Характер деловых отношений с банком что писать

Как составить пояснительную для банка, чтобы избежать блокировки счета

Участники группы «Красный уголок бухгалтера» на Фейсбуке делятся друг с другом опытом составления пояснительных в адрес банка, который заподозрил компанию в нарушении «антиотмывочного закона» 115-ФЗ.

Чтобы узнать, как банки контролируют наличку в 2021-2022 году, посмотрите видеозапись вебинара «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году».

Коллеги предлагают свои варианты.

ООО «Ромашка» (далее — Общество) осуществляет деятельность по окучиванию клумб, плетению венков и продажи готовых букетов.
В целях осуществления вышеуказанной деятельности Общество приобретает ленточки и цветочки, мотыги и грабли Общество получает в аренду. Основными поставщиками Общества являются: ООО «Пион, ООО «Лента», ООО «Мотыги и грабли», ИП Земелькин. Расчеты производятся в рамках заключенных договоров на основании полученных счетов на оплату.
Общество арендует складское и офисное помещение по адресу. согласно договора с ООО или ИП.
На сегодняшний день в штате Общества 1 сотрудник. В связи с тем, что деятельность Общества сезонная, для выполнения конкретных объемов работ заключаются договоры ГПХ. Расчеты по факту выполненных работ производятся наличными денежными средствами из кассы Общества (платежные ведомости и РКО прилагаются)
Налоги и взносы уплачены полностью и в срок. Отчетность представлена своевременно в полном объеме.

ИП ххх. переводит средства на счета физических лиц, являющиеся личными средствами индивидуального предпринимателя
Основными активами ИП ххх является дебиторская задолженность покупателей и автотранспортное средство — Hyundai porter II гос. номер ххх
ИП ххх использует свой расчетный счет в ПАО «СБЕРБАНК» по прямому назначению — для осуществления своей экономической деятельности, руководствуясь в своей работе ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016), Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. и другими Законодательными актами. Экономическим смыслом операций, проводимых по счету, является взаиморасчеты с контрагентами, развитие и экономический рост, а также извлечение прибыли от хозяйственной деятельности. Операции, проводимые ИП хххне несут риска потери деловой репутации для Вашего банка, осуществляются исключительно в законных целях, и никаким образом не связаны с финансированием терроризма и прочей противозаконной деятельностью.

Приложения к письму: Договоры с покупателями, приложения к договорам, документы на транспортное средство, выписки банков, документы на наличные расходы.

Источник

Финансовый контроль бизнеса: выстраивание отношений с банками

Характер деловых отношений с банком что писать. Смотреть фото Характер деловых отношений с банком что писать. Смотреть картинку Характер деловых отношений с банком что писать. Картинка про Характер деловых отношений с банком что писать. Фото Характер деловых отношений с банком что писать

Анализ внешней среды — обязательное условие для успешного построения структуры бизнеса. Один из наиболее важных внешних факторов — взаимодействие с банком и банковский контроль. Ведь, с одной стороны, без расчётного банковского обслуживания в наше время не сможет обойтись ни один хозяйствующий субъект. А с другой, при открытии счетов и выстраивании отношений с банками необходимо учитывать возрастающий контроль по 115-ФЗ за финансовыми потоками клиента и заключаемыми им сделками, особенно, если речь идет о группе компаний. Разбираемся подробнее с экспертами taxCoach.

С учетом действующих норм Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее 115-ФЗ), банк вправе запрашивать практически любую информацию о фактах хозяйственной деятельности своего клиента, структуре его бизнеса, выгодоприобретателях и т.д. А при непредоставлении таковой блокировать счет или отказывать в банковском обслуживании.

При этом неприятен не столько сам факт отказа, хотя и этого уже немало, но и, самое главное, что информация об этом автоматически передаётся в Центральный банк для включения в так называемый «список отказников», рассылаемый во все банки страны.

Банки, боясь недоработать в сфере контроля за клиентами, зачастую слишком переусердствуют, это замечает даже Центробанк. Так, в информационном письме 2019 г. ЦБ еще раз указал, что «в процессе осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями Банк России выявляет случаи, когда кредитные организации реализуют указанное право в отсутствие рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в частности, при совершении клиентами операций на незначительные суммы и/или не носящих систематический (регулярный) характер. (Информационное письмо Банка России от 27.03.2019 № ИН-014-12/27 «О подходах к порядку реализации кредитными организациями права, предусмотренного подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ»)

Рассмотрим, с чем приходится сталкиваться в части банковского контроля рядовой компании или ИП.

Что контролируется?

Перечень информации, которую вправе запрашивать у потенциальных или текущих клиентов банковские организации по 115-ФЗ открыт и включает в себя сведения о целях работы клиента с банком, финансово-хозяйственной деятельности клиента, его деловой репутации, источников происхождения активов и т.д. (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Учитывая довольно размытую формулировку закона, по сути, банк вправе запросить любую информацию о деятельности клиента.

Чаще всего банки запрашивают информацию:

При этом без банковского обслуживания организация существовать не может, а значит рано или поздно ей придётся в каком-то объёме предоставлять запрашиваемые сведения. Поэтому рекомендуем тщательно продумывать объём и вид предоставляемой банку информации. В большинстве случаев это необходимо для соблюдения банковских формальностей, и при минимальном выполнении требований банк сочтёт свою проверочную миссию выполненной.

Кто в зоне риска?

Безусловно, больше всего страдают ИП и группы компаний. Почему?

Статус ИП автоматически ставит вопрос о потенциальном обналичивании средств. Поэтому, несмотря на право ИП тратить полученные им средства по своему усмотрению, все поступления и траты ИП — на особом контроле банка.

Банки все чаще стараются или отказать ИП в открытии счёта, или лимитировать объём средств, которые он может снять, или требуют поддерживать большой неснижаемый остаток на счёте.

Особый подход у банков и к группам компаний. Как указывается в Методических рекомендациях для предпринимателей, выпущенных совместно ЦБ и рядом общественных организаций, наличие в бизнесе нескольких субъектов (например, балансодержатель, держатель контрактов, закупающая компания, продающая компания, компания, за которой закреплен штат, и т.д.), может сигнализировать о необоснованном дроблении и минимизации налоговой базы.

Поэтому к группам компаний у банков, как правило, возникает больше вопросов. Между тем, такая позиция только подтверждает, что группа компаний должна быть соответствовать реальным бизнес-процессам, а все ее элементы наполнены действительным содержанием, а не созданы «на бумаге».

Каков порядок взаимоотношений Банк-Клиент?

При сомнениях Банка в законности операции, он обязан объяснить причину подозрений и запросить у Клиента подтверждающие транзакцию документы.

При этом наряду с понятными критериями сомнительности операции (например, регистрация клиента по адресу массовой регистрации), существует отдельный, неоднозначный критерий — «иные признаки, свидетельствующие о возможном отмывании доходов», устанавливаемые банками самостоятельно в своих внутренних инструкциях. Такие оценочные категории, как «систематичность», «значительность», «излишняя озабоченность клиента», «необоснованная поспешность», «неоправданные задержки», «небольшой период» и тому подобные, а также суммы операций, по которым возможно приостановление, определяются в инструкциях Банками самостоятельно.

Если Клиент не представил документы или они не убедили Банк, последний приостанавливает операцию, вносит Клиента в «Список отказников», т.е. организаций и ИП, в отношении которых принимались решения о приостановлении операции по счёту или об отказе в открытии расчётного счёта, и сообщает об этом в ЦБ и Росфинмониторинг.

Организация или ИП становятся персоной нон-грата в любом банке страны.

Если позднее Клиент направит в Банк обосновывающие документы, которые удовлетворят Банк, то в течение одного рабочего дня операция должна быть проведена Банком, а Клиент исключён из «Списка отказников» с уведомлением Центробанка и Росфинмониторинга.

Если Клиент «не нашёл общего языка» с Банком и через 10 рабочих дней после предъявления в Банк сведений операция не проведена, то Клиент может обратиться в Межведомственную комиссию при ЦБ с соответствующей жалобой.

ЦБ РФ должен в течение 20 рабочих дней изучить вопрос и либо приказать Банку отменить ограничения, либо подтвердить правомерность действий Банка по приостановке сомнительной операции.

А если всё-таки банки отказали в проведении платежа, то необходимо обращаться в суд.

Что говорит суд

В первое время действия новых правил контроля встречались довольно абсурдные причины отказа банков в обслуживании, например:

В настоящий момент судебные дела чаще касаются комиссий и штрафов, вводимых Банками при закрытии счёта сразу после приостановления сомнительной операции. Сумма такой специальной комиссии может доходить до 30-50% от остатка средств на счете (с чем будущий клиент согласился при открытии счета, не обратив внимание на многостраничные «Тарифы»), а оспаривать ее законность и размер придется уже в суде.

Вместе с тем, Верховный суд неоднократно высказал свою позицию в отношении подобных комиссий, указав, что осуществление банком контроля за сделками клиента не может использоваться в качестве способа извлечения выгоды за счет клиента в виде повышенной платы за совершение операций, признанных сомнительными. В этой связи возложение на клиента банка расходов по проведению данного контроля, в том числе путем установления специального тарифа при осуществлении банковских операций, недопустимо. (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 N 5-КГ20-8, 2-5744/2018; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 по делу N 5-КГ20-54-К2, 2-4461/2019).

Таким образом есть шанс, что в ближайшем времени злоупотреблений с подобными комиссиями станет меньше.

В остальной части, учитывая появившийся с 2018 г. внесудебный порядок обжалования действий банка в ЦБ и снятия там основных вопросов к действиям банков, судебные дела касаются чаще всего явно сомнительных действий клиентов:

Участились и случаи блокирования карт физических лиц ввиду сомнительности поступивших на счет физлица средств.

Так, физлицу был заблокирован доступ к счетам ввиду систематического поступления средств по договорам займа от одной и той же компании. При этом средства физлицом со счета сразу снимались, физлицо являлось директором и участником компании-займодавца. По совокупности перечисленных фактов банк свою позицию в суде отстоял (решение Первореченского районного суда г. Владивостока № 2-4248/2019 2-669/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 2-4248/2019). Отметим, что сумма поступлений на счет была не столь значительной — совокупно порядка 900 000 рублей. Однако даже такой небольшой суммы хватило банку для признания зачисления средств сомнительным.

Как видим из судебной практики, ключевыми критериями для признания банковских операций сомнительными является низкое «качество» контрагента, необоснованная частота операций и наличие транзитного характера операции. Все эти факторы редко соответствуют нормальной хозяйственной деятельности.

Выводы

Банковский контроль — один из факторов внешней среды без которых бизнес просто не может существовать. Поэтому любое построение гибкой и устойчивой структуры бизнеса требует долгой и трудоёмкой настройки и согласования в том числе и с банками;

а учитывая уровень текущего контроля, любой субъект должен быть готов подтвердить, обосновать, доказать (кому как больше нравится) обоснованность той или иной транзакции финансовых средств через расчётный счёт и её экономический смысл. Рано или поздно это касается любого клиента банка.

Источник

Письмо в банк о деятельности организации

Письмо в банк о деятельности организации — это документ, который может потребоваться при взаимодействии с кредитным учреждением по требованиям 115-ФЗ. Его составляют при открытии счета, идентификации клиента или запросе о подозрительных операциях.

Обязательно ли давать пояснения банку

Такая обязанность для юридического лица конкретно в законе не установлена. Но в нем есть нормы, обязывающие кредитные учреждения идентифицировать клиентов при взаимодействии с ними. Поэтому при открытии расчетного счета возникает необходимость дать пояснения в банк о деятельности организации в письменном виде.

Для идентификации нужны данные о целях предпринимательства юридического лица. Закон не определяет форму, в которой предоставляется описание деятельности компании. Организация вправе составить письмо в произвольном виде или с использованием бланка кредитного учреждения, если таковой разработан специально.

Кто составляет письмо

Перечень ответственных лиц, которые разрабатывают и формируют письменное описание деятельности организации, определяется в соответствии с локальными актами компании: положением о делопроизводстве, должностными инструкциями. Составление документации обычно включают в обязанности:

Требования к документу

Никаких требований к нему законодатель не предъявляет, детально содержание определяется при непосредственном взаимодействии сторон в зависимости от конкретных обстоятельств. Банк вправе запросить этот документ при открытии счета или при желании выяснить характер подозрительной операции на основании норм 115-ФЗ, которые противодействуют отмыванию денежных средств.

Как составить документ

В справке следует указать точную информацию о компании: все реквизиты берутся из официальных документов. Те сведения, которые пока не подтверждены достоверно, указываются на основании имеющейся в распоряжении информации (о клиентах, выручке и т. д.). Если непонятно, какие данные потребуются, необходимо уточнить объем и состав информации у специалиста кредитного учреждения.

Инструкция, как написать письмо в банк, такова:

Так выглядит образец письма о бизнесе с описанием вида предпринимательской деятельности для банка в 2021 году:

Кому направить письмо

Справка составляется для банка и передается специалисту, по запросу которого предоставляется такая информация. Например, при открытии расчетного счета это специалист по открытию счетов, при запросе по конкретной операции — оператор или специалист по работе с клиентами. Письмо адресуется руководителю кредитного учреждения.

Как доставить письмо

Для отправления используются любые формы связи: электронная почта, факс, мессенджеры, курьерская доставка, доставка специалистом, отправление по Почте России обычным или заказным способом, которые согласованы с кредитным учреждением.

Источник

Характер деловых отношений с банком что писать

Коллеги предлагают свои варианты.

Вариант 1.

ООО «Ромашка» (далее — Общество) осуществляет деятельность по окучиванию клумб, плетению венков и продажи готовых букетов.

В целях осуществления вышеуказанной деятельности Общество приобретает ленточки и цветочки, мотыги и грабли Общество получает в аренду. Основными поставщиками Общества являются: ООО «Пион, ООО «Лента», ООО «Мотыги и грабли», ИП Земелькин. Расчеты производятся в рамках заключенных договоров на основании полученных счетов на оплату.

Общество арендует складское и офисное помещение по адресу:…. согласно договора с ООО или ИП.
На сегодняшний день в штате Общества 1 сотрудник. В связи с тем, что деятельность Общества сезонная, для выполнения конкретных объемов работ заключаются договоры ГПХ.

Расчеты по факту выполненных работ производятся наличными денежными средствами из кассы Общества (платежные ведомости и РКО прилагаются)
Налоги и взносы уплачены полностью и в срок. Отчетность представлена своевременно в полном объеме.

Вариант 2.

В ответ на ваш запрос о предоставление пояснений экономического смысла операций, проводимых по расчётному счету Индивидуального предпринимателя сообщаю следующее.

Основным направлением экономической деятельности ИП ххх является оптовая торговля продуктами питания ОКВЭД 46.17.

Покупателями являются предприятия общественного питания.
Выручка формируется при поступлении оплаты от покупателей.
Прибыль формируется как разница между выручкой и расходами на закупку, транспортными и прочими расходами.

Вариант 3.

ИП ххх. переводит средства на счета физических лиц, являющиеся личными средствами индивидуального предпринимателя
Основными активами ИП ххх является дебиторская задолженность покупателей и автотранспортное средство — Hyundai porter II гос. номер ххх

ИП ххх использует свой расчетный счет в ПАО «СБЕРБАНК» по прямому назначению — для осуществления своей экономической деятельности, руководствуясь в своей работе ГК РФ (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016), Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. и другими Законодательными актами. Экономическим смыслом операций, проводимых по счету, является взаиморасчеты с контрагентами, развитие и экономический рост, а также извлечение прибыли от хозяйственной деятельности.

Операции, проводимые ИП ххх не несут риска потери деловой репутации для Вашего банка, осуществляются исключительно в законных целях, и никаким образом не связаны с финансированием терроризма и прочей противозаконной деятельностью.

Приложения к письму: Договоры с покупателями, приложения к договорам, документы на транспортное средство, выписки банков, документы на наличные расходы.

Источник

Банк просит схему ведения бизнеса. Что отвечать?

Банки проверяют клиентов по антиотмывочному закону — 115-ФЗ. Если операции компании покажутся банку подозрительными, он запросит документы по сделкам и попросит описать бизнес-процессы. С последним у компаний возникает больше всего вопросов. Разберёмся, как отвечать на такое требование, чтобы подтвердить законность своих операций и не столкнуться с блокировкой счёта.

Кого это может коснуться

Вопросы у банков возникают не ко всем. Вот ситуации, когда банки, как правило, просят представить документы и пояснить операции.

Это не закрытый список «подозрительных» обстоятельств. Попасть в поле зрения сотрудников финмониторинга можно, даже если вы соблюдаете закон и не делаете, как вам кажется, ничего из ряда вон выходящего.

Если вы — бухгалтер-аутсорсер или директор обслуживающей бухгалтерии, вам тоже нужно проверять своих клиентов, как это делают банки. Читайте в нашей статье, что вам нужно сделать, чтобы соблюсти 115-ФЗ и не получить штраф от Росфинмониторинга.

Что запрашивает банк

Если банк усомнится в законности операций клиента, он направит клиенту официальный запрос на представление документов и пояснений.

Что могут запросить?

С документами всё более-менее понятно: их нужно собрать, откопировать, заверить и представить в банк. А вот описание бизнес-процессов вызывает сложности.

Банк имеет право спрашивать вас о бизнес-процессах

Иногда предприниматели возмущаются, что банк запрашивает у них информацию, которая составляет коммерческую тайну. Но по закону банк обязан это делать, а клиент обязан предоставлять всю нужную информацию (п.14 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ). Режим коммерческой тайны в данном случае не действует.

Как описывать бизнес-процессы

Под бизнес-процессом банки понимают всю цепочку операций по конкретному виду деятельности компании. Описываем его от начала до конца:

Банк может потребовать описать конкретный бизнес-процесс, например связанный с производством, если у вас производственная компания, или все бизнес-процессы. Если их несколько, описывайте по приведённой схеме каждый процесс по отдельности.

Заблокировать счёт банк может не только по своей инициативе, но и по поручению налоговой. Подключите «Контроль рисков для бизнеса», чтобы узнать заранее, если появится риск блокировки.

Пример описания схемы ведения бизнеса для банка

Посмотрим, как составить на примере компании, которая закупает и перепродаёт зерно. Все цифры условные.

Автор — Светлана Кирланова, эксперт сервиса Контур.Призма
Подготовила редактор Мария Скобелева

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *