Хардкором называют что-либо жёсткое, грубое и тяжёлое. Рассмотрим значение этого слова в основных сферах.
Хардкор-панк
Хардкор-техно
Хардкор – жанр электронной музыки, образовавшийся в начале 1990-х годов, когда музыканты взялись за эксперименты со скоростями в техно-музыке. Появлялся и развивался данный жанр в нескольких странах, в первую очередь это: Нидерланды, Германия и Англия. Стиль отличается быстротой темпа (160 — 300 ударов в минуту и более) и применением искажённых и атональных индустриальных звуков и семплов. Также использовалась тяжёлая прямая бочка с эффектом distortion.
Хардкор-рэп
Хардкор-хип-хоп (англ. Hardcore hip hop) или хардкор-рэп – своеобразный поджанр хип-хопа, появившийся в конце 1980-х годов. Хардкор-рэп отличается тяжелым битом, очень шумными сэмплами и хаотичностью звукозаписи. Манера исполнения близка к гангста-рэпу, однако тексты могут быть насыщены ещё более жёсткими и глубокими мотивами уличной жизни (насилие, драки, наркомания, ненормативная лексика), нежели в гангста-рэпе. Иногда встречаются и тексты, имеющие юмористическое содержание.
Хардкор (реслинг)
Хардкор — бой без правил, в котором используются самые разные вещи, от стульев до колючей проволоки.
В конце 70-х годов параллельно в Великобритании и США зарождается новый поджанр панк-рока — убыстренный, с более тяжелыми риффами, зачастую нарочитой немелодичностью, а также с элементами тяжелого метала.
Американский хардкор
По словам Брендана Маллена (Brendan Mullen), основателя панк-клуба The Masque в Лос-Анджелесе, первое турне британской группы The Damned с их «убыстренным», по сравнению с традиционным панк-роком, звучанием, произвело «сенсацию» среди поклонников панк-рока и местных музыкантов, что дало толчок к развитию первой волны хардкора на Западном побережье США. Наиболее заметные локальные сцены в первой половине 1980 годов существовали в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Вашингтоне, Нью-Йорке.
Главным образом, хардкор-культура «варилась сама в себе», не выходя за пределы тусовки, по принципу «я играю для себя и моих друзей». На собственные деньги создавались студии звукозаписи, организовывались концерты. Основные рекорд-лейблы того времени — SST Records (Калифорния, основан группой Black Flag), Dischord (Вашингтон, группа Minor Threat), BYO Records, Epitaph Records (основан группой Bad Religion). Тем не менее, некоторые коммерческие радиостанции включали в свою ротацию композиции хардкор команд, а ведущие музыкальных радиошоу (часто ночных) приглашали в эфир молодые перспективные группы. Как пример, можно назвать шоу Rodney on the ROQ Родни Бингенхеймера (Rodney Bingenheimer) на радио KROQ в Лос-Анджелесе, Noise The Show Тима Соммера (Tim Sommer) на нью-йоркском радио WNYU, Пата Дункана (Pat Duncan) на станции WMFU в Нью-Джерси, калифорнийских диджеев Тима Йоханнана (Tim Yohannan) и Джеффа Бейла (Jeff Bale) с их программой Maximum RocknRoll на радио KPFA. Среди фензинов, пишущих о хардкор музыке — Flipside и Maximum RocknRoll.
С другой стороны, субкультура получила скандальную известность из-за вспышек насилия, драк и столкновений с полицией, которыми часто сопровождались концерты, особенно подобные события имели место в Лос-Анджелесе.
«Крестные отцы хардкора»
Майкл Азеррад (Michael Azzerad) в своей книге Our Band Could Be Your Life выделяет три наиболее значимых группы в американском хардкоре 80-х. На Западном побережье это Black Flag (Лос-Анджелес), на Восточном побережье — Minor Threat и Bad Brains из Вашингтона.
Black Flag, основанный в Лос-Анджелесе в 1976 году гитаристом и исполнителем Грегом Гинном (Greg Ginn), оказал существенное влияние на развитие местной, а позднее всей североамериканской хардкор-сцены, благодаря своей напористости, особому непривычному звучанию, и пропагандой DIY философии. Одними из первых, группа, помимо локальных концертов, стала устраивать туры по всей Америке. Прежде слабо связаные между собой локальные хардкор-сцены получали обмен опытом и узнавали о существовании друг друга. [1] [2] [3]
Bad Brains, вашингтонская группа, появившаяся в 1977 году, в своей музыке первоначально синтезировала ритмы тяжелого рока и регги. Тем не менее, их ранние работы представляют собой образцы одних из самых быстрых ритмов панк-рок-музыки. [4]
Minor Threat, основанная в 1980 году Яном Маккеем, первоначально играли под впечатлением Bad Brains — быстрая, очень тяжелая музыка. Minor Threat считаются основоположниками Straight Edge движения.
1980-е: трэшкор, пауервайоленс, гранж
Калифорнийские Dead Kennedys появились в Сан-Франциско в 1978 году, их первый сингл, California Über Alles, вышел в 1979 году. К выпуску In God We Trust, Inc ЕР в 1981, группа играла в очень быстром темпе, который был уже ближе к хардкор-звучанию. Первый альбом группы Circle Jerks, Group Sex (1980 год) содержал несколько очень быстрых композиций. Husker Du из Миннесоты в свой ранний период исполняли очень быстрые жесткие панк-композиции (концертный альбом 1982 года Land Speed Record). Bad Religion в 1982 году выпустили альбом How Could Hell Be Any Worse?, который по звучанию считается эталоном ранней хардкор-сцены. Группа, не замедляясь и не удлиняя песни, добавила в свою музыку мелодии и стройные бэк-вокалы, создав фактически новый жанр, который также лёг в основу развития новой волны американского панк-рока (базирующегося именно на раннем хардкоре). Beastie Boys, впоследствии более известные как хип-хоп коллектив, свою музыкальную деятельность начинали как хардкор группа. Среди прочих можно назвать 7 Seconds (Рено, Невада), Negative Approach (Детройт), SS Decontrol и Negative FX (Бостон), Agnostic Front (Нью-Йорк).
В начале 80-х возникает новое ответвление хардкора — трэшкор. Группы Cryptic Slaughter, D.R.I. и другие исполняют скоростную разновидность хардкора. Со временем трэшкор перерастает в пауервайоленс, ещё более ускоренный вариант. Название взято из песни «Hispanic Small Man Power (H.S.M.P.)» группы Man Is the Bastard. Возник в конце 80-х годов, характеризуется дальнейшим утяжелением звучания трэшкора и определенной структурной хаотичностью композиций. Представители — No Comment,
С середины 80-х начинается история гранжа. Впитав в себя наследие хардкора появляется первая волна исполнителей, таких как, Green River, The Melvins, Soundgarden, L7. Эта сцена получила сначала локальную (в городах Сиэтл, Лос-Анджелес), а затем и мировую известность, с прорывом группы Nirvana в 90-х. Однако Nirvana и представители второй волны гранжа (Pearl Jam, Alice in Chains) все дальше отдалялись от истоков и хардкор-звучания.
1990-е: металкор
Британский хардкор
Стрит-панк (англ. Street punk ) или так называемый «UK 82»
Параллельно с появлением и развитием американского хардкора, в Великобритании конца 70-х из традиционного панка также начал обосабливаться новый тип музыки. Несмотря на схожие истоки и многочисленные культурные пересечения (этому способствовали концертные туры как американских групп в Европе (Black Flag и US Chaos в 1981—1982 годах), так и наоборот), британский хардкор во многом отличался от американского. Британский вариант хардкора часто называют стрит-панком, тем самым отделяя его от «классического», американского, хардкора.
Важнейшие представители британского хардкора — The Exploited, Oi! движения и от speed metal групп, таких как Motorhead. Также некоторые британские коллективы испытывали большое влияние евро-хардкора — например Asylum и Plasmid.
Charged GBH — пионеры стрит-панка, образовались в 1978 году. Основатели группы Колин Абрахалл (Colin ‘Col’ Abrahall) и Колин Блит (Colin ‘Jock’ Blyth). В начале 80-х группа провела несколько туров по Англии и США. Первый альбом вышел в 1982 году, под названием City Baby Attacked By Rats. В 1983 году группа сменила название на просто GBH. На сегодняшний день группа продолжает давать концерты.
Ди-бит (англ. D-beat ) или дискор (англ. Discore )
Краст-панк (англ. Crust punk )
Краст-панк зародился в середине 80-х в Англии путём смешения ди-бита с металом. [6]
Грайндкор (англ. Grindcore )
Грайндкор, оформившийся во второй половине 80-х в Америке, сочетал в себе элементы краст-панка и трешкора, с исключительно быстрым ритмом (до 400 ударов в минуту), очень короткими комопзициями, как правило хрипящим или рычащим вокалом. Характерные представители классического грайндкора — Napalm Death, Repulsion.
Континентальная Европа
Особенно активные сцены существовали в Германии, Италии, Нидерландах, Финлянди, Швеции. Заметные группы евро-хардкора 80-х — Crise Total (Португалия), Wretched, HHH, MG-15, Subterranean Kids, L’Odi Social, Ultimo Gobierno (Испания), The Buttocks, OHL, Toxoplasma, Chaos Z, Vorkriegsjugend, Spermbirds (Германия), UBR (Югославия), Heimat-Los (Франция), Larm, Funeral Oration (Нидерланды), Dezerter (Польша), Kaaos, Lama, Riistetyt, Terveet Kadet, (Финляндия), Headcleaners, Homy Hogs, Mob 47 (Швеция).
Хардкор в России и СНГ
Наиболее яркими хардкор группами на российской сцене в 90-х являлись группы «Химера» и «Свиньи в космосе». Позже появились: What We Feel, Ray, Engage At Will, Next Round, Villainz United, Save Remains и еще десятки команд всех жанров хардкора от NYHC до Youth Crew.
Субкультура
Внешний вид
В отличие от панковской эпатажной одежды — кожаные куртки с заклепками, ирокезы, разорванные джинсы и т. д.) — в хардкор среде преобладал более сдержаный стиль. Футболки, обычные джинсы, кроссовки, короткая прическа. В Британии среди фанов стрит-панка был популярен стиль милитари: камуфляжная одежда, военные ботинки на высокой подошве, ремни, и опять же короткая прическа. В поздний период добавилась мода на толстовки с капюшоном, клетчатые рубашки, штаны до колен, пирсинг, татуировки.
Straight Edge
Straight Edge (англ. четкая грань, четкая линия), сокращенно sXe, получил свое название от одноименной песни вашингтонской группы Minor Threat. Это мировоззренческое, этико-философское течение, основными принципами которого являются здоровый образ жизни (отказ от наркотиков, отказ от курения, отказ от алкоголя), разборчивость в половой жизни, самоконтроль. Наиболее известный символ sXe — крест на тыльной стороне ладони, подобные знаки наносили несовершеннолетним при входе в бар, чтобы им не продавали алкогольные напитки. Значительное количество стрейтэджеров придерживаются антифашистских взглядов. Движение возникло как противовес традиционному панк-мировоззрению — «живи быстро, умри молодым». В движении существует несколько направлений — хардлайн, софтлайн, милитари, веган, христианский sXe. Среди групп, разделявших и пропагандировавших идеологию Straight Edge — Minor Threat, SSD, DYS, Justice League, 7 Seconds, Uniform Choice, Unity, Larm, Youth Of Today, Bold, Unit Pride, Turning Point, No For An Answer, Earth Crisis, Strife, Chokehold, Portraits Of Past, Canon, Culture, Ten Yard Fight, In My Eyes, Fugazi, AFI.
Мош — своеобразный вид танцев на хардкор концертах. В начале 80-х годов, появившись первоначально в хардкор-среде, в середине 80-х был заимствован и фанами трэш-метала.
Существует также понятие стэйдж-дайвинг — прыгание со сцены в толпу зрителей, и крауд-серфинг (crowd surfing) — «плавание» по рукам стоящих в зале. В настоящее время стейдж-дайвинг можно увидеть на концертах почти любых тяжелых групп.
Поджанры и влияние
Youth crew
В отличие от раннего хардкора, характеризуется более позитивным настроем, окончательным отделением от панк-идеологии. Многие команды пропагандировали идеи веганизма и стрейт-эйджа. Главным образом движение получило распространиение в Нью-Йорке. Наиболее известные youth crew группы — Youth of Today, Gorilla Biscuits, Side By Side. Основной рекорд-лейбл — Revelation Records.
Хейткор
Нью-Йорк, вторая половина 80-х и ранние 90-е. SFA, Sheer Terror, Integrity, Lavatory
Пост-хардкор
Еще более быстрый ритм, низкие бас-гитары, сочетание вокала и крика. Основной лейбл — Dischord. Характерные представители — Rites of Spring. Впоследствии дал толчок в появлению эмо и скримо.
Скейт-панк
Начало 80-х, Калифорния. JFA, Agent Orange, The Faction, Suicidal Tendencies.