Характерные интервалы что это
Характерные интервалы
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Построение характерных интервалов
Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).
Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.
Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.
Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:
Разрешение характерных интервалов
Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.
Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:
Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.
Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора
Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.
Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:
В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.
В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.
Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:
Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:
ИНТЕРВАЛЫ | МАЖОР | МИНОР |
ув.2 | VI пониженная | VI |
ум.7 | VII | VII повышенная |
ув.5 | VI пониженная | III |
ум.4 | III | VII повышенная |
Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:
Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:
Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).
Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:
Характерные интервалы
Характерные интервалы — это интервалы которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. В гармоническом миноре с повышением 7-й ступени образуются интервалы, которые не встречаются в натуральном миноре. Это ув2 и ее обращение ум7. Ум7 строится на 7# и разрешается в ч5, ув2 это ее обращение. разрешается в сторону расширения- ч4.
Увеличенная секунда (ув.2)
строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.
Уменьшенная септима (ум.7)
Строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх. Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимо обратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7
Увеличенная квинта (ув.5)
Строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре. Ув.5 увеличиваясь переходит при разрешении в большую сексту
Уменьшенная кварта (ум.4)
строится на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимо обратимые интервалы. это возможно использовать при их совместном построении в тональности. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.
[править] Разрешения характерных интервалов
Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Поэтому гармоническая ступень всегда движется на полу тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени — остается на месте, а если на не устойчивой — движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы — расширяются, уменьшенные — сужаются.
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
ВИДА МАЖОРА И МИНОРА
Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной VI ступенью:
Мелодический мажор – при движении вверх идѐт как натуральный, а вниз –
понижается VI и VII ступени.
Гармонический минор – минорный лад с повышенной VII ступенью:
Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх
повышаются VI и VII ступени, а вниз – как в натуральном миноре:
ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА
Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая
повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз
движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст.
ИНТЕРВАЛЫ
называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала
взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно –
мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и
ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и
обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.
Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.
К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и
большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.
Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от
основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию –
нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются –
простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:
Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды.
Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).
Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая
(м2), если 1 тон – большая (б2)
Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2
Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2
тона – уменьшѐнная (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).
Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3
тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).
Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½
тона – она большая (б6)
Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если
Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).
Консонирующие интервалы делятся на:
Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.
Совершенный консонанс – ч4, ч5.
Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.
Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7.
ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ
ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.
В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях.
В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ст., б2 – на остальных
В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ст., б2 – на остальных
В натуральном мажоре: б3 – на Т,S, D, м3 – на остальных
В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, м3 – на остальных
В натуральном мажоре: ч4 – на всех ст., кроме 4 ст. ( ув4)
В натуральном миноре: ч4 – на всех ст., кроме 6 ст. ( ув4)
В натуральном мажоре: ч5 – на всех ст., кроме 7 ст. ( ум5)
В натуральном миноре: ч5 – на всех ст., кроме 2 ст. ( ум5)
В натуральном мажоре: м6 – на 3,6,7 ст., а б6 – на остальных
В натуральном миноре: м6 – на 1,2,5 ст., а б6 – на остальных
В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ст., а м7 – на остальных
В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ст., а м7 – на остальных
Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.
Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются
неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия.
Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все
диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение
интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных – сходятся.
СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире
октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем
прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же
интервалы, но уже через октаву:
Нона – 9 ступеней, секунда через октаву. Бывает: малая нона (м9) – содержит 9
ступеней и 6,5 тонов, большая нона (б9) – содержит 9 ступеней и 7 тонов.
Децима – 10 ступеней, терция через октаву. Бывает: малая децима (м10) –
содержит 10 ступеней и 7,5 тонов, большая квартдецима (б10) – содержит 10
ступеней и 8 тонов.
Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву. Чистая ундецима (ч11) состоит из
11 ступеней и 8,5 тонов.
Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву. Чистая дуодецима (ч12) состоит
из 12 ступеней и 9,5 тонов.
Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву. Бывает: малая терцдецима (м13)
– содержит 13 ступеней и 10 тонов, большая терцдецима (б13) – содержит 13
ступеней и 10,5 тонов.
Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву. Бывает: малая квартдецима
(м14) – содержит 14 ступеней и 11 тонов, большая квартдецима (б14) – содержит
14 ступеней и 11,5 тонов.
Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву. Чистая квинтдецима (ч15)
состоит из 15 ступеней и 12 тонов.
ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ
Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется– обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:
перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его
перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его
При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим
составляет чистую октаву.
Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в
сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в
секунду, октава – в приму.
Каждая пара интервалов является взаимообратимой.
При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие,
большие – в малые, увеличенные – в уменьшѐнные, уменьшѐнные – в
увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а
диссонирующие – в диссонирующие
ТРИТОНЫ
Тритоны – это интервалы, в которых три тона. К ним относятся – ув.4 и ум.5.
ув.4 = 4 ст. + 3 тона. ум.5 = 5 ст. + 3 тона.
Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и
ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст.
ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.
ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.
Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в
сторону расширения (в б6); ум.5 – в сторону сужения (в м3).
ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ
гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4.
Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения.
Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в
ув2 = 2 ст. + 1,5 тона. ум7 = 7 ст. + 4,5 тона.
В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст.
В гарм. мажоре ум7 – на VII ст.
В гарм. миноре ув2 – на VI ст.
В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.
ув5 = 5 ст. + 4 тона. ум4 = 4 ст. + 2 тона.
В гарм. мажоре ув5 – на VI b ст.
В гарм. мажоре ум4 – на III ст.
В гарм. миноре ув5 – на III ст.
В гарм. миноре ум4 – на VII # ст.
Музыкальные интервалы – первое знакомство
Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.
Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.
Гармонические и мелодические интервалы
Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.
Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.
Роль интервалов в музыке
Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».
Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.
Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.
Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».
Свойства интервалов
Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.
Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.
Музыкальные интервалы – названия
Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:
1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.
Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.
Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).
Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.
Интервалы в музыке – итоги
В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.
В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.
Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.
Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.
Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”