Халяльная косметика что это
Халяльная косметика: особенности бьюти-сегмента и трудности, с которыми сталкиваются бренды
Халяльная косметика появилась на рынке красоты уже давно, но говорили о ней мало. Сейчас популярность данного сегмента растет, и на это есть несколько причин.
Ислам — одна из самых распространенных религий в мире, насчитывающая более 2 миллиардов последователей ( ежегодно эта цифра увеличивается на 3 процента). Мусульманская община — крупный потребитель косметики. Согласно статистике за 2017 год, последователи ислама тратят более 30 миллиардов долларов в год на косметические средства. Учитывая спрос и растущую потребность в правильной мусульманской косметике, многие бренды хотят подстроиться под нужды покупателей.
Estee Lauder и Shiseido уже получили сертификат «халяль» для своей продукции. Марка лаков для ногтей Orly также прокладывает себе путь к мусульманской аудитории — они сотрудничают с платформой MuslimGirl и разрабатывают коллекцию халяльных лаков для ногтей.
Заинтересованность крупных брендов вполне может оправдать прогноз о том, что к 2025 году рынок халяльной косметики будет оцениваться в 52,2 миллиарда долларов.
Популярность халяльной косметики связана и с другими тенденциями в индустрии красоты. Высокие продажи обеспечивает не только мусульманская аудитория, но и потребители, далекие от ислама. Здесь в игру вновь вступают тренды на натуральную косметику с пометкой cruelty free (от англ. — без жестокости) и «веган».
В противовес халялю в исламе существует понятие «харам» — запрет. Он распространяется и на косметику: запрещены компоненты животного происхождения и алкоголь, использование детского труда и тестирование косметики на животных. В исламе насекомые также причисляются к животным, поэтому под запретом находится и косметика с кармином — красителем, полученным из кошенили.
Халяльная косметика не имеет запретов на использование — ее могут покупать и мусульмане, и представители других религий, и те потребители, которые озабочены этичностью и составами средств.
Не последнюю роль в популяризации халяльной косметики сыграл интернет и социальные сети. Современные мусульманки появились в Instagram, чтобы продемонстрировать новый образ сторонниц ислама. Они стильно повязывают хиджабы, рисуют идеальный макияж, тщательно ухаживают за кожей и следят за тем, чтобы косметика полностью отвечала их религиозным убеждениям.
Именно с посылом «правильная косметика для мусульман-миллениалов» появился индонезийский бренд Wardāh. Он продвигает имидж молодых и ответственных мусульманок, которые пытаются пересмотреть консервативную идентичность ислама.
Проблемы халяльной косметики
Наибольшим затруднением, с которым сталкивается халяльная косметика, является неосведомленность потребителей. На многих онлайн-площадках продаж халяльные средства часто помещают в один раздел с веганской косметикой по той причине, что продукция не содержит компонентов животного происхождения. Дело в том, что халяль вовсе не отрицает подобные компоненты полностью — если животное разрешено шариатом и было правильно убито, то оно может послужить источником ингредиентов для косметического продукта. С другой стороны, когда в халяльной косметике запрещен спирт, в веганской продукции он все же может встречаться. При выборе халяльной косметики, как и веганской, нужно тщательно ознакомиться с перечнем компонентов перед покупкой.
Еще одна проблема — получение сертификации «халяль». Это очень сложный процесс, который требует много времени и финансовых вложений. Сертифицирующие компании проверяют производства бренда и следят за тем, чтобы каждый ингредиент соответствовал законам шариата. Каждая сертифицированная марка раз в несколько лет вновь проходит через все этапы проверки и должна уведомлять соответствующие органы об изменениях в составах продукции. Естественно, не все бренды хотят тратить время и средства на эту процедуру, поэтому сертифицируют себя самостоятельно, из-за чего падает доверие покупателей.
Важно понимать, что халяльная косметика — это не тренд и не уловка для повышения продаж. Это часть образа жизни и сознательное решение. Настоящие халяльные бренды меньше ориентированы на сезонные коллекции и не подвержены влиянию каких-либо бьюти-тенденций — они сосредоточены на тех покупателях, чьи убеждения не меняются и обусловлены догматами религии. Халяльная косметика всегда будет иметь спрос вне зависимости от цвета теней в палетках и модных компонентов в составе.
Как современная косметика начала переплетаться с религией
Халяльная помада, пасхальные бомбочки для ванн и косметика, созданная монахами. Бьюти-индустрия в последнее время все чаще пересекается с такой, казалось бы, далекой сферой, как религия. Что это — заигрывание с религиозными чувствами потребителей или искренняя попытка позволить верующим пользоваться дарами индустрии красоты, не поступившись принципами веры? Попробуем разобраться.
Христианский блеск и пасхальные яйца
Несмотря на то что в Библии ничего не сказано о косметике, некоторые бренды намеренно подчеркивают свою религиозность. К примеру, косметика EverBe, на упаковках которой публикуют цитаты из Писания, а сама компания называет своей миссией помощь женщинам в принятии себя такими, какими их создал Бог.
Компания выступает против сексуализированного маркетинга косметических брендов и делает упор на то, что женщина с помощью их косметики должна искать свою идентичность в вере. Помимо теней для глаз, хайлайтеров и помады с псалмами на упаковке, EverBe выпускает даже специальный стираемый карандаш, которым женщины могут писать псалмы на зеркале и вдохновляться ими.
Еще один косметический бренд, подчеркивающий свою христианскую сущность, — Glory & Shine, созданный семьей верующих католиков из Айдахо. Он выпускает как женскую, так и мужскую косметику, например масло для бороды, а упаковка выполнена в католической эстетике. Часть вырученных средств компания жертвует на благотворительность и поддержку местной духовной семинарии.
Россия тоже не отстает. В Рунете можно найти множество православных лавок, торгующих христианской косметикой. Как правило, производители такой косметики больше делают упор не на религиозность продукции, а ее натуральность. В описании непременно указано, что шампуни, кремы, скрабы, мыло или маски для волос сделаны из натуральных трав, меда и других даров природы, а также масла, освященного в святых местах вроде горы Афон.
Нередко упоминается, что косметика сделана руками монахов. Например, так позиционирует себя бренд «Первая православная здравница», продукцию которого можно купить как в интернете, так и в храмах, в том числе в храме Христа Спасителя.
К использованию православными женщинами косметики служители РПЦ относятся по-разному. К примеру, митрополит Рязанский и Михайловский Марк говорил, что женщина может использовать макияж даже перед походом в церковь, если это не «боевой раскрас», а умеренное использование. Особенно это касается губной помады, которую потом просто трудно оттирать от икон.
Другое мнение высказывал насельник Сретенского монастыря, священник Афанасий Гумеров. По его словам, используя косметику, женщина прибегает к фальши.
Бьюти и халяль: в чем особенности халяльной косметики и что брать
Халяльная косметика уже не считается нишевым сегментом — ее выпускают не только мусульманские бренды и покупают последователи любых религий. Разбираемся, почему продукция халяльных марок стала такой популярной.
В переводе с арабского языка слово «халяль» означает «разрешенный» — под этим имеется в виду все, что допустимо и разрешено в исламе. Если раньше в обычных магазинах можно было легко купить только продукты с пометкой «халяль», то теперь к ним добавилась еще и косметика.
К примеру, халяльный сертификат есть у Orly и Inglot, конгломерат Shiseido получил сертификацию для своего бренда Za, а Unilever выпускает халяльную косметику под маркой Lakme. По словам руководителя экспертного отдела Центра стандартизации и сертификации «Центрхаляльнадзор» Альберта Ахмадуллова, последнее время в России также появилось много компаний, которые хотят сертифицировать свою косметику как халяльную.
В отчете исследовательской компании IMARC Group также говорится, что успех халяльной косметики обусловлен наплывом немусульманских клиентов, которые уверены в ее качестве и безопасности.
Сертификация и состав халяльной косметики
Процесс получения сертификата проходит в несколько этапов, во время которых сертифицирующие организации анализируют документы и продукцию бренда, изучают рецептуру и сырье. По словам Альберта Ахмадуллова, при несоответствии халяльному стандарту специалисты консультируют производителя, что нужно исправить — например, какие ингредиенты следует исключить из состава.
Требования к косметическим формулам опираются на законы ислама. Косметика не должна содержать спирт и компоненты, полученные из человеческих органов и выделений, а также добавки или сырье, признанные нечистотами с точки зрения религии. «Нечистотами могут быть вещества, являющиеся продуктом жизнедеятельности человека, а также компоненты, полученные из запрещенных животных (свиньи, осла). Свинина — стопроцентный запрет, — но более того, если компонент из другого разрешенного животного присутствует в составе, то он должен иметь соответствующий сертификат халяль. Убой животного должен быть осуществлен в соответствии с правилами ислама», — объясняет Ахмадуллов.
Запрет на использование также касается кармина (натурального красителя, который сделан из перемолотых насекомых — кошенили), но здесь есть свои тонкости, связанные с богословской трактовкой компонента. В некоторых странах его использование разрешают и выдают сертификат халяль.
Отдельное требование касается безопасности веществ.
«Косметика не должна стать угрозой здоровью и жизни человека. Компонент может быть разрешен с точки зрения ислама, но если он приносит вред, то по определению не может быть использован. Для халяльной косметики должны применяться исключительно безвредные ингредиенты, приносящие только пользу», — объясняет Альберт Ахмадуллов.
После согласования сырья и рецептур специалисты посещают производство. «Мы требуем, чтобы халяльная продукция производилась на отдельной линии, а также маркировалась знаком халяль. Разумеется, если компания полностью сосредоточена на халяльной косметике, то такой запрос отпадает», — говорит Ахмадуллов. Также назначаются контролеры, которые присутствуют во время производства халяльной косметики, — они следят, чтобы процесс соответствовал стандарту халяль, не менялись рецептура и сырье. Если все, что было заявлено, соответствует действительности, то подписывается акт освидетельствования производства на соответствие стандарту, после чего компания получает свидетельство и разрешение на использование маркировки.
Известно, что сингапурскому бренду Klarity понадобилось целых два года, чтобы получить соответствующие документы. Но иногда компании пытаются пойти в обход установленных норм. «Бывают разные производители, которые хотят сертифицировать свои продукты. Они готовы заплатить за это любые деньги, но просят нас не приезжать на производство. Говорят, что у них все конфиденциально. Мы не можем руководствоваться только принципами бизнеса. Это наша ответственность перед Всевышним», — рассказывает Ахмадуллов.