Хапнул дунью что значит

Дунья

Смотреть что такое «Дунья» в других словарях:

Ени-Дунья — (тур. Yeni Dünya досл. «Новый Мир»), Хаджибейская крепость (тур. Hacıbey kalesi) турецкая крепость, располагавшаяся на берегу Одесского залива рядом с турецким поселением Хаджибей. Построена в 1764 году, взята русскими войсками… … Википедия

Бам-и-Дунья — т. е. крыша мира, так называет известный английский путешественник Вуд долину озера Сарыкуль (Виктория), лежащего на Памире в восточной части Вохана под 37°27 с. ш. и 73°41 в. д., на высоте 13900 ф. над уровнем моря. В последнее время название… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хаджибейская крепость — Ени Дунья, Хаджибейская крепость (Новый Свет) турецкая крепость, располагавшаяся на берегу Одесского залива рядом с турецким поселением Хаджибей. Построена в 1764 году, взята русскими войсками 14 сентября 1789 года. Содержание 1 Конструкция… … Википедия

Университет Хазар — Год основания … Википедия

Хаджибей — Ладыженский Г. А., 1899 год. Хаджибей. Масло на холсте. Картина выставлена в экспозиции Одесского художественного музея Хаджибей (тур … Википедия

Украинский кризис: хроника противостояния на юго-востоке в июне 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Джавтопелы, Зиядгин Менлы Азиз — [1905 ] современный крымско татарский поэт. Род. в семье среднего крестьянина. Учился в сельской школе, потом в педтехникуме, после окончания которого некоторое время был учителем. С 1928 Д. работает в органе ОК ВКП(б) «Ени Дунья»… … Большая биографическая энциклопедия

Гафаров, Д. — [1898 ] современный татарский поэт, беллетрист. Род. в деревне Тав Даир Симферопольского района, в семье муддериса (преподавателя богословия). Учился в с. х. школе и медрессе. Был сельским учителем до установления советской власти в Крыму [1920] … Большая биографическая энциклопедия

ИНДУИЗМ В НЕПАЛЕ — Индуизм государств, религия королевства Непал. Согласно данным переписи, индуизм исповедуют ок. 80% населения страны. Однако в Непале распространены и разл. буддийские направления и школы, мусульманство, а у нек рых этнических групп… … Словарь индуизма

Гафаров — Д. (1898 ) современный татарский поэт, беллетрист. Р. в деревне Тав Даир Симферопольского района, в семье муддериса (преподавателя богословия). Учился в с. х. школе и медрессе. Был сельским учителем до установления советской власти в Крыму (1920) … Литературная энциклопедия

Источник

Что такое дунья и порицаемо ли мирское?

Хапнул дунью что значит. Смотреть фото Хапнул дунью что значит. Смотреть картинку Хапнул дунью что значит. Картинка про Хапнул дунью что значит. Фото Хапнул дунью что значит

Порицаемо ли мирское?

Между Аллахом и человеком существует четыре разных вида взаимоотношений. Мирская жизнь – это место проявлений этих отношений. Но у людей существует разница во взглядах на сцену, где это происходит. Для того чтобы понять это, достаточно сказать, что только само слово «дунья» (мирская жизнь) имеет множество различных значений. Слово «дунья», как и его сущность, из ряда таких слов, которые зависят от своей противоположности, то есть смысл которых становится полностью ясным только при сопоставлении с их противоположностью.

Как, например, муж и жена, брат и сестра и т.п. Каждое из этих слов напоминает о том, что ему противоположно. Мужчина может стать мужем только в том случае, если у него есть жена. То есть слово «муж» вбирает в себя и смысл слова «жена». Также и слово «дунья» вбирает в себя и понятие «жизнь иная» или «потусторонняя». И какое бы из этих слов Священный Коран ни употребил в своём обращении, смысл его остается одним и тем же. И даже в аяте, где эти два разных слова встречаются вместе, последует нечто, напоминающее о другом:

«..Вы желаете мирских благ, Аллах же [изготовил для вас] будущий мир…». («Аль-Анфаль» 8/67).[2]

Именно по той причине, что слово «дунья» имеет так много значений, его пытались всячески трактовать, что, в свою очередь, породило множество различных взглядов. Вот некоторые из них.

Ученые Каляма (Исламского богословия), пытаясь пояснить значение слова «жизнь», разделились на два мнения, о которых Абуль Хасан аль-Ашари (умер 324/941) сказал: «Первое мнение гласит, что жизнь – это существование и продолжение существования Вселенной до Конца Света. А посему жизнь – это время».

Второе мнение гласит, что жизнь – это имя (название), присущее тому, что между небесами и землей. И так же, как жизнью нельзя назвать то, что находится над небом, нельзя таковой назвать и то, что под землёй. А посему жизнь – это также означает место».

Аль-Газзали говорил о том, что жизнью для человека являются все наслаждения, услады, моменты восторга и упоения, переживаемые им до его смерти, и говорит о том, что нельзя считать каждое стремление его, наслаждения, полученные им, порицаемыми.

Мавляна Джаляледдин Руми (умер 672/1273) считал, что

«дунья» – это состояние неведения о Всевышнем Аллахе.

Ни ткани, ни деньги, ни куплю-продажу и ни даже женщин он не считал «дуньей» и говорил: «Что же есть дунья? Это быть в неведении о Всевышнем… Если судно наполнится водой, оно погибнет. Вода же, что под судном, лишь способствует его передвижению». Он утверждал, что для корабля жизни необходимы воды мирского, воды благ мирских, но нельзя при этом допустить, чтобы внутрь этого судна попала вода. А судно то он назвал сердцем.

Мавляна, развивая тему в своих стихах, продолжал: «Фляга, закрытая пробкой, упав в поток реки, поплыла по течению, ведь в ней остался воздух. Так же и человек, познавший, что такое бедность, не потонет на гребнях волн реки жизни, останется на плаву. И даже тогда, когда в его руках оказываются богатства всего мира, в его глазах это остаётся ничем. А посему и ты наполни сердце своё божественными знаниями и закрой его горлышко, запечатав сверху».

Абу Сафван ар-Руайни, когда его спрашивали о том, что есть жизнь мирская, о которой неодобрительно говорит Аллах в Священном Коране, и которой сторонятся разумные люди, говорил:

Иные называют дуньей всё то, что мешает нам увидеть истину, увидеть преграды, что стоят на нашем пути к Аллаху, и всё то, что мешает нам постичь любовь Всевышнего.

По мнению Амир бин Абди Кайса (умер 124/741), «мирская жизнь – это мать смерти, повергающей всё крепкое и прочное в руины… Да и к тому же место, где никто не останется вечно».

А Абу Хазм Саляма бин Динар (умер 140/757) давал мирской жизни такую оценку: «Часть мирской жизни, что прошла, – это воспоминания, оставшаяся же её часть – воображение …»

Знающий это не станет чувствовать себя спокойно даже в её комфорте и не будет удручён и невзгодами её, ибо всё радующее в жизни сей сменяется тем, что печалит. А потому, если мы обезопасим себя от зла того, что мы можем получить от жизни, нам никогда не повредит то, чего у нас нет».

Один из мудрецов на вопрос о том, что такое дунья, ответил: «О каком мирском вы спрашиваете меня? О том ли, что было отвержено устами Пророков и благочестивых правителей?» Когда люди подтвердили, что именно об этом, он сказал: «То мирское, о котором вы меня спрашиваете – это нечестие».

Из всего изложенного очевидно, что учёные, давая определение слову «дунья», разделились на две группы. Те из них, кто считает, что слово дунья происходит от корня «дунув» (быть близким, наиближайшим), говорят о ней как о жизни, которая ближе человеку, чем жизнь иная, потусторонняя, и понимают её как физико-географическое место, не придавая ей ни одного из порицаемых качеств. Те же из учёных, которые указывают на то, что земля или жизнь на ней называется в Священном Коране «ардом», а та жизнь, которую человек ведёт на ней, или то существование, которое он влачит, именуется «дуньей», придерживаются мнения, что слово это происходит от корня «денайет», что означает «низшее», «падшее», и придают этому слову такой же смысловой оттенок, говоря о жизни мирской, как о низшей жизни.

Источник

Что значит «упустить дунью»?

Хапнул дунью что значит. Смотреть фото Хапнул дунью что значит. Смотреть картинку Хапнул дунью что значит. Картинка про Хапнул дунью что значит. Фото Хапнул дунью что значит

«Наш рай – в наших сердцах»

Многие люди под упущениями мирской жизни подразумевают упущение ее тленных благ, будь то материальные блага, слава или роскошь. Но все это тленные блага, вкус которых забывается при первом же огорчении и тем более – когда человек встречается лицом к лицу со смертью. В достоверном хадисе говорится: «Приведут человека, который получил больше всего наслаждений в этом мире, из тех, кто заслужил Ада, и один раз погрузят его в адский огонь. Затем спросят: «О сын Адама, видел ли ты что-нибудь приятное? Видел ли что-нибудь хорошее? Случалось ли с тобой что-то доброе?» Он ответит: «Нет, клянусь Аллахом. Я никогда не видел ничего хорошего, и никогда ничего доброго со мной не происходило».

В другом хадисе дунья уподоблена яме с отходами, в которой тлеют кости, богатства, тухнут слава и имя. Но тщетность этих усилий мы, к сожалению, познаем только в критические моменты. Один из примеров – слова одного из самых известных предпринимателей нашего времени, основателя корпорации Apple Стива Джобса. К чему он пришел перед смертью? ««Мне удалось достичь вершины успеха в мире бизнеса. Многие считают, что моя жизнь — это олицетворение успеха. (…) В жизни есть куда более важные вещи. Возможно, для кого-то это отношения, для других — искусство или детские мечты… Постоянная гонка за наживой превращает человека в марионетку. Это случилось и со мной. Бог наделил нас чувствами, чтобы мы могли рассказать о своей любви близким. Богатство, которое я нажил в своей жизни, я не могу взять с собой. Все, что я унесу с собой, — это лишь воспоминания, связанные с любовью. Вот настоящее богатство, которое должно следовать за вами, сопровождать вас, давать вам силы идти дальше. Любовь способна преодолеть огромные расстояния. У жизни нет пределов. Достигайте высот, которые вы хотите достичь. Идите туда, куда зовет вас сердце. Это все в ваших руках. Имея деньги, вы можете нанять кучу людей, которые будут возить вас, делать что-то по дому или работе. Но никто не возьмет ваши болезни на себя. Материальные вещи, которые мы упускаем, еще можно найти, заработать, отыскать. Но есть одна вещь, которую никогда не найдешь, если ты ее потерял. Это жизнь. Неважно, сколько вам сейчас лет и чего вы добились. У нас у всех наступит день, когда занавес опустится вниз… Ваше сокровище — это любовь к семье, возлюбленному, близким, друзьям… Берегите себя. Заботьтесь о других».

Вопрос не в том, чтобы пренебрегать материальным достатком, если он для вас важен, не в том, чтобы становиться аскетами и ограничивать себя во всем, а в том, чтобы взять от этой жизни нечто гораздо более лучшее, важное, ценное, чем просто материальные блага. К сожалению, материальное богатство часто ослепляет сердца, но на пьедестале ценностей человека, чье сердце богато, оно занимает одну из низших ступеней. Почему? Потому что есть вещи, сладость ощущения которых ты не обменяешь ни на какую роскошь. Есть воспоминания, которые ты не обменял бы ни на имя, ни на успех, ни на богатство. Есть сладость общения со Всевышним, будь то в моменты радости или горестей, которые ты не променял на аудиенцию ни одного короля.

Малик ибн Динар однажды сказал: «Обитатели этого мира покинули его, так и не отведав наилучшего в нём». Его спросили: «Что же это, о Абу Яхья?» И он ответил: «Познание Аллаха Всевышнего!» Как мы приходим к познанию? Через воспитание себя, через бескорыстное совершение добрых дел, через искренние молитвы Всевышнему и сознательно совершаемые религиозные практики, через трепет перед Ним и любовь к Его творениям, через преодоление конфликтов и примирение с недоброжелателями, через установление справедливости и принуждению себя к правдивости, честности, когда они против тебя, через щедрость к другим и доставление радости близким. И когда все это становится частью жизни, характера (при условии искренности и отсутствия высокомерия, показухи), человек испытывает ни с чем не сравнимые радость, удовольствие и счастье. Не потому ли Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который мог стать и царем, и владельцем несметных богатств, и даже жить вечно (ему был предоставлен такой выбор), сделай только он дуа, вместо всего этого просил наставления на истинный путь, непорочности сердца, защиты от нафса, избавления от дурных качеств, блага в этом мире и в мире ином и др. Его дуа были связаны с душевными богатствами, с истинным счастьем.

Источник

Дунья в Исламе

Хапнул дунью что значит. Смотреть фото Хапнул дунью что значит. Смотреть картинку Хапнул дунью что значит. Картинка про Хапнул дунью что значит. Фото Хапнул дунью что значит

О, дунья! Ты стара, и время твое безвозвратно уходит! Сколько людей ты уже загубила, прельщая своими богатствами! Как много тех, кто ослеп от твоей мнимой красоты! Веками ты завлекаешь в свои сети жаждущих наслаждений, но обманываешь их надежды на счастье: они уходят от тебя ни с чем — ты оставляешь им только горечь разочарования и сожаление о времени, потраченном впустую.

Сколько же еще людей утонут в твоем омуте?!

Старая обманщица дунья

Дунья — это жизнь в земном мире, она временная и преходящая. Это всего лишь путь, который проходит человек, направляясь к ахират. Дунья — как море, которое люди переплывают, направляясь к берегам вечной жизни. Спасительным кораблем в этом море является богобоязненность. А люди — всего лишь путники, и никто из нас не останется на этом свете. Разумный проходит этот путь достойно, запасаясь тем, что принесет ему радость в вечной жизни, а глупый прельщается её богатствами и пропадает. Он забывает, что не для дунья мы были созданы — настанет час, и путник достигнет берега.

В Исламе мудрый человек не зарится на временные утехи и роскошь этой дунья. Для него — это место работы, а настоящее богатство ждет его в вечной жизни. А тот, кто увлекся прелестями дунья, поступил неразумно, ведь он предпочел проходящие радости этой жизни вечному наслаждению на Том Свете. Он обманулся её дешевым блеском и, как в наваждении, последовал за ним.

Если любовь к дунья овладела сердцем человека, то он забывает о покорности Создателю. А если он забыл самое важное, то он теряет самого себя, и это приводит его к погибели. Благочестивые люди говорили: «Любовь к дунья — это основа всех грехов».

Пророк Мухаммад сказал 1 означающее: «Кто полюбил этот бренный мир — навредил своей вечной жизни в ахират, а кто выбрал ахират, то ему придется терпеть трудности и испытания этой жизни. Стремитесь делать то, что принесет вам пользу на Том Свете — это останется навечно, и не тратьте время на то, что исчезнет».

Во время Чудесного ночного путешествия из Мекки в Кудс (Иерусалим) Пророк Мухаммад увидел дунья в образе дряхлой старухи, что указывает на приближение Конца Света.

Великий правитель ‘Умар ибн ‘Абдуль ‘Азиз говорил: «Вот этот бренный мир: сколько бы человек ни жил, все равно покинет его. Богатые в этом мире на самом деле бедные. Не обманывайтесь, когда удача в мирских делах поворачивается к вам лицом! Ведь все мы знаем, что очень скоро она отвернется, и мы покинем этот мир. Обманут тот, кто восхищался этим миром и был увлечен им. Задумайтесь: где те могучие властители, строившие города?! Они прожили недолгую жизнь, их дни ушли безвозвратно. Многие люди были небрежными в соблюдении повелений Аллаhа, уповая на свое здоровье, силы и молодость. Для чего они использовали все эти возможности? Для совершения грехов! Они ушли, и что же земля сделала с их телами? Что сделали черви с их костями? В этом мире они возлежали на роскошных ложах, окруженные слугами, которые исполняли их желания и прихоти. Рядом с ними всегда были родственники и близкие люди, уважавшие и почитавшие их. Они жили среди соседей, которые всегда поддерживали и помогали им. Теперь, проходя мимо могил, если можешь, обратись к умершим и спроси у тех, кто был богатым: где их богатства? И спроси у тех, кто был бедным: где их бедность? Где их нежная, гладкая кожа и красивые ухоженные лица? Их лица сгнили, их головы отделились от тел, кости отсоединились друг от друга. Их глаза вытекли из глазниц на щёки, рты переполнились кровью и гноем, в их телах теперь живут насекомые и пресмыкающиеся. Там эти тела останутся ненадолго, совсем скоро их кости истлеют».

Пророк Мухаммад сказал означающее: «Дунья — это пристанище для тех, кто не готовился к вечной жизни на Том свете. И только неразумный тратит свою жизнь на мирские наслаждения».

Дырар Ас-Сада’ий сказал: «Я свидетельствую, что видел, как имам ‘Али по ночам, под светом звезд, горько плакал, держа себя за бороду. С глубокой печалью и тревогой он говорил: «О, дунья! Не прельщай и не обманывай меня! Ты пытаешься соблазнить меня?! Ты меня домогаешься?! Так вот — я бросил тебя, я развелся с тобою трижды, безвозвратно! Ты быстротечна, твоя ценность мала! Ах! Как жаль, что так мало я смог запастись, а ведь предстоящий путь очень далек и очень опасен!»

Источник

Истигна (довольство своим положением) (3)

Дунья – это только капля Царства Господа Миров. Жизнь в этом мире и жизнь в ахирате, мире вечном, как сказал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), можно сравнить с каплей, что упадет с пальца, если обмакнуть его в море (Муслим, Джаннат, 55).

Всевышний Аллах сообщает:

وَمَا هَذِهِ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ لَهْوٌ وَلَعِبٌ وَإِنَّ الدَّارَ اْلآخِرَةِ
لَهِيَ الْحَيَوَانُ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ

«Жизнь в этом мире – лишь забава и игра. И, воистину, будущий мир и есть вечная жизнь, но они об этом не ведают» (аль-Анкабут, 29/64).

С точки зрения духовности тех, кто познал эту истину, эта жизнь ничего собой не представляет. Их единственное желание – снискание довольства Всевышнего Аллаха. Как прекрасно сказал Юнус Эмре:

Зачем мне любить то, что имею,
Зачем мне жалеть о том, чего нет.
Лишь любовью к Тебе утешаюсь,
Лишь Ты мне нужен, лишь Ты.

Деньги, банковские счета, чины, положение в обществе, известность, страсти, которые так часто затмевают глаза невежд, для обладателей здорового сердца никогда не представляли ценности. Аулия Аллаха – приближенные рабы Аллаха и праведные му’мины постоянно пребывают в довольстве волей Аллаха и ни на йоту не отклоняются от своей убежденности. Они всегда бдительны в отношении всех уловок и соблазнов этого мира.

Яхьа бин Муаз (рахматуллахи алейхи) говорил так:

«Ариф (обладающий сокровенными знаниями), взяв ахират в правую руку, а дунью – в левую, свое сердце устремляет к Всевышнему Творцу. И больше ничто не занимает его, кроме Аллаха».

Мавляна Джалалетдин Руми (рахматуллахи алейхи) в своем Маснави говорит:

«Дунья – это состояние забвения Аллаха. А не обладание деньгами, шелками, женщинами и детьми. Все то, что отвлекает тебя от Всевышнего Творца, и есть твоя дунья, твоя мирская жизнь».

Значит, истигна не противоречит обладанию имуществом и богатством. Чего следует остерегаться, так это того, что хоть на волос может приблизить к небрежению в отношении Господа и вытеснить Его из сердца раба.

Самое сильное воздействие на сердца, заставляющее их оставлять в небрежении Господа своего, оказывает любовь к власти, жажда лидерства, стремление управлять и быть первым. Мировой истории известно множество фактов насилия и жестокости, совершаемых теми, кто страстно желал обладать властью, стремился к положению лидера или боролся за сохранение своих позиций.

И только история Ислама может рассказать о тех, кто, будучи преданным только Всевышнему Творцу, не пленился стремлением к власти и, когда необходимо было поступиться своей силой и авторитетом, даже в период их наивысшей прочности, уступал бразды правления другим. И среди них особенно выделяются трое, которые ради единства Ислама продемонстрировали не имеющий равного пример отречения, окружив себя ореолом благочестия и достоинства.

Первый из них – внук Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) досточтимый Хасан (радыйаллаху анху). Хасан (радыйаллаху анху), чтобы не допустить разделения государства из-за столкновения интересов двух общин, правил халифатом всего шесть месяцев, передав власть Муавийе; его духовная зрелость помогла избежать политических прений и великого кровопролития.

Второй из этих выдающихся людей – досточтимый Идрис Битлиси, который вооружившись только любовью, а не мечом, присоединил к Османскому халифату восточные территории.

А третьим был Барбарос Хайреддин паша, который, будучи правителем Джазайира и многих других земель, ввел их в состав Османского халифата, став наместником одной из его провинций.

Пророк Сулейман (алейхи ссалям), от того что освободил свое сердце от любви к имуществу, богатству и власти, самого себя причислял к нищим. Вставая утром, он направлялся туда, где были нищие и обездоленные; и проявляя величайшую скромность, сидел вместе с ними.

«Нищему пристало быть рядом с нищими», – говорил он.

Из всего этого следует, что работать для того чтобы в этой жизни не зависеть от других и иметь средства и состояние, не является недостатком, напротив:

«Несомненно, лучшим для каждого из вас будет отправиться в горы, прихватив веревку, и собирать хворост, чтобы, продав его, заработать себе на жизнь – и этим Аллах оберегает вашу честь, чем просить подаяние, не будучи уверенным, подадут тебе или нет» (Бухари, Закят, 50-53; Насаи, Закят, 85).

Хадис-шариф побуждает к этому, разъясняя достоинство труда. Ведь состоятельный и сильный му’мин избыток средств тратит на благотворительность, создает рабочие места для других людей, с еще большим воодушевлением спешит творить добро, что делает его из числа тех, о ком сказано в хадисе-шариф:

«Самый благой из людей тот, кто более всех им полезен» (Суюти, аль-Джамиг-ас-Сагир, II, 8).

Является ошибкой не то, что ты ищешь свой удел в земной жизни, а то, что позволяешь дунье похищать твою душу и становишься ее рабом, пренебрегая религиозными обязанностями, духовным служением, проявляя скупость. Нельзя забывать, что место деньгам – карман и кошелек, а не сердце!

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал о критериях, которые необходимо соблюдать при этом:

«Не привязывай душу свою к дунье, и Всевышний Аллах полюбит тебя; не смотри, что есть у людей, тогда и люди полюбят тебя» (Ибн Маджа, Зухд, 1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *