Хасиды и ортодоксы чем отличаются
Разница между хасидами и ортодоксальными евреями
Понимание различных религий извне может сбивать с толку. Возьмем, к примеру, хасидов и ортодоксальных евреев. Как они могут иметь такие разные подходы и при этом оставаться евреями? Читай дальше, чтоб
Содержание:
Понимание различных религий извне может сбивать с толку. Возьмем, к примеру, хасидов и ортодоксальных евреев. Как они могут иметь такие разные подходы и при этом оставаться евреями? Читай дальше, чтобы узнать больше.
Таблица результатов
Евреи-хасиды | Ортодоксальные евреи |
Это секта ортодоксального иудаизма. | Подход к иудаизму |
Самая строгая секта | Содержит строгие и более адаптированные секты |
Дети в основном получают религиозное образование | Дети могут получить как религиозное, так и светское образование, в зависимости от того, к какой секте они принадлежат. |
У них отличительная одежда | Некоторые секты имеют отличительную одежду, но от всех требуется скромность. |
Определения
Евреи-хасиды на самом деле секта внутри большей группы ортодоксальных евреев. Хотя они живут в светском мире, евреи-хасиды придерживаются традиций и пытаются интегрировать и адаптировать некоторые современные элементы в своей повседневной жизни. В противном случае они живут по Талмуду, изучают Тору, и все их сообщество посвящено ведению благочестивой жизни, которую олицетворяет их имя.
Ортодоксальные евреи представляют собой более крупную категорию евреев, с сектами от ультраортодоксальных (крайне изолированных и очень строго соблюдающих правила) до современных ортодоксальных евреев. Эта группа включает евреев-хасидов и представляет собой традиционную форму соблюдения еврейских традиций.
Хасиды против ортодоксальных евреев
Отношения со светским миром
Из всех ортодоксальных еврейских сект евреи-хасиды являются самыми строгими и считаются ультраортодоксальными. Для сравнения, в группе православных есть также современные ортодоксальные евреи, которые адаптировали свой образ жизни к большему количеству элементов современной жизни.
Внешность
У евреев-хасидов особая одежда, особенно для мужчин, которые носят длинные пальто и меховые шапки. Они отращивают бороды и имеют локоны по бокам. Женщинам полагается носить скромную одежду, закрывающую их от шеи до колен. Также замужние женщины должны покрывать волосы. В некоторых крайних случаях ультраортодоксальные еврейские женщины даже бреют головы и носят шарфы.
С другой стороны, современные ортодоксальные евреи более адаптированы к современной жизни и не имеют никаких ограничений в одежде, кроме скромной одежды, которая остается обязательной.
Образование
Евреи-хасиды в основном получают религиозное образование, тогда как современные ортодоксальные евреи имеют как религиозное, так и светское образование.
Военная служба
В Израиле современные ортодоксальные евреи служат в армии, в отличие от евреев-хасидов.
Ортодоксальные евреи: кто они?
Некоторые евреи в Израиле ведут обыкновенный образ жизни, в одежде отдают дань современной моде, занимаются воспитанием детей по европейским канонам, стремясь дать им лучшее образование. Другая часть, так называемые ортодоксальные евреи в Израиле живут согласно всем канонам Галахи, которые сформировались еще во времена Нового времени.
Что такое Галаха?
Галаха – перечень правил, которые регламентируют жизнь еврея по всем канонам иудейской религии. Евреев, относящихся к ортодоксальным, видно издали. Ортодоксальные евреи, обычаи которых проявляются даже в одежде, очень своеобразны. Вся одежда у них только черных или белых цветов, даже нижнее белье. Обязательно присутствует головной убор в виде шляпы, с которой свисают пейсы. Обычные, или рабочие евреи и ортодоксальные евреи не слишком славят друг друга. Есть даже ряд поговорок на этот счет. Такая взаимная антипатия вполне оправдана, и имеет под собой ряд оправданий. Обычные евреи, работящие, не слишком довольны тем, что обеспечивают своим трудом благо всей страны и народа, в то время как ортодоксальные евреи думают, что все остальные живут не по законам веры. Ортодоксальные евреи регулярное встречаются не только в Израиле, но и далеко за пределами своей исторической родины, и появление в городе другой страны ортодоксального еврея – действие довольно интересное и экзотическое.
Какие у них правила?
Ортодоксальные евреи имеют ряд своих правил, касательно работы и жизни в целом. Они не выходят на работу в субботу. А под работой ортодоксальные евреи подразумевают также походы в магазин, спуск на лифте, готовку еды. Все, что дозволено делать еврею в воскресенье – это есть, пить и общаться друг с другом. Тенденция последнего времени – разгром или пикетирование ортодоксальными евреями различных заведений, которые позволяют себе работать в субботу. Такими поступками они призывают остальных жить по правилам иудаизма. Ортодоксальная еврейская молодежь придумала себе новое развлечение. Собираясь небольшими группами в субботнее время, они повадились нападать на таксистов и работников магазинов, а также на других евреев, которые, по их мнению, нарушили закон иудаизма касательно субботы.
Нельзя сказать, что жизнь ортодоксальных евреев легка и полна празднеств. Ортодоксальный еврей должен неуклонно соблюдать все правила Торы, а их 613! И это только в будние дни. По этим причинам времени на трудовую деятельность у ортодоксального еврея просто не остается. Любое движение или решение должно быть согласовано согласно правилам Пятикнижия. Свод правил касается пищи – ортодоксальные евреи могут употреблять только кошерную еду, а также придерживаться правил в одежде. Ортодоксальные евреи одежду шьют только у специально обученных портных. Ортодоксальные евреи в обязательном порядке делают обрезание, молятся трижды в день, служат неуклонно Богу и т.д. Получается, ортодоксальные евреи абсолютно равнодушны и не проявляют никакого интереса ни к чему, кроме своей религии.
Особенности быта и времяпровождения
Места обитания ортодоксальных евреев не отличаются чистотой и уютом, дети имеют неопрятный вид и плохое воспитание. Все, что делают ортодоксальные евреи – учеба и молитва, на все остальное есть «Воля Бога». Они не занимаются оплатой налогов в казну государства, и в тоже время не гнушаться постоянно, требовать социальную помощь. Ортодоксальные евреи делятся на несколько групп. Приверженцы хасиди называются ультра ортодоксальными евреями. Они заправляют брюки в носки, чтобы «не было прикосновения с нечистой землей». Женщины сбривают волосы на голове и закрывают головы париком. Более приближенные к нормальной современной жизни – ортодоксальные евреи – модернисты, но их существование другие хасиды не признают.
Изучение Торы – главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, – более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).
Чем же отличается ортодокс от обычного хасида?
Итак, что же значит – хасид? На самом деле это название произошло от еврейского слова хасидут, что в переводе звучит как благочестивый праведник, обладающий особым усердием и соблюдающий все предписания иудаизма. Впервые религиозное движение хасидов возникло во второй четверти восемнадцатого века среди представителей еврейской национальности, проживающей не только на территории России, но и в Польше, а также на территории Литвы.
Первоначально под общим веянием того времени появились хасиды каббалисты отличавшиеся от обычных ортодоксов своей религиозной направленностью. Среди хасидов встречались также аскеты-одиночки, которые проводили своё время в молитвах и постоянных постах, напряжённо ожидая спасения. Встречались и такие, которые жили группами, они проводили свои дни в молитвах, исполнении заповедей и постоянном учении. У хасидов того времени были особые молитвы, которые сопровождались танцем и разнообразными движениями. Современный хасидизм широко распространился сначала по территории Украины, позднее попал в Польшу и Венгрию и даже смог превзойти в популярности раввинистический иудаизм, но, несмотря на особую популярность, он не нарушал границы, в любое время, оставаясь верным определённым требования и традициям иудаизма.
Прежде всего, тем, что ортодоксальный еврей должен придерживаться и обязательно соблюдать шестьсот тринадцать правил Пятикнижия, причём делать он это должен ежедневно. Согласно установленным правилам кошерной может быть не только еда, но и одежда. Именно поэтому при её изготовлении не допускается использовать шерсть и лён одновременно, а чтобы не нарушать установленных правил, всю одежду ортодоксы заказывают у проверенных портных.
Ортодоксальный еврей в отличие от того же хасида не может надеть одежду не чёрного цвета. Поскольку нарушать установленные правила нельзя, все ортодоксальные евреи носят только чёрную одежду, причём это правило относится не только к верхней одежде, но и к нижнему белью. Женщины ортодоксальной веры также должны соблюдать установленные правила, а именно, не обнажать ноги и руки, а также область декольте. Для каждой женщины портные шьют специальные чулки и гольфы.
Дезертиры
К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…
У харедим – все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?
Дело в том, что армия в Израиле – это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил – ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.
Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они – дезертиры.
Тем не менее, в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.
Родители бояться отдавать своих детей на военную службу, утверждая, что там они «потеряют свою религиозную уникальность».
Ультра-ортодоксы
Лидеры Израиля в 1940-х заключили договор с ультра-ортодоксальными раввинами из стран Восточной Европы, чтобы помочь им сохранить традиционные еврейские обычаи, которые были почти уничтожены во время Холокоста. Тогда премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион согласился освободить около 400 студентов от военной службы, чтобы они могли посвятить свои жизни исследованию основных еврейских писаний, Торы и Талмуда.
Их отличить проще всего по их одежде. Там нет цветов, только черное и немного белого. Говорят, что это у них траур по разрушенному иерусалимскому Храму. Они переоденутся в белые одежды, когда придет Машиах (Мессия) и отстроит третий иерусалимский Храм. Но Машиах не торопится с приходом уже два с половиной тысячелетия, несмотря на все усилия ультра-ортодоксов приблизить это великое событие. Чтобы как-то оправдать его упорное нежелание появиться на Земле Израиля, ультра-ортодоксы сваливают всю вину на светских и на «вязанные кипы». Мол, не соблюдают они заповеди Моисея. Вот когда весь народ, как один, перестанет ездить по шаббатам, когда закроют все некошерные кафе и магазины, когда … словом, несть числа условиям, которые необходимо соблюдать, чтобы дождаться прихода долгожданного Мессии. А пока наиболее рьяные из них вывешивают у себя на окнах и на заборах плакаты, напоминающие былые советские агитки: «К приходу Машиаха – готовы!». Это те, кто уже потерял надежду на коллективную встречу и в одиночку зазывают долгожданного гостя к себе «на огонек».
Необходимым условием прихода Машиаха является скромная одежда религиозных женщин. Если у вас возникли сомнения по поводу длины юбки или рукавов на блузе – идите к местному раввину! Он для того и посажен общиной, чтобы община соблюдала правила еврейского образа жизни. Если вы – женщина, и ваша одежда не отвечает требованиям местных знатоков Торы, то в районы, где живут ультра-ортодоксы, вам лучше не забредать. Запросто могут побить камнями, таков древний обычай у иудеев! Он также обязывает замужнюю женщину носить головной убор, шляпку или платок. Не приведи Господь, посторонний мужчина или даже сам Машиах увидит немытые пряди ее волос и соблазнится ею! Поэтому свои волосы лучше всего отстричь наголо, а голову покрыть кокетливым париком. Уж на него точно никто из посторонних не польстится. Интересно, что про парики в Галахе –своде еврейских законов и запретов – ничего не сказано.
На машине в религиозные районы лучше по субботам не заезжать вообще. Даже в случае крайней необходимости или же по ошибке (это, кстати, касается туристов, самостоятельно путешествующих по Израилю!), ибо камень в лобовое стекло может надолго лишить вас желания нарушать покой местных мракобесов. Жаль, что у GPS-навигаторов нет пока возможности оградить водителей от таких ошибок.
Видео
Это Б-г мой 34. Кто такие ортодоксальные евреи?
Кто такие ортодоксальные евреи?
Невозможно установить, сколько именно евреев действительно живет по религиозным законам. Невозможно проникнуть в то, как ведет себя человек в стенах собственного дома. А к тому же повсюду — полный разнобой мнений относительно того, что именно требует от нас Закон и что можно назвать б-гопослушанием. Как гласит английская пословица, прежде чем спорить, нужно договориться о терминах. Но слово «ортодоксальный» — очень нечеткий термин, и разные люди понимают его по-разному.
Евреи из нетурей каста скажут, наверно, что во всем мире ортодоксального иудаизма придерживается что-то около тысячи ста или тысячи двухсот человек. Ревностные последователи рабби из Сатмера увеличат эту цифру до пятнадцати или двадцати тысяч. Ни та, ни другая группа не признает достаточно ортодоксальными очень религиозных членов маленькой израильской политической партии Агудат Исраэль — не признает их за то, что те заседают в израильском парламенте. Членов всех трех групп журналисты нередко называют ультраортодоксами. Само собой, сами эти группы отвергли бы такой ярлык.
Среди основной массы ортодоксальных евреев — их, видимо, несколько миллионов — тоже нет единства мнений относительно того, как нужно верить и как соблюдать обряды. Существуют такие религиозные группы как мизрахи, современные ортодоксы, неоортодоксы, традиционалисты, сефарды, хасиды, неохасиды и так далее и тому подобное. Я сомневаюсь, что у читателя хватило бы терпения разбираться в различиях между всеми этими группами. Однако для них самих такие различия имеют огромное значение.
Тем не менее, при всей многочисленности подобных групп в основной массе ортодоксальных евреев не происходит полного и непоправимого раскола, ибо все группы и группировки еврейства тяготеют к одному и тому же магниту: Моисееву Закону. Происходит лишь бесполезная трата сил и энергии во внутренних спорах и распрях. На одни и те же, дублирующие друг друга начинания разных групп расходуется зря масса денег, когда фондов не хватает даже на основные необходимые мероприятия. Уравнение евреев в правах с неевреями, просветительство, эмиграция в Америку, сионизм, нацизм, основание государства Израиль — эти эпохальные события взвихрили и переворошили все еврейство. Между разными группами евреев возникли трения. Еще немало надо бы сделать, чтобы уладить все раздоры. Но внушительное количество евреев все-таки придерживается Закона. В Израиле таких, может быть, примерно половина — впрочем, выполняют они еврейские обряды в самой разной степени, а в других странах, наверно, около одной трети, Это, конечно, самые приблизительные догадки: точных цифр никто не знает. Людей, о которых идет речь, отличает большее или меньшее соблюдение основных законов иудейской веры, да еще то, что они дают своей молодежи сколько-нибудь серьезное религиозное образование.
Упадок традиционной учености
Однако в целом того религиозного образования, которое получали наши отцы (глубокое изучение Торы, Талмуда, многочисленных Правоведческих трудов и сводов законов и еще кое-что в придачу), нынешнее молодое поколение евреев почти никогда не получает. В сфере просвещения произошла такая революция, что сторонники как старого, так и нового находятся в полнейшей растерянности.
Однако в какую жалкую пародию оно выродилось! Маленькие дети ходили в хедер, то есть школу, и там их наставлял меламед, то есть учитель. На всякого, кто знает, как все это выглядело, слова хедер и меламед навевают самые мрачные и горькие воспоминания. В меламеды нанимался обычно разве что бедолага-неудачник, который даже в Америке, где улицы вымощены золотом, не мог найти никакой прилично оплачиваемой работы. Чаще всего это был человек невежественный, но очень вспыльчивый и склонный к рукоприкладству. Классом служила обычно его собственная убогая квартира или задняя комната нищей синагоги. Какой разительный контраст со светлыми классами общественных школ и с уверенными, изящно одетыми, образованными учителями-американцами! Мало того: то, что дети учили в американской школе, отвечало требованиям окружающей жизни. А бормотанье меламеда было курьезным эхом неведомого умершего мира. Ну и меламед был, конечно, обречен. Он уступил место талмуд-торе —вечерней школе, где работали учителями молодые американцы и где были доски, мел, звонок, красивые учебники и систематизированная педагогика.
Раньше всего пострадали иешивы — высшие учебные заведения, готовившие раввинов. Иешивы сохранили прежние программы и продолжали учить своих студентов по старинке. А им противостоял богатый выбор блестящих учебных заведений западного типа — от средних школ до колледжей и университетов с аспирантурой, — и в них можно было заниматься любыми науками и искусствами, какие только душа пожелает. Набор в иешивы резко упал, они хирели и закрывались. В Америке происходило то же, что до этого происходило в Германии, когда там начался упадок иудаизма. Многим недальновидным евреям казалось, что они подходят наконец-то к цели, к которой еврейство шло блуждая три тысячи лет.
Но когда вроде бы все пропало, евреи всегда находят способ пройти через Красное море. Нескольким старым раввинам пришло в голову, что если американские законы предписывают всем детям получить светское западное образование, эти законы не указывают, где именно дети должны получить такое образование. Ведь существовали же в Америке частные школы. А что если и иешивам включить в свои программы то, что преподается в американских светских учебных заведениях? Можно таким образом составить расписание, чтобы студентам оставалось время и для изучения Талмуда, и для получения новых знаний. Раввины обратились к властям и заручились их поддержкой.
И вот, наконец, молодые учителя английского языка, географии, истории, высшей математики, естественных наук — люди вовсе не обязательно верующие и даже не обязательно евреи официально впервые за две тысячи лет — перешли порог иешивы. Никак не афишируемое личное начинание небольшой группы людей в нижнем Ист-Сайде города Нью-Йорка в двадцатые годы 20-го века ознаменовало необратимую перемену в истории еврейского народа. Восторжествовало, в конце концов, кредо Рамбама — через семь веков после его смерти. И эта перемена быстро привела к поразительным результатам.
Современное образование
В течение двадцати лет в Америке словно бы из ничего воздвиглась стройная пирамида нового еврейского образования. Откуда ни возьмись, появились детские сады, начальные школы, средние школы, колледжи и солидные университеты. Они не обладали никакой общегосударственной структурой и были слабо связаны между собой. Каждое учебное заведение существовало на свои фонды.
Основа начального обучения в Америке — это общие дневные школы первой ступени, или начальные школы. Здесь светское образование и еврейское религиозное образование слиты воедино. Арифметика, Танах, география, английский язык, иврит, геометрия и Мишна требуют от детей одинакового приготовления домашних заданий и выполнения контрольных работ, и все это одинаково включается в табель успеваемости. Вопрос, который отчаянно обсуждался и многих очень беспокоил лет двадцать назад, заключался в том, не исковеркает ли общая дневная школа детей на всю жизнь, так что они не смогут нормально жить в открытом американском обществе. Первые такие школы были плохо организованы, ими неумело руководили, и им постоянно не хватало денег. Однако всегда находились родители, которые шли на риск и записывали туда своих детей. Шли годы, и школы улучшались, и когда прошло лет двадцать, стало ясно, что игра стоила свеч.
Почти все выпускники еврейских общих дневных школ поступали в разного рода школы второй ступени — чаще всего в общие средние школы, — чтобы получить общее среднее образование. Оттуда они шли в колледжи. В большинстве своем они учились ничуть не хуже — а зачастую и лучше, — чем их сверстники-неевреи в общественных школах и колледжах. У еврейских учащихся было то преимущество, что их приучили к строгой дисциплине и к систематическим занятиям. Они получали аттестаты и дипломы с отличием и потом, в меру своих знаний и способностей, преуспевали на избранных ими поприщах. И у них вдобавок к общему светскому образованию было еще и еврейское образование, которого не хватало их сверстникам из общественных школ. В этом заключалась вся разница.
Верхушка пирамиды — Яешиво-университет — центр изучения иудаизма и одновременно всех современных естественных и точных наук и гуманитарных дисциплин, йешиво-университет оперирует фондами в десятки миллионов долларов; у нее — десятки корпусов, разбросанных по всему городу Нью-Йорку: тут помещаются и подготовительные факультеты, и колледж наук и искусств, и иешива, и разнообразные лаборатории, и специализированные факультеты для аспирантов, и оборудованный по последнему слову науки и техники медицинский центр, и медицинский колледж имени Альберта Эйнштейна.
Этот университет, находящийся в городе Нью-Йорке, — отнюдь не единственный солидный центр еврейского образования в США. Однако ешива-университет в Нью-Йорке — самое крупное из всех этих учебных заведений, там студенты получают высшее образование широкого профиля. Это было первое еврейское высшее учебное заведение, посвятившее себя как изучению иудаизма, так и всех современных наук и искусств. (Примечание переводчика)
Новая система образования способствовала подъему так называемой современной американской ортодоксии — движению, которое лет двадцать тому назад было так же трудно себе представить, как сейчас трудно представить всеобщий мир на земле. Основателями и энтузиастами нового движения стали энергичные молодые евреи лет тридцати пяти или моложе, в основном — выпускники колледжей. Они объединялись в клубы, основывали синагоги, строили миквы, организовывали лекции и семинары, создавали общие дневные школы — и стали таким образом своего рода первооткрывателями. Это были стопроцентные американцы, и они вели себя как американцы. Может быть, именно потому, что они сознавали, каким парадоксом кажется на первый взгляд их деятельность, они придавали большое значение тому, чтобы одеваться по последней моде, быть в курсе новейших научных познаний и последних течений в литературе и искусстве и жить современной жизнью, пользуясь всеми техническими новинками, какими пользуется средний американец из пригорода. Построенные ими синагоги по своей архитектуре напоминали здания Фрэнка Ллойда Райта (Фрэнк Ллойд Райт, 1867-1959 гг. — великий американский архитектор, создатель «органической архитектуры» — одного из новейших современных архитектурных стилей. — Примечание переводчика). Женщины и мужчины в этих новых синагогах сидели порознь, но места для женщин были не хуже, чем места для мужчин. И тем не менее это движение не выработало последовательных, отчетливых форм. Новая американская ортодоксия — еще не завершенный эксперимент, но он распространяется. Основное Моисееве сообщество — со слабо связанной, но громадной сетью синагог и талмудических школ, разбросанных по всему миру, с бессчетными тысячами зданий старых и новых, грандиозных и крошечных — придерживается традиционных обрядов; однако живут и ведут себя прихожане так же, как и все люди на Западе, и проповеди читаются по-английски или по-французски, по-испански (то есть на языке страны, где живут евреи), хотя молитва звучит исключительно на древнееврейском.
В Израиле ортодоксальный иудаизм пронизывает всю жизнь страны. Имеются отдельные группы старых евреев, живущих по еврейским нормам, но говорящих на языке идиш. Есть ортодоксальные коммуны, торговые училища, экспериментальные фермы, существует сеть иешив, и недавно создан Университет имени Бар-Илана, взявший себе за образец йешиву-университет в Нью-Йорке. Среди ортодоксальных евреев есть моряки, генералы, инженеры, ученые, каменщики, эстрадные артисты, журналисты, министры и водители такси. Израильские города усеяны синагогами, как американские — церквами. В той мере, в какой иудаизм существует в Израиле, это — ортодоксальный иудаизм во многих своих вариациях. Разумеется, в Израиле много евреев-сефардов из стран Африки и Ближнего Востока: сефарды привносят в принятые еврейской диаспорой формы восточную экзотику.
Однако Израиль не является религиозной страной в том смысле, в каком религиозной страной является, например, Испания. Ведущие партии в Израиле — это социалистические партии. Культура свободна и носит довольно скептический характер. В последней главе я напишу несколько слов об этой удивительной стране евреев. Здесь же мне хотелось бы только отметить, что ортодоксальный иудаизм со всем характерным для него мальштремом противоборствующих мнений и чувств не без труда укрепляется в Израиле как религия, вполне совместимая с современным образом жизни, и своим изменчивым характером эта религия смущает как стариков, цепляющихся за прошлое, так и агностиков, упорно отрицающих Моисеев Закон.
Хасидизм
Среди ортодоксальных евреев особое место занимают хасиды. Несмотря на особо ревностное соблюдение предписаний Торы, только некоторые группы хасидов выступают сейчас против современного западного образования.
Хасидизм основан в большой мере на каббале. Основателем хасидского движения был Баал Шем Тов, родившийся в 1700 году в Польше. Человек обширных и глубоких познаний, Баал Шем Тов начал в иудаизме движение романтического возрождения. Он учил, что все евреи — от людей высокой учености до неграмотных — могут угодить Б-гу приношением своей любви и службой своего сердца. Баал Шем Тов провозгласил, что хасидские способы служения Б-гу — это веселье, радостное пение и пылкие молитвы в собрании всей общины под водительством любимого людьми Ребе — праведника-учителя, связывающего человечество с Б-гом и владеющего тайнами каббалы; и хасидизм стал быстро распространяться по европейским гетто. Он открыл дорогу к иудаизму очень многим людям, которых отталкивали сложные, загроможденные мелочными подробностями талмудические изыскания раввинов в иешивах.
Учение каббалы утверждает, что за пределами нашего мира существуют другие миры, что дух более реален, чем материя, что с помощью старинных священных изречений можно творить сверхъестественное. Для узников гетто, обреченных на нужду и бесправие, это учение было весьма привлекательным. Стать учеником и спутником Ребе — чудотворца, которому открыты истины каббалы и пути к над-природному, святого человека, в чьих словах таится волшебство и чьи мельчайшие жесты полны мудрости и красоты, — жить в близости к такому человеку означало покинуть этот темный, серый мир и проникнуть в мир сияния.
Истинная сила хасидизма заключалась в том, что во многих гетто Восточной Европы появились люди, наделенные достаточным даром, чтобы стать такими Ребе. Их изречения становились народными пословицами и поговорками — яркими, свежими, мудрыми, окрашенными новым цветом, заимствованным частью из земного, а частью из внеземного мира. Деяния этих Ребе уже при их жизни вошли в легенды, в предания, превратились в своеобразные еврейские жития святых. Имена Ребе слились с названиями их родных городов, как будто эти люди были графами или герцогами: Любавичский Ребе, Люблинский Ребе, Бердичевский Ребе. Они стали родоначальниками династий, и нередко, когда Ребе умирал, его положение в общине наследовал сын или зять.
В свои ранние годы хасидизм принял такие формы, которые смущали многих евреев. Их смущали у хасидов самозабвенная и восторженная манера, необычность одежды и поведения, некоторые изменения, вводимые в молитвы. Но смутительнее всего казалась теория, согласно которой изучение Закона менее угодно Б-гу, нежели простое рвение (это было искажение идеи Баал Шем Това, но искажение весьма популярное). И именно эта теория послужила поводом к раздорам, ибо она воспринималась как конец раввинского иудаизма. В течение двух веков хасидизм сумел охватить широкие слои еврейства, укрепиться и завоевать свое прочное место в нашей религии.
До сего дня некоторые особенно ревностные хасиды, куда бы они ни пошли, до мельчайших подробностей одеваются и ведут себя так, как одевались и вели себя евреи польского гетто в 18-ом веке: они носят длинные пейсы, меховые шляпы и так далее. Но все больше и больше хасидов, по мере того как они вживаются в современный деловой мир, принимают в той или иной мере обличье современного западного человека — хотя их преданность своему Ребе отнюдь от этого не уменьшается. Некоторые из этих Ребе до сих пор отвергают радио, телевидение и кино; и все они в той или иной мере подозрительно относятся к современному западному образованию. Наиболее многочисленная и влиятельная хасидская группа современности считает своим духовным вождем Любавичского Ребе, который живет в Бруклине. У хасидов этой группы — довольно либеральные традиции: их нынешний Ребе, например, окончил Сорбонну, в их школах используется современная учебная техника и современная методика преподавания, и они не только не чураются профессионального обучения, но подняли его на значительную высоту. Членом именно этой хасидской секты был мой дед. То, что он намеренно избегал носить современную западную одежду и отказывался изучать английский язык, было, наверно, следствием его хасидских пристрастий. Однако, с другой стороны, он всю свою жизнь посвятил ученым занятиям, и он никогда не возражал против того, чтобы мы получили самое лучшее образование, какое только возможно.