Хакама что это такое
Часть 1. Что такое хакама?
Хакама — традиционные японские широкие штаны со складками. Долгое время хакама служили элементом одежды самураев, имели разную длину в зависимости от социального положения (малые хакама – кобакама и удлиненные нагабакама, штанины которых стелились по полу).
Хакама имеют по четыре «завязки» (химо): две более длинных химо — на передней части хакама, две химо покороче — на задней части. Задняя часть хакама имеет жёсткую трапециевидную вставку (коси-ита), на внутренней стороне нижнего края которой располагается хакама-домэ (язычок-«рыбка» из дерева или пластика). Хакама-домэ вставляется за слой пояса (оби) и помогает удерживать хакама в нужном положении.
У Хакама 7 сформированных складок: две находятся на задней части и пять складок — на передней стороне (три справа, две слева), которые расположены ассиметрично.
Существуют несколько версий символических значений складок хакама. По одной из версий, каждая складка представляет одну из семи добродетелей бусидо: дзин (гуманность/милосердие/доброжелательность), ги (честность/праведливость), рэй (вежливость/этикет), ти (мудрость), син/макото (искренность/честность), тю/тюги (верность/преданность), ко (почитание старших благочестие).
В некоторых трактовках ти и ко заменяются на юки (храбрость/доблесть/мужество) и мэйё (честь/достоинство/репутация).
Согласно другой версии – передние складки должны напоминать о пяти конфуцианских отношениях: между начальником и подчиненным, между отцом и сыном, между мужем и женой, между старшим и младшим братьями и верности между друзьями, а также пять достоинств (человечность, справедливость, мудрость, умеренность и верность).
Хотя хакама раньше являлась обязательной частью одежды самурая, в наши дни, помимо додзе, хакама, как правило, надевают лишь по наиболее официальным случаям, во время традиционных церемоний, например, тя но ю, свадьбы, похорон и др.
Чаще всего хакама используется в качестве одной из частей формы, используемой в традиционных боевых искусствах: кендо, иайдо, дзёдо, айкидо, кобудо, дзюдо и др.
Хакама бывают из смешанной ткани, синтетическими, хлопковыми, шелковыми, шерстяными. Наиболее популярны первые три варианта. Шелковый вариант чаще используется как парадно-церемониальный вариант, часто шьётся из твёрдого шелка в полоску, обычно чёрной с белой или чёрной и тёмно-синей и носится с монцуки (верхней «рубахой» с фамильными гербами) и дзюбан (нижняя тонкая «рубаха»).
Рекомендованные цвета хакама для занятий дисциплинами в рамках ZNKR: синяя
— для занятий кендо, черная — для иайдо.
В маркировках размеров хакама обычно используется японская система «Кудзира-сяку», которую применяют, в основном, при производстве традиционной одежды. 1 Кудзира-сяку равен 3,79 см. Например, 26 размер хакама составляет 26×3,79 см = 98,54 см. Для занятий иайдо и кендо, нижний край хакама должен закрывать косточку на щиколотке. Носится хакама ассиметрично — задний край подола хакама должен находиться на высоте верхней границы щиколотки, передний край — опускаться чуть ниже и касаться больших пальцев ног. Также при выборе длины хакама стоит учитывать типа вашего телосложения (включая положение бедер и длину ног). Правильная длина хакама измеряется от нижней точки передней лямки (которая располагается на бедренной кости) до нижнего края хакама в центре.
Размеры хакама разных производителей могут отличаться, но обычно эти различия незначительны, поэтому предварительно можно ориентироваться на таблицу ниже.
Самой популярной считается хакама из смесовой ткани, в которой сочетаются волокна натуральных и синтетических тканей. За счёт этого, хакама из смесовой ткани лучше держит складки, быстрее сохнет и более износоустойчива.
Хлопковые хакама более комфортны и часто выглядят лучше, они более «традиционные», но за ними труднее ухаживать, их следует особенно аккуратно складывать после каждой тренировки, чтобы они сохраняли свой внешний вид. Они тяжелее и медленнее сохнут.
За тетроновыми хакама гораздо проще ухаживать: их можно не гладить после каждой стирки, достаточно аккуратно развешивать с сохранением складок. Тетрон можно стирать в стиральной машине. Хлопковые хакама необходимо бережно стирать, желательно вручную или в машине на режиме бережной стирки/ стирки шерсти холодной водой.
Хакама не должна быть мятой, поэтому особое внимание следует уделять тому, чтобы складки были четкими и хорошо выраженными, поэтому после ее тренировок ее следует аккуратно складывать, а после стирки — проглаживать (обязательно через дополнительную ткань, т. к. синтетика может начать давать «блеск» ткани).
Если стирать хакама вручную, то надо разложить хакама по всей длине ванны, залить холодной водой, а затем руками прижимать ко дну ванной, дополнительно протереть загрязненные места и прополоскать. Затем аккуратно развесить, не выжимая и дать воде стечь, чтобы при сушке сохранились складки.
При условии правильного подбора и эксплуатации, хакама может прослужить Вам не один год.
Почему «продвинутые» носят хакама Часть I
Поделиться с друзьями:
Почему «продвинутые» носят хакама Часть I
Данная статья является моей экзаменационной теоретической работой в Дайто-рю Айки Дзю-дзюцу, уровень — Сёдан. Мои изыскания в этом труде направлены на освещение такого атрибута тренировочной одежды, как хакама. Я постараюсь отделить вымыслы от фактов, чтобы прояснить истинное значение этого одеяния. Открыть понимание символизма их повседневного ношения и практического применения для продвинутых уровней.
История появления
Хакама — это традиционная японская часть одежды поверх кимоно, которую носили представители высших классов. Учёные датируют появление хакама периодом Хэйан (794 — 1185), когда придворные женщины носили «брюки» похожие на современные хакама. Позже, люди стали надевать каригину и суикан — так называемые брюки-юбки. А в период Камакура (1185 — 1332), мужчины наездники из класса воинов стали уже применять простые хакама.
С тех пор как хакама стали распространяться в высшем сообществе, появилось большое количество их стилей, цветов и разнообразие тканей, из которых они изготавливались. Даже количество складок, в зависимости от типа, значительно варьировалось. Позже эти брюки получили своё распространения среди воинов низших классов, в виде момохики — длинных «брюк», которые завязывались на конце, в нижней части голени. Обычному населению, равно как учёным и даже купцам, также было позволено носить хакама. Люди, которые преимущественно работали в поле, надевали более узкие формы нобакама.
По мере того, как западная культура проникала в Японию, хакама становились всё более официальной или праздничной одеждой (например, для свадьбы). В качестве повседневного одеяния, они применялись уже только синтоистскими священниками и практикующими боевые искусства.
Показатель ранга
В большинстве Кобу-до (традиционные боевые искусства, созданные в период феодальной Японии между 1192 и 1867 годами), таких как Иайдо, Кюдо и Нагината-до, хакама носились учениками любого уровня с первых дней практики, что сохранилось и в наши дни.
Учитывая тот факт в перечисленных видах не носят брюки от обычного доги, было бы немыслимо придти в додзё без хакама. Многочисленные свидетельства уважаемых шиханов говорят о том, что до Второй Мирововй войны их ношение было обязательным для всех учеников Дайто-рю и Айкидо (эти две группы не так сильно отличались в то время).
Тем не менее, из-за суровости послевоенных лет, некоторые Школы решили снять финансовое бремя с учеников в первые годы тренировок. В противном случае им пришлось бы добывать хакама и выкладывать за них деньги, которых едва хватало на существование. Со временем это стало традицией, а в последствие установилось в качестве обязательного правила, согласно которому хакама можно было надевать только после достижения уровня сёдан (1-й дан).
Начало Пути
По мере того, как шло время, ассоциация хакама с рангом стало очевидным. Система рангов (дан) была внедрена сравнительно недавно (1883) основателем Дзюдо — Дзигоро Кано (1860 — 1938). Ранговая шкала успешно была апробирована другими видами, такими как Дайто-рю, Айкидо, Иайдо и пр. Разумно предположить, что понятие «хакама» как уровень ранга, стало существовать именно в этот период. Это подробно освещено в хрониках Айкидо, в которых тесно переплетаются связи между Морихэем Уэсибой , Такумой Хиса и Такедой Токимунэ. В Додзё Такумакай правила ношения брюк были схожими с правилами в других группах. Правда, я не смог найти этому фактических подтверждений.
Вне зависимости от исторических предпосылок, которые сформировали правила ношения хакама, практикующие Дайто-рю Айки-дзюцу испытывают определённые ощущения, надевая эту часть тренировочной одежды. Хакама подчёркивали статус высшего класса самураев, поэтому вопрос тренировки с или без них практикующими начального уровня рассматривался всерьёз. Что же касается уровня сёдан (1-й дан), то в данном понятии кроется более глубокий смысл, чем может показаться. Сёдан означает, что практикующий ещё далёк от «недосягаемого конца» и в сущности — это степень означает начало «Пути».
Также считается, что адепт достигший уровня сёдан в Дайто-рю только теперь по-настоящему начинает практику. Присяга, которая подписывается при достижении этого уровня, носит такой же смысл. Ношение хакама, интегрированное в систему Айки, можно считать экстериоризированным и в то же время, на уровне юданся («продвинутый уровень»), подчёркивает ответственность и сопричастность к Школе.
Форма и цвет
Для очевидного практического применения, в большинстве случаев в боевых искусствах используют уманори — так называемые хакама наездника, которые имеют две раздельные штанины. Однако в некоторых Школах Ко-рю (традиционные Школы) предпочитают нобокама, вероятно, из-за практических преимуществ, предоставляемых зауженным штанинами. Единственное исключение касается некоторых школах Кюдо, где женщины носят нераздельные штанины андон бакама (брюки-фонарь).
Нет определенной формы, которая рекомендуется в справочнике Такумакай. Однако, уманори наиболее широко используется в нашей Школе, как и во многих других Ко-рю. Тем не менее, руководство Такумакай указывает на то, уровень сёдан и выше должен носить синие хакама, а сихан (эксперт), кёдзю даири (инструкторы) и сибу-чё (руководители филиалов) — обязаны носить чёрные. Данная система имеет упрощёна по отношению к форме и цвету, в сравнении с другими Школами Ко-рю.
В Тода-ха Боку-рю стиль хакама-уманори является нормальным, но приемлемые цвета там — синий, чёрный и белый. В некоторых других Школах Ко-рю, в т.ч. Синбукан Сэнсэя Курода, любые цвета приемлемы. Ссылаясь на предвоенные годы тренировок Морихэя Уэсибы у сэнсэя Накаяма Хакудо в Кобукан Додзё, видно, что там было допустимо ношение белых брюк.
Накаяма Хакудо — основатель стиля Мусо Синдэн-рю говорил, что ношение белых хакама позволить выявить нечистоплотных студентов, поскольку по ним это очень заметно. Тем не менее, история показывает, что самым распространённым цветом был синий, даже не чёрный. Краска индиго и ткань аидзомэ использовались для окрашивания многих традиционных одежд, в том числе и хакама. Чёрные цвета стоили дорого и получили своё распространение лишь с введением синтетических красителей и тканей.
Значение цветов и складок
Я не смог найти конкретного значения цветов хакама в справочнике Такумакай. Возможно, смысл кроется в самом объекте. В основном своём значении они служат связующим звеном между практикующими, будь то иностранцы или японцы, и традиционной японской культурой. Обычаи и ритуалы, связанные с хакама, имеют особое значение.
Надевание хакама перед практикой — это настрой и даже медитация. Правильно их надевая, можно избежать расхлябанности в одежде, после практических действий в Дайто-рю. Проявление заботы о тренировочной одежде и результаты практики адепта, могут многое сказать о его состоянии сознания. Каждый уважающий себя будока обязан проявлять великую заботу в представлении себя, что в также представляет лицо учителя и Школы.
Благодаря дворянскому происхождению хакама несут в себе достоинство и ответственность. Как только вы их надеваете, движения уже не должны быть прежними. Это называется хаками сабаки. Покрой и форма брюк стимулирует особый поток движения, который можно назвать течением ки (поток энергии). Иногда я слышал, как инструктора говорили практикующим, что если у них развязываются хакама после выполнения техники, то их движения были не правильными, не настоящими.
Многие стили боевых искусств вкладывают особые понятия в значения складок на хакама, отражающие моральную ценность и этические принципы воина.
Суть моральных ценностей японского воина
Эта система ценностей пропитала японский класс воинов после прихода принципов конфуцианства. В частности Ву-чан (пять констант), которые символизируют пять добродетелей, составляющих основу общества:
Позже знаменитый японский фехтовальщик Миямото Мусаси (1584-1645) перенял эти ценности и описал их в своей книге «Пяти колец» (Го Рин но Сё), перечислив их в качестве:
Эти значения были широко приняты самураями в эпоху Токугава (1600-1868) и до реставрации Мэйдзи. Однако такая система мысли снизилась вместе с исчезновением класса воинов. Перед лицом растущего влияния Запада и его культуры, возрождение этих значений наблюдалось в эпоху Мэйдзи, главным образом благодаря книге японского ученого Нитобе Инадзо: «Бусидо — душа Японии». В этой книге, впервые для западной аудитории, были описаны вышеперечисленные понятия, с тех пор как эти ценности возродились вновь, через практику боевых искусств и так называемые гендай-будо.
© Автор: Гильом Эрард — 4-й Дан в Айкидо (Айкикай), 2-й Дан Дайто-рю Айки дзюд-зюцу (Такумакай)
© Перевод: Валерий Карибьян — автор книг « Банк Цитат », « Боевые искусства: Заметки о Пути » наставник Школы Сёриндзи Кэмпо
Хакама
Семь складок символизируют семь добродетелей будо.
Облачение в хакама символизирует традициям, передаваемым из поколения в поколение боевых искусств, во время занятий которыми необходимо стремиться к совершенствованию в себе этих семи традиционных добродетелей.
Для занятий в Айкидо требуется своебразная тренировочная одежда.
Это: Кэйкоги, оби и Хакама
В этом разделе нашего сайта, речь будет
идти о тренировочной одежде Айкидо и значениях её. Хотя можно возразить, неужели так важна значение тренировочной формы для занятий по Айкидо.
Об этом узнаете ниже, прочитав воспоминания мастера Айкидо, одного из ути-дэси
Морихея Уэсибы, Мицуги Саотомэ, взятой из его книги «Принципы Айкидо».
Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо.
Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение.
Я посетил множество додзё в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как призу за видимые достижения, как символу своего превосходства.
Подобное отношение делает церемонию поклона О-Сенсэю, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.
Я очень хорошо помню день, когда я забыл свою хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О-Сенсэй остановил меня.
— Где твоя хакама?- спросил он строго.
— С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее белье? У тебя есть чувство приличия? Ты очевидно,потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому,кто стремится занятиям будо. Иди, сядь с краю и наблюдай за занятиями!
Мой поступок подтолкнул О-Сенсэя к лекции о значении хакама, которую он провел для своих ути деси после занятий.
Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему в хакама семь складок.
Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо.
Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые из поколения в поколение.
Айкидо – порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.
Я полагаю, что облачение в хакама и знание её значения помогают ученикам сохранять дух О-Сенсэя и сохранять живым его видение.
Если мы позволим себе упустить важность значения хакама,то, возможно, мы так же позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо.
С другой стороны, если мы верны пожеланиям О-Сенсэя относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь.
Из книги М.Саотомэ «Принципы Айкидо», Хакама, Кэйкоги, Оби: что к чему
Вспоминая время когда я впервые начал заниматься Айкидо, я помню как вошёл в додзё, увидел несколько человек в чёрных поясах, и сразу возник вопрос,»что это за чёрные юбки на них надеты?»
И уже давно я заметил что даже некоторые обладатели ДАН-ов ничего не знают, или знают очень мало о хакаме, поэтому здесь я попытаюсь вкратце ответить на вопросы, что такое хакама, что
она значит, как её правильно складывать, и как правильно одевать, что бы она не выглядела как чёрная тряпка или набедренная повязка.
Что такое Хакама?
Хакама это широкие штаны, которую носят айкидоки, являющаяся частью традиционной самурайской одежды. Доги, в основном используемая в Айкидо, изначально являлась нижним бельём, и потому ношение хакамы является частью традиции для большинства школ Айкидо.
Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, кустарника и т.п. Например, ковбоями на Диком Западе для этого использовалась кожа, но в Японии достать кожу было сложно и дорого, поэтому с той же целью использовались хакамы из плотной ткани. После того как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакамы, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в битве давало преимущество так как скрывало движения ног.
Всего существовало четыре вида хакамы:
В Айкидо, хакаму носят только чёрные пояса (женщины могут носить хакаму уже с 3 кю, а то и с первого дня занятий, в связи с тем что, что доги изначально являлось нижним бельём).
Что означает хакама
У хакамы 7 складок (5 спереди и 2 сзади), и как большинство вещей в Японии, каждая имеет своё значение:
Значение данное Морихеем Уэсибой | Довольно распространенная трактовка |
Дзин (доброжелательность) | Юкки (храбрость, доблесть, мужество) |
Ги (честность,справедливость) | Дзин (гуманное милосердие доброжелательность) |
Рэй (вежливость,этикет) | Ги (честность,справедливость) |
Ти (мудрость) | Рэй (вежливость,этикет) |
Син (искренность) | Макото (искренность,честность) |
Тю (верность, преданность) | Тюги (верность,преданность) |
Ко (почитание старших или благочестие) | Мэйё (честь, достоинство,репутация) |
Перечисленные качества символизирует собой традиции выношенные самураями. Эти качества являются тем, к чему все мы должны постоянно
стремиться.
Как подобрать верный размер хакаму
«Хакама» – японская одежда
В Японии вся одежда напоминает широкие юбки, штаны, кимоно с широким поясом, что очень похоже на хакама. История японской моды, как и в любой стране, изменяется из года в год. Японские модельеры могут обернуть любую модель единым куском обычной ткани. И добиваются этим красоты и изящества.
Япония отличается консервативностью в одежде. Жители этой страны чтут традиции и не нарушают их не только в своих нарядах, но в повседневной жизни. Хакама – яркое тому доказательство. В пошиве этого вида одежды имеет значение всё: качество материала, цвет и длина.
Изготовление хакама
Как вначале выглядела юбка-брюки? Обычный отрез ткани оборачивали вокруг бёдер, так и появился первоначальный вид хакама. Позже стали шить широкие брюки, которые внешне напоминали юбку. Хакама надевали поверх кимоно. Впереди должны быть обязательные пять складок, имеющие направление в сторону швов сбоку. Сзади имеются только две складки. Их общее число (семь) имеет символическое значение.
Небольшой взгляд в историю рассказывает о том, что в древности хакама носили только знатные люди при японском дворе, самураи и священники. Японские простолюдины могли надеть хакама только в день своей свадьбы. Самурайский комплект одежды состоял из кимоно, хакама и безрукавки катагины, у которой были большие плечи.
В старину хакама носили только самураи и знать
О хакама
Есть некоторые особенности, которые отмечены в ношении хакама и требования к тем, кто её носит. Это восходит к самому началу существования традиционной юбки-брюк. Такая одежда является формой для спортсменов кюдо и айкидо. По цвету можно определить, к какому виду боевого искусства принадлежит спортсмен.
Юбку хакама официально разрешается носить тем, кто достиг на занятиях айкидо Кю-уровня. К юбке-брюкам данного уровня добавляется белый пояс. В степени «дан» боец уже может носить чёрный пояс.
Цвет одежды в Японии имеет большое значение. Красного цвета хакама с белым верхом носят женщины-служительницы синтоистских храмов. К причёске добавляют белые или красные ленты. Для официальных церемоний хакама изготовляются с подкладом. Складки на хакама символизируют семь добродетелей, которые очень чтут в Японии.
Юные служительницы синтоистских храмов мико в обязательных красных хакама / news.cgtn
Предложения со словом «хакама»
Конечно, мы не найдём это японское слово в классической литературе, но с ним знакомы современные писатели, поэтому обратимся к их творчеству. Оно должно помочь получше понять значение этого вида одежды в Японии. Стоит начать с Марка Кузьмина и с его произведения « Пути богов»:
«Красное кимоно, чёрные штаны хакама, а на плечах висел чёрный плащ с золотыми краями».
Из этой цитаты видно, что хакама – штаны. Другой представитель, любитель писать о Японии Михаил Нестеров описал изделие в «Характере победителя». Мы снова убеждаемся, что элемент одежды, о котором шла речь раньше, считается юбкой-брюками:
«Куртка кимоно, называемая кендоги, штаны-юбка хакама, а также пояса юбки – тарэ, пришлись полукровке впору, это уже, не говоря о нагруднике, шлеме и рукавицах».
В завершение небольшого исследования о хакама можно сказать о том, что хакама – это широкие, складчатые штаны-юбка. Национальную одежду с таким названием, похожим на все японские слова, разрешено носить как мужчинам, так и женщинам.