Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

Цитаты И. И. Мечникова

Чем более подвигается наука в изучении причин болезни, тем более выступает то общее положение, что предупреждать болезни гораздо легче, чем лечить их. Здоровье

И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. Знания, ученье, любознательность

Характерную черту науки составляет именно то, что она требует сильной деятельности. Наука и её деятели

Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы. Наука и её деятели

Мать должна получить соответствующее образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь. Родители, дети

Только наука изменит мир. Наука в широком смысле: и как расщеплять атом, и как воспитывать людей. И взрослых тоже. Н. М. Амосов о науке и ученых

Наука становится нервной системой нашей эпохи. М. Горький о науке и ученых

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага. Д. И. Менделеев о науке и ученых

Чудеса науки современной далеко превосходят чудеса древней мифологии. Р. Эмерсон о науке и ученых

Как съедающие очень много не бывают здоровы более, нежели употребляющие в пищу лишь самое необходимое, так и истинно ученые бывают не те, которые читают многое, но те, которые читают, полезное. Аристипп о науке и ученых

Наука есть не что иное, как отображение действительности. Ф. Бэкон о науке и ученых

Если не бегаешь пока здоров, придется побегать, когда заболеешь. Гораций о здоровье

Цитата дня

Время измеряется не по длине, а по глубине. Н. Курц о времени

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Мечников Илья Ильич

Книга «Этюды о природе человека»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Случаи инстинкта естественной смерти у человека в настоящее время очень редки. Но благоприятные условия и некоторого рода воспитание инстинкта естественной смерти, по всей вероятности, будут в состоянии пробудить и в достаточной мере развить его.

Много работы предстоит людям, прежде чем они достигнут этой цели. Но характерную черту науки составляет именно то, что она требует сильной деятельности, в то время как религиозные учения и системы метафизической философии ограничиваются пассивным фатализмом и немым смирением. Даже одна перспектива получить в более или менее отдаленном будущем научное разрешение великих задач, занимающих человечество, способна дать большое удовлетворение.

Наше поколение не имеет никаких шансов дожить до физиологической старости и естественной смерти. Но оно найдет, однако, истинное утешение в надежде, что молодые сделают несколько шагов вперед к этой цели. Оно будет думать, что с каждым новым поколением окончательное решение задачи будет все ближе и ближе и что когда-нибудь настанет день, когда люди достигнут истинного блага.

Это прогрессивное шествие требует еще многих жертв; уже и теперь люди науки жертвуют своим здоровьем, а иногда и жизнью, для решения какой-нибудь важной задачи, как например, некоторых медицинских вопросов, касающихся лечения и спасения жизни себе подобных.

Решение задачи человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь целью не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь. Им необходимо будет получать гораздо большую степень образования, чем та, которой они достигают в настоящее время.

От этого должно значительно выиграть все общественное устройство.

Современные условия политики соответствуют былому положению медицины. Каждая взрослая личность мужского пола считается достаточно подготовленной к выполнению самых трудных функций, как, например, избирателя, присяжного и т. д. Единственным оправданием этому служит младенческое состояние социальной науки. Когда последняя разовьется, в ней наступит такая же специализация, как и в медицине. Тогда-то пожилые люди, приобретшие большую опытность и сохранившие все свои способности благодаря ненарушенному физиологическому состоянию, окажут будущему человечеству величайшие услуги.

1 Р1оss-Вагtels. Das Weib, II, S. 86.

ны некультурных времен и должны будут исчезнуть с успехами цивилизации.

С другой стороны, убеждение, что цель человеческой жизни может быть достигнута только благодаря очень большой солидарности между людьми, уменьшит современный эгоизм. Уже один тот факт, что наслаждение жизнью, по правилам Соломона, противоположно истинной цели человеческого существования, достаточен для того, чтобы уменьшить роскошь и все вызываемое ею зло. Уверенность в том, что одна наука способна противодействовать бедам, вытекающим из дисгармонии человеческой природы, неизбежно приведет к развитию образования, что само по себе уже увеличит солидарность между людьми.

