Характерные интервалы что это

Характерные интервалы

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.

К характерным интервалам относятся:

Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.

В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.

Построение характерных интервалов

Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.

Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.

Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Разрешение характерных интервалов

Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.

Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:

Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.

Источник

Характерные интервалы гармонического мажора и гармонического минора

Характерные интервалы появляются только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Характерных интервалов всего четыре, это две пары взаимосвязанных увеличенных и уменьшенных интервалов:

В составе каждого из характерных интервалов обязательно есть характерная ступень, то есть ступень, которая изменяется в связи с тем, что лад становится гармоническим. Для мажора – это шестая пониженная ступень, а для минора такой ступенью является седьмая повышенная. Характерная ступень является или нижним звуком характерного интервала или верхним.

В целом, в образовании характерных интервалов принимают участие VI, VII и III ступени.

Когда ищете характерные интервалы в тональности, возьмите на заметку следующее:

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Ступени, на которых строятся все характерные интервалы нетрудно запомнить. Для удобства можно воспользоваться следующей таблицей:

ИНТЕРВАЛЫМАЖОРМИНОР
ув.2VI пониженнаяVI
ум.7VIIVII повышенная
ув.5VI пониженнаяIII
ум.4IIIVII повышенная

Характерные интервалы являются неустойчивыми, поэтому их необходимо разрешать. Разрешение осуществляется по тем же принципам, которые применялись по отношению к тритонам:

Результат разрешения характерных интервалов всегда стабильный:

Особенностью разрешения ув.5 и ум.4 является одностороннее разрешение: в состав этих интервалов включается III ступень, и она при разрешении просто остаётся на месте, так как является устойчивой (то есть не требует разрешения).

Пример разрешения характерных интервалов в тональности До мажор:

Источник

Характерные интервалы

Характерные интервалы — это интервалы которые строятся только в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. В гармоническом миноре с повышением 7-й ступени образуются интервалы, которые не встречаются в натуральном миноре. Это ув2 и ее обращение ум7. Ум7 строится на 7# и разрешается в ч5, ув2 это ее обращение. разрешается в сторону расширения- ч4.

Увеличенная секунда (ув.2)

строится на VI ступени лада и разрешается в сторону расширения поступенным движением обоих звуков в чистую кварту на V ступени.

Уменьшенная септима (ум.7)

Строится на VII ступени и разрешается в сторону сужения поступенным движением обоих звуков в чистую квинту на I ступени. При построении уменьшенной септимы, как и других секст и септим, рекомендуется использовать обращение, с построением секунды вниз и переносом результата на октаву вверх. Поскольку увеличенная секунда и уменьшенная септима — взаимо обратимые интервалы, то, при построении их обоих в одной и той же тональности, целесообразно, после построения ув.2, обратить ее звуки в ум.7

Увеличенная квинта (ув.5)

Строится на VI ступени в мажоре и на III — в миноре. Ув.5 увеличиваясь переходит при разрешении в большую сексту

Уменьшенная кварта (ум.4)

строится на III ступени в мажоре и на VII — в миноре. Увеличенная квинта и уменьшенная кварта — взаимо обратимые интервалы. это возможно использовать при их совместном построении в тональности. От данных ступеней обычным порядком отсчитывается нужная количественная величина.

[править] Разрешения характерных интервалов

Все разрешения потому и есть разрешения, что разрешаются они в устойчивые ступени (устойчивые ступени входят в состав тонического трезвучия). Поэтому гармоническая ступень всегда движется на полу тона в ближайшую устойчивую (в мажоре VI => V, в миноре VII => I). Вторая ступень интервала: если она находится на устойчивой ступени — остается на месте, а если на не устойчивой — движется в сторону устойчивой в направлении обратном разрешению гармонической ступени. Здесь все просто: увеличенные интервалы — расширяются, уменьшенные — сужаются.

Источник

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

ВИДА МАЖОРА И МИНОРА

Гармонической мажор – мажорный лад с пониженной VI ступенью:

Мелодический мажор – при движении вверх идѐт как натуральный, а вниз –

понижается VI и VII ступени.

Гармонический минор – минорный лад с повышенной VII ступенью:

Мелодический минор – минорный лад, в котором при движении вверх

повышаются VI и VII ступени, а вниз – как в натуральном миноре:

ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА

Хроматическая гамма – это гамма, построенная по полутонам. Хроматическая

повышаются, хроматически не изменяются III и VI ст. При движении вниз

движении вверх и вниз хроматически не изменяются I и V ст.

ИНТЕРВАЛЫ

называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала

взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно –

мелодический интервал. Интервал определяется 2 величинами: тоновой и

ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и

обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшѐнная.

Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и

большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от

основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию –

нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются –

простые, а шире октавы – составными. Всего 8 простых интервалов:

Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды.

Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).

Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона – то она малая

(м2), если 1 тон – большая (б2)

Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 ½ тона (м3), в большой – 2

Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона – она чистая (ч4), если 2

тона – уменьшѐнная (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона – она чистая (ч5), если 3

тона – уменьшѐнная (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).

Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 ½

тона – она большая (б6)

Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если

Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Консонирующие интервалы делятся на:

Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенный консонанс – ч4, ч5.

Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7.

ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ. УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ

ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях.

В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ст., б2 – на остальных

В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ст., б2 – на остальных

В натуральном мажоре: б3 – на Т,S, D, м3 – на остальных

В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, м3 – на остальных

В натуральном мажоре: ч4 – на всех ст., кроме 4 ст. ( ув4)

В натуральном миноре: ч4 – на всех ст., кроме 6 ст. ( ув4)

В натуральном мажоре: ч5 – на всех ст., кроме 7 ст. ( ум5)

В натуральном миноре: ч5 – на всех ст., кроме 2 ст. ( ум5)

В натуральном мажоре: м6 – на 3,6,7 ст., а б6 – на остальных

В натуральном миноре: м6 – на 1,2,5 ст., а б6 – на остальных

В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ст., а м7 – на остальных

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ст., а м7 – на остальных

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.

Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются

неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия.

Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все

диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение

интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаѐтся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшѐнных – сходятся.

СОСТАВНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

Кроме простых интервалов, в музыке применяются также интервалы шире

октавы. Такие интервалы называются составными. Они образуются путем

прибавления октавы к простым интервалам. Таким образом получаются те же

интервалы, но уже через октаву:

Нона – 9 ступеней, секунда через октаву. Бывает: малая нона (м9) – содержит 9

ступеней и 6,5 тонов, большая нона (б9) – содержит 9 ступеней и 7 тонов.

Децима – 10 ступеней, терция через октаву. Бывает: малая децима (м10) –

содержит 10 ступеней и 7,5 тонов, большая квартдецима (б10) – содержит 10

ступеней и 8 тонов.

Ундецима – 11 ступеней, кварта через октаву. Чистая ундецима (ч11) состоит из

11 ступеней и 8,5 тонов.

Дуодецима – 12 ступеней, квинта через октаву. Чистая дуодецима (ч12) состоит

из 12 ступеней и 9,5 тонов.

Терцдецима – 13 ступеней, секста через октаву. Бывает: малая терцдецима (м13)

– содержит 13 ступеней и 10 тонов, большая терцдецима (б13) – содержит 13

ступеней и 10,5 тонов.

Квартдецима – 14 ступеней, септима через октаву. Бывает: малая квартдецима

(м14) – содержит 14 ступеней и 11 тонов, большая квартдецима (б14) – содержит

14 ступеней и 11,5 тонов.

Квинтдецима – 15 ступеней, октава через октаву. Чистая квинтдецима (ч15)

состоит из 15 ступеней и 12 тонов.

ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется– обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:

перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его

перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его

При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим

составляет чистую октаву.

Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в

сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в

секунду, октава – в приму.

Каждая пара интервалов является взаимообратимой.

При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие,

большие – в малые, увеличенные – в уменьшѐнные, уменьшѐнные – в

увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а

диссонирующие – в диссонирующие

ТРИТОНЫ

Тритоны – это интервалы, в которых три тона. К ним относятся – ув.4 и ум.5.

ув.4 = 4 ст. + 3 тона. ум.5 = 5 ст. + 3 тона.

Тритоны строятся натуральном и гармоническом мажоре и натуральном и

ув.4 – на VI ст., ум.5 – на II ст.

ув.4 – на VI b ст., ум.5 – на II ст.

ув.4 – на IV ст., ум.5 – на VII # ст.

Тритоны диссонирующие интервалы и требуют разрешения: ув.4 разрешается в

сторону расширения (в б6); ум.5 – в сторону сужения (в м3).

ХАРАКТЕРНЫЕ ИНТЕРВАЛЫ

гармонических видах мажора и минора. К ним относятся: ув2 и ум7, ув5 и ум4.

Характерные интервалы – диссонирующие и требуют разрешения.

Увеличенные интервалы разрешаются в сторону расширения. Уменьшѐнные – в

ув2 = 2 ст. + 1,5 тона. ум7 = 7 ст. + 4,5 тона.

В гарм. мажоре ув2 – на VI b ст.

В гарм. мажоре ум7 – на VII ст.

В гарм. миноре ув2 – на VI ст.

В гарм. миноре ум7 – на VII # ст.

ув5 = 5 ст. + 4 тона. ум4 = 4 ст. + 2 тона.

В гарм. мажоре ув5 – на VI b ст.

В гарм. мажоре ум4 – на III ст.

В гарм. миноре ув5 – на III ст.

В гарм. миноре ум4 – на VII # ст.

Источник

Музыкальные интервалы – первое знакомство

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Интервалы в музыке играют очень важную роль. Музыкальные интервалы – первооснова гармонии, «строительный материал» произведения.

Вся музыка сложена из нот, но одна нота – это ещё не музыка – равно, как и любая книга написана буквами, но буквы сами по себе ещё не несут смысла произведения. Если взять смысловые единицы крупнее, то в текстах это будут слова, а в музыкальном произведении – созвучия.

Гармонические и мелодические интервалы

Созвучие двух звуков называется интервалом, причём эти два звука можно сыграть, как вместе, так и по очереди, в первом случае интервал будет называться гармоническим, а во втором – мелодическим.

Что значит гармонический интервал и мелодический интервал? Звуки гармонического интервала берутся одновременно и поэтому сливаются в единое созвучие – гармонию, которая может прозвучать очень мягко, а может и остро, колюче. В мелодических интервалах звуки играются (или поются) по очереди – сначала один, потом другой. Эти интервалы можно сравнить с двумя соединенными звеньями цепочки – из таких звеньев состоит любая мелодия.

Роль интервалов в музыке

Какова же сущность интервалов в музыке, например, в мелодии? Представим себе две разные мелодии и проанализируем их самое начало: пусть это будут всем известные детские песенки «Как под горкой, под горой» и «В лесу родилась ёлочка».

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Давайте сравним начала этих песенок. Обе мелодии начинаются с ноты «до», но совершенно по-разному развиваются дальше. В первой песенке мы слышим, будто мелодия маленькими шажками поднимается по ступенькам – сперва от нотки до к ноте ре, потом от ре к ми и т.д. А вот на первых же словах второй песенки мелодия сразу скачком уходит вверх, как бы перескакивая сразу через несколько ступенек («в лесу» – ход от до к ля). Действительно, между нотами до и ля поместились бы ещё совершенно спокойно ре ми фа и соль.

Движение вверх и вниз по ступенькам и скачком, а также повторение звуков на одной и той же высоте – это всё музыкальные интервалы, из которых, в конечном счёте, складывается общий мелодический рисунок.

Да, кстати. Если вы взялись изучать музыкальные интервалы, то вы наверняка уже знаете ноты и сейчас хорошо меня поняли. Если пока не знаете нот – ознакомьтесь со статьёй «Нотная грамота для начинающих».

Свойства интервалов

Вы уже поняли, что интервал – это некий промежуток, расстояние от одной ноты до другой. Теперь разберёмся, в чём же это расстояние можно измерить, тем более что пришла пора узнать названия интервалов.

Каждый интервал имеет два свойства (или две величины) – это ступеневая и тоновая величина. Ступеневая величина зависит от того, сколько музыкальных ступеней охватывает интервал – одну, две, три и т.д. (причём сами звуки интервала тоже считаются). Ну, а тоновая величина относится к составу конкретных интервалов – подсчитывается точное число тонов (или полутонов), которые умещаются в интервале. Эти свойства иногда называют по-другому – количественная и качественная величина, суть их при этом не меняется.

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5). Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7).

Число тонов в каждом интервале нужно запомнить. Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона. Чтобы повторить тему тонов и полутонов – почитайте статьи «Знаки альтерации» и «Как называются клавиши фортепиано», где эти вопросы подробно рассматриваются.

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

Интервалы в музыке – итоги

В данной статье, которую можно было бы назвать уроком, мы с вами разобрали интервалы в музыке, выяснили, как они называются, какие имеют свойства, и какую роль играют.

Характерные интервалы что это. Смотреть фото Характерные интервалы что это. Смотреть картинку Характерные интервалы что это. Картинка про Характерные интервалы что это. Фото Характерные интервалы что это

В дальнейшем вас ждёт расширение знаний по этой очень важной теме. Почему она так важна? Да потому что музыкальная теория – это универсальный ключ к пониманию любого музыкального произведения.

Что делать, если у вас не получилось разобраться в теме? Первое – отдохнуть и прочитать всю статью ещё раз сегодня или завтра, второе – поискать информацию на других сайтах, третье – связаться с нами в группе вконтакте или задать свои вопросы в комментариях.

Если всё понятно, то я очень рад! Внизу страницы вы найдёте кнопочки различных соцсетей – поделитесь данной статьёй со своими друзьями! Ну, а после вы можете немного расслабиться и посмотреть прикольное видео – пианист Денис Мацуев импровизирует на тему песенки «В лесу родилась ёлочка» в стилях разных композиторов.

Денис Мацуев “В лесу родилась ёлочка”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *