схожее.
Информация о партнерах
Это мера помогает в первую очередь, сыграть на репутацию. Если уровень компаньонов высокий. К примеру, бренды, которые в настоящий момент на слуху. Кроме того, самые именитые клиенты часто указываются в этом поле. Это также сообщает о том, что компания вполне способна работать с крупными заказами, очень высокими требованиями. Ведь интересы этих брендов были удовлетворены в полной мере. Доверие – это главная составляющая продаж. А футер страницы – это способ очень быстро его завоевать. Поэтому логично будет им воспользоваться.
Контакты
Разумеется, нет смысла прикреплять сюда все возможные способы связи и коммуникации. Ведь для этого зачастую существует отдельная страничка. Там все написано подробно и четко. Но вот ключевые аспекты, физический адрес главного отдела продаж и номер телефона для связи с консультантом – это чуть ли не обязательный пункт. Чтобы клиент в любой момент времени, когда решил связаться с проектом или сохранить данные в свой ежедневник, органайзер, смогу бы это сделать. Часто размещается еще и адрес электронной почты. Ведь корпоративные клиенты как раз работают через подобный способ коммуникации.
Социальные сети
Не секрет, что сейчас это один из главных источников притока лидов. Их популярность просто огромна. Разумеется, качественные показатели зависят от конкретной сети, в какой-то сфере лучше работает Инстаграм, в другой Вконтакте. Фейсбук, Твиттер, Дзен – все зависит от того, в каких именно социальных сетях у проекта есть свои сообщества. И здесь не работает принцип, больше – лучше. Логично ограничиться 3-4 вариантами. И разместить прямые ссылки на эти сообщества в нижней зоне. Разумеется, необходимо четко выбрать размер иконок.
Стоит помнить, что как основной ресурс ссылается на социальные сети, так и они, в свою очередь, должны направлять потенциальных клиентов обратно. Создается некий круговорот. Тем более, в большей части сетей просто нет возможности разместить механизм продаж, и покупка все равно будет происходить уже на веб-ресурсе.
Лид формы
Различные вариации перехода на заказ или связь с консультантом. Разумеется, у нас уже есть здесь контакты. Но, помимо них, возможно, хорошей идеей будет расположить прямые переходы в каталог или, что чаще, в корзину. А также на форму отправки письма в техническую поддержку или для получения консультации. Хотя, стоит помнить, что если на ресурсе есть функция живого чата, то надобность в такой форме сомнительная. Захламлять поле тоже не очень логично, так же как и слишком навязчивое давление на пользователей. Лучше все стараться оформить скромно и со вкусом. Помните, как называется низ сайта – подвал. То есть, помещение со вспомогательными функциями. Они не должны быть «громче», чем основные.
Карта
Если вы собираетесь использовать такой элемент, то есть совсем немного методов для этого. Боковые меню или нижнее. Это прекрасная возможность визуализировать адрес, сразу показать, насколько близко находится основное здание. Пользователь, бросая беглый взгляд, зачастую узнает местность на карте. И в его голове уже сразу откладывается, что вот там-то конкретно расположился магазинчик. И эту информацию он, скорее всего, уже не забудет. Если будет поблизости, заглянет посмотреть вживую.
Политика конфиденциальности
Базовые условия часто тоже располагаются здесь. Но это уже не слово о маркетинге. Ведь оформление подвала сайта часто имеет просто информационный подтекст. А также, собирая информацию пользователя, владелец обязан об этом уведомить. Это требование современного законодательства. И то, что персональные данные будут обрабатываться, собираться, использовать – гласная информация. Скрывать ее недопустимо.
Футер
Футер сайта (другое название – подвал) – это сквозной структурный элемент, расположенный в нижней части страниц. Противоположен хедеру (шапке) – сквозной верхней части ресурса.
Используется в основном как блок дополнительной информации и перелинковки, реже как вспомогательный инструмент для сбора лидов.
Что размещать в футере
В подвале сайта обычно указывается информация, которую необходимо легко найти на любой странице, поэтому там может частично дублироваться содержание хедера. Конкретный набор данных зависит от типа сайта, тематики, дизайна, содержания других блоков и т. д. Типичные примеры размещаемого внизу страницы контента: контакты, навигация, правовая информация.
Сведения об авторстве
В футере сайта традиционно указывают копирайт, условия использования и распространения контента, информацию о разработчике ресурса.
Информация о партнерах
Можно написать в футере, кто поддерживает проект, взаимодействует с компанией и т. д. Это может работать на повышение уровня доверия, являться удобным решением, если партнерские ссылки размещаются по договору на каждой странице сайта и т. д. Примером могут быть и собственные дочерние проекты, поддомены, ссылки на мобильные приложения.
Дублирование контактов
В хедере обычно указывают только телефон, а на странице контактов все расписано очень подробно. В футере сайта часто создают некий средний вариант: размещают адрес, телефон, электронную почту.
Социальные сети
Кнопки на группы в социальных сетях или виджеты, где видно количество участников, логически примыкают к блоку контактов, но в то же время и отличаются от них. Поэтому их часто размещают именно в футере или дублируют, если они уже есть в хедере или боковых блоках.
Обратная связь и другие лид-формы
Добавление в футер возможности непосредственно связаться или каким-то другим образом оставить свои контакты (заказ обратного звонка, подписка) повышает удобство для пользователей и одновременно помогает собирать базу заинтересованных посетителей сайта.
Карта
Размещение в футере интерактивной карты повышает удобство для пользователей, если им важно точное положение компании (например, ищут что-то рядом с домом). Также это может способствовать повышению уровню доверия, как бы подтверждая, что фирма действительно существует за пределами интернета.
Политика конфиденциальности и защита персональных данных
Если на ресурсе предусмотрена регистрация или каким-то образом собираются сведения, попадающие под определение персональных данных, на нем необходимо размещать соответствующие правовые документы: об использовании Cookies, пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и т. д. Ссылки на них, как правило, добавляют в подвал.
Возрастное ограничение
Если на сайте требуется указание, на какой возраст пользователей рассчитаны материалы, это часто публикуется в футере.
Другая информация
В футере можно писать сведения о регистрации, сообщение, что ресурс не представляет собой публичную оферту, информацию о наличии противопоказаний и все подобное, что по закону обязано сопровождать любые материалы и публикации в определенной тематике.
Карта сайта
Ссылка на карту сайта – страницу с кликабельным перечнем всех материалов с соблюдением иерархии – традиционно размещается в подвале.
Дополнительное меню
Может полностью или частично дублироваться основное меню. Чаще выносятся наиболее важные или популярные разделы сайта, независимо от уровня вложенности. Если информации много, она разбивается на столбики с поясняющими заголовками.
Облако тегов
Используется для дополнительной навигации по записям блога. В подвал сайта добавляются только наиболее популярные или важные теги, чтобы не было нагромождения.
Наверх
Кнопка «Наверх» добавляется для удобства пользователей, чтобы им не нужно было скроллить страницу обратно.
Счетчики
Размещаются в доступном для просмотра виде, как правило, только на информационных проектах, где по данным о посещаемости могут судить о привлекательности площадки для размещения рекламы.
Оформление
Подвал сайта оформляется в стиле, гармонирующем с хедером, телом страницы и ее элементами. Для дизайнерских решений простор огромный. Но, как правило, ориентируются на универсальные рекомендации.
При создании футера нужно ориентироваться на удобство пользователя и возлагаемую задачу, не перегружать элемент излишней информацией, но предоставлять необходимую. Размер нижнего блока может сильно варьироваться – от пары строк до нескольких экранов, если это оправданно.
Футер сайта — что это и зачем нужен
Сайты строятся по определенной логике и структуре. Это удобно и пользователям, которые привыкают к стандартной «логике» — например, большинство станет искать разделы меню вверху справа или слева, информацию о товарах в корзине на сайте интернет-магазина — справа в углу.
Программистам тоже подобная стандартизация облегчает задачу создания сайта, верстки, а поисковые роботы и другие «искусственные интеллекты», без которых трудно представить функционал современного интернета, анализируют разметку и делают выводы о комфортности внешнего вида веб-ресурса для посетителя.
Это влияет на ранжирование.
Что такое футер
Футер — он же «подвал». Заставшие «Web 1.0» в начале нулевых годов помнят, что тогда никаких «подвалов» не было, а самая важная информация, например, о том, как связаться с владельцем ресурса могла располагаться где угодно.
Учитывая тогдашнюю скорость загрузки страниц и ограничения по трафику — удовольствие искать способы связаться с производителем, например, заинтересовавшего товара оставалось весьма сомнительным.
Затем на смену «дикого интернета» первого поколения пришли маркетологи, дизайнеры и другие специалисты.
Они вывели с помощью анализа восприятия человеком различных данных оптимальную формулу структуры веб-страницы. Подвал или футер — это та часть, которая располагается в самом низу.
Футер такой же обязательный элемент, как и хедер. Так же, как у человека должна быть голова и должны быть ноги, у сайта требуются хедеры и футеры.
Элементы сквозные. Это означает, что на крупном многостраничном сайте, включая магазины с большим количеством товаров, футеры будут находиться «на своем месте», куда бы ни заглянул посетителей, в какую «глубь» или «даль» не забрался.
Таким образом, вместе с хедером футер становится крайне важным элементом навигации: «выбраться», если пользователь заблудился будет намного проще, чем неизвестно сколько раз нажимать кнопку «назад» в браузере.
Футеры есть и на компьютерном отображении веб-ресурса, и в мобильной версии. Элементы считаются обязательными, поэтому крайне важно следить за вариантом загрузки под мобильные телефоны и планшеты.
Футер — это элемент перелинковки, в нем можно поставить ссылки на основные разделы.
Интернет-магазин зачастую использует выпадающее меню, но оно не всегда удобно, особенно если пользователь уже прокрутил до самого конца, а теперь ему придется вновь возвращаться к началу. Гораздо удобнее использовать аналог внизу страницы.
Также в «подвале» традиционно размещаются контакты, которые помогают связаться, уточнить правовую информацию и многое другое.
Можно ли обойтись без футера
Откройте сайт apple.com. Откройте сайт Сбербанка или главного новостного агрегатора в России Lenta.Ru. Можете попробовать другие сайты, чтобы убедиться: футеры есть практически везде.
«Обойтись» без футера можно в следующих случаях:
В целом, «подвал» обязателен хотя бы на уровне «Все права защищены» (копирайта). Впрочем, профессионалы в области маркетинга предлагают не только использовать футер как обязательный элемент с сообщением о том, что сайт оригинальный и принадлежит своему владельцу, но и как полезный маркетинговый инструмент, отказываться от которого имеет смысл только в том случае, если точно знаешь, зачем это делается.
SEO-значение футера
SEO-оптимизаторы используют каждую возможность сделать сайт более «видимым» для поисковых роботов. А те, в свою очередь, все больше требований предъявляют к анализируемым сайтам.
Процесс закономерный: согласно статистике, каждый час в интернете появляется до 10 000 новых сайтов, лендингов, страничек.
Безусловно, значительный процент из них не проживет и нескольких дней, лишь немногие «протянут» хотя бы год, но объемы информации грандиозные.
SEO-оптимизация становится настоящей «битвой» за попытку выиграть хорошие позиции. Футеры могут служить прекрасным SEO-инструментом в следующих случаях:
SEO-значение футера трудно переоценить. Это один из важнейших, наряду с хедером, инструментов повышения ранжирования сайта в поисковых системах.
Необязательно делать его объемным, главное — информативность, корректность, польза для посетителей и правильный грамотный код.
Что лучше всего разместить в «подвале
Статистическое исследование, которое было проведено агентством Chartbeat, принесло неожиданны результаты: пользователи не слишком часто обращают внимание на хедер.
Большинство начинает прокручивать сайт даже еще до того, как он полностью загрузится, таким образом, основная часть внимание попадает на середину и чуть ниже. Агентство отметило, что самая «горячая» часть страницы расположена приблизительно в 500 пикселях от верха.
А еще эта же статистика показала, что футер смотрят в 4 раза чаще, чем хедер. Впечатляющие новости для тех, кто привык размещать в «подвале» только самое необходимое и считает, что туда вообще никто не заглядывает.
Тем не менее, исследование уже «взято на вооружение», есть несколько прекрасных идей того, что можно поместить в футере страницы.
Среди базовых идей следующие:
Карта сайта
В первую очередь, это отличный инструмент перелинковки, а значит, SEO-оптимизации. Разделы будут вести на соответствующие рубрики лендинга или внутренние подразделы веб-ресурса, что хорошо «распознается» поисковыми роботами.
Такой подход, по мнению оптимизаторов, «улучшает» отношение роботов к сайту, поднимает его в позициях относительно конкурентов. Не говоря уж о том, что пользователям, которые промотали далеко вниз и оказались в «подвале» будет удобно вернуться, выбрать интересующий раздел — ведь хедер они в 25% пропустили.
Контакты
Огромное количество пользователей нетерпеливы, не хотят искать способы добавить товар в корзину, не хотят читать характеристики. Они предпочитают позвонить и поговорить с менеджером, который все объяснит «на пальцах». Поэтому в футер полезно поместить способы связаться, в идеале это должны быть и опции «позвонить».
Время работы
Актуально для интернет-магазинов. Не все магазины могут позволить себе круглосуточную поддержку с оплатой ставки «живых» операторов.
Поэтому в футере можно поместить отрезок времени, в который доступны менеджеры, а также необходимо добавить, что делать, если потенциальный клиент заглянул в три часа ночи, ему очень хочется получить информацию о товаре. Вполне вероятно, что пользователь оставит запрос и свои контакты, можно будет перезвонить или написать посетителю наутро.
Карта с расположением офиса
Актуально для любых офлайн-услуг или магазинов, которые располагаются не только в интернете, но и в «реальности». До сих пор, несмотря на ограничения и пандемии, очень многие предпочитают «живое общение», а товар надо обязательно «потрогать и пощупать», прежде чем совершать покупку. Отказывать в подобной возможности клиентам нет смысла — поэтому карта поможет сориентироваться.
В футере она не будет никому мешать. Размещать карту в «подвале» лучше, чем на отдельной странице: до выделенной «территории» придется еще несколько раз кликать, а те люди, которым проще приехать, не любят совершать лишние действия онлайн.
Политика конфиденциальности, условия обработки личных данных и др.
Это не вопрос паранойи — о «безопасности в сети» твердят везде и всюду. Если предполагается опция онлайн-оплаты, то посетителю точно не повредит знать, что данные его кредитной карточки не окажутся в свободном доступе, где их сумеют забрать мошенники, а его паспортные данные — там, где ими сумеют воспользоваться, чтобы взять кредит. Нейтральный текст политики конфиденциальности поможет успокоить людей и убрать страх перед совершением онлайн-покупок.
Ссылки на соцсети
Вести социальные сети — хороший тон для любой компании. Кроме того, соцсети гораздо проще и быстрее обновлять, сообщать актуальные новости — не потребуется участие программиста или иного специалиста, как на официальном сайте.
В соцсетях можно быстрее отвечать, поддерживать «живую беседу» с потенциальными клиентами. Те, кто пойдет общаться в соцсети, почти наверняка хотят совершить покупку, но им нужна дополнительная информация, поэтому иконки в соцсетях — полезный инструмент маркетинга для подобных ситуаций.
Информация об оплате
Если магазин поддерживает оплату разными системами, есть смысл добавить такую информацию в футер. Это могут быть иконки-символы MasterCard, Visa, Юмани, Webmoney, Биткойн и другие способы платежей.
Иногда люди уходят, не совершив покупку, только потому что не уверены в том, что смогут заплатить комфортным способом, а «заморачиваться» обменом, например, Webmoney на карту Visa совершенно не хочется. Чем больше средств платежа — тем лучше. И сообщить о такой возможности тоже крайне желательно.
Это основные детали футера. Дополнительно можно добавить копирайты, ссылки на «зеркала» и многое другое.
Правила создания футера
Футер не самый сложный элемент сайта, поэтому правила по его созданию тоже довольно простые:
Заключение
Футер — это общепризнанный и необходимый элемент, который требуется для корректного отображения и восприятия сайта.
Он нужен и для поисковых роботов, которые уже достаточно «умные», чтобы опознавать «подвалы», и для людей, чтобы помогать ориентироваться в навигации страницы. Кроме того, футер является хорошим маркетинговым инструментом.
Что такое футер сайта или что писать в подвале
Сегодня поговорим о фундаменте ваших сайтов. О той части, которая не сразу бросается в глаза посетителю. Но на самом деле, является важной составляющей любой страницы. Это футер сайта.
Что такое футер или подвал сайта
Футер сайта, это сленговое понятие среди русскоговорящих веб-мастеров и разработчиков. Как и многие другие, оно было заимствовано из английского языка. Слово «footer» – переводится как «нога, нижняя сноска или подвал». То есть – это самая нижняя часть сайта.
Если шапка сайта и первый экран, являются наиболее важными элементами сайта, то это не значит, что подвал бесполезен. Футер может быть очень функциональным и приносить не меньше пользы, чем остальные разделы.
Что обычно пишут внизу сайта
Футер сайта может состоять как из одного блока, так и из нескольких. Они могут слегка отличаться по цвету и иметь разное наполнение.
Обратите внимание, на моем сайте подвал состоит из трех уровней:
Подвал первого уровня
В самой нижней части подавала обычно располагают:
Это наименее интересная информация для простого посетителя. И ее стараются убрать подальше от глаз читателя, ведь никакой существенной пользы она не несет. В моем случае, там еще дублируются кнопки соц.сетей.
Подвал второго уровня
Следующая часть подвала чуть более функциональна… Там могут располагаться технические ссылки.
К таким, я отношу ссылки на:
Также могут дублироваться ссылки на страницы из основного меню, например «Контакты«.
Подвал третьего уровня
Следующий уровень подвала еще более информативен и полезен для посетителя. На нем мы остановимся подробнее. Ведь расположить там можно все, что душе угодно.
Перечислю всевозможные модули, которые можно разместить в этом месте. И уточню, какие из них больше подойдут для разных типов сайтов.
Навигация
Полноценная навигация с разбиением по рубрикам. Такой футер вы часто можете увидеть на сайтах интернет магазинов или крупных информационных порталов.
Подвал сайта интернет магазина «Буквоед»
Если сайт небольшой, а в главном меню всего несколько пунктов, то имеет смысл подублировать его и внизу. Во-первых это дополнительная перелинковка для сайта, а во-вторых полезное удобство навигации для пользователей.
Меню в подвале дублирует главное меню сайта
Карта
Адрес и полноценная карта проезда подойдет для сайтов малого и среднего бизнеса. Если вас сложно найти, расположите карту не только на отдельной странице, но и в подвале.
Форма обратной связи или форма подписки
Если вы ведете рассылку, то форму подписки можно добавить в подвал.
Футер магазина М-Видео
И даже при наличии на сайте полноценной страницы «Контакты», дополнительную форму для отправки сообщения часто спускают в подвал, чтобы она была доступна с любой страницы сайта.
Контакты компании
В подвале можно разместить не только контакты, но и расписать полноценный график работы каждого филиала.
Дополнения для мобильных
К таким дополнениям можно отнести QR код или ссылки на AppStore и Google Play для установки официального приложения сайта.
Кнопки социальных сетей
Социальные кнопки стараются расположить на видных местах. Они могут находиться практически везде и даже быть плавающими. Но как показывает практика, продублировать их еще и в подвале, не будет лишним.
Стрелка вверх ↑
Раньше можно было увидеть такую стрелку в подвалах многих сайтов. Но сейчас это решение уже не актуально с точки зрения юзабилити. Ведь по старой логике, только дочитавший до конца страницы человек, имеет возможность удобно подняться наверх сайта.
Мы же с вами знаем, какими длинными сейчас могут быть страницы сайтов… Или возьмем сайты с бесконечной прокруткой (пример лента вконтакте). Поэтому, человек должен иметь возможность вернуться к началу из любой точки и в любой момент времени.
Поэтому стрелки сейчас не располагают в подвале, а делают их плавающими по странице.
Заключение
Плюсы подвала заключаются в том, что вся информация, расположенная там, будет сквозной. То есть, она будет отображаться на всех страницах вашего сайта.
Поэтому, просто спросите себя… Что на ваш взгляд, должны видеть посетители, когда они достигнут нижней части любой из страниц на вашем сайте.
UX/UI Веб-дизайнер. Занимаюсь дизайном и разработкой сайтов для бизнеса более 6 лет. Связаться со мной можно через страницу Контакты