Направляясь прямо к цели, надо будет все время справляться с природой. Последняя уже осуществила, например в эфемерах, полный цикл нормальной жизни, приводящей к естественной смерти. В задаче людского предназначения человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа: деятельное вмешательство его самого будет необходимо. Подобно тому, как он изменил природу животных и растений, человек должен будет изменить свою собственную природу для того, чтобы сделать ее гармоничнее.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Еврейская мудрость всех времен

НАСТРОЙКИ.

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

Еврейская мудрость всех времен

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Приблизительно 1011–928 до н. э.

Соломон (ок. 990–933 до н. э.) был третьим царем Израиля и одним из самых мудрых. Его имя произошло от корня «шалом» – «мир», в значении «не война». Правил он более сорока лет и его мудрых советов искали многие люди. Соломон был прекрасным дипломатом, который заключал союзы, спасая свой народ от кровопролитий. Также он имел самый большой гарем, так как именно заключение браков с иностранными невестами помогало ему избегать войн.

Соломон считается автором ветхозаветных книг «Песнь песней», «Притчи Соломона» и «Книги Екклезиаста».

Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум.

Наслаждайся жизнью с женой, которую ты полюбил, во все дни своей суетной жизни, подаренной тебе Им.

Сердце мудрых в доме скорбящих, а сердце глупых в доме, где веселье.

Не обличай насмешника, ибо он возненавидит тебя.

Многословный не избежит греха.

То, что было, то и будет, и то, что происходило, то и произойдёт, и нет ничего нового под солнцем.

Ведь пребывающий в тени мудрости пребывает и в тени богатства, и преимущество знания мудрости в том, что оно приносит жизнь обладающим им.

У дающего бедному не будет недостатка.

Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.

Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, – ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?

Обещал – исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.

Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадет, а, чтоб поднять его, нет другого, да и если двое лежат – тепло им, одному же как согреться?

Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.

Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.

Нет человека, властного над ветром, – и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.

Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.

Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.

Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.

Кто хранит уста свои – тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот – тому беда.

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Главное – мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.

Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.

Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная. Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей… Кто стремится к добру тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.

Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу и Он сохранит тебя.

Упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый.

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит; пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные. Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее, – и блаженны, которые сохраняют ее! Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом.

Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток. Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость. Худой посол попадает в беду, а верный посланник – спасение. Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести.

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и облачающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание. Начало мудрости – страх Господень, и познание Святаго – разум.

Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, – муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей плода от рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее.

Чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание, не внимай льстивой женщине. Ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Ермишин Олег

Книга «Афоризмы»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Дмитрий Иванович Менделеев

ученый, педагог, общественный деятель

Законную степень народной мудрости, составляющую принадлежность любви к отечеству, должно глубоко отличать от кичливого самообожания; одно есть добродетель, а другое порок или зло, задерживающее движение прогресса, требующего, по моему крайнему разумению, прежде всего принципиального равенства народов.

Все дается только труду. Все – труду людскому, таков лозунг истории.

Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.

Суеверие есть уверенность, на знании не основанная.

Наука борется с суевериями, как свет с потемками.

Роль наук служебная, они составляют средство для достижения блага.

Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.

Спокойной скромности утверждений обыкновенно сопутствует истинно научное, а там, где хлестко и с судейскими приемами стараются зажать рот всякому противоречию, – истинной науки нет.

Илья Ильич Мечников

биолог и патолог, создатель научной школы, почетный член Петербургской АН,

лауреат Нобелевской премии 1908 года

Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы.

Характерную черту науки составляет именно то, что она требует сильной деятельности.

Старость наша есть болезнь, которую нужно лечить, как всякую другую.

Лев Ильич Мечников

Жизнь общества управляется законами, не зависящими ни от чьего произвола.

…Свобода есть единственная характерная черта цивилизации…

…Социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни, и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания, или безвластия, анархии.

Человеческая история, лишенная идеи прогресса, представляет лишь бессмысленную смену событий, вечный прилив и отлив случайных явлений, которые не укладываются в рамки общего мировоззрения. […]

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят.

Матвей Яковлевич Мудров

Для сохранения здравия, а иначе, для предупреждения нормальных болезней, нет ничего лучше упражнений телесных или движений.

Николай Алексеевич Некрасов

Где розы – там и тернии – Таков закон судьбы.

Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели – возвысить общество до своего идеала – идеала добра, света и истины.

Литература служит представительницей умственной жизни народа.

Наши собственные несчастия всегда кажутся нам исключительными, не подлежащими сравнению.

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно.

Ревность легковерна, как дитя, и бешена, как дикое животное.

Правдивое признание заслуг, честь и благодарность ожидают всякого совестливого труженика мысли. Но горе и стыд тем, кто приносит истину в жертву корысти и самолюбию.

Иван Саввич Никитин

Пойми живой язык природы – И скажешь ты: прекрасен мир!

Николай Иванович Новиков

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое; нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума.

Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами.

Иной русский разум гораздо превосходнее бывает заморского; но поелику оный не имеет еще столько уважения и одобрения, как иностранный разум, то он часто от того тупеет.

Когда просишь милости, тогда правды говорить не надлежит.

Кто привык лгать, тому всегда надобно за собою носить большой короб памяти, чтоб одну и ту же ложь не переиначить.

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей.

Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания.

Трудясь с важностью и размышлением над образованием духа и сердца учеников своих, будете купно и своему духу доставлять новые преимущества. Стараясь других сделать мудрыми, сами будете становиться мудрее, стараясь их исправить, всегда благополучнее будете успевать в собственном исправлении.

Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека.

Худой человек всегда бывает и худой гражданин.

Человек не может быть счастливым, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями; если благополучие ближнего возбуждает в нем зависть; корыстолюбие заставляет его домогаться чужого, а честолюбие и ненависть лишают душевного покоя. Из сего следует часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называемая учеными нравственным воспитанием.

Человек, себя за ничто почитающий, не может к другим иметь никакого почтения и в обоих случаях являет низкость мыслей.

Источник

Илья Мечников: Нобелевский лауреат и борец с эпидемиями

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

Сегодня, когда умы и чувства всего, без преувеличения, человечества, заняты проблемами эпидемиологии, борьбы с коронавирусом, нелишне напомнить о вкладе отечественной науки в изучение инфекционных заболеваний, борьбу с ними.

Высшую научную награду Илья Мечников получил за сделанное им в 1882 г. открытие фагоцитоза – основного механизма, по которому живой организм борется с микробами и вообще с вредоносными агентами, проникающими в него. Фагоциты – это особые подвижные клетки (к ним прежде всего относятся белые кровяные тельца – лейкоциты), способные «пожирать» инородные тела. Phagos по-гречески, собственно, и означает «пожиратель».

Занимаясь исходно исследованием внутриклеточного пищеварения, Мечников установил, что у низших организмов все клетки выполняют функции фагоцитов в сочетании с функцией переваривания ими пищи, а вот у высших животных в процессе эволюции вырабатывается разделение клеток по их функциям – и возникают специализированные клетки-«пожиратели».

Свои взгляды на явления иммунитета – невосприимчивости к инфекционным заболеваниям – Мечников изложил в известном докладе на съезде русских врачей и естествоиспытателей в 1883 г. под названием: «О целебных силах организма».

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

Фагоцитарную теорию ученому пришлось отстаивать в длительной борьбе с оппонентами, среди которых особенно враждебную позицию занимал знаменитый Роберт Кох. В итоге Илья Ильич добился полной победы и всеобщего признания.

В 1901 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Невосприимчивость в инфекционных болезнях», который надолго сделался настольной книгой для всех биологов, занятых изучением болезнетворных микробов и явлений иммунитета.

Развивая учение о фагоцитозе, Илья Мечников разработал и общую теорию воспаления – понимая его как защитную приспособительную реакцию животного организма, выработанную, опять-таки, исторически, в процессе эволюции живого.

Немалую часть своей жизни великий ученый отдал изучению инфекционных заболеваний: холеры, брюшного тифа, бешенства, сифилиса, туберкулеза, столбняка – и борьбе с ними. С «заразой» у него, можно сказать, были личные счеты. Первая жена Ильи Ильича болела туберкулезом. Она была настолько слаба и истощена, что на церемонию венчания невесту заносили в церковь на стуле. Несмотря на старания супруга, долго женщина не протянула – и убитый горем муж попытался покончить с собой: Илья принял огромную дозу морфия, но, к счастью, его при этом вырвало.

В 1892 г. вспыхнула эпидемия холеры во Франции – кстати, и в России в том году тоже, причем на следующий год после страшнейшего неурожая и голода в ее центральных губерниях. Мечников берется за исследование патогенных свойств холерного вибриона и поиск путей борьбы с опасной инфекцией. Для этого он снова прибегнул к самозаражению, введя в себя ослабленных возбудителей холеры.

Новые работы дали подтверждение теории фагоцитоза: Мечниковым было доказано, что невосприимчивость организма обусловлена рядом факторов, наибольшее значение среди которых имеет фагоцитоз. В 1900 г. он изложил фагоцитарную теорию иммунитета в докладе на 13-м международном съезде врачей в Париже.

В 1911 г. ученый организовал и возглавил экспедицию по изучению чумы в прикаспийском регионе. Попутно был собран ценнейший материал по туберкулезу – вопросам его эпидемиологии и естественного иммунитета к нему. Т.о. Мечниковым была затронута и эта проблема, столь актуальная ныне в нашей стране.

Малоизвестный факт из его биографии: в молодые годы, будучи зоологом, он, помимо прочего, занимался вопросами борьбы с вредителями сельского хозяйства – с саранчой и жуками, поедающими посевы зерновых. Мечников выдвинул идею, лежащую в основе экологически чистого земледелия: об использовании для борьбы с вредителями биологических методов. Ученый разработал технологию заражения патогенным грибом хлебного жука кузьки и свекловичного долгоносика.

День рождения Мечникова превратился в международную памятную дату – люди, занятые и интересующиеся проблематикой продления человеческой жизни, у истоков чего также стоял наш герой, отмечают 15 мая как День Мечникова.

«Для цивилизованных обществ все более и более оправдывается пословица: век живи, век учись»

Половину своей жизни Мечников прожил за границей – и умер он в Париже 15 июля 1916 г. Согласно завещанию, тело его сначала было использовано для медицинских исследований, а затем кремировано – урна с прахом его установлена в библиотеке Пастеровского института, в котором Мечников плодотворно трудился.

Занимаясь проблемами борьбы со старением, за продление жизни, мечтая повысить среднюю продолжительность жизни до 100–120 и более лет, он прожил по нашим меркам совсем немного – 71 год. Такое нередко бывает с исследователями данной проблемы – можно вспомнить и академика Богомольца, не дожившего до 70 лет, – что вызвало, скажем так, разочарование у Сталина. Наука наукой, но слишком много факторов, никак не зависящих от воли человека и его жизненного поведения, определяют продолжительность жизни в случае каждого конкретного индивидуума.

Илью Ильича свели в могилу несколько инфарктов. Биографы утверждают, что здоровье ученого окончательно подкосили переживания по поводу начавшейся Первой мировой войны – и снова приходится констатировать впечатлительность, просто удивительную для человека, профессионально связанного с медициной!

В любом случае, Мечников прожил плодотворную и содержательную жизнь.

Родился он в семье помещика, гвардейского офицера и весьма образованного человека Ильи Ивановича Мечникова, уехавшего по житейским обстоятельствам из столицы в провинцию. Когда мальчику исполнилось три года, семья перебралась из Ивановки в более просторное соседнее имение Панасовка – ныне село Мечниково.

А дедом великого биолога по материнской линии был Лев Невахович – еврей, рожденный, кстати, в Летичеве, на Подолье и крестившийся в лютеранстве. Накопив крупное состояние и переехав в Петербург, он занялся литературной деятельностью; состоял в масонской ложе, был вхож в столичные салоны и знаком с Пушкиным.

Имелся у нашего героя неординарный, весьма колоритный старший брат – Лев (названный так в честь деда). Лев Мечников (1838–1888) – видный географ, социолог и публицист, крупный представитель т. н. географической школы в социологии. Ее сторонники утверждают решающую роль географических факторов в развитии общества. Конкретно у Льва Мечникова это – реки и моря, водные пути сообщения.

Не понимая действительных законов развития общества и абсолютизировав второстепенный фактор, влияющий на хозяйство и в целом на общество, он разделил историю человечества на три периода: речной, средиземноморский и океанический.

По своим убеждениям Лев Ильич являлся анархистом, сторонником Бакунина. В 1856-м молодой человек был исключен из Харьковского университета за участие в революционном студенческом движении. Затем учился в Петербурге – в Медико-хирургической академии и Академии художеств. Лев Мечников владел десятком европейских и восточных языков, свои научные работы он писал на французском, а публицистические – на русском и итальянском языках. В качестве переводчика он участвовал в ближневосточной дипломатической миссии, однако, опять же, за свои революционные взгляды был уволен со службы, после чего обосновался в Европе.

В 1860 г. Лев Мечников присоединился к «тысяче» Джузеппе Гарибальди, принял участие в вооруженной национально-освободительной борьбе итальянского народа – несмотря на инвалидность (хромал, одна нога у него была короче другой); был тяжело ранен в бою. Дружил с Герценом, сотрудничал в «Колоколе». Оказывал помощь Парижской коммуне и участвовал в деятельности Первого Интернационала.

А в 1874–1876 гг. Лев Ильич читал лекции по русскому языку в Токийском университете – получается, он стал один из пионеров налаживания русско-японских культурных связей сразу после того, как Япония совершила революцию Мэйдзи и открылась миру. Живя в Японии, Лев Мечников глубоко изучил природу, историю и культуру этой страны, написав книгу с выполненными им картами и фотографиями.

Он совершил кругосветное путешествие и помогал своему другу Элизе Реклю в написании эпохального географического труда «Земля и люди». Умер Лев Ильич тоже за границей – в Швейцарии, где занимал кафедру статистики и географии.

В Илье Мечникове сочетались «гражданин мира», посвятивший жизнь благу всего человечества, и человек, поддерживавший при этом тесные связи с родиной. Он оказался, увы, тем самым пророком, невостребованным в Отечестве своем.

Свое главное открытие, принесшее ему Нобелевскую премию, – открытие фагоцитоза – Мечников сделал в конце 1882 г., работая в Италии, в Мессине.

Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Смотреть картинку Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Картинка про Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности. Фото Характерную черту науки составляет именно то что она требует сильной деятельности

(В 1999 г. на базе сего учреждения был создан Украинский противочумный институт, опять же – имени Мечникова. Это – одно из тех мест в нашей стране, где обосновались пресловутые американские биолаборатории, занятые непонятно чем. Запятнала наша власть имя и память великого ученого, родившегося на Украине!)

Нормально работать на бактериологической станции в Одессе у Мечникова не получилось – ученый постоянно подвергался нападкам со стороны реакционного чиновничества и врачей-ретроградов. И тогда у него созрело решение покинуть родину – навсегда. Сначала, в 1887 г., он уехал в Германию, а осенью 1888-го по приглашению Луи Пастера отправился в Париж, где организовал лабораторию при Пастеровском институте и заведовал ею до конца жизни. Позже, уже после смерти Пастера, он стал заместителем директора. Там к нему и пришла слава.

В России бывал наездами. В 1902 г. Мечникова избрали почетным членом Петербургской АН. Во время приезда в 1909-м, уже в ранге Нобелевского лауреата, Иван Петрович Павлов чествовал его как «громадную, всем миром признанную русскую ученую силу». Мечников все время поддерживал переписку с друзьями: К. А. Тимирязевым, И. М. Сеченовым, И. П. Павловым, Д. И. Менделеевым и другими.

Но самое главное то, что его лаборатория в Париже стала центром подготовки молодых русских ученых. Илья Мечников создал громадную школу эпидемиологов и микробиологов, известную как Одесская школа. Помимо упомянутого выше Н. Ф. Гамалеи, большим ученым стал Даниил Кириллович Заболотный (1866–1929).

Крестьянский сын родом с Виннитчины, он вырос в эпидемиолога мирового уровня, в конце жизни стал президентом АН Украины. Даниил Заболотный вошел в историю как неутомимый и отважный исследователь чумы, очагов и районов ее распространения. Во время экспедиций по степям и полупустыням Азии он не раз рисковал жизнью. Однажды Даниил Кириллович сам заразился чумой и едва не умер – в те времена смертность от бубонной чумы составляла 50%, а легочная чума вовсе не лечилась. Другой был случай: ученый, ставя на себе опыт, принял внутрь культуру холерного вибриона. И. И. Мечников подарил Заболотному свой портрет с говорящей за себя надписью: «Бесстрашному ученику от восхищенного учителя».

Через таких блестящих учеников Илья Мечников и реализовал свою связь с родиной, покончившей в XX веке с большинством наиболее опасных инфекций.

«Характерную черту науки составляет именно то, что она требует сильной деятельности»

Говоря принятым ныне языком, Илья Мечников в детстве был вундеркиндом. Интерес к изучению природы возник у него очень рано. Уже в восемь лет Илья под руководством домашнего учителя своего старшего брата изучал растения и составил гербарий. Мальчик любил воображать себя ученым и «читал лекции» другим детям.

Маленький Илья с жадностью поглощал литературу по естественным наукам, многого даже пока еще и не понимая. В Харьковскую гимназию Мечников поступил сразу во второй класс – и окончил ее с золотой медалью; при этом уже с шестого класса он начал посещать лекции по анатомии и физиологии в университете. Учился работать с микроскопом. Увлекался Людвигом Фейербахом, а также модными в то время вульгарными материалистами Людвигом Бюхнером и Якобом Молешоттом.

Далее у него была трехлетняя стажировка в Европе: в Германии – на острове Гельголанд и в городе Гисене, да в Италии – в Неаполе. (Если точнее, то Гельголанд в то время не был немецким, он принадлежал Великобритании, которая в 1890 г. обменяла этот крошечный, но стратегически важный клочок суши на Занзибар.)

В лаборатории Гисенского университета Илья Мечников работал благодаря стипендии, полученной им при содействии Николая Ивановича Пирогова. Там Илья Ильич – в 20 лет всего! – сделал свое первое значительное научное открытие: цикл чередования поколений у одного из видов паразитических червей – нематод. Однако открытие сие попытался присвоить наставник молодого человека – немецкий зоолог Лейкарт, и начинающему ученому пришлось отстаивать свой научный приоритет.

А в Неаполе началась долгая и плодотворная дружба Мечникова с другим выдающимся биологом – Александром Онуфриевичем Ковалевским (1840–1901). Вместе они и стали основоположниками эволюционной эмбриологии. В 1867 г. два друга за свои работы были удостоены премии Академии наук имени Карла Бэра (1792–1876), русского ученого, основоположника науки эмбриологии как таковой.

Уже в 23 года Илья Мечников защитил докторскую диссертацию, в 25 лет стал профессором! Он, кстати, был прекрасным лектором, излучавшим любовь к науке.

Современники особенно отмечали доброту и отзывчивость Ильи Ильича – в Пастеровском институте сотрудники величали его не иначе как «отец Мечников».

Ученый, плодотворно работавший во многих отраслях биологической науки и сделавший открытия, столь важные для людей, практически, говоривший о том, что «…работа мысли, вложенная в научные и технические открытия, оплодотворяет мускульный труд и ведет к обогащению населения…», – он всячески подчеркивал при этом значение научной теории, мировоззренческие функции науки. Илья Ильич Мечников возражал против того, «что нам нужно заниматься исключительно прикладными отраслями естествознания, непосредственно ведущими к увеличению материального благосостояния. Отдавая должное прикладной науке, которая успела уже принести столько благ человечеству, но в то же время помня, что «не от единого хлеба жив будет человек»… я думаю, что нам пора позаботиться о том, чтобы укрепить знамя теоретического естествознания». Золотые слова!

«Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей природы»

Безоговорочно принятый еще в ранней юности дарвинизм стал для Мечникова и основой его материалистического кредо, и руководящим принципом его научной работы. Еще студентом он поставил перед собой задачу: развивая дарвиновское учение, обосновывая его, исследовать единство происхождения видов. На это и были направлены его работы в области эмбриологии в первый период деятельности.

И. Мечников и А. Ковалевский, изучая развитие личинок морских животных – губок, медуз, червей и других, – обнаружили общие закономерности зародышевого развития как у позвоночных, так и беспозвоночных животных, – что служит важным доказательством эволюции живого. В дальнейшем Мечников предложил одну из первых теорий происхождения многоклеточных животных – теорию фагоцителлы.

Продолжая работать в данном направлении, он и пришел к своему главному открытию: ведь фагоцитоз ученый открыл, изучая личинок морской звезды. Он еще провел простой, но блестящий эксперимент, пронзив тело личинки шипом розы и наблюдая реакцию организма на это вторжение инородного тела. И вот… «До этого зоолог, я сразу сделался патологом», – писал он. Однако и к явлениям иммунитета Илья Мечников подходил именно как к явлениям, развивающимся эволюционно.

Свой материализм, непримиримый к каким-либо проявлениям мистицизма и спиритуализма, Илья Ильич называл «рационализмом». В 1909 г. пресса широко освещала встречу нобелевского лауреата и несостоявшегося нобелевского лауреата – Льва Николаевича Толстого – в Ясной Поляне. Однако общего языка два гения, в общем-то, не нашли – ибо слишком велико было расхождение в их мировоззрении.

По своим общественно-политическим взглядам Мечников был либералом и прогрессистом. Вера в безграничные возможности науки доходила у него – как это присуще, в общем-то, многим выдающимся ученым – до представления о том, что одна только наука, без жестокой борьбы в обществе, способна обеспечить прогресс человечества, что она «одна может вывести человечество на истинную дорогу».

Выдающийся ученый мечтал о том, что: «Со временем, когда наука устранит современные бедствия… человек подымется на более высокую ступень и легче, чем теперь, отдастся служению самым возвышенным целям. Тогда искусство и теоретическая наука займут то подобающее им место, которого они лишены теперь благодаря множеству забот».

Т.о. прогрессист Мечников верно понимал смысл человеческого прогресса. Смысл его не в том, чтобы зарабатывать еще больше денег и обставлять себя материальным богатством, – хотя, безусловно, человек нуждается в сытой и комфортной жизни. Смысл прогресса состоит в том, чтобы каждый человек обретал возможности жить долго и счастливо, раскрывая свой творческий потенциал и всесторонне развивая себя, обогащая себя знаниями и эстетически осваивая окружающий мир. Наука обязательно «подымет человека на более высокую ступень» – когда она вправду будет поставлена на службу всему обществу, а не будет прислуживать корпорациям и служить к тому же целям войны.

Труды Ильи Ильича Мечникова, вне всяких сомнений, воплотятся в долгую и счастливую жизнь многих и многих поколений землян. И лучше всего его место в истории науки, в истории человечества охарактеризовал его лучший ученик Н. Ф. Гамалея: «Пройдут десятки лет, человечество научится побеждать рак, проказу и многие другие неизлечимые сейчас болезни, и люди всегда будут с благодарностью вспоминать светлое имя великого русского естествоиспытателя И. И. Мечникова, который положил блестящее начало делу борьбы за здоровье человека».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *