Футере сайта что это
Что такое футер и что там разместить
Во время создания дизайна сайта или его SEO-оптимизации важно сделать так, чтобы им было удобно пользоваться. Хорошее юзабилити складывается, когда все элементы на странице продуманы: начиная шапкой и заканчивая подвалом. Зачастую оптимизацией последнего пренебрегают.
В статье разбираемся, почему важен подвал сайта, чем полезен и как его грамотно использовать.
Что такое футер сайта
Футер или подвал сайта (англ. footer) — это блок в самом низу страницы с информацией, которая может быть полезна посетителю.
Аналитика
Из исследования, проведенного на основе 1.000.000 посетителей, было подсчитано, что большая часть времени проводится за линий сгиба экрана.
Убедиться можно самим, посмотрев отчет «карта скроллинга» в Яндекс.Метрике.
Кроме того некоторую информацию (телефон для обратной связи, электронную почту и т.п.) могут искать намеренно в футере страницы, если не нашли ее в шапке. Поэтому важно убедиться, что вы предоставили посетителю достаточно информации перед тем, как он покинет сайт.
Во время тестирования сайта в компании UserTesting заметили, что размещение призыва к действию (CTA) в подвале помогло повысить конверсию на 50% за двухнедельный период!
Компания SmartInsights также сообщила, что они увидели почти 24% рост конверсии продаж, после оптимизации нижнего колонтитула своего сайта. Доработка подвала заключалась в грамотной перелинковке. Как ее сделать разберемся далее в одноименной главе.
Что разместить в футере сайта
На самом деле в подвале можно разместить много элементов. Однако обычно ограничиваются несколькими внутренними ссылками и кнопками соц. сетей. Важно найти баланс между функциональностью и простотой. Далее говорим, что можно использовать в подвале и приводим качественные примеры.
3 обязательных элемента
В каждом подвале должны быть 3 вещи:
3 обязательных элемента на примере www.healthline.com
Адрес
Зачастую страницы специально листают до конца, чтобы найти контакты. Поэтому контактную информацию правильно размещать не только в шапке, но и в подвале. Кроме того, если вы указываете адрес у регионального сайта, то это позволяет безболезненно (без переспама) продублировать вхождение названия города.
Карта
В дополнении к адресу в подвале может размещаться карта. Это позволит задержать посетителя на сайте и не перенаправлять его на сторонние ресурсы. Однако следите, чтобы из-за карт не пострадала скорость загрузки сайта.
Карта сайта на примере 24stoma.ru
Обратная связь
Хорошей практикой считается размещать телефон для связи в подвале. Причем не просто текстом, а ссылкой, чтобы можно было сразу перейти в номеронабиратель с портативных устройств.
Кроме того можно использовать и другие средства связи: Viber, WhatsApp, электронную почту.
Способы обратной связи в подвале на примере 63plitka.ru
CTA (Call to action)
В подвале должны быть кнопки или лид-формы, побуждающие совершить действие.
Перелинковка
Включайте только самые важные страницы или разделы в качестве ссылок в подвале. Это могут быть основные/популярные разделы (меню) в вашем интернет-магазине, страницы с акциями и другие ссылки, которые могут заинтересовать посетителей. Для простоты восприятия разделяйте ссылки на столбцы.
Социальные кнопки
Кнопки на соц. сети размещают или в шапке сайта, или в подвале. Также можно указывать количество подписчиков для подтверждения вашей социальной популярности.
Кнопки соц. сетей в футере на примере www.mi.com
Преимущества
Подвал это отличное место, чтобы похвастаться вашими достижениями. Это поможет зарекомендовать себя с лучшей стороны. Используйте для этого небольшие графические баннеры. Они могут быть статическими (информация не обновляется) и динамическими в виде виджетов (данные обновляются).
Примеры статических
Примеры динамических (виджетов)
Виджет курса валют будет очень кстати в некоторых тематиках. Например, для агрегаторов туров или для интернет-магазинов.
Курс валют в футере на примере www.teztour.ua
Виджет он же «Бейдж с рейтингом организации на сайт» от Яндекса. Мало того, что показывает ваш актуальный рейтинг на Яндекс.Картах, так и позволяет быстро оставить отзыв на сайт.
Рейтинг организации в футере на примере greencardamon.ru
Виджеты оценок и отзывов других сервисов повышают доверие к ресурсу.
Так же можно использовать виджеты погоды. Обычно их применяют на сайтах отелей.
Виджет погоды в футере на примере voschod.ru
Кроме этого на информационных порталах могут размещаться счетчики посещаемости. Они так же позволяют повысить доверие к ресурсу.
Виджеты посещаемости в футере на примере www.fontanka.ru Логотип
Логотип
Размещайте логотип со ссылкой на главную страницу сайта. Так вы повысите узнаваемость бренда и упростите навигацию по сайту.
Логотип в подвале на примере www.belcantofund.com
Возраст домена
Часто в подвале размещают информацию о возрасте сайта. Это может быть неким плюсом в плане доверия к ресурсу, если он имеет почтенный возраст. Однако если вы забудете проставить актуальный год, то сайт будет выглядеть заброшенным, что плохо.
Поэтому используйте простую PHP функцию для вывода актуального года автоматически:
Возраст домена в подвале на примере www.cvz.ru
Мобильные приложения
Ссылки на скачивание мобильных приложений как нельзя кстати разместить в подвале сайта.
Ссылки на приложения в подвале на примере www.svyaznoy.ru
Текст в подвале
В некоторых тематиках, например в медицинской, стоит указывать текст об отказе от ответственности. Это особенно актуально, когда Google стал очень жестко относиться к E-A-T тематикам.
Также в нижнем блоке может размещаться небольшой текст-информация о сайте.
Описание сайта в подвале на примере www.pepper.ru
В качестве текстовой информации может быть график работы. Актуально для интернет-магазинов, клиник и других коммерческих сфер.
График работы в подвале на примере www.sfe.ru
Способы оплаты
Для интернет-магазинов полезно размещать способы оплаты для наглядности в виде иконок.
Иконки способов оплаты в подвале на примере shop.megafon.ru
Ссылки в подвале сайта
Часто SEO-компании или разработчики размещают обратную ссылку на свой сайт. Отличное место для рекламы? Спросите у Тильды. Кстати говоря, SEO-эффект таких ссылок уже невелик. Раньше их могли использовать для серьезного прокачивания ссылочной массы, но это в прошлом.
Карта сайта в подвале
Раньше на большинстве сайтов была карта сайта. Ее обычно размещали как раз в подвале сайта, чтобы ссылка была на нее сквозная. Якобы карта сайта помогает поисковым роботам лучше понять структуру сайта. Но на текущий момент это скорее рудимент, чем реальное средство.
Что еще?
Строка поиска по сайту. Обычно ее размещают в шапке сайта, но можно продублировать и нижнем колонтитуле.
Строка поиска в подвале на примере www.vo-da.ru
Популярные посты. Это поможет подогреть интерес к вашим статьям.
Популярные публикации в подвале на примере ahrefs.com/blog/
Используемые бренды, партнеры.
Бренды в подвале на примере www.walmart.com
Рекомендации по футеру
Мы рассмотрели основные элементы подвала сайта, которые могут быть полезными для посетителей. Их получилось достаточно много и теперь важно выбрать наиболее подходящие именно вам. Оформление же футеров ограничивается только вашей фантазией. Кроме этого:
Как сделать футер на сайте полезным для SEO и юзабилити
В статье:
Всю важную информацию рекомендуют помещать как можно выше на страницу: с каждым скроллом сайт теряет часть читателей. Меню со всеми важными ссылками тоже находится вверху, до футера страницы доходит небольшая часть пользователей.
Тем не менее, эксперты по юзабилити советуют поработать с подвалом сайта, чтобы он работал на удержание аудитории и влиял на поведенческие факторы. Подвал в любом случае не навредит: он не мешает пользователям воспринимать контент, поскольку они решают свои задачи выше на странице
Зачем нужен футер: пользовательские сценарии
Два распространенных варианта использования подвала сайта в поведении пользователей:
Дочитывают до футера
Пользователи читают всю страницу и естественным образом доходят до футера. Значит, они прочитали весь контент и, возможно, готовы закрыть сайт. В этом случае подвал — еще один способ удержать внимание:
Сразу скроллят к футеру
Пользователи специально прокручивают страницу вниз до подвала. В таком сценарии они целенаправленно ищут какую-то информацию, которую предполагают найти в футере:
Элементы футера на сайте
Ссылки в футере
В футере есть сквозные ссылки — внешние и внутренние, которые находятся на всех страницах сайта. Они дают пользу при ссылочном продвижении — внешней или внутренней перелинковке.
Положительно влияют ссылки с естественными текстами, к примеру, адресом сайта или названием компании. Ссылки с текстом из ключей, к примеру, «купить цветы в Москве», могут навредить, если поисковики посчитают их за спам.
На любом сайте информация на футере должна быть структурированной, предсказуемой и доступной для пользователя. Так вы сможете удержать часть пользователей на сайте, повлиять на поведенческие факторы: время, проведенное на сайте, глубину просмотра.
Элементы футера страницы
Сайты с разными назначениями требуют разных составляющих футера. Основные элементы футера сайта:
Элементов может быть несколько, к примеру, на футере сайта компании Ив Роше есть ссылки на меню и вторичные задачи, служебные ссылки с информацией о политике конфиденциальности и условиях, ссылки на соцсети и способы взаимодействия с клиентами, информация о партнерах. Контент в футере рассчитан на несколько групп аудитории: клиентов компании, соискателей, предпринимателей.
Футер сайта yves-rocher.ru
Полезные ссылки
Это служебная навигация по информации, которая должна быть на сайте. К примеру:
Пользователи часто ищут такую информацию именно в подвале, так что даже если она есть в вашем основном меню сверху, поместите ее и в футер.
Футер сайта Clarity Money: ссылки на соцсети, поддержку, политику конфиденциальности
Этот элемент может встречаться в футере всех видов сайтов.
Навигация
Навигация есть и вверху страницы, и внизу. В футере этот элемент дублирует ссылки из верхнего меню, чтобы пользователи могли не листать каталог наверх, если они смотрят товары внизу страницы, а перейти в нужный раздел быстрее.
Навигация по разделам в футере сайта brighty.ru
Нужен на сайтах с длинными страницами.
Ссылки на вторичные задачи
Дополнительные ссылки на страницы, которые могут быть интересны пользователю, но выходящие за основное предназначение сайта. Этих второстепенных задач обычно нет в основной навигации, чтобы не перегружать меню.
Элемент встречается на сайтах, которыми пользуются несколько групп аудитории с разными целями.
К примеру, на сайте журнала «Dwell Magazine» есть категории, не относящиеся к тематике журнала. Они интересны не основным читателям журнала, а профессионалам в области СМИ и дизайна, продавцам, инвесторам, рекламодателям, потенциальным сотрудникам.
Футер журнала Dwell со ссылками для разных целей
Карта сайта
Карта сайта в футере — это карта для навигации пользователей. Она включает в себя главные страницы сайта и те, которых нет в верхнем меню. Это полезно большим сайтам со сложной навигацией и длинными страницами, чтобы пользователю было легче ориентироваться.
В полной карте сайта нет нужды, подвал рискует стать громоздким и сложным. Иногда строят отдельную карту сайта на странице и дают ссылку на нее в футере.
Подходит для больших сайтов с несколькими уровнями структуры.
Отзывы или награды
Пользователи обращают внимание на награды компании и отзывы о ней — это делает компанию более надежной в глазах аудитории. Награды и отметки качества в футере могут быть одной из составляющих тактики укрепления авторитета. С другой стороны, большое количество отзывов и наград может создать впечатление, что компания незрелая и нестабильная, поэтому изо всех сил старается убедить клиентов в авторитетности.
Компания Reykjavik Excursions показывает награды, чтобы укрепить авторитет
В футере также могут быть отзывы о компании, чтобы подкрепить авторитетность и вызвать доверие. Отзывы должны быть естественными, а клиенты в отзывах реальными. Можно подтянуть отзывы из социальных сетей, таким доверяют больше.
Этот элемент футера подходит для стартапов, у которых уже есть награды, и для компаний с неразвитым брендом.
Компании и бренды
Некоторые крупные компании владеют десятками других брендов. Такие компании показывают свою масштабность и авторитетность, в том числе размещая логотипы в список дочерних компаний и брендов в футере.
Пользователи могут понять, с какими брендами связана компания, и распространят хорошее отношение к любимому бренду на всю компанию.
В футере Walmart указаны другие бренды, которыми владеет компания
Некоторые компании указывают бренды поставщиков, с которыми работают. Это влияет на уровень доверия и узнаваемость
Бренды в футере сайта purpurbeauty.ru
Подходит для крупных международных организаций со многими дочерними или партнерскими брендами.
Взаимодействие с клиентами
Пользователи часто идут в футер, чтобы найти там подписку на рассылку полезного контента и акций или найти ссылки на соцсети. Привлекательно оформленная подписка с бонусами даст новых подписчиков или даже клиентов.
Если компания продвигается с акцентом на эстетику и визуальные эффекты, в низ сайта выводят виджет фида социальных сетей бренда, чтобы привлечь пользователей красивым контентом.
Футер TheGoodTrade.com
В футере TheGoodTrade несколько блоков: запрос на подписку, виджет с фидом Instagram, ссылки на соцcети, ссылки на дополнительную информацию и данные об авторских правах.
Этот элемент футера используют все типы сайтов, в которых подразумевается взаимодействие с аудиторией, есть рассылки с контентом и спецпредложениями, соцсети
Варианты отображения подвала страницы
Кроме стандартного футера, который находится внизу и одинаков для всех страниц, есть и другие виды.
Некоторые информационные сайты или даже интернет-магазины используют бесконечную прокрутку — новый контент на странице подгружается при скролле. Футер становится недоступен вовсе, или пользователь вынужден играть с загрузкой наперегонки, чтобы успеть кликнуть на ссылку в подвале
Для таких сайтов делают статичные мини-футеры сбоку от загружающегося контента, к примеру, справа внизу.
Футер внизу справа на странице с бесконечной лентой сайта medium.com
Эксперты советуют подбирать для страниц разные футеры в зависимости от их типа и назначения.
Для страницы с бесконечной лентой можно сделать мини-футер сбоку, но для статичной достаточно стандартного на его обычном месте.
Для сайта, которым пользуются разные группы аудитории, можно разделить футеры по страницам, поместив такие ссылки, которые будут интересны целевой группе страницы.
К примеру, на главной сайта Medium нет стандартного футера, он расположен справа, а на странице конкретной истории он есть, причем для подписчика и гостя они различаются.
Статичный футер на странице подборки на сайте medium.com
Частые проблемы с футером
Футер сайта — элемент, куда пользователи переходят либо случайно, когда дочитывают контент, либо когда хотя дополнительной информации. Этот элемент может отвечать юзабилити и влиять на поведенческие факторы, удерживая пользователей и облегчая им работу на сайте. В любом случае, он не навредит, потому что не мешает воспринимать контент.
Футер
Футер сайта или в среде маркетологов и сайтостроителей – подвал, это визуальный элемент, расположенный в нижней части страниц. В его поле обычно размещают ссылки на другие материалы ресурса, дублируют меню, располагают иконки соцсетей, форму подписки. Footer – это сквозной элемент сайта, как и его противоположность – хедер. Он помогает перелинковать между собой страницы портала, естественным образом повысив вовлеченность пользователей.
Для чего нужен футер сайта?
Подвал страницы – это не тот элемент, который игнорируют пользователи. Напротив, правильно оформленный footer в понимании интернет-маркетинга – ещё один уровень воронки продаж. Посетитель, дойдя до этого элемента, может перейти на страницу заказа, связаться с менеджером для консультации, посмотреть на карте удобный маршрут к офису и другое. Подвал сайта, сегодня, используется по максимуму. Особенно, если это одностраничник или Landing Page. Рассмотрим в статье, какую информацию размещать и как создавать функциональные footer – примеры на реальных страницах.
Что размещать в подвале?
Обычно указываются данные, которые можно найти на самом сайте или главной странице. Часто дублируется меню и содержание хедера. Конкретный набор сведений зависит от тематики, дизайна, количества блоков и других факторов.
Чтобы сделать ресурс удобным, привлекательным для посетителя рекомендуется использовать в футере сайта следующие элементы:
Создание футера для сайта
Красивый и функциональный подвал страницы улучшает внешний вид сайта, помогает конвертировать посетителей в лидов. Каким должен быть footer:
Подвал должен четко отделяться от остального контента. Посмотрите footer примеры:
Резюме
Мы узнали, что такое футер сайта. Рассмотрели, какие элементы рекомендуется в нем размещать для эффективной работы с посетителями. Разобрали основные критерии создания функционального и красивого подвала страницы.