Хадисы что это такое
Хадис
Хадис (с арабского языка «беседа», «предание», «рассказ») — это предание о Пророке Мухаммаде ﷺ, его высказываниях или поступках. Хадис является вторым по степени важности источником Ислама, после Корана. Совокупность достоверных хадисов образуют Сунну, которой должны следовать мусульмане для обретения успеха в обоих мирах.
Хадисы были переданы максимально точно многими сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ, были отфильтрованы по степени их надежности и достоверности великими мусульманскими учеными и собраны в книги сборники хадисов.
Цепочки передатчиков
Хадисы передавались между сподвижниками еще при жизни пророка Мухаммеда ﷺ. Многие сподвижники знали сотни и тысячи хадисов переданных от Пророка ﷺ.
В последствии хадисы были собраны мусульманскими учеными. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, то есть перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису, тем достовернее он считался.
Однако наличие непрерывной цепочки являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки исламские ученые также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения, что передатчик страдал плохой памятью, был психически неуравновешенным или просто слыл нечестным человеком, он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный.
Степени хадисов и их классификация
Хадисы не являются просто преданиями, они рассказывались максимально точно с подробностями сподвижниками, которые боялись приписать что-либо от себя к хадису, так как Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал своих сподвижников и людей о том, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне:
«Кто намеренно возвёл на меня ложь 1 (то есть приписал мне то, чего я не говорил) — пусть он приготовится занять свое место в Аду!» (данный хадис является мутаватир, то есть его передали более семидесяти сподвижников Пророка ﷺ).
По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные:
Хадисы от Аллаха
Хадис аль-Кудси отличается от иных хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Пророка Мухаммеда ﷺ.
Отличие хадисов кудси от аятов Корана:
Исламские ученые по хадисам и их сборники
Наиболее авторитетным мухаддисом 2 (ученым по хадисам) является имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810—870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов, из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами’ ас-Сахих», то есть чуть более 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми.
Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).
Сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммеда ﷺ — это лишь собрание рассказов о пророке ﷺ со слов его современников, включая его проповеди, описание поступков и т. п.
Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда ﷺ, сохранившееся до наших дней является книга Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируемая VIII веком (вторым веком по хиджре).
Сборники хадисов
Во время жизни Пророка Мухаммада ﷺ хадисы передавались друг другу устно сподвижниками Пророка ﷺ. С течением времени, после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижники разъехались по Халифату и их число стало уменьшаться, появилась необходимость записи передаваемых хадисов. Мусульманские ученые, мухаддисы собирали хадисы из уст последующего поколения сподвижников Пророка ﷺ, с записью цепочки передатчиков хадиса от Пророка Мухаммада ﷺ. Далее сборники классифицировались и проверялась степень достоверности хадиса по различным цепочкам передатчиков.
Первым сборником хадисов была книга Муватта имама Малика ибн Анаса, жившего во втором веке хиджры. В третьем веке хиджры появились такие сборники достоверных хадисов: имам аль-Бухари (194—256 гг. после хиджры), Муслим (202—261 гг. после хиджры), Абу Дауд (202—275 гг. после хиджры), Ат-Тирмизи (умер в 279 году после хиджры), Ан-Насаи (215—303 гг. после хиджры), Ибн Маджа (209—273 гг. после хиджры) и других. Наиболее авторитетными сборниками хадисов являются:
Хадис
Полезное
Смотреть что такое «Хадис» в других словарях:
ХАДИС — [арабск.] в исламе (ИСЛАМ): предания о делах и словах Мухаммада; собрание таких текстов (обработанных в IX в.) составляет наряду с Кораном (КОРАН) основу религиозного учения мусульман. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. хадис (араб.) в… … Словарь иностранных слов русского языка
ХАДИС — (арабское), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет Сунну. Основная часть хадиса возникла в конце 7 начале 8 вв … Современная энциклопедия
ХАДИС — (араб.) предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность хадисов, признанных достоверными, составляет сунну. Основная часть хадисов возникла в кон. 7 нач. 8 вв … Большой Энциклопедический словарь
ХАДИС — Событие, явление; состояние дел; то, что произошло, имело место. Новый, абсолютно новый. Разговор, беседа; рассказ; известие, новость. Изречения, высказывания пророка Мухаммета Татарские, тюркские, мусульманские мужские имена. Словарь терминов … Словарь личных имен
хадис — сущ., кол во синонимов: 1 • сказание (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Хадис — (араб. хадiJ рассказ ) священное и закономерноемусульманское предание. История X. и обзор хадиных сборников см. в 1 т. Истории мусульманства А. Крымского, гл. V … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Хадис — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Хадис — (араб.), предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Совокупность Хадис, признанных достоверными, составляет Сунну. Основная часть Хадис возникла в конце VII начале VIII вв. * * * ХАДИС ХАДИС (араб.), предание о поступках и изречениях Мухаммеда … Энциклопедический словарь
Хадис — Мусульманские предания, описывающие какие либо исторические или вымышленные периоды жизни Муххамеда. Источником хадисов первоначально являлись рассказы сподвижников Муххамеда, а затем из преемников. При записи хадисов большое внимание уделялось… … Религиозные термины
Хадис — (арабский, буквально рассказ) предание, основанное на случае из жизни или каком либо изречении Мухаммеда и его сподвижников. Исследования И. Гольдциера и Х. Снук Хюргронье показали, что большей частью Х. создавалась в конце 7 начале 8 вв … Большая советская энциклопедия
Хадисы
Хади́с (араб. الحديث ) — изречение (кауль), одобрение (такрир) или действие (филь) Мухаммада, сумма которых образует Сунну и является авторитетной для мусульман-суннитов. Хадисы переданы посредством сподвижников пророка. Хадисы являются одной из основ шариата. В исламском богословии существует наука хадисоведение.
Первая книга Хадисов — Муватта — была собрана Имамом Маликом, большим ученым, который родился и жил в Медине в 93—179 гг. после Хиджры. Эта книга получила название Муватта Малика. В ней он дал подробные иснады и упорядочил все Хадисы по соответствующим темам. И хотя Муватта является справочником по Исламской юриспруденции, она, вместе с тем, является одним из первых научных трудов по Хадисам. Некоторые считают этот труд одним из основных в данной области. В этой книге перед каждым Хадисом Имам Малик дает иснад, то есть подробно описывает цепочку передачи этого Хадиса. В некоторых случаях иснад прослеживается до самого Пророка, в некоторых случаях — только до одного из его сподвижников. Но поскольку эта книга содержит не только Хадисы, но и сведения по Исламскому правоведению, в ней можно найти также мнение самого Имама Малика по тому или иному вопросу.
С течением времени, после составления Муватта, появились еще шесть книг — научных исследований Хадисов, которые стали считаться самыми достоверными трудами по Хадисам: Сахих Имама Бухари (194—256 гг. после Хиджры); Сахих Имама Муслима (202—261 гг. после Хиджры); Сунан Абу Дауда (202—275 гг. после Хиджры); Сунан Ат-Тирмизи (умер в 279 году после Хиджры); Сунан Ан-Насайи (215—303 гг. после Хиджры); Сунан Ибн Маджи (209—273 гг. после Хиджры).
Имам аль-Бухари разделил свой труд на 97 книг. Первые три из них посвящены началу Откровения, а также Вере и Знанию. Последующие тридцать книг посвящаются омовению, молитве, уплате Закят, совершению Паломничества и соблюдению поста. За ними следуют двадцать две книги, где освещаются вопросы предпринимательской деятельности, опекунства, общим условиям, касающимся профессиональной трудовой деятельности, а также другие юридические вопросы. За ними следуют три книги о Борьбе на Пути Аллаха и о подчиненных людях. Далее идет книга, посвященная началу Сотворения. Следующие четыре книги дают сведения о Пророках и отдельные подробности жизни Пророка Мухаммада до Хиджры. После этого идет книга о жизни Пророка Мухаммада и его деятельности в Медине. Следующие две книги содержат комментарии некоторых отрывков из Корана. Последующие три книги посвящены вопросам бракосочетания, развода и вопросам, касающимся материального обеспечения семьи. После этого до девяносто пятой книги освещаются различные вопросы, например, о пище, питье, одежде, благопристойном поведении, о медицине, о приглашениях, о клятве и искуплении за нарушение клятвы, о кровной мести, преследовании, о толковании сновидений, о гражданских раздорах и испытаниях, предшествующих Концу Света. Девяносто шестая книга подчеркивает важность преданности Корану и Сунне. Последняя, девяносто седьмая книга, относительно большая по объему, посвящена Единству Бога.
Труд Имама Муслима охватывает приблизительно ту же область вопросов. Четыре Сунан ограничились вопросами, касающимися совершения действий, свидетельствующих о поклонении Аллаху (Актов Поклонения), Исламских законов, личных взаимоотношений и признаков, свидетельствующих о Конце Света. В работе Имама Тирмизи содержатся некоторые комментарии Корана, а также описание достоинств различных людей и книги, включающие в себя материалы о Пророке, его семье и его сподвижниках. Иногда труд Имама Тирмизи считается Сахих.
Содержание
Хадисы Кудси
Хадисы Кудси — так называют хадисы, которые заключает в себе слова Господа, передаваемые пророком Мухаммадом, воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, а иногда — через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает.
Сборники хадисов
Суннитские сборники
Шиитские сборники
Ибадитские сборники
Ссылки
Библиография
Полезное
Смотреть что такое «Хадисы» в других словарях:
хадисы — мн. Предания о поступках и изречениях пророка Мухаммеда. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Хадисы — (hadlth, араб. традиции), предания о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, составляющие сунну, к рая лежит в основе жизненных правил шариата. Хотя в достоверности X. есть сомнения, их историч., моральное, религ. и культовое… … Народы и культуры
Хадис — сообщения о различных эпизодах жизни пророка Мухаммада; его высказывания, переданные устным или письменным путем. В этом смысле слово «хадис» приближено по своему значению к слову «сунна». В Коране слово «хадис» упоминается в аятах 18: 6 и 20: 9… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Хадис — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Иснаашариты — последователи двенадцати имамов, наиболее распространенные последователи имамитского шиизма (см. Имамиты). Согласно их вере, после смерти пророка Мухаммада ниспослание откровений от Аллаха прекратилось. Однако после этого возникла необходимость… … Ислам. Энциклопедический словарь.
Хадиссы — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Мазхаб — Ислам Столпы Ислама … Википедия
Масхаб — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Махзаб — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Шафиитский масхаб — Ислам История ислама Столпы вер … Википедия
Коран о термине «хадис»
Именем Бога Щадящего, Жалеющего
Наиболее часто используемым термином у мусульман является термин «хадис». Это слово переводится как «рассказ, повествование, предание, беседа, разговор». Мусульманская традиция имеет совершенно особое понимание слова «хадис». «Хадисами» называются внекоранические истории о жизни вестника Мухаммада, называемые «суннами». В Коране же Бог использует слово «хадис» в других смысловых формах.
Коран как хадис-повествование
Или они не рассматривали власть над небесами, землей, то, что Бог сотворил все? То, что, может быть, приблизился их назначенный срок? Так в какой рассказ (хадиисин) после этого они поверят?! (7:185)
Поистине, в повествовании (кысас) о них есть поучение для обладающих разумом! Это не было вымышленным рассказом (хадиисан)!
Однако это – оправдание того, что было перед этим, разъяснение всякой вещи, Наставление и милость для людей, которые поверили! (12:111)
Так, ты, сожалея, возможно, захочешь покончить с собой под их влиянием, если они не поверят этому повествованию (хадииси). (18:6)
Бог ниспослал наилучший рассказ (хадииси) со схожими, повторяющимися предписаниями. Содрогается кожа у тех, кто страшится своего Господа! Затем их кожа и сердца смягчаются при поминании Бога! Это – Наставление Бога! Он наставляет им того, кто желает! Для того, кого Бог сбивает, нет наставника! (39:23)
Пусть приведут, подобный этому, рассказ (хадиисин), если они говорят правду. (52:34)
Так неужели этот рассказ (хадииси) вы смазываете? (56:81)
Так оставь Меня и того, кто считает ложью этот рассказ (хадииси). Мы постепенно подступим к ним оттуда, откуда они не знают. (68:44)
Знамения Корана как хадисы-рассказы
… Если постигнет их хорошее, они говорят: «Это из того, что у Бога!» – а когда постигнет их дурное, они говорят: «Это из того, что у тебя!»
Ответь: «Все из того, что у Бога!»
И почему эти люди никак не могут понять рассказа (хадиисан)? (4:78)
Один Бог!
Божество исключительно Он!
Он, конечно, соберет вас ко дню предстояния, нет сомнения в этом! Кто правдивее Бога в рассказе (хадиисан)? (4:87)
Людские рассказы – хадисы
Ниспослал вам Бог в Предписании, что когда вы слушаете знамения Бога с закрытыми от них и насмехающимися над ними, то не сидите вместе, пока они не перейдут на другой рассказ (хадиисин). Ведь иначе вы будете подобны им! Поистине, Бог соберет всех продажных и закрывшихся в Аду! (4:140)
Когда ты видишь тех, кто вступает в спор с Нашими знамениями, то отстранись от них до тех пор, пока они не перейдут на другой разговор (хадиисин). А если тебя заставит забыть ослушник об этом, то после того, как вспомнишь, не сиди с мракобесами! (6:68)
Среди людей есть тот, кто приобретает увлекательный рассказ (хадииси), чтобы сбивать с пути Бога без всякого знания, и обращает это в насмешку. Таким будет унизительное наказание! (31:6)
Повествования – хадисы из Корана
В Коране встречается устойчивая форма обращения Бога к вестнику: «дошел ли до тебя рассказ (хадиис)?»
Это выражение относится к различным персонажам и событиям, описанным в тексте Корана, и нет ни одной ссылки на внекоранические хадисы.
Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о Мусе (Моисее)? (20:9)
Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о почтенных гостях Ибрахима (Авраама)? (51:24)
Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о войсках фараона и народе Самуд? (85:17-18)
Дошел ли до тебя рассказ (хадиису) о бедствии? (88:1)
Слова, образованные от корня «хадаса», встречаются еще во многих местах и переводятся в разных значениях.
Когда они встречали тех, которые поверили, говорили:
«Мы поверили!» – а когда они уединялись друг с другом, говорили:
«Неужели вы расскажете (тухаддисуна) им о том, что открыл вам Бог, чтобы они спорили с вами об этом пред Господом?! Так неужели вы не понимаете этого?!» (2:76)
В тот день пожелают те, которые закрылись и ослушались посланника, сравняться с землей, но не скроют они от Бога разговоров (хадиисан)! (4:42)
Таким образом, выбрал тебя Господь твой! Он научит тебя толкованию рассказов (ахаадиису) и завершит свое благодеяние над тобой и близкими Якуба (Якова), как завершил его над твоими отцами ранее – Ибрахимом (Авраамом) и Исхаком (Исааком)! Поистине, Господь твой – Знающий, Мудрый! (12:6)
Таким образом Мы дали возможность Юсуфу (Иосифу) в той земле и научили его толкованию рассказов (ахаадиису). Бог побеждает Своим делом, однако большинство людей не знает об этом. (12:21)
Тот ответил: «Так, если ты последуешь за мной, то не спрашивай меня ни о чем, пока я сам не расскажу (ухдиса) тебе то, что упомяну!» (18:70)
Таким образом Мы ниспослали Словесность (Коран) на арабском языке. Мы в ней пустили в обращение угрозы, может быть, они остерегутся, или она перескажет (йухдису) для них напоминание! (20:113)
Приход к ним рассказанного (мухдасин) напоминания Господа исключал их внимание. Они забавлялись. Сердца их были невнимательны. (21:2)
Потом Мы посылали одного за другим Наших посланников. Каждый раз то, что являл главенству их посланник, они считали ложью. Мы отправляли их одних за другими и установили Мы их предметом сказаний (ахаадиису). Так сгинули не поверившие люди! (23:44)
О те, которые поверили! Входите в дома вестника, исключительно если позовут вас к еде, не дожидаясь ее. Но когда вас позовут, то входите, а когда покушаете, то расходитесь и не будьте общающимися в разговоре (хадиисин). Это вызывает неприятное ощущение у вестника, но он стыдится вас, а Бог не стыдится истины. (33:53)
Но, сказав: «Господь наш! Отдали наши поездки!» – они очернили себя. Так Мы сделали их предметом сказаний (ахаадииса) и разогнали их. Поистине, в этом – знамение для каждого терпеливого, признательного! (34:19)
… Таковы ограничения Бога. Кто нарушит ограничения Бога, тот омрачил себя.
Ты не знаешь, может быть, Бог даст (юхдису) после этого какое-нибудь повеление. (65:1)
Когда вестник сообщил по секрету одной из своих супруг рассказ (хадиисан), то после этого она осведомила об этом. Бог дал обнаружить ему это. Он был уведомлен о части этого, а от другой отстранен. (66:3)
В тот день расскажет (тухаддису) она свои сведения! (99:4)
Это – знамения Бога! Мы читаем их тебе в истине! Так в какой рассказ (хадиисин) после Бога и Его знамений они поверят? (45:6)
В какой рассказ (хадиисин) они после этого поверят? (77:50)
О хадисах
Хадисы являются преданиями, рассказами о том, как поступал и что говорил о различных сторонах человеческой жизни пророк Аллаха Мухаммад.
Что такое хадисы
Сейчас хадисы ислама представлены в письменном виде, а в древние времена по миру тексты передавали сподвижники пророка.
Хадисы ислама могут быть представлены несколькими видами. Принято различать:
Все существующее хадисы, предоставленные пророком Мухаммадом, собраны в Сунну. Хадисы ислама являются авторитетными текстами для каждого мусульманина и одним из столпов шариата, как предписание придерживаться указанного в них истинного смысла.
Хадисы ислама
Хадисы использовались еще тогда, когда был жив пророк Мухаммад. Для сохранения первоначального значения слов пророка, для каждого хадиса должна была быть непрерывная цепочка из передатчиков – всех, кто принимал участие в распространении рассказов. Лицо, которое впервые озвучивало повествование, называется сподвижник или сахаб. При этом особое значение придавалось личности передатчика, за проверкой биографий которых тщательно следили последователи Мухаммада, не допуская к роли передатчиков лжецов, нарушителей заповедей Аллаха, людей с такими недугами, как слабоумие, забывчивость или рассеянность.
Особую роль отводят имаму Мухаммаду аль-Бухари, которому удалось тщательно обработать около 700 тысяч рассказов, включив лишь десятую часть в свой сборник.
Важно понимать, что хадисы это не простые предания, рассказы. Это подробное объяснение смыслов текстов Корана, а также подробная инструкция соблюдения ритуалов, порядок выполнения той или иной молитвы.
Muntaqa
Избранное об исламе. Авторские переводы и статьи
Что такое хадисы, и из чего они состоят?
1. Определение хадиса
Хадисы являются один из источников исламского шариата.
В арабском языке слово «хадис» означает «новый».
А про значение в шариате хафиз Шамсуддин ас-Сахави аш-Шафии говорил: «В терминологии это то, что отнесено к пророку, мир ему и благословение Аллаха, будь это слова, или дела, или молчаливое подтверждение, или качества, в том числе движения и обездвиженность в пробужденном состоянии и во сне». См. «Фатх аль-мугыс» 1/22.
قال الحافظ شمس الدين السخاوي الشافعي: «وَاصْطِلَاحًا: مَا أُضِيفَ إِلَى النَّبِيِّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — قَوْلًا لَهُ أَوْ فِعْلًا أَوْ تَقْرِيرًا أَوْ صِفَةً، حَتَّى الْحَرَكَاتُ وَالسَّكَنَاتُ فِي الْيَقَظَةِ وَالْمَنَامِ». انظر: «فتح المغيث» 1/ 22.
И распространено более краткое определение: это то, что отнесено к пророку, мир ему и благословение Аллаха, будь это слова, или дела, или молчаливое подтверждение или качества, физиологические или нравственные.
Другими словами, хадисы — это сообщения о пророке Мухаммаде, мир ему и благословение Аллаха.
Иногда хадисами называют также сообщения от сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, или табиинов — сподвижников сподвижников пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, но это в основном в тех случаях, когда желают разъяснить: переданы они от самого пророка, мир ему и благословение Аллаха, или нет.
2. Пример хадиса
Записал имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари в своем сборнике достоверных хадисов:
— Рассказал нам ‘Убейдуллах ибн Муса, который сказал:
Сообщил нам Ханзаля ибн Аби Суфьян
от ‘Икримы ибн Халида
от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что он сказал:
Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплате закята, совершении паломничества (хаджа) и посте в рамадан».
قال الإمام محمد بن إسماعيل البخاري في صحيحه: حَدَّثَنَا عُبَيْدُ اللَّهِ بْنُ مُوسَى، قَالَ: أَخْبَرَنَا حَنْظَلَةُ بْنُ أَبِي سُفْيَانَ، عَنْ عِكْرِمَةَ بْنِ خَالِدٍ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ، رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ » بُنِيَ الإِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ: شَهَادَةِ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَأَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ، وَإِقَامِ الصَّلاَةِ، وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ، وَالحَجِّ، وَصَوْمِ رَمَضَانَ «
3. Что такое иснад и матн в хадисах
Хадис состоит из двух основных частей: иснад и матн.
Что касается иснада, то говорил имам Бадруддин ибн Джама’а аш-Шафии: «Иснад — это сообщение о пути матна». См. Ас-Суюты «Аль-Бахр аллязи захар» 1/292.
قال الإمام بدر الدين بن جماعة : «السند الإخبار عن طريق المتن». انظر: «البحر الذي زخر» 1/ 292.
Более доступным языком: это пересказ цепочки передатчиков вместе со способами передачи между ними.
Так в хадисе, который приведен в третьем пункте, мы имеем следующий иснад: «Рассказал нам ‘Убейдуллах ибн Муса, который сказал: Сообщил нам Ханзаля ибн Аби Суфьян от ‘Икримы ибн Халида от Ибн ‘Умара, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал».
В данном иснаде мы имеем четыре передатчика, то есть между имамом аль-Бухари и пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, было четыре звена. И, забегая наперед, следует отметить, что все четверо известны как праведные мусульмане, надежные в передаче, далекие от лживости и предосудительного поведения.
В иснаде имеет большое значение не только установление личностей передатчиков, но и упомянутые способы передачи между ними.
Этот иснад является хорошим примером, в котором собраны несколько способов передачи: «рассказал нам» (хаддасана), «сообщил нам» (ахбарана) и «от» (‘ан).
Если связки «я слышал», «рассказал нам» и «сообщил нам» при небольших расхождениях в их значении дают знание о том, что передатчик перенял этот хадис от предыдущего из упомянутых в цепочке передатчиков, то со связкой «от» дело обстоит не так. Она сама по себе не дает таких гарантий, и вынуждает специалиста в хадисоведении проверять, не было ли обычаем передатчика, использовавшего связку «от» скрывать имя предыдущего передатчика, называя по имени сразу следующего за ним, и встречался ли он с тем, от кого передает через связку «от». И нужно снова оговориться, что в хадисе, который был упомянут в примере, с этим все в порядке, скрытого изъяна нет.
Подобная точность и скрупулезность в том, что касается путей передачи источников религиозного закона — особенность Ислама и его исключительное достоинство, гарантирующее сохранность религиозных текстов и самой религии от искажения. Только в Исламе человек может быть уверен в том, что исповедует ту самую религию, которую пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал людям от Всевышнего.
Таким образом, иснад — это не только цепочка из передатчиков, но и способы передачи между ними. Поэтому в определении говорят, что это — сообщение или рассказ о пути матна.
А что касается матна, то сказал Бадруддин ибн Джама’а: «Это слова, перед которыми завершается иснад». И сказал имам Шарафуддин ат-Тыби аш-Шафии: «Это фразы хадиса, посредством которых формируются смыслы». См. «Аль-Бахр аллязи захар» 1/294-295.
«المتن هو: ما ينتهي إليه غاية السند من الكلام» قاله ابن جماعة. وقال الطيبي: «هو ألفاظ الحديث التي يتقوم بها المعاني». انظر: «البحر الذي زخر» 1/ 294-295.
То есть это само то сообщение, текст, который передается по цепочке передатчиков. В хадисе, который был упомянут в примере, матном является следующая часть:
Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам основан на пяти: свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, выстаивании молитвы, выплате закята, совершении паломничества (хаджа) и посте в рамадан».