Хакатоны что это такое

Что такое хакатоны и зачем они нужны разработчикам и компаниям

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

Что такое хакатон?

Об эксперте: Александр Пряхин, основатель компании Outlines Tech, чья команда заняла в этом году призовое на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв».

Само слово образовалось от английских слов «hack» и «marathon» — поэтому дословный перевод может звучать как «марафон для хакеров». А по сути, хакатон — это соревнование, в котором командам нужно за короткое время разработать прототип продукта (например, веб-сервис или мобильное приложение) для решения определенной проблемы, с которой столкнулся бизнес-заказчик.

Этот же заказчик оформляет проблему в кейс и привлекает своих экспертов для консультаций. Команды собираются по 3-5 человек: разработчики, дизайнеры, аналитики, маркетологи и другие специалисты ИТ-сферы. Длиться такой марафон может от нескольких часов до недели. Когда хакатоны только стартовали в начале нулевых в Кремниевой долине, участники часто приходили вместе со спальными мешками и совсем не покидали площадку. Если люди непрерывно работают в команде в таком формате, у них часто получается найти нетривиальные решения для привычных задач.

Кто и зачем проводит?

Организовать хакатон может профильный event-подрядчик. Одни из самых известных: Angel Hack, TechCrunch, Russian Hackers, Актум, Boosters Pro и Zucker Studio. Также организатором может выступить технологический акселератор или корпорация. Чаще всего корпорации, венчурные фонды и другие крупные игроки только финансируют эти мероприятия — становятся партнерами или спонсорами, преследуя разные цели:

Корпорации типа Microsoft, Google, Facebook регулярно проводят хакатоны. В России от тренда не отстают Яндекс, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Сбербанк, Газпромбанк, Альфа-Банк, Тинькофф и другие. Они проводят как внутренние, так и внешние хакатоны. Цели все те же — привлечение ценных кадров, развитие корпоративной культуры и реализация новых идей.

Крупнейшие хакатоны России и мира

Один из самых масштабных международных хакатонов — AngelHack — охватывает более 50 стран мира. Также известны крупнейший хакатон Европы Junction, проводимый ежегодно в Хельсинки, и международная лига студенческих хакатонов Major League Hacking (MLH), объединяющая более 75 000 студентов со всего мира в Северной Америке и Европе.

Самый большой международный хакатон в России — HackMoscow проводит организатор — Russian Hackers. Кстати, ребята публикуют на своем сайте актуальные и наиболее интересные хакатоны стран СНГ.

«Цифровой прорыв» организует масштабную серию региональных ИТ-хакатонов, победители которых встречаются во всероссийском финале. Еще один известный проект Digital Super Hero организует марафон хакатонов при поддержке республики Татарстан.

Какая польза для участников и организаторов?

Участие в хакатонах помогает разработчикам познакомиться со специалистами компаний-спонсоров, продвинуть свой проект, прокачать навыки и завести новые знакомства. А еще — забрать часть призового фонда и запустить пилотный проект с компанией, которая предложила кейс-задачу для хакатона.

Спонсоры и крупные компании на таких ивентах находят проекты и команды, которые решают их бизнес-задачу эффективнее и быстрее по сравнению с внутренними ресурсами. Есть кейсы, когда созданные на хакатонах продукты привлекали большие инвестиции и были куплены корпорациями (Carousell, GroupMe, Docracy и другие), но чаще всего компании стараются не упускать новаторские продукты и идеи для собственных сервисов. К примеру, успешное приложение MSQRD, которое купил Facebook в 2016 году, создали именно на хакатоне.

Какие еще бонусы может дать победа в хакатоне?

Другими призами могут быть фирменный мерч спонсоров, денежные вознаграждения или сертификаты, возможность попасть в программу акселерации, преимущества в конкурсах отбора в компании и многие другие. А кто-то приходит, чтобы найти потенциальных инвесторов в свой проект или работодателей (коннект с представителями компании дает понимание предстоящих задач и условий найма), а также попробовать создать свой стартап.

Известные кейсы

Есть известные кейсы продуктов, которые были созданы на хакатонах и выросли в крупные стартапы:

Что нужно, чтобы организовать хакатон?

Хакатон может быть организован в онлайне или в очном формате. Для каждого из форматов есть свои преимущества и недостатки, но можно сформулировать общий чек-лист:

Что ждет хакатоны в будущем?

Тренд на хакатоны растет: они становятся популярными даже вне сферы ИТ: реклама и маркетинг (ADHACK GALAXY), цифровая медицина (MedHack, DigitalHealth), урбанистика и геоинформатика (UrbanHack и GeoHack).

Компании эффективно используют хакатоны для решения внутренних задач, развития бренда и привлечения специалистов путем личного контакта, а разработчики получают возможность устроиться в ведущие корпорации.

Глобально эти мероприятия увеличивают интерес к ИТ-индустрии, помогают ее развитию, а также формированию и отслеживанию трендов. Уже сейчас хакатоны успешно проводят в онлайн-форматах, что расширяет границы для участников и организаторов. Не исключено, что в будущем все больше компаний будет заинтересовано в краудсорсинге идей и решений на этих мероприятиях, а хакатоны как формат решения задач наберут популярность и в других важных сферах.

Источник

Что такое хакатоны: как за выходные сделать целый проект и получить за это призы

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

В качестве небольшого дисклеймера скажу, что в хакатонах участвую уже больше 1,5 лет. А если взять в расчёт всякие олимпиады — то и того больше.

Лично для меня хакатон это чуть больше, чем «решение проблемы на время». У хакатонов всегда есть своя атмосфера, в которой хочется работать и делать классные штуки. Поэтому участие в очередном хакатоне приносит огромное удовольствие и моральное удовлетворение — с чувством насыщенности от работы не сравнится, пожалуй, ничто.

А призы на хакатонах бывают, порой, очень неожиданные. Так, например, с Хекслетом я познакомился именно благодаря хакатону 🙂

Предыстория

О хакатонах я узнал еще в 8-9 классе — услышал где-то, как люди побеждают в конкурсах по программированию, получая за это довольно большие деньги. Не то, чтобы я тогда сильно загорелся этим (программировать я умел максимум на Паскале), но в памяти отложилось, что бывает в природе и такое.

Спустя небольшое время я стал участвовать в олимпиадах по программированию — от Всероссийской олимпиады школьников до ICPC. Олимпиады такого плана — это по своей сути не хакатоны. На них дается узкая задача, решение которой уже есть. Это, скорее, просто проверка навыков программирования.

Примерно в это же время я стал интересоваться и именно хакатонами — поначалу просто искал их в Google, но у этого метода оказалось довольно много подводных камней: большинство хакатонов в топе выдачи были уже «просроченные» — где-то просто попадались прошлогодние мероприятия, а где-то срок регистрации уже истек.

Но даже найдя хакатон, который должен был вот-вот начаться, приходилось разочаровываться. Очень часто к участию в хакатонах допускаются только совершеннолетние лица. Конечно, это редко проверяется прям «на входе», но у организаторов в любой момент могут появиться вопросы, и они легко могут дисквалифицировать участника, не проходящего возрастной ценз — аккуратнее с этим и читайте правила еще до регистрации!

Команда и наш первый хакатон

С командой было все просто — у нас уже была «стайка» программистов, которая образовалась в процессе школьных олимпиад. По факту мы почти ничего не умели, но решили участвовать, ведь кто не рискует — тот не пьет шампанское!

Но даже если команды нет, большинство организаторов предлагает опцию «тимкриэйтинга», когда команды образуются из незнакомцев в ходе регистрации участников.

«Первый блин комом» — именно так можно охарактеризовать нашу первую попытку залететь на хакатон. Мы не сделали буквально ничего, потому что очень долго возились с тем, как организовать рабочее пространство, как понять задачу, и настроить Гит (курс Хекслета по Git, где же ты был тогда?). Второй нашей ошибкой стало то, что хакатон был достаточно крупный. В условиях, когда на одного ментора приходится по несколько десятков команд, сложно получить какую-то развернутую помощь (зато прокачивает самостоятельность!). Поэтому для начала я рекомендую найти небольшой хакатон — пусть там и не будет заоблачного призового фонда, зато будет возможность грамотно во всем разобраться

Как искать хакатоны

Выше я уже рассказал, что искать хакатоны в поисковике — не самый верный путь (но не стоит его сразу откидывать, иногда и он может помочь!)

Есть несколько сообществ, где регулярно публикуются различные хакатоны, вот парочка таких:

В основном большинство хакатонов, в которых я участвовал, были найдены именно там.

Зачем вам это нужно?

Последний вопрос, который, наверное, волнует больше всего — зачем нужно участвовать в хакатонах?

Во-первых, такие мероприятия часто устраивают частные компании в поисках крутого решения своей проблемы, поэтому на призы они не скупятся. Часто призовые фонды достигают 1 — 1,5 млн. рублей, так что можно урвать свою месячную зарплату всего лишь за выходные! Бывают и НЕ денежные призы. Так, например, в феврале 2021 года мы участвовали в хакатоне CharityBoost, где выиграли промокоды на месячную подписку Хекслета (и не только)! Отчасти поэтому я сейчас и пишу эту заметку.

Во-вторых, 2 дня хакатона — это как неделя работы в спокойном режиме. У вас есть огромное пространство для полета фантазии и разума. Можно использовать технологии, с которыми вы работали раньше или всего за 30 часов освоить что-то совершенно новое!

В-третьих, это, естественно, нетворкинг. В условиях онлайна сложно знакомиться с новыми людьми, но все же реально. Особенно, если готовой команды у вас нет и вы вливаетесь в новую — отличный повод завести хорошие знакомства!

И напоследок! Моё любимое — это фирменный мерч хакатона или компании, которая его проводит! Очень приятно получить футболку, которая выпущена всего в 100 экземплярах

В заключение

Учитесь и развивайтесь, не бойтесь применять свои знания в реальных задачах — отчасти для этого хакатоны и созданы! Надеюсь, для кого-то эта статья станет первым путеводителем по хакатонам. Спасибо, что дочитали!

Источник

Хакатон

Хакатон — это соревнование, в котором команды создают на время прототип мобильного приложения, веб-сервиса или другого продукта для решения проблемы, с которой столкнулся заказчик. Понятие образовано от слов hack и marathon. В переводе с английского hackathon — это «марафон для хакеров».

Что такое хакатон и как он проходит

Обычно команды состоят из 3–5 человек: разработчиков, дизайнеров, аналитиков, маркетологов и других специалистов в сфере IT. Каждый ивент сфокусирован на конкретной области. Например, операционной системе, языке программирования, программном интерфейсе (API), мобильном приложении. Мероприятие может длиться как несколько часов, так и неделю. Первый хакатон прошел в Канаде 4 июня 1999 года. Его организовала компания OpenBSD. На хакатон приехали 10 разработчиков для написания программ, не подпадающих под строгие экспортные ограничения, которые установили в США на криптографическое ПО. На первые соревнования в Кремниевой долине участники брали спальные мешки и не покидали место проведения. Непрерывная работа в команде в таком формате помогала найти оригинальные решения для стандартных задач. Успешно проводятся виртуальные хакатоны.

Что получают участники

На хакатонах разработчики могут продвинуть собственный стартап, узнать специалистов компаний-спонсоров, прокачать навыки и начать тест проекта с компанией, предложившей задачу. Кто-то приходит, чтобы забрать призовой фонд. Призами могут быть сертификаты или денежные вознаграждения, преимущества в конкурсных отборах в компании, возможность стать участником программы развития стартапа, фирменный мерч и многое другое. Такие ивенты позволяют найти потенциальных инвесторов или работодателей. Общение с представителями компаний помогает узнать о предстоящих задачах и условиях найма.

Как найти хакатон

Выбрать подходящий хакатон помогут такие ресурсы.

Портал, на котором публикуются наиболее полный список проходящих в России хакатонов и их обзоры. На сайте представлена полная информация о сроках и формате проведения, организаторах, технологическом фокусе, требованиях к участию и призовом фонде.

Агрегатор хакатонов. На странице можно выбрать мероприятие по времени проведения, теме, условиям участия или другим критериям.

Календарь событий в сфере IT. Можно найти хакатоны, вебинары, конференции и другие мероприятия.

Медиаресурс для программистов. В разделе IT мероприятия можно найти информацию о курсах, хакатонах, вебинарах, конкурсах.

Сообщество «ВКонтакте», в котором публикуются анонсы локальных и сетевых хакатонов. В комментарии к выбранному хакатону можно добавить объявления о поиске людей в команду.

Сообщество участников хакатонов, разработчиков, предпринимателей, хакеров и специалистов по информационной безопасности. Рассказывает о ближайших хакатонах, организует их и делится экспертизой.

Читайте также: Кто такой этичный хакер?

Также крупные компании часто размещают информацию на официальных ресурсах. Если цель — трудоустройство в конкретную организацию, стоит посещать ее сайт и следить за новостями в сообществах в социальных сетях. Например, хакатоны проводят РЖД, МТС, ВТБ и другие компании.

Крупнейшие хакатоны России и мира

Известный международный хакатон, который проводится в России, в Москве. Организатор мероприятия — Russian Hackers, сообщество разработчиков, предпринимателей и участников хакатонов. На сайте организатора можно узнать новости об актуальных и наиболее интересных хакатонах стран СНГ.

Проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». Победителя определяют во всероссийском финале.

Марафон проводится при поддержке Республики Татарстан.

Один из наиболее крупных международных хакатонов. В нем принимают участие представители 50 стран мира.

Международная лига студенческих хакатонов. В Северной Америке и Европе она объединяет больше 75 тыс. студентов со всего мира.

Как принять участие в хакатоне

Чтобы принять участие в хакатоне, нужна команда. При регистрации можно указать, есть ли она уже или нужно искать на месте. От состава группы и ее сплоченности зависит большая часть успеха. Первый и наиболее популярный вариант — собрать команду среди знакомых, которые уже побеждали на хакатонах, фрилансят или работают в сфере, связанной с темой задания. Еще один способ — поиск в социальных сетях. Объявление должно быть лаконичным и максимально простым.

«Всем привет! В поиске сокомандников на хакатон N. Ищем двух заряженных на победу людей — аналитика и фронтендера. Нас уже двое:

Максим — UX/UI-дизайнер, делает mobile+web-решения для клиентов, победитель хакатона Х.

Антон — fullstack-разработчик, работает на аутсорсе.

Пишите в ЛС, ждем двух героев в нашу Dream Team».

Подобное объявление можно опубликовать в своих социальных сетях, чатах старых хакатонов, где уже принимали участие. Также можно писать в группах участников хакатона или событиях мероприятий, чатах в Telegram. Ссылки указываются на сайтах мероприятия.

Начните свой путь в IT

Освойте разработку, аналитику данных, Data Science или другие востребованные профессии — получите все курсы для входа в IT по цене одного.

Кто и зачем проводит хакатоны

Соревнования регулярно проводят Google, Microsoft, Facebook. В России от тренда не отстают «Яндекс», Сбербанк, Газпромбанк, «Лаборатория Касперского», Альфа-Банк, «Тинькофф» и другие. Они организуют и внутренние, и внешние марафоны. Обычно венчурные фонды, корпорации и другие крупные игроки на рынке только финансируют хакатоны — становятся их спонсорами или партнерами, преследуя свои бизнес-цели.

Иногда хакатоны проводятся в социальной сфере, в сфере образования в университетах. Например, НИТУ МИСиС и Zavtra.Online (подразделение SkillFactory по работе с университетами) организовали учебный «Межгалактический хакатон — 2021». Он был посвящен компьютерному зрению и искусственному интеллекту.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

Цель проведения хакатона — дать набор навыков, которые сложно или почти невозможно получить в стандартном обучении: опыт командной работы над реальным проектом в сжатые сроки, навыки в project- и product-менеджменте в IT-проекте и готовность показать результаты заказчику. Студентам из 15 команд предоставили на выбор 5 кейсов: «Анализ данных для формирования составов» (АО НИИАС), «Формирование мультизаказов», «Анализ схем севооборота» (DVHB), «Предсказание победителя-бойца UFC» (Николай Толстов, DS Team Lead & Merlin AI) и «Кластеризация изображений транспортных средств» (Intellivision).

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

Команды справились с поставленными задачами и научились применять полученные знания на практике.

Известные кейсы

На хакатонах создали много продуктов, которые превратились в крупные стартапы.

Маркетплейс Carousell создали Лукас Нгу и Квек Сиу Руи на хакатоне Startup Weekend в 2012 году. Приложение для продажи ненужных вещей, создающих беспорядок в доме, превратилось в успешный стартап. Спустя несколько лет проект закрыл C-раунд инвестиций примерно на 70–80 млн долларов.

На LA Startup Weekend 2011 Бо Фишбэк, Эрик Кестер и Ян Хантер создали приложение для найма и планирования местных услуг. Создатели получили около 15,1 млн долларов от инвесторов, среди которых был Эштон Катчер, Пол Бучхейт, Билл Ли и другие.

Популярное приложение для групповых сообщений разработали Джаред Хехт и Стив Марточчи на хакатоне TechCrunch в 2010 году. После участия команда привлекла более 10 млн долларов, а через год стартап-чат купил Skype за колоссальные 80 млн долларов.

EasyTaxi — приложение для вызова такси — придумали Таллис Гомес и Деннис Ван в 2011 году на Startup Weekend Rio. После победы они запустили бета-версию приложения E-hailing и сумели привлечь от инвесторов около 75 млн долларов. Сейчас приложением пользуются в 30 странах.

Конструктор сайтов для ресторанов разработали Келлер Смит и Кертис Фонгер на AngelHack в 2012 году. На развитие проекта они привлекли инвестиции в размере 120 тыс. долларов. В 2014 году Appetas купил Google за неизвестную сумму.

Перспективы развития

Популярность хакатонов растет. Они стали проводиться в таких областях, как цифровая медицина (Digital Health, MedHack), маркетинг (ADHACK GALAXY), геоинформатика и урбанистика (GeoHack и UrbanHack). Марафоны помогают разработчикам трудоустраиваться в ведущие корпорации. Глобально ивенты повышают интерес к сфере IT, способствуют ее развитию, формированию и отслеживанию трендов.

Источник

Хакатоны: как они устроены, как проходят и чем отличаются от чемпионатов по анализу данных?

Авторизуйтесь

Хакатоны: как они устроены, как проходят и чем отличаются от чемпионатов по анализу данных?

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

директор по маркетингу Т1 Консалтинг

Какими бывают хакатоны и чемпионаты? В чем плюсы и минусы онлайн- и офлайн-соревнований для хакатонщиков? Рассказывает Юлия Закорчевная, директор по маркетингу Т1 Консалтинг, организатор хакатона CRM Hack, который прошел в августе в Москве.

Что такое хакатоны и как они устроены

Хакатоны — соревнования, в которых участникам нужно за короткое время создать MVP продукта для компании-заказчика. Задачи на хакатонах разные: например, разработать фичу для CRM-системы, сервис для изучения аудитории, приложение для управления умными устройствами или интерфейс для мониторинга действий в облаке. Организаторы могут поставить перед участниками одну или несколько задач разной степени детализации.

В соревнованиях практически всегда участвуют группы из 2–5 человек: разработчики, UI/UX-дизайнеры, аналитики, продуктологи, маркетологи. Иногда это сформированные команды, которые кочуют из хакатона в хакатон. Иногда — команды, которые выстраиваются вокруг лидера: он привлекает разных специалистов в зависимости от мероприятия. В некоторых случаях группы формируют организаторы перед соревнованием.

Обычно участники проходят предварительный отбор: организаторы оценивают качество заполнения заявки, актуальность предложенной идеи и другие параметры, а финалистов приглашают на само мероприятие.

В среднем хакатоны длятся 2–3 дня, но срок может варьироваться от нескольких часов до недели. Для отслеживания прогресса есть чекпоинты: в оговоренное время, несколько раз за хакатон, участники показывают результаты работы и получают фидбек от менторов. Командам это позволяет понять, в правильном ли направлении они двигаются, а компании-заказчику — убедиться, что участники работают над MVP и не используют готовые решения с открытым кодом.

Кроме консультаций и советов от менторов, участники получают навыки работы в команде, подготовки и защиты презентации, тайм-менеджмента, работы в стрессовой ситуации.

Победители хакатона выигрывают денежный приз (на российском рынке призовой фонд часто составляет 500 тысяч рублей или 1 миллион рублей).

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

Победители хакатона CRM Hack

Типы хакатонов

Хакатоны различаются в зависимости от формата проведения, целевой аудитории, инструментов и платформ, которые используются в процессе.

Внешние, открытые хакатоны и внутренние, закрытые хакатоны

В открытых хакатонах могут участвовать все желающие. А для своих сотрудников организации проводят закрытые хакатоны, чтобы стимулировать внутреннее предпринимательство, вовлечь команду в бизнес-процессы организации и повысить мотивацию, решить конкретные задачи или найти идеи для новых продуктов.

Яркий пример: внутренние хакатоны Facebook, на которых родились функции Safety Check и Donations. Dropbox регулярно проводит недельные корпоративные хакатоны: в 2020 году сотрудники компании искали решения проблем, с которыми столкнулись после перехода на удаленку.

Хакатоны на базе платформ или языков программирования

На таких мероприятиях участники могут, например, разрабатывать только приложения под Android или iOS, заниматься веб-разработкой или создавать видеоигры (такие хакатоны называют геймджемами). Так, в январе 2022 года пройдет двухдневный международный распределенный хакатон Global Game Jam. В 2020 году организаторы поставили рекорд: участники из 934 локаций и 118 стран за выходные создали 9601 игру.

Иногда участникам нужно использовать только один язык программирования — например, Java, как в случае с Javathon от Сбербанка. Или расширить функции конкретного API.

Хакатоны для демографических групп

Компании могут проводить хакатоны, направленные, например, только на студентов или на женщин. Соревнования часто сочетаются с мастер-классами и лекциями. Такие мероприятия довольно популярны за рубежом, и уже появляются в России.

У McKinsey есть инициатива Next Generation Women Leaders (NGWL), направленная на поддержку и привлечение в IT и data science талантливых девушек. Осенью 2020 года в рамках этой инициативы компания провела хакатон совместно со «Сбермаркетом» и привлекла 700 участниц, из которых 150 дошли до финального этапа. А «Газпром нефть» в 2021 году организовала Students Hack, хакатон в сфере закупок и логистики для студентов 4 курса бакалавриата и 1–2 курсов магистратуры.

Отраслевые хакатоны

Направлены на привлечение инноваций в определенные отрасли. Как пример можно привести промышленный хакатон ProHack, который КРОК организует в партнерстве с промышленными предприятиями. В 2019 году участники из 38 команд нашли способы повысить безопасность работников вредных производств, сэкономить электроэнергию в шахтах и обнаружить дефекты в шоколадных батончиках. Среди авторов задач — «Сибур», «Газпром нефть», «Норникель», Mars и другие.

Другой пример: хакатон Neurodev от отраслевого союза «Нейронет», который состоялся 29–30 июня в Москве. Участники разрабатывали системы в области нейротехнологий на базе платформы Digital Angel компании «Лаборатория знаний».

Офлайн- и онлайн-хакатоны

В первом случае участники собираются на одной площадке и плотно работают с менторами и заказчиками.

Онлайн-мероприятия стали особенно востребованы в период пандемии: Dropbox Hack Week, Global Game Jam и NGWL Hack прошли или будут проходить именно онлайн. В этом случае все — от регистрации до награждения — происходит виртуально. В таком формате часто проводят специализированные соревнования, когда команды работают с конкретными языками программирования, фреймворками или API.

У онлайн- и офлайн-форматов свои плюсы и минусы для участников.

Для офлайна это:

+ Непосредственный выход на экспертов и бизнес-заказчиков. Участники могут вживую пообщаться с организаторами и менторами, задать вопросы или же просто заявить о себе, чтобы привлечь внимание HR.

+ Прокачка командных навыков. Специалисты учатся работать друг с другом на площадке в интенсивном формате.

+ Еда и мерч — футболки, кружки и многое другое — как приятный бонус.

Привязка к конкретному месту. Участникам нужно потратить время и деньги на дорогу и билеты. Не все могут позволить себе приехать из другого города.

Онлайн:

+ Нет привязки к географии, не нужно никуда ехать. Бороться за призовой фонд могут участники из любых городов и даже из разных стран.

+ Еще более сильная прокачка командных навыков: участникам нужно скоординироваться в онлайн-режиме, ответственность каждого человека выше.

Отсутствие личного контакта с менторами, представителями заказчика, другими участниками. Менторы консультируют команды в чатах и по Zoom, но это не может заменить живое общение.

Хорошим решением может стать гибридный формат. Именно в таком режиме проходил наш хакатон CRM Hack:

+ Комбинирует лучшее из двух форматов. Участники, которые не смогли доехать до места проведения хакатона, подключаются онлайн, остальные находятся на площадке.

Сложнее координировать действия команды и общаться с менторами, потому что фидбек нужен в том числе участникам на удаленке.

Команда CRM Hack «Пукающие шлепы» работала как раз в гибридном формате: Викентий Копытков, один из лидеров, был на площадке, а его партнер Михаил Нагорный подключался по сети.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

капитан команды «Пукающие шлепы» на хакатоне CRM Hack

Исторически сложилось, что в нашей команде стабильно есть два человека — Михаил Нагорный и я. А остальной состав команды уже динамически изменяется — дизайнеры, маркетологи и другие творческие личности. В этот раз Мишу откинуло в Нальчик по семейным причинам, еще одна наша участница заболела ковидом. Однако мы работали на полную катушку.

Самым сложным этапом нашего пребывания на хакатоне стала ночь. Мне было суждено остаться одному и, кое-как поддерживая связь с Мишей, кодить платформу. Преодолевая самих себя, мы смогли в 4 часа ночи закончить с первой демо-версией и отправить ее на GitHub. В ходе самого хакатона мы познакомились с SEO-анализом, а также с новым для нас видом питча. После карантинного движа это мой первый очный хакатон. Руки на защите тряслись, страху не было предела. И это очень и очень круто.

Чем похожи и чем отличаются чемпионаты по анализу данных и классические хакатоны

В отличие от хакатона, все участники дата-чемпионатов работают над одной и той же проблемой, и на выходе выдают не MVP приложения, сервиса или фичи, а математическую модель. Компания-заказчик описывает задачу и предоставляет необходимые данные. Побеждает алгоритм, который показал на исторических реальных данных компании наибольшую точность.

Чемпионаты по анализу данных могут идти от нескольких дней до нескольких недель и всегда проходят в заочном формате. Участникам необходимо обработать огромные датасеты и «прогнать» модели, что может занимать несколько часов.

Еще одно часто встречающееся отличие от хакатона: участвовать в чемпионатах могут одиночки. В финал попадают специалисты из топа score-таблицы, которых, как правило, приглашают на очное мероприятие: это либо награждение, либо вторая часть чемпионата (доработка моделей, борьба за специальную номинацию и так далее).

Цели проведения дата-чемпионатов для компаний такие же, как в случае с хакатонами. Это:

Хантинг. Специалисты в сфере data science — одни из самых востребованных на рынке. По данным исследования HeadHunter и Академии больших данных MADE от Mail.ru Group, в 2019 году вакансий в области анализа данных стало почти в 10 раз больше, чем в 2015 году. В 2021 году спрос на таких специалистов все еще превышает предложение.

Решение задач бизнеса. Компании могут применять математические модели, созданные во время чемпионата, в своей работе. Соревнования дают им возможность получить варианты алгоритмов сразу от сотен участников. А дата-сайентисты могут обработать уникальные датасеты с реальными данными компании, которые обычно находятся под NDA.

Пример чемпионата по анализу данных: SIBUR Challenge, который в 2020 году прошел уже в третий раз. В течение трех недель участники работали с данными СИБУРа и решали задачи, связанные с производством и продажами. В первой нужно было предсказать содержание газа, поступающего на производство по трубопроводу. Во второй участники определяли, принадлежит ли пара названий одной компании, чтобы помочь СИБУРу быстрее обрабатывать данные о клиентах. Все этапы соревнования прошли онлайн, в мероприятии, по данным с сайта «СИБУР Диджитал», приняло участие 413 человек, а призовой фонд составил 1 миллион рублей.

Другой пример: PIK Digital Day от группы компаний ПИК, который прошел в 2018 году. В рамках первого онлайн-этапа участники должны были разработать модель прогнозирования темпов продаж квартир на три месяца вперед. Участие приняли 850 человек, почти 30% загрузили свои модели на платформе Train My Data. Топ-80 были приглашены на офлайн-этап и получили возможность объединиться в команды и доработать модель с новым датасетом, чтобы побороться за призовой фонд в 500 тысяч рублей.

Личный опыт: участники и организаторы о CRM Hack

В рамках нашего хакатона CRM Hack участники прорабатывали «киллер-фичи» для CRM-системы в разных направлениях: контакт-центр и коммуникации с клиентами, продажи, обслуживание и так далее. Мы ждали команды от 2 до 5 человек: веб- и мобильных разработчиков, дизайнеров, продуктологов, маркетологов и других специалистов.

Начали собирать заявки в июле и за месяц получили более 170 предложений. Менторы мероприятия — представители холдинга Т1 — отобрали 26 лучших идей и пригласили авторов на соревнование в Москве. До финального мероприятия добрались 18 команд и 90 участников. Общий призовой фонд составил 500 тысяч рублей.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

участник команды «наст МИСИС деатх сквад» на хакатоне CRM Hack

Мы обосновали для себя участие наличием распределенного призового фонда между первыми тремя местами, возможностью поработать с NLP, а также приятной локацией проведения.

Весьма содержательно пообщавшись на первом чекпоинте с менторами (а затем и на втором), мы смогли выявить фронтир развития CRM-систем, а именно — неавтоматизированная генерация стратегий взаимодействия сотрудников call-центров с клиентами.

Наша команда состоит из выпускников и студентов НИТУ «МИСИС», членов студенческой организации ITAM. Одно из основных направлений деятельности ITAM — помощь в формировании команд и менторское сопровождение участия студентов в хакатонах. Только за последний месяц наши студенты при поддержке организации победили в трех мероприятиях (Whoosh Mobility Hack, CRM Hack, Цифровой форсаж атомных городов). Наша команда также не стала исключением и была собрана при поддержке этого объединения.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

капитан команды «Пукающие шлепы» на хакатоне CRM Hack

Мы сделали одну из самых элементарных, но, как нам казалось, гениальных killer features — анализ комментариев в социальных сетях для сбора проблем клиентов компаний. Похожую идею представило еще 10 команд. Уже во время питча мы понимали, что наделали.

Не хватило креатива, но своей работой мы все равно довольны. Интересный опыт и новый проект на GitHub.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

директор по инновациям Т1 Консалтинг

Многие и правда соскучились по публичным мероприятиям и старались выложиться по максимуму. Было много команд, которые хотели сделать технологичное решение с применением самых современных технологий, как следствие — обилие идей с чат-ботами, применением ML и облачных сервисов. Но в состав призеров, по решению судей, вошли команды, которые не только предложили изящное технологическое решение, но в первую очередь доказали применимость для решения актуальных бизнес-задач.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

Участники особенно оценили помощь менторов во время хакатона и атмосферу мероприятия.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

участник команды «наст МИСИС деатх сквад» на хакатоне CRM Hack

Самое полезное и запоминающееся — работа с менторами. Из всех известных мне хакатонов на CRM Hack этот процесс был налажен лучше всего в плане их вовлеченности в процесс. Увы, на многих федеральных мероприятиях чекпоинты — больше организационная условность, чем время для интенсивного обсуждения и генерации новых идей. Приятно, что CRM Hack не постигла эта участь. Вне всяких сомнений, это был один из тех немногих хакатонов, который изначально был подготовлен слишком хорошо, чтобы что-то пошло не так (что, по нашему опыту, почти неизбежно для мероприятий подобного масштаба).

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

капитан команды «Пукающие шлепы» на хакатоне CRM Hack

Очень вкусно кормили — это, наверное, самое главное. А если серьезно — сама атмосфера, которая настраивала на работу. Наша команда зарядилась энергией на предстоящий год, появились силы делать что-то новое. Хакатон был очень крутым — постоянное присутствие организаторов, круглосуточная забота и грамотная организации самой работы. 12/10.

Хакатоны что это такое. Смотреть фото Хакатоны что это такое. Смотреть картинку Хакатоны что это такое. Картинка про Хакатоны что это такое. Фото Хакатоны что это такое

руководитель департамента «Собственные продукты» Т1 Консалтинг

Это был первый хакатон, который я провел в роли ментора и организатора, поэтому главное впечатление — это кристаллизация собственного понимания, как и зачем мы проводим мероприятие, в чем задача ментора, как помочь командам получить лучшее решение, на какие моменты обратить особое внимание. Уровень участников стал неожиданностью в хорошем смысле: готовность прорабатывать не только техническое решение, но и бизнес-кейс и понимание важности этого шага — то, чему всем стоит у ребят поучиться.

Чтобы полностью выполнить поставленные задачи, нам нужно идти дальше, упаковать решения команд и попробовать продать их на рынке.

Как организаторы хакатона, мы достигли своих целей, получили интересные решения, контакты участников команд и усилили HR-бренд. Хакатон доказал свою эффективность как инструмент для решения бизнес-задач, поэтому в ближайшее время мы проведем еще один.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *