Хасеки что означает в гареме
Хасеки
Хасеки Султан (осман. خاصكي سلطان, тур. Haseki Sultan) — титул жён и наложниц османских султанов.
Это второй по значимости титул в гареме после Валиде. Введён в 1521 году султаном Сулейманом для своей любимой наложницы Хюррем, ставшей позднее его законной женой. У султана могла быть как одна хасеки, так и несколько.
Содержание
Получение
Титул Хасеки получали любимые жены и наложницы османских султанов. По своему положению Хасеки, не имевшие кровного родства с султаном, были выше, чем султанские сёстры и тётки. Такое положение определялось тем фактом, что фаворитка правителя имела бо́льшую вероятность стать матерью следующего султана, нежели остальные наложницы. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде Султан; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 1000 акче в день, в то время как сёстры султана Эсмахан Султан и Гевхерхан Султан получали только 300 и 250 акче в день соответственно, а их тётка Михримах Султан — 600 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны; так было и с фаворитками, не ставшими Валиде или вовсе не имевшие сыновей, а также теми, кто стал Валиде через много лет после смерти мужа.
В сериале
«Великолепный век»
В сериале «Великолепный век» мы встречаем двух женщин, носящих этот титул:
Хюррем Султан
Сложно уследить за стремительными шагами, которыми славянская наложница Александра шла к власти. Сначала — наложница и фаворитка, после — мать наследника, затем — свободная женщина, не ровня никому во всем гареме. Специально для неё был введен титул Хасеки — главной наложницы. Хюррем не только добилась славы и богатства, а еще и стала законной супругой падишаха и управляющей его гаремом.
Нурбану Султан
Нурбану Султан — вторая Хюррем. Представительница двух венецианских родов, попав в гарем, она решила вознестись на самую вершину иерархической лестницы. И это ей удалось в полной мере — Нурбану стала единственной наложницей шехзаде Селима и матерью его сына Мурада. А после смерти своего супруга султанша стала Валиде — добилась большего, чем её предшественница Роксолана.
Империя Кёсем
В сериале «Великолепный век: Империя Кёсем» титулом Хасеки обладают несколько персонажей:
Кёсем Султан
Своенравная гречанка Анастасия, попавшая в гарем, даже не подозревала о том, каких высот вскоре добьется. Став возлюбленной султана Ахмеда, она бросила вызов самой Сафие Султан, а вскоре, победив всех своих врагов и родив наследников, смогла добиться титулов Валиде и Хасеки. Более того, Кёсем, как её стали называть после проявленной храбрости и самоотверженности в день бунта, стала первой женщиной Османской Империи, получившей титул Регента Султаната и занимавшей это положение на протяжении 20 лет.
Махфирузе Султан
Будучи обычной наложницей султана Ахмеда, Раша Хатун (названная Хандан Султан Махфирузе) родила ему наследника и добилась титула Хасеки Султан. Однако титул этот не принес девушке ни власти, ни могущества, как её предшественницам. В сердце падишаха по-прежнему оставалась лишь одна женщина, её заклятый враг, — Кёсем.
Айше Султан
Айше Султан — фаворитка султана Мурада Кровавого, Хасеки Султан, мать шехзаде Ахмеда, Ханзаде Султан и Исмихан Каи Султан. Айше Султан в раннем возрасте попала в гарем Мурада IV, является одной из достоверно известных его фавориток.
Турхан Султан
Жена Ибрагима I Была славянкой Надеждой Из простой рабыни стала госпожой( Султанша ) Смогла стать Регент была любимой женщиной Султана Ибрагим I
Дилашуб Султан
О происхождении Салихи Дилашуб данных нет. В конце 1630-х годов она попала в султанский гарем, где прошла соответствующую подготовку. В 1640 году султаном стал Ибрагим I, сменивший на троне брата Мурада IV. Мать султана валиде Кёсем-султан, озабоченная судьбой династии, стала подыскивать сразу нескольких наложниц для сына; в 1641 году Салиха стала третьей хасеки Ибрагима I.
Муаззез Султан
Достоверных данных о происхождении Хатидже Муаззез нет. В конце 1630-х годов девочка попала в султанский гарем, где прошла соответствующую подготовку. В 1640 году султаном стал Ибрагим I, сменивший на троне брата Мурада IV. Мать султана валиде Кёсем-султан, озабоченная судьбой династии, стала подыскивать сразу нескольких наложниц для сына и в 1641 году Хатидже Муаззез стала второй хасеки султана.
Телли Хюмашах Султан
Телли Хюмашах родилась в 1634 году и была черкесского происхождения. Около 1647 года Хюмашах попала в гарем султана Ибрагима I, у которого на тот момент было уже 7 фавориток. Однако падишах влюбился в девушку, и она сразу же обрела в гареме большую власть. В том же году Ибрагим сделал её своей законной женой. В качестве подарка к свадьбе Ибрагим подарил Телли Хасеки сокровищницу Египта и дворец Ибрагима Паши, стены в котором он велел покрыть соболиным мехом.
Главная Хасеки
Из истории
Самыми известными носительницами титула являлись Хюррем Султан, Нурбану Султан и Кёсем Султан.
Иерархия в гареме султана
За основу, конечно, взят гарем султанов Османской империи, но другие восточные гаремы имели весьма аналогичную структуру, где-то чуть жестче, где-то мягче, где-то названия титулов чуть-чуть иные.
Итак, у каждой женщины в гареме султана, которая имела определенный титул или звание, был свой статус, были строго определенные права и обязанности в соответствии с ним. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и подробно расскажу обо всех статусах.
Мой рассказ будет касаться конкретно гарема султана, но практически в каждом гареме шехзаде применялась подобная иерархия, с легкими небольшими изменениями личного плана, которые при этом не были редкостью. Кстати, в гареме к женщине статуса от «джарийе» до «Хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например, Хюррем Султан.
В гареме (Художник мне неизвестен)
Одалык – это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была. Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы. Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц. Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.
Пейк – это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки. Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном. Выше в этом плане была лишь Хазнедар.
Икбал – это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью Падишаха в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших. К таким наложницам было большее почтение, чем к гёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои. Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.
Кадын – так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.
Хасеки – является вторым титулом по старшинству после Валиде в Османской империи. Его ввел Султан Сулейман в 1521 году для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не полагалось получать данный титул, и их положение в иерархии гарема было ниже. Хасеки получала жалованье, равное примерно 30 тысяч акче в месяц. Этот титул был уникален: его нельзя было отчуждать, независимо от пола детей, количества живых наследников, возраста обладательницы титула, ее местонахождения. Его нельзя было потерять даже из-за должностных изменений членов династии (смены султанов, например). Первые сто пятьдесят лет существования этого титула в гареме, в каждый момент времени, была только одна Хасеки. Только в конце восемнадцатого века сразу несколько наложниц смогли получить от султана такой титул, поэтому его обладательницы были в то время менее влиятельными и имели меньшие возможности. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 100 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные в разные времена Хасеки: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.
Гаремом можно было управлять и не имея титула Валиде, то есть ещё при муже-султане. Так, в 16-ом веке гаремом султана дольше всех управляла Хасеки Хюррем Султан, никогда не носившая титул Валиде (она умерла ещё при жизни мужа, не застала правление сына). Она управляла гаремом Сулеймана двадцать четыре года.
Если говорить о хронологической последовательности, в которой управляли в 16-ом веке гаремом Султана, то выглядит она так:
Валиде Айше Хафса Султан – годы правления: 1520-1534
Хасеки Хюррем Султан – годы правления: 1534-1558
Михримах Султан – годы правления: 1558-1566
Хасеки (в 1574 получила титул Валиде) Нурбану Султан – годы правления: 1566-1583
Хасеки (в 1595 году получила титул Валиде) Сафие Султан – годы правления: 1583-1603
Такая строгая иерархия помогала поддерживать в гареме, в этом женском царстве, хоть какую-то дисциплину. Хотя всё-равно нередко случались «войны» и «катастрофы» разного масштаба.
СОДЕРЖАНИЕ
Использование в Османской королевской семье
В ранний период использования хасэки этот титул принадлежал главному супругу султана с особым статусом и превосходил другие титулы и ранги, которыми были известны известные супруги султана ( хатун и кадин ). Хасэки-султан занимал важное место во дворце, будучи второй по величине женщиной и обладал самым большим статусом в императорском гареме после валиде-султана и обычно имел покои, близкие к покоям султана. Положение Хасеки Султана, использовавшееся в течение столетия, отражало великую власть имперских супругов, бывших рабов, при османском дворе, поднимая их статус выше, чем османских принцесс, и делая их равными супругам императрицы в Европе.
Политическая роль матери традиционно начиналась с создания отдельного дома для сына. Утверждение ее публичной политической идентичности повлекло за собой отделение от султана и его семьи. Как отмечалось выше, такое функциональное разделение, по-видимому, произошло с Нурбану и Сафие, несмотря на то, что они никогда не покидали дом султана, как их предшественник Хюррем, изменение их ролей, то есть их откровенно политическая роль. поскольку хасэки вполне могли совпасть с занятием их сыновьями своих политических постов.
Закат Хасеки
Одним из результатов всех этих изменений стало то, что позиция хасэки утратила свою традиционную логику. Политическая роль матери традиционно начиналась с создания отдельного дома для сына. Утверждение ее публично-политической идентичности повлекло за собой отделение от султана и его семьи. Но когда Шехзадес потерял доступ к взрослой жизни в обществе, их матери потеряли и свои общественные роли. Публичное чествование матери сына, которому еще только предстояло стать публичным, шло вразрез с протоколом династической политики. Таким образом, положение хасэки как истинного фаворита султана было несовместимо с практикой старшинства по мужской линии.
Кёсем Султан был последним из влиятельных османских хасеки. Другое объяснение упадка хасэки и возрождения валиде в первые десятилетия семнадцатого века во многом связано с личностью Кёсем Султан и тем фактом, что в 1617 году она перестала быть хасэки, и если бы она была чтобы вернуть себе власть, она могла получить ее только с позиции Валиде Султана.