Харалужный меч что такое
Что такое харалужные мечи?
Что такое харалужные мечи?
Какие мечи ценились на Руси особенно высоко? На этот вопрос, практически каждый, хоть немного знакомый со старинными оружейными металлами, скажет о дамасских и булатных клинках. Если же отвечающий не ловил мух на уроках литературы, а дома – не спеша и внимательно прочел «Слово о полку Игореве…», то он вспомнит и о харалужных мечах, воспетых в великом древнерусском повествовании.
Вопрос о том, чем были ценны харалужские мечи и где их изготовляли – поставит в тупик большинство любителей истории.
Патриоты Отечества пояснят, что с конца девятого – в начале десятого века нашей эры, ковку «дамасских» мечей освоили на Руси. При этом, знатоки сошлются на арабских авторов, писавших о оружии Русов. Процитируют хорезмского учёного Аль-Бируни который в десятом веке так описывал мечи русов: «Русы выделывают свои мечи из стали, а долы посреди них из железа, чтобы придать им (мечам) прочность при ударе, предотвратить их хрупкость. Когда они (славяне) познакомились с сплавленным узорчатым металлом, то изобрели для долов плетенье из длинных проволок, изготовленных из стали и железа. И начали у них получаться на сварных плетениях, при погружении в протравитель, вещи удивительные и редкостные. Такие, какие они желали и намеревались получить.».
Итак, что мы имеем?
— Только то, что у других народов мира не упоминаются харалужные мечи, известные нам по тексту знаменитого «Слове о полку Игореве…», в ниже-приведенных цитатах:
1. «О ярый тур Всеволод! Стоишь ты на поле брани, сыплешь на воинов стрелами, гремишь о шеломы мечами харалужными…»
2. «С утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шеломы, трещат копья харалужные, остриями блистающие в поле неведомом среди земли Половецкой.»
3. «Святослав грозный великий Киевский. Грозою он заставил трепетать — своими сильными полками и харалужными мечами наступил на Половецкую землю, потоптал холмы и овраги, взмутил реки и озера, иссушил ручьи и болота».
Рассмотрим несколько версий о том, что же такое харалужные мечи.
Самым простым и самым верным, на мой взгляд, но ничего не проясняющим объяснением является вариант: «Это булатные мечи». Почему? Да потому что качественными и достойными воспевания, могли быть только булатные клинки, обладавшие прекрасной прочностью, гибкостью, остротой и красотой текстуры металла. Так называемые, римские мечи, вряд ли заслуживали высоких слов о себе, поскольку ковавшиеся из одной однородной заготовки металла, явно уступали булатному оружию и римляне одерживали победу не столько благодаря качеству своих мечей, сколько тому, что противостоявшие им кельты сражались мечами из «болотного» мягкого железа, а такие мечи гнулись после нескольких ударов о бронзовые доспехи римских легионеров.
Если же харалужные мечи производились не в Хоросане, а в каком либо Харалуге? Есть ли где селения или урочища носящие название «Харалуг»?
— Есть. Хараужные берега упоминаются в «Задонщине»: «Доне, Доне. прошелъ еси землю половецкую, пробилъ еси берези хараужныя…».
В современном литературном переводе фраза озвучена так: «О Дон, Дон, быстрая река! Прорыл ты каменные горы и течешь в землю Половецкую».
Почему у переводчика «хараужные» берега стали «горами каменными»? Скорее всего, переводчик, знакомый с текстом «Слова…» помнил о воспетых харалужных мечах, считал их чрезвычайно крепкими, а поскольку берега не могут быть «булатными», в переводе появилась фраза про каменные горы. Впрочем, возможно, во времена написания «Задонщины», слово «гора» могло произноситься и писаться как «хора». В этом случае, «хараужные» берега, несмотря на созвучность слов, не имеют никакого отношения к харалужным мечам, а означают «гораужные», то есть – высокие гористые берега. Или «солнечные», «освещенные солнцем» берега, если вспомнить о возможном искажении имени Хорса.
В версию что в «Задонщине» идет речь о берегах возле некого исчезнувшего и забытого, стоявшего у Дона, древнерусского города металургов и кузнецов «Хараужа» или «Харалуга», верится слабо. Скорее всего, не было в истории такого города, а вот село Харалуг было и существует. Только не на Дону, а на Украине, в Корецком районе Ровненской области.
Загадки харалужного меча
Одним из главных вооружений древнерусского воина был меч. История меча на Руси достаточно хорошо известна, но в ней все еще остаются белые пятна. К примеру, поводом для споров до сих пор является т.н. харалужный меч. Какому именно оружию принадлежало это название – неясно. Также неизвестно, по каким причинам этот меч отличали от других клинков. Все это способствует появлению различных версий, ни одна из которых пока не была подтверждена полностью.
Литературные источники
Словосочетание «мечи харалужные» впервые появляется «Слове о полку Игореве», написанном в конце XII в. До этого подобные выражения в известных источниках не встречаются. В «Слове» прилагательное «харалужный» используется несколько раз в качестве описания мечей, копией и цепов. Также необходимо обратить внимание на оборот «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована».
В следующий раз харалужные копья упоминаются только в «Задонщине», написанной ориентировочно в XIV-XV вв. В других литературных произведениях той эпохи харалужные мечи, копья и т.д. или харалуг сам по себе отсутствуют.
Происхождение названия
Впрочем, версия о покрытии не имеет достойных подтверждений и не пользуется особой популярностью. Общепринятые объяснения связаны именно с материалом мечей и копий.
Существует несколько версий перевода «Слова» и «Задонщины» на современный русский язык, и они тоже вносят путаницу. В некоторых подобных переводах вместо древнерусского термина «харалужный» используются другие определения. В частности, нередко упоминается булат.
Булат-харалуг
Имеются сведения о закупке импортных материалов для дальнейшего изготовления мечей местными кузнецами. Впрочем, собственное производство булата в течение многих веков запустить не удавалось.
Версия о харалуге-булате имеет право на жизнь, но все же не лишена недостатков. Ее главная проблема заключается в отсутствии прямых доказательств. В доступных источниках, относящихся к требуемому историческому периоду, булат и харалуг вместе не упоминаются и не отождествляются.
Попытка реконструкции
Вполне возможно, что термин «харалуг» применялся в отношении некоего сплава, вышедшего из употребления и забытого. В таком случае можно было бы провести исследования и попытаться восстановить утерянную технологию. Именно этим в середине девяностых занялась группа российских ученых и металлургов.
В дальнейших исследованиях был восстановлен древний новгородский процесс изготовления стали для клинка. При плавке рыхлой озерной руды с помощью березового угля добавили небольшое количество материала железного метеорита с небольшим содержанием никеля. Последний обеспечил легирование стали, а за счет метеоритного железа образовалась сложная аустенит-мартенситная микроволокнистая структура. Такая структура дала высокую динамическую вязкость и высокую твердость клинка.
К началу двухтысячных участники исследования запустили производство новой стали-хоролуга и начали выпуск ножей разных типов. Характерной чертой этих изделий был мелкий узор на клинке, напоминающий булат. Кроме того, ножи отличались эффектной художественной отделкой.
Тайна не раскрыта
Несмотря на все усилия историков и металлургов, точные сведения о харалуге до сих пор отсутствуют. Что это такое, как оно делалось и какие имело отличия – неясно. Доступные сведения в литературных источниках крайне скудны, а необходимые археологические находки пока отсутствуют. Как следствие, харалужные мечи и копья до сих пор остаются одной из главных загадок своей эпохи.
Появятся ли когда-нибудь четкие и однозначные ответы на имеющиеся вопросы – неизвестно. Историкам и археологам приходится полагаться только на доступные источники и артефакты, количество которых не всегда достаточно для выявления всей требуемой информации. Возможно, загадки харалуга так и останутся неразгаданными, и в истории древнерусского меча по-прежнему будут присутствовать белые пятна.
Харалужные мечи
Советские археологи установили, что в V–VIII веках древние русские кузнецы умели делать железные ножи со стальными лезвиями. В IX-Х веках в России достигла высокого уровня техника производства сварочного булата. В трактате багдадского философа Аль-Кинди «О различных видах мечей и железе хороших клинков и о местностях, по которым они называются», написанном в первой половине IX века, указывается на то, что франкские и слиманские мечи изготовляются из дамасской стали. Современник Аль-Кинди арабский ученый Ибн-Руста называет народ, владевший слиманскими мечами, «русами»; Аль-Бируни сообщает: «Русы выделывали свои мечи из шабуркана (твердой стали — Авт.), а долы посредине их из нармохана (мягкой стали — Авт.), чтобы придать им прочносгь при ударе, предотвратить их хрупкость». Аль-Бируни сообщает также, что на Руси для изготовления долов применяли плетение из длинных проволок, приготовленных из разных сортов железа, твердого и мягкого.
Основа клинка делалась из железа или сваривалась из трех полос стали и железа Когда ее сваривали только из стали, то брали малоуглеродистый металл. Довольно широко применялась и узорчатая сварка. В этом случае основа клинка изготавливалась из средней железной и двух крайних стальных специально сваренных полос. Последние состояли из нескольких прутьев (слоев) с разным содержанием углерода, много раз перекрученных и раскованных в полосу. К предварительно сваренному и подготовленному бруску основы клинка в торец наваривали стальные полосы — будущие лезвия. После сварки клинок выковывали таким образом, чтобы стальные полосы вышли на лезвия. Отковав клинок заданного размера, вытягивали черенок рукоятки, после чего выстругивали долы (прорезы). Затем клинок полировали и травили. Многие русские клинки, подобно древнеримскому сварочному булату, имели рисунок в елочку.
В работе советского исследователя А. Н. Кирпичникова есть сведения о мечах из сварочного булата, найденных на территории древнерусских селений Боре, Новоселках, Михайловском и других. Меч, найденный в Михайловском, хранится в Государственном историческом музее в Москве. Полоса дамасской стали наварена на нем поверх дола и состоит из трех прутиков — слоев. Средний из них имеет крупный узор, напоминающий узор литого булата.
«Пещь искушает оцел во калении». Рогатина тверского князя Бориса Александровича имела рожну из закаленного булата.
В России умели делать сварочный булат вплоть до конца XIX века. В Государственной оружейной палате в Москве можно увидеть саблю царя Михаила Федоровича, изготовленную мастером Нилом Просвитом в 1618 году. Полоса у этой сабли булатная с прорезами (долами), украшена насечкой с надписью о времени изготовления. Сохранились сведения, что, кроме Нила Просвита, клинки из сварочного булата делали московские мастера Дмитрий Коновалов, Богдан Ипатьев и другие. Эти сведения в настоящее время пополняются в связи с тем, что в последние годы более успешно идет расшифровка надписей на проржавевшем древнем оружии.
Рижский историк-металловед А. К. Антейн сравнительно недавно приготовил очень эффективный реактив для расчистки проржавевших лезвий древних мечей. На лезвиях древних мечей, обработанных «бальзамом Антейна», выявляют очень тонкие надписи, которые обычно располагались в верхней трети клинка. Они, как правило, инкрустированы в горячем состоянии обычной или перекрученной железной либо стальной проволокой. Так, например, в Киевском историческом музее хранится меч с красивой рукояткой с рисунком в виде перевитых друг с другом чудовищ. Меч находился в музее более 50 лет и его безоговорочно считали нерусским изделием. К изумлению историков, после обработки «бальзамом Антейна» на мече проявилась русская надпись «Коваль Людоша». Как было установлено, надпись сделана русскими прописными буквами, характерными для первой половины XI века. По сей день специалисты ищут и опознают образцы русских клинков от Сибири до Франции!
К XIX веку за словом «булат» в России укрепляется понятие высококачественной литой стали с естественным узором после ковки. Как верно заметил П. П. Аносов, «под словом булат каждый россиянин привык понимать металл более твердый и острый, нежели обыкновенная сталь».
Могли ли сабли из настоящего булата делать в России? Очевидно, выковать булатную саблю из вутца русские кузнецы умели, но получить булатную сталь до конца XVIII века в России, как и в Западной Европе, было вряд ли возможно. И вот почему.
Мы теперь уже определенно знаем, что булатная сталь — прежде всего литая сталь. А из сообщений Аль-Бируни и исследования археологических объектов следует, что вплоть до XVIII века в России, так же как и в Европе, литой стали не знали и делать ее не могли. Возникает вопрос: а как же тогда делали железо и сталь?
Здесь есть смысл слегка углубиться в историю развития металлургии. Это поможет лучше разобраться в тех исторических условиях, которые сложились, перед тем как П. П. Аносов впервые сумел выплавить русский булат.
Читайте также
Глава XXI. Перекуем мечи на орала
Глава XXI. Перекуем мечи на орала В эти дни… вступали в строй возвращавшиеся из эвакуации заводы. Возродить их стоило большого труда: ведь в большинстве случаев и производственные корпуса, и административные здания, и жилые дома были разрушены. Не действовали
Харалуг
Красивое слово «харалужный» используется в «Слове» 6 раз:
1. «Гремлеши о шеломы мечи харалужными»;
2. «Трещатъ коп;я харалужныя»;
3. «Своими сильными плъкы и харалужными мечи наступи на землю Половецкую»;
4. «Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузе скована, а въ буести закалена»;
5. «А главы своя поклониша подъ тыи мечи харалужныи»;
6. «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными».
2.
Метафора «битва как кровавая жатва» традиционна, но в «Слове» оригинальна её подача.
Срубленные головы кладут КАК снопы = головы кладут снопами – перевёртыш: снопы стелют головами. Далее речь идёт вроде бы про снопы, но слово «харалужные» возвращает нас к исходной метафоре: молотятъ (снопы-головы) чепи (цепями-мечами) харалужными.
Переворачивание метафоры, пропуск подразумеваемых слов и отождествление цепей с мечами через эпитет «харалужные» делает фразу загадочнрй и красивой. Добавим к этому формальное свивание строк через окончания («…головаМИ / МОлотят чепи харалужныМИ»), резко снижающее произвол автора.
Но вернёмся к цепям. Может быть, действительно они были выкованы из того же металла, что и мечи? – Теоретически возможно, хотя вряд ли (так как у них разное предназначение). Отнесение определения «харалужный» к цепям не разрушает эпитет, но использует его для построения метафоры через общий признак.
4.
Мы видели, как при создании метафоры «Битва – Жатва», цепи (для того, чтобы отождествить их с мечами) были названы «харалужными». Имея аналогичную цель, автор в данном случае использует слово «жестоций». Это слово встретится ниже как определение тела: «утру князю кровавыя его раны НА жестоцемъ его теле». В другом месте тело названо «храбрым»: «изрони жемчюжну душу ИЗЪ храбра тела». Итак, раны находятся «НА» теле, а душа вылетает «ИЗ» него. В данном случае использован предлог «В», что можно воспринять как внутри тела:
«ВАШИ ХРАБРЫЕ СЕРДЦА (мечи) в храбрых телах = в жестоцем теле (В ЖЕСТОЦЕМ ХАРАЛУЗЕ)».
А теперь смешаем два плана и получим первую часть фразы. Вторая часть получается естественно: обычные мечи закаляются в чане с водой, но эти мечи закаляются в крови врагов, а сердца – в буйстве, в яростном бою (ср. «буй тур»). Общий смысл: сердца «закаляются» в боях.
5.
Слово «жестоций» обычно переводится как крепкий-мужественный. Однако, как иногда отмечают, его можно перевести и как «раскалённый», «жаркий». В этом случае имеем пару «горячо – холодно»: сердца-мечи куются в огне (амбиций) и остужаются в крови врагов. Так происходит их закалка. Но каково бы не было значение слова «жестоций», оно СВЯЗЫВАЕТ загадочный харалуг с телом и, следовательно, мечи – с сердцами.
6.
Ранее сердца уже уподоблялись мечам. При этом острились сердца (мечи) мужеством (точилом). В данном случае сердца-мечи куются в харалуге и закаляются в буйстве, то есть в крови врагов на поле боя. Отправной точкой для такого образа могло стать биение сердца, которое превращается в биение по сердцу молотом.
Дополнив метафору «человек – кузница» параллелью «харалуг – тело», получим первую половину фразы: «Ваши храбрые сердца БЬЮТСЯ в храбрых-жестоцих телах подобно тому, как мечи КУЮТСЯ в жестоцем харалуге». Из смешения двух планов получается загадочный, но при этом очень поэтичный образ «Слова».
РЕЗЮМЕ:
«ХАРАЛУГ» – то, В чём куются русские мечи (горн или кузница = специальная технология ковки); На человеческом плане он имеет себе парой «ТЕЛО».
«ХАРАЛУЖНЫЕ МЕЧИ» – выкованные в Харалуге.
Харалужный, русское слово?
1. Харалужный – отрывок из работы «Понять «Слово».
2. Дискуссия с Дегтяревым К.
1. Харалужный – отрывок из работы «Понять «Слово».
Шесть раз употреблено в «Слове» загадочное «харалужный» и, если ровно половина (три раза) использовано, как прилагательный к слову «меч», то переводчики не сомневались – толковать его надо «булатный, железный». Глубокое заблуждение!
При определенной фантазии все эти нестыковки убирались и читателю преподносилось, что «харалужный», это булатный, железный. Однако уже в Задонщине сказано: «еси берези харалужныя». Вот так, хлестким взмахом последний гвоздь в гроб перевода «харалужный – булатный». Дерево и железо материал более чем разный, а тут вдруг харалужная береза.
Второй корень «луж» от глагола «лудить». Здесь нужно помнить, что если основная масса населения процесс лужения связывает только с нанесением олова на металлическую поверхность, то вообще-то этот термин трактуется шире. В технологии хохломской росписи втирание в поверхность деревянного изделия алюминиевого порошка (полуды) называется лужением. Значит не всегда именно металл (булат) подвергается лужению. На Руси покрытие льняным маслом древков копий (тогда рука не скользит при хвате), предварительно отполированных до ясных узоров древесной текстуры, тоже лужение. Любой способ лужения оставляет на предмете затейливые узоры. «Харалужный», это лик, вид после лужения, от того и «копия харалужные». Сейчас, когда раскрыта тайна производства булата, посмотрите на булатные ножи. Витиеватые узоры покрывают весь клинок. Наличие узоров – отличительная черта любого «харалужного» предмета.
В этом ракурсе становится понятно и выражение «храбра сердца в жестоцем харалузе сковано, а бусети закалено». Сердце здесь рассматривается закаленным и покрытым фигурально неким защитным слоем. Не только о сердце так говорили. Мостиком в наши дни служит выражение, тоже выходящее потихоньку из употребления – «луженые глотки». Впрочем, речь нужно вести не только о переносном смысле указанных человеческих органов. Натуральный вид их вполне в рамках термина. Красно-узорчатые прожилки на глотках, да и на сердце (как выглядит этот препарированный орган, в пору частых кровавых сечь было известно доподлинно), давали право называть их харалужными.
В виду тесной связи Руси с Ханааном технология производства булатных мечей попала к нам чуть ли не изначально. Из признанного центра – Дамаска, технология производства булата проникла в Европу и в Среднюю Азию, правда, не достигнув там заданных образцов. Русские булатные мечи в Средней Азии ценились, им явно отдавалось предпочтение. Это от того, что русы принесли в Приднепровье секретную технологию прямиком из Дамаска и только поддерживание постоянной связи с Ханааном позволяло Руси держать такую же высокую марку (повторяю, в Европе производства булата никогда не было на высоте). Разорение Тамерланом Дамаска, положило конец дамасской стали, и привело к постепенному свертыванию производства булата повсюду. Меч булатный не просто из очень прочной стали, обладающий большой упругостью, вязкостью и особой остротой, но непременно с особыми узорами, вследствие многократного лужения. То есть, меч булатный это всегда харалужный; а вот говорить, что харалужный предмет всегда булатный, никак нельзя.
Колобов М. Ну, не все же списки выложены в интернете, а у Задонщины известно шесть списков.
Доне, Доне. прошелъ еси землю половецкую, пробилъ еси берези хараужныя ( «Задонщина» (список 1470-х гг. — РНБ, собрание Кирилло-Белозерского монастыря, № 9/1086)
05.02.2016
> «Смертоносная сталь» никак не корреспондируется со звучанием
слова «харалужный»
— именно поэтому я и считаю, что это все-таки тюркизм или иранизм, поскольку подбор русских эквивалентов приводит к нагромождению нелепостей. Вам, например, пришлось изобретать березы, цепы и «луженое сердце», чтобы хоть как-то натянуть сову на глобус.
Я, чтобы не переписывать, сошлюсь на Творогова, вот тут все версии подробно переписаны:
http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es5/es5-1761.htm
07.02.2016
Многочисленные отклики на опубликованные диалоги вынуждают подвести некий итог состоявшейся дискуссии.