Хасеки и валиде в чем отличие
Османская Империя
История Османской Империи тут
Раздел II. Хасеки, Валиде и Султанские дочери
1520-1648
Этот период в истории Османской Империи длился приблизительно половину первого периода – 128 лет. Последовательность девяти Падишахов, правивших в это время, можно объяснить проблемами в структуре Династии. Некоторые историки этими же проблемами объясняют начало «Женского Султаната», выпадшее на данный исторический период.
Одной из особенностей того времени было то, что вместо свободных жён голубых кровей Падишахи стали жить с наложницами, которые были взяты в плен и обращены в ислам. Женитьба Султана Сулеймана на своей хасеки Хюррем, которая родила ему 5 шехзаде и одну султаншу, — это исключение. Официальная женитьба Османа II на дочери муфтия, а Ибрагима – на хасеки Телли были одной из причин, приближающих их трагический конец.
Ещё один факт: Валиде Султан, следующие за Хюррем Султан, которая умерла, так и не увидев своего сына Селима II у власти, получили звание «Мехд-и Улья-и Салтанат» (прим. пер. – дословно означает «Великая колыбель Султаната»).
Ранее все шехзаде отправлялись в санждаки и создавали собственные гаремы, но шехзаде после Мехмеда III держались под надзором во дворце. В этот период наложницу взошедшего на престол Падишаха, которая родила ему ребёнка, называли Хасеки, а ту, которая родила первого шехзаде – Башхасеки (Главная Хасеки). В этот период вошло в традицию наложниц и гёзде умершего Падишаха отправлять в Старый Дворец.
Поделиться ссылкой:
Кануни Султан Сулейман
Отец: Явуз Султан Селим Мать: Хафса Хатун Годы жизни: 6 ноября 1494 – 7 сентября 1566 Годы правления: 30 сентября 1520 – 7 сентября 1566 Годы правления Султана Сулеймана – это период, когда Османская Империя была господствующей силой как в политической, военной и экономических сферах, так и достигла пика в развитии искусств, литературы и архитектуры. … Читать далее Кануни Султан Сулейман
Селим II Блондин Пьяница
Отец: Кануни Султан Сулейман Мать: Хюррем Султан Годы жизни: 28 мая 1524 – 15 декабря 1574 Годы правления: 30 сентября 1566 – 15 декабря 1574 Первый Султан, которого стали критиковать в официальных и субъективных исторических писаниях. Судьба позволила ему преодолеть все препятствия и взойти на трон, но не даровала такой же удачи относительно жизни и султаната. Он … Читать далее Селим II Блондин Пьяница
Мурад III
Отец: Селим II Мать: Нурбану Годы жизни: 4 июля 1546 – 16 января 1595 Годы правления: 21 декабря 1574 – 16 января 1595 Саломон Швайгер, который находился в Стамбуле в 1578-81 годах по долгу посольской службы, рассказывает, что в то время гарем находился в Старом дворце в Баезиде: «Жена Падишаха (Сафие Султан) живёт здесь со своей свитой и прислугой. В здание … Читать далее Мурад III
Мехмед III
Отец: Мурад III Мать: Сафие Султан Годы жизни: 16 мая 1566 – 21 декабря 1603 Годы правления: 27 января 1595 – 21 декабря 1603 Хасеки и дочери этого Падишаха, чья жизнь была короткой и таинственной, тоже тайна за семью замками. Это последний Шехзаде, выезжавший в санджак и последний Падишах, создавший свой гарем ещё будучи Шехзаде. В первый день … Читать далее Мехмед III
Ахмед I
Отец: Мехмед III Мать: Хандан Султан Годы жизни: 18 апреля 1590 – 22 ноября 1617 Годы правления: 21/22 декабря 1603 – 22 ноября 1617 Первый Падишах, который взошёл на трон, не выезжая в санджак, и у которого появился свой гарем уже после интронизации. Его отец Мехмед III, удерживая сына во дворце, лишил его опыта государственного управления и не провёл обрезания, несмотря … Читать далее Ахмед I
Мустафа I
Отец: Мехмед III Мать: неизвестна Годы жизни: 1591 – 20 января 1639 Годы правления: 22 ноября 1617 – 26 февраля 1618; второй раз: 19 мая 1622 — 10 сентября 1623 По общему мнению недальновидных визирей, которые посадили этого юродивого сына Мехмеда III на престол, ага из оджаков, учёных, высоких чиновников и гаремных женщин, у Мустафы чередовались состояния … Читать далее Мустафа I
Молодой Осман II
Отец: Ахмед I Мать: Хатидже Махирузе Годы жизни: 15 ноября 1603 – 20 мая 1622 Годы правления: 26 февраля 1616 – 19 мая 1622 Он взошёл на престол в возрасте 14-ти лет, как и отец Ахмед I. Мать Османа, которого называют «молодой», была Хатидже Махирузе, которая стала «Мехд-и Улья / Валиде Султан» во время правления … Читать далее Молодой Осман II
Мурад IV
Отец: Ахмед I Мать: Кёсем Султан Годы жизни: 9 июля 1611 – 8 февраля 1640 Годы правления: 10 сентября 1623 – 8 февраля 1640 Этот Падишах, семья которого отличалась от семей предыдущих правителей: из его хасеки известно имя только одной, у него было много дочерей, но и один шехзаде не выжил. Никакие известия о его гареме не просочились за стены … Читать далее Мурад IV
Султан Ибрагим
Отец: Ахмед I Мать: Махпейкер Кёсем Султан Годы жизни: 4 октября 1615 – 18 августа 1648 Годы правления: 8 февраля 1640 – 8 августа 1648 Главный «мальчик для битья» тех, кто обычно смотрит на Османскую историю критически, — Султан Ибрагим. Через века после смерти получил приставку «сумасшедший» к имени. Восемнадцатый Падишах из 36, предок последующих 18 Падишахов. Осман Бей … Читать далее Султан Ибрагим
Хасеки и валиде в чем отличие
О ТИТУЛАХ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
В отличии от европейской системы, османские титулы в основной свой массе не были наследственными и давались за заслуги перед государствои и в соответствии с занимаемой военной или гражданской должностью. Наследственными были титулы представителей самой правящей династии.
Естественно самым высоким был титул самого монарха и в кратком варианте он звучал следующим образом:
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО СУЛТАН ХАН
Полный же титул правителя включал перечисление все земель, принадлежащих Империи.
Мать правящего Султана получала титул
ВАЛИДЕ СУЛТАН
со стилем обращения ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО
С женами было сложнее, т.к. по исламским законам можно их иметь только четыре. Поэтому женщины Султана подразделялись на группы. Главная официальная жена звалась
БАШ КАДИН ЭФЕНДИ
вторая, третья и четвёртая соответственно
ВТОРАЯ (ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЁРТАЯ) КАДИН ЭФЕНДИ
со стилем обращения ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО
Не официальные жёны именовались следующим аналогичным образом
БАШ ИКБАЛ ХАНУМ ЭФЕНДИ
и
ВТОРАЯ (ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЁРТАЯ) ИКБАЛ ХАНУМ ЭФЕНДИ
со стилем ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО
Так же применялись и следующие стили обращения к султанским женам. Жёны родившие наследнеков могли именоваться
ХАСЕКИ СУЛТАН
а жены родившие только девочек
ХАСЕКИ КАДИН ЭФЕНДИ
Сыновья Султана и его потомки по мужской линии имели титул
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ПРИНЦ ШАХЗАДЕ ЭФЕНДИ
Дочери Султана и его женские потомки по мужской линии именовались
ЕЁ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО ПРИНЦЕССА СУЛТАН
Четыре официальные жены имперских Принцев могли носить титул
ХАНУМ ЭФЕНДИ
с обращением ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО.
Мужья имперских Принцесс, если они не имели более высого титула назывались
ДАМАД БЕЙ ЭФЕНДИ
со стилем обращения ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО.
Потомки имперских Принцесс именовались следующим образом. Сыновья
ЕГО ВЫСОЧЕСТВО ПРИНЦ СУЛТАНЗАДЕ БЕЙ ЭФЕНДИ
дочери
ЕЁ ВЫСОЧЕСТВО ПРИНЦЕССА ХАНУМ СУЛТАН
Все остальные, могли иметь следующие титулы в порядке возрастания:
ИЕРАРХИЯ СУЛТАНСКОГО ГАРЕМА ЭПОХИ СУЛТАНА СУЛЕЙМАНА И МНОГИХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПРАВИТЕЛЕЙ.
Многие поклонники сериала Великолепный век знают, что в гаремах Османской империи была строгая иерархия, и каждая женщина обладала определённым званием или титулом, проще говоря, статусом с чётко распределёнными правами и обязанностями, который позволял иметь определённое жалование, количество служанок, отдельные комнаты (покои) или занимать определённые должности. Но мало кто знает, а как же выглядела полная иерархия всех женщин настоящего османского гарема в XVI и XVII веках. Поэтому данная статья несёт в себе цель восстановить данный пробел в исторических познаниях поклонников сериала Великолепный век. Для этого стоит перечислить все возможные статусы в османском гареме того времени, максимально подробно рассказав о каждом их них. Предварительно нужно сказать, что в данной статье речь пойдёт именно о гаремах султанов, но в принципе такая же иерархия (с некоторыми изменениями) характерна и для гаремов шехзаде. Дополнительно следует отметить, что при обращении к женщине гарема Османской империи, имевшей статус от «джарийе» до «Хазнедар» к имени добавлялось слово «Хатун», в случаях, если статус был «Султан» или выше – слово «Султан», например, Гюльфем Хатун, Хюррем Султан и так далее. Ну что же, начнём в порядке возрастания:
Джарийе – низшая ступень в иерархии, все девушки, попавшие в гарем, начинают свой путь именно с данного статуса. Стоит отметить, что многие в нём так и остаются, даже спустя большое количество времени. По сути, этот статус обозначал самую рядовую рабыню-наложницу, которая официально принадлежала гарему Султана, получала минимальное жалование, но ещё ни разу не состояла в интимной близости с Падишахом. Джарийе никем не командовали, и ничем не управляли. Они занимались уборкой помещений дворца, обслуживанием лиц, которые занимали более высокое положение в иерархии, и различными мелкими поручениями. Изначально все они не были мусульманками, но в дальнейшем по желанию могли принять Ислам. Также джарийе проходили в гареме курс обучения длительностью от двух до четырёх лет, в зависимости от возраста рабыни. За это время наложницы обучались как элементарным навыкам, например, чтению и письму на османском языке, так и прикладным дисциплинам, например, вышиванию и игре на музыкальных инструментах.
Калфа – служанка из общего обсуживающего персонала дворца. Фактически это была бывшая Джарийе, которая, помимо основного обучения, училась дополнительно ещё два года для этого статуса. В отличие от Джарийе, уборка помещений и обслуживание привилегированных лиц для калфы являлись уже профессиональной деятельностью, а не дополнительным занятием. Жалование при этом возрастало, однако на интимные отношения с Султаном после получения данного статуса Калфа рассчитывать не могла. Но их аналогично Джарийе могли выдать замуж после 10-летнего срока службы в гареме, если они пожелают. Выдавали, как правило, за весьма успешных людей из столицы, что позволяло вполне удачно устроить свою дальнейшую жизнь. Калфы делились на 3 разряда: младшие, средние и старшие, данное деление по большей части зависело от срока службы. Также они частично занимались обучением джарийе, командовать могли исключительно ими же. Чуть большую власть имела самая главная калфа. Но должность Унгер-калфы могло занимать не более одного человека во дворце, и вероятность получить её была крайне мала. Ещё меньшая вероятность была получить статус Хазнедар, но об этом чуть позже.
Уста – прилежно отучившаяся полный срок обучения джарийе могла получить данный статус, если к определенному моменту пребывания в гареме входила в число образцово-показательных наложниц, и не уходила в обслуживающий персонал (в калфы). Жалование по сравнению с джарийе также увеличивалось. Данный статус отделял наиболее привлекательных и талантливых наложниц от едва привезённых и ничего не умеющих рабынь. Именно среди носительниц этого статуса старались выбирать кандидаток на интимные отношения с Султаном и дальнейшее возможное продвижение по «карьерной лестнице».
Одалык – носительницы данного статуса стояли ещё на одну ступень выше рядовых рабынь. По сути, это была та же уста, не достигшая особой удачи в отношениях с Султаном (если таковые были) и продолжающая жить ещё несколько лет на полном обеспечении гарема и повышенном жаловании по сравнению с обычной наложницей вплоть до выдачи замуж на сторону или до первой серьёзной ошибки, которая, впрочем, могла случиться и с обладательницей любого другого статуса. Вероятно, отсюда происходит современное слово «одалиска».
Пейк – наложница, ставшая особо приближённой помощницей человека, обладающего одним из трёх высших титулов, то есть фактически являющаяся доверенным лицом Валиде, Хасеки или Султанши (Госпожи) в гареме. Они получали очень высокое жалование, зачастую намного большее чем то, что получали даже самые опытные калфы. Также пейк были особо уважаемы всеми остальными наложницами. Данный статус являлся очень солидным, и был практически максимальной ступенью иерархии гарема, которую могла достичь обычная наложница, не вступая в отношения с Султаном, (за исключением Хазнедар).
Гёзде – первый по-настоящему серьёзный статус, который получала рабыня, вступая в отношения с Султаном, то есть наложница, (скорее всего, бывшая уста), которая провела с Падишахом хотя бы одну ночь. После этого рабыня становилась наложницей-фавориткой и переставала заниматься делами, свойственными для общей части гарема. В дальнейшем гёзде имели возможность на продолжение отношений, а соответственно и ещё большие титулы в случаях, если они не потеряют благосклонность Султана, и им повезёт забеременеть. Им выделялись 2 служанки и отдельная комната для фавориток. Жалование также серьёзно увеличивалось, помимо этого, гёзде, как правило, получали ещё и обильные подарки от самого Султана. Можно сказать, что статус «гёзде» был самым первым, к которому должна была стремиться наложница, рассчитывающая подняться на самый верх гаремной иерархии, что как известно удавалось единицам, таким образом, получение данного статуса совершенно не означало безоблачную жизнь в будущем.
Икбал – наложница, ставшая постоянной фавориткой Султана, к которой Падишах долгое время проявлял благосклонность и с которой, в отличие от гёзде, провёл большое количество ночей. Как правило, данный статус носили гёзде, которым удавалось забеременеть от Султана, но ребёнок ещё не родился. Такие наложницы были в большем почёте, чем обычные фаворитки, но в случае потери плода дальнейший путь в гареме для икбал был закрыт, и в лучшем случае, её ждал переход в статус «одалык», в связи с чем беременной наложнице следовало быть крайне осторожной, этому способствовало расширение покоев (обычно выделяли отдельную просторную комнату) и повышение количества служанок, по сравнению с гёзде – как минимум, вдвое.
Хазнедар – главный казначей, и выражаясь современным языком, администратор гарема, как правило, являлась правой рукой и главной помощницей Валиде или Хасеки (в зависимости от того с каким титулом была действующая управляющая гаремом). Единовременно такой статус мог носить только один человек во дворце. Статус «Хазнедар», по сути, являлся уникальным, так как формально позволял находиться выше даже беременных фавориток Султана. И при этом, стать Хазнедар теоретически могла даже бывшая калфа, но зачастую на эту должность назначались девушки со статусом «одалык» или «пейк». Статус Хазнедар (иногда называют должностью) являлся бессрочным, и обладательница могла носить его до своей смерти, кстати, это был единственный способ продолжать работу в гареме в почтенном возрасте, хотя это неминуемо шло в ущерб возможности создания собственной семьи. Однако существовала возможность отказаться от статуса и вернуться на прежнюю ступень иерархии или уйти на покой. В этом случае, как правило, дальнейшая безбедная жизнь была гарантирована, так как данный статус являлся очень престижным, жалование высоким, а обильные подарки и связи с высшими представителями султанской семьи позволяли продолжить жизнь вне дворца без каких-либо проблем. Глава гарема, а также действующий Султан могли лишить Хазнедар своего статуса за серьёзные провинности в пользу более подходящий кандидатуры. В этом случае дальнейшая судьба бывшей Хазнедар находилась под вопросом, но подобное случалось очень редко. Имелась возможность и повторного получения этого статуса одним и тем же человеком.
Кадын – бывшая икбал, то есть беременная фаворитка Падишаха, у которой рождалась дочь, иногда даже бывшая Султанша (госпожа), потерявшая свой титул, как правило, из-за потери всех наследников мужского пола, но так или иначе сохранившая своё отношение к правящей династии, например, имея родную действующему Султану дочь или внучку.
Султан («Султанша», Госпожа) – один из высших титулов, которыми могла обладать женщина в Османской империи. До начала правления Султана Сулеймана считался вторым по старшинству женским титулом после Валиде. Данный титул присваивался бывшей икбал, у которой рождался сын, а также автоматически всем дочерям действующего Султана. Существует версия, что сёстры Падишаха, получив данный титул при рождении ещё во время жизни их отца, могли носить его только до замужества, подчёркивая своё отношение к династии. На самом деле это не совсем так. Сёстры Султана могли продолжать носить данный титул даже после замужества, если действующий Султан не возражал, а так было в подавляющем большинстве случаев. Сёстры и дочери действующего Султана не могли получить какой-либо титул выше этого, в то время как наложница, родившая сына, теоретически когда-нибудь могла стать «Хасеки» или «Валиде». Носительницы титула «Султан» официально гаремом Падишаха никогда не управляли, так как все наложницы, получавшие высшую должность в Османской империи, к этому моменту являлись уже Хасеки или Валиде, сёстры же действующего Султана прав на управление гаремом не имели, а дочери не попадали в нужные временные рамки, за единственным исключением – Михримах Султан, которая являлась главой гарема своего отца Султана Сулеймана на протяжении 8 лет (с 1558 по 1566) год. Ближе к середине XVIII века в Османской империи пройдёт реформа, которая запретит абсолютно всем женщинам использовать данный титул и аналогичную приставку к имени. Фактически титул «Султан» для женщин после этого будет упразднён.
Хасеки – второй по старшинству титул в Османской империи после «Валиде». Введён в 1521 году Султаном Сулейманом. Единственной носительницей данного титула при его жизни являлась его законная жена Хюррем Султан. Все дочери и сёстры Падишахов без исключений находились ниже носительниц данного титула по положению в гаремной иерархии. Стандартное жалование Хасеки составляло 1000 акче в день. Уникальная особенность титула заключалась в том, что он являлся абсолютно неотчуждаемым, и ни пол детей, ни количество живых наследников, ни возраст носительницы, ни её местонахождение, ни должности других членов династии не могли повлиять на потерю этого титула, в связи с чем первые полтора столетия существования данного титула в гареме султанов могла быть только одна «Хасеки». И только уже на рубеже XVII и XVIII веков, султаны стали присваивать данный титул сразу нескольким наложницам, что неизбежно очень сильно ослабило влияние и возможности обладательниц этого титула. Самыми известными носительницами титула являлись: Хюррем Султан, Нурбану Султан, Сафие Султан, Кёсем Султан, Телли Хасеки и Гюльнуш Султан.
Икбал и кадины султана — кто они такие и чем отличались?
Иерархия фавориток османских султанов.
Султаны женились на дочерях византийских императоров, вельмож Кипра, анатолийских, сербских и болгарских правителей. Эти брачные церемонии были великолепны.
Но затем заключение политических браков между османскими султанами и представителями других династий прекратилось. Был установлен порядок императорского дома, по которому нельзя было брать в официальные жёны (по никяху) женщин иного, отличного от исламского тюркского, происхождения. И султаны начали отдавать предпочтение женщинам не мусульманского происхождения, с которыми им было разрешено не заключать брак. Они были нужны только для продолжения рода.
Несмотря на то, что Сулейман Великолепный, султан Селим 2 и султан Ибрагим I пренебрегли этой традицией и взяли в супруги (заключили никях) с женщинами не османского происхождения, в высоком обществе империи данные поступки не приветствовались и не поощрялись.
Как женились султаны (историческая справка)
Сама церемония обретения султаншей статуса официальной жены описана современниками Абдулхамида I, о чём имеются справки в рукописных документах той эпохи.
1774 год, Абдулхамид берёт пятую по счёту жену. Для церемонии заранее готовится особое помещение, известное под названием Хыркаи Шериф Одасы. В этой «совещательной» комнате готовился своеобразный султанский «брачный договор».
Казначей, министр финансов и духовник султана составляли список подарков для жены и в присутствии представителей сторон заключали официальный документ — свидетельство о браке, имевшее как государственную (юридическую), так и духовную (по шариату) силу.
По завершении акта подписания свидетельства, стороны и представители власти распивали щербет.
Титулы наложниц султана
Если вы смотрели «Великолепный век», то должны помнить титулы жён османского султана Сулеймана. Женщины, родившие сыновей, получали титул «Султан», а избранная любимица — хасеки.
Со временем система титулов изменилась. Хасеки стали называть всех любимиц султанов, а не единственную избранную. К примеру, у султана Ибрагима было 8 хасеки! А титул «султан» стали носить только дочери султанов и валиде — она была единственной женщиной не из османской династии, носящая титул «султан».
Примерно со времен правления Ахмеда III появился титул кадын-эфенди. Сначала он давался первым 4-8 женщинам, родившим султану сыновей. Позднее кадын-эфенди называли женщин, с которыми султан официально заключал брак. Первая жена (кадын-эфенди) была самой главной и далее по очередности.
Так как число кадын-эфенди было ограничено, то все остальные женщины султана, фаворитки, становились его икбал. Причём в отдельные периоды их количество могло быть одновременно до 6 человек. Приставка к имени икбал была «ханым эфенди».
При Абдулхамиде Первом икбал могли размещаться в особых помещениях, изолированных от общей части гаремов. Неизвестно, было ли такое помещение в Топкапы, но есть сведения, что такие помещения были во дворцах Бешикташ, Чираган, Долмабахче и Йылдыз.
В том же порядке, какой был установлен первично, икбал могли претендовать на преемственность в брачном союзе с султаном. То есть, икбал «№2» не могла стать кадын-эфенди султана ранее икбал «№1». Если с одной кадын или икбал султан расставался, или она умирала, то ее место занимала следующая по очереди.
То есть в гаремной иерархии стояла сначала валиде-султан, потом кадын-эфенди, по очередности, а за ними также по очередности ханым-эфенди. Икбал были как бы младшими жёнами, а кадины — старшими.
Судьба наложниц после смерти султана
Как правило, при кончине султана, все его женщины отправлялись в Старый Дворец, где получали пожизненное содержание. Их дети могли наследовать престол, и тогда мать наследника с пышной церемонией возвращалась в султанский дворец на правах валиде-султан.
По большей части, вдовствующих супруг султанов ждала серая и однообразная жизнь в уединении и забвении, но были и исключения. Некоторые турецкие источники утверждают, что вдовы султанов повторно выходили замуж. Да и не только вдовы. Одна из разведённых жён Абдулхамида, Нурефсун кадын-эфенди, впоследствии заключила официальный никях с другим человеком.
После 1826 года традиция отсылать женщин-вдов султана из Топкапы была упразднена, и для них отводились помещения на территории Топкапы.
В зависимости от статуса при султане (пока он был жив), его женщины могли рассчитывать на дифференцированный размер содержания после его смерти. Иными словами, первая жена имела больше имущественных прав, чем остальные (последующие). Когда и они уходили из жизни, их имущество возвращалось в казну.