Хасиды и ортодоксы в чем разница

Разница между хасидами и ортодоксальными евреями

Понимание различных религий извне может сбивать с толку. Возьмем, к примеру, хасидов и ортодоксальных евреев. Как они могут иметь такие разные подходы и при этом оставаться евреями? Читай дальше, чтоб

Содержание:

Понимание различных религий извне может сбивать с толку. Возьмем, к примеру, хасидов и ортодоксальных евреев. Как они могут иметь такие разные подходы и при этом оставаться евреями? Читай дальше, чтобы узнать больше.

Таблица результатов

Евреи-хасидыОртодоксальные евреи
Это секта ортодоксального иудаизма.Подход к иудаизму
Самая строгая сектаСодержит строгие и более адаптированные секты
Дети в основном получают религиозное образованиеДети могут получить как религиозное, так и светское образование, в зависимости от того, к какой секте они принадлежат.
У них отличительная одеждаНекоторые секты имеют отличительную одежду, но от всех требуется скромность.

Определения

Евреи-хасиды на самом деле секта внутри большей группы ортодоксальных евреев. Хотя они живут в светском мире, евреи-хасиды придерживаются традиций и пытаются интегрировать и адаптировать некоторые современные элементы в своей повседневной жизни. В противном случае они живут по Талмуду, изучают Тору, и все их сообщество посвящено ведению благочестивой жизни, которую олицетворяет их имя.

Ортодоксальные евреи представляют собой более крупную категорию евреев, с сектами от ультраортодоксальных (крайне изолированных и очень строго соблюдающих правила) до современных ортодоксальных евреев. Эта группа включает евреев-хасидов и представляет собой традиционную форму соблюдения еврейских традиций.

Хасиды против ортодоксальных евреев

Отношения со светским миром

Из всех ортодоксальных еврейских сект евреи-хасиды являются самыми строгими и считаются ультраортодоксальными. Для сравнения, в группе православных есть также современные ортодоксальные евреи, которые адаптировали свой образ жизни к большему количеству элементов современной жизни.

Внешность

У евреев-хасидов особая одежда, особенно для мужчин, которые носят длинные пальто и меховые шапки. Они отращивают бороды и имеют локоны по бокам. Женщинам полагается носить скромную одежду, закрывающую их от шеи до колен. Также замужние женщины должны покрывать волосы. В некоторых крайних случаях ультраортодоксальные еврейские женщины даже бреют головы и носят шарфы.

С другой стороны, современные ортодоксальные евреи более адаптированы к современной жизни и не имеют никаких ограничений в одежде, кроме скромной одежды, которая остается обязательной.

Образование

Евреи-хасиды в основном получают религиозное образование, тогда как современные ортодоксальные евреи имеют как религиозное, так и светское образование.

Военная служба

В Израиле современные ортодоксальные евреи служат в армии, в отличие от евреев-хасидов.

Источник

Ортодоксальные евреи: кто они?

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

Некоторые евреи в Израиле ведут обыкновенный образ жизни, в одежде отдают дань современной моде, занимаются воспитанием детей по европейским канонам, стремясь дать им лучшее образование. Другая часть, так называемые ортодоксальные евреи в Израиле живут согласно всем канонам Галахи, которые сформировались еще во времена Нового времени.

Что такое Галаха?

Галаха – перечень правил, которые регламентируют жизнь еврея по всем канонам иудейской религии. Евреев, относящихся к ортодоксальным, видно издали. Ортодоксальные евреи, обычаи которых проявляются даже в одежде, очень своеобразны. Вся одежда у них только черных или белых цветов, даже нижнее белье. Обязательно присутствует головной убор в виде шляпы, с которой свисают пейсы. Обычные, или рабочие евреи и ортодоксальные евреи не слишком славят друг друга. Есть даже ряд поговорок на этот счет. Такая взаимная антипатия вполне оправдана, и имеет под собой ряд оправданий. Обычные евреи, работящие, не слишком довольны тем, что обеспечивают своим трудом благо всей страны и народа, в то время как ортодоксальные евреи думают, что все остальные живут не по законам веры. Ортодоксальные евреи регулярное встречаются не только в Израиле, но и далеко за пределами своей исторической родины, и появление в городе другой страны ортодоксального еврея – действие довольно интересное и экзотическое.

Какие у них правила?

Ортодоксальные евреи имеют ряд своих правил, касательно работы и жизни в целом. Они не выходят на работу в субботу. А под работой ортодоксальные евреи подразумевают также походы в магазин, спуск на лифте, готовку еды. Все, что дозволено делать еврею в воскресенье – это есть, пить и общаться друг с другом. Тенденция последнего времени – разгром или пикетирование ортодоксальными евреями различных заведений, которые позволяют себе работать в субботу. Такими поступками они призывают остальных жить по правилам иудаизма. Ортодоксальная еврейская молодежь придумала себе новое развлечение. Собираясь небольшими группами в субботнее время, они повадились нападать на таксистов и работников магазинов, а также на других евреев, которые, по их мнению, нарушили закон иудаизма касательно субботы.

Нельзя сказать, что жизнь ортодоксальных евреев легка и полна празднеств. Ортодоксальный еврей должен неуклонно соблюдать все правила Торы, а их 613! И это только в будние дни. По этим причинам времени на трудовую деятельность у ортодоксального еврея просто не остается. Любое движение или решение должно быть согласовано согласно правилам Пятикнижия. Свод правил касается пищи – ортодоксальные евреи могут употреблять только кошерную еду, а также придерживаться правил в одежде. Ортодоксальные евреи одежду шьют только у специально обученных портных. Ортодоксальные евреи в обязательном порядке делают обрезание, молятся трижды в день, служат неуклонно Богу и т.д. Получается, ортодоксальные евреи абсолютно равнодушны и не проявляют никакого интереса ни к чему, кроме своей религии.

Особенности быта и времяпровождения

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

Места обитания ортодоксальных евреев не отличаются чистотой и уютом, дети имеют неопрятный вид и плохое воспитание. Все, что делают ортодоксальные евреи – учеба и молитва, на все остальное есть «Воля Бога». Они не занимаются оплатой налогов в казну государства, и в тоже время не гнушаться постоянно, требовать социальную помощь. Ортодоксальные евреи делятся на несколько групп. Приверженцы хасиди называются ультра ортодоксальными евреями. Они заправляют брюки в носки, чтобы «не было прикосновения с нечистой землей». Женщины сбривают волосы на голове и закрывают головы париком. Более приближенные к нормальной современной жизни – ортодоксальные евреи – модернисты, но их существование другие хасиды не признают.

Изучение Торы – главная ценность в мире харедим. Твой вес в этом обществе определяется не размером счета в банке, а тем, насколько ты продвинут в знании Талмуда. Например, юноша, все время посвящающий учебе и живущий на очень скромную стипендию йешивы, – более завидный жених, чем тот, кто работает и, соответственно, лучше обеспечен. Довольно распространенная ситуация, когда в семье зарабатывает жена, а муж все время учится в коллеле (учебном заведении для женатых мужчин).

Чем же отличается ортодокс от обычного хасида?

Итак, что же значит – хасид? На самом деле это название произошло от еврейского слова хасидут, что в переводе звучит как благочестивый праведник, обладающий особым усердием и соблюдающий все предписания иудаизма. Впервые религиозное движение хасидов возникло во второй четверти восемнадцатого века среди представителей еврейской национальности, проживающей не только на территории России, но и в Польше, а также на территории Литвы.

Первоначально под общим веянием того времени появились хасиды каббалисты отличавшиеся от обычных ортодоксов своей религиозной направленностью. Среди хасидов встречались также аскеты-одиночки, которые проводили своё время в молитвах и постоянных постах, напряжённо ожидая спасения. Встречались и такие, которые жили группами, они проводили свои дни в молитвах, исполнении заповедей и постоянном учении. У хасидов того времени были особые молитвы, которые сопровождались танцем и разнообразными движениями. Современный хасидизм широко распространился сначала по территории Украины, позднее попал в Польшу и Венгрию и даже смог превзойти в популярности раввинистический иудаизм, но, несмотря на особую популярность, он не нарушал границы, в любое время, оставаясь верным определённым требования и традициям иудаизма.

Прежде всего, тем, что ортодоксальный еврей должен придерживаться и обязательно соблюдать шестьсот тринадцать правил Пятикнижия, причём делать он это должен ежедневно. Согласно установленным правилам кошерной может быть не только еда, но и одежда. Именно поэтому при её изготовлении не допускается использовать шерсть и лён одновременно, а чтобы не нарушать установленных правил, всю одежду ортодоксы заказывают у проверенных портных.

Ортодоксальный еврей в отличие от того же хасида не может надеть одежду не чёрного цвета. Поскольку нарушать установленные правила нельзя, все ортодоксальные евреи носят только чёрную одежду, причём это правило относится не только к верхней одежде, но и к нижнему белью. Женщины ортодоксальной веры также должны соблюдать установленные правила, а именно, не обнажать ноги и руки, а также область декольте. Для каждой женщины портные шьют специальные чулки и гольфы.

Дезертиры

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

К армии в Израиле отношение трепетное. Старушка, садящаяся в автобус, настаивает, чтобы группа солдат прошла впереди нее, и не терпит возражений. Хозяин кафе бесплатно кормит ребят в военной форме. Повсеместно принято подвозить едущих на побывку домой солдат на своих машинах, все на каждом углу говорят им «спасибо»…

У харедим – все наоборот. Если ты пошел в армию, твой статус понижается. Самые лучшие невесты за такого парня уже не пойдут. Более того, многие его осудят. В харедимном мире есть группы, которые активно борются с призывом в армию, расклеивая обидные плакаты и подвергая оскорблениям солдат, которые все же пошли служить. Почему?

Дело в том, что армия в Израиле – это не столько защита от врага (с этой задачей с успехом справляются спецслужбы), сколько инструмент социализации. Если отслужил – ты вписан в израильское общество, тебе открыты все двери, ты свой. Именно этого и не хотят харедим. Принципиально важно стоять особняком, не смешиваться с этим обществом, которое основано на других ценностях.

Когда же харедим упрекают в том, что они отказываются защищать страну, они возражают, что защищают не танки и автоматы, а покровительство Всевышнего. Светские же граждане, нарушая заповеди, как бы снимают с себя Его защиту, подвергая опасности весь народ. Таким образом, это не мы, а они – дезертиры.

Тем не менее, в последнее время служить идет все больше «черных» юношей. Естественно, они служат не в обычных, а в специально созданных для них «харедных» частях, где строже правила кашрута и нет женщин. Но если раньше в армию шли обалдуи, не способные учиться в йешиве, то теперь идут не только худшие, но и средние ученики. Религиозные учебные заведения уже не могут принять такое количество народа.

Родители бояться отдавать своих детей на военную службу, утверждая, что там они «потеряют свою религиозную уникальность».

Ультра-ортодоксы

Лидеры Израиля в 1940-х заключили договор с ультра-ортодоксальными раввинами из стран Восточной Европы, чтобы помочь им сохранить традиционные еврейские обычаи, которые были почти уничтожены во время Холокоста. Тогда премьер-министр Израиля Давид Бен-Гурион согласился освободить около 400 студентов от военной службы, чтобы они могли посвятить свои жизни исследованию основных еврейских писаний, Торы и Талмуда.

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

Их отличить проще всего по их одежде. Там нет цветов, только черное и немного белого. Говорят, что это у них траур по разрушенному иерусалимскому Храму. Они переоденутся в белые одежды, когда придет Машиах (Мессия) и отстроит третий иерусалимский Храм. Но Машиах не торопится с приходом уже два с половиной тысячелетия, несмотря на все усилия ультра-ортодоксов приблизить это великое событие. Чтобы как-то оправдать его упорное нежелание появиться на Земле Израиля, ультра-ортодоксы сваливают всю вину на светских и на «вязанные кипы». Мол, не соблюдают они заповеди Моисея. Вот когда весь народ, как один, перестанет ездить по шаббатам, когда закроют все некошерные кафе и магазины, когда … словом, несть числа условиям, которые необходимо соблюдать, чтобы дождаться прихода долгожданного Мессии. А пока наиболее рьяные из них вывешивают у себя на окнах и на заборах плакаты, напоминающие былые советские агитки: «К приходу Машиаха – готовы!». Это те, кто уже потерял надежду на коллективную встречу и в одиночку зазывают долгожданного гостя к себе «на огонек».

Необходимым условием прихода Машиаха является скромная одежда религиозных женщин. Если у вас возникли сомнения по поводу длины юбки или рукавов на блузе – идите к местному раввину! Он для того и посажен общиной, чтобы община соблюдала правила еврейского образа жизни. Если вы – женщина, и ваша одежда не отвечает требованиям местных знатоков Торы, то в районы, где живут ультра-ортодоксы, вам лучше не забредать. Запросто могут побить камнями, таков древний обычай у иудеев! Он также обязывает замужнюю женщину носить головной убор, шляпку или платок. Не приведи Господь, посторонний мужчина или даже сам Машиах увидит немытые пряди ее волос и соблазнится ею! Поэтому свои волосы лучше всего отстричь наголо, а голову покрыть кокетливым париком. Уж на него точно никто из посторонних не польстится. Интересно, что про парики в Галахе –своде еврейских законов и запретов – ничего не сказано.

На машине в религиозные районы лучше по субботам не заезжать вообще. Даже в случае крайней необходимости или же по ошибке (это, кстати, касается туристов, самостоятельно путешествующих по Израилю!), ибо камень в лобовое стекло может надолго лишить вас желания нарушать покой местных мракобесов. Жаль, что у GPS-навигаторов нет пока возможности оградить водителей от таких ошибок.

Видео

Источник

Иудаизм в его разнообразии

Если вы думаете, что строки Игоря Губермана «В любом вопросе два еврея имеют три различных мненья» относятся к футболу, политике, финансам и воспитанию детей, но совершенно не затрагивают религию, то вы ой как ошибаетесь. Единственное, в чем тут сходятся евреи — Б‑г есть и он один (ну ладно, ладно, не все признают Его существование. Но если уж еврей верит в Б‑га, то именно в Того Самого Единственного, создавшего землю за семь (не шесть!) дней). А дальше начинаются расхождения.

В принципе это нормально. Как вы помните, еврейский народ сформировался из потомков 12 Колен, и еврейские мудрецы говорят нам, что во время Исхода из Египта море расступилось перед евреями на 12 сухих рукавов, так что каждое колено шло по своему пути. Да и в дальнейшем, в Иерусалимском Храме было 13 ворот — 12 для представителей каждого из колен и одно для тех, кто не знал (забыл) из какого колена он происходит или просто был потомков брака от представителей разных колен.

Для чего так поступали? У каждого из колен Израилевых (да и вообще у каждого человека) существуют свои особенности характера и склада ума и потому наиболее полное служение Вс-шнему и достижение поставленных Им целей должно было осуществляться различными путями. И хотя 10 из 12 колен давным-давно потеряны (и как полагают многие – навсегда), но принцип разнообразия мы сумели пронести сквозь века и испытания. Посему на данным момент иудаизм включает в себя огромное количество различных движений и течений, которые помогают евреям наиболее полно реализовывать себя в процессе служения Вс-шнему.

КАК БУДЕМ ДЕЛИТЬ?

Делить будем не по-братски и не поровну, а по-научному. Причем классификацию проведем от общего к частному.

В самом общем случае современный иудаизм можно разделить на ортодоксальный и неортодоксальный, то есть на строгих приверженцев буквы закона и людей, которые строго придерживаются принципа не придерживаться принципов слишком строго.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ ЕВРЕИ

«Ортодокс» — это и есть «православный». Впрочем, поскольку это слово изначально имело негативный оттенок, сами религиозные евреи называли себя йереим («Б‑гобоязненные»), харедим («трепещущие (перед Вс-шним)») или датиим («знающие», т.е. «религиозные»). Спустя некоторое время сами ортодоксы смирились с тем, что они ортодоксы и даже перестали этого стесняться. Хотя так религиозных евреев называют на нееврейских языках. В Израиле, где в ходу иврит, они по-прежнему «харедим» и «датиим». А противники, желая уязвить их, называют не ортодоксами, а досами («досиим» – так звучит в ашкеназском варианте иврита слово «датиим»).

Ортодоксальный иудаизм при всем его многообразии и различиях в общем виде делится на «литовский» иудаизм (иногда его и называют ортодоксальным), хасидизм и ортодоксальный модернизм.

Традиционный иудаизм. Вообще-то полторы тысячи лет назад его бы назвали талмудическим иудаизмом. Тогда еврейский мир переживал раскол на караимов, признававших только Письменную Тору (Пятикнижие Моисеево) и ее буквальное прочтение (потому они и назвались «караимами» — «читающими») и евреями, считающими, что помимо Письменной Торы Моше на горе Синай получил и комментарии и объяснений к ней, названные Устной Торой и вкратце законспектированные в Талмуде. Со временем караимы окончательно отошли от иудаизма и еврейского народа и уточнения, какой именно у нас иудаизм больше не требовалось. Иудаизм и все.

Однако в XVII веке, после появления р. Исраэля Баал Шем-Това и его сторонников, которые назывались хасидами, часть религиозных евреев выступила против них. Это сейчас понятно, что хасиды люди вполне ортодоксальные и кошерные, но тогда еще была жива память о ересях саббатианства и франкизма (лже-мессии Шабтай Цви и Яаков Франк), поэтому появление нового учения вызвало настороженность и недоверие.

Противники хасидов так себя и назвали — «митнагдим» («противящиеся»). Борьбу с хасидами возглавлял один из самых выдающихся еврейских мудрецов (да-да, к сожаленью, споры и расколы в еврейской среде не редкость) — рабби Элияу из Вильно (Вильнюс), известный также как Виленский гаон («гений из Вильно»). Вообще, благодаря усилиям Виленского гаона Литва превратилась не только в оплот сопротивления хасидизму, но и в один из мощнейших бастионов еврейской учености. В XIX-XX вв. большинство знаменитых еврейских учебных заведений-ешив располагались именно в Литве и прилегающих частях Польши и Белоруссии (которые также назывались Литвой). В общем, как-то незаметно, термин «литовский» стал синонимом ортодоксального нехасидского иудаизма. Сами евреи называли своих литовских братьев «литваками» и до сих пор о религиозном не-хасиде часто говорят как о литваке.

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

Рабби Элияу из Вильно, Виленский гаон (1720-1797 гг.)

Дресс-код литвака — черный низ-белый верх и черный совсем-верх (пиджак и шляпа). Фасоны одежды напоминают одежды движения Хабад (это хасидское движение также зародилось в Литве) и не очень похожи на одежды других хасидов.

Хасидизм. Еврейские энциклопедии трактуют хасидизм как «религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке», но любой хасид скажет вам, что хасидизм – это не движение, а образ жизни (и мыслей). Наверное, так оно и есть, ведь слово «хасид» переводится как «благочестивый». В отличие от литваков, особый акцент делающий на учебе и имеющих свою «литовскую» методику изучения Торы, хасидизм особенное значение придает эмоциональному постижению Б-га. Интересно, что некоторые хасидские движения, зародившиеся на территории Литвы (Хабад, Карлин-Столин), бОльший упор делают на интеллектуальную составляющую познания, оставляя эмоции «польским» хасидам.

Хасидизм отличается географическим разнообразием. Его можно разделить на «литовский», «польский» и «венгерский» (названия отражают границы XIX века и не вполне соответствуют нынешним реалиям). Эти хасидизмы отличаются различными соотношениями интеллектуальной и эмоциональной составляющей (помните про 12, точнее 13 ворот Храма? Вот и хасидизм для каждого стремится найти свой путь.). Причем, как в известном анекдоте, это деление не в полной мере отражает многообразие имеющегося ассортимента, ведь течения хасидизма формировались как группы последователей определенного ребе (духовного наставника) и свои название эти группы, как правило, получали по месту, где находилась резиденция ребе. Всего насчитывалось примерно 150 хасидских движений и, хотя время и тяжелая история европейского еврейства разметала их по миру, названия остались и по ним до сих можно изучать географию Восточной Европы: Сатмар, Хабад-Любавич, Бреслав, Бобов, Сквира, Вижниц, Цанз, Клойзенбург, Пупа, Мункач, Спинка, Карлин-Столин, Белз, Гур, Гусятин, Чертков, Ружин.

От всех остальных течений иудаизма хасиды на взгляд внешнего наблюдателя отличаются наибольшим использованием в быту идиша (а не иврита или языков страны проживания), одеждой, фасоны которой не менялись с середины XIX века, а также особыми хасидскими мелодиями-нигунами.

Ортодоксальный модернизм — третье ортодоксальное течение иудаизма и самое популярное в Израиле. Создано в середине XIX века раввином Цви-Рефоэлем Гиршем как ответ на действия реформистов и первоначально называлось «нео-ортодоксальным». Главный принцип, провозглашенный нео-ортодоксами — «Тора ве-д-рех эрец», т.е. гармоничное сочетание Торы с окружающим (современным) миром.

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

Рав. Цви-Рефоэль Гирш (1808-1888)

То есть ортодоксальный модернизм придерживается принципов ортодоксального иудаизма, но при этом интегрирует их с современной культурой и цивилизацией, а также с религиозным пониманием сионизма (важнейшее различие между нео-ортодоксами и реформистами в том, что одни пытаются согласовать современный мир с законами Торы, а другие — Тору с законами современного мира).

В конце XIX-начале XX века из ортодоксального модернизма возникло новое направление религиозный сионизм — духовным лидером которого стал раввин Авраам-Ицхак Кук. Это движение разрабатывает концепцию важности заселения Земли Израиля с точки зрения принципов иудаизма, и по понятным причинам, большинство приверженцев этого движения находятся в Израиле. Их отличительной особенностью (дресс-кодом) является вязаная кипа, поэтому «кипот сругот» («вязаные кипы») стали фактически вторым названием для религиозных сионистов.

ПЛОД ПРОСВЕЩЕНИЯ

Неортодоксальный иудаизм возник в ходе развития движения, которое называлось Ѓаскала (Аскала, «Просвещение», XVII-XIX вв.). В отличие от европейского Просвещения, бывшего на пару столетий раньше, картин еврейские просвещенцы не рисовали, архитектурных шедевров не возводили, зато интенсивно (и с большим успехом) постигали мудрость других народов. Главный принцип еврейских просвещенцев: «Будь дома евреем, а на улице человеком» и лег в основу трех основных неортодоксальных течений: реформистского, реконструктивистского и консервативного.

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

Авраам Гейгер (1810-1874)

Реконструктивистский иудаизм — это система идей, рассматривающая иудаизм как цивилизацию. Религиозную цивилизацию.

Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть фото Хасиды и ортодоксы в чем разница. Смотреть картинку Хасиды и ортодоксы в чем разница. Картинка про Хасиды и ортодоксы в чем разница. Фото Хасиды и ортодоксы в чем разница

Мордехай Каплан (1881-1983)

В общем, это тоже прогрессивные люди (первая реконструктивистская организация называлась «Общество содействия прогрессу иудаизма»), но немножко по-другому.

Реконструктивисты рассматривают еврейские ритуалы не как закон, а как способ коллективного выживания еврейской общины и духовного развития ее членов. А раз так, то решение, какие ритуалы и обряды исполнять даровано каждому человеку в отдельности (конечно, он должен принимать в расчет не только собственные потребности, но и потребности общины). В общем, это играем, это не играем, а тут рыбу заворачиваем.

Из молитвенника реконструктивистов исключены упоминания об избранности еврейского народа, о Б‑годанности Торы и о Машиахе (Мессии) как личности.

Консервативный иудаизм — несмотря на свое название, не слишком консервативен. Ну разве что по сравнению с реформистским. Он собственно и возник как ответ на действия реформистов, но в попытках найти компромисс между традиционным вероучением и современностью, он придерживается наименее радикальных взглядов («зачем резать? я вам дам таблетку и все само отвалиться»).

Основные принципы консервативного иудаизма таковы: а) признание Галахи (еврейского закона) в качестве руководства к жизни; б) не-фундаменталистское преподавание основ еврейской религии; в) позитивное отношение к современной культуре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *