Хачкар что это значит
Хачкар
Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний. Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.
В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. [1] Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.
Урартрийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призванны засвидетельствовать христианскую веру.
В самых разных местах Армении (впервые — на склонах Арагаца) были найдены высокие стелы с рельефами, иногда с горельефами, скорее всего связанные с погребальными обрядами.
Сюжеты таких изображений традиционны: Григорий Просветитель, царь Трдат III, заточивший Просветителя и умертвивший святых дев Рипсимэ и Гаяне и за это превращённый вместе со своей свитой в стадо свиней, Даниил во рву львином, три отрока в огненной печи, реже — Крещение и Распятие.
Содержание
Изготовление
Хачкары изготавливаются из базальта, который крайне мало подвергается разрушению. Часто встречаются и хачкары из туфа, поскольку туф легко поддается обработке.
Исторический очерк
Предшественниками современных армянских хачкаров являются раннесредневековые круглые или восьмигранные колонны, квадратные в сечении столбы с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объёмными крестами. Самые древние хачкары, сохранившиеся до нашего времени, датируются IX—X веками, их то и можно связать с этими мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.
Например, основание колонны из Арича, [3] имеет равноконечный крест с широкими ветвями, шишками на концах, две широкие полупальметты, произрастающие из нижней оконечности креста, плавно загибаются наружу, а верхушки, их (они приходятся над оконечностями поперечной ветви креста) загнуты в сторону креста. Верхние междукрестья заняты пучками стеблей, верхушки которых также загнуты к кресту.
Хачкар Григора и Мамкан Мамиконянов. 1273 год
Хачкар — свидетельство самобытного развития армянской культуры
Хачкар — свидетельство и результат самобытного развития армянской культуры, самый характерный символ армянской идентичности.
Хачкар в Бжни. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
Первые «крылатые» кресты и крестные композиции в Армении появились еще в IV веке. На рубеже VI–VII веков сложились все предпосылки для возникновения хачкаров.
Появившись в IX веке и достигнув значительного развития в XII–XIII веках, хачкары просуществовали до XVIII века. Эти стелы высотой 1–3 м, шириной от 0,5 до 1,5 м и толщиной 10–30 см, рассеяны по всему Армянскому нагорью: в местах древних поселений, на кладбищах, перекрестках дорог и возвышенностях, у источников, мостов, монастырей, церквей и часовен. Хачкары имеются во многих местах компактного проживания армян. Армянская диаспора «рассеяла» хачкары на пройденных ею дорогах: на Кавказе, особенно в Грузии, в Поволжье и Крыму, в Молдавии и на Карпатах, в Иране и Иерусалиме и т.д.
Самая отличительная особенность хачкара — его растительно-геометрическая орнаментация, созданная посредством непрекращающихся и гибких рельефных линий и формирующихся из них ленточек. Хачкары — памятники открытого пространства, доступные для верующего, которые он может обозреть с близкого расстояния и прикоснуться. Иллюзия бесконечности, создаваемая нескончаемостью линий, — основная черта, придающая видимое таинство и силу Святому знамению (обычно так именуются крест и хачкар в хачкарной надписи). Крест, занимая центральное место в резной композиции, соединяет нижнюю (узоры символизируют земную человеческую жизнь, прошлое, зло) и верхнюю (орнаменты символизируют небо, священное, будущее, добро) части, выступая в качестве всеобщего посредника между верующим и Богом как в земной жизни, так и особенно в конце времен — во время Страшного суда.
Хачкары в Ардви. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
Первые хачкары появились в IX веке как результат сформировавшейся в раннем Средневековье символики и иконографии креста и своеобразное отражение и указание на политическую и религиозную независимость страны, достигнутую в результате освобождения от арабского ига. Процесс их формирования начинается имитацией раннесредневековых стел и композиций на плоской поверхности и заканчивается композицией, помещенной в аркообразные или прямоугольные хораны — ниши. Они состояли из креста, опирающегося на розетку и пальметку (орнамент в виде стилизованных пальмовых листьев), гроздей винограда или пальметок, спускающихся с верхних крыльев креста или верхних углов хорана к междукрестью, изображений птиц в разных частях композиции. Самая характерная черта ранних хачкаров — монументальность резьбы. Выступающие на плоском и глубоком фоне высокорельефные узоры, кажется, не принадлежат стеле, а прикреплены к ней.
В ранних хачкарах отсутствует плетеная резьба, компоненты композиции не переплетаются, а как бы соприкасаются и примыкают одно к другому. Лучшие образцы представлены хачкарами монастыря Макеняц, Мец Масрика и Котаванка. Хачкар, принадлежащий монастырю Макеняц и ныне хранимый в Эчмиадзине, блестяще обработан, рельеф высокий, орнаменты подробные, линии четкие и точные.
На трехступенчатом постаменте помещена розетка в форме шара, вправо и влево от которой отходят пальметки, а вверх — трехлинейный крест с парными пуговками на концах крыльев. Шарообразная розетка дает начало и пальметкам, и кресту. Пальметка, достигая горизонтальных крыльев креста, резко выступает наружу, придавая всему узору образ птицы, обладающей роскошными перьями. Перекресток подчеркнут двумя вписанными в ромб окружностями — деталь, которая подчеркивает солнечно-световой характер креста. Разноузорные розетки, помещенные выше на каждой из горизонтальных крыльев креста, по всей вероятности, символизируют солнце и луну, а розетка, высеченная выше креста, — звезду. Эту композицию можно воспринимать как «напоминание» Распятия, однако, если иметь в виду также солнечно-световые компоненты, возможно, что она намекает и на Второе пришествие Христа.
Хачкар в Одзуне. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
XI век — окончательная фаза формирования композиции хачкара, когда разрабатывалась его основная структура (обособление хорана узорчатой каймой, выделение карниза посредством резьбы, формирование орнаментальной розетки под крестом), стиль и техника резьбы (сочетание монументальности и декоративности, уточнение геометрического и растительного орнаментов, соединение одно с другим почти всех составляющих композиции посредством плетения). В XI веке в хачкарном искусстве особое место занимают хачкары Хцконка (Западная Армения), уничтоженные турками. Сохранились только несколько фотографий. Это самые ранние хачкары, обнесенные стеной. Их карнизы покрыты прекрасными садовыми композициями: на них вырезаны толстые стволы виноградных лоз с роскошными листьями и гроздьями.
Хачкары Цахацкара имеют ряд признаков периода расцвета хачкаров. Резьба занимает почти всю западную плоскость прямоугольной стелы. Успешно применен рельеф различной высоты: она более высока в поясе, немного ниже в хоране и наиболее низкая непосредственно у креста. Растительные мотивы полностью подчиняются логике геометризации композиции. Его не избежали даже гроздья и листья винограда, которые, благодаря своему символизму, сохранили естественный вид дольше других мотивов.
Для подчеркивания аллегорического смысла винограда мастер изобразил на одном из хачкаров также и кувшины для вина. А одна из розеток нижней части хачкара уподоблена загороженному пространству, где гуляют павлины (на потерянный рай).
Эпоха наивысшего расцвета культуры хачкара — XII–XIII века. Хачкары ставились на высоких пьедесталах, включались в строения типа часовен, помешались в стенах, получали объемные карнизы. С монументализацией хачкаров создаются более благоприятные и доступные условия для ритуала и поклонения. В композиции хачкара получили распространение скульптурные изображения святых и простых смертных, параллельно с гроздьями винограда, плодов граната и цветов лилий кайма хоранов покрывается звездным орнаментом, широко используется красная краска. Типовым становится двух- и трехслойная резьба. Создаются настоящие шедевры искусства, общеармянскую известность приобретают отдельные хачкары и их мастера. Формируются анийская, лори-таширская, арагацотн-котайкская, арцахская, джавахкская, вайоцдзорская, гехаркуникская, нахичеванская школы.
К числу самых классических примеров хачкарного искусства принадлежат хачкары с многослойным геометрическим орнаментом. Игра светотени отдельных узоров и слоев различной глубины придают плите с ограниченной площадью своеобразную просторность и разную глубину. Можно подчеркнуть намного более вытянутые пропорции некоторых экземпляров, выпуклость некоторых деталей и даже полусферический вид розетки подкрестья. Из отдельных черт можно выделить оформление карниза одной или тремя декоративными арочными нишами, где обычно изображается Христос в сопровождении различных святых-заступников. Мелкая, изящная, легкая, беспрерывно плетеная резьба создает впечатление, что поверхность плиты покрыта несколькими слоями кружева. Надпись становится частью художественного украшения. В данную группу входят и самые известные экземпляры хачкарного искусства — два хачкара мастера Погоса из Нор Гетика/Гошаванка (Тавуш), хачкары Момика из Нораванка (Вайоц-Дзор), хачкары колокольни из Дадиванка (Арцах). Хачкары мастера Погоса являются символами хачкарного искусства с их совершенной техникой и композиционной целостностью.
Хачкар мастера Погоса в Гошаванке, 1291 год ǁ wikipedia.org
Они выявляют совершенную гармонию как архитектурных форм, так и геометрического сетчатого плетения и растительных мотивов. Целое и отдельное приобретают удивительную художественную равноценность, вследствие чего более ощутимой становится не иерархия, а всеобъемлющая пропорциональность. Розетка в самом верхнем слое трехслойной композиции (ей придана дополнительная сферичность, она как будто уподоблена щиту), кажется, указывает на защищенность и самое высокое место, которого может быть достоин только крест — «недосягаемая башня», как он упоминается в одной их хачкарных надписей.
Многоплановы и многотемны хачкары известного зодчего Момика. Композиционная целостность, создание объема сочетанием плоских слоев, сетчатая и технически безупречная растительно-геометрическая резьба, четко выполненные рельефы свидетельствуют о высоком уровне мастерства.
Момик пытался еще более подчеркнуть, насколько достоин поклонения крест, придав почти настоящую глубину его хорану и нише карниза, в то же время посредством богато украшенных поясов уподобив хачкар архитектурно оформленному порталу.
Хачкары Нораванка. Фото © Виген Ахвердян ǁ photo-armenia.com
Пара хачкаров из Дадиванка — самые вытянутые стелы этой группы (ширина составляет 1/3 высоты). Резьба хотя и неглубока, однако сохранен принцип двух- и трехслойной резьбы. Узоры выделяются прекрасным сочетанием геометрических и растительных мотивов, выпуклой надписью на сетчатом глубоком фоне пояса, что является также феноменом в хачкарном искусстве и в армянском искусстве в целом.
XIII век ознаменовался также появлением уникального и чрезвычайно малочисленного типа хачкара, известного под названием «Аменапркич» (Всеспаситель), в котором вместо традиционной растительно-древовидной и иносказательной композиции и креста изображаются Распятие, Снятие с креста, Воскресение, а иногда и Второе пришествие или Праведный суд.
Самые примечательные образцы этой группы восходят к Ахпату, Марцу, Дсеху (Лори), Урцу (Арарат) и, по всей вероятности, были созданы мастером Ваграмом, который оставил свое имя только на хачкаре из Дсеха.
Хачкары Арцаха примечательны изображениями простых смертных. Образ всадника-воина, церемониальное распитие вина перед боем, семейные портреты, скульптуры младенца и матери очерчивают богатое разнообразие народных верований и представлений.
Начиная с XIV века, в условиях политическо-экономического упадка, хачкарное искусство также переживает спад. Хачкары теряют многофункциональность и композиционное разнообразие и превращаются в чисто надгробные памятники. Хачкарная композиция этого периода сочетает многокрестие и полное украшение поля плиты, простые переплетения, прямоугольные сегменты и многоконечные звезды. Резьба становится поверхностной, рельефная линия — шире и и площе, что придает определенный плоский вид всей композиции. Свободное толкование новозаветных тем, внесение народно-личностных элементов в канонические композиции превращают эти хачкары в неиссякаемый источник для исследований народных представлений.
Армяне / отв. ред. Л.М. Варданян, Г.Г. Саркисян, А.Е. Тер-Саркисянц ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА. — Москва : Наука, 2012. — (Народы и культуры).
Армения. Легенда бытия. Страна, излучающая все круги истории [каталог] / Редакционно-издательский отдел ГИМ. — Москва, 2016.
Что такое армянские хачкары и зачем они?
Армения – страна густо усыпанная хачкарами, и они являются достаточно важным элементом армянской культуры, чтобы им была посвящена отдельная статья. Если у нас кресты устанавливают, преимущественно, на кладбищах и религиозных объектах, типа церквей, в последнее время – на въездах в населенные пункты, то в Армении хачкары ставятся в самых разных местах, хотя, конечно, ближе к церквям и монастырям их концентрация заметно возрастает.
Аллея хачкаров возле разрушенного землетрясением храма, Гюмри
Как нам объяснил Миша из «Цахкадзор Тревел», хачкар – это такая материальная форма общения человека с Богом. Если у кого-то случилось что-то хорошее, то в качестве благодарности высшим силам он может установить хачкар. Если кто-то очень просит о чем-то Бога – тоже хороший повод закрепить свою просьбу красивым хачкаром. В общем-то, хачкары ставили по поводу и без повода. На границах обжитых земель – для ограждения от нечистой силы. Правители изголялись в установке хачкаров пошикарнее, дабы все видели, как они круты и боголюбивы.
Хачкар на озере Севан
О происхождении слова. Достаточно внимательно прочитать начало этого отчета, чтобы догадаться методом аналогий, что хачкар состоит из двух частей, хач – крест, кар – камень. Англоговорящим гражданам может прийтись по душе вариант hach-car (гашишмобиль) или hatch-car (люк-машина), но эти толкования ошибочны, хотя, конечно, гораздо смешнее.
Гегард, не то хачкар, не то просто крест в пещерном храме
Типичный хачкар (по определению из Я ндекс.словарей) представляет собой каменную стелу с изображением креста, либо в форме креста. Хачкары появились в конце VIII – начале IX в. вместо более ранних вотивных стел и колонн. Каменные плиты из туфа или базальта устанавливали лицевой поверхностью к западу (стране мертвых), группировали по два и три.
Покрывали витиеватой резьбой, как правило включавшей изображение креста. Большие хачкары (2-3 м в высоту) иногда имеют карниз от дождя; малые — вмуровывали в стены храмов или высекали в массиве стены. В XIII-XIV вв. хачкары с особенно изысканным орнаментом устанавливали в честь памятных событий, исторических дат. Рисунки орнаментов не повторяют друг друга. И действительно, посмотрите на приведенные фото поближе.
В общем, хачкар – хороший проверенный веками способ приложения креативных позывов. Не знаешь, что сотворить? Сделай хачкар, лишним не будет: богоугодно, красиво, и есть все шансы, что он переживет своего творца на многие сотни лет.
Гюмри, хачкары
Гегард, хачкары
Хачкары на озере Севан
Хачкары на озере Севан
Хачкар — вид армянской архитектуры, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Хачкары не имеют аналогов в мировом искусстве. На территории Армении насчитывается десятки тысяч крест-камней и каждый отличается неповторимым узором.
В ажурные росписи на камне вложена душа художника и сердце каменотёса. В хачкаре живёт мелодия «каменной песни», повествующая о судьбе армянского народа.
Безропотно снося судьбы удары,
Как горцы гордые, не сломлены судьбой,
Стоят по всей Армении хачкары —
Кресты, украшенные каменной резьбой.
(Виктор Батраченко)
В 1987 году мне довелось побывать в Армении. В предгорьях Арагаца раскинулось небольшое селение, за ним — абрикосовая роща, в которой находится местное кладбище. Была осень. Багряное убранство абрикосовых деревьев ещё сохранилось на раскидистых кронах. Кое-где пестрели запоздалые цветы. И камни, камни, камни — они повсюду здесь.
Возле одного из хачкаров сидела немолодая женщина: посеребрённые временем волосы ласкал ветерок. Её взгляд был устремлён вдаль: вдаль прошлого или вдаль будущего — одной ей ведомо.
…Каждую весну спускаются с небес невесомые розовые облака и окутывают рощу ароматной пеной, которая вскоре покроет бело-розовым саваном могилы ушедших. Зародится новая жизнь: зелёные плодики будут крепко держаться за ветви своих родителей, подрастая и хорошея с каждым днём под лучами солнца.
И наступит момент, когда пурпурным сиянием озарят они всё вокруг, отяжелеют, оторвутся от веток и сольются с матушкой-землёй. Самым сильным и стойким подарит она новую жизнь — поднимутся новые деревца на смену отжившим свой век. И так из года в год, из века в век…
Женщина вглядывается в очертания величественных гор, переводит взгляд на хачкар, и многовековая история её народа встаёт перед глазами.
Хачкары — молчаливые свидетели жизни армянского народа. В переводе хачкар означает «крест-камень».
В доисторические времена у дорог, у истоков рек и границ поселений воздвигались каменные вишапы, которые считаются предшественниками хачкаров. Вишапы были покрыты изображениями птиц, голов баранов и клинописью.
В эпоху Урарту, древнего государства, располагавшегося на территории исторической Армении, цари начали устанавливать вертикальные каменные плиты, на которых была увековечена история их жизни.
Эти памятники стали прообразом первых хачкаров. Первоначально на них изображался равнокрылый крест, присущий многим языческим культурам. Он олицетворял символ материального мира в четырёх субстанциях: воздухе, воде, земле и огне.
После принятия Арменией христианства в 301 году появились первые христианские хачкары. Григорий-Просветитель устанавливал деревянные кресты, которые впоследствии заменялись каменными. На этих хачкарах крест приобрёл традиционную христианскую форму.
Мастеров-камнерезов, создающих хачкары, называют варпетами. Крест-камни изготавливают из базальта, застывшей вулканической лавы, который устойчив к разрушению, или из туфа, легко поддающегося обработке.
Наиболее древние, уцелевшие хачкары датируются 9−10 веками. У посёлка Норадуз находится самое большое кладбище с древними хачкарами, на них запечатлено целое тысячелетие армянской истории.
Искусство создания крест-камней занимает особое место в культуре Армении. В хачкарах воплощён дух армянского народа. Они являются не только символом веры, но и отображают исторические события и служат в качестве надгробий.
Резной армянский крест — это не распятие, а почти мировое древо, он весь покрыт тончайшими орнаментами.
В центре любого хачкара изображён крест, словно распустившееся дерево, как символ новой жизни. Под крестом почти всегда присутствует круг, символизирующий солнце, круговорот жизни и гармонию.
Древнейшим мотивом хачкаря является также пара птиц, чаще всего — голубей. Птица — символ святого духа и бессмертия, что и соответствует назначению крест-камня.
Всё пространство между основными изображениями заполнено геометрическими рисунками, в которые вплетены растительные орнаменты, в основном виноградная лоза и гранат. Эти ажурные узоры настолько мелки и изящны, что для их выполнения мастер нередко резец заменял иглой. И он уже не резал, а писал по камню, при каждом прикосновении вкладывая в хачкар думы о родной земле.
«Они превращают камень в ковёр, кружево, сад, песню», — так высказался о крест-камнях и варпетах греческий учёный и писатель Мицес Александропулос.
Мелодия «каменной песни» передаётся мастерами из поколения в поколение, не прекращаясь и в настоящее время. В 2010 году искусство создания хачкаров было внесено в список ЮНЕСКО по культурному наследию человечества.
markgrigorian
Марк Григорян
О хачкарах и их символике
Хачкар (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Хачкары обычно устанавливаются при монастырях, внутри и на фасадах храмов, на могилах; они традиционно изготавливаются из базальта, который крайне мало подвергаются коррозии, это позволяет стоять хачкарам тысячелетиями. В последнее время изготавливают также из вулканического туфа.
Всего на территории Армении насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
На третьем курсе университета я серьезно увлекся средневековым армянским искусством. Перечитав все книги в библиотеке деда, посвященные архитектуре и книжной миниатюре, я направил свои стопы в библиотеки.
Правда, на моем билете был вытиснен штамп «без доступа к фонду рукописей», но это, в конечном счете, было неважным, потому что многие рукописи Матенадарана были скопированы на микропленки, а к ним у меня доступ был. Но еще до того, как добраться до них, мне предстояло прочесть массу книг, посвященных разным аспектам декоративного искусства Армении V-XIII веков.
Я читал их запоем, читал по-армянски, по-английски, реже – по-русски, иногда даже, впрочем, без большого успеха, замахивался на французский. Словом, нормальная практика студента-искусствоведа.
С той разницей, что я учился на филолога-русиста, а не искусствоведа. И такое запойное увлечение армянским средневековьем оставляло мне очень не очень много времени для факультета русского языка и литературы ереванского университета. Правда, крупных проблем с учебой у меня не возникало, но кое-какие трения все же бывали.
Сказывались и пробелы в базовом искусствоведческом образовании. Я все чаще ощущал нехватку знаний, которые, как я подозревал, преподавались на первом или втором курсе. Для того, чтобы как-то восполнить эту нехватку, я стал консультироваться у искусствоведа Нонны Степанян, которая уже тогда была известным специалистом, по изобразительному искусству Армении.
Нона Суреновна заваривала чай, и мы беседовали на разные искусствоведческие темы. И вот, как-то раз, я, воодушевленный очередной прочитанной книгой, стал рассуждать на тему о символике хачкаров.
– Крест ассоциируется с древом жизни, – говорил я, – и растительный орнамент, часто покрывающий кресты на хачкарах, подтверждают эту ассоциацию. А еще, если посмотреть на ветви, выходящие из подножья креста, то аналогии с древом жизни будут полнее.
Представьте молодого парня, студента, который, захлебываясь, делится своими мыслями и идеями. Если у вас получилось это представить, то это будет картина того, что происходило в мастерской Нонны Степанян.
– А под крестом – в круге, который богато орнаментировали в поздние времена – зерно. – продолжал я. Это то самое божественное зерно, из которого выросло древо жизни, давшее жизнь Христу. И если крест – это Иисус Христос, то ветви у подножья креста приобретают и иную символику: это Богоматерь, родившая Христа».
Нонна Суреновна терпеливо дослушала меня, отпила чаю и прочитала мне лекцию, которую я помню по сей день.
Она не сказала, что я был неправ. Но я никогда и нигде не читал то, что она рассказала мне тогда, в «расцвет застоя». Тогда, в «расцвет застоя» она просто не могла опубликовать расшифровку символики, мистического значения, которое придавалось хачкарам в Средние века. И, видимо, потом она просто потеряла интерес к теме. А может, это все и публиковалось, но только я не знаю, когда и где…
«В нашей советской стране, – говорила Нонна Степанян, – такого вслух не принято говорить. Но армянское средневековое искусство в своем подавляющем большинстве – религиозно. Около 95% рукописей, дошедших до нас, – библейская литература. Главным образом, четвероевангелия. Практически вся архитектура – церкви и монастыри».
Перед нами на столе лежала недавно вышедшая книга Лидии Дурново, посвященная декоративно-прикладному искусству Армении средних веков, кстати, изданная и прокомментированная Нонной Степанян. Она открывала страницы с фотографиями хачкаров и рассказывала.
– Хачкар – это дверь. Посмотри, орнамент по сторонам креста поднимается, как две колонны и потом, наверху, оформлен в виде арки. Точно так же рисовали дверь в книгах, в миниатюрах. Получается, что хачкар – это дверь на небеса, дверь в рай.
Их ставили на могилах, в ногах у усопшего. Символика здесь такова: когда наступит день Страшного суда, погребенный встанет и сможет через эту дверь войти в рай. Причем, обрати внимание, хачкары всегда ставили «лицом» на запад. Ведь восток символически ассоциировался с раем («вот почему алтари всегда смотрят на восток», – подумал я), а запад – с адом.
Так что это действительно вход в рай.
А как можно попасть в рай? Через веру. Поэтому на хачкарах изображали сцену распятия.
Посмотри: слева и справа над крестом изображались солнце и луна, присутствовавшие при распятии. Иногда они изображались в виде розеток, а иногда – в виде плодов винограда или граната.
По бокам главного креста две ветви. Они имеют несколько значений. Это, конечно, апостолы, ученики Христа (обычно на этих ветвях делают по шесть завитков с каждой стороны), и присутствовавшие при распятии три Марии и Иоанн Богослов. А иногда вместо ветвей можно видеть два креста поменьше – это те кресты, на которых распяли разбойников.
А ты замечал, – продолжала Нонна Степанян, – что вместо зерна, о котором ты говорил, на хачкарах часто изображается череп. Это череп Адама, который, по преданию, был похоронен как раз под Голгофой. Таким образом, картина распятия получается еще полнее, а указания на распятие и Голгофу еще отчетливее.
В целом, конечно, смысл хачкара в том, что он помогает очиститься и является дверью в рай. Но попасть туда можно только через веру в Иисуса Христа, в распятие и воскрешение.
Я, конечно, не ручаюсь, что передал слова Нонны Степанян дословно. Наверно, что-то из ее рассказа стерлось у меня в памяти – все-таки, прошло уже больше тридцати лет. Возможно, я что-то и исказил. Но, думаю, в целом, это был тот самый рассказ, который я тогда услышал.