Характер занятости ребенка что это значит

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значит Елена Монич
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника

«Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника»

Выполнила:___Монич Е. О___

I. Общие сведения о ребёнке

Имя и первая буква фамилии Дарья Л.

Дата рождения 09.11.2014

Возраст 5 лет 10 месяцев

Общее физическое развитие Физически развита. Антропологические измерения соответствуют среднему уровню для данного возраста.

Состав и особенности семьи:

Мама: Ольга Ивановна, 29 лет.

Образование: Новосибирский Государственный Педагогический Университет, специальность логопед. Домохозяйка.

Папа: Олег Петрович, 32 года.

Образование: Новосибирский автотранспортный техникум, специ-альность техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Место работы: ООО «Автоэмали-Сибирь», Наборщик-комплектовщик

Сестра: Анна Олеговна, 1 год

Бабушка: Валентина Михайловна, 61 год

Образование: Новосибирский Государственный Медицинский Уни-верситет, специальность педиатр. Пенсионерка.

Семья среднего достатка.

II. Особенности жизни ребёнка в семье.

1. Воспитывается в полной семье родными родителями, первый ребенок. Воспитанием ребенка занимается мама и папа, ребенок одинаково общается как с мамой так и с папой. Взаимоотношения в семье ровные, спокойные, доброжелательные. Ребенок так же доброжелательно относится к родителям.

2. Дома ребенок предпочитает играть в куклы, рисовать, собирать конструктор.Родители играют вместе с ребенком: принимают участие в играх, папа катает на спине, с мамой рисуют, гуляют, читают книги, играют в лего, разнообразные настольные игры.

У ребенка дома своя комната, в которой присутствует детский уголок с игрушками. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.

III. Игра – основной вид деятельности ребёнка.

Ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли.

Вступая в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, подчиняется игровым правилам. Девочка проявляет стойкий интерес к новой игрушке или игре, адекватно использует игрушку. Умеет использовать предметы – заместители.

3. По желанию выступает инициатором новых игр, идей. В играх занимает как главную роль, так и второстепенную.

4. Игровые действия по продолжительности совпадают с другими участниками игры.

IV. Другие виды деятельности

Проявляет интерес к конструированной деятельности. правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков.

Проявляет инициативу к труду, к поручениям относится ответствен-но, доводит начатое дело до конца.

Новым материалом овладевает постепенно и устойчиво, может работать продолжительное время, не отвлекаясь.

Преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; стремится их преодолеть.

2)Работает в едином темпе с другими детьми в группе. Контролирует себя, свою деятельность, удерживает цель, доводит дело до конца, проявляет самостоятельность. Оценивает себя, сравнивает свои результаты с образцом. Не мешает педагогу, детям. Принимает помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую).

V. Особенности отдельных познавательных процессов.

1)Развитие познавательных психических процессов ребёнка.

Соответствует возрасту. Восприятие величины, формы, цвета не нарушено. Хорошо знает все основные цвета, может объяснить отличие геометрических фигур, группировать предметы в зависимости от их формы, делить изображения предметов на заданные части.

Развитие действий при ознакомлении с новым предметом. Стремится более планомерно и последовательно обследовать и описать вертит предмет в руках, ощупывает его. Разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, закономерность понимает.

Пространственное восприятие не нарушено, имеет четкое представление о левой, правой руке, ориентируется в понятиях «впереди», «сзади».

Восприятие времени нарушены незначительно, ориентация недостаточная, последовательность времен года знает четко, понятия «время дня», «части суток» ей знакомы, но путается; путается в днях неделях (понедельник со средой, пятницу с воскресеньем).

Непроизвольная память развита хорошо, легко запоминает интересующую информацию. Произвольное запоминание развито хорошо, достаточно легко заучивает. Может запоминать 7-8 предметов изображенных на картинках, преобладает зрительное запоминание. За-поминание носит краткосрочный и механический характер (предлагаемый материал не осмысливает, а запоминает в том виде, в кото-ром он предлагается).

Преобладает репродуктивное воображение, носит произвольный характер. Может дорисовать начатое воспитателем изображение, до-полнив его деталями. Способен самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему, которая часто представляет собой вариацию знакомой сказки.

Внимание носит произвольный характер

Может действовать в соответствии с заданным правилом: отбирать нужные картинки, заштриховывать необходимые фигурки

2) Развитие речи ребёнка:

Понимает обращенную к ней речь.

Словарный запас соответствует возрастной норме (достаточный). Ребенок отличается большим словарным запасом.

Пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный,этические качества (хитрый добрый).

Хорошо развита смысловая сторона речи, ребенок может подобрать синонимы, антонимы.

Предложения строит развернуто, слова употребляет точно в соответствии с их значениями.

Грамматический строй речи соответствует норме (сформирован). Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.

Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа, употребляет сложноподчиненные предложения.

Достаточно активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов.

Способна устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать.

Умеет образовывать названия детенышей животных, соотносит название действия с предметом.

— звуковая сторона речи:

Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове.

Использует средства интонационной выразительности: грустно, ве-село, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествователь-ной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Четко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Может не только определять позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливать точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

Произносит трудные звуки, речь отчетливая. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении.

На занятиях различает слова с разным количеством слогов, находит слова, сходные и разные по звучанию.

Может выделить части в рассказе.

Предложения в рассказе имеют общий смысл.

Понимает тему рассказа и может озаглавить его.

Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в хо-де общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на во-просы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Может составить описательный рассказ по картинке, рассказать о событиях и порассуждать на заданную тему.

Хорошо понимает прочитанное, отвечает на

вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы.

Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе.

Может рассказывать по картинке (по серии картин, об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завяз-ку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реально-го, вообразив предшествовавшие и последующие события.

Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.

VI. Особенности личности

Оценивает себя адекватно, дифференцирует свои положительные качества, умеет правильно оценить свои действия и поступки.

Уровень притязаний адекватный, цели ставит реальные, но при этом нуждается в эмоциональной поддержке, тогда повышается продуктивность деятельности.

При неудачах переживает, реакции адекватные ситуации.

2. Эмоциональная возбудимость или не возбудимость,

У девочки средний уровень тревожности. В различных ситуациях может проявлять плаксивость, неагрессивна, на замечания, одобрение реагирует адекватно. Аккуратно относится к себе, личным вещам. Навыки самообслуживания сформированы

Переживания глубокие, эмоциональное состояние изменяется под воздействием окружающих факторов.

Беспокойство проявляются в ситуациях фрустрации основных потребностей.

Моральные чувства сформированы достаточно хорошо и актуализируются в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми.

Ребенок очень хорошо выражает эстетические чувства, хорошо различает и понимает трагическое и комическое, видит красивое, подмечает изменения в природе.

Проявляет познавательный интерес, радуется при удачном выполнении заданий.

3. Доминирующие мотивы поведения.

Преобладающая мотивация поведения ребенка: интерес к миру взрослых, мотив установления положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы самоутверждения, познавательные мотивы.

4. Волевые качества.

Характер деятельности целеустремленный, проявляет инициативу при эмоциональном одобрении.

5. Темперамент ребёнка.

Активна в деятельности, темп деятельности средний.

Эмоционально чувствительна, отзывчива.

6. Положительные и отрицательные черты характера: общительная, ласковая, доброжелательная, обидчива, проявляет упрямство, иногда склонна скрывать свои чувства.

7. Интересы и склонности.

Девочке нравится музыка, слушает и танцует под нее; очень любит рисовать, с удовольствием рисует маму, папу, себя и маленькую сестренку. С интересом слушает сказки, когда читают взрослые, как рассказывают другие дети, слушает их! Пытается сама рассказывать сказки, обсуждать главных героев.

VII. Общая характеристика поведения.

Преобладает спокойное поведение

2. Выполнение режима.

Соблюдает режим, старается все успеть и уложиться в отведенное время.

3. Подчинение требованиям взрослых.

Подчиняется требованиям воспитателя и взрослых. Иногда лениться собирать вещи и игрушки. Дисциплину старается не нарушать, слушает и реагирует на все замечания преподавателей и взрослых.

VIII. Взаимоотношения с детьми группы.

1. Отношение ребёнка к товарищам по группе.

У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, раз-вито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.

2. Отношение детей группы к ребёнку.

Отношение детей в группе к ребенку положительное, дружелюбное, любят ее, принимают, играют.

IX. Отношение к детскому саду и воспитателю.

1. Любит бывать в детском саду. Нравится, что в детском саду ее учат рисовать, танцевать, лепить, играть, у нее много друзей в саду.

2. Взаимоотношения с воспитателями.

Отношение воспитателя к ребенку: положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к ребенку, в тактической помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.

Отношение ребенка к воспитателю положительное. преобладает личностный вид отношений.

Общение ребенка с воспитателем носит познавательный характер, сформирована способность к сопереживанию и желанию помочь воспитателю.

3. Приёмы (взаимодействия воспитателя с ребёнком и результаты этого взаимодействия.

Ребенок хорошо реагирует на словесные инструкции и замечания и действует в соответствии с ними

X. Внесение изменений в воспитание и обучение данного ребёнка.

Создать «ситуацию успеха», подчеркивать достижения ребенка, оказывать эмоциональную поддержку, создать условия для развития художественных и хореографических способностей.

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значит«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значитО влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значитПрезентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка» Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги: Л. И. Адаменко, Н. А. Кочкина, О. И. Сенько, А. Н. Чернышева.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Источник

Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста

Индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста.

Выполнила работу: воспитатель Першина Елена Александровна

Индивидуальные особенности ребенка.

1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент.Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:

— активность — это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные).

— преобладающее отношение к новому (положительное — улыбка, интерес, отрицательное — тревога, страх, избегание, безразличное)

— преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)

— эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)

Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.

2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.

З. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.

4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате — к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мы исходим из ведущей роли ребенка в собственном развитии. Она определяется тем, что с рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими для людей законами и его индивидуальными особенностями.

I.Универсальными законами развития являются:

1. наличие базисных человеческих потребностей,

2. возрастная периодизация развития,

3. преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,

4. сензитивная периодизация развития.

Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей.

II. Индивидуальными особенностями являются:

1. характеристики темперамента,

2. способности,

3. состояние здоровья,

4. темпы соматического развития, формирования ЦНС

I. Универсальные законы развития.

1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот — если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова.Базисными мы считаем потребности:

2. По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой нами возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального, чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого, абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды.

3. Впитывающее сознание — это особый, присущий только детям до 6 лет механизм

познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.

III. Средства образования.

В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда; педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.

1. Подготовленная среда. Если мы признаем наличие у детей впитывающего сознания и ведущую роль ребенка в собственном развитии, то мы не можем недооценивать роль среды, дающей ребенку возможность впитывать информацию, впечатления и накапливать жизненный опыт, для того, чтобы ребенок мог ПОЛНОЦеННО развиваться. Ему необходима такая окружающая среда, которая позволяет в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворяет потребность ребенка в спонтанной деятельности, дает пищу разуму и не сковывает движения. Она должна соответствовать возрастным и сензитивным возможностям и потребностям ребенка, быть строго упорядоченной, представлять в доступном для впитывания сознанием ребенка виде систему понятий и явлений окружающего мир.

Аркин Е. А. «Ребенок в дошкольные годы» М. 2007.

Буреев Р. С. Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети».

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значитМастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значитПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значитМетодические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значитПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Источник

Задержки развития: как распознать и что делать?

Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть фото Характер занятости ребенка что это значит. Смотреть картинку Характер занятости ребенка что это значит. Картинка про Характер занятости ребенка что это значит. Фото Характер занятости ребенка что это значит

Почти все родители внимательно следят за календарями развития и списками умений, которые дети должны освоить к определённому возрасту. Приятно, когда малыш развивается в соответствии с ними или даже немного опережает, но одна мысль о возможных задержках в развитии может заставить понервничать даже самых спокойных родителей.

Детский Монтессори центр «Созвездие» подготовил памятку для родителей, в которой мы расскажем, что можно считать настоящей задержкой в развитии, когда волноваться не стоит и, главное, что способствует гармоничному развитию малыша.

Пять сфер развития ребенка

Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:

Когнитивное развитие

Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.

Речевое развитие

Развитие крупной и мелкой моторики

Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.

Развитие бытовых навыков

В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.

Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:

Знает основные цвета и может их называть,

Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),

Может запоминать и пересказывать простые истории,

Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),

Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).

Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).

Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.

В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.

Что нужно знать о задержках развития?

Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.

Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть

Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.

Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:

Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,

Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,

Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.

Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.

Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.

Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?

В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.

Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.

Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.

Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.

Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и тп. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.

К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.

Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.

Выводы

Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.

У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.

Заключение

К счастью, настоящие задержки и нарушения развития встречаются у детей относительно редко, обычно же речь идёт о небольших сложностях в освоении отдельных навыков. Такие проблемы достаточно легко решаются с помощью посещения специализированных развивающих занятий.

Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» имеют большой опыт помощи малышам и их родителям в подобных ситуациях. На первых занятиях мы внимательно расспрашиваем родителей о всех особенностях ребенка, проводим всестороннюю диагностику малыша и предлагаем различные варианты занятий в зависимости от пожеланий родителей.

Запишитесь на первое бесплатное занятие в детский Монтессори клуб «Созвездие», мы будем рады вам помочь!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *