Хартия добросовестных участников вэд что это
ХАРТИЯ
добросовестных участников внешнеэкономической деятельности
Мы, российские и иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие свой бизнес в сфере внешнеэкономической деятельности, а также их объединения (в дальнейшем – участники Хартии),
принимаем настоящую Хартию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Статья 1. Инициаторы Хартии
Инициаторами принятия настоящей Хартии добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (далее – Хартия) выступают Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».
Статья 2. Цели Хартии
Основной целью Хартии является установление ее участниками добросовестных форм осуществления своей внешнеэкономической деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами.
Статья 3. Обязательства участников Хартии (Принципы)
Статья 4. Саморегулирование во взаимных отношениях между участниками Хартии
Участники Хартии намерены широко использовать и развивать саморегулирование участников внешнеэкономической деятельности на основе общей заинтересованности в улучшении условий ведения предпринимательской деятельности и его стабильного развития.
Статья 5. Информационные ресурсы в сфере внешнеэкономической деятельности
Участники Хартии признают и высоко оценивают важность полноты, открытости и актуальности информации для обеспечения добросовестности ведения предпринимательской деятельности в сфере внешнеэкономической деятельности.
Участники Хартии принимают на себя обязательства всемерно содействовать формированию и поддержанию в актуальном состоянии информационных ресурсов ФТС России, используемых для определения таможенной стоимости; развитию Классификатора товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и других информационных ресурсов в сфере внешнеэкономической деятельности.
Статья 6. Присоединение к Хартии.
Хартия открыта для присоединения с момента ее публикации на официальном Интернет-сайте ФТС России в разделе Общественного совета при ФТС России.
Присоединиться к Хартии может любое российское и иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общероссийские, региональные, отраслевые и профессиональные объединения, разделяющие и соблюдающие ее принципы и правила.
Срок присоединения к Хартии не ограничен.
Реестр участников Хартии ведется Секретариатом Общественного совета при ФТС России.
В целях успешной реализации Хартии ее инициаторы вправе утвердить положение об условиях и порядке реализации положений Хартии.
Статья 7. Размещение и хранение документов Хартии
Текст Хартии и Реестр участников Хартии размещаются в электронном виде в сети Интернет на официальном Интернет-сайте ФТС России в разделе Общественного совета при ФТС России.
Оригинал Хартии на русском языке и Реестр участников Хартии хранятся в Секретариате Общественного совета при ФТС России.
О возможностях Хартии добросовестных участников ВЭД
«Обеспечить конструктивный диалог между таможней и бизнесом, эффективно решать возникающие системные проблемы – основная задача Общественного совета при Федеральной таможенной службе России и Хартии добросовестных участников ВЭД.» – рассказывает Виталий Башко, генеральный директор ООО «ОРИЕНТАЛ ГЕЙТ», член Экспертной группы Общественного совета при ФТС России.
Новый формат взаимодействия таможни и бизнеса
Созданная в 2017 году Хартия добросовестных участников ВЭД продолжает набирать популярность, подтверждая необходимость и своевременность своего создания. 1794 подписи от крупнейших игроков бизнеса в России, а кроме того поддержка иностранными инвесторами, в лице Консультативного совета по иностранным инвестициям — всех этих результатов удалось достичь всего за два года работы. На очереди — Дальний Восток!
С чего начинается ВЭД
Таможенное оформление и доставка товаров, оформление документов для различных таможенных процедур, налоговые формальности и валютный контроль — топ сложностей, с которыми сегодня сталкиваются предприниматели в России.
Тем не менее, сложности стоят того, чтобы их преодолевать, ведь ВЭД сегодня — одно из самых перспективных и прибыльных (в том числе, для бюджета страны!) направлений бизнеса. Оно дает возможность расширить границы предпринимательской деятельности, количество потенциальных покупателей, повысить конкурентоспособность.
Новый формат взаимодействия бизнеса и таможни
Хорошие новости: к происходящему в российской предпринимательской среде в целом и трудностям каждого отдельно взятого участника ВЭД — есть неравнодушные. Именно они и создали в 2015 году эффективный орган по защите интересов предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, — Общественный совет при Федеральной таможенной службе.
В апреле 2016 года его возглавил Леонид Лозбенко — кадровый таможенник с многолетним стажем, имеющий большой международный опыт.
В составе совета сегодня 22 человека: сотрудники таможенных органов, представители общественных организаций и бизнеса. Главная задача, которую ставит перед собой Общественный совет при ФТС России и Леонид Лобзенко в частности, — выявлять общественно значимые вопросы в таможенной сфере и выносить их на обсуждение, добиваясь конкретных результатов.
Примечательно, что структура сразу же заручилась поддержкой начальника ФТС России Владимира Булавина, который понимает необходимость конструктивного диалога между таможней и бизнесом в эпоху перемен.
Стать участником движения, заявить о себе как о добросовестном участнике ВЭД может каждый — достаточно лишь подписать Хартию, которая в перспективе должна объединить всех предпринимателей на федеральном уровне.
Интерес ФТС
Глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин не раз в выступлениях и интервью упоминал о своей заинтересованности в том, чтобы отношения между таможней и бизнесом строились в конструктивном ключе и взаимном уважении.
Добросовестные участники ВЭД воспринимаются отныне как союзники в продвижении реформ с помощью эффективного инструмента решения возникающих системных проблем.
О некоторых проблемах глава ФТС уже знает и делает максимум для их решения. А именно: увеличение скорости прохождения товаров, категорирование и исключение избыточного таможенного контроля для добросовестного и прозрачного бизнеса.
Сегодняшний участник ВЭД, подписант Хартии — это самостоятельный голос, который может выражать свои интересы через Общественный Совет, и быть уверенным, что его услышат!
Крупнейшие игроки рынка уже подписали Хартию
Основная задача Хартии — установление участниками ответственных форм осуществления своей деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами.
«Газпром нефть», «Спортмастер», «МТС», «Лента», «Дикси ЮГ», «Остин», «Завод ТЕРРАФРИГА», «Транс-бизнес брокер», «Промышленный торговый дом» — всего 1794 руководителя крупнейших компаний, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в разных юрисдикциях, уже присоединились к движению, подтвердив свое стремление вести бизнес максимально честно и прозрачно, сведя к нулю количество нарушений таможенных правил.
Кроме того, подписывая Хартию, предприниматели обязуются формировать и доносить до максимально широкого круга предпринимателей общую позицию о неукоснительном соблюдении законодательства Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности, внедрять в практику антикоррупционные программы и иные меры антикоррупционной корпоративной политики в сфере ВЭД.
При этом те участники Хартии, за которыми все же заметят нарушения установленных документом правил, будут из общественного движения исключены.
Как это работает
За два года существования Хартия не только собрала вокруг себя серьезных действующих игроков на российском и зарубежном рынках, которые являются крупными налогоплательщиками и формируют сегодняшний бизнес в России, но также успешно разрешила несколько проблем своих участников.
Сегодня, не без инициативы Общественного Совета и хартийцев, проводится важная работа по реформированию таможенного администрирования. Сейчас в России имеется 672 места таможенного оформления, которые, как правило, находятся на частных площадях. К 2020-му их планируется свести до 16.
В качестве альтернативы предполагается создать электронные таможни во всех столичных, окружных городах с центрами электронного декларирования, центры электронного декларирования в существующих таможнях: Калининградской областной, Московской областной, энергетической таможне, акцизной; отдельные центры электронного декларирования — для Московского авиационного узла и центры электронного декларирования в портах Санкт-Петербурга, Новороссийска и Владивостока.
Масштабная реформа таможенной системы в рамках утвержденной Комплексной программы развития ФТС России уже началась, и она радикально меняет сложившуюся структуру таможенных органов. Без недопониманий разного масштаба между представителями бизнеса и таможенного администрирования точно не обойдется.
Уже сейчас очевидно, что возникающие системные проблемы наиболее эффективно решаются в рамках конструктивного диалога с ФТС. Обеспечить этот самый диалог как раз и является основной задачей Общественного совета при ФТС России.
В связи со сложившейся ситуацией было бы странно, если Дальний Восток со своим статусом Открытого Порта, стратегически важным географическим положением и динамикой развития внешнеторговых отношений остался бы в стороне от происходящего. Наш регион — следующая точка на карте, где появление и популяризации Хартии становится логичным и даже необходимым.
Перспективы развития движения на Дальнем Востоке
Почти треть всех иностранных инвестиций в Россию сегодня приходится на Дальний Восток. Иностранные инвесторы понимают все перспективы региона и открыты для сотрудничества на его территории.
С введением санкций восточное направление и для самой России стало одним из приоритетов и возможностью усилить «восточный вектор».
Дальний Восток сегодня — динамично развивающийся регион, который играет большую роль в решении экономических вопросов между Россией и зарубежными странами. Одной из основных целей внешнеторговой политики страны становится интеграция российской экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится основная доля импорта и экспорта: Китай, Корея, Вьетнам, экономика которых стабильно растет. Кроме того, именно там производятся товары, которые сегодня нерентабельно привозить с Запада.
Именно на Дальнем Востоке необходимо аккумулировать реальные возможности расширения внешнеторговых связей между странами-партнерами, стимулировать развитие бизнеса, повышая комфортность его ведения для предпринимателей.
Заключение
Сколько бы некоторые участники внешнеэкономической деятельности ни глумились над идеей подписания Хартии добросовестных участников ВЭД, рано или поздно очередь принимать решение доходит и до тех, кто настроен скептически. В перспективе такое добровольное начало дает целый ряд преимуществ. Так, например, в Экспертно-консультативный совет, правила формирования которого ФТС недавно изменила, попасть можно только через Хартию. Еще один бонус в карму — некоторые решения ФТС будет принимать с оглядкой на то, подписал или не подписал Хартию участник ВЭД.
«Присоединиться к Хартии может любое российское и иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, общероссийские, региональные, отраслевые и профессиональные объединения, разделяющие и соблюдающие ее принципы и правила», — говорится в тексте Хартии.
Вы еще не в хартии добросовестных налогоплательщиков? Тогда налоговики идут к вам
Налоговики продолжают борьбу за обеление рынка сельхозпродукции и её перевозки. Организации и ИП силком загоняются в Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Тем, кто отказывается вступать, палки в колеса вставляют сами же контрагенты, потому что есть риск снятия расходов и вычетов по НДС. Но и этого оказалось налоговикам мало.
Дело дошло до того, что пытаются вынудить вступить в Хартию компании, не имеющие отношения к АПК и даже не работающие с клиентами из этой сферы. Об этом мы уже писали в материале «Белый бизнес без разрывов. ФНС стала загонять в Хартию АПК всех подряд. Вас не агитируют?».
В преамбуле первого письма налоговики признают, что цели создания Хартии АПК не достигнуты — «обеления рынка» не произошло и незаконные схемы налоговой оптимизации никуда не делись. Они просто трансформировались в другие. Причем в письме приведены конкретные примеры трансформации и способы выявления новых схем:
1. До Хартии: «ИП Иванов=Диспетчер на УСН» «ИП Петров=Перевозчик на ЕНВД».
После Хартии: «ИП Иванов=Перевозчик на ЕНВД» «ИП Петров=Арендодатель ТС на ЕНВД». Водитель: или сам Петров или Сидоров, не имеющий признаков трудоустройства.
Налоговые риски: ИП Петров=Арендодатель платит ЕНВД как перевозчик, но в отношении доходов от аренды ЕНВД не применим. Также ЕНВД не применим в отношении деятельности по организации перевозки. Поэтому двоих участников цепочки, применяющих ЕНВД, быть не может, в любом случае имеет место неуплата налогов по основной системе налогообложения (НДФЛ, НДС): доначисления налогов арендодателю (ИП Петров) или организатору перевозки (ИП Иванов) по основной системе налогообложения. Мнимость аренды = переквалификация в перевозку. Соответственно, ИП Иванов — уже не перевозчик, и заказчику не признаются затраты на перевозку. Кроме того, нет отчислений с з/п водителя = потери бюджета, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).
Необходимо: «ООО Иванов=Диспетчер (Агент)» «ИП Петров=перевозчик». Водитель: Петров или работающий у ИП Петрова по ТД или ГПД (контроль через СЗВ-М).
2. До Хартии: «ООО/ИП Иванов=Перевозчик» водители без оформления;
После Хартии: «ООО/ИП Иванов=арендодатель ТС» ИП водители=перевозчики, арендующие ТС у «ООО/ИП Иванова».
Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство «Арендодателя» и водителей, фактическое ведение бизнеса Арендодателем, мнимость аренды). Следовательно: ИПводитель — уже не перевозчик, Заказчику не признаются затраты на перевозку, доначисления арендодателю исходя из норм основной системы налогообложения (признание реализации мнимых ИП — реализацией арендодателя), штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов).
Необходимо: ООО/ИП Иванов берет водителей в штат без вывода трудового ресурса на мнимые ИП (контроль через СЗВ-М)
3. До Хартии: Семья Сидоровых: ИП Сидоров В.А = перевозчик на ЕНВД использует 15 собственных машин ИП Сидорова А.В = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин ИП Сидоров С.В. = перевозчик на ЕНВД использует 5 собственных машин. Это дробление бизнеса с целью применения ЕНВД водители без трудоустройства. К тому же семья Сидоровых нанимала сторонних ИП-перевозчиков по договору аренды с экипажем так, чтобы на каждом ИП Сидоров было не более 20 машин с целью применения ЕНВД. Сторонние перевозчики либо ИП на ЕНВД (хотя при сдаче ТС в аренду с экипажем это незаконно), либо вообще без регистрации ИП.
После Хартии: ООО, учрежденное семьей Сидоровых, без машин на балансе и водителей в штате, при этом, ООО =Диспетчер (Агент) ИП Сидоров В.А. перевозчик на ЕНВД 15 машин ИП Сидорова А.В =перевозчик на ЕНВД 5 машин ИП Сидоров С.В.=перевозчик на ЕНВД 5 машин, плюс водители с трудоустройством, но с серыми зарплатами, либо без трудоустройства сторонние ИП-перевозчики на ЕНВД.
При этом, такие связанные ИП не обязательно имеют родственные связи, но управляются едиными бенефициарами.
Налоговые риски: Дробление бизнеса (будет доказано единство семьи Сидоровых, невозможность применения ЕНВД, доначисления налогов исходя из норм основной системы налогообложения, штрафы и доначисления за неуплату зарплатных налогов (взносов)).
Необходимо: оприходовать все машины на баланс ООО, учрежденное семьей Сидоровых/связанными лицами, применять при этом либо УСН/ОСНО, взять всех водителей в штат ООО. В части сторонних перевозчиков, не связанных с семьей Сидоровых ИП, ООО должна выступать агентом по организации перевозки.
Налоговики предупреждают, что в ближайшее время будет создан Реестр добросовестных перевозчиков. В нему будут содержаться следующие сведения:
1. Правомерным владением Перевозчиком транспортными средствами, не содержащим в себе риски, является только собственность либо лизинг (контроль через СТС или договор лизинга);
2. Дробление бизнеса через связанных ИП и ООО исключить. ООО от связанных ИП приходуют транспортные средства на баланс ООО, водителей оформляют в штат ООО. С такими ООО заключаются договоры ТЭО или Договоры смешанной формы (перевозка агентский): в части своего транспорта — прямая реализация; в части наемного — агентская форма с выделением агентского вознаграждения.
Не допускается дробление на связанные ООО, которые применяют разные режимы налогообложения и дробят транспорт на разные ООО с целью применения спецрежимов.
Во втором письме приводятся рекомендуемые правила (!) транспортных и экспедиционных услуг. Среди них отметим следующие:
1. Правило «одного звена» — между Заказчиком и фактическим Перевозчиком рекомендован один посредник (Экспедитор или Агент). При этом недопустим посредник ИП, только юрлицо.
2. Предоставление перевозчиком подтверждения наличия водителей путем предоставления форм СЗВ-М (с закрытыми данными колонок со СНИЛС/ИНН). Причем как на момент заключения контракта, так и ежемесячно, пока осуществляются перевозки.
3. Ценообразование тарифов на перевозку должно формироваться с учетом всех уплачиваемых перевозчиком налогов, исходя из применяемой им системы налогообложения (тариф с НДС ≠ тариф без НДС).
4. Участники перевозки, являющиеся плательщиками НДС (Перевозчики, Агенты, Экспедиторы), должны дать согласия на признание сведений налоговой тайны общедоступными.
Все рекомендации вы можете найти в приложенном файле.
Заметим, что опробовав давление на налогоплательщиков через Хартию АПК, налоговая уже потирает ручки и готовится загонять налогоплательщиков в другие — в сфере оборота древесины, ювелирную, фасилити-операторов (клиниговые услуги).
Новый формат взаимодействия таможни и бизнеса
Стенограмма выступления Т. И. Максимова на XIV Ежегодной конференции АЕБ «Таможня и Бизнес – 10 шагов навстречу».
Владимир Иванович уже рассказал о тех фундаментальных изменениях, которые нам предстоит пройти. Это очень амбициозные планы, и мы сами для себя сформулировали и поставили. Мы получили политическую поддержку, но впереди самая сложная часть реформирования – это реализация, то есть переход к фактическим действиям. В этой связи, нам не менее будет важна поддержка со стороны бизнес-сообщества, так как мы считаем, что предлагаемые изменения отвечают интересам государства и интересам добросовестного бизнеса.
В таможенных правоотношениях есть два ключевых игрока – таможня и бизнес. От качества этого взаимодействия зависит многое. Для нас важно, чтобы отношения между таможней и бизнесом строились в конструктивном ключе и взаимном уважении. Для этого необходимо выстраивать отношения на понятных принципах и четко им следовать. Мы провозгласили два основополагающих принципа – равноудаленность и равнодоступность. Равноудаленность означает, что у нас нет участников ВЭД, которые имеют какие-то особые отношения с ФТС России, которые помогают им в бизнесе. Это исключено, мы намерены обеспечить единые правила игры для всех. Таможня не должна быть фактором, влияющим или определяющим какие-то конкурентные преимущества участников ВЭД. Таможня, как правоприменитель, обладает широкими полномочиями, но мы сознательно взяли путь на то, чтобы мы, применяя свои законные полномочия, не формировали конкурентную среду. Бизнес конкурирует с бизнесом. Таможня не является участником этого процесса. В конце года был подписан Указ Президента о развитии конкуренции. Мы взяли его как основу для исполнения. Там четко прописано, что государственные органы должны исключить любое воздействие на формирование конкурентных условий на рынке. Это не значит, что мы отказываемся от своих законных полномочий. Мы не намерены их использовать для выгоды каких-либо участников. Переход всех таможенных органов на государственные площади – шаг в этом направлении.
Равнодоступность. Второй ключевой принцип означает, что мы открыты и готовы сотрудничать с любыми организациями, ассоциациями и представителями бизнеса. У этого правила есть исключение. Мы не хотим сотрудничать с откровенными нарушителями, жуликами и недобросовестными организациями. У нас для этого достаточно инструментов, позволяющих правильно проанализировать и отфильтровать данные организации. Здесь важно, что четкое формулирование этих принципов получило поддержку со стороны бизнеса в виде Хартии добросовестных участников ВЭД (далее – Хартия). Это шаг со стороны бизнеса навстречу нам. Мы, безусловно, приветствовали подписание этой Хартии. Сейчас процесс запущен, присоединяются новые участники. Надеемся, что эта инициатива будет поддержана и дальше.
Что означает Хартия? Хотелось бы разъяснить те преимущества, которое дает подписание Хартии. Мы подготовили изменения в работу нашего Экспертно-консультативного совета. Мы хотим дать добросовестным участникам ВЭД, которые являются нашими союзниками в продвижении всех предлагаемых реформ, реально работающий и эффективный инструмент решения возникающих системных проблем. Мы хотим, чтобы добросовестные участники ВЭД (которые сами себя продекларировали добросовестными) имели возможность прийти к нам и в конструктивном ключе обсудить возникающие проблемы и выработать предложения или решения этих проблем. Мы не хотим, чтобы они искали пути решения своих проблем в иных форматах, в иных организациях или на местах. Мы хотим, чтобы эта работа велась на системной основе на нашей площадке. Мы готовы со своей стороны обеспечить этот конструктивный диалог. Наш Экспертно-консультативный совет (ЭКС) должен стать ключевой площадкой взаимодействия таможни и бизнеса, где реально будут решаться системные вопросы взаимодействия. Более того, это будет не только инструмент для бизнеса, но и для таможни. За мою практику работы в таможенных органах, я убедился, что возникает немало ситуаций, когда и таможня, и бизнес оказываются заложниками ситуации. Ввиду того, что наличие пробелов какого-нибудь специфического отраслевого законодательства, которое не позволяет быстро и просто осуществить таможенное декларирование каких-то сложных товаров, за законодательство отвечает другое отраслевое министерство. Но, тем не менее, все равно это становится проблемой таможни и бизнеса. И таких проблем не мало. Хотелось бы, чтобы мы вместе, в формате ЭКС, садились и вырабатывали решения и предложения и, если надо, выходили на другие уровни, на другие площадки совместно с проработанными инициативами, и добивались снятия этих проблем. К сожалению, чисто репутационно, страдаем от этого и мы, и вы. Это очень важный момент в новом формате.
Отдельно надо сказать, что реальная жизнь очень динамичная. Постоянно все меняется, возникают новые товарные группы, новые правоотношения, к которым нужно подстраиваться. Мы надеемся, что этот инструмент станет инструментом отслеживания изменений и выработки лучших практик. В ассоциацию входят компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность в разных юрисдикциях. Для нас это тоже определенная возможность. Мы хотели бы в новом Экспертно-консультативном совете обобщать лучшие мировые практики, которые уже есть. Если есть проблемы, то, наверняка, с ними уже где-то сталкивались. Мы считаем, что этот опыт можно и нужно обобщать для того, чтобы вырабатывать совместные решения. Надеемся в этом на поддержку с вашей стороны.
Несколько слов о том, как будет работать Экспертно-консультативный совет. Мы договорились, что он будет достаточно компактный. У нас будут 20 представителей деловых кругов. Их мы разделили на 4 категории для того, чтобы дать возможность представить все ключевые сегменты этого рынка. У нас будут экспортеры/импортеры, компании, осуществляющие деятельность на различных этапах цепи поставок. Имеются ввиду те, кто непосредственно экспортно-импортными операциями не занимаются, но оказывают услуги или какие-либо работы в этой сфере. Мы запустили процедуру подписания Хартии. Сегодня будет очередной этап, Ассоциация планирует подписать декларацию. У нас уже более 100 организаций, подписавших Хартию. Мы до начала апреля ждем завершения процесса подписания. После этого бизнес-сообщество, исходя из своих внутренних договоренностей, в которые мы не собираемся вторгаться, определит представителей по этим 4 направлениям в наш Экспертно-консультативный совет, и мы предметно начнем с ними работать. Алгоритм работы будет следующим. Мы определили 5 ключевых направлений работы в ЭКС, которые на наш взгляд, покрывают большинство возникающих сложных ситуаций. Каждое направление будет курировать профильный заместитель руководителя ФТС России с тем, чтобы понять уровень принятия решения и понять возможность по привлечению/проведению межведомственных согласительных процедур.
Отдельно отмечу позицию категорирования участников ВЭД. Мы предложили Владимиру Ивановичу Булавину, и он согласился, что раз в полгода будем собирать Совет под его председательством для обсуждения идей инициатив подходов категорирования участников ВЭД. Это очень важная тема и для вас, и для нас. Мы готовы слушать, вы готовы слышать, и готовы обсуждать разные варианты. Алгоритм работы следующий. У нас есть представители от деловых кругов, которые со своей стороны обобщают существующие проблемные вопросы, выносят их на ЭКС, где мы совместно с бизнес-сообществом в форматах различных рабочих секций или комиссий прорабатываем суть проблемы. У нас уже есть такая практика. Она была не формализована. Сейчас мы хотим ее формализовать, чтобы она была в понятной форме. После того как предложение/обобщение сформулировано, есть две развилки. Если вопрос касается правоприменительной практики, то мы выносим его на заседание президиума ЭКС под председательством руководителя, или формулируем проблему (в чем она состоит, если речь идет об отсутствии единообразия в правоприменении таможенными органами). Если вопрос касается изменения нормативно-правового регулирования, то тогда мы можем только поднять свое предложения на уровень либо Минфина, либо Правительства России, либо иного федерального органа исполнительной власти с тем, чтобы сформулировать вопрос. По крайней мере, это предложение будет проработано на нашем уровне и согласовано со всеми заинтересованными участниками. Такой подход более эффективен. Это подход «снизу вверх», нежели подход «сверху вниз», который часто сейчас практикуется, когда некая организация/ассоциация, используя свой лоббистский ресурс или возможности, пишет бумагу большому начальнику, и сверху вниз спускается резолюция проработать, договориться. Мы считаем, что лучше работать снизу вверх, чем сверху вниз, так как эффективность такого процесса существенно выше. После того, как мы все это проработали, мы это поднимаем и вместе пытаемся решить вопрос, в котором все заинтересованы. Возникшая синергия должна дать больше результата.
Вчера мы подготовили предложения, доложили их руководителю, он нас концептуально поддержал. Конечно мы будем ждать инициатив и от бизнес-сообщества, но мы договорились о том, что как минимум две рабочие секции нам нужно создать. Одна связана с таможенной стоимостью. Проблема всем хорошо известна, многие пытались подступиться к ней с разных сторон, но до сих пор решения нет. Мы надеемся, что вместе с бизнес-сообществом найдем правильный алгоритм решения этой проблемы. Ждем инициативы с вашей стороны, готовы обсуждать и искать решения. Мы будем создавать специальную рабочую секцию по таможенной стоимости с тем, чтобы смотреть как в других юрисдикциях эта проблема решается. Очевидно, что техническая оснащенность таможенных органов, в том числе различными аналитическими ресурсами, значительно выше, чем была раньше. Это дополнительное преимущество, которое надо использовать. Как именно использовать – мы готовы обсуждать, в том числе с вашим участием.
Вторая рабочая секция – это экспертная группа по морским перевозкам. В этом сегменте есть специфика, которую надо учитывать. Без опыта лучших мировых практик нам не обойтись, поэтому мы рассчитываем, что участники процесса, связанного с морскими перевозками, поддержат и присоединятся. Это касается всех, кто занят – перевозчики, стивидоры, владельцы инфраструктуры портовой, экспедиторы, морские агенты. Мы всех приглашаем к участию для вырабатывания единого подхода с тем, чтобы в целом по стране практика была единообразной, чтобы различные морские регионы не сильно отличались как с точки зрения процедур, так и с точки зрения применения.
В завершении скажу, что Хартия является для нас основополагающим инструментом для выстраивания конструктивных отношений. Мы надеемся, что процесс будет подхвачен и поддержан другими участниками. Хочу пригласить вас еще раз к нашему взаимодействию в новом формате, в новом ЭКС. Надеюсь, что это сотрудничество будет взаимовыгодным